Конспект урока по русскому языку "Глагол. Лексическое значение глагола"
Материал данного урока актуализирует и развивает представления учащихся о лексико-грамматических признаках глагола.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
blank_uroka_tdm.doc | 112.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель | Дрюпина Ирина Александровна |
Предмет | русский язык |
Класс | 4 |
Тема: | « Глагол. Лексическое значение глагола» |
Целевые установки: |
|
Оснащение урока (материалы к уроку) | доска, учебник по русскому языку А.М.Зелениной, тетради на печатной основе к учебнику , карточки с заданиями, презентация |
Этапы урока | Содержание этапа | |
Мотивация к учебной деятельности: Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне - актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности (“надо”); - создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”); - устанавливаются тематические рамки (“могу”) | -Каждый из вас приходит в школу с какой- то целью. Какой? -Послушайте одну притчу. Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и прочитай». Он с трудом перевернул его и прочёл на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что знаешь? -Что по- вашему это значит? (нужно учить новое, но и не забывать старое) | |
Этап актуализации и пробного учебного действия: Цель: готовность и осознание потребности к построению нового способа действий - воспроизведение ЗУНов, достаточных для построения нового способа действий - активизация соответствующих мыслительных операций, внимания, памяти и т.д. - индивидуальное задание, требующее нового способа; - фиксация учащимися возникшего затруднения | Беседа учителя: -Какие вам известны части речи? -Выполните упр. -Определите, какой частью речи являются данные слова. - В чём вы сейчас упражнялись? (в умении определять части речи) -Какие слова, по - вашему стали причиной спора между детьми и почему? (светило – солнце, светило - действие, белила – тип краски, белила – действие; Жгут – тип верёвки, жгут – действие; Стекло – предмет, стекло – действие) - Что общего у этих слов? В чём различие? -Как называются такие слова? -На какие 2 группы можно разбить эти слова? (имена сущ, глаголы) -Какую из названных частей речи мы уже изучали? -О какой части речи идёт речь ? (Работа с смарт-доской) Интересная часть речи в русском языке живет. Кто что делает, расскажет. Чертит, пишет иль поёт, вышивает иль забивает гол, Варит, жарит, моет, чистит- Всё расскажет нам … - Найдите в стихотворении главное слово ( Глагол). «Открытие» новых знаний. Цель: вызов устойчивого интереса к теме урока, развитие коммуникативных навыков Ожидаемый результат: умение анализировать, самостоятельно формулировать правило о глаголе, умение делать общие выводы -Проанализируйте текст и найдите все глаголы, запишите их в тетрадь (дети включены в поисковую деятельность) (Проверка записанных глаголов, выявление ошибок) | |
Этап выявления места и причины затруднения: Цель: выявление места и причины затруднения - сопоставление детьми действий с используемым способом (где?); - выявление и вербальное фиксирование причины затруднения (почему?); - учащиеся ставят цель деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, который уточняется учителем | -Какие были ваши действия? Как среди всех слов находили глаголы? (Эти слова отвечают на вопросы – что делают? что сделает? Они обозначают действия предметов. -Одинаковы ли эти глаголы по способу действия? (нет) -На какие виды действия можно разбить выписанные глаголы? (дети дают различные ответы)- На смарт-доске: действие физическое; умственное ,мыслительное; речевое -Запишите глаголы по видам действия. действие физическое – живет, делает, пашет, забивает, варит, жарит, моет, чистит действие речевое -расскажет, поёт | |
Этап построения проекта выхода из затруднения: Цель: формулирование учащимися темы урока, уточняемой учителем учащиеся в коммуникативной форме : - ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения); - согласовывают тему урока; - выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель. | - Что же вы будете делать, чтобы правильно определить глагол и его лексическое значение? -По каким признакам отличаем глагол от других частей речи? (обозначает действие предмета, отвечают на вопросы что делает? что делают?) - Что еще могут обозначать глаголы? (состояния, чувства) - Придумайте по 2 глагола, обозначающие состояние и чувства | |
Этап реализации построенного проекта: Цель: усвоение нового способа действий - обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися; -выбирается оптимальный вариант; -оптимальный вариант фиксируется в языке вербально и знаково; -построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение; -уточняется общий характер нового знания ; -фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения | -Давайте попробуем составить алгоритм определения глагола (обсуждение различных вариантов) Работа с смарт-доской Составление алгоритма определения глагола: ПРОГОВАРИВАНИЕ ВСЛУХ
| |
Этап первичного закрепления Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способностей и его выполнении Решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием вслух алгоритма, понятия, свойства | - Игра «Выбери» (работа с смарт-доской) Стемнеет прелестный Выкопает угрожает Ночами выдержал Сбегут далеко Варенье зашагают - Найдите и запишите глаголы. Что общего в этих словах? (обозначают действия предметов, отвечают на вопросы что делает? что сделают? Имеют безударный гласный в корне, у всех есть приставка) Определите лексическое значение глаголов | |
Физкультминутка. Цель: Профилактика утомляемости и перенапряжения в ходе учебного процесса. | Двигательная физминутка . А теперь немного отдохнем. Я буду называть глаголы, а вы действиями показывайте их Махать, жмуриться, плыть, смеяться, бежать, стоять, гладить, прыгать, мычать, молчать, нагнуться, опереться, сесть | |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону: Цель: применение нового способа действий; рефлексия достижения цели - учащиеся самостоятельно выполняют задание на новый способ действий; - самостоятельная проверка по эталону; - создание ситуации успеха; - допустившие ошибки выявляют их причину и исправляют ошибки | Самостоятельная работа (работа по карточкам) 1.Спишите, подчеркните глаголы. Плещут волны на стене, Ходят рыбы в глубине, И качаются дельфины На высокой на волне. 2. Вставить вместо вопроса подходящий по смыслу глагол Что делать? Стирка, бельё. Игра, мяч. Чтение, книга. 3.Подобрать 1-2 синонима: Есть - (кушал, лопал, трескал,) Говорить - ( болтал, разговаривать, вещать, толковать) Плакать - ( реветь, рыдать, обливался слезами) -Проверка правильности задания по эталону (правильные ответы на смарт-доске). | |
8. | Этап включения в систему знаний и повторения: Цель: самооценка результатов деятельности; осознание метода преодоления затруднений в деятельности, границ применения нового знания - организация рефлексии и самооценки учениками своей деятельности на уроке; - фиксация соответствия результатов деятельности и поставленной цели; - планирование дальнейшей деятельности и определение заданий для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества) | - Чем похожи все части речи? - По каким признакам отличим глагол от других частей речи? -Работа с тетрадью на печатной основе- упр … - Определение заданий для самоподготовки (домашнее задание ) |
9. | Этап рефлексии: · Рефлексия и самооценка учащимися совей учебной деятельности · Соотнесение учащимися своих целей и результатов · Планирование учащимися целей дальнейшей деятельности | -Определите цель вашей деятельности на уроке (учились находить глаголы, определять их лексическое значение) - Какие трудности встречались? - Для чего в нашей речи нужны глаголы? (чтобы делать речь красивее, подвижной) -Молодцы! Вы сегодня очень хорошо, активно работали на уроке. Я хочу поставить отметки наиболее активным из вас. - А что запомнилось, понравилось на уроке? - Сегодня домашнее задание будет иметь творческий характер. - Я даю 2 задания на выбор: 1. Придумать грамматическую сказку о глаголе 2.Придумать по 3 глагола с разным лексическим значением
|