Семинар для классных руководителей на тему: "Конфликты в школе"

Федорова Юлия Юрьевна

выступление психолога 

скачать презентацию к выступлению с Яндекс.Диска

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie-konflikty_v_shkole.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Конфликты в школе….

Ежедневная школьная жизнь изобилует конфликтами, ссорами, мелкими стычками и взаимными обидами. Конфликты связаны косвенно или напрямую с обучением, воспитанием детей, с влиянием на психологический климат учебного заведения.

Существует разные виды педагогических конфликтов: 

  1. конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально – личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности;
  2. конфликты поведения, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, и вне школы;
  3. конфликты деятельности, возникающие по поводу невыполнения учениками учебных заданий, неуспеваемости, вне учебной деятельности.

В основе школьных конфликтов лежит человеческий фактор выстраивания человеческих отношений разных возрастов – учеников, учителей и администрации. Но есть и еще одна группа людей, заинтересованных во всем, что происходит в школе. Это родители. Все учителя знают, что самые неприятные конфликты связаны именно с родителями и только потому, что о проблемах, возникающих в школе, родители узнают только со слов ребенка.

Изжить конфликт в школе практически невозможно, можно лишь попытаться повлиять на конфликтную ситуацию или выйти из нее. В решении различных проблем важно умение вести переговоры, достигать согласия в условиях совместной жизни и деятельности, во взаимодействии учеников, учителей (предметников и классных руководителей) и родителей, и успех возможен лишь при отлаженной системе успешной работы со всеми выше перечисленными категориями людей. Исходя из практического опыта данная система работы выглядит следующим образом:

Система работы по решению конфликтной ситуации

Родители

Учащиеся

Педагоги

Круглые столы, устные журналы, дискуссии, обмен мнениями, деловые игры, лектории, практикумы.

Классные часы, внеклассные мероприятия.

Семинары, практикумы.

Но не многие дети могут хорошо усвоить учебный материал, кроме того не все учащиеся ответственно относятся к выполнению домашнего задания и в результате периодически получают неудовлетворительные оценки. Но самооценка учащихся и их родителей завышена, родители считают, что их детей недооценивают и относятся к ним предвзято, в следствие чего с выставленной двойкой не соглашаются, обвиняя во всем учителя и не предъявляя никаких требовании к ребенку, идут на конфликт с учителем предметником.

Идеализация детей родителями расхолаживает учеников и, чувствуя такую поддержку со стороны родителей, дети осознанно идут на конфликт с учителем, вводя в заблуждение при этом родителей и тем самым втягивая их в конфликт. Поэтому участниками конфликта становятся одновременно и классный руководитель, и родители, и учитель, и ученик.

Приведу пример:  ученик не готов к уроку, учитель обоснованно этим не доволен и дает негативную оценку деятельности ученика. Ученик в свою очередь не согласен с учителем и жалуется родителям (вводит их в заблуждение). Родители, идеализируя ребенка и не предъявляя к нему никаких требований, обвиняют учителя в предвзятом отношении к нему.

В чем функции классного руководителя?

Это зависит от преследуемых им целей.

  1. поддержать родителей и ученика, т.е. вступить в конфронтацию с учителем;
  2. поддержать учителя, значит спровоцировать на конфликт родителей;

Роль классного руководителя

В данной ситуации единственно верное решение для классного руководителя - выступить в роли посредника, не отдавая при этом явного предпочтения той или иной стороне, но все же найдя компромисс. Успешное решение конфликтной ситуации целиком и полностью зависит от профессионализма, коммуникабельности, личностных качеств посредника – человека, который способен вникнуть в причину непонимания, разрядить эмоциональную обстановку, найти оптимально выгодное для обеих сторон решение, управляя конфликтной ситуацией, и не допуская перерастания ее в конфликт.

Для успешного решения данной конфликтной ситуации и с целью профилактики должна быть проведена система мероприятий для родителей, учеников  класса.

“Стратегии поведения при конфликтах”.

. Поведение людей в конфликтных ситуациях изучает наука конфликтология. С точки зрения этой науки, есть 4 стратегии поведения в конфликтах: приспособление, избегание, сотрудничество, соперничество. Их характеристики занесены в таблицу (показывает на экран)

Приспособление

Избегание

Соперничество

Сотрудничество

Поиск решения, устраивающего обе стороны

Стремление добиться своего за счет другого

Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого

Уклонение от принятия решений

Люди, неуверенные

в себе

Сильные, зрелые, уверенные в себе люди

Мирные, уступчивые люди

Люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные

Аргументы (плюсы и минусы) в пользу выбора разных стратегий поведения в конфликтах

Стратегия

Плюсы

Минусы

Избегание

Когда хочешь выиграть время, конфликт может разрешиться сам собой

Проблема остается неразрешенной

Компромисс

Когда другие стратегии неэффективны

Ты получаешь только часть того, на что рассчитывал

Сотрудничество

Когда есть время и желание разрешить конфликт удобным для всех способом

Требует много времени и сил, успех не гарантирован

Приспособление

Когда хорошие отношения для тебя важнее, чем твои интересы; когда правда на стороне другого

Твои интересы остались без внимания, ты уступил

Соревнование

Когда правда на твоей стороне; когда тебе во что бы то ни стало надо победить

Эта стратегия может сделать тебя непопулярным

Наиболее эффективный способ разрешения конфликта тот, при котором выигрывают обе стороны!

Правила эффективного поведения в конфликте:

  1. Остановись! Не торопись реагировать!
  2. Дай себе немного времени, чтобы оценить ситуацию!
  3. Откажись от установки: "Победа любой ценой!"
  4. Подумай о последствиях выбора!

Когда ты очень раздражен, разгневан…

  1. Дай себе минуту на размышление и, что бы ни произошло, не бросайся сразу "в бой".
  2. Сосчитай до десяти, сконцентрируй внимание на своем дыхании.
  3. Попробуй улыбнуться и удержи улыбку несколько минут.
  4. Если не удается справиться с раздражением, уйди и побудь наедине с собой некоторое время.

Таким образом, при избегании ни одна из сторон не достигает успеха. При соперничестве и приспособлении одна сторона оказывается в выигрыше, а другая проигрывает. И только при сотрудничестве в выигрыше оказываются обе стороны.

В школах верховой езды не хвалят наездника, который может удержаться на вздыбленной лошади, как вы думаете почему? (Под опытным жокеем лошадь никогда не встанет на дыбы.) Так же и с конфликтами. Конечно, умным, знающий человек найдет выход из любого положения, но мудрый человек в него не попадет. А значит, мудрый не доведет отношения до конфликта.

- Золотое правило общения: всегда поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали с тобой.

 А чтобы не ошибиться в выборе стратегии поведения, нужен жизненный опыт, мудрость и знания. Самое главное, чтобы обе стороны желали разрешения конфликта.

Советы психолога:

  1. Разберитесь в истинных причинах и сосредоточьте внимание на проблеме и на том, как ее разрешить.
  2. В прощении ваше освобождение от того негатива, который накопился в результате конфликта.
  3. Дайте возможность партнеру высказаться, внимательно его выслушайте.
  4. Предоставьте собеседнику психологическую паузу для снятия эмоционального накала.
  5. Признавайте свои ошибки до того, как собеседник начнет вас критиковать.
  6. Не спешите реагировать на чужое раздражение.
  7. Идите на все возможные компромиссы.
  8. Не критикуйте личность партнера. Никогда не наносите эмоциональный ущерб личности.
  9. Уступайте в мелочах, чтобы добиться победы в главном.
  10. Создайте возможность достойного выхода из конфликта, чтобы сохранить время и здоровье.
  11. Не избегайте конфликтов (они неизбежны!), а старайтесь их разрешить или избежать отрицательных последствий.
  12. Помните, что безвыходных ситуаций не бывает.

Формула успешного решения школьных конфликтов

  1. Доброжелательность.
  2. Установить причину конфликта, стараясь услышать друг друга, и правильно понять друг друга.
  3. Тактичность.
  4. Разговор по существу.
  5. Поиск компромисса
  6. Способность признать свою ошибку;
  7. Соблюдение чужого персонального пространства
  8. Правильный выбор роли
  9. Умение слушать и слышать друг друга
  10. Справедливость.

Справедливость выше правды, но выше справедливости милосердие…
Если бы наше общество жило по закону “око за око”,
весь мир был бы незрячим.

Выполнение антистрессового упражнения 

Ведущий: Для поддержания стабильного психологического состояния у вас и родителей, а также для профилактики различных профессиональных психосоматических расстройств важно уметь забывать, как бы «стирать» из памяти конфликтные ситуации.

 Сейчас мы проведем с вами упражнение на «стирание» антистрессовой ситуации. Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги. Карандаши, ластик. Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация, символ и т.д. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно «стират»ь с листа бумаги представленную ситуацию. «Стирайте» до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и «стирайте» до ее полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.

В результате выполнения антистрессовых упражнений восстанавливается межполушарное взаимодействие и активизируется нейроэндокринный механизм, обеспечивающий адаптацию к стрессовой ситуации и постепенный психофизиологический выход из нее.