Главные вкладки
Цветкова Юлия Владимировна
сайт учителя
Профессия: Тифлопедагог, учитель
Профессиональные интересы: много
Увлечения: сайт в работе
Регион: Санкт-Петербург
Место работы: ГБОУ школа-интернат №1 им. К.К. Грота Санкт-Петербурга
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/yuliya-vladimirovna-tsv
Тифлопедагогика (от греч. typhlos — слепой) исторически формировалась как наука о воспитании и обучении слепых детей. По мере становления и развития данной предметной области специальной педагогики в ее сферу включались и другие категории людей, имеющих нарушения зрения. В настоящее время тифлопедагогика — это наука о воспитании и обучении людей разного возраста, имеющих нарушения зрения.
Объектом тифлопедагогики как самостоятельной научной дисциплины является специальное образование людей с нарушениями зрения. В качестве ее предмета выступает практика воспитания, обучения, социализации людей разного возраста с дефектами зрения.
Современная тифлопедагогика, представляющая одну из подсистем специальной педагогики, развивается в контексте гуманистических идей и взглядов, провозглашающих прежде всего развитие личности человека, находящегося в условиях зрительной депривации, признавая его равноправным членом общества, имеющим право на личностное развитие и самореализацию. В контексте обозначенного подхода в качестве основной цели тифлопедагогики выступает обеспечение интеграции людей с нарушениями зрения в широкий социум путем достижения ими максимального уровня самостоятельности и самореализации. Эта главная цель достигается посредством разработки и осуществления ряда научно обоснованных педагогических систем образования людей с нарушениями зрения, направленных на развитие их личности, профилактику, коррекцию и компенсацию нарушений, непосредственно и опосредованно вызванных условиями зрительной депривации.
В связи с обозначенной целью тифлопедагогика решает следующие задачи:
- выявление основных закономерностей в области обучения, воспитания и развития людей, имеющих нарушения зрения, установление связей этих процессов с коррекционно-педагогической работой по преодолению недостатков психофизического развития и профилактике их возникновения;
- комплексное клинико-генетическое, психологическое и педагогическое изучение детей и взрослых, находящихся в условиях зрительной депривации, выявление структурно-функциональных нарушений в организме, прямо или опосредованно связанных с нарушениями зрения, установление психофизических и сочетанных нарушений развития;
- изучение условий формирования и всестороннего разви
тия личности, находящейся в условиях зрительной депри
вации;
- определение и уточнение роли сохранных анализаторов в становлении познавательной деятельности при различных формах зрительных нарушений и разработка педагогических приемов, обеспечивающих ее развитие;
- определение содержания коррекционно-педагогической работы, нахождение эффективных приемов и способов ее осуществления при различных формах организации учебно-воспитательного процесса;
- разработка требований к специальным средствам коррекции вторичных отклонений в развитии и компенсации зрительного дефекта, к наглядному и раздаточному дидактическому материалу, специальным пособиям, к тифлотехническим средствам обучения; создание, совершенствование и модификация пособий и учебного оборудования;
- поиск, создание и подтверждение практикой эффективных приемов, методик обучения и воспитания детей и взрослых, имеющих нарушения зрения;
- теоретическое обоснование и осуществление индивидуального, дифференцированного и личностно ориентированного подходов к учащимся (детям, подросткам) с нарушениями зрения в ходе учебно-воспитательного процесса, организация этой работы с учетом зрительных возможностей обучающихся, характера и времени появления зрительных нарушений, сопутствующих заболеваний и сочетанных нарушений развития;
- разработка и обоснование специальных эргономических, гигиенических и офтальмо-педагогических рекомендаций с учетом клинической картины заболевания органа зрения, определение на этой основе зрительных, тактильных, общефизических нагрузок и рекомендаций по структурному построению занятий;
- изучение путей и возможностей интеграции слепых и слабовидящих в общество, определение содержания, форм и методов трудового обучения и воспитания, социально-трудовой адаптации, профессиональной ориентации, подготовки их к жизни и труду;
- определение типов и структурного построения специальных образовательных учреждений для детей и взрослых с различными нарушениями зрения, разработка нормативно-методических документов, рекомендаций и реабилитационных программ.
3.2. Нарушения зрения и причины их возникновения
Восприятие мира с помощью зрения осуществляется благодаря сложной системе различных взаимосвязанных структур зрительного анализатора, что позволяет человеку ориентироваться в пространстве, воспринимать форму, размер, цвет предметов, видеть их на разном расстоянии при различной их освещенности.
В зрительной системе вследствие воздействия неблагоприятных факторов могут возникать различные нарушения. Под зрительными нарушениями (дефектами зрения) подразумевается количественная и качественная характеристика нарушенного зрения на фоне повреждений различных структур зрительного анализатора.
Причины возникновения нарушений в зрительной системе весьма разнообразны. По своему происхождению нарушения зрения могут быть врожденно-наследственными и приобретенными. В свою очередь врожденно-наследственные нарушения зрения были обусловлены причинами наследственного характера (наличием неблагоприятных генетических факторов, хромосомной патологией), но могут быть и детерминированы различными отрицательными воздействиями на плод в период внутриутробного развития и в момент рождения (интоксикацией плода, предродовыми и родовыми травмами, нарушением питания плода и др.).
О себе
абзац в работе
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
абзац в работе
Моё портфолио
в работе
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты