работа с детьми "Группы риска"

Работа с детьми группы риска является важным направлением в работе психолога..несомненно эта категория детей- трудная...с чем с связана работа- улучшить эмоциональный фон, привить ценности такие как - ЗОЖ, семья, обучение и др..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gruppa_riska.docx62.85 КБ

Предварительный просмотр:

ДИАГНОСТИКА ТРУДНОВОСПИТУЕМОСТИ
И ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Проявление отклонений

Нарушения
поведения

Проявления

Нарушения отношения к учебной деятельности

Рассеянность, невнимательность на уроках, невыполнение домашнего задания, отказы отвечать на уроках, неуспеваемость, недисциплинированность на уроках, опоздания, пропуски занятий, постоянное списывание, плохое состояние книг, тетрадей, других учебных пособий

Нарушения отношений с учителем

Конфликтность, грубость, агрессивность, невыполнение требований, нарушение дисциплины, угодливость, вранье, игнорирование обращения, несдержанность, избегание контакта, демонстративность

Нарушения отношений с товарищами по учебе

Враждебность, мрачность, некоммуникабельность, обидчивость, демонстративность поведения, отказ участвовать в делах, неестественная веселость, отстраненность

Нарушение отношений в семье

Нежелание идти домой, побеги из дома, нежелание говорить о родителях, пренебрежительные или злые высказывания о семье или о ком-то из близких, семейные конфликты, отказ в помощи

Нарушение отношения к общественно-полезной деятельности

Равнодушие к мнению и делам коллектива, демонстративное отсутствие на мероприятиях класса, полная пассивность, безынициативность, отказ выполнять поручения, робость, растерянность перед любым поручением

Включенность в дезадаптированную неформальную группу

Хвастовство своими друзьями вне школы, побеги из дома, наличие вредных привычек, нехарактерных для семьи и школьных друзей, внешний вид, соответствующий определенным неформальным объединениям, увлечение делами, нехарактерными для школьной группы (футбольный фанатизм, музыкальные фанаты, религиозные секты и др.)

Нарушение отношений с окружающими

Неумение найти контакт с людьми, постоянные отрицательные поступки в отношении окружающих (стремление обидеть малышей, слабых животных), отказ сделать что-либо полезное для других, циничные высказывания, разговоры о ненужности жизни

Нарушение отношения к себе

При заниженной самооценке – робость, скованность, некоммуникабельность, молчаливость, отказ участвовать в делах класса, боязнь отвечать на уроках, излишняя робость при обращении. При завышенной самооценке – наглое поведение, выпячивание своего «Я» по любому поводу, недовольство оценкой знаний, стремление быть замеченным, подстрекательство к отрицательным поступкам

Возрастные особенности и трудновоспитуемость

Возрастные особенности
подростков

Ошибки и недостатки воспитания, искажающие возрастные особенности

Какие отрицательные качества могут при этом возникнуть

Социализация подростка, расширение сферы общения и изменение характера взаимоотношений. Чувство потребности в общении

Несформированность первичного коллектива, узость сферы общения, излишняя педагогическая опека или бесконтрольность поведения

Индивидуализм, эгоизм, недисциплинированность, зависть, черствость, невнимание к людям, неуважение к старшим

Интенсивное развитие самосознания

Отсутствие возможности применить в общих интересах свои силы и способности; пренебрежение индивидуальными особенностями, своеобразием подростка, отсутствие обучения методике самопознания и самовоспитания

Неадекватная самооценка, низкая требовательность к себе и завышенная к другим, неуверенность или самоуверенность

Рост физических сил, развитие трудового опыта

Нерегулярность труда и общественных поручений, нетребовательность к результатам работы

Трудовая и общественная пассивность, лень, иждивенчество, безответственность

Обостренная потребность в самовыражении и самоутверждении

Сковывание детской инициативы, самостоятельность, бедность духовной жизни классного коллектива

Стремление к уходу из поля педагогического контроля, безнадзорность, своеволие

Методы диагностики дезадаптации

Метод

Качество

Вопросник А. Басса и А. Дарк

Агрессия: физическая, косвенная, раздражение, негативизм, обидчивость, подозрительность, чувство ненависти

Модификация теста Розенцвейга

Фрустрация

Тест «Конфликтная ли Вы личность?»

Конфликтность

Патохарактерологический диагностический опросник

Акцентуация

Тест-опросник Шмишека

Акцентуация

Личностная шкала проявления тревожности

Тревожность

Тест школьной тревожности

Тревожность

Шкала ситуативной тревожности и шкала личностной тревоги (опросник Спилбергера)

Тревожность

Опросник определения уровня невротизации и психопатизации (УНП)

Невротизация, психопатизация

Психодиагностический тест В. Мельникова и Л. Ямпольского

Невротизм, психопатизм, расторможенность, робость

Тест на определение чувства неуверенности в себе

Неуверенность в себе

Шкала одиночества (Д. Рассе, Л. Пепо, М. Фергюсон)

Одиночество: тревожность, социальная изоляция, депрессия, скука

Шкала депрессии (модификация Т. Балашевой)

Депрессия

ДИАГНОСТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Материалы к педагогическому совету

В процессе предупреждения и преодоления отклоняющегося поведения педагогическая диагностика выполняет комплексные функции. Сложный мир современного ребенка, его неповторимость, своеобразие, специфика проявления личностных качеств делают обязательной постоянную педагогическую диагностику, что совершенно необходимо для эффективности непрерывного воспитательного процесса. Педагогическая диагностика позволяет учителю выбрать оптимальную методику, которая подходит индивиду, учитывает интересы, особенности данного ребенка, и тогда она выступает как фактор действенности педагогических влияний. В процессе преодоления асоциального поведения педагогическая диагностика выполняет и специфические функции. Объективная информация о воспитанниках дает возможность правильно определить цели и задачи воспитательной работы в школе и классных коллективах, согласовывать все элементы и звенья воспитательного процесса. В то же время формируются единые педагогические позиции в учительском коллективе по отношению к конкретным подросткам с отклоняющимся поведением, выясняются возможности прогнозирования их положительного развития. Педагогическая диагностика способствует созданию единых педагогических требований к ученику. На основе объективного представления о личности школьников с отклоняющимся поведением осуществляется программа их перевоспитания с четким определением возможностей и действий всех, кто с ними работает: учителей, родителей, наставников и т. д. Диагностика способствует переходу воспитания в самовоспитание, если оценка личности учителем совпадает с самооценкой школьника.

Указанные функции определяют требования к содержанию, формам, методам педагогической диагностики. В школе соблюдаются следующие условия диагностирования личности подростка.

1. Система изучения личности школьника должна в конечном счете приводить к самопознанию, самооценке и требовательности к себе.

Это требование можно реализовать, например, методом составления и заполнения карт воспитанности и определения места социализации в них. Для каждой группы классов (1–4, 5–7, 8–9, 10–11) определяется совокупность основных качеств, формирование которых выступает как задача воспитательной работы в классе. Карта воспитанности в начальной школе заполняется учителем вместе с родителями; далее в заполнении карты принимают участие сами ребята.

2. Изучение и самопознание школьников должны быть непрерывны. Чтобы отметить изменения, происшедшие за тот или иной период, в карте воспитанности два раза в год делаются записи, причем сам школьник отмечает свои улучшения, которых он смог добиться.

3. Оценка себя и самооценка других должны осуществляться подростками на основе единых критериев. Такие критерии вырабатываются в ходе этических бесед, диспутов, обсуждения поведения сверстников.

4. Изучение личности школьника осуществляется комплексной методикой. Нельзя на основании одного факта, события делать окончательную оценку личности. Данные об ученике складываются преимущественно на основании анализа его деятельности и поведения в социуме, выявления причин его успехов и неудач, его статуса в коллективе. Упор в изучении делается на выявление всего ценного, что необходимо для дальнейшего положительного формирования личности школьника. Как правило, первоначальные данные об интересах и запросах детей могут дать анкеты. Социометрическая методика позволяет выявить сферу общения ученика и его место в коллективе. Сочинения и самохарактеристики способствуют выявлению самооценки. Только совокупность методов дает объективное и всестороннее знание о воспитанниках, позволяет классному руководителю подробно информировать всех учителей класса и родителей о том или ином школьнике.

5. Профилактика отклоняющегося поведения и перевоспитание требуют комплексного изучения личности и условий, в которых она формируется. Минимальное представление о воспитаннике должно включать в себя:

– определение направленности личности;

– изучение ведущей линии поведения;

– характеристику положительных качеств, на которые можно опереться;

– восприимчивость или сопротивляемость воспитательным влияниям (причины, характер сопротивления, испорченность отношений).

Одновременно изучаются воспитательные влияния в зоне ближайшего окружения:

– положительные воздействия и условия, которые надо использовать;

– отрицательные воздействия и неблагоприятные условия, которые надо устранить или нейтрализовать;

– авторитетные личности, которые могут участвовать в перевоспитании.

6. Знания о воспитаннике используются в комплексе для решения педагогических задач, для формирования объективного представления о воспитаннике у родителей, учителей, сверстников.

Выводы учителя будут более точными, если к педагогическому изучению будут привлечены сами учащиеся. Формирование объективной самооценки – первоначальная цель такого изучения. Методами изучения самооценки могут быть следующие:

1. Сочинения по определенной тематике и составленному заранее плану. Материалы сочинений используются для проведения учителем коллективных и индивидуальных бесед.

2. Самохарактеристики и самоинтервью «Познай себя». На основе самоинтервью, сочинений о себе и своих товарищах уже в шестом классе возможно составление самохарактеристик.

3. Игры, направленные на самопознание. Игра «Расскажи мне обо мне». Например, каждый ученик получает карточку с фамилией товарища, чьи положительные и отрицательные качества он должен охарактеризовать, затем дать совет, от каких недостатков ему следует избавиться прежде всего. В игровой форме предлагаются ученикам ситуации для письменного анализа событий. Например, «Случилось так, что тебя критикуют товарищи. Критика тебе кажется несправедливой. Что лучше сделать на твой взгляд: попытаться объяснить, что это несправедливо; не объясняться совсем; принять замечания как должное и исправиться; постараться забыть сказанное?» Обсуждение ситуаций подобного типа позволяет выявить убеждения подростков, их достоинства и недостатки.

Формирование критериев оценки и самооценки, развитие самокритичности обеспечивают правильное восприятие подростками педагогических требований, советов и рекомендаций педагогов по преодолению конкретных личностных недостатков у отдельных членов коллектива. Однако работа по самопознанию учащихся требует от учителя большой деликатности, соблюдения в строжайшей мере педагогического такта, глубокой психологической подготовки. Не все материалы сочинений и анкет стоит оглашать и обсуждать публично. Большая их часть может послужить основанием для дружеской беседы наедине. А главное их назначение – служить ориентиром в корректировке педагогических воздействий.

Более глубокое представление об истинности поступков учащихся дает анализ мотивов их поведения и, в частности, то, как они объясняют, например, отказ от выполнения задания. Например, об эгоистичности говорят такие мотивы: «Это не совпадает с моими планами», «У меня есть дела поважней» и т. д. У таких школьников развилось высокомерие, убежденность в своих исключительных способностях.

Совокупность всех отрицательных признаков – показатель той или иной степени трудновоспитуемости. При диагностике трудновоспитуемости, отклоняющегося поведения важно суметь различать проявления личностных недостатков школьника и его психологическое состояние, когда бурная реакция принимается за истеричность, когда стремление во что бы то ни стало доказать правоту оценивается как грубость и бестактность и т. д. Однако если у детей очень часто повторяются одни и те же психические состояния, то, естественно, следует ожидать появления и определенных отрицательных свойств. Например, частые ссоры в семье, скандалы родителей, физические наказания детей приводят к нарушениям процессов возбуждения и торможения, возникновению вспыльчивости, несдержанности. Чаще всего встречаются 7 отрицательных психических состояний: озлобленность, неудовлетворенность жизнью, враждебность, страх, недоверие, ощущение одиночества, равнодушие.

Изучать все проявления отклоняющегося поведения для учителя очень сложно. Здесь следует исходить из диагностики, которая фиксирует самое существенное. Обычные объекты диагностики – направленность личности, отношение к людям и к себе, соотношение положительных и отрицательных качеств, сопротивляемость педагогическим влияниям.

Для решения данных социально-педагогических задач в работе с подопечными используются следующие методы:

• наблюдение за конкретным ребенком,

• беседы с учащимися,

• различные анкеты,

• социометрический опрос,

• методики социально-психолого-педагогического характера, такие как «Недописанный тезис» (показывает убеждения ребенка), «Что я люблю, что я не люблю?», «Ранжирование» (определяет предпочтительные качества личности), «Фантастический выбор» (выявляет актуальные потребности подопечного), «Недописанное письмо» (показывает значимых для ребенка людей в социуме) и многие другие.

Важный объект диагностики – отношение подростка с отклоняющимся поведением к людям и к себе, к среде и воспитанию. Можно выделить четыре типа отношений подростка с окружающей социальной и педагогической средой.

Первый – инертный тип отношений – характерен для школьников со слабой активностью, небольшим жизненным опытом. При этом типе отношений изменение поведения личности обусловлено воздействием окружающей среды и характером воспитания. При этом внутренний мир личности существенно не изменяется, воспитанник лишь приспосабливается к создавшимся обстоятельствам.

Второй – приспособленческий тип – воспитанник приспосабливается к постоянным воздействиям окружающего мира, приноравливая свой характер к требованиям педагогической и социальной среды. Чаще всего в эту группу входят те подростки, у кого не определилась направленность личности, обнаруживается склонность к слепому подражанию, податливость чужому влиянию, преклонение перед сильным и т. д.

Третий – обостренно-противоречивый тип – школьники из этой группы могут поступать то нравственно, то безнравственно в зависимости от обстоятельств и своего настроения. Проявляется ложное товарищество, бравирование взрослостью (курение, сквернословие). Они легко поддаются общему настроению, как положительному, так и отрицательному.

Четвертый – конфликтно-враждебный – свойственен эгоистичным, обиженным, болезненно самолюбивым отклоняющимся детям. Они стремятся внести конфликт в коллектив, совершать поступки назло учителям. Срывают уроки, портят имущество. Их поведение отличает нежелание учиться, неприязнь к школе, к учителям, сверстникам, озлобленность, агрессивность.

Ведущий тип отношений определяет характер сопротивляемости воспитательным влияниям, податливость отрицательным воздействиям и неблагоприятным условиям. На этой основе можно установить уровень педагогической запущенности, который определяет степень податливости отклоняющегося подростка воспитательному процессу и степень устойчивости отрицательного в его характере. Целесообразно фиксировать поступки и действия подростка в карточке или журнале наблюдений.

Социальные отклонения имеют различные уровни отягощенности, что также нужно установить в педагогической диагностике. Основные из них:

Первый уровень отклоняющегося поведения характеризует неустойчивых детей; отклонения в их поведении появляются случайно, при неблагоприятных обстоятельствах. Наблюдается и временное, избирательно негативное отношение к воспитанию. Направленность этих детей носит характер временной увлеченности полезным делом (успеваемость удовлетворительная, иногда чередуются «2» и «5»); ярко проявляется один устойчивый недостаток – слабая самокритичность и требовательность к себе.

Ко второму уровню относятся эгоцентричные дети с негативным отношением к школе, к воспитательному влиянию, у которых преобладает направленность на себя и формируется устойчивая эгоистичная позиция в жизни. Обнаруживаются пробелы в нравственном или умственном развитии. При неблагоприятных обстоятельствах проявляются 2–3 серьезных недостатка. Преобладает завышенная самооценка, уровень требовательности к другим выше, чем к себе.

Третий уровень – учащиеся, стоящие у грани правонарушения. Это дети с негативным отношением к воспитательному процессу, к нормам морали, к коллективу сверстников. У них ярко выражена отрицательная направленность. В умственном, нравственном и волевом развитии у них допущены серьезные пробелы, которые делают психику болезненной (обостренное самолюбие, нездоровые потребности и др.).

Чтобы эффективно преодолеть десоциализирующее влияние на подростка, нужно знать возможности физического и психического его развития, взаимообусловленность направленности личности положительными и отрицательными качествами, определить зону оптимального педагогического воздействия. Причем изучение отклонений и поиски путей положительного развития духовной и нравственной сферы воспитанника должны осуществляться одновременно.

Определение обобщенного показателя
социального благополучия учащегося

№ п/п

Социальные характеристики

Балл

1

Состав семьи ребенка

Мать, отец, бабушка, дедушка

5

Только мать и отец

4

Мать, отчим; отец, мачеха

3

Одна мать, один отец

2

Нет родителей: бабушка, дедушка, другие родственники

1

2

Школьная успеваемость

Хорошая

5

Удовлетворительная

4

Неудовлетворительная

3

Оставил школу, работает

2

Оставил школу, не работает

1

3

Здоровье ребенка

Практически здоров

5

Часто болеет в пределах нормального развития

4

Имеет хронические болезни

3

Отставание в умственном развитии

2

Имеет врожденные патологии, нервно-психические болезни

1

4

Санитарно-жилищные условия жизни семьи

Благоустроенная отдельная квартира

5

Отдельная квартира с родителями супругов

4

Более одной комнаты в коммунальной квартире с удобствами

3

Комната в коммунальной квартире с удобствами

2

Комната в общежитии, в бараке без удобств

1

5

Доход семьи

Могут практически ни в чем себе не отказывать

5

Денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования берут кредит или в долг

4

На повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает трудности

3

Живут от зарплаты до зарплаты

2

Денег до зарплаты не хватает

1

6

Уровень социального благополучия семьи

Атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства, любви

5

Здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, живут «по привычке»

4

В семье ссоры, скандалы, один из родителей склонен к выпивкам

3

Судимость родителей, пьянство, рукоприкладство, выраженная форма умственной отсталости одного или обоих родителей

2

Стоят на учете с диагнозом алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение

1

Равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительные проблемы

2

Напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям

1

7

Поведение ребенка в школе

Хорошее

5

Удовлетворительное

4

Неудовлетворительное

3

Неоднократно был замечен в асоциальном поведении

2

Стоит на учете в ПДН

1

8

Внешкольное общение ребенка

На основе постоянных совместных занятий в кружках, секциях, на основе общих позитивных интересов

5

Несистемное досуговое общение по интересам, разовые встречи для совместного проведения свободного времени

4

Общение на основе пустого времяпрепровождения, отсутствие позитивных целей

3

Асоциальные группы с ориентацией на выпивку, мелкое хулиганство, драки, токсичные вещества

2

Криминогенные группы, состоящие на учете в ПДН, с направленностью интересов на мелкие кражи, угоны транспортных средств, наркотики

1

9

Жизненные цели ребенка

Четко определенные, конструктивные жизненные планы, стремление к достижению поставленных целей

5

Позитивная ориентация в формулировании жизненных целей, но представление о путях и средствах их достижения расплывчаты, неопределенны

4

Отсутствие определенных целей и планов на будущее или наличие нереальных планов, социальная незрелость, инфантилизм, надежда на «авось»

3

Ориентации на цели носят скорее негативную окраску, примитивны, бездуховны, референтная группа – сверстники с асоциальной направленностью интересов

2

Явно негативные, асоциальные ориентации на жизненные цели, отсутствие установки на общественно полезный труд. Интересы ограниченны, отмечаются правонарушения, стоит на учете в ПДН

1

10

Эмоциональные отношения родителей с детьми

Постоянная поддержка, разумная требовательность к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия

5

Слепая любовь, гиперопека

4

Для родителей первична собственная жизнь, но отношение к детям доброжелательное, заинтересованное

3

Равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительные проблемы

2

Напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям

1

При анализе характеристик конкретного ребенка набор баллов:

• ниже 30 – предполагает принадлежность ребенка к группе повышенного риска (чем меньше баллов, тем выше риск);

• от 31 до 40 – социальное благополучие ребенка определяется в пределах средней нормы;

• более 40 – высокий уровень социального благополучия ребенка (чем больше баллов, тем выше уровень благополучия).

Заполнение матрицы требует от социального педагога не только знания фактологических данных, но и применения социологического метода наблюдения в процессе непосредственного общения с ребенком и членами его семьи. Визуальные наблюдения и выводы необходимы социальному педагогу, в частности, при балльной оценке таких характеристик, как «уровень социального благополучия семьи» или «эмоциональные отношения родителей с детьми». Для более точного определения этих качественных характеристик можно использовать опросник, дополняющий и уточняющий визуальные наблюдения. Так, для определения уровня социального благополучия семьи в беседе с ребенком (наедине) используются следующие вопросы:

Хотел бы ты в своей будущей семье:

– иметь такие отношения между мужем и женой, как у твоих родителей?

– воспитывать детей так же, как это делают твои родители?

– относиться к пожилым родителям, как это делают в твоей родительской семье?

– разделять домашнюю работу, как это делают в семье твоих родителей?

– проводить свободное время так, как это делают твои родители?

Каждый из поставленных вопросов допускает уточняющие подвопросы для получения развернутого ответа: «Почему ты так думаешь? Что именно тебе нравится (не нравится)?» и т. д. Содержание ответов позволяет сделать выводы о ситуации в семье, взаимоотношениях между всеми ее членами.

Аналогичным образом производится балльная оценка жизненных целей ребенка. Для уточнения ценностей и позиций ребенка предлагается использовать следующие формализованные вопросы с набором ответов.

1. Что беспокоит тебя в жизни больше всего? (выбери пять главных проблем)

– денежные проблемы твоей семьи

– отношения с родителями

– отношения между родителями

– отношения со сверстниками

– конфликты с педагогами

– трудности усвоения школьной программы

– здоровье близких родственников

– чем заняться в свободное время

– личная жизнь

– что-либо другое (что именно)

2. Какую работу ты хотел бы иметь в будущем? (выбери пять главных качеств)

– с высокой оплатой

– с гарантией от безработицы

– престижную

– не вредную для здоровья

– связанную с разъездами, новыми впечатлениями

– требующую личной предприимчивости, изобретательности

– нужную стране, людям

– связанную с общением с детьми

– связанную с общением с животными

– другую (какую именно)

При необходимости набор ответов можно расширить, включая в них актуальные для данного ребенка позиции. Как и в первом случае, используются  дополнительные  вопросы,  уточняющие  полученную  информацию (углубленное интервью). Необходимо обратить внимание на порядок выбираемых ребенком позиций, поскольку он указывает на иерархию предпочтений и жизненных целей (во-первых, во-вторых и т. д.).

Доверительность отношений социального педагога с ребенком, как и работа с его семьей в целом, предполагает соблюдение конфиденциальности при получении информации о семье. Однако в процессе работы могут возникнуть обстоятельства, требующие немедленного принятия мер, а значит – отказа от принципа неразглашения информации. Социальный педагог не имеет права принимать самостоятельное решение, игнорируя волю родителей. Согласно семейному законодательству России, именно на родителей возлагается преимущественное право на воспитание детей и заботу об их здоровье (Семейный кодекс РФ, ст. 63). В сложной ситуации социальный педагог должен решить проблему таким образом, чтобы ребенок пошел на контакт с родителями, и снизить риск первичной агрессии на ребенка.

Специалисты социально-психологической службы школы, опираясь на принципы профессиональной этики, не только помогают детям, попавшим в сложную социальную ситуацию, но и осуществляют деятельность, направленную на профилактику отклоняющегося поведения.

Одним из приемов работы социально-психологической службы школы является проведение семинаров для классных руководителей. Они проводятся совместно с заместителем директора по воспитательной работе. Акцент в данной работе делается на профилактику правонарушений, наркомании, бродяжничества, безнадзорности среди учащихся. Результатом этой работы явилось обобщение информации о формах и методах работы с обучающимися и семьями в форме памятки.

Работа с детьми из «Группы риска»

Педагог-психолог: Перевозникова М.Л.

ТИПЫ ПОДРОСТКОВ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ

Отклоняющееся поведение подростков в социальном плане сопряжено с понятием «трудный подросток». Характеристики трудных подростков отличаются по возрастным условиям развития, видам и характеру отклонений в поведении, по их личностным качествам, интересам, склонностям, потребностям. В отечественной педагогической науке проблема типизации трудных подростков одна из самых актуальных. Рассмотрим характерные черты трудных подростков, то есть подростков с отклоняющимся поведением, опираясь на различные их классификации.

В основу первой квалификации положены типичные положительные и отрицательные нравственные и психологические качества и свойства изучаемых подростков.

С точки зрения данного подхода, первую группу составили учащиеся с пассивной жизненной позицией, замкнутые, угрюмые, недоверчивые, безвольные. В острых ситуациях они занимают позицию невмешательства, периодически вступают в конфликт с преподавателями и отдельными учащимися. Успевают они посредственно, пропускают уроки, домашних заданий не готовят, равнодушно относятся к труду. Могут поддаваться дурному влиянию и совершать дисциплинарные проступки, но могут и воздерживаться от них при наличии отвлекающих факторов. Охотно поддаются влиянию авторитетов как в отрицательном, так и в положительном отношении.

Ко второй группе были отнесены эгоисты, упрямые учащиеся, у которых полный разрыв между словом и делом, склонные скорее поддержать любой ценой дисциплинарный проступок, чем противодействовать ему. Учатся они плохо, грубо нарушают порядок. Они вспыльчивы, невоспитанны, грубы, часто проявляют неадекватную реакцию на замечания, курят, пьют, сквернословят, находятся в подчинении у учащихся, относящихся к третьей группе, раболепствуют перед ними и действуют по их указке, нарушают дисциплину, когда чувствуют поддержку. При этом они любознательны в отдельных областях знаний, положительно реагируют на поощрения, могут проявить творческое отношение к заинтересовавшему их виду деятельности, способны пересмотреть свои взгляды и убеждения под воздействием систематического и длительного влияния на них в нужном направлении.

К третьей группе были отнесены лживые, драчливые, наглые, систематически вступающие в конфликты с окружающими, совершающие антиобщественные поступки и правонарушения, пытающиеся отрицательно воздействовать на других учеников, употребляющие спиртные напитки, признающие и уважающие только авторитет физической силы. Со сверстниками эти подростки агрессивны и жестоки. По отношению к родителям, преподавателям они занимают антагонистическую позицию. У них сложилось устойчивое агрессивное отношение к явлениям общественной жизни, к мнениям и суждениям, не совпадающим с их собственными; они не признают морали и не считаются с ее нормами.

Иной принцип различия подростков с отклоняющимся поведением предлагает А. Кочетов. Он опирается на разработанную в нашей психологической науке ориентировочную классификацию подростков-правонарушителей, исходя из потребностей структуры их личности.

Первую группу трудных подростков характеризуют устойчивый комплекс общественно-аномальных, отрицательных, аморальных, примитивных потребностей, система откровенно антиобщественных взглядов. У подростков этой группы извращены представления о товариществе, смелости, чувство стыда ослабело. Они циничны, грубы, озлоблены, агрессивны. Эгоизм, равнодушие к переживаниям других, отсутствие трудолюбия и стремление к потребительскому времяпровождению, иждивенчество и стяжательство являются их типичными особенностями.

Вторую группу составляют подростки с деформированными потребностями, стремлением подражать тем несовершеннолетним правонарушителям, которые отличаются устойчивым комплексом аморальных потребностей и откровенно антиобщественной направленностью отношений и взглядов. Отличаясь обостренным индивидуализмом, неуживчивостью, эти подростки стремятся к привилегированному положению, притесняя слабых, младших.

Для третьей группы трудных подростков характерен конфликт между деформированными и позитивными потребностями, отношениями, интересами, взглядами. Подростки этой группы осознают недостойность совершаемых ими поступков. Однако имеющиеся у них правильные нравственные взгляды не становятся их убеждениями. Нередко проявляется борьба мотивов: либо эгоистические стремления к получению удовольствий, либо угрызения совести и нежелание стать предметом осуждения в глазах авторитетных лиц.

Четвертую группу составляют подростки со слабодеформированными потребностями. Их характеризует безволие, легкая внушаемость, легкомысленность, неустойчивость, неверие в свои силы, заискивание перед волевыми товарищами. В пятую группу входят подростки, ставшие на путь правонарушения случайно. Они пассивны и поддаются различным влияниям.

Типизацию по степени проявления у трудных подростков отклонений от нормы предлагает Л. Зюбин:


Ведущие
недостатки личности

Преобладающие причины соответствующего поведения
и способы их преодоления

1. Грубость

а) аффективность, невыдержанность, недостатки нервной системы: главное направление работы – создание спокойной обстановки, помощь врача и психолога

б) самоуверенные, заносчивые: необходим постоянный анализ их поведения, включение в коллективную деятельность, воспитание умения подчиняться

в) в свое время несправедливо обиженные и поддержанные плохими людьми: решающее значение имеет чуткий подход к учащимся, убеждение их на конкретных примерах в том, что плохие люди составляют ничтожно малую долю; обучение подростков умению понимать людей

2. Лень

а) безвольные, неприученные к преодолению трудностей: требуется создание для них таких условий, где постепенно все более будет нарастать напряжение, требующее волевых усилий; развенчание ложных авторитетов

б) полное безразличие к учебе: использование всего арсенала педагогических средств, чтобы разбудить любознательность

в) переоценка собственных способностей: показ на конкретных примерах собственной переоценки

3. Замкнутость, стремление находиться вне коллектива

а) самоуверенность, противопоставление себя коллективу: развенчивание завышенной самооценки

б) кем-то несправедливо обиженные или кем-то третируемые в группе: необходимо выявление причин и лиц, плохо относящихся к данному ученику, преодоление причин

в) какие-то недостатки (маленький рост, особенности внешности): тактичные беседы, убеждение, предъявление категорических требований к другим подросткам не обращать на это внимания

4. Склонность к правонарушениям

а) инициаторы, организаторы, способствующие правонарушениям: использовать их энергию в различных поручениях

б) исполнители, легко поддающиеся дурному влиянию: включить в положительную деятельность, способствующую исправлению

в) действующий в одиночку: включить в коллективную захватывающую деятельность

Социально-психологический аспект отклоняющегося поведения нашел отражение в классификации И. Невского. Им выделены следующие группы подростков:

• 1-я группа – положительно ориентированные, но неустойчивые, легко подпадающие под то или иное отрицательное влияние;

• 2-я группа – старательные, но не развитые дети, хронически отстающие от сверстников в учебе;

• 3-я группа – пассивные, безынициативные, ленивые;

• 4-я группа – неорганизованные, несобранные, с неустойчивым вниманием, двигательно расторможенные;

• 5-я группа – недисциплинированные, непослушные, грубые, активные дезорганизаторы, нарушители дисциплины, отрицательно влияющие на сверстников;

• 6-я группа – испорченные неправильным воспитанием и отрицательным примером родителей, с трудным неуживчивым характером;

• 7-я группа – импульсивные, с неустойчивым, часто меняющимся настроением, дисгармоничные.

Интересную классификацию подростков с отклоняющимся поведением дает Т. Молодцова. Она выделяет 10 типов дезадаптированных подростков.

«Саморазрушители» – подростки, незаметно для окружающих истязающие себя. В результате развивается тревожность, страх, отчуждение, приводящие к депривации, аутизму, иногда суициду. Такие подростки просто не умеют что-либо менять ни в себе, ни в других. Они пассивны, тревожны, одиноки, робки, разочарованы в себе и в людях.

«Неумеющие» – подростки, которые не могут повлиять на окружающих и изменить что-то в себе в силу потери каких-либо ориентиров или их отсутствия – навыков труда, умения сдерживаться, поддержки извне и т. д. Такие подростки нередко правильно сознают свои трудности (неуспеваемость, недисциплинированность, оторванность от коллектива), но не знающие, как это исправить.

«Инертные» подростки – те, кто не хочет что-либо менять из-за элементарной лени, пассивности, равнодушия.

«Конформисты» – подростки, которые по самой своей натуре как бы предрасположены излишне легко ко всему адаптироваться. Это происходит бездумно или специально, что становится отрицательной чертой приспособленца или конформиста. Данная привычка особенно опасна тогда, когда подросток попадает в отрицательные условия.

«Разрушители» – подростки, которые, имея определенные отрицательные свойства (лживость, агрессивность, властность, грубость, нигилизм и т. д.), обращают их на окружающих. Они не испытывают угрызений совести, ничего не хотят в себе менять, стараются мир переделать под себя и при этом достаточно отрицательно.

«Смирившиеся» подростки – те, которых жизненные обстоятельства или они сами поставили в невыгодные, сложные, невыносимые условия. Они это понимают, но ничего с этим сделать не могут. Это дети, живущие в семьях, где пьют родители, пребывающие в коллективах, где их игнорируют, терпящие от кого-либо унижения, но ничего не предпринимающие, чтобы изменить ситуацию.

«Себялюбящие» – упрямые подростки. Они самоуверенны, эгоистичны, не видят своих недостатков и считают себя верхом совершенства. Всякие замечания в свой адрес они воспринимают «в штыки» и не хотят ничего в себе менять.

«Демонстративные» – категория подростков, которая проявляет себя отрицательно в силу вынужденных обстоятельств (стремление к самоутверждению среди товарищей, желание «отомстить» несправедливому учителю или привлечь внимание родителей). Такие подростки не изменяются, пока не наступают перемены в провоцирующих обстоятельствах.

«Заблуждающиеся» подростки – не понимают, что ведут себя отрицательно, и не стремятся исправиться, не осознают, что своим поведением, характером и действиями они причиняют вред или неудобства окружающим. Они могут проявлять бестактность, нечуткость, Невнимательность, равнодушие и т. д., делают это не специально, не по злому умыслу.

«Стремящиеся» – подростки, которые, попав в этот разряд, активно стремятся исправиться.

Современная научная литература раскрывает многообразие аспектов поведения трудных подростков, с которыми имеет дело социальный педагог в практической работе, дает возможность увидеть суть этого довольно сложного социального явления.

Метод комплексной экспресс-диагностики особенностей семейной

атмосферы, семейного воспитания и отношения родителей к детям

(МЭДОР)

Часть I. Самодиагностика типового семейного состояния.

Инструкция, прочтите утверждения опросника. Если вы в общем с ним согласны, то на бланке обведите кружком номер утверждения. Если ваш выбор затруднен, поставьте на номере вопросительный знак. Помните, что вы характеризуете свое самочувствие в семье, и старайтесь отвечать искренне.

1. Знаю, что члены моей семьи часто бывают недовольны мной.

2. Чувствую, как бы я ни поступил(а), все равно будет не так.

3. Я многое не успеваю сделать.

4. Так получается, что именно я оказываюсь виноват(а) во всем, что случается в моей семье.

5. Часто я чувствую себя беспомощным (беспомощной).

6. Дома мне часто приходится нервничать.

7. Когда я попадаю домой, я чувствую себя неуклюжим (неуклюжей) и неловким (неловкой).

8. Некоторое члены моей семьи считают меня бестолковым (бестолковой).

9. Когда я ________ ее время из-за чего-нибудь ___сживаю.

10. Часто я чувствую на себе критические взгляды членов моей семьи.

11. Иду домой и с тревогой думаю, что еще случилось в мое отсутствие.

12. Дома у меня постоянное ощущение, что надо еще многое сделать.

13. Нередко чувствую себя лишним (лишней).

14. Дома у меня такое положение, что просто опускаются руки.

15. Дома мне постоянно приходится сдерживаться.

16. Мне кажется, что если бы вдруг я исчез(ла), то никто бы этого не заметил.

17. Идешь домой, думаешь, что будешь делать одно, а приходится делать совсем другое.

18. Как подумаю о семейных делах, начинаю волноваться.

19. Некоторым членам моей семьи бывает неудобно из-за меня перед друзьями и знакомыми.

20. Часто бывает: хочу сделать хорошо, но, оказывается, что вышло плохо.

21. Многое у нас в семье мне не нравится, но я стараюсь этого не показывать.

Обработка результатов

Обозначения: 1 ответ, обведенный кружком, равен 1 баллу , «Т» – тревога, «В» – чувство вины, «Н» – нервно-психическое напряжение, «С» – общая семейная тревога, «Д/з» – значение, при котором состояние диагностируется.

Бланк для ответов

Утверждения

Сумма баллов

Шкалы

Д/з

1

4

7

10

13

16

19

В

5

2

5

8

11

14

17

20

Т

5

3

6

9

12

15

13

21

Н

6

С

14

ВИДЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Отклоняющееся поведение наблюдается в процессе десоциализации. Оно является разновидностью социальной запущенности. Существуют различные толкования отклоняющегося поведения. Нередко под отклонениями от нормы считается: неадаптивное, безответственное, импульсивное поведение, не учитывающее последствий своих поступков, пассивно следующее обстоятельствам или направленное на поиск более легких путей для достижения своих целей, использование других людей в качестве средства для реализации своих эгоцентрических намерений. С. Беличева под отклоняющимся поведением понимает такое поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм, как отклонения корыстной, агрессивной ориентации, так и социально-пассивного типа.

К отклонениям корыстной направленности автор относит правонарушения и поступки, связанные со стремлением получить материальную выгоду (хищения, кражи и т. п.). Причем среди несовершеннолетних такого рода социальные отклонения могут проявляться и в виде преступных уголовно-наказуемых действий, и в виде правопоступков и аморального поведения.

Отклонения агрессивной ориентации проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбления, хулиганство, побои, тяжкие преступления, такие как изнасилование и убийство). Отклонения социально-пассивного типа проявляются в стремлении к уходу от активной общественной жизни, в уклонении от своих гражданских обязанностей и долга, нежелание решать как личные, так и социальные проблемы (уклонение от работы и учебы, бродяжничество, употребление наркотиков и алкоголя, токсических веществ, суицид).

Различают девиантное (отклоняющееся), делинквентное и криминальное поведение. Девиантное поведение чаще связано с внутренним или внешним конфликтом подростка в его микросреде и компенсаторными установками личности. В рамках девиантного поведения Н. Вострекнутов выделяет несколько видов.

1. Конформный (компенсаторно-уступчивый) вариант поведения. Его основная особенность связана с невыносливостью к длительному активному напряжению по преодолению конфликта, легкостью возникновения пассивно-отказных форм реагирования. В ситуации конфликта такой ребенок или подросток демонстрирует уступчивость или услужливость, готовность поступиться собственными интересами, взять на себя неприятные поручения и обязанности, не имея психологической силы для твердого отказа.

2. Более выраженным по степени дезадаптации является «тормозимый» вариант поведения. Для него характерно быстрое возникновение в новой среде, коллективе, при повышенных требованиях чувства неполноценности, появление тревожности, заниженной самооценки, снижение активности и отказ от контактов. Неуверенность в себе, чувствительность к оценкам окружающих часто сопровождаются усилением тревожных опасений, жалобами на плохое самочувствие, мнительностью в отношении своего здоровья.

3. Еще более глубокую степень дезадаптации отражает «ограниченный», социально-ведомый вариант поведения. Характерная для него повышенная уступчивость, излишняя зависимость от внешних обстоятельств сопровождаются пассивностью, безволием, демонстрацией беспомощности в трудных ситуациях или упрямством, обидчивостью. Низкая продуктивность в занятиях, подчиняемость в отношениях часто служат причиной насмешек окружающих. В основе компенсаторно-уступчивых форм поведения лежит тенденция к внешне бесконфликтному приспособительному поведению. Данные формы поведения по преимуществу отражают внутренний характер конфликта с интровертированной направленностью переживаний.

4. К формам с внешней экстравертированностью проекций конфликтных переживаний относят эгоцентрически-демонстративный вариант поведения. В основе этой формы реагирования лежит нарастающая или изначальная эгоцентричность личных установок, которая резко усиливается в ситуации конфликтной средовой изоляции. Подростки с данным типом поведения стремятся вовлекать окружающих в круг своих переживаний, преувеличивают значимость конфликта.

5. Для следующего, конфликтно-возбудимого типа поведения характерно негативистически-оппозиционное поведение с упрямством, активным противодействием изменению стиля поведения. В поведении отмечается отрицательно направленная решительность, активность с упрямством, склонность навязывать свою волю окружающим с признаками несдержанности, раздражительности. Подростки стремятся утвердить себя среди сверстников, легко пренебрегают интересами окружающих, несдержанны, раздражительны, пренебрежительно относятся к значимым для коллектива положительным примерам. Повышенная эмоциональная напряженность, стремление утвердиться в конфликтной ситуации приводят к тому, что подростки с такой формой поведения, как правило, занимают позицию «отрицательного лидера», стремятся организовать «отрицательную группу» по отношению к физически слабым или младшим по возрасту, проявляют склонность к применению средств физического принуждения. Отмеченные формы девиантного поведения, по существу, являются вариантами личностной психологической защиты. Разновидностью девиантного (или отклоняющегося) поведения в своем крайнем выражении является асоциальное поведение несовершеннолетних: делинквентное, криминальное. Асоциальное – это поведение, нарушающее нормы человеческого общества. Делинквентное поведение определяется как повторяющее асоциальное по своей направленности – проступки детей и подростков, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности или недостижении делинквентом возраста уголовной ответственности.

Различают следующие варианты делинквентного поведения:

– уходы из дома и бродяжничество;

– агрессивное поведение, включая вандализм;

– аутоагрессивное поведение, включая суицидные действия;

– ранняя алкоголизация и наркотизм, употребление токсических веществ;

– раннее вступление в половую жизнь и сексуальные девиации;

– корыстное поведение, включая мелкие кражи, хищения, вымогательство, угоны автотранспортных средств и другие имущественные посягательства.

Криминальное поведение определяется как противоправные поступки, которые по достижении возраста уголовной ответственности служат основанием для возбуждения уголовного дела и квалифицируются по определенным статьям УК.

Многие исследователи отмечают, что отклоняющееся поведение – это не только внешнее проявление (деятельность, отношение), но и внутреннее состояние личности ребенка, его интересы, склонности, мотивы деятельности, способности. Об этом хорошо сказал Г. Потанин: «...под отклоняющимся поведением необходимо понимать такое поведение, специфичность которого проявляется не только в его стиле, внешних чертах, но и во внутреннем содержании, часто скрывающемся от глаз постороннего и трудно поддающемся диагностике. Его основу составляет направленность личности, представляющая собой синтез отрицательно выраженных мотивов, потребностей и привычек, которые передают ее деятельности соответствующую поведенческую окраску, формируют своеобразный психологический склад личности и выступают регуляторами ее аморальной и противоправной активности». Об этом свидетельствуют многочисленные характеристики подростков с отклоняющимся поведением, с которыми сталкивается социальный педагог в практической деятельности.

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА
тем, кто непосредственно участвует в практической
воспитательно-профилактической работе
с «трудными» и их семьями

  1. Любому родителю неприятно слышать плохое о своих детях. Если хотите найти в родителях союзника, научитесь не только жаловаться, но и хвалить их ребенка, умейте видеть в каждом трудновоспитуемом, «испорченном» подростке хорошие стороны.
  2. Откажитесь от намерений ради красного словца или поучительного примера предавать огласке различные негативные стороны семейного воспитания. Примеры типичных педагогических ошибок в семье должны быть всегда анонимными, без адреса.
  3. Нельзя относиться к «трудным» с позиции силы или страха, это только оттолкнет подростка от вас, создаст непреодолимую стену отчуждения. Напротив, научитесь сами и научите каждого трудновоспитуемого видеть радостные перспективы будущей жизни (получение любимой профессии, создание своей семьи, завоевание авторитета окружающих и т. д.)
  4. Никогда не злоупотребляйте доверием подростка. Даже самая незначительная, на ваш взгляд, тайна, доверенная вам, либо доверительный разговор должны остаться между вами. Иначе вам никогда не стать в глазах ваших подопечных человеком, достойным доверия и уважения.
  5. Никогда не ставьте окончательный и безнадежный диагноз: «Такой-то неисправим, он обязательно попадет в тюрьму». Знайте, если это предсказание сбудется, Вы внесли сюда свою лепту преждевременным заключением.
  6. Помните, любая деятельность сопряжена с сопротивлением материала. Ваш «материал» особенно трудно поддается обработке. Не готовьтесь к легким успехам, не теряйте самообладания и выдержки, когда оказывают сопротивление вашим педагогическим усилиям. Для того чтобы зерна добра проросли, нужно время.

Проявляйте заботу о своем хорошем настроении, эмоциональном тонусе, привлекательном внешнем виде. Научитесь отдыхать, снимать напряжение рабочего дня, видеть прекрасное, ценить дружбу. Помните, чтобы воспитывать других, надо самому быть гармоничным, счастливым человеком.


 

Комментарии

Сизова Мария Николаевна

Спасибо за полезный материал!