Правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени. 3 класс Новоселова Г.И.
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ № 657, ЮАО г.Москвы
Конспект урока в ТДМ
Учитель (ФИО) | Новоселова Галина Ивановна |
Предмет | Русский язык |
Класс | 3 класс |
Тема: | Правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени |
Дата | |
Целевые установки: | предметные: Сформировать знания учащихся о правописании суффиксов в глаголах прошедшего времени; Закрепить знание этапов учебной деятельности и их содержание, тренировать умение самостоятельного осуществлений учебной деятельности под руководством учителя; метапредметные: Воспитывать интерес к растительному и животному миру; личностные:
|
Оснащение урока (материалы к уроку) |
|
№ | Этапы урока | Содержание этапа |
Мотивация к учебной деятельности: Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне - актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности (“надо”); - создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”); - устанавливаются тематические рамки (“могу”) | Над какой темой мы продолжаем работать на последних уроках? (Над темой «Прошедшее время глагола».) Как вы усвоили эту тему? (Хорошо). Значит, сегодня вы познакомитесь с новым знанием. Как вы будете это делать? (Мы повторим необходимый материал, выполним пробное действие, поймем, что мы не знаем, и сами построим новый способ). С чего начинаем? (С повторения необходимого материала). | |
Этап актуализации и пробного учебного действия: Цель: готовность и осознание потребности к построению нового способа действий - воспроизведение ЗУНов, достаточных для построения нового способа действий - активизация соответствующих мыслительных операций, внимания, памяти и т.д. - индивидуальное задание, требующее нового способа; - фиксация учащимися возникшего затруднения | - Прочитайте написанные на доске слова. Отметьте в них общее. Кричите, вид…ли, зовете; Объедет, объявит, выслуш…л; (все написанные слова-глаголы) - Что такое глагол? (Глагол - это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает? что сделает? и т.д. - Прочитайте слова первой строки. Найдите среди них лишнее по двум признакам одновременно. (В первой строке лишнее слово видели. Это глагол прошедшего времени, а кричите, зовете – глаголы настоящего времени. В корне слов кричите, зовете, есть безударная гласная. Проверочные слова крик, зов. В корне слова видели, нет безударной гласной.) В чем вы сейчас упражнялись? (В умении применять правило выбора глаголов по времени, а также в объяснении условия своего выбора). Следующее задание - на пробное действие. Зачем нужно пробное действие? (Чтобы понять, что мы не знаем, и поставить цель) Вставьте пропущенные буквы: Вид…ли, выслуш…л. При записи слов у учащихся мнения делятся: одни считают, что писать нужно и, другие – е, а). Кто не выполнил задание. В чем ваше затруднение? (Не смогли выбрать, какую букву надо вставить). Кто выполнил задание? Обоснуйте ваш выбор буквы. (Не можем обосновать). | |
Этап выявления места и причины затруднения: Цель: выявление места и причины затруднения - сопоставление детьми действий с используемым способом (где?); - выявление и вербальное фиксирование причины затруднения (почему?); - учащиеся ставят цель деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, который уточняется учителем | Какое задание мы должны были выполнить? Почему же вы не смогли выполнить это задание? (Правописание безударных гласных в суффиксе глаголов прошедшего времени.). Значит, в чем причина вашего затруднения? (Правописание безударных гласных в суффиксе глаголов прошедшего времени мы еще не знаем). Какова же цель нашей работы на уроке? ( Правописание безударных гласных в суффиксе глаголов прошедшего времени). Сформулируйте тему урока. Запишите в тетради. | |
Этап построения проекта выхода из затруднения: Цель: формулирование учащимися темы урока, уточняемой учителем учащиеся в коммуникативной форме : - ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения); - согласовывают тему урока; - выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель | Что из этапа повторения поможет нам в достижении цели? (Умения ставить глаголы в неопределенную форму). Весной пахали землю, потом начали боронить, сеяли. Летом ухаживали за посевами, видели, как растет пшеница. Верили, соберут хороший урожай. - Из предложений выпишите глаголы и поставьте их в неопределенной форме. Пахали – пахать Начали - начать Сеяли - сеять Видели – видеть Верили - верить | |
Этап реализации построенного проекта: Цель: усвоение нового способа действий - обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися; -выбирается оптимальный вариант; -оптимальный вариант фиксируется в языке вербально и знаково; -построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение; -уточняется общий характер нового знания ; -фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения | Разделите на две группы слова с ударной гласной в суффиксе и безударной гласной в суффиксе. Какой вывод можно сделать? (В глаголах прошедшего времени перед –л- пишется та же гласная, что и перед –ть в неопределенной форме.) Сформулируйте правило. Ученики формулируют правила, а учитель моделирует на доске правила написания безударных гласных в суффиксе глаголов прошедшего времени. А, я, е, и –л- ;а, я, е, и –ть. Как нам оформить это правило, чтобы легче его заполнить? (Составим алгоритм) Алгоритм: 1)нахожу глагол прошедшего времени с безударной гласной в суффиксе; 2)ставлю его в неопределенную форму; 3)перед –ть пишется… 4)пишу туже гласную перед –ль- Что вы будете делать дальше? (Проверим, правильный у нас алгоритм получился). Откройте учебник, прочитайте внимательно правило и проанализируйте алгоритм. Вернемся к заданию для пробного действия. Можем мы теперь правильно написать гласные в суффиксе? (Да.) Обоснуйте выбор букв, где будете вставлять букву. | |
Этап первичного закрепления Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способностей и его выполнении Решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием вслух алгоритма, понятия, свойства | Спишите пословицы, ставя глаголы в прошедшее время. Объясните правописание суффиксов. (Заметь) чужую ошибку, умей увидеть свою. Кто много (видеть и слышать), тот много знает. Возникли затруднения? (Нет). Проверка: замет…л – заметить – заметил. Вид…л - видеть – видел. Слыш..л – слышать – слышал. Физкультминутка: Давайте немного отдохнем. Я буду называть глаголы и другие части речи. Если услышите глагол - приседайте. Если назову другую часть речи - выполняйте любое движение. Рыбак,рыбачил,рыбный,замолчали,молчание,молчаливый,смешной,смех,смешил,чихал,черный,чернота,чернел,смотр,смотрел,цветок,расцвел. |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону: Цель: применение нового способа действий; рефлексия достижения цели - учащиеся самостоятельно выполняют задание на новый способ действий; - самостоятельная проверка по эталону; - создание ситуации успеха; - допустившие ошибки выявляю их причину и исправляют ошибки | Игра «Угадай слово». Определите гласные в суффиксах глаголов. Вставьте эти гласные в слово. Какое слово получилось? 1)та…ли, ненавид…ли -…с…нь (таяли, ненавидели, ясень) 2)кле…ли, брос…ли, пад…ли - с…н…ц….(клеили, бросили, падали, синица) 3)обид…ли, зате…ли - м…с…ц. (обидели, затеяли, месяц) | |
Этап включения в систему знаний и повторения: Цель: самооценка результатов деятельности; осознание метода преодоления затруднений в деятельности, границ применения нового знания - организация рефлексии и самооценки учениками своей деятельности на уроке; - фиксация соответствия результатов деятельности и поставленной цели; - планирование дальнейшей деятельности и определение заданий для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества) | Каким будет следующий этап в нашей работе? (Теперь мы потренируемся в применении нового правила). Учитель предлагает выполнить упражнение на новое правило. (Запись слов. Учащиеся проговаривают условия написания правописания безударных гласных в суффиксе глаголов прошедшего времени). Выброс…л, подежур…ли, выпрос…л, помороз…ли, поработ…ли, вымен…л,зала…л,убеж…л,выл…ась. | |
Этап рефлексии: · Рефлексия и самооценка учащимися совей учебной деятельности · Соотнесение учащимися своих целей и результатов · Планирование учащимися целей дальнейшей деятельности | - Какую цель ставили на уроке? - Что нового узнали на уроке? - Чему учились? - Кто из вас доволен своей работой? - Оцените свою работу на уроке! |