Главные вкладки
Яшина Надежда Александровна
Воспитатель детского сада
Профессия: Воспитатель
Профессиональные интересы: Воспитание детей
Увлечения: Компьютерные технологии,кулинария,рисование.
Страна: Россия
Регион: Москва
Место работы: Государственное бюджетное образовательное учреждение лицей № 1795 "Лосиноостровский" корпус 989
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/yashina-nadezhda-aleksandrovnaОбразование – то, что остается после того, когда забывается все, чему учили. А. Эйнштейн Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно. А.С.Макаренко
О себе
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
"Граф Мо́нте-Кри́сто" А.Дюма
Моё портфолио
В младшем возрасте дети проявляют большой интерес к объектам природы и легко усваивают разнообразную информацию, если она их привлекает. Разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека, - вот главные аспекты работы педагога в рамках программы. Не нужно знакомить детей с обилием терминов, даже если они способны из запомнить. Важнее объяснить суть явлений, понятий, делая акцент на существующих в природе взаимосвязях. Понимание важнее запоминания!
Приучая дошкольника к регулярным наблюдениям за зеленым царством горшечных растений, расположенным чаще всего на окне, воспитатель показывает своеобразие и тайну их жизни, их красоту, ради которой они и содержатся в помещении.
Наблюдая за растениями, ребенок учится распознавать совершенно иную, чем человеческая, форму жизни, начинает видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь и состояние которого, целиком зависят от того, полили его или нет, много или мало, холодной водой или комнатной, чистой или с добавлением удобрений, Только с помощью взрослого дощкольник может понять, как жизнь растения зависит от наличия тепла, света, и хорошей почвы.
Приобщаясь к зеленому саду на окне, ребенок постигает тайны жизни и ее проявления. Учится отличать здоровое и сильное растение от слабого и хилого, требующего «лечения», не путает бурно растущее растение с погибающим. Красота – спутник здоровья. В мире растений эта связь проявляется особенно отчетливо. Бледное, вытянувшееся растение с редкими листьями, не дающее новых побегов и цветов, нельзя отнести к красивым: взор и чувства не могут ими наслаждаться.
И при систематическом общении с растением ребенок делает для себя открытие, что внешние показатели: цвет, форма, размер и пр. – это, прежде всего, показатели степени благополучия растения, т.е. его обеспеченности необходимыми условиями.
Научившись понимать состояние растений, ребенок будет им «сочувствовать» и помогать. Поливая, пересаживая, очищая их от пыли, сначала вместе с воспитателем, а затем и самостоятельно, дошкольник сможет оказать действенную помощь зеленым друзьям. Таким образом, знакомя детей с комнатными растениями, можно одновременно решать задачи их умственного, нравственного и эстетического воспитания.
Как же должен поступать воспитатель, чтобы при наличии комнатных растений можно было решать различные задачи воспитания ребенка дошкольного возраста?
Маленькие дети любят действовать. Окружающий мир они познают в основном практически, а свои действия сочетают с наблюдением за их результатами. Взор ребенка привлекают яркие образы и быстрая смена событий. Этими особенностями его следует воспользоваться: они помогут ему заняться поливкой растений.
- Хочешь посмотреть, как я поливаю растения на окне? Пойдем! У меня есть лейка, а в ней вода. В каждый горшочек я налью воды.
Воспитатель умышленно ничего не говорит о цветах. Сейчас ребенку надо лишь показать интересные действия с водой, пусть он смотрит – куда девается вода, как она появляется на поддоне.
- Ты видел, как я поливала растения?- спрашивает воспитатель в следующий раз. – Хочешь мне теперь помочь?
Ребенок, конечно, соглашается: он всегда готов действовать.( Вместе держат лейку, вместе поливают). Взрослый при этом поясняет:
- Носик лейки надо опустить низко, к самой земле, воды налить столько, чтобы она всю землю смочила.
В конце поливки он впервые задает ребенку серьезный вопрос:
- А зачем мы поливаем растения?
Не следует спешить с ответом – пусть ребенок удивится, подумает, выскажет свои предположения. Только после этого воспитатель объясняет, что растения живые, они пьют воду и растут, становятся красивыми.
- Давай посмотрим на растения. Какие они у нас красивые, зеленые! Мы их все время поливаем, они хорошо пьют воду и хорошо растут.
Ребенок впервые внимательно рассматривает растения, а воспитатель поддерживает его интерес, сказав, как оно называется, какие у него красивые листья, стебель, цветы, сопровождая показом. В заключение вместе наполняем лейки водой, вытираем капли и лужицы на подоконнике. Здесь можно пояснить, что воду всегда надо наливать заранее : растения не любят холода, а от теплой воды они лучше растут. Так у ребенка постепенно начинает пробуждаться осмысленная наблюдательность и формироваться понимание значения трудовых действий взрослого, ухаживающего за цветами, и в его сознании устанавливаются связи между уходом за растениями и их состоянием, красотой.
Нельзя, чтобы остался без внимания маленьких детей период цветения. Малышу трудно предвидеть, что бутон – это начало будущего цветка, ребенку 2-4 лет ждать трудно, поэтому ему лучше показать уже распустившийся цветок. Но нельзя ограничиться только показом появившихся цветов, надо еще приобщить ребенка к наблюдению за ними в течение всего периода их цветения. Прежде всего, надо показать, что цветы украшают само растение, а цветущее растение украшает подоконник и даже всю групповую комнату. Чтобы у ребенка на много дней сохранилось чувство радости, педагог изыскивает специальные приемы, поддерживающие его интерес.
- Пойдем, посмотрим, есть ли еще цветок на нашем растении? А может быть, он уже завял? – говорит он ребенку утром при встрече. Идут вместе, смотрят, снова радуются, т. к. цветок стал еще красивее, потому что распустился уже в полную силу.
Иди, посмотри сам, как выглядит наше цветущее растение, - предлагает воспитатель ребенку в следующие дни. – Наверное, появились новые цветы? А, лепестки, возможно, начали уже опадать?
Такое обращение к ребенку подсказывает ему содержание наблюдения – надо не просто смотреть, а замечать, что же изменилось, что стало иным. Дошкольник начинает понимать, что на одно и то же растение можно смотреть много раз: оно меняется, потому что живое.