Главные вкладки
Жданова Светлана Викторовна
сайт учителя географии
Профессия: учитель
Профессиональные интересы: развитие творческих способностей учащихся
Увлечения: Люблю спорт.Люблю шить,вязать.
Регион: Орловская область
Населенный пункт: г. Орел
Место работы: школа №12
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/zhdanova-svetlana-viktorovna-gorel"Кто, если не я?"
К числу образовательных технологий, отражающих современное видение образовательного процесса, безусловно, относится метод проектов.
В основе метода проектов лежит развитие творческих способностей учащихся, умение свободно ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов как образовательная технология, ориентирован на формирование опыта творческой деятельности учащихся. Метод проектов органично вписывается в систему личностно-ориентированного обучения и способствует организации разнообразной самостоятельной деятельности учащихся, но при этом не исключает и не заменяет других методов обучения.
Вот уже несколько лет на уроках географии и во внеурочной деятельности использую проектный метод обучения. За это время сложилась система работы . Ученики впервые знакомятся с методом проектов уже в 6 классе и выполняют свой последний школьный проект в 11 классе. Конечно, проект, изготовленный учеником 6 класса, намного проще и не претендует на звание исследовательского проекта, но уже в 6 классе ребята учатся ставить цель, определять задачи, формулировать основополагающие и проблемные вопросы, гипотезу, отбирать содержание, формулировать выводы. Степень сложности проекта возрастает с каждым классом и в старших классах учащимся не сложно сделать проект исследовательского характера, то есть выйти на более высокий уровень.
Наиболее простыми в исполнении и не требующими глубокой проработки научной литературы являются информационные и творческие проекты. Именно с них я и начинаю знакомство с методом проектов в 6-8 классе. В 6 классе на одном из уроков в начале года рассказываю ребятам о методе проектов, о том, что такое проект, какие виды проектов бывают, как можно оформить результат работы над проектом, и предлагаю им сделать творческий проект, например, написать сказку «Путешествие маленькой капельки» о мировом круговороте воды. Данную сказку ребята оформляют иллюстрациями, стихами и как один из способов оформления предлагается электронная презентация. Ребята очень охотно работают на компьютере, печатают текст, подбирают иллюстрации или картинки. Учителя информатики на своих уроках учат ребят работать в программе «Power Point», и ребята стараются создать свою презентацию. Когда проекты готовы, назначается день защиты проектов, и ребята представляют их. Когда тема проекта совпадает с темой урока, защиту можно провести на уроке. Удачно проекты вписываются в программу по предмету, если их использовать на уроках обобщающего повторения после больших тем или в конце и начале года. Ребята защищают проекты, и мы вспоминаем пройденный материал.
Следует отметить, что не все ребята сразу начинают создавать проект с использованием компьютера, многие работы могут быть исполнены вручную, и их я вывешиваю в кабинете на всеобщее обозрение перед уроками или расставляю на столах. В рамках кружка «Земля- планета солнечной системы» в 6 классе выполняли такие проекты:
· Строение Земли. (делали макет земли из пластилина),
· Такая разная Земля. (рисунки-представления людей о Земле в разные исторические эпохи).
· Космический портрет земли (Земля как планета , ее положение в Солнечной системе, представление древних астрономов).
В 7 классе ребята в творческие и информационные проекты включают материал своего исследования.
· Географические открытия. (Знаменитые географические открытия).
· Глобальное потепление. (Причины, точки зрения, проблема, последствия)
· Тайны ледяного континента. (Почему Антарктида покрыта льдом, почему это самый холодный материк, что скрывает ледяной панцирь).
В 8-9 классе темы проектов более серьезные и требуют кропотливой работы с использованием научной литературы. Эти проекты уже можно называть исследовательскими, и результаты таких проектов могут быть интересны не только участникам проекта, но и другим учащимся. Особенно это касается тем с экологической направленностью.
· Морские ресурсы России. (Чем грозит человечеству истощение морских ресурсов? Есть ли способы восстановления морских ресурсов)
· Экологические проблемы морей. (Причины экологических проблем, последствия, способы их решения)
· Влияние человека на рельеф, последствия этого воздействия. (Антропогенные ландшафты, эрозионные процессы как следствие воздействия человека на природу)
· Климатические ресурсы России.( Что мы понимаем под климатическими ресурсами? Богата ли Россия этими ресурсами? )
В 9 классе я проводила элективный курс по теме «Рекреационная география Орловской области» . Этот курс предназначен для выявления рекреационного потенциала и перспектив развития рекреации и туризма в Орловской области. У нас много красивых мест где можно отдыхать, купаться, то есть с пользой для здоровья проводить досуг, поэтому на мой взгляд в области возможно строительство нового пансионата, дети поддержали эту идею. На второе занятие к нам пришла мама одной из учениц и рассказала о том ,что дочь заинтересовалась этой темой, а т. к. она работает в Госуниверситете- УНПК ,то предложила нам совместно с Госуниверситетом организовать проектно-исследовательскую работу направленную на изучение рекреационного потенциала орловской области и строительство пансионата (макета).Эта работа проводилась учащимися посещающими элективный курс. Для более детальной проработки проекта нам оказывал помощь студент 5 курса Госуниверситета. В рамках выполнения задания были подготовлены следующие материалы:
1.Пояснительная записка:
· Наименование объекта;
· Обоснование выбора месторасположения объекта, назначение объекта, количество и состав отдыхающих, общее описание и другие характеристики объекта;
· Организационный план управления объектом (подбор персонала);
· Программы по организации досуга, оздоровления, спортивных и других мероприятий для отдыхающих.
2.В составе проектной документации должны быть разработаны:
· Ситуационный план с прилегающими территориями;
· Транспортная схема с привязкой к существующим дорогам и магистралям;
· Поэтажные планы с экспликацией помещений и дизайнерскими решениями по расстановки мебели и оборудования;
· Фасад здания с вариантами цветовых и объемных решений.
3.В рамках проекта было предложенно подготовить макет объекта с экспликацией.
4.Компьютерная презентация для представления и защиты проекта должна содержать разнообразные графически оформленные работы (слайды, планшеты, фотографии и др.)
Учащиеся с удовольствием принялись за работу и вот что у нас получилось:
1.Название объекта – «Радуга». Девиз проекта: «Отдых должен быть ярким и активным». В отдых мы стараемся внести яркие пятна после серых будней. Чистый воздух, красивый декор и спортивные мероприятия делают отдых интересным и запоминающимся.
2.Пансионат рассчитан на 186 человек. Он расположен в экологически чистом районе «Нарышкинский парк» по соседству с лесом. Прекрасное место для активного отдыха молодых семей, а так же людей в возрасте от 5 до 60 лет.
В пансионате 2 основных здания: спальный корпус (с регистратурой) и спортивный корпус.
Вход спального корпуса украшает свето -музыкальный фонтан. Половина территории пансионата состоит из прогулочной зоны с озером. Там есть аллеи, а так же дорожки со специальным покрытием для разных видов летнего спортивного отдыха (роликовые коньки, велосипед) и зимнего (лыжный спорт). Так же есть открытое футбольное поле, теннисный корт, волейбольная площадка. Зимой футбольное поле используется как каток.
3.Из расчета количества отдыхающих был разработан организационный план управления объектом.
(презентация, слайды, фотографии -диск №1)
В 10- 11 классах мы продолжили работу с Госуниверситетом и приступили к выполнению нового проекта: «Парки и скверы города Орла глазами молодежи».
Мы решили разработать проект реконструкции Городского парка культуры и отдыха потому, что место это не простое оно лицо нашего города и должно быть идеальным. Учащиеся предложили план реконструкции городского парка. Визитная карточка Орловщины- наши писатели, поэтому они должны занять достойное место среди его аллей..Их памятники и медные статуи которые уютно расположились на скамейках должны вернуть нас в ту эпоху, когда творили эти великие люди. А здание кинотеатра «Юбилейный» должно стать смотровой площадкой, с которой открывается прекрасный вид на реку Оку и на сцену находящуюся на ее поверхности. Держатся на воде она будет при помощи специальных плавучих понтонов, а ко дну будет прикреплена прочными цепями. Представления будут идти только в теплое время суток, а для удобства зрителей предполагается создать многоступенчатые террасы. Не могли мы обойти и экологические проблемы парка, поэтому предложили меры по их устранению.
На презентации этого проекта присутствовали представители орловского телевидения и из газеты «Орловская правда».В своем интервью я поделилась тем, что на мой взгляд является важным, а именно тем ,что подрастающее поколение не проходит мимо увиденного.Они готовы вести активную борьбу с экологическими проблемами в городе и предлогают свои пути решения этой проблемы.
Таким образом, метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую - что предполагает владение определенными интеллектуальными умениями анализа, сопоставления, синтеза, мысленного экспериментирования, прогнозирования и т.д. Но, главное, он рассчитан, на умение работать с различными источниками информации.
Метод проектов не существует сам по себе, а вписывается в систему личностно-ориентированного обучения, которое включает в себя также разнообразные проблемные методы (дискуссии, исследовательские, поисковые), дифференциацию обучения (разноуровневое обучение).
В использовании проектной деятельности я не собираюсь останавливаться на достигнутом. Меня всегда интересовала и интересует природа родного края. Изучить ее с целью выявления рекреационных ресурсов, как можно больше узнать о том какие районы нуждаются в экологической помощи- вот основная задача на ближайшее будущее.
Именно поэтому мы с моими пятиклассниками стараемся больше ходить в походы, ездить на экскурсии, чтобы больше узнать о том месте где мы живем.
Опыт моей проектной работы был рассмотрен на заседании методического объединения, на школьном педсовете.
О себе
Жданова Светлана Викторовна, учитель географии муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения- средней общеобразовательной школы №12 имени Героя Советского Союза И. Н. Машкарина города Орла, имеет первую квалификационную категорию.
На своих уроках Светлана Викторовна использует современные методики обучения по традиционной системе, владеет технологиями модульного личностно- коммуникативного обучения, применяет интерактивные и аудиовизуальные средства обучения в географии, работает с использованием здоровье сберегающих адаптивных технологий, обеспечивает высокую эффективность обучения.
Применяет в работе современные информационные технологии: эффективно использует цифровые предметно- методические материалы, представленные в рамках Общероссийского проекта «Школа цифрового века»,участником которого она является.
В 2010 году Кузнеченков Дмитрий стал призером регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии.
Выпускники поступают на факультеты естественного профиля, где необходимо знание географии. Светлана Викторовна ведет большую внеклассную работу по предмету: в 9 классе элективный курс: «Всемирное природное и культурное наследие», готовит учеников к соревнованиям по военной топографии, туристическим слетам по спортивному ориентированию. В течении двух лет в рамках школьного кружка «Юный созидатель» совместно с ОрелГТУ были разработаны проекты: «Парки и скверы города Орла глазами молодежи», «Рекреационная география Орловской области». За данные проекты была награждена благодарственными письмами ОрелГТУ за подписью ректора Голенкова В. А.
В ее работе характерна требовательность к ученикам, сочетающаяся с уважительным отношением к ним, что помогает избегать конфликтных ситуаций в работе. Жданова Светлана Викторовна дает открытые уроки, мероприятия для учителей школы, района, студентов Орловского Государственного университета, делится опытом работы с коллегами на методических объединениях. Выступает с докладами на педагогических советах школы.
В августе 2012 года приняла участие в работе летней школы для учителей географии в МГУ имени М. В. Ломоносова.
Обучалась по программе: «Интернет- технологии для учителя- предметника». Награждена грамотой общеобразовательного учреждения Приказ №210-1 от20.11 07. «За долголетний добросовестный труд и в связи с 70-летием школы.
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
самая первая книга которая произвела на меня впечатление -это "Водители Фрегатов" Николая Корнеевича Чуковского.
Мой взгляд на мир
Я родилась в то счастливое время, когда все девчонки мечтали стать учителями, а мальчишки – космонавтами. Вот и я с самого первого класса знала точно, что стану учителем. Именно поэтому в этот период все мои игрушки: куклы, зайчики, неволяшки – стали моими учениками. Да и позднее когда я немного подросла, мало что изменилось, так как все, что происходило в школе плавно перетекало в игры на улице. Мы продолжали играть в школу. Хорошо помню, как, собравшись уже поздней осенью, во дворе дома в летней беседке, с покрасневшими от мороза носами озябшими руками выводили каракули, стараясь писать красиво и грамотно, чтобы «учитель» поставил «отлично». А еще мы учили стихотворения – маленькие четверостишия, которые я помню и сейчас.
Мы, взрослые, часто повторяем известную фразу «Все начинается с детства». И это в действительности так.
«Детство – важнейший период в человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самостоятельная, неповторимая жизнь! И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце от окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш», – говорил Василий Александрович Сухомлинский.
Какие они – наши современные дети? Чего они хотят? О чем мечтают? Как воспринимают мир взрослых, мир учителей и мир сверстников? Кем они мечтают стать? На все эти вопросы искало ответ не одно поколение психологов, педагогов, родителей.
В школе, разговаривая со своими коллегами-учителями, вижу, что это интересные, знающие свое дело, любящие детей, старающиеся сделать жизнь школы интересной люди. Общение с ними доставляет истинное удовольствие. Спасибо им, что они есть и что они помогают мне своими советами, поддерживают меня в любых моих начинаниях. В целом это талантливые люди, у которых есть чему поучиться, надеюсь, что они могут чему- то научиться и у меня. Учитель должен идти в ногу со временем: использовать в своей работе инновации, различные методики, должен в совершенстве владеть преподаваемым материалом, но прежде всего он должен быть ЧЕЛОВЕКОМ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ. Надо оставлять негатив за порогом школы, а детям нести и сеять доброе, разумное, вечное, как бы тяжело не было на душе. Не мешало бы вспомнить и народную мудрость в виде пословиц и поговорок: «Как аукнется, так и откликнется». От нас зависит то, что нам откликнется уже в недалёком будущем. Нам страшно думать о будущем, так, может быть, задумаемся о том, кого мы воспитываем и что мы хотим получить.
Нашей школе в этом году исполнится 75 лет – юбилейный год. Намечается масса новых незабываемых мероприятий, посвященных этой дате. Возможно, это еще более сплотит меня и моих пятиклашек, ведь нет более интересной формы общения, чем через создание творческих ситуаций, а их будет не мало. Думаю, что это станет мотивацией и к обучению. Очень хочется, чтобы как можно больше положительных эмоций возникало у детей в стенах школы, что бы школа вызывала у них радость от общения друг с другом и учителями , интерес к тому или иному предмету, научила детей некоторым жизненным приоритетам. Дать такую ценностную ориентацию может человек, который находится рядом, а именно учитель.
Ценностные ориентации – это отвержение или предпочтение определенных образцов, социальных и нравственных идеалов.
Задача взрослых – не просто дать набор ценностей, а помочь их осмыслить, принять общечеловеческие как собственные и научиться их применять на практике. Путь освоения ценностей проходит через переживания, зато дает неоценимый эмоциональный опыт.
Сейчас начнется классный час. Большая часть детей сидит на своих местах. Возле меня - группка детей. Настя быстро берет учебник географии для 9 класса и начинает с выражением читать его, затем поднимает глаза и говорит: «Ребята, запишите тему урока!»- и снова с выражением читает учебник. Я вижу, что и остальные ученики не прочь ей подыграть. «Пойдет к доске», – говорит Настя, и в воздух поднимается несколько рук – это дети, готовые пойти к доске. Как приятно, как радостно от ощущения того, что сейчас происходит в классе. Дети хотят подражать тому, что им нравится, что доставляет им удовольствие, что помогает им реализоваться. Наверное, просто не стоит им мешать, а иногда чуть-чуть направлять. И сейчас дети играют в «учителей». Уже в наше время, тем более в будущем, главной задачей учителя становится не просто научить, а научить учиться, то есть показать наиболее удобный путь получения информации, ее анализа и грамотного ее использования. Доблесть учителя – сделать ученика самостоятельным, ответственным, устойчивым к жизненным испытаниям. Сегодняшний и тем более завтрашний дни ставят перед учителем новую задачу – осуществить переход к моделированию у обучающихся целостной картины мира, системного мышления. Для этого каждому предметнику следует выйти «за рамки» предмета и учить детей сотрудничать, исследовать проблемные ситуации и находить оптимальные способы их решения, разрабатывать проекты и претворять их в жизнь.
Какая же моя педагогическая философия? Думаю, что она заключается в стиле отношений учителя и ученика, в отношениях с коллегами, родителями, людьми, меня окружающими, и определяется как сочувствие, соучастие, созидание, сотрудничество.
Мои достижения
В 2010 году Кузнеченков Дмитрий стал призером регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии.
Выпускники поступают на факультеты естественного профиля, где необходимо знание географии. Светлана Викторовна ведет большую внеклассную работу по предмету: в 9 классе элективный курс: «Всемирное природное и культурное наследие», готовит учеников к соревнованиям по военной топографии, туристическим слетам по спортивному ориентированию. В течении двух лет в рамках школьного кружка «Юный созидатель» совместно с ОрелГТУ были разработаны проекты: «Парки и скверы города Орла глазами молодежи», «Рекреационная география Орловской области». За данные проекты была награждена благодарственными письмами ОрелГТУ за подписью ректора Голенкова В. А.
В ее работе характерна требовательность к ученикам, сочетающаяся с уважительным отношением к ним, что помогает избегать конфликтных ситуаций в работе. Жданова Светлана Викторовна дает открытые уроки, мероприятия для учителей школы, района, студентов Орловского Государственного университета, делится опытом работы с коллегами на методических объединениях. Выступает с докладами на педагогических советах школы.
В августе 2012 года приняла участие в работе летней школы для учителей географии в МГУ имени М. В. Ломоносова.
Обучалась по программе: «Интернет- технологии для учителя- предметника». Награждена грамотой общеобразовательного учреждения Приказ №210-1 от20.11 07. «За долголетний добросовестный труд и в связи с 70-летием школы.
Моё портфолио
Накопление опыта творческой деятельности тесно связано с решением главной задачи современной школы-помочь развитию творческой личности учащихся. Известный педагог- дидактИ. Я. Лернер утверждал "...не должно быть обучения,которое в конечном счете не достигало бы усвоения содержания на творческом уровне и не сопровождалось постоянным эмоциональным воздействием..."
Лернер И. Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории М. 1982 стр 43
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты