Н.И. Шаповалова
Музыкальный руководитель
МБОУ «СОШ № 18» корпус 3
(г. Бийск)
Способы и приемы игры на деревянных ложках
Искусство игры на русских народных инструментах имеет многовековую историю. На протяжении многих столетий в народе бытовали различные ударные, духовые и струнные инструменты, и играли на низ везде: в народе - на семейных, общинных, уличных гуляньях, при княжеских дворах – на торжественных и увеселительных мероприятиях и, конечно же, в войсках – на парадах и в часы отдыха служивых.
Ни одна национальная культура не может сравниться по разнообразию самобытных музыкальных инструментов с русской музыкальной культурой. Современный перечень только ударных фольклорных инструментов насчитывает около тридцати наименований. Первыми профессиональными исполнителями на русских народных инструментах были скоморохи. Однако совершенно неизвестно, кто и когда впервые догадался использовать в качестве музыкальных инструментов предметы домашнего быта, такие как ложки, рубель, доска, кокошник, пастуший барабан. Можно лишь предположить, что в пылу веселых празднеств, в процессе исполнения залихватских русских плясок, задорных песен и частушек, люди брали попадавшиеся под руки предметы домашнего быта и аккомпанировали себе.
Стиральная доска – приспособление для ручной стирки, представляющая собой ребристую поверхность, о которую следует интенсивно тереть намоченную в мыльном растворе одежду.
Рубель (ребрак, пральник) – предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали для выколачивания (стирки) и глажения белья после нее.
Кокошник (одно из значений) – сторожевая колотушка, использовалась ночным сторожем, который постукивание сообщал хозяину, что он не спит и охраняет подворье.
Все перечисленные предметы уже стали музыкальными инструментами, потеряв свое первоначальное предназначение, а вот деревянные ложки до сих пор являются распространенным предметом быта и в то же время они являются самым популярным и колоритным народным музыкальным инструментом. Наряду с гуслями, балалайкой и гармошкой ложки по праву можно считать символом русского музыкального искусства, символом широкой души русского человека.
Ложки хорошо используются в певческих и инструментальных коллективах.
Игра на ложках доступна и детям, так как способы и приемы игры на них просты. Детский ансамбль ложкарей может стать первым шагом к познанию русской культуры, возрождению культурных ценностей, развитию творческих способностей. Дети проявляют интерес к народной музыке и выражают желание играть на народных инструментах.
Конечно, занятия в ансамбле ложкарей потребуют от детей старания, усидчивости, стремления к достижению результата.
Играть в ансамбле ложкарей могут дети с хорошо развитым чувством ритма. Для этого на каждом занятии дети должны четко проговаривать и прохлопывать сильную долю, метр и ритм произведения. Кроме того, на занятиях для поддержания интереса детей к игре нужно использовать, обыгрывать русские попевки и потешки. Первоначально дети играют, держа ложки в одной руке, со временем их можно научить играть любым способом.
Способы и приемы игры на ложках
На двух разрозненных ложках.
Способ 1: «простой» - держать ложки в каждой руке, повернув их выпуклыми сторонами (черпачками).
Способ 2: «лошадка» - одна ложка на ладони левой руки, выпуклой стороной вверх, ручкой от себя, второй ложкой ударять поочередно по выпуклой стороне, по ручке.
Способ 3: «часики» - поднять одну руку вверх и выполнить скользящие движение по другой ложке.
Способ 4: «солнышко» - выполнять простые быстрые удары в ложки вправо, вверх, влево, вниз.
Способ 5: «лягушка» - держать две ложки в левой руке.
Прием 1: «квак» - одна ложка лежит на ладони выпуклой стороной (черпачком) вверх между большим и указательным пальцами, вторая ложка лежит выпуклой стороной (черпачком) на нижней ложке, ручка находится между указательным и средним пальцами. Большой палец придерживает ложку внизу, четыре пальца лежат в верхней ложке. Выпрямить ладонь (не выпуская ложки), согнуть пальцы – получится удар.
Прием 2: удар «квак» (ударить ложками, находящимся в левой руке), потом ударить ложкой, находящейся в правой руке, по одной ложке, затем снова удар «квак» и удар по второй ложке.
Прием 3: «скользящий удар» - ложки в левой руке «лягушка», в правой руке – одна ложка. Ударить ложкой о ложку «квак» в левой руке, одновременно правой рукой делая удар по одной и второй ложке (по «лягушке»). Получится тройной удар: по одной ложке, второй и одновременно «лягушкой – квак». Удары правой рукой могут быть как к себе, так и от себя.
Способ 6: «молоточек» - одна ложка вставляется между большим и указательным пальцами правой руки, вторая – между указательным и средним, черпачками друг к другу, при ударе черпачки соприкасаются. Этим способом желательно играть разрозненными ложками только тогда, когда нужно переложить ложки в левую руку.
На спаренных ложках
Для удобства при игре на спаренных ложках можно сделать следующее:
Прием 4: «ладошка» - повернуть ладонь левой руки вверх, приблизительно углом 450, и отвести немного влево.
Прием 5: «колено» - сначала дети учатся ударять по левому колену, замах производится на счет «и», а не на счет «раз» должен быть сделан удар. Удары (четвертными) должны быть очень четкими. Когда дети выполняют удар по правой ноге, то локоть должен отводиться не назад, а право. При чередовании ударов «левое колено – правое колено» необходимо следить за положение правого локтя. Выполняя удары восьмыми длительностями, ложки должны отскакивать от колена.
Прием 6: « дробь»
1.«Двойная дробь» - скользящее движение от левого колена к правому. На «и» сделать замах, на «раз» резко опустить руку на левое колено и довести до правого. Получиться два щелкающих удара.
2. «Тройная дробь» - скользящее движение от левой руки к левому, а затем к правому колену. На «и» сделать замах, на «раз» сделать удар по левой ладони и сразу опустить руку на левое колено и довести до правого. Получится три удара на один счет «раз». Эту дробь можно выполнить т и от левого плеча.
Прием 7: «тремоло» -выполнить удар по колену и вверх (снизу) по ладони, повторить несколько раз, ускоряя темп. При быстром исполнении получится «тремоло»
Прием 8: «потолочек» - этот удар исполняется только в чередовании с ударами по коленям. Левая ладонь обращена вниз (локоть в сторону). Выполнить удар по правому колену, по ладони снизу, по левому колену, по ладони снизу, снова по правому колену, по ладони и т.д.
Прием 9: «коленце» - учить прием нужно медленно: на «раз-и» - удар по правому колену, на «два» - удар по правому колену, на «и» - удар по ладони (рука согнута в локте на уровне пояса, ладонь «смотрит» вниз – «потолок»), на «три-и» - удар по правому колену, «четыре» - пауза. На «раз-и» - удар по левому колену, на «два» - удар по колену, на «и» - удар по ладони (рука согнута в локте на уровне пояса, ладонь «смотрит» вниз), на «три-и» - удар по левому колену, на «четыре» - пауза.
Прием 10: «большое коленце» - на «раз-и» - удар по правомуколену, на «два» - удар по правому колену, на «и» - удар по ладони (рука согнута в локте на уровне пояса, ладонь «смотрит» вниз – «потолок»), на «три-и» - удар по левому колену, на «и» - удар по ладони («потолок»). На «раз-и» -- удар по правому колену, на «два» - удар по правому колену, на «и» - удар по ладони, на «три-и» - удар по левому колену, на «четыре» - удар по левому колену, на «и» - удар по ладони и т.д. Ритмический рисунок «большого коленца» может быть разный.
Прием 11: «перебор» - левая ладонь повернута вверх и отведена чуть влево. На счет «раз» - удар правой рукой с ложками по левой ладошке сверху, на счет «и» - удар по левому колену, (в это время ладонь повернуть вниз), на «два» - удар по левому колену, и удар по левой ладошке сверху (левую руку чуть подвинуть вправо), на счет «и» - удар по правому колену (в это время ладонь повернуть вниз), на счет «два» - удар по правому колену и удар по ладони вниз, на «и» - удар по правому колену. Далее удары снова повторяются с левого колена.
Прием 12: «ключ» - определенная последовательность одиночных ударов:
а) удар по левому плечу, правой коленке, левой пятке (внутренней стороне),левой руке;
б) удар по левому плечу, внутренней стороне правого колена, внутренней стороне левого колена, левой руке;
в) удар по правой пятке справа, по правому колену, по левому колену, левому локтю снизу и т.д.
Для придания исполнению красочности и разнообразия можно применить следующие варианты ударов:
по плечам (правому,левому);
по предплечью (и вниз и вверх);
по локтю (сверху и снизу);
по колену соседа;
по плечу (со стороны спины) соседа;
по щиколодке (справа, слева);
о правую или левую ногу сбоку;
с поворотами, сидя на стульях (вправо и влево).
Сочетая все приемы в различных вариантах и ритмах, педагог получит яркое и красивое исполнение.
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Как нарисовать зайчика
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Загадка старого пирата или водолазный колокол
Как нарисовать лимон акварелью
Комментарии
Очень своевременным оказался
Очень своевременным оказался методический материал. Способы и приёмы игры на ложках - это то, что необходимо знать и применять на практике музыкальным руководителям ДОУ. Очень ценные рекомендации)
Очень интересная тема.
Очень интересная тема. Спасибо за предоставленный материал. Дошколята с удовольствием осваивают разные способы игры на ложках. Свою работу с детьми по обучению игре на деревянных ложках строю по принципу "от простого к сложному".
Деревянные ложки были и
Деревянные ложки были и остаются одним из наиболее популярных у детей ударных инструментов.
Игра на ложках помогает развитию музыкальной памяти, ритма, тембрового восприятия, выработке исполнительских навыков, прививает любовь к коллективному музицированию, стимулирует творческую инициативу. Спасибо за интересный материал.
Искусство игры на русских
Искусство игры на русских народных инструментах имеет многовековую историю. Это действительно так! Но как красиво звучит игра на ложках. Заслушаешься!
Спасибо, очень познавательно!
Спасибо, очень познавательно!