Главные вкладки
Забойкина Татьяна Николаевна
сайт учителя-логопеда
Профессия: Учитель - логопед, учитель - дефектолог
Профессиональные интересы: Образование детей с ОВЗ
Увлечения: Танцы
Регион: Ленинградская область
Населенный пункт: д. Бегуницы Волосовский район
Место работы: МДОУ "Детский сад № 12 комбинированного вида"
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/zaboykina
О себе
Работаю с детьми с нарушениями речи и другими проблеммами в развитии.
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Сергей Лукьяненко "Дозоры".
Моё портфолио
Для определения своей педагогической концепции хотелось бы начать с доклада вице-президента Российской академии образования Д.И. Фельдштейна, представленного в июле этого года "Характер и степень изменений современного детства и проблемы организации образования на исторически новом уровне развития общества".
«Проведенный учеными Российской академии образования анализ показывает достаточно серьезные разноплановые, разнохарактерные, разноуровневые изменения, происходящие в Детстве – и положительные, и отрицательные. Ребенок стал не хуже или лучше своего сверстника двадцатилетней давности, он просто стал другим:
ü обследование познавательной сферы старших дошкольников выявило крайне низкие показатели в тех действиях детей, которые требуют внутреннего удержания правила и оперирования в плане образов. Четко фиксируется неразвитость внутреннего плана действия и сниженный уровень детской любознательности и воображения.
ü снизилась энергичность детей, их желание активно действовать. При этом возрос эмоциональный дискомфорт.
ü обращает на себя внимание неразвитость тонкой моторики руки старших дошкольников, отсутствие графических навыков.
ü Дефицит произвольности - как в умственной, так и в двигательной сфере дошкольника является одним из наиболее тревожных, достоверно установленных фактов.
ü существенно (почти в 2 раза) увеличилось число детей с нарушениями речевого развития (от 40 до 60% варьируясь в разных регионах).
ü все больше становится детей с эмоциональными проблемами. Умеют сегодня сострадать другим детям мальчики лишь в возрасте до 8 лет, девочки до 9-10 лет. А сорадоваться могут мальчики примерно до 7 лет, девочки же практически не умеют этого делать…
…Изменения современного ребенка связаны не только с социокультурными процессами, преобразовавшими общество, но и с интенсивным эволюционным саморазвитием современного человека.
Сегодня общие и специальные знания и навыки, приобретаемые детьми, должны не только обеспечивать соответствующий современному историческому состоянию уровень их развития, готовность к продуктивной деятельности, но и укреплять способности растущих людей к своему самосовершенствованию».
Наблюдая изменения, происходящие в России, я полностью согласна с автором доклада. Все изложенное в нем определяет направления и построение моей работы как учителя – логопеда группы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Речевой диагноз детей, имеющих речевые и психомоторные проблемы — общее недоразвитие речи, дизартрия. Данный диагноз включает в себя недоразвитие общей и мелкой моторики, несформированность лексико-грамматических категорий, фонетико-фонематические нарушения, нарушения внимания, гиперактивное поведение, трудности в выполнении произвольных движений по инструкции.
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Дети часто проявляют речевой негативизм, особенно при выполнении вербальных заданий.
Поэтому моя педагогическая деятельность направлена на всестороннее развитие ребенка с упором на коррекцию и развитие вербальных процессов, создание условий для удачного вхождения ребенка в общество. А также на то, чтобы исправление нарушений речи происходило комфортно для ребенка.
Задачи работы:
· создание атмосферы принятия, доверия, взаимопонимания и активного взаимодействия между педагогом и детьми;
· снижение эмоционально-психического напряжения, а также формирование положительных эмоций и душевного равновесия;
· обеспечение возможности эмоционального и двигательного самовыражения детей; развитие лучшего понимания себя и других;
· формирование социально-коммуникативных навыков (общения, сопереживания, доброжелательности, взаимодействия и др.);
· совершенствование психических процессов: внимания, воображения, памяти, мышления.
Специальные задачи логопедической работы.
· закрепление поставленных звуков в свободной речи;
· формирование артикуляционной и мимической подвижности, речевого слуха и речевой моторики;
· формирование речедвигательной координации;
· формирование образа и схемы тела, умения ощущать своё тело и управлять им, формирование пространственной организации движения и регуляции мышечного тонуса;
· формирование координации общей и тонкой моторики, рук и ног;
· формирование восприятия музыки и согласованности её с движением, комплексное формирование музыкальных способностей: развитие слухового внимания и слуховой памяти, чувства ритма.
· формирование речевых и певческих навыков: дыхания, дикции, звукообразования, речевой и певческой интонации;
Работая с детьми, необходимо учитывать закономерности формирования детской психики, одна из которых — разновременность созревания и развития психических функций. При развитии более поздних в плане формирования психических процессов следует опираться на уже созревшие механизмы и функции.
Такой благоприятной почвой для развития речи являются эмоции и движения — значительно более «древние» свойства человеческой психики, нежели речь. Именно они лежат в основе появления и развития речи, и они же наиболее развиты у дошкольников. Развивая моторику и эмоции у детей, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов и в первую очередь для своевременного развития речи. Дети легко «заряжаются» эмоциями окружающих. Стоит одному заплакать или засмеяться, как начинают плакать или смеяться другие. Кроме того, дети очень любят подражать (друг другу, взрослым и даже животным). Все эти природные способности детей я стараюсь использовать в своей работе, делая ее более веселой и привлекательной для детей.
Поэтому в систему совместной организованной образовательной деятельности входят:
- Подгрупповые занятия по коррекции речи с включением всех образовательных областей. На этих занятиях закрепляется правильное произношение звуков в рассказах, пересказах, в свободных беседах. Дети учатся понимать инструкции и выполнять их в разных видах деятельности: вербальных и невербальных, в подвижных упражнениях и заданиях на развитие графических навыков. Умение вести диалог с взрослым и сверстником также является одной из важнейших задач работы по коррекции и развитию речи.
- Индивидуальные занятия по коррекции произносительной стороны речи, во время которых происходит формирование правильного звукопроизношения. На занятиях проводится артикуляторная гимнастика, которая подготавливает органы артикуляции, тренирует их, делает сильнее. «Ставятся» звуки – учим ребенка правильно произносить их и закрепляем этот навык. Эту трудную и скучную работы стараюсь раскрасить заинтересовать и отвлечь ребенка от неприятных ощущений. Для этого артикуляторная и мимическая гимнастика проводится в игровой форме (изображая различных зверей), в виде сказки «Веселый язычек», с музыкальным сопровождением. Во время занятий используются не только картинки, но и различные игрушки.
- Занятия в кружке «Логоритмика». («Логопедическая ритмика – одна из форм активной терапии, коррекционной работы по устранению нарушений развития, в которой с помощью системы физических упражнений под музыку или/и речь развивается чувство ритма). На «Логоритмике» мы закрепляем то, чему научились на занятиях в группе. Учимся не теряться в зале, не стесняться. По настоящему громко говорить, кричать, передавать свои эмоции звуком и жестом.
- Выступления на групповых и общесадовских мероприятиях и проектная деятельность с привлечение родителей хорошо помогает ввести полученные умения и навыки в жизнь. И сделать это с максимальной мотивацией. Ведь кому не захочется похвастаться своими успехами и сорвать аплодисменты.
Результативность коррекционно – развивающей логопедической работы по развитию моторной сферы и произносительной стороны речи отслеживалась с помощью соответствующих разделов мониторинга.
В процессе систематической работы мне удалось добиться следующего:
- у детей активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений;
- улучшается фонематический слух; нормализуется речевое дыхание; формируется умение изменять силу и высоту голоса;
- уточняется артикуляция имеющихся звуков, вызываются по подражанию некоторые из отсутствующих звуков, создается база для успешной постановки звуков, быстрее и успешнее протекает процесс автоматизации звуков;
- повышается речевая активность детей;
- снизилась тревожность при выполнении упражнений в зале и на выступлениях.
Во время посещения детского сада дети неоднократно выступают на праздниках и спектаклях в детском саду. Выходят на сцену, поют и читают стихи на мероприятиях, проводимых в деревне Бегуницы и городе Волосово.
Из групп для детей с ОНР и группы для детей с ООП воспитанники выпускаются в массовую школу с хорошими результатами коррекции.
В дальнейшем успешно осваивают программу школы, посещают отделения Бегуницкой Школы Искусств, связанные с активной речевой деятельностью (театральное, вокальное), продолжают активно участвовать в мероприятиях школ и Дома Культуры.
Надеюсь что моя работа в этом направлении станет более продуктивной и я смогу добиться новых интересных результатов.