Арт-терапия в работе с детьми и подростками.

Липницкая Ирина Леонидовна

Приемы и техники арт-терапии.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Арт – терапия в работе с детьми и подростками. Педагог – психолог Липницкая И.Л .

Слайд 2

Арт-терапия Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства: любовь, ненависть, обиду, страх, злость, радость и т. д..

Слайд 3

Виды арт-терапии Арт-терапия в узком смысле слова — рисуночная терапия, основанная на изобразительном искусстве. Библиотерапия (в том числе сказкотерапия) — литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений. Музыкотерапия Драматерапия Танцевальная терапия Куклотерапия

Слайд 4

Ресурсные техники арт-терапии Идентификация с природой . Лучше с живой (она более ресурсна). Например: представить себя растущим деревом. Затем представленное прорисовать ( рисунки дети забирают с собой ).

Слайд 5

Ресурсный транс «полет птицы» . Представьте себя птицей, которая летит над землей. Она пролетает разные страны. Среди этих стран есть страна, например «Здоровья». Приземляемся в этой стране. Все здесь пропитано Здоровьем! Где-то в этой стране нас ждет подарок. Мы его можем взять, он обязательно поможет нам поддерживать свое здоровье. После этого возвращаемся в реальность. Далее медитативное рисование (этот подарок прорисовывается - дети забирают его с собой).

Слайд 6

мандалы Ресурсны все рисунки в круге. Для создания мандалы (желаемого ресурсного состояния) берем лист формата А3, делаем его квадратным и в центре рисуем круг (желательно размером с голову).

Слайд 7

Пример: Мандала « Мое Здоровье » Посидеть какое-то время прислушиваясь к себе (погрузиться в себя). Представить, на что может быть похоже Хорошее здоровье. Прорисовать его в заранее подготовленном круге. Лучше рисовать пастелью. Использовать спокойную музыку.

Слайд 8

лепка Лепить нужно только глиной. Это ресурс и отреагирование. Я в разобранном состоянии (лепим с закрытыми глазами). Я в собранном состоянии (лепим с открытыми глазами). Хорошо для отработки агрессии .

Слайд 9

сказкотерапия Работа в диссациированном состоянии так - как это метафоры. Дети сами пишут сказку. В этой сказке всегда есть герой, который попадает в какие-то ситуации и ищет выход из них (проводим параллель с жизнью). Сказку можно бесконечно дописывать и трансформировать. И все сказки заканчиваются хорошо.

Слайд 10

Сказкотерапия - это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни.

Слайд 11

Это Процесс расшифровки знаний...

Слайд 12

Сегодня сказкотерапия синтезирует многие достижения психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур - все это «упаковано» в сказочную форму, в форму метафоры . Метафора – это своеобразный конструктор реальности.

Слайд 13

Метафоры , в которых мы живем, активизируют наши ответные реакции.

Слайд 14

«Метафорическая форма изложения — это естественная форма выражения бессознательного, тот язык, на котором оно говорит с сознательным и который понимает». Карл Густав Юнг

Слайд 15

Кроме общекультурного метафорического ландшафта, у каждого из нас есть и собственное внутреннее пространство образов-символов-кодов. Например, кто-то считает, что проблемы — это враги, которых нужно уничтожить раз и навсегда, а для кого-то проблемы — это приключения, которые принесут новые возможности. Для кого-то жизнь — борьба за выживание, для кого-то — игра без правил.

Слайд 16

Метафора для здоровья Различные метафоры предлагают различные способы мышления. Вы сами сможете решить, с какой вам жить. Она может быть такой простой или такой сложной, какой вы захотите ее сделать. Сначала осознайте ту, которая у вас уже есть. Итак , какова существующая у вас метафора здоровья ? Чтобы узнать это, закончите следующие предложения: Здоровье похоже на... Потому что... То, как вы думаете о здоровье, будет влиять на смысл, который вы придаете болезни, и на то, что вы будете делать, если заболеете. Теперь завершите предложения: Болезнь похожа на... Потому что...

Слайд 17

О чем эти метафоры говорят вам? Когда вы исследуете их, может быть, вам захочется иметь другую метафору или обогатить ту, которая у вас уже есть. Подумайте немного. Каким бы вы хотели представлять себе свое здоровье? Я хочу, чтобы мое здоровье было похоже на... Потому что... Какое значение будет у этой новой метафоры? Как бы вы стали действовать, если бы новая метафора стала верной для вас? Вы можете также изменить свою метафору о болезни: Я бы предпочел, чтобы болезнь была похожа на... Потому что... Что они позволяют делать? Что запрещают? Что еще должно быть верным, чтобы эти метафоры имели смысл? Что общего между этими метафорами? Просто отметьте, что представляют собой ваши метафоры. И пока не пытайтесь изменять их.

Слайд 18

Может быть, вам сразу удастся найти удовлетворительную метафору. Если это трудно сделать, просто отвечайте, называя ту вещь, которая первой пришла в голову. Например: Здоровье похоже... на безудержный смех. Потому что... при этом хорошо себя чувствуешь. А теперь на что похож безудержный смех? Безудержный смех похож... на вдох свежего воздуха. Потому что... он меня взбадривает. Вы можете продолжать цепочку метафор до тех пор, пока не найдете подходящую. Попробуйте сравнить вашу старую и новую метафоры.

Слайд 19

КАК СКАЗКА ВРАЧЕВАТЬ НАУЧИЛАСЬ Татьяна Большакова Жила-была Сказка. Весело ей жилось, потому что рядом всегда добрые и верные друзья были. Вместе они могли и посмеяться, и порадоваться; и страшновато им порою делалось, но всегда все хорошо заканчивалось. И вот однажды встретила Сказка Человека. - Ты любишь людей? - спросил он. Да , - ответила она. Она ведь и, правда, всех любила. - Тогда пойдем со мной, и я научу тебя помогать людям, избавлять их от болезней. - А подружек можно с собой взять? - Можно, - разрешил Человек. И тогда она согласилась: ведь с друзьями нигде не страшно. Человек привел компанию в большой красивый дом. Там было много людей, и все они долго-долго слушали сказки, истории, анекдоты, притчи. Потом люди горячо заговорили о чем-то не очень понятном, и стали разные ученые слова произносить. Поняла только Сказка, что странные люди собираются из нее с подружками какой-то смысл извлекать и разные лекарства делать. Испугалась она сначала, но не убежала: друзья рядом - стыдно, и любопытно, как этот смысл извлекать будут. Да и людям помочь хотелось, чтобы не болели они, бедные. Ведь когда самой хорошо, хочется, чтобы и другие жили счастливо. И началась жизнь Сказки в Институте Сказкотерапии. Поначалу, действительно, многое странным казалось. Ведь она привыкла, что, слушая сказки, все улыбаются, а здесь слушали серьезно, потом долго-долго спорили, порою даже хмурились, но, уходя от нее, все ровно говорили: «Спасибо!» И то, что извлекали из нее, тоже чужим казалось, будто и не из нее вовсе. Но потом поняла Сказка, что открыли в ней люди новый талант, и теперь она не только радовать, но и лечить может. Лечить то, что всего нужнее - Душу человеческую! А научившись лечить, сказки снова пошли по белу свету, продолжая рассказывать свои истории, только теперь у них для каждого есть своя, особенная...

Слайд 20

Спасибо за внимание! 