Дополнительная общеобразвивающая программа «Слагаемые успеха»

Чегодаева Настасья Валерьевна

Методическая цель разработки: формирования у учащихся социального опыта по реализации лидерских и организаторских качеств личности, а также навыков командообразования.

            Практическая значимость разработки состоит в том, что в ней определены особенности занятия и прописана деятельность педагога-организатора и обучающихся на различных его этапах с методическими приемами. Содержание программы включает следующие разделы: «Лидер. Лидерство», «Командообразование», «Волонтерская деятельность».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slagaemye_uspeha_1.doc159.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества»

Принята на педагогическом совете                            

МБУ ДО «ДДТ»

Протокол №  от _______________

Утверждена приказом №_______ от ___________                                                                                                                                            Директор МБУ ДО «ДДТ»

___________М.М. Костенко

Дополнительная общеобразовательная программа

«Слагаемые успеха»

Направленность: социально-гуманитарная

Возраст детей, на которых рассчитана программа: 14-18 лет

Срок реализации: 1 год

                                                                           

Составитель: Чегодаева Настасья Валерьевна,

                                                                           педагог– организатор МБУ ДО «ДДТ»,

        высшая квалификационная категория.

г. Губкинский,  ЯНАО

2022 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Ничто на свете не очищает, не облагораживает так отроческий возраст,

не хранит его, как сильно возбужденный общественный интерес. 

А. И. Герцен 

Актуальность. Обучение активистом ученического самоуправления образовательного учреждения представляют собой эффективное средство воспитания, духовного, нравственного и социального развития подростков.

На современном этапе развития российского общества социально активный молодой человек - это потенциал нашего общества, это активист молодежного движения, это член волонтерского движения. Активная и самостоятельная деятельность обучающихся в процессе школьного обучения во внеурочное время способствует приобретению ими необходимого социального опыта, опыта общественных и личностных отношений, облегчает процессы самоутверждения, особенно остро протекающие в подростковом возрасте.

Методы и педагогические технологии (методы проблемного обучения; технология обучения в сотрудничестве; технология развития критического мышления и др.), используемые в ходе разработок образовательных курсов по обучению активистов ученического самоуправления направлены на активизацию познавательной деятельности учащихся формирование навыков и умений работать в команде, способствуют раскрытию в себе лидерских и организационных качеств.

Методическая цель разработки: формирования у учащихся социального опыта по реализации лидерских и организаторских качеств личности, а также навыков командообразования.

        Практическая значимость разработки состоит в том, что в ней определены особенности занятия и прописана деятельность педагога-организатора и обучающихся на различных его этапах с методическими приемами. Содержание программы включает следующие разделы: «Лидер. Лидерство», «Командообразование», «Волонтерская деятельность».

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу, 72 часа в год.

Формы организации деятельности: индивидуально-групповая; коллективная.

Процесс обучения основан на принципах личностно-ориентированного, индивидуального и системно-деятельностного подходов.

Основные цели и задачи программы.

Цель: формирование способности к созданию и организации деятельности команд ученического самоуправления.

Задачи:

  • Раскрытие и активация творческого потенциала команды, личностного потенциала каждого ее члена.
  • Выявление и распределение ролевых функций в команде, поиск новых лидеров.
  • Улучшение атмосферы в группе, снятие напряженности, эмоциональной скованности.
  • Получение опыта конструктивного сотрудничества и сопричастности к команде.
  • Улучшение коммуникаций между внутренними структурами организации.
  • Повышение эффективности команды, работающей над одним проектом.
  • Сплочение коллектива.
  • Отработка навыков внутрикомандного взаимодействия.
  • Развитие у команды чувства уверенности в собственных силах и ответственности за общий результат.

Отличительная особенность программы заключается в использовании технологии медиообразования, в частности методов кино- педагогики. Не менее актуальная технология в наши дни, где дистанционное образование приобрело глобальные масштабы. Использование кино-педагогики в образовательном поле программы проходит в нескольких направлениях: трансляция кинофильмов, телепередач, роликов по формированию лидерских качеств личности, по командообразованию, волонтерской и добровольческой деятельности.

 Программа реализуется для членов ученического самоуправления.

Для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся -  данная программа поддерживает целевую модель наставничества МБУ ДО «ДДТ». Модель разработана в целях достижения результатов федеральных и региональных проектов «Современная школа» и «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образования».  В ходе реализации программы предусматриваются такие формы наставничества, как «Учитель – ученик» и «Ученик – ученик».  

Учебно- тематическое планирование 1 года обучения

№ п/п

 Наименование раздела и темы занятия.

Теория

Практические упражнения

Всего

Лидер. Лидерство.

1.

Кто такой лидер. Понятие лидерства.

3

7

10

2.

Типы лидерства.

2

6

8

3.

Лидерство и руководство.

3

6

9

4.

Основные компетенции в реализации лидерской позиции.

3

5

8

Командообразование.

5.

Создание команды. Основные роли в команде.

2

4

6

6.

Отличия команды от рабочих групп. Жизненный цикл команды.

2

6

8

7.

Конфликты в команде и управление ими.

3

5

8

Волонтерская деятельность.

8.

Социальное волонтерство.

3

5

8

9.

Работа с новичками. Волонтерские технологии.

2

5

7

ИТОГО:

23

49

72

Ожидаемые результаты по разделам.

Раздел «Лидер. Лидерство». 

  • Освоение понятий «лидер», «лидерство», «лидерские качества», типы и стили лидерства.
  • Развитие лидерских качеств, навыков успешного лидерства.
  • Формирование плана саморазвития, собственного стиля лидерства.

Раздел «Командообразование»

  • Освоение технологии командообразования.
  • Развитие навыков конструктивного общения в рабочих группах.
  • Формирование успешных команд детского самоуправления.

Раздел «Волонтерская деятельность.

  • Освоение волонтерских технологий
  • Развитие инициативы добровольцев, активности их участия в социально-значимых мероприятиях
  • Формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности.

Содержание программы.

Раздел «Лидер. Лидерство».

Тема 1. Кто такой лидер. Понятие лидерства. 10 часов.

Подходы к описанию лидерства (теория черт, поведенческий подход, ситуационный подход, теория адаптивного подхода). Индивидуальное лидерство. Групповое лидерство. Признаки лидерства:

  • высокая активность и инициативность при решении группой совместных задач,
  • ярко выраженная способность воздействовать на других людей,
  • более заметное проявление личностных качеств, эталонных для данной группы. Разграничение лидеров трех уровней.

Тема 2. Типы лидерства. 8 часов.

Типологии лидерства. Е.С. Богардус, типы: автократический, демократический, исполнительный, рефлексивно-интеллектуальный. Ф.С. Бартлетт, классификация лидеров: институциональный тип, доминирующий тип, убеждающий тип. Классификация типов лидеров по Б.Д. Парыгину: подразделение их с учетом содержания деятельности (вдохновители, организаторы), с учетом стиля деятельности (авторитарный, демократический, смешанный) и с учетом характера деятельности (универсальный, ситуативный).

Л.И. Уманский: организатор (функция групповой интеграции); инициатор (выдвижение идей и решение новых проблем); генератор эмоционального настроя (доминирует в формировании настроения группы); эталон (образец, идеал, «звезда»); мастер (специалист в каком-то виде деятельности); эрудит (отличается обширными знаниями).

Тема 3. Лидерство и руководство. 9 часов.

Формальный и неформальный. Руководство и лидерство, матрица базовых стратегий. Руководитель, его лидерские и организационные качества. Стили лидерства и руководства. Курт Левин, классические стили управления: авторитарный, демократический, ​ попустительский. Качества и черты личности лидера.

Тема 4. Личностный ресурс и основные компетенции в реализации лидерской позиции. 8 часов.

Компоненты личностного ресурса лидерской позиции: мотивационно-ценностный, интеллектуально-когнитивный, эмоциональный, коммуникативно-поведенческий. Пять основных типов компетенций: базовые мотивации; психофизиологические особенности; регулятивные механизмы; знания; умения и навыки.

Раздел «Командообразование». 6 часов.

Тема 5. Что такое команда. Роли в команде.

Команда как особый тип организации. Высокая слаженность, ответственность за выполняемую работу, отношение к своему результату и результатам работы других членов команды. Анализ различных классификаций ролей в команде. Классификация Белбина. Ролевые типы: мыслитель, исследователь ресурсов, оценивающий, коллективист, доводящий до конца, действующий, председатель.

Тема 6. Отличия команд от рабочих групп. Жизненный цикл команды. 8 часов.

Анализ позиции Яна Катценбаха и Дугласа Смита – одних из наиболее признанных в мире специалистов в области построения высокоэффективных команд. Наличие у членов группы взаимодополняющих умений и навыков. Ориентация членов группы на разделяемые ими ценности и совместные цели. Использование определенных общих подходов к работе (своего рода единых стандартов). Совместная разделяемая членами группы ответственность за достижение поставленных целей и следование общим ценностям.

Нормы партнерского общения.

Тема   7.  Конфликты в команде и управление ими. 8 часов.

Конфликты, определение конфликтов.  Разновидности конфликтов: конфликты внутриличностные, конфликты межличностные, конфликты между личностью и группой, конфликты межгрупповые. Различные варианты разрешения конфликта.

Проектирование переговорного процесса.

Раздел «Волонтерская деятельность».

Тема 8. Социальное волонтерство. 8 часов.

Школа социального волонтерства в России. Добровольческое Движение “Союз волонтерских организаций и движений”.

Возможность дальнейшего развития: организация собственной волонтерской группы, формирование контента для волонтерского пространства.

Тема 9. Работа с новичками. Волонтерские технологии. 7 часов.

Волонтеры – новички. Как с ними работать? Опыт добровольца. Опыт милосердия. Опыт ведущего проектом. Организация субботников. Социальное проектирование.

Открытое занятие-встреча «Мы ждем Вас в нашу команду!»

Планируемые результаты:

Личностные

-мотивация к обучению и целенаправленная познавательная деятельность, готовность к саморазвитию личностному самоопределению; -мотивация на получение новых знаний;

- умение ориентироваться на моральные нормы и их выполнение.

Метапредметные

Познавательные:

- умение находить и обобщать полученную информацию;

- умение прогнозировать ситуацию.

Регулятивные:

- умение выполнять учебное задание в соответствии с совместно поставленной целью;

- умение выполнять учебное действие в соответствии с совместно составленным алгоритмом.

Коммуникативные:

- умение формулировать собственное мнение;

- умение согласовывать позиции и находить общее решение;

- умение адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата.

Предметные

-знание основных понятий на занятии: 

- Командообразование;

Смысл командообразования

- умение самостоятельно и в группах умение работать, творить, дружить, делать общее дело

- приобретение опыта работы индивидуально и в команде при выполнении задания.

Сценарий занятия по командообразованию.

Организационный момент

Приветствие.  Создание положительного эмоционального настроя.

Цель: Создание условий для активизации процесса успешного сплочения группы, формирование знаний о командообразовании.

Задачи:

Обучающие:

- формировать чувства команды;

- навыков взаимодействия в команде (в группе);

- формировать групповые нормы партнерского общения.

- формировать доверительную обстановку в группе;

- уметь координировать совместные действия

Воспитывающие: 

  • прививать интерес к занятиям групповой деятельности через практическую работу;
  • воспитывать культуру общения;
  • сформировать навык самостоятельной работы при выполнении задания;

воспитывать способность и готовность работать в команде (сотрудничать).

Развивающие: 

развивать критическое мышление (умение анализировать, быстро принимать решение, отстаивать свою точку зрение).

Список правил: 

1. Внимательно слушать друг друга.

2. Не перебивать говорящего

3. Уважать мнение друг друга

4. Я - высказывание

5. Безоценочность суждений

6. Активность

7. Правило «стоп»

8. Конфиденциальность.

Литература:

  1. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: учебно-методическое пособие. М., 2002.
  2. Грецов А.Г. Психологические тренинги с подростками. СПб.: Питер, 2008.
  3. Грецов А.Г. Тренинг уверенного поведения. СПб.: Питер, 2007.
  4. Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. СПб.: Речь, 2008.
  5. Рязанова Д.В. Тренинг с подростками: с чего начать? М., 2003