Дужасарова Айнагуль Лаековна

Мы лучики одного солнышка

Светить всегда, светить везде

Профессия: учитель начальных классов

Профессиональные интересы: чтение

Увлечения: оригами, танцы

Страна: Россия

Регион: Оренбургская область

Населенный пункт: п.Акжарский, Ясненский район

Место работы: Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Акжарская основная общеобразовательная школа" муниципального образования Ясненский район

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/ainagullaekovna
«…Нельзя понять кухню учительского труда, лишь наблюдая его…»

О себе

Мой педагогический опыт.

«…Нельзя понять кухню учительского труда,

лишь наблюдая его…»

      Это, по-моему, главное правило очень нелёгкого труда учителя я поняла, когда приступила к самостоятельной педагогической деятельности. В педвузе я изучала различные педагогические дисциплины, которые, как нам тогда внушали, являются очень даже необходимыми для работы в школе. Однако, придя в школу, выяснилось, что здесь надо обращать внимание на другое, смотреть на многое под иным углом зрения, да и просто надо научиться огромной массе вещей, о которых в педвузе только отдалённо намекали: мол, в школе приобретёшь свой неповторимый опыт, стиль преподавания, будешь учиться на своих ошибках… Да, на своих ошибках можно и нужно учиться, но нельзя обойтись без изучения опыта своих коллег, без поддержки самих детей и их родителей.

  Образованный и знающий свой предмет человек – это замечательно, но в лучшем случае это лишь 1/3 пути к профессии Учителя. Ведь если чего-то не знаешь, можно посмотреть в книге, в Интернете, спросить у более знающих людей. А вот педагогическое мастерство по учебнику освоить нельзя. Школьная жизнь как в калейдоскопе стремительно меняется, тем более, что мы постепенно отходим от Знаниевой школы, а переходим к Практической, которая учит детей не общим знаниям, а практическим навыкам для успешной жизни.

      Для более интересного преподавания предмета необходимо применять самые разные методы и приёмы. А это можно посмотреть в работе у других учителей и попытаться применить у себя с учётом специфики предмета. В педвузе мы на практике писали длинные конспекты уроков, в которых была речь учителя, приводились вопросы, задаваемые детям и т.п.

   Но в школе выяснилось, что такие конспекты на уроке скорее мешают, чем помогают, ведь ситуации на уроках бывают очень даже разные и неожиданные. Здесь нужна уже больше психологическая подготовка учителя, чем его знание предмета. Выдержка, доброжелательность, мгновенный поиск выхода из казалось - бы тупиковой ситуации – вот залог успешного преподавания предмета.

    Нам постоянно напоминают о внедрении новых педтехнологий. И вот здесь происходит конфликт, а как это сделать удачно? Где это посмотреть? Ведь в отличие от медиков, которые, например, уколы пробуют делать на манекенах, мы, педагоги, всё новое опробуем на живых детях, которые, увы! Далеко не всегда принимают какое-либо новшество. И здесь очень важно установить положительный контакт  как с детьми, так и с коллегами.

    Учительский коллектив как известно, очень часто разновозрастной, разнохарактерный, поэтому межличностные отношения здесь всегда на первом плане. Я стараюсь находить общий язык как с детьми, так и с коллегами, родителями детей. Например, с детьми мне помогают находить общий язык старшие коллеги, администрация школы, родители и ДЮЦ…

С ДЮЦем меня связывают давние контакты. Здесь я начинала свой педагогический путь в качестве педагога дополнительного образования. Мне очень помогла директор ДЮЦа Р.Л. Неприна.

А когда мне поручили в школе вести уроки биологии, то большую поддержку оказали мои старшие коллеги. Например, внедряя проектную деятельность, я посоветовалась с директором, завучем и предметниками и остановилась пока на мини-проектах для урока, внеклассного мероприятия, конкурсов. Для уроков я выбрала темы учебно-исследовательских работ, носящих междисциплинарный характер: «биология-химия», «биология-география», «биология-информатика» и темы такие:

1.     «Химия созидающая и разрушающая организм человека» (на примере наркотических средств);

2.     «Город как уроэкосистема» (на примере мегаполиса провинциально городка);

3.     «История внедрения и перспективы применения компьютерных технологий в современной медицинской науке и практике»

В разработке этих направлений и тем большую помощь оказывают учителя-предметники и родители, которые создают своим детям благоприятный климат для успешного выполнения проекта.

Когда освоим монопредметные и итегративные проекты. Мы создадим свой банк идей, который займётся реализацией проектов. А это означает переход на более высокий уровень проектной деятельности – к общешкольным и внешкольным. Все проекты мы оформляем при помощи ИКТ. У меня в кабинете имеется для этого компьютер.

В школе есть много возможностей обогащать свой педагогический опыт. Это методическое объединение учителей естественно-математического цикла. Здесь мы обсуждаем итоги взаимопосещений уроков, находим ценные идеи, практически оцениваем результат урока, думаем о путях преодоления трудностей. Например, игровой метод важен для пробуждения заинтересованных детей, но и увлекаться этим методом нельзя. На смену игровой форме приходит более строгая – семинар или «круглый стол», дискуссия, диспут и т.д.

    Мой опыт к приобретению профессионального опыта как и у многих других длительный, непростой. Для его пополнения я использую самые различные источники. Но один из них является универсальным и ничем незаменимым, это опыт окружающих меня коллег, которым я очень благодарна. Межличностное общение является взаимообогащаемым, а это в нашей профессии считается главным. А иначе не может быть: опыт должен совершенствоваться и передаваться другим, если он будет полезен и востребован другими учителями.

 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Л. Толстой, М. Цветаева

Мой взгляд на мир

успешной жизни.

      Для более интересного преподавания предмета необходимо применять самые разные методы и приёмы. А это можно посмотреть в работе у других учителей и попытаться применить у себя с учётом специфики предмета. В педвузе мы на практике писали длинные конспекты уроков, в которых была речь учителя, приводились вопросы, задаваемые детям и т.п.

Мои достижения

Участие в муниципальном конкурсе "Педагогический дебют- 2010" победитель в номинации "мастер своего дела"

Участие в муниципальном конкурсе "Учитель года - 2011" Победитель в номинации "Вдохновение"

Победитель муниципального конкурса "Сердце отдаю детям -  2009"   

Участник пятого областного конкурса "Сердце отдаю детям" город Оренбург

 

 

Моё портфолио

 

Моя педагогическая философия

 

И академики в свое время сидели за партами...

Гнеденко. Б.В.

 

«Все мы родом из детства» - этой мыслью я ложусь спать и с ней же просыпаюсь.  Как же оно прекрасно! А как звучит? «Детство»!  Я не ошибусь, сказав, что каждый взрослый человек  с ностальгией вспоминает свое детство, свои школьные годы! И я не исключение! Я люблю вспоминать о своем школьном прошлом, о тех людях, которые меня  окружали: друзья, знакомые и, конечно же, учителя.

Часто вспоминается такой случай, который произошел со мной в раннем детстве, еще до школы. Ходила в детский сад, не понимала, что такое школа и зачем она нужна.  Я жила в деревне, где все друг друга знают. Однажды знакомые старшие девочки, собрали нас (малышей 4-5 лет) и сказали, что будем играть «в школу». Это было моё первое знакомство с этой игрой. Для нас организовали «кабинет», «преподавали сложные предметы» и это было так весело. С того дня я стала просить маму, чтоб она со мной поиграла.   

 Нет, я не скажу, что мечтала стать учителем. И не было близких родственников с такой профессией. Но то, что я была не равнодушна к этой профессии, это правда.  Больше же меня увлекал сам процесс учения, узнавать новое, то, что ранее было не известно.

Я очень ждала поступления в школу. И в школу  не шла, а бежала, так как боялась опоздать и упустить новую информацию. Я очень благодарна своим учителям, которые «засеяли семена доброго и вечного»  в моей душе.

Сейчас будучи не только взрослым человеком, но и учителем,  понимаю, что значит для детей «Учитель». По-разному приходят в школу учителя, и по-разному складываются их судьбы. Диплом педагогического учреждения — всего только документ на право приобщения к большому и необыкновенно сложному труду. А сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому ученику, создать условия для развития способностей.

Каждый человек, размышляющий о смысле жизни, своих возможностях и ценностях, в сущности — философ. Учитель вдвойне, так как эта профессия — одна из самых ответственных.

Педагогическая деятельность, будто мозаика, где образ складывается из кусочков, который необходимо подобрать по цвету, форме, размеру. Работа кропотливая, трудоемкая. Не всегда частички совпадают. Иной раз приходится всё перекладывать заново, пересматривать.

Учитель ведет по ступенькам взросления будущего рабочего и ученого, воина и космонавта, врача и строителя. Учитель формирует фундамент их знаний и умений, основы их мировоззрения и характера как никакая другая профессия.

Чего и по какому праву добиваемся мы от учеников? Ведь идеальных людей не существует. Значит, прежде всего, надо уважать интересы и потребности детей. Не подавлять природу ребёнка, а, словно скульптор, следовать за ней. Ценить своеобразие ребёнка, наблюдать, выявлять и поддерживать основные линии его развития, исключая технологию подгонки под стандарт. Общество должно обогатиться людьми с глубокой верой в себя, в свои способности, умеющими эти способности реализовать во имя личного и общего счастья.

Часто задумываюсь, всегда ли я действовала верно, смогла ли разобраться в ситуации, сумела ли понять ребёнка. Стараюсь никогда не забывать, что я тоже была таким же ребенком: чего–то не понимала, действовала, не обдумав, и даже  забывала.

Я уверенна - детей нужно просто любить. Просто, да не очень... Учительской любви необходимо учиться. Идти надо от реальных индивидуальных особенностей ребенка, принимая и любя его таким, какой он есть. Энергия детства неисчерпаема, надо лишь уметь направлять ее в нужное русло. Дети понимают и ощущают больше, чем кажется нам на первый взгляд. Они заслуживают уважения, доверия и дружеского отношения: перед ними невозможно замаскироваться, только искренность в каждый момент общения и кропотливый труд помогают проложить тропинку к их душам.

Безусловно, что современная жизнь требует от нас жизнестойкости, подвижности, иногда даже цинизма, жестокости, но для того, чтобы не раствориться в этом тревожном и неустойчивом мире, не стать безликой, часто необходимо иметь основу — стержень, благодаря которому человек остается личностью. Что может быть лучше хорошего учителя? Что может быть хуже плохого учителя, случайно оказавшегося на этом месте? Зато любая педагогическая оплошность моментально обращается в ошибку. И нет ошибок хуже, чем учительские.

Люди по — разному понимают роль учителя. Одни видят в нем просто преподавателя учебного предмета, другие... Я же вижу педагога, воспитателя и наставника человека, способствующего становлению личности ученика. На своих уроках я стараюсь быть с учениками на равных, помня, что каждый мой неправильный шаг, случайно сказанное слово впитываются неокрепшими душами моих воспитанников и, как учитель, не мыслю себя без постоянного совершенствования, так как должна быть образцом для своих учеников. Согласна с заповедью: учитель учит детей до тех пор, пока сам учится. Радуюсь, когда ребята с интересом идут ко мне на урок, но для меня важно и то, что я иду на урок с удовольствием и жду встречи с учениками.

 

Добавить грамоту в портфолио