Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей на разных этапах возрастного развития.

Одна из сфер совместной деятельности педагога и психолога в современной школе- работа с одаренными детьми. Дети с высокой познавательной активностью, развитыми творческими способностями, оригинальностью ассоциативного мышления, умеющие планировать предстоящую деятельность в ситуации классно-урочной системы обучения зачастую не получают должного внимания со стороны педагогов. Словосочетанием «одаренные дети» обозначается некая исключительность. Произнося его, мы допускаем возможность существования особой группы детей. Эти дети качественно отличаются от сверстников: они опережают их в развитии.

. Дар, имеющийся у каждого, но проявляющийся в разной степени. Таким образом, рядом с термином «одаренные дети», подчеркивающим их исключительность, появляется другой, близкий, но вместе с тем принципиально иной по содержанию термин – «детская одаренность».

Особенности развития одаренных детей

Познавательное развитие.

  1. Отличаясь широтой восприятия, они остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее.
  2. Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравится в своем воображении создавать альтернативные системы.
  3. Отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации и категоризированию помогают такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее.
  4. Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать.
  5. Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами одаренные дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.
  6. Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_soprovozhdenie_odarennyh_2013.docx55.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Северная средняя общеобразовательная школа №2»

Белгородского района Белгородской области.

«Согласовано»        «Утверждаю»

Зам.  директора по УВР                                                   Директор МОУ «Северная СОШ№2»

_______Павлюченко Е.Н.        Добрыденко Т.Г.

        Приказ №_____от________

Рабочая программа

психолого-педагогического сопровождения одаренных детей на разных этапах возрастного развития.

                                                          Разработала:

                                                                    педагог-психолог

                                                                                      МОУ «Северная СОШ №2»

Кийкова Оксана Владимировна.

                                                      2013-2014 учебный год

Пояснительная записка.

Одна из сфер совместной деятельности педагога и психолога в современной школе- работа с одаренными детьми. Дети с высокой познавательной активностью, развитыми творческими способностями, оригинальностью ассоциативного мышления, умеющие планировать предстоящую деятельность в ситуации классно-урочной системы обучения зачастую не получают должного внимания со стороны педагогов. Словосочетанием «одаренные дети» обозначается некая исключительность. Произнося его, мы допускаем возможность существования особой группы детей. Эти дети качественно отличаются от сверстников: они опережают их в развитии.

. Дар, имеющийся у каждого, но проявляющийся в разной степени. Таким образом, рядом с термином «одаренные дети», подчеркивающим их исключительность, появляется другой, близкий, но вместе с тем принципиально иной по содержанию термин – «детская одаренность».

Особенности развития одаренных детей

Познавательное развитие.

  1. Отличаясь широтой восприятия, они остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее.
  2. Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравится в своем воображении создавать альтернативные системы.
  3. Отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации и категоризированию помогают такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее.
  4. Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать.
  5. Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами одаренные дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.
  6. Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи.

Психосоциальная чувствительность.

  1. Одаренные дети обнаруживают обострённое чувство справедливости; опережающее нравственное развитие опирается на опережающее развитие восприятия и познания.
  2. Они предъявляют высокие требования к себе и окружающим.
  3. Живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображаемые друзья, братья или сестры) весьма характерны для одаренных детей.
  4. Они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.
  5. Им недостает эмоционального баланса, в раннем возрасте одаренные дети нетерпеливы и порывисты.
  6. Порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная чувствительность.
  7. Эгоцентризм в этом возрасте, как и у обычных детей.
  8. Нередко у одаренных детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками.

Физические характеристики.

  1. Одаренных детей отличает высокий энергетический уровень, причем спят они меньше обычного.
  2. Их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей

Все одаренные дети обладают следующими особенностями развития познавательной сферы:

  1. Любознательность
  2. Оригинальность мышления 
  3. Гибкость мышления 
  4. Легкость генерирования идей, или беглость мышления
  5. Легкость ассоциирования. 
  6. Высокая степень концентрации внимания.
  7. Отличная память. 
  8. Способность к прогнозированию 
  9. Способность к оценке 

Также, все одаренные дети имеют сходные особенности психосоциального развития:

Самоактуализация. 

Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм) – стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям.

Социальная автономность – способность и стремление противостоять мнению большинства, относительная свобода от общепринятых ограничений

Познавательный эгоцентризм. Одаренные дети практически не способны понять, почему то, что просто и понятно для них самих, не могут постичь окружающие.

Лидерство. Одаренный ребенок довольно часто берет на себя роль руководителя и организатора, приобретая опыт принятия решений.

Лидерство проявляется в том, что ребенок сохраняет уверенность в себе в окружении других людей, легко общается, проявляет инициативу, принимает на себя ответственность.

Соревновательность – склонность к конкурентным формам взаимодействия. Приобретаемый в результате опыт побед и особенно поражений – важный фактор развития личности, закалки характера.

Особенности эмоционального развития. В качестве одной из основных особенностей развития эмоциональной сферы одаренного ребенка отмечается повышенная уязвимость.

В педагогической психологии выделяют четыре категории одаренных детей:

дети, интеллектуально одаренные (имеющие высокие показатели по специальным тестам интеллекта);

дети с ярким проявлением специальных способностей (достигшие больших успехов в каких-либо областях деятельности);

дети, академически одаренные (отлично успевающие в школе);

дети с высокой креативностью (потенциально одаренные).

Существуют также проблемы одаренных детей.

Лета Холлингуорт внесла большой вклад в понимание проблем адаптации, стоящих перед одаренными детьми.

  1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.
  2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.
  3. Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.
  4. Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.
  5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.
  6. Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.
  7. Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение

Исходя из этого можно выделить главную цель программы- создание условий для выявления, развития и сопровождения, одаренного ребенка, реализации их потенциальных способностей, социализация и формирование целеполагания одаренного школьника на разных этапах его обучения и развития.

Психолого-педагогическое сопровождение в работе с педагогами

 

Мероприятие

Сроки

Ответственные

1.

Организация проблемного семинара «Одаренные дети, выявление, обучение, развитие»

Сентябрь

Психолог, классные руководители

2.

Консультации для классных руководителей по выявлению познавательной и творческой одаренности учащихся, уточнение «банка данных» одаренных детей.

Октябрь

Психолог, классные руководители

3.

Консультационно-методическая работа по сопровождению и созданию образовательного маршрута для одаренных детей

Октябрь

Психолог, классные руководители

4.

Семинар для воспитателей ГПД «Восприятие и понимание воспитателем учащихся»

Декабрь

Психолог

5.

МО учителей начальных классов «Формирование учебной мотивации на уроках в начальной школе»
Консультации для педагогов по итогам диагностик, коррекция «банка данных».

Март - май

Психолог

Психолого-педагогическое сопровождение в работе с родителями

 

Мероприятие

 

Сроки

Ответственные

1.

Консультации для родителей «Если ваш ребенок одарен»

Сентябрь

Психолог

 

2.

Согласование образовательного маршрута с
родителями учащихся.

Октябрь

Педагог

3.

Информационно-психологический вестник «Режимные
моменты в жизни школьника»

Ноябрь

Психолог 

4.

Консультация для родителей. Рекомендации по организации режима учебных и внеучебных нагрузок для одаренных учащихся.

Январь

Психолог

5.

Методический вестник «Одаренный ребенок в школе»

Март

Психолог

6.

Групповые консультации по итогам комплексных диагностик
Родительские собрания «Готовимся к конкурсным испытаниям» (для родителей 4 классов)

Апрель - май

Психолог

Психолого-педагогическое сопровождение в работе с учащимися

 

 

Мероприятия

 

Сроки

Ответственные

1.

Создание и уточнение «базы данных» с учетом академических достижений, творческих способностей учащихся, результатов школьных олимпиад.

Сентябрь
Октябрь

Психолог
Педагог

2.

Согласование образовательного маршрута с учащимся

Октябрь

Руководитель МО, педагог, психолог 

3.

Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися.

В течение года

Психолог, зам. директора.

4.

Групповые развивающие занятия по развитию креативности

Декабрь
Апрель

Психолог

5.

1.Изучение мотивационно-потребностной сферы одаренного ребенка

2. Углубленное изучение личностных особенностей.

Январь

Психолог

6.

Изучение микроклимата в коллективе с целью исследования межличностных отношений.

Анкетирование по вопросам здоровьесбережения

 Февраль

Март

Психолог

 

 

7.

Привлечение к участию в общешкольных мероприятиях, концертах, соревнованиях учащихся с разными видами одаренности

 

В течение года

Педагог- организатор, учитель физ. воспит.

 

8.

Привлечение к участию в конкурсах «Кенгуру», «Медвежонок», предметных олимпиадах.

 

В течение года

Зам. директора, психолог, педагоги

 

9.

Контроль за учебно-физической нагрузкой, рациональным использованием свободного времени

В течение года

Зам. Директора, классные руководители

Групповые развивающие занятия по развитию креативности.

Специфика указанного курса в том, что в нем предпринята попытка преодолеть ограниченность отдельных подходов к развитию креативности, ориентированных либо целиком, либо преимущественно на развитие той или иной (чаще всего когнитивной) ее составляющей. На наш взгляд, необходим более комплексный подход к такому сложноорганизованному явлению, каким является креативность. Программа направлена на решение следующих задач:

  1. осознание подростков ценности креативных черт собственной личности;
  2. формирование эмоционально положительного отношения к креативному процессу;
  3. развитие позитивного самоотношения;
  4. актуализация таких личностных качеств, как уверенность в себе, независимость, решительность, настойчивость при достижении цели, способность отстаивать свое мнение, способность к риску.

Стратегия программы основывается на принципе поэтапности: каждый последующий этап логически связан с предыдущим и направлен на закрепление достигнутого и его последующее развитие на следующем этапе. В данной программе условно можно выделить три этапа:

1. Ориентировочный.

2. Развивающий.

3. Проективный.

При реализации программы используются следующие методы:

  1. дискуссия;
  2. интервьюирование;
  3. мини-лекции;
  4. ролевые и имитационные игры;
  5. психогимнастические и коррекционные упражнения;

Организация занятий, необходимые материалы

Предлагаемый вариант программы рассчитан на 9 занятий, которые проводятся один раз в неделю. Оптимальное количество участников – 8-10 человек. Группы формируются по принципу добровольности.
Принципы группы
1. Принцип активности. В групповых дискуссиях многие оценки и суждения должны исходить по возможности не от ведущего, а от участников.

2. Принцип исследовательской (творческой) позиции. В тренинговой группе создается креативная среда, основными характеристиками которой являются проблемность,

3. Принцип постоянной обратной связи.

4. Принцип партнерского (субъект-субъектного) общения. Партнерским, или субъект-субъектным, общением является такое, при котором общающиеся воспринимаются как равные собеседники с правом на собственную позицию.

5. Принцип добровольного участия.

З а н я т и е 1

Цель занятия: знакомство участников тренинговой группы; ознакомление с правилами работы в группе и основными понятиями, используемыми в ходе занятий; формирование умения работать в группе (эмпатия, рефлексия); тренировка безоценочного принятия своих качеств и качеств участников группы; плавное погружение участников в проблематику тренинга.

 Материалы: небольшие листки бумаги с булавками для именных табличек.


ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

Знакомство осуществляется после вступительного слова ведущего, в котором он говорит о целях тренинга, кратко раскрывает основные понятия, используемые в ходе занятий, знакомит с режимом работы тренинговой группы.

1. Знакомство. У вас есть 5 минут для того, чтобы выбрать имя, оформить визитки и подготовиться к взаимному представлению. Основная задача его - подчеркнуть свою индивидуальность.

2. Обсуждение правил группы.

а) доверительный стиль общения;

б) обращаться без учета статуса;

в) быть всегда ответственным за свои слова и поступки;

г) все происходящее совершается “здесь и теперь”;

д) все, что происходит в группе, должно делаться на добровольных началах;

е) принимать себя и других такими, какие они есть;

ж) конфиденциальность;

з) искренность, говорить только от первого лица;

и) без оценок.

3. Упражнение “Три качества”.

Ведущий: “Сейчас мы продолжим наше знакомство и сделаем это так: каждый по очереди будет называть свое имя и три присущие ему качества, начинающиеся на ту же букву, что и его имя”. Такое представление требует от участников изобретательности, гибкости мышления.

 4. Упражнение “Эпизод из жизни”.

Ведущий: “ Сейчас у нас будет некоторое время, в течение которого надо будет вспомнить какой-нибудь жизненный эпизод, случай или ситуацию, в которой вы вели себя нестандартно, необычно, творчески. Когда все будут готовы, кто-то первый начнет, назовет свое имя и расскажет этот случай или жизненную ситуацию. Затем то же самое сделает каждый из нас”.

5. Рассказ о группе.

Ведущий: “ Сейчас у нас будет 5 минут, в течение которых каждый напишет рассказ о нашей группе, используя ту информацию, которую вы узнали о каждом из нас”.

Через 5 минут ведущий предлагает каждому прочитать получившийся рассказ.

6. Задание на дом: описать не менее 6 случаев или ситуаций из повседневной жизни, произошедших между занятиями, в которых человек поступил творчески, неординарно ( это можете быть вы сами, ваш знакомый или случайный человек). Это может быть и эпизод из увиденного вами фильма или прочитанной книги.

7. Ритуал окончания занятия.

Все члены группы становятся по кругу. Они держат перед собой руки ладонями вверх. Ведущий: “Мысленно положи все знания, которые ты сегодня принес с собой, в левую руку, а все то, что ты сегодня узнал нового - в правую. И когда я скажу: “Готово, давай!”, ты соединишь руки одним громким хлопком, сказав при этом: “Да!”.

Важно, чтобы участники хлопнули в ладоши одновременно. Это создает у них ощущение принадлежности к группе и чувство душевного подъема от совместной деятельности.


З а н я т и е 2

Цель занятия: закрепление стиля общения; актуализация потребности творчески относиться к жизни и самому себе; осознание того, что такое креативность, каковы ее проявления; формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию. Материалы: листы бумаги, краски, фломастеры и т.д. - все, что необходимо для рисования.


ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

1. Рефлексия прошлого занятия: “Поговорим о дне вчерашнем...”

Группа садится в круг, и все желающие по очереди высказывают свои впечатления о прошедшем занятии. Что особенно понравилось? Что не принято? Что хотелось бы сегодня сделать по-другому? Какие претензии есть к группе, конкретно кому-либо, руководителю?

2. Выработка ритуала приветствия.

Ведущий: “Сейчас мы должны придумать новый забавный способ того, как мы могли бы приветствовать друг друга в этой группе. Тогда на последующих занятиях мы будем здороваться именно таким способом.

Сначала каждый выбирает себе партнера. Это первый шаг к успеху. Теперь у вас есть три минуты, чтобы изобрести новую и необычную форму приветствия для всех нас. Она должна быть достаточно простой, чтобы мы могли ее запомнить и использовать в повседневном общении, но она должна и приносить удовольствие.

3. Обсуждение домашнего задания по вопросам:

Как помогает креативность в жизни?

Чем ценно креативное поведение?

4. Упражнение “Знакомый”

Ведущий: “Вспомните, пожалуйста, человека, с которым вы лично знакомы сейчас или были знакомы раньше и который на сегодняшний день служит для вас образцом человека творческого, неординарного, нестандартного. Когда вам удастся вспомнить такого человека, каждый по очереди скажет, какие качества, особенности поведения вашего знакомого дают вам основания считать его креативным, творческим”.

5. Составление списка качеств, важных для творчества.

Ведущий: “ Сейчас мы объединимся в группы: по 4-5 человек в каждой - и поделимся нашими впечатлениями, размышлениями, расскажем друг другу о том, какие среди множества качеств, характеризующих человека во всех его проявлениях, помогают, а какие затрудняют создание чего-то нового, оригинального. Составьте, пожалуйста в вашей группе перечень этих качеств. ”.

В ходе представления каждой группой своего перечня качеств ведущий побуждает остальных участников задавать вопросы, прояснять то, что им не вполне ясно. Возможные варианты ответов:

1. Качества человека, способствующие созданию чего-то нового:

- открытость новому опыту;

- нестандартность, оригинальность мышления и восприятия;

- мечтательность, способность фантазировать;

- чувство юмора;

- самопринятие;

- ориентация на внутренние критерии и оценки;

- независимость в суждениях и поступках;

- уверенный стиль поведения с опорой на себя;

- настойчивость в достижении цели;

- рискованность и т.д.

2. Качества личности, препятствующие созданию чего-то нового:

- неуверенность в себе, своих силах;

- предвзятость мнений;

- заниженная самооценка;

- чрезмерная приверженность принципам;

- стереотипность мышления и поведения;

- ориентация на общепринятые нормы и правила;

- излишняя чувствительность к мнению других;

- тревожность;

- высокая внушаемость и т.д.

6. Упражнение “Рисуем креативность”

Ведущий: “ Сейчас я предлагаю каждому из нас взять лист бумаги и нарисовать креативность так, как вы ее понимаете. У нас будет достаточно времени на рисование, мы подождем, когда вы закончите свои рисунки”.

После того, как все завершат рисунки, каждый рассказывает о своем рисунке, о том, как он понимает, что такое креативность.

7. Задание на дом: Проанализируйте, какие из качеств, способствующих и препятствующих творчеству, характеризуют вашу личность.

8. Ритуал окончания занятия.


З а н я т и е 3

Цель занятия: снятие стереотипности мышления и восприятия; осознание этапов креативного процесса; осознание барьеров проявления креативности; развитие навыков управления креативным процессом; развитие психологической наблюдательности. Материалы: небольшой мяч.


ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

1. Ритуал приветствия.

2. Рефлексия прошлого занятия.

3. Обсуждение домашнего задания по вопросам: каких качеств оказалось больше? Над чем особенно хотелось бы поработать?

4. Психологическая разминка: упражнение “Рекорд группы”.

Ведущий подсчитывает количество участников  и предлагает группе поставить рекорд - перекинуть мяч столько раз, сколько сегодня участников тренинга. Главное - ни разу не уронить мяч на пол, т.е. стараться ловить его.

После того, как группа добилась положительного результата, ведущий вводит следующую инструкцию: “Сейчас мы перекинули мяч 15 (например) раз за одну минуту. Сможем ли мы это сделать за 50 секунд? Помните, что главное - кидать мяч только тому, чей взгляд вы поймали”. Когда группа добилась этого результата, ведущий вводит креативную инструкцию: “Хорошо. Мы, кажется, поставили рекорд. Но есть способ, когда все 15 участников перекинут друг другу мяч всего за 15 секунд”.

Решение здесь состоит в том, чтобы перекидывать мяч по кругу соседу. Пусть это решение найдут сами участники.

5. Упражнение “Закодированный признак” (“Пум-пум-пум”).

Ведущий: “ Сейчас кто-то из нас, по желанию, задумав какой-либо признак, которым обладают некоторые из нас и не обладают остальные, выйдет в круг и будет подходить по очереди к каждому. Каждый из нас задаст ему только один вопрос: (например, в круг выйдет Таня)”Таня, я с пум-пум-пумом?”, и Таня ответит “да” или “нет” в зависимости от того, есть задуманный признак у этого человека или отсутствует. Признаки должны быть конкретными, известными всем нам.

Наша задача - понять, какой пум-пум-пум задуман.

6. Упражнение “Необычное использование”.

Ведущий: “Сейчас я начну предстоящую нам работу, брошу кому-то мяч и назову при этом любой предмет. Тот, кому достанется мяч, должен будет назвать три нестандартных способа использования этого предмета”.

Упражнение  дает возможность лучше понять, какие условия способствуют проявлению креативности.

7. Упражнение “Привычки”.

Ведущий: “Посмотрите на своего соседа слева. Вспомните все, что вы знаете о нем, то, что он говорил, как вел себя, действовал в различных ситуациях нашей совместной работы и после этого по очереди расскажите о том, проявление какого стереотипа, привычки, идеи, которой привержен ваш сосед, вы заметили в его поведении”.

Упражнение направлено на осознание своих привычек, стереотипов, принципов, что позволяет участникам в дальнейшем замечать их влияние на поведение свое и окружающих людей.

8. Задание на дом: приведите как можно больше аргументов “за” и “против” курения.

9. Ритуал окончания занятия.


З а н я т и е 4

Цель: интегрирование навыков управления креативным процессом; развитие умения абстрагироваться от содержания известных функций, предметов и явлений;

Материалы: небольшой мяч.


ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

1. Ритуал приветствия.

2. Рефлексия прошлого занятия. Проводится традиционно, но можно включить новую позицию - “Самым полезным для меня было...”.

3. Психологическая разминка. Ведущий обращается к группе с вопросами:

- Зачем телеге пятое колесо?

- Почему у Бабы-Яги костяная нога?

- Кто над нами вверх ногами? (что и кто угодно, кроме мухи).

Такая разминка позволяет быстро включиться в работу участников тренинга. Обычно проходит весело, существенно улучшает настроение в группе.

4. Обсуждение домашнего задания.

Обсуждение проводится в два этапа. На первом этапе участники группы работают в парах, в которые объединяются по желанию.

Ведущий: “Сейчас у вас будет некоторое время для того, чтобы поделиться друг с другом сформулированными аргументами, при этом запомните 1-2 аргумента, которые есть у партнера, а у вас их нет, и эти аргументы кажутся вам особенно неожиданными и оригинальными”. На втором этапе обсуждение происходит в общем круге.

Ведущий: “Сейчас каждый из нас скажет, какие из аргументов “за” и “против” курения из предложенных вашими партнерами особенно понравились вам, показались оригинальными, неожиданными”.

5. Упражнение “Баржа”.

Ведущий: “Сейчас мы все займемся тяжелым физическим трудом - будем грузить баржу. Делать мы это будем следующим образом: я назову одну из букв русского алфавита и какое-либо слово, обозначающее предмет, который в принципе может быть погружен на баржу, и брошу мяч кому-то из нас. Тот, в свою очередь, называет предмет, начинающийся на ту же букву, и отправляет мяч дальше. Делать это надо быстро, чтобы погрузка шла без задержек и с участием всех присутствующих. Иногда мы будем менять букву. Кроме того, у нас будут некоторые ограничения: на баржу нельзя грузить то, что не может быть на ней перевезено: астероиды, айсберги, а также будем гуманистами и не будем грузить, например, аборигенов и антилоп. Экспертом, разрешающим спорные ситуации, буду я”.

Данное упражнение направлено на развитие двух характеристик креативности - беглость мышления (через скорость извлечения информации из памяти) и самообладание в ситуациях одновременного действия дефицита времени и оценки окружающих.

6. Упражнение “Глазами марсианина”.

Ведущий: “Жизнь и вся система воспитания заставляет нас все делать по шаблону. Повторяя опыт других, мы находимся во власти традиций, предрассудков, обыденности и ординарности. А если вдруг взять и отказаться от шаблонов, попробовать сделать такой взлет фантазии, чтобы взглянуть на вещи совсем иными глазами. Давайте все вместе сочиним фантастическую историю, возможно из жизни другой планеты или духов, или вообще другого измерения, где все не так как у нас. И логика не такая, как у нас, и мышление. Любой желающий может начать рассказ, произнося всего одну фразу. Все остальные вне всякой очереди могут подхватывать этот рассказ своими неординарными фразами.

7. Задание на дом: Представьте себе следующую ситуацию. Вы возвращаетесь домой и встречаете группу детей, которые занимаются тем, что бросают нож в дерево. Вам надо придумать максимальное количество вариантов вашего поведения, которое может побудить детей перестать бросать нож и найти себе другое занятие.

8. Ритуал окончания занятия.


З а н я т и е 5

Цель: совершенствование ассоциативных механизмов мышления; развитие навыка вовлечения в процессе поиска решения проблем неосознаваемых пластов опыта; Материалы: небольшой мяч.


ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

1. Ритуал приветствия.

2. Рефлексия прошлого занятия. На этот раз участники могут высказать свое отношение, используя следующие незаконченные предложения: “Мне не понравилось...” и “На этом занятии я бы хотел...”

3. Обсуждение домашнего задания. Каждый из участников группы зачитывает свои варианты поведения. Ведущий поощряет наиболее неожиданные, оригинальные.

4. Психологическая разминка. Ведущий: “Сейчас мы, бросая друг другу мяч, будем продолжать следующую фразу: “Если бы я был книгой, я был бы...”. Будем стараться, чтобы мяч побывал у каждого”. Такая разминка позволяет участникам тренинговой группы быстро включиться в работу, активизируя ассоциативные механизмы мышления.

5. Упражнение “Бег ассоциаций” Ведущий: “Сейчас мы будем бросать друг другу мяч, называя при этом любое существительное. Например, я бросаю мяч Николаю, называя слово “карусель”. Николай быстро называет любое слово, пришедшее ему в голову по поводу “карусели” и отправляет мяч дальше. Следующий скажет свою ассоциацию в ответ на брошенное ему слово. Постараемся делать это быстро, долго не обдумывая свою реакцию”.

6. Упражнение “Зайка моя” Ведущий: “Каждый из вас наверняка помнит популярную шуточную песню “Зайка моя”. Сейчас каждый по очереди будет бросать мяч любому сидящему, произнося подобную фразу. Тот, кому адресован мяч, должен продолжить эту фразу словами “Я твой(я)...” и предложить новое начало фразы, бросая мяч другому участнику. Одно условие - слова из песни не повторять”.

Это упражнение, как и предыдущие, направлено на совершенствование ассоциативных механизмов мышления. Проходит динамично и весело, существенно улучшает настроение в группе.

7. Задание на дом: Напишите короткие сочинения на произвольно выбранную тему, объемом не более одной страницы. По жанру это может быть все что угодно, от “глав из романа” до “сборника надписей на заборах и лифтах”. Главное, чтобы жанр и тема сочинения были не свойственны вам с вашей точки зрения.

Для выполнения этого домашнего задания участникам необходимо раздать одинаковые листы бумаги и попросить, чтобы они писали разборчиво.

8. Ритуал окончания занятия.


З а н я т и е 6

Цель: развитие вербальных функций дивергентного мышления; снятие стереотипов в области письменной речи; развитие образного мышления; развитие воображения. Материалы: листы бумаги, ручки; колода игральных карт.


ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

1. Ритуал приветствия.

2.Рефлексия прошлого занятия. Участники группы высказываются, используя фразу “Во время прошлого занятия я понял, что...”

3. Обсуждение домашнего задания. Ведущий собирает все сочинения, демонстративно перемешивает их и раздает каждому участнику по сочинению, кому какое достанется. Участникам дается несколько минут на обдумывание авторства данного ему произведения, после чего каждый вслух зачитывает сочинение и предлагает свою версию того, кому оно принадлежит. Если участник сомневается, группа помогает ему. После этого объявляется действительный автор данного творения. Поощряются сочинения, авторство которых установить не удалось.

4. Психологическая разминка. Ведущий: “Задание, которое я вам сейчас предложу, надо будет выполнять письменно. Напишите вверху листа четыре буквы: Н Г О К. По моему сигналу начнем работу: надо будет составить как можно больше предложений, причем в каждом из написанных вами предложений первое слово должно начинаться на букву Н, второе - на букву Г, третье - на О и четвертое - на К. Сейчас у вас есть три минуты на выполнение задания. Начали”.

Через три минуты ведущий предлагает каждому участнику по очереди сказать, сколько у него написано предложений, а затем просит каждого прочитать одно из написанных им предложений, любое, по выбору самого участника. Это может быть то предложение, которое сам участник считает наиболее удачным.

5. Упражнение “Трио”. Ведущий: “Составьте возможно большее количество предложений за 5 минут, в которые бы входили следующие слова: ОБЛАКО, ДОМ, КНИГА. Можно изменять падеж данных слов и вводить дополнительно другие слова”.  

6. Задание на дом: Напишите рассказ о нашей группе. Количество слов в предложениях, из которых будет состоять этот рассказ, может быть любым, но слова должны начинаться на буквы НГОКНГОКНГОК и т.д. При этом знаки препинания могут ставиться в любом месте.

7. Ритуал окончания занятия.


З а н я т и е 7

Цель: обогащение сознания позитивными мыслями и чувствами о себе; осознание сильных сторон своей личности, т.е. таких качеств, которые дают чувство внутренней устойчивости и доверия к самому себе; усиление самоинтереса; снятие ситуативно-отрицательного отношения к себе. Материалы: бумага, ручки; магнитофон или проигрыватель для музыкального сопровождения.


ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

1. Ритуал приветствия.

2. Рефлексия прошлого занятия. Участникам необходимо закончить фразу: “Больше всего мне понравилось, как работал (а)...”.

3. Обсуждение домашнего задания. Организуется “вернисаж” и обмен впечатлениями.

4. Психологическая разминка: упражнение “Лучшее качество”. Все участники по кругу высказывают сидящему справа то лучшее качество, которое в нем есть по мнению говорящего.

5. Упражнение “Мои сильные стороны”. Ведущий: “У каждого из вас есть сильные стороны, то, что вы цените, принимаете и любите в себе, что дает вам чувство внутренней свободы и уверенности в собственных силах, что помогает выступить в трудную минуту. При формулировании сильных сторон не умаляйте свои достоинства. Вы можете также отметить те положительные качества, которые вам не свойственны, но вы бы хотели их выработать в себе. На составление списка вам дается 5 минут”.

После того, как участники составили списки, ведущий продолжает: “А теперь по очереди озвучим записи и комментарии к ним. Когда будете высказываться, говорите прямо.

6. Групповая дискуссия по вопросам:

- Важно ли знать, что ты можешь хорошо делать, а что нет?

- Надо ли преуспевать во всем?

- Есть ли разница между подчеркиванием своих достоинств и хвастовством? В чем она состоит?

7. Упражнение “Письмо себе любимому”. Ведущий: “Сейчас вы напишете письмо самому близкому вам человеку. Кто самый близкий вам человек? (Участники занятия высказываются) Вы сами. Напишите письмо себе любимому. Любимому, потому что нельзя жить, не любя самого близкого себе человека!”. Время на письмо 10 минут, под тихую музыку. Обмен впечатлениями: с какими чувствами писали письма? Важно, с какими чувствами, а не про что. Любовь - или любое другое живое отношение - чаще не в содержании, а в интонации, окраске, нюансах.

8. Задание на дом: Составить текст брачного объявления, в котором нужно, прежде всего, указать свои основные достоинства. Не стоит уделять слишком много внимания своим физическим данным. Вы обаятельны и привлекательны? Молоды и красивы? К тому же еще высокого роста? Это прекрасно! А каков ваш характер, привычки, особенности общения с людьми и отношения к ним? Ваши любимые занятия? Чем можете заинтересовать другого человека? Не забудьте в нескольких словах охарактеризовать ваш идеал. Каким вы его себе представляете? Описание идеала не должно занимать более 1/3 объявления.

9. Ритуал окончания занятия.


З а н я т и е 8

Цель: закрепление позитивного опыта общения и избавление от неконструктивных способов реагирования; развитие умения сопротивляться давлению и отстаивать свое мнение; отработка навыка уверенного реагирования на критику; развитие навыка убеждения других. Материалы: бумага, ручки.


ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

1. Ритуал приветствия.

2. Рефлексия прошлого занятия. Ведущий интервьюирует участников группы, задавая следующие вопросы: “Что помогло в работе над собой? Что так и не получилось? В чем причины?”

3. Психологическая разминка: упражнение “Разожми кулак”. Упражнение проводится парами. Один сжимает руку в кулак, а другой старается разжать его (руки и пальцы не ломать!). По окончании ведущий выявляет, использовались ли несиловые методы вроде просьб, уговоров, хитрости.

4. Упражнение “Вежливый отказ”. Группа делится на пары. Один уговаривает другого что-либо сделать, второй должен отказаться. Затем меняются ролями. Примеры заданий: уговорить встать, поменяться местами, прогулять урок и т.д.

Затем каждая пара сообщает, удалось ли участникам отказаться и какой способ отказа использовался.

- Просто сказали “нет”, не споря и не объясняя причины, на все уговоры и давление продолжая отвечать “нет”.

- Объяснили причину отказа.

- Предложили сделать что-то другое.

- Попытались убедить партнера отказаться от нежелательного действия и т.д.

5. Групповая дискуссия на тему “Когда и почему необходимо сопротивляться и отстаивать свое мнение”. Ведущий должен подвести участников к выводу о том, что независимость в суждениях и поступках, способность отстаивать свое мнение совершенно необходимы творческому человеку.

6. Упражнение “Мотивы наших поступков”. Ведущий: “Наши поступки вызваны разными побудительными силами. Мы делаем что-то потому, что “так положено”, так принято в обществе. Важно понимать, что движет нами в том или ином случае. Вот, например, страх, боязнь быть не принятым иногда осознается нами так или иначе, иногда мы делаем что-то, может не осознавая зачем, а может, думая, что из лучших побуждений, но в основе - все тот же страх.

Вспомните два поступка, совершенных вами, продиктованные стремлением “быть как все”, “не высовываться” - один, когда вы в тот момент этого не осознавали, и другой - когда вы прекрасно понимали, почему вы это делаете”. Участники группы, записав примеры из жизни, делятся ими. Обсуждение: Что было труднее выполнить, не было ли трудно рассказать об этом и т.д.

7. Задание на дом: понаблюдать за способами, при помощи которых разные люди говорят “нет”.

10. Ритуал окончания занятия.


З а н я т и е 9

Цель: интегрирование опыта, приобретенного в группе, в целостную картину своей личности; закрепление тех качественных изменений, которые произошли в ходе занятий и определение основных ориентиров для последующего саморазвития личности каждого участника. Материалы: небольшой мяч; бумага, ручки.


ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

1. Ритуал приветствия.

2. Рефлексия прошедших занятий. Ведущий обращается к участникам группы с вопросами:

- Изменилось ли что-то за время наших занятий?

- Узнали ли вы что-нибудь новое о себе, о других участниках?

- Что понравилось?

- Что показалось трудным?

- Что из того, что вы получили на тренинге, вы можете использовать в повседневной жизни уже сейчас?

Желательно, чтобы высказался каждый участник. Так как это заключительное занятие, ведущему нужно быть особенно внимательным по отношению к участникам, обязательно следить за их эмоциональным состоянием, ориентировать группу на оказание психологической поддержки, если она кому-то понадобится.

2. Психологическая разминка: упражнение “Футболка с надписью”. Ведущий: “Одно время во всем мире было популярно движение хиппи. Хиппи имели разные традиции, привычки, обычаи, отличающие их от других людей. Одним из таких обычаев было делать какие-нибудь надписи на своей одежде, часто отражающие жизненную позицию, девиз ее обладателя. Сейчас мы будем бросать друг другу мяч со словами: “Если бы ты был хиппи, то на твоей футболке было бы написано...” проговаривая текст, который, с вашей точки зрения, мог бы быть написан на футболке человека, которому вы бросаете мяч. Тот, кому брошен мяч, должен сказать, согласен ли он одеть футболку с названной надписью или нет. Будем внимательно следить за тем, у кого побывал мяч, а у кого - нет. Надо, чтобы каждый из нас получил футболку с какой-то надписью”.

3. Упражнение “А что дальше?”. Ведущий: “Теперь обсудим перспективные цели и те конкретные шаги, которые вы намерены предпринять для их осуществления. У каждого из нас сейчас будет возможность рассказать о них всем. Остальным можно задавать вопросы, конкретизировать цели, помогать в определении шагов по их достижению. Главная задача - составить конкретную программу ваших действий на ближайшее будущее”. Основной смысл этого упражнения - принятие каждым для себя ответственности за свое ближайшее будущее. Когда человек вслух формулирует собственные цели и определяет конкретные шаги по их достижению, он тем самым как бы публично берет на себя обязательства выполнить их.

4. Упражнение “Фотография на память” Ведущий (“фотограф”) расставляет участников группы близко друг к другу. При этом каждый должен занимать определенное место. Ведущий объясняет, почему он расставил участников именно в таком порядке, рассказывает “историю этой фотографии”. После этого “фотограф” занимает заранее подготовленное для себя место среди других участников. “Фотография на память” готова.

5. Завершение занятий. Заключительное слово ведущего. В конце занятий целесообразно назначить индивидуальные встречи для тех, кто хотел бы дополнительно обсудить вопросы с психологом.

Литература

  1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер Ком, 2007. – 368
  2. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: Избранные труды. – М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2008. – 478 с.
  3. Психология одаренности детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д.Бабаева, Н. С. Лейтес, Т.М.Марютина и др. Под ред. Н. С. Лейтеса. – 2-е перераб. и доп. М: Академия, 2000. – 336 с.
  4. Одаренные дети / Под ред. Г. В. Бурменской, В. М. Слуцкого. М.: Прогресс, 1991.
  5. Рабочая концепция одаренности/ Под ред. В.Д.Шадрикова. – М.: ИЧП «Изд-во Магистр», 2000.
  6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2007. – 713 с.

Размещено на Allbest.ru


 

Комментарии