Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся с ОВЗ «Познай мир»

Цель: создание условий для оптимизации психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Задачи:

  1. Выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ
  2. Осуществление индивидуальной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ
  3. Помощь детям с ОВЗ в освоении образовательной программы начального общего образования и интеграции в образовательном учреждении
  4.  Оказание методической помощи родителям и педагогам, осуществляющим учебно-воспитательную функцию детей с ОВЗ
  5. Отслеживание динамики развития детей с ОВЗ

Специфика реализации:

Требования:

  1. Программу должен вести педагог-психолог. Именно психологу, который не ведет обычных уроков, не связан в восприятии учащихся с оценочной деятельностью, легче создать атмосферу доверия, в которой учащиеся смогут свободно высказывать свое мнение,  разыгрывать ситуации, выполнять упражнения и тесты.
  1. Методическая особенность преподавания – проблемность обучения, которая достигается привлечением учащихся к обсуждению вопросов, предоставлением, учащимся возможности высказать собственное мнение, получить опыт переживания и разрешения сложных ситуаций.
  2. Важное условие реализации курса – диалогичность обучения, что исключает критические оценки, требует от психолога навыков активного слушания, гибкости и творческого подхода.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_raboty_s_detmi_ovz.doc161.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Цель: создание условий для оптимизации психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Задачи:

  1. Выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ
  2. Осуществление индивидуальной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ
  3. Помощь детям с ОВЗ в освоении образовательной программы начального общего образования и интеграции в образовательном учреждении
  4.  Оказание методической помощи родителям и педагогам, осуществляющим учебно-воспитательную функцию детей с ОВЗ
  5. Отслеживание динамики развития детей с ОВЗ

Специфика реализации:

Требования:

  1. Программу должен вести педагог-психолог. Именно психологу, который не ведет обычных уроков, не связан в восприятии учащихся с оценочной деятельностью, легче создать атмосферу доверия, в которой учащиеся смогут свободно высказывать свое мнение,  разыгрывать ситуации, выполнять упражнения и тесты.
  1. Методическая особенность преподавания – проблемность обучения, которая достигается привлечением учащихся к обсуждению вопросов, предоставлением, учащимся возможности высказать собственное мнение, получить опыт переживания и разрешения сложных ситуаций.
  2. Важное условие реализации курса – диалогичность обучения, что исключает критические оценки, требует от психолога навыков активного слушания, гибкости и творческого подхода.

Оценка эффективности программы осуществляется с помощью диагностических методик, наблюдения, собеседований с родителями и педагогами.

Материалы и оборудование: тетради, ручки, карандаши цветные, краска, кисточки, пластилин, пальчиковые куклы, цветной картон, клей, ножницы, аудио записи тихой, спокойной и подвижной музыки, ковровое покрытие.

Длительность занятий: 35-40 минут.

Количество занятий и их тематика определяется глубиной нарушений, степени развитости отдельных психических познавательных процессов. При групповой форме работы сроки реализации программы с сентября по март учебного года.

Целевая группа: дети с ОВЗ и ЗПР  в возрасте 6-7 лет.

Режим проведения: 1 занятие в неделю.

Реализация программы осуществляется с помощью различных блоков:

1  блок программы: - диагностический:

На этом этапе проводится комплексная диагностика потенциальных участников группы. Обследование проводится на материале следующих методик:

1. Проективная методика для диагностики школьной тревожности

2. Тест Розенцвейга.    

3. Опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин).

  1. 4. Методика «Узнай, кто это»

5. Методика  «Чем залатать коврик?»

6. Методика. «Найди и вычеркни»

2 блок программы связан с определением содержательного компонента, то есть подбором упражнений, психотерапевтических и психогимнастических методов, соответствующих задачам программы и индивидуальным особенностям участников группы.

3 блок программы связан с проверкой эффективности коррекционно-развивающей программы.

Каждое занятие состоит из 3-х частей: вводной, основной и заключительной.

Все упражнения и игры, используемые в программе можно подразделить на 5 групп:

К первой группе относятся игры и упражнения, направленные на снятие напряжения и раскрепощение детей, дающие возможность проявить индивидуальность.

Вторая группа игр направлена на выработку правильного отношения к ошибкам и неудачам, на формирование уверенности в себе, стремления к реализации своих способностей.

К третьей группе относятся игры и упражнения, направленные на актуализацию школьных переживаний, снижение тревожности и страхов.

Четвертую группу составляют игры, способствующие развитию произвольности, внутреннего плана действий.

Пятая группа игр и упражнений направлена на развитие интеллектуальных способностей.

        Работа с родителями:

В программе предусмотрены не только совместные детско – родительские консультации, но и в течение всего периода работы группы проводится работа с родителями посредством психодиагностических методик, домашних заданий и последующим обсуждением с целью:

1. повышения общей сензитивности к  ребенку, его проблемам;

2. расширение возможностей понимания родителями своего ребенка, улучшение рефлексии, родительских взаимоотношений с ребенком;

3. активизации коммуникаций в семье.

Работа с педагогами:

  1. Повышение компетентности при работе с ребенком с ОВЗ
  2. Методические рекомендации по разработке интегрированных уроков
  3. Умение пользоваться простыми диагностическими методиками и применение мотивационных игр и упражнений.

Работа с ребенком ОВЗ:

  1. Развитие интеллектуальных способностей через специально

 организованные  занятия

  1. Оптимизация учебной деятельности ребенка с ОВЗ посредством сопровождения
  2. Снижение уровня стресса и психоэмоционального напряжения с помощью психотерапевтических методов.

Ожидаемый результат программы:

- оптимальная ориентация педагогов и родителей в проблемах воспитания и обучения ребенка с ОВЗ

- адекватное восприятие учебного материала ребенком с ОВЗ

- конструктивное межличностное взаимодействие, терпимость со стороны сверстников к ребенку с ОВЗ

- развитые компенсаторные навыки, выравнивание психофизических нарушений.

План реализации индивидуально ориентированной психокоррекционной работы

с детьми ОВЗ

Месяц

Направление работы

1

Сентябрь

  1. Диагностическое обследование психолога на общее психофизическое развитие
  2. Обследование детей с ОВЗ глубокими нарушениями на ПМПк, коллегиальное заключение и рекомендации
  3. Подбор психокоррекционных методик, составление комплексной программы психокоррекционного воздействия

2

Октябрь

  1. Обсуждение рекомендаций ПМПк, ознакомление с содержанием программы педагогов и родителей ребенка с ОВЗ
  2. Реализация коррекционно-развивающей программы

3

Ноябрь

  1. Промежуточная проверка эффективности психокоррекционного воздействия
  2. Собеседование с педагогами и родителями об эмоциональном состоянии детей с ОВЗ

4

Декабрь

  1. Определение способностей ребенка с ОВЗ
  2. Психолого-педагогическое консультирование родителей по вопросам воспитания и обучения ребенка с ОВЗ

5

Январь

  1. Психотерапевтическая работа по выравниванию или развитию компенсаторных навыков
  2. Развитие Я-концепции, самопознания ребенка с ОВЗ

6

Март

  1. Развитие интеллектуальных способностей
  2. Медицинское консультирование педагогов и родителей по отслеживанию динамики развития ребенка с ОВЗ

7

Апрель

  1. Развитие творческих способностей ребенка с ОВЗ
  2. Проверка результативности психокоррекционной программы
  3. Психологическое консультирование педагогов ребенка с ОВЗ

8

Май

  1. Дополнительная индивидуальная работа по результатам диагностического обследования, определение целей и задач на следующий учебный год
  2. Рефлексия

Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения

детей с ОВЗ

Специалисты ПМПк, непосредственно участвующие в обследовании и комплексном сопровождении детей с ОВЗ:

  1. Педагог-психолог
  2. Социальный педагог
  3. Логопед
  4. Медсестра
  5. Учитель русского языка
  6. Учитель математики

Основные этапы:

  1. Работа с документацией, подбор диагностического минимума для детей с ОВЗ, изучение анамнеза.
  2. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка  по методикам  различными специалистами, углубленная психодиагностика, определение ресурсного состояния, предмета выравнивания, зон особого внимания.
  3. Рекомендации по работе с ребенком ОВЗ, выбору стратегий воспитания и обучения
  4. Разработка стратегии сопровождения ребенка,  индивидуального плана психокоррекционного воздействия.
  5. Отслеживание динамики развития детей с ОВЗ.
  6. Повторное психолого-медико-педагогическое обследование ребенка по методикам первичного обследования, с целью фиксации результативности.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком ОВЗ:

Личностные особенности

       Мероприятия

Ответственный

Сроки

Примечания

Олигофрения в степени дебильности




Работа с семьей

Адресные посещения, постоянный контроль

Взаимодействие с КДН, при необходимости с органами опеки и попечительства

Повышение ответственности родителей за воспитание и обучение

Индивидуальная коррекционная работа по развитию интеллектуальных способностей

Повышение воспитательной и педагогической компетенции.

Регулярный медицинский осмотр ребенка

Соцпедагог

Кл.руководитель

Мед.сестра



психолог



психолог

психолог


фельдшер

Дек.- фев.









Дек.-май


Эмоциональная привязанность

Взаимодействие с социальным педагогом школы, классным руководителем

Консилиум на базе школы

Консультирование классного руководителя

Обучение ребенка  навыкам конструктивного диалога

Соц педагог





Психолог

Дек.-янв




Дек.-май

Негативизм

Психогимнастика и психотерапевтические методы

Психолог

Соцпедагог

Регулярно

Тревожность

Отреагирование негативных эмоций, релаксация

Обучение навыкам распознавания и  выражения  эмоций  

Психолог


Психолог

Дек.-май

Преобладание игровой мотивации

Обучение навыкам самоконтроля

Соцпедагог, психолог

Дек.-май

     

Проводится диагностика всех первоклассников школы – Мониторинг УУД

Набирается группа (8-10 человек) из детей с низким уровнем развития интеллектуальных способностей.

Цель: - содействовать развитию интеллектуальных способностей: словарного запаса и общей осведомленности, пространственных представлений, логического мышления;

- развивать память, внимание, восприятие, коммуникативные способности.

Примерное тематическое планирование

№n/n

Цель занятия

Структура занятия

Количество часов

1

РАЗВИТИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА И ОБЩЕЙ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ

  1. Дидактическая игра «Знание названий предметов».
  1. Словесная игра «Угадай по описанию».

1

2

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

Словесная игра «Угадай по описанию».

Дидактическая игра «Найди одинаковые предметы».                          

Игра «Делай по заданию».    

1

3

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

. Игра «Делай по заданию».

 Дидактическая игра «Найди отличия».  

  Настольная игра «Лабиринты».      

1

4

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

Настольная игра «Лабиринты».

Игра «Делай по заданию».

Дидактическая игра «Что изменилось?».

Дидактическая игра «Что не дорисовано?».

1

5

РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ

Дидактическая игра «Разложи по порядку».

. Задание в тетрадях «Дорисуй до образа».

Слушаем музыку.

1

6

РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ

Приметы времен года.

Дидактическая игра «Зашиваем ковер».

1

7

РАЗВИТИЕ  ПАМЯТИ

Упражнение «Воспроизведи по памяти».

Игра «Кто больше запомнит».

Игра «Двигательная память».

1

8

РАЗВИТИЕ  ПАМЯТИ

Словесная игра «Цвета».

Игра «Рисуем по памяти узоры».

Игра-соревнование «Слова».

1

9

РАЗВИТИЕ  ПАМЯТИ

Воспроизведение рассказа.

Игра-соревнование «Чей предмет».

1

10

РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ СООТНОШЕНИЙ

1. Игра «Большой – маленький».

2. Игра «Сравни предмет».

3. Подвижная игра «Стань по заданию».

1

11

РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ СООТНОШЕНИЙ

1 Игра «Большой – маленький».

2. Дидактическая игра «Составь

3. Подвижная игра «Стань по заданию».

4. Дидактическая игра-рисование «Разноцветный коврик».

1

12

РАЗВИТИЕ  ЛОГИЧЕСКОГО  МЫШЛЕНИЯ

1. Дидактическая игра «Классификация предметов»

2. Дидактическое задание «История в картинках».

3. Игра-соревнование «Как это можно использовать?».

1

13

РАЗВИТИЕ  ЛОГИЧЕСКОГО  МЫШЛЕНИЯ

1.Дидактическое задание «История в картинках».

 2. Словесная игра «Бывает – не бывает»

3. «Танграм».

1

14

РАЗВИТИЕ  ЛОГИЧЕСКОГО  МЫШЛЕНИЯ

1. Дидактическая игра «Найди лишнюю картинку».

  2. Дидактическое задание «История в картинках».

3. «Танграм».

1

15

РАЗВИТИЕ  ЛОГИЧЕСКОГО  МЫШЛЕНИЯ

1. Дидактическая игра «Найди лишнюю картинку».                                                                

2. Дидактическое задание «Поиск закономерностей».

 3.Дидактическое задание «Нелепицы».                                                                          

1

16

РАЗВИТИЕ  ЛОГИЧЕСКОГО  МЫШЛЕНИЯ

1. Дидактическое задание «Поиск закономерностей».                                                      

2. Словесная игра «Бывает – не бывает».

3. «Танграм».

1

17

РАЗВИТИЕ  ЛОГИЧЕСКОГО  МЫШЛЕНИЯ

Игра-соревнование (или игровой тренинг) на развитие логического мышления

1

18, 19, 20

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПРОГРАММЫ

Индивидуальная диагностика интеллектуальных способностей первоклассников

3

Итого

20

РАЗВИТИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА И ОБЩЕЙ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ

( Занятие 1)

ОКТЯБРЬ

Занятие 1

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Дидактическая игра «Знание названий предметов».

Перед ребенком раскладывается 9 картинок: яблоко, морковь, роза, груша, тюльпан, капуста, подсолнух, вишня, гвоздика. Потом просят назвать каждый предмет. При ответе, например, «Это цветок», просят уточнить, какой именно. Если ребенок называет предмет неверно, то педагог в конце задания должен исправить его ошибки.

Для группового занятия каждому дается однотипный набор карточек.

  1. Словесная игра «Угадай по описанию».

Педагог описывает предмет, находящийся в комнате, обращая внимание на его отличительные свойства и признаки. Дети угадывают. Затем дети все по очереди загадывают свой предмет

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

(Занятия 2, 3, 4)

   Занятие 2

   ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Словесная игра «Угадай по описанию».

Усложнение: загадывается предмет, не находящийся в комнате.

2. Дидактическая игра «Найди одинаковые предметы».                          

    Каждому ребенку раздаются картинки с пятью предметами, два из них одинаковые. Их и нужно отыскать ребенку.              

    Затем дети меняются карточками.                        

3. Игра «Делай по заданию».            

    Педагог называет детям различные слова: стол, чашка, банан, змея, ручка и т.д. Дети должны, по договоренности, отреагировать на определенные слова. Например, хлопнуть, когда встретится слово, обозначающее растение.

Дополнительно развиваются (далее – Д.Р.) – память, воображение, мышление. 

   Занятие 3

   ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Игра «Делай по заданию».                                              

Другой список слов. Другое задание, например, когда названо животное, надо топнуть.

2. Дидактическая игра «Найди отличия».              

     Детям даются две одинаковые на первый взгляд картинки. Надо найти 10 различий между ними.                            

   3. Настольная игра «Лабиринты».

         Детям дается карточка с изображением лабиринта  (у каждого своя карточка). Необходимо выполнить задание, оно у каждого лабиринта свое.

Д.Р. – мышление.

   Занятие 4.

   ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Настольная игра «Лабиринты».

2. Игра «Делай по заданию».

      Усложнение: объединяются два задания (растение – хлопнуть, животное – топнуть).

3. Дидактическая игра «Что изменилось?».

      Ребенок должен внимательно посмотреть на ряд предметов на картинке, рассказать, что за предметы он видит, назвать каждый предмет. Затем ему предъявляется другая картинка с изображением тех же предметов плюс еще один и предлагается ответить на вопрос: «Что появилось?». Можно предъявлять картинки наоборот и спрашивать: «Чего не стало?».

4. Дидактическая игра «Что не дорисовано?».

     Детям даются картинки и достаточное время (1-2 минуты ) для того, чтобы ребенок смог найти недостающую деталь. Затем дети обмениваются картинками.

Д.Р. – мышление, память, воображение.

НОЯБРЬ

РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ

( Занятия 5, 6)

    Занятие 5.

    ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Дидактическая игра «Разложи по порядку».

     Детям раздаются серии карточек с рисунками. Надо выложить их перед собой в заданной логической последовательности.

2. Задание в тетрадях «Дорисуй до образа».

     У каждого ребенка в тетради или на отдельной карточке простым карандашом нарисованы контуры. Ребенок должен придумать, кто или что из этого может получиться и дорисовать.

3. Слушаем музыку.

      Дети прослушивают запись музыкального отрывка (Чайковский П.И. «Времена года») и рассказывают о своих впечатлениях. Можно зарисовать.

Д.Р. – логическое мышление, воображение, креативность, речь.

   Занятие 6.

   ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Приметы времен года.

    Дети рассказывают о приметах всех времен года. Зарисовывают в тетрадях приметы осени (ранней и поздней) – включена музыка.

2. Дидактическая игра «Зашиваем ковер».

     У каждого ребенка карточка-коврик с дырками и несколько «заплаток». Надо выбрать только те заплатки, которые могут закрыть дырки на ковре.

Д.Р. – воображение, память, связная речь, мышление.

РАЗВИТИЕ  ПАМЯТИ

( Занятия 7, 8, 9)

   Занятие 7.

   ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Упражнение «Воспроизведи по памяти».

     Детям последовательно показываются карточки с изображением геометрических фигур (время предъявления – 10 секунд). После демонстрации каждой карточки дети зарисовывают в тетрадь увиденные геометрические фигуры в том же порядке. Карточки предъявляются от простого к сложному.

2. Игра «Кто больше запомнит».

     Участники игры садятся в круг. Первый называет любое слово. Следующий участник игры повторяет названное слово и произносит любое свое. Третий участник игры повторяет уже два предыдущих слова и добавляет свое и т.д. Победителем становится тот, кто сможет воспроизвести большее количество слов.  

3. Игра «Двигательная память».

      Взрослый в течение 15 секунд должен показывать детям танцевальные движения. Затем дети повторяют их как можно точнее.

Д.Р. – внимание.

ДЕКАБРЬ

   Занятие 8.

   ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Словесная игра «Цвета».

        Участники игры располагаются в кругу. Ведущих предлагает всем участникам по очереди назвать по пять предметов одного цвета. Тот, кто за одну минуту не сможет припомнить пять предметов названного цвета, выбывает из игры.

2. Игра «Рисуем по памяти узоры».

       На листе бумаги нарисован узор. Дети две минуты смотрят на этот узор. После этого рисунок убирается, и дети воспроизводят его по памяти в тетрадях.

3. Игра-соревнование «Слова».

       Надо вспомнить как можно больше слов, относящихся к заданной теме: школа, математика, музыка, книга, искусство, зима, лето и т.д. На каждую тему дается 5-10 минут. На одном занятии дается 2-3 темы.

Д.Р. – внимание, воображение, мелкая моторика рук, речь.

  Занятие 9.

   ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Воспроизведение рассказа.

    Детям раздаются карточки с коротким текстом. Они знакомятся с ним в течение 5 минут. Затем каждый  по очереди пересказывает свой текст.

2. Игра-соревнование «Чей предмет».

      Все участники делятся на две команды. Каждая команда выбирает по водящему. Игра заключается в том, что на глазах у водящего члены его команды кладут на стол по одному предмету. Водящий смотрит и старается запомнить, кто какой предмет положил, и в какой последовательности были положены предметы. Оцениваются ответы водящих. В роли водящего должен выступить каждый.

Д.Р. – внимание, речь.

РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ СООТНОШЕНИЙ

( Занятия 10, 11)

       Занятие 10.

     ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Игра «Большой – маленький».

     Дети рассматривают различные предметы, плоские фигуры, изображения на картинках и определяют, какие из них большие, какие маленькие.

     То же – высокий – низкий, длинный – короткий, широкий – узкий, толстый – тонкий.

2. Игра «Сравни предмет».

      Каждому ребенку дается карточка с индивидуальным заданием, направленным на развитие понятий: больше, меньше, короче, длиннее, шире, уже, выше, ниже. Можно менять карточки и задания к ним.

3. Подвижная игра «Стань по заданию».

    Дети по очереди выполняют команды ведущего: встать слева от Сережи (стола, стула и т.д.), сзади, спереди и т.п. Команды и ведущие все время меняются. Обучается и тот, кто выполняет команды и тот, кто подает их.

Д.Р. – наблюдательность, память, коммуникативные способности.

ЯНВАРЬ

   Занятие 11.

   ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Игра «Большой – маленький».

    Другие варианты.

2. Дидактическая игра «Составь картинку».

    Каждому ребенку дается цветная предметная картинка, разрезанная на 4-6 частей. Ребенок должен узнать изображение и составить цельную картинку.

    Усложнение – использовать картинки с изображением 2-3 предметов, сюжетные картинки, пазлы.

    Командный вариант – дети делятся на две команды. Каждая команда получает картинки по числу игроков. Побеждает команда, которая быстрее соберет все картинки.

3. Подвижная игра «Стань по заданию».

4. Дидактическая игра-рисование «Разноцветный коврик».

     У каждого ребенка белый альбомный лист бумаги и набор цветных карандашей, где обязательно есть красный, синий, зеленый и желтый.

Педагог диктует задание: « Нарисуйте в центре листа большой желтый круг и закрасьте его. В правом верхнем углу – красный квадрат. В левом нижнем углу – желтый квадрат. По левой стороне – длинный синий прямоугольник. В правом нижнем углу – большой зеленый треугольник и закрасьте его. Под большим желтым кругом – маленький красный круг и закрасьте его. В верхнем левом углу – красный овал. Слева от красного квадрата – маленький зеленый треугольник. Слева от большого зеленого закрашенного треугольника – маленький красный квадрат».

     Задания могут быть любые, но у педагога обязательно должен быть образец для проверки.

Д.Р. – внимание, память, воображение, знание геометрических фигур.

РАЗВИТИЕ  ЛОГИЧЕСКОГО  МЫШЛЕНИЯ

(Занятия 12, 13, 14, 15, 16, 17)

   Занятие 12.

   ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Дидактическая игра «Классификация предметов».

     Каждому ребенку дается набор картинок с изображением цветов (3), овощей (3), фруктов (3). Нужно разложить их на три части и объяснить, почему именно так разложил.

    Можно использовать и другие картинки – мебель, посуда, одежда, транспорт, дикие и домашние животные и т.д.

2. Дидактическое задание «История в картинках».

     При первом проведении игры каждому ребенку дается 3-4 картинки, а он должен разложить их так, чтобы получился связный рассказ.

3. Игра-соревнование «Как это можно использовать?».

    Группа делится на две команды. Задание общее: как можно использовать…карандаш (кирпич, бумага и т.п.). Каждая команда отвечает по очереди. За правильный ответ – фишка. Выигрывает команда, набравшая большее количество фишек.

Д.Р. – память, внимание, восприятие, воображение, речь, умение работать сообща, волевые качества.

   Занятие 13.

   ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Дидактическое задание «История в картинках».

    Тем, кто успешно справился в первый раз, даются более сложные задания – 5-8 картинок

2. Словесная игра «Бывает – не бывает».

     Дети стоят или сидят в кругу. Ведущий называет какую-нибудь ситуацию и бросает ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если – нет, то мяч ловить не нужно.

     Ситуации: Кошка варит кашу.

                        Папа ушел на работу.

                        Поезд летит по небу.

                        Человек вьет гнездо.

                        Собака хочет есть.

                        Почтальон принес письмо.

                        Зайчик пошел в школу.

                        Яблоко соленое.

                        Бегемот залез на дерево.

                        Шапочка резиновая.

                        Дом пошел гулять.

                        Туфли стеклянные.

                        На березе выросли шишки.

                        Волк бродит по лесу.

                        Волк сидит на дереве.

                        В кастрюле варится чашка.

                        Кошка гуляет по крыше.

                        Собака гуляет по крыше.

                        Лодка плывет по небу.

                        Девочка рисует домик.

                        Домик рисует девочку.

                        Ночью светит солнце.

                        Зимой идет снег.

                        Зимой гремит гром.

                        Рыба поет песни.

3. «Танграм».

      Дети составляют фигуры по образцу.

Д.Р. – память, внимание, восприятие, знание геометрических фигур.

ФЕВРАЛЬ

    Занятие 14.

    ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Дидактическая игра «Найди лишнюю картинку».

       Ребенку дается серия картинок, из которых три можно объединить в группу, а четвертая – лишняя. Ребенок должен убрать лишнюю и объяснить, почему он так сделал.

2. Дидактическое задание «История в картинках».

3. «Танграм».

Д.Р. – память, восприятие, классификация.

   Занятие 15.

   ХОД ЗАНЯТИЯ.

1. Дидактическая игра «Найди лишнюю картинку».                                                                

2. Дидактическое задание «Поиск закономерностей».

      Каждый ребенок получает карточки с изображением фигур в 8 клетках поля. 9-ую фигуру он должен найти сам из предложенных внизу.

3. Дидактическое задание «Нелепицы».                                                                          

      Работа в парах или тройках. Каждой группе дается картинка с изображением нелепиц. Дети называют их и объясняют.

Д.Р. – внимание, восприятие, память, умение работать сообща.

   Занятие 16.

   ХОД ЗАНЯТИЯ.

1. Дидактическое задание «Поиск закономерностей».                                                      

2. Словесная игра «Бывает – не бывает».

3. «Танграм».

МАРТ

  Занятие 17.

   ХОД ЗАНЯТИЯ

Игра-соревнование (или игровой тренинг) на развитие логического мышления.

Дети делятся на две команды. Отвечают по очереди. За правильные ответы получают фишки. Выигрывает команда, набравшая большее число фишек. Вручаются медали («золотые» и «серебряные»).  

1. Вопросы командам (по очереди):

  1. Какое животное больше – лошадь или собака?
  2. Утром люди завтракают.А вечером?
  3. Днем на улице светло. А ночью?
  4. Небо голубое, а трава?
  5. Черешня, груша, слива, яблоко.…Это что?
  6. Почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум?
  7. Что такое Москва, Калуга, Хабаровск?
  8. Маленькая корова – это теленок. Маленькая собака – это?
  9. Маленькая овечка – это?
  10. На кого больше похожа собака – на кошку или на курицу?
  11. Для чего нужны автомобилю тормоза?
  12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?
  13. Что общего между белкой и кошкой?
  14. Чем отличаются гвоздь и винт друг от друга?
  15. Что такое футбол, плавание, теннис?
  16. Какие ты знаешь виды транспорта (минимум – 3)?
  17. Чем отличается старый человек от молодого (мин. –3 признака)?
  18. Для чего люди занимаются спортом?
  19. Почему считается плохим, если кто-то не хочет работать?
  20. Для чего на конверте необходимо наклеивать марки?

2. Игра «Определи понятия».

     Задание: « Представьте себе человека, который не знает значения ни одного из представленных вам слов. Постарайтесь объяснить этому человеку, что означает каждое слово».

Набор слов для команд: - автобус, кнопка, газета;

                                          - автомобиль, гвоздь, письмо.

3. Игра «Найди лишнее слово».

     Каждой команде по очереди зачитывается ряд слов, они должны определить лишнее. Наборы слов (по пять каждой команде):

      4. Физкультпауза (2-4 минуты) Выполнение танцевальных движений под музыку.

    5. Игра «Говори наоборот».

                      Ведущий говорит слово – каждая команда по очереди говорит противоположное.

          Слова: веселый – грустный;

быстрый – медленный;

красивый – безобразный;

пустой – полный;

худой – толстый;

умный – глупый;

    6. Игра «Назови слова».

            Каждая команда по очереди должна назвать по 5 слов, обозначающих:

                        деревья;

спорт;

животные;

транспорт;

овощи;

                     фрукты

      7. Игра «Нелепицы».

            Каждая команда получает картинку с нелепицами. Называет как можно больше.   Эта игра последняя для того, чтобы уменьшить разрыв в баллах между командами

  8. Подведение итогов, награждение команд, возможно чаепитие.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПРОГРАММЫ

Занятия 18, 19, 20.

        Индивидуальная диагностика интеллектуальных способностей первоклассников –

АПРЕЛЬ, МАЙ

Индивидуальные занятия с учащимися, не вышедшими на средний уровень развития интеллектуальных способностей по определенным разделам.


 

Комментарии

ПОЛЕВСКАЯ ЭЛЕОНОРА ЮРЬЕВНА

Оксана Владимировна! Ознакомилась с программой. Очень понравилась. Возьму себе в логопедическую копилку.