В своей работе автор рассматривает взаимоотношения государства, в лице служащих госучреждений и детей, оставшихся без попечения родителей. Исследую законы и подзаконные акты, автор на собственном опыте судит о работе государственной системы с детьми, оставшимися без попечения родителей. Работа была создана для конкурса "Право глазами детей"
Вложение | Размер |
---|---|
gosudarstvo_i_deti_ostavshiesya_bez_popecheniya_roditeley.doc | 75.5 КБ |
В современном мире человека окружает много опасностей:
дорожные аварии, стихийные бедствия, террористические акты. Средства массовой информации постоянно рассказывают со своих страниц и экранов телевизоров о несчастных случаях. В Интернете размещаются сообщения о человеческих трагедиях, в результате которых остаются сиротами дети.
Многие взрослые, в том числе и родители, имеющие детей , часто относятся к своим обязанностям легкомысленно, зачастую просто забывая о них. Дети в этом случае также остаются без присмотра родителей.
Дети могут остаться без попечения родителей и в других случаях, попробую рассмотреть некоторые из них.
-Длительное отсутствие родителей. Часто родители вынуждены уезжать на заработки в города или даже другие страны.
-Отбывание наказания в исправительных учреждениях или содержание под стражей в период следствия. Сроки пребывания людей под стражей, особенно в период следствия может растягиваться не на месяцы – на годы.
-Розыск родителей органами внутренних дел в связи с уклонением от уплаты алиментов, отсутствием сведений об их месте нахождения. От выполнения своих обязанностей могут уклоняться и отцы, и матери. Причин такого поведения может быть множество: от алкоголизма и наркомании до потери памяти и убийства.
- -Нахождение родителей в длительных служебных командировках. Обычно детей оставляют на попечении родственников или знакомых. В наше время довольно распространенное явление.
-Родители добровольно отдают детей под опеку (попечительство) другим лицам. Это может происходить по финансовым причинам, когда у родителей нет возможности прокормить ребёнка. Иногда причиной может стать неспособность влиять на ребёнка, когда он просто не слушается родителей.
-Уклонение родителей от воспитания детей . Основными причинами также становятся вредные привычки или занятость родителей на службе или работе.
-Отказ родителей забрать ребёнка из воспитательного учреждения или больницы. Причиной чаще всего становится болезнь ребёнка .
Во всех этих случаях ребёнок становится сиротой. Его статус определяется
в Федеральном законе
От 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ
«О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, оставшихся без попечения родителей».
Статья 1. Понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе.
Дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
Дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признание родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных , лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребёнка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
Таким образом, в результате огромного количества причин ребёнок может остаться без опеки взрослых.
В своей работе я хотела узнать сама и рассказать другим о том, как в нашей стране живётся детям- сиротам. И о том, что делает наше государство для защиты интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Представим, что ребёнок оказывается в одной из выше приведённых ситуаций. Окружающие: соседи, родственники, учителя школы, преподаватели специализированных школ, а сейчас – социальные педагоги обязаны поставить в известность органы опеки.
Роль социальных педагогов в таких вопросах велика и разнообразна: социальные педагоги, используя законодательные документы по защите прав детей и их законных интересов, выявляют нарушения прав несовершеннолетних. Используют для этого информацию от классных руководителей, педагогов школы, педагогов-психологов, информацию РУО, а также устные заявления жителей.
Социальные педагоги обследуют материально-бытовые условия опекаемых, проводят плановые встречи с опекунами по вопросам успеваемости, состояния здоровья, досуга опекаемых.
Обеспечивают получение профессионального образования, окончившим 9 и 11 класс.
Социальные педагоги ведут профилактическую работу с опекунами, опекаемыми по предупреждению правонарушений и пропаганде здорового образа жизни. Взаимодействуют с преподавателями школ с целью оказания помощи слабоуспевающим ученикам.
Рассматривают и разрешают вопросы нарушения прав несовершеннолетних совместно с отделом по охране прав детей.
В ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», принятом Государственной Думой 21 мая 1999 года и одобренным Советом Федерации 9 июня 1999 года, говорится в статье 12:
Органы управления социальной защитой населения в пределах своей компетенции:
В статье 9:
2. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетентности обязаны обеспечить соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, грубого обращения, сексуальной или иной эксплуатации..
Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обязаны незамедлительно информировать органы опеки - о выявлении несовершеннолетних , оставшихся без попечения родителей или законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющих угрозу их здоровью или препятствующих их воспитанию…
В нашей стране развита целая сеть специальных учреждений для содержания детей, оставшихся без опеки родителей или людей их заменяющих.
И дальнейшая судьба ребёнка может сложиться по-разному, в зависимости от того, какая форма содержания будет выбрана.
Это может быть учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и /или воспитываются) дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей…
А также опека и попечительство – форма устройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов: опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет; попечительство устанавливается над детьми в возрасте от14до 18 лет.
Это может быть приёмная семья – форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребёнка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приёмными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью)
Остановимся подробнее на специализированных учреждениях. В ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» говорится:
Статья 13.Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
1.К специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
3) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве…
2.В специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, круглосуточно принимаются в установленном порядке несовершеннолетние:
1) оставшиеся без попечения родителей или законных представителей…
4. Несовершеннолетние, добровольно обратившиеся в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, имеет право покинуть его на основании личного заявления…
Статья 14. Органы управления образованием и образовательные учреждения.
2)осуществляют меры по развитию сети специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, образовательных учреждений, детских домов и школ-интернатов для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…
3. Детские дома и школы-интернаты для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с уставами указанных учреждений или положением о них:
1)принимают для содержания, воспитания, обучения, последующего устройства и подготовки к самостоятельной жизни несовершеннолетних в случае смерти их родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах т.п.
Дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей имеют право на образование. Об этом говорится в Федеральном законе
«О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, оставшихся без попечения родителей»
Полное государственное обеспечение предоставляется для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - представление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приёмных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды и обуви, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещения их полной стоимости;
Обучающиеся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 18 лет и старше, но не более, чем до 23 лет имеют право на полное государственное обеспечение и дополнительные социальные гарантии до окончания профессионального обучения в очных образовательных учреждениях.
Статья 6. Дополнительные гарантии права на образование.
Дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются бесплатным проездом на городском, природном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом к месту жительства и обратно на учёбу
Таким образом, в нашей стране полностью осуществляется право детей на образование.
После получения образования или профессии человек должен найти работу, чтобы зарабатывать себе на жизнь, кормить семью, детей. Здесь детям, оставшимся без опеки родителей, также помогает государство.
Из ФЗ № 159-ФЗ
Статья 9. Дополнительные гарантии на труд.
В законе предусмотрены все возможные трудности, с которыми может столкнуться молодой человек, при трудоустройстве на работу.
Для нормальной жизни человеку необходимо жилище. Зачастую дети, выпущенные из образовательных учреждений - выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица, находящиеся на полном государственном обеспечении и закончившие своё пребывание в данном учреждении в связи с завершением обучения испытывают трудности при получении жилья, хотя в ФЗ № 159-ФЗ
говорится:
Статья 8. Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение.
В средствах массовой информации часто упоминаются факты о нарушениях этого закона, но почему-то не было наказано ни одно должностное лицо, хотя в том же законе существует
Статья 11. Ответственность за неисполнение настоящего Федерального закона.
1.Должностные лица органов государственной власти несут ответственность за несоблюдение положений настоящего Федерального закона…
2.Нормативные правовые акты, принятые с нарушением настоящего Федерального закона признаются недействительными..
3.Неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность…
Государство заботиться обо всех сторонах жизни детей-сирот. В ФЗ № 159-ФЗ предусматриваются права на получение медицинского обслуживания
Статья 7. Дополнительные гарантии права на медицинское обслуживание.
В целях социальной защиты детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 11 июля 1991 г. №1 « О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР», а также решений шестого Съезда народных депутатов Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет :
1. Органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт – Петербурга обеспечивать в первоочередном порядке учреждения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, продуктами питания, одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием. (Список даётся в приложении закона)
2. Установить с 1 июня 1992 г. для детей- сирот и детей оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских лечебно-профилактических учреждениях, воспитывающихся и обучающихся в учебно-воспитательных учреждениях и учебных заведениях независимо от их типа и ведомственной принадлежности:
а) нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием согласно приложениям № 1,2,3 к
настоящему постановлению;
б) суммы расходов на культурно- массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг на каждого воспитанника из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в размере не менее 4 процентов расчетной стоимости содержания воспитанника в этих учреждениях.
Предоставить право администрации детских домов и школ-интернатов всех типов по согласованию с советом учреждения определять размер выплаты денежных средств детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на их личные расходы
В постановление правительства РФ от 20 июня 1992 г. « О неотложных мерах по социальной защите детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ( с изменениями от 9 июля 1992 г, 17 июля 1996 г, 30 марта 1998 г.) перечисляются меры по социальной защите детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей .
Средства на эти цели согласно ФЗ № 159 выделяются:
Статья 5. Финансирование мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счёт федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, за счёт государственных внебюджетных фондов и других, не запрещённых законом источников.
Средства выделяются в определённом размере, определяемом ФЗ № 159
Статья 4. Меры по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Дополнительные гарантии по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством… основываются на государственных минимальных социальных стандартах для определения затрат на их осуществление.
В заключении можно сказать, что законодательная база для решения проблем детей, оставшихся без попечения родителей, есть. Продуманы пути решения проблем таких детей. Государство оказывает огромную помощь, беря на себя решение вопросов социального обеспечения.
Два петушка
Рисуем весеннюю вербу гуашью
Тигрёнок на подсолнухе
Если хочется пить...
Лавовая лампа