Проект «Вопросы экологического образования при изучении предметов естественнонаучной направленности»
Дулзукей Полина Бариновна
МБОУ СОШ с. Ильинка Каа-Хемского района
Введение
Вопросы экологического образования и экологической культуры рассматриваются в настоящее время в числе приоритетных задач гражданского общества. Формирование экологически грамотного поколения, неравнодушного к жизни природы, возможно лишь при условии экологизации всех сфер деятельности, что в обучении сводится к развитию экологического мышления и экологическому воспитанию.
Природа – жизненная среда человека, где сосредоточена чистый воздух и водоёмы прозрачной воды, зелёный лес и щебет птиц, полёт шмеля и многое другое. Без любви и бережного отношения к природе невозможно любить свое Отечество.
Культура взаимоотношений природы и человека в нашем обществе еще до конца не выработано. Нам до сих пор кажется, что природа неисчерпаема. Мы все почему-то убеждены, что она вынесет любое наше деяние, и сама по себе залечит любую рану. Какое безответственное мироощущение.
О том, что охрана окружающей среды – это задача первостепенной важности, сейчас понимают не только взрослые, но и молодежь, которой предстоит жить в будущем.
Актуальность заключается в том, что духовное оскудение человека привело к отчуждению человека от природы, от культуры поведения по отношению ко всему прекрасному. В погоне за богатствами и роскошью человек нарушил хрупкую стабильность географической биосферы, законы и возможности природы. Поэтому необходимо формирование человека с новой культурой. В связи с этим учебно-воспитательный процесс на уроках географии в нашей школе приобрел экологическую направленность. География как учебная дисциплина представляет собой единственный школьный предмет мировоззренческого характера. Она вместе с другими естественными науками формирует у школьников понятия «географическая оболочка», «жизненная среда», «биосфера», «ноосфера».
Новизна в том, что при изучении предметов естественнонаучной направленности вопросы бережного отношения к окружающей среде, принципы рационального природопользования, вопросы экологии рассматриваются, изучаются на примере краеведческого материала через системно - деятельностный подход и проектно – исследовательскую деятельность учащихся.
Цель формирование экологически грамотного, экологически воспитанного, неравнодушного к жизни природы подрастающего поколения.
Основные задачи:
- научить учащихся экологической терминологии, решать экологические задачи, предлагать различные пути решения экологических проблем;
- выявлять причины и типы загрязнений окружающей среды;
- научить учащихся применять на практике географические знания как научную основу охраны природы, природопользования;
- совершенствовать навыки и умения учащихся поиска необходимой информации в научно-популярной и учебной литературе, средствах массовой информации, сети Интернет, электронных носителях при проведении простейших исследований и экскурсий в процессе изучения родного края;
- дать представление учащимся об основных инновационных методах экологии, сформировать основные принципы рационального природопользования;
- организовывать работу по отработке навыков сравнения, анализа экологических проблем, применения принципов рационального природопользования;
- расширять и углублять научные знания учащихся по данной теме, широко используя краеведческий материал;
- научить учащихся самостоятельно делать выводы по изученному материалу, по результатам школьных научных исследований - предлагать пути решения экологических проблем.
Содержание и участники экологического проекта
Происходящие перемены в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования всего образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Эти перемены касаются и экологического образования. Под экологическим воспитанием детей я понимаю, прежде всего - воспитание человеческого отношения к природе и людям, которые живут рядом с единственной целью - оставить Землю потомкам, пригодной для полноценной жизни.
Инновационная экологическая деятельность направлена на освоение известных и новых технологий для получения новых образовательных результатов, соответствующих требованиям ФГОС ООО. Чтобы добиться хороших результатов по любым направлениям своей деятельности, надо уметь анализировать, сопоставлять, видеть проблемы, выявлять причины их возникновения, а затем уже планировать дальнейшую работу.
Данный проект помогает выйти на новый качественный уровень образования в школе. Творчески работающие учителя могут адаптировать данный проект экологического образования, составить по аналогии собственные задания в этом плане.
Данная педагогическая система позволяет создать условия для формирования и развития у учащихся мотивации к творческому труду, готовности к профессиональному выбору, умения ориентироваться в мире социальных ценностей. Она реализуется как на уроках естественно-географического цикла (6-11 классов), так и внеурочной работе, на занятиях школьных экологических кружках. Особую роль при этом играет проектно- исследовательская деятельность учащихся. Вся работа проводится с использованием краеведческого материала. Для реализации системы, мною были разработаны собственные задания для проектов и исследований, составлены и реализуются программы кружков: «Изучай свой край» (Тематический план кружка прилагается), «Экология и мы». Особенно успешно работа проводится как в группах, так и индивидуально. В состав группы входят как учащиеся старших классов, так и учащиеся среднего звена.
- Сначала изучаем необходимую научную и научно-популярную литературу, изучаем картографические материалы.
- Одновременно изучаем правила поведения в природе и правила техники безопасности.
- Особое внимание уделяем подготовке полевого оборудования и полевым дневникам, работе с определителями.
- Обязательно учимся ориентироваться на местности, измерять расстояние шагами, двигаться по азимуту.
- Полевой этап исследования начинаем с обзорной экскурсии, в ходе которой проводим предварительное обследование местности, ознакомление с растительностью, намечаем участки для закладки пробных площадок. Именно данный метод наиболее приемлем для школьных экологических исследований.
Проект « вопросы экологического образования на уроках естественнонаучной направленности» носит локальный и системный характер, так как охватывает группу учителей из пяти человек и работа ведется системно на уроках естественных наук и общественных дисциплин, а контроль и анализ осуществляется в конце полугодия и учебного года.
Проект реализуется следующими учителями школы:
ФИО учителя | Должность | Роль в проекте |
Дулзукей Полина Бариновна | Учитель географии | Руководитель проекта |
Даваа Сулчеймаа Омаковна | Учитель истории и обществознания | Координатор проекта |
Аракчаа Анастасия Омаковна | Учитель химии | Участник проекта |
Шыжаа Чодураа Игоревна | Учитель биологии | Участник проекта |
Доктугу Ольга Базыр-ооловна | Учитель физики | Участник проекта |
Данный проект был разработан методическим объединением естественных наук и общественных дисциплин в начале 2018-2019 учебного года и одобрен администрацией школы.
Внедрение проекта состоит из следующих этапов:
I. Изучение направлений и функций экологического образования
II. Разработка различных программ внеурочной деятельности и мероприятий экологического направления.
III. Реализация системы экологического образования (работа экологических кружков и участие в творческих конкурсах, проектах, предметных олимпиадах, отслеживание результатов работы учащихся).
IV. Оформление результатов работы в форме проекта, его описание.
Срок реализации проекта: 2019-2024 годы.
Достигнутые результаты:
1. На протяжении длительного времени в школе проводится факультативная и кружковая работа в 5-11классах, на уроках учителя успешно используют эколого-краеведческий материал. Учителя и учащиеся принимают активное участие в проектно-исследовательских работах экологического направления и занимают призовые места.
2. Членами кружка «Познавательное краеведение» ежегодно очищаются от мусора и приводятся в порядок почитаемые источники – аржааны местного населения: Эргектээ –Бажы, Шивилиг и Ойул. Это способствует ознакомлению и почитанию обычаев тувинского народа.
3. Проводим с работниками учреждений СДК, ФАП, ФКХ «Каа-Хемский» совместные трудовые десанты по очистке побережья реки Сой и несанкционированных свалок.
4. Учащиеся ежегодно занимают призовые места на муниципальных этапах Всероссийских олимпиадах по географии, биологии и экологии.
5. На научно-практических конференциях в своих проектно-исследовательских работах учащиеся поднимают актуально экологические проблемы своего края и всегда заслуживают высокой оценки, занимая призовые места.
Вывод
Экологическая направленность на наших уроках географии осуществлялась, и будет осуществляться впредь, особенно в исследовательском плане. Планируем в дальнейшей работе над данной темой создать экологическое сообщество из числа учителей, родителей и учащихся, призванное оказывать помощь при составлении общешкольных мероприятий по экологическому воспитанию и образованию.
В процессе работы над своей темой нам удалось:
1. улучшить уровень воспитанности учащихся;
2. повысить экологическую культуру учащихся;
3.вовлечь, заинтересовать учащихся в проектно-исследовательскую деятельность;
4. научить детей анализировать, синтезировать, выделять главное, развить их интеллектуальные способности;
5.научить ребят чувствовать самого себя, друг друга, обогатить их эмоциональную атмосферу;
6. привить у учащихся такие качества как гуманность, вежливость, способность к сопереживанию.
Таким образом, система внедрения экологического образования при изучении естественных наук позволяет сделать вывод о результативности данной системы, которая выражается в формировании экологической культуры учащихся, повышении их интереса к проблемам окружающей среды. Данная работа может быть использована в качестве теоретически обоснованной и практически проверенной концепции формирования экологической культуры учащихся в целом.
Адресная направленность нашего проекта то, что представленный экологический проект может быть интересен и полезен всем учителям начальных, средних и старших классов, независимо от профиля класса и программы, по которой они работают.
Два петушка
Лягушка-путешественница
А теперь — мультфильм
Барсучья кладовая. Александр Барков
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"