Открытый урок по русскому языку в 3 классе: "Простое и сложное предложение. Запятая в сложном предложении"
Урок составлен с использованием технологии деятельностного метода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.doc | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель | Юдина Татьяна Анатольевна |
Предмет | Русский язык |
Класс | 3 «А»1 |
Тема: | «Простое и сложное предложение. Запятая в сложном предложении» |
Целевые установки: | Метапредметные: развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, соотносить информацию, представленную в разных формах, умения изучающего чтения (задавать вопросы, составлять план, пересказывать с опорой на план и т.д.) Предметные: развитие умений устной связной учебно-научной речи при обобщении сведений о простом и сложном предложении Личностные: формирования понятия простого и сложного предложения, умения отличать предложения разной структуры, составлять схемы предложений, расставлять знаки препинания |
Оснащение урока (материалы к уроку) | Учебник, рабочие тетради, экран, проектор, (этапы урока, алгоритмы) |
Этапы урока | Содержание этапа | |
Мотивация к учебной деятельности: Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне - актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности (“надо”); - создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”); - устанавливаются тематические рамки (“могу”) |
- Девизом нашего урока будет поговорка: «Знаешь-говори, не знаешь – слушай» - Значит чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания) Подводящий к теме диалог: - По какому признаку предложения бывают: повествовательные, вопросительные, побудительные? (По цели высказывания) - Восклицательные, невосклицательные? (По интонации) - распространённые, нераспространённые? (По наличию второстепенных членов) | |
Этап актуализации и пробного учебного действия: Цель: готовность и осознание потребности к построению нового способа действий - воспроизведение ЗУНов, достаточных для построения нового способа действий - активизация соответствующих мыслительных операций, внимания, памяти и т.д. - индивидуальное задание, требующее нового способа; - фиксация учащимися возникшего затруднения |
1.Давайте вспомним алгоритм нахождения в предложении однородных членов (Дети проговаривают алгоритм) 2.Проверка домашнего задания. Дети читают предложения, называют однородные члены, расставляют запятые. Образец правильного построения работы: В воскресенье Серёжа и папа делали кормушку для птиц. Серёжа подавал гвозди, дощечки. Папа строгал и сколачивал. Теперь каждое утро мальчик сыпал в кормушку крошки, зёрна, семечки. Воробьи, синички прилетали и клевали корм. 3.Сравнение результатов. (Видим несколько групп однородных членов. Кто-то поставил запятую, кто-то нет). 4.Фиксация индивидуальных затруднений. | |
Этап выявления места и причины затруднения: Цель: выявление места и причины затруднения - сопоставление детьми действий с используемым способом (где?); - выявление и вербальное фиксирование причины затруднения (почему?); - учащиеся ставят цель деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, который уточняется учителем | - В чём возникло затруднение? В каком месте? (Здесь два подлежащих, два сказуемых. Но они не являются однородными членами. Нужна ли запятая? Где её ставить?). - Почему возникло затруднение? (Раньше не встречали такого предложения, где две грамматические основы. Не знаем, что это за предложение? Не знаем, где ставить запятую? | |
Этап построения проекта выхода из затруднения: Цель: формулирование учащимися темы урока, уточняемой учителем учащиеся в коммуникативной форме : - ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения); - согласовывают тему урока; - выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель. | 1.-Какую учебную задачу ставим? (Выяснить вид предложения. Найти правило постановки запятой). Дети формулируют с помощью учителя 2.-Наметим план наших действий (дети совместно с учителем): 1)найдём правило 2)исправим ошибки в нашем предложении 3)составим алгоритм действий при постановке запятой 4)поупражняемся в постановке запятой в подобных предложениях - Что нам поможет? (учебник, тетрадь, алгоритм) | |
Этап реализации построенного проекта: Цель: усвоение нового способа действий - обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися; -выбирается оптимальный вариант; -оптимальный вариант фиксируется в языке вербально и знаково; -построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение; -уточняется общий характер нового знания ; -фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения |
Обобщение прочитанного - Какая тема урока сегодня? (Простое и сложное предложение. Запятая в сложном предложении) Дети формулируют с помощью учителя. - Давайте попробуем составить алгоритм различения простого и сложного предложения. (Дети высказывают свои предположения) Обобщение сказанного. На доске записано предложение Роняет лес багряный свой убор, серебрит мороз увянувшее поле. - Определите вид нашего предложения (Это предложение сложное, в нем две грамматические основы: 1) роняет лес, 2) мороз серебрит) 2) - Где же поставить запятую? (Между частями сложного предложения) 3) – Попробуем составить алгоритм действий при постановке запятой в предложении. (Дети высказывают свои предположения) Обобщение сказанного | |
Этап первичного закрепления Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способностей и его выполнении Решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием вслух алгоритма, понятия, свойства | Выполнение упражнения 444 на стр.174 – развивается умение отличать сложные предложения от простых и предложений с однородными членами | |
Физкультминутка. Цель: Профилактика утомляемости и перенапряжения в ходе учебного процесса. | - Физкультминутка под музыку | |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону: Цель: применение нового способа действий; рефлексия достижения цели - учащиеся самостоятельно выполняют задание на новый способ действий; - самостоятельная проверка по эталону; - создание ситуации успеха; - допустившие ошибки выявляют их причину и исправляют ошибки | - Подведём итог данной части урока - Вы уверены в своих новых знаниях и умениях? - Как проверить? - Вашему вниманию предлагается упр. 445 на стр.174 (развивается умение расставлять запятые в сложном предложении) - Проговаривание алгоритма, исправление ошибок | |
8. | Этап включения в систему знаний и повторения: Цель: самооценка результатов деятельности; осознание метода преодоления затруднений в деятельности, границ применения нового знания - организация рефлексии и самооценки учениками своей деятельности на уроке; - фиксация соответствия результатов деятельности и поставленной цели; - планирование дальнейшей деятельности и определение заданий для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества) | - Списать предложения, расставить запятые, составить схемы предложений (предложения записаны на доске) Я сидел на берегу лесного озера. К воде свисали ветви берёз голубое небо прокололи остроконечные ели. По опавшим листьям прошелестели лёгкие шажки. Я выглянул из шалаша и увидел рябчика. Проверка, проговаривание алгоритма |
9. | Этап рефлексии: · Рефлексия и самооценка учащимися совей учебной деятельности · Соотнесение учащимися своих целей и результатов · Планирование учащимися целей дальнейшей деятельности | 1. Подведём итоги урока - Какая была тема урока? - В чём главное отличие простого и сложного предложений? - Какие встретились затруднения? 2. Домашнее задание: д.м. упр.163 |