Семинар для классных руководителей на тему: "Конфликты в школе"
выступление психолога
скачать презентацию к выступлению с Яндекс.Диска
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie-konflikty_v_shkole.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Конфликты в школе….
Ежедневная школьная жизнь изобилует конфликтами, ссорами, мелкими стычками и взаимными обидами. Конфликты связаны косвенно или напрямую с обучением, воспитанием детей, с влиянием на психологический климат учебного заведения.
Существует разные виды педагогических конфликтов:
- конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально – личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности;
- конфликты поведения, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, и вне школы;
- конфликты деятельности, возникающие по поводу невыполнения учениками учебных заданий, неуспеваемости, вне учебной деятельности.
В основе школьных конфликтов лежит человеческий фактор выстраивания человеческих отношений разных возрастов – учеников, учителей и администрации. Но есть и еще одна группа людей, заинтересованных во всем, что происходит в школе. Это родители. Все учителя знают, что самые неприятные конфликты связаны именно с родителями и только потому, что о проблемах, возникающих в школе, родители узнают только со слов ребенка.
Изжить конфликт в школе практически невозможно, можно лишь попытаться повлиять на конфликтную ситуацию или выйти из нее. В решении различных проблем важно умение вести переговоры, достигать согласия в условиях совместной жизни и деятельности, во взаимодействии учеников, учителей (предметников и классных руководителей) и родителей, и успех возможен лишь при отлаженной системе успешной работы со всеми выше перечисленными категориями людей. Исходя из практического опыта данная система работы выглядит следующим образом:
Система работы по решению конфликтной ситуации | ||
Родители | Учащиеся | Педагоги |
Круглые столы, устные журналы, дискуссии, обмен мнениями, деловые игры, лектории, практикумы. | Классные часы, внеклассные мероприятия. | Семинары, практикумы. |
Но не многие дети могут хорошо усвоить учебный материал, кроме того не все учащиеся ответственно относятся к выполнению домашнего задания и в результате периодически получают неудовлетворительные оценки. Но самооценка учащихся и их родителей завышена, родители считают, что их детей недооценивают и относятся к ним предвзято, в следствие чего с выставленной двойкой не соглашаются, обвиняя во всем учителя и не предъявляя никаких требовании к ребенку, идут на конфликт с учителем предметником.
Идеализация детей родителями расхолаживает учеников и, чувствуя такую поддержку со стороны родителей, дети осознанно идут на конфликт с учителем, вводя в заблуждение при этом родителей и тем самым втягивая их в конфликт. Поэтому участниками конфликта становятся одновременно и классный руководитель, и родители, и учитель, и ученик.
Приведу пример: ученик не готов к уроку, учитель обоснованно этим не доволен и дает негативную оценку деятельности ученика. Ученик в свою очередь не согласен с учителем и жалуется родителям (вводит их в заблуждение). Родители, идеализируя ребенка и не предъявляя к нему никаких требований, обвиняют учителя в предвзятом отношении к нему.
В чем функции классного руководителя?
Это зависит от преследуемых им целей.
- поддержать родителей и ученика, т.е. вступить в конфронтацию с учителем;
- поддержать учителя, значит спровоцировать на конфликт родителей;
Роль классного руководителя
В данной ситуации единственно верное решение для классного руководителя - выступить в роли посредника, не отдавая при этом явного предпочтения той или иной стороне, но все же найдя компромисс. Успешное решение конфликтной ситуации целиком и полностью зависит от профессионализма, коммуникабельности, личностных качеств посредника – человека, который способен вникнуть в причину непонимания, разрядить эмоциональную обстановку, найти оптимально выгодное для обеих сторон решение, управляя конфликтной ситуацией, и не допуская перерастания ее в конфликт.
Для успешного решения данной конфликтной ситуации и с целью профилактики должна быть проведена система мероприятий для родителей, учеников класса.
“Стратегии поведения при конфликтах”.
. Поведение людей в конфликтных ситуациях изучает наука конфликтология. С точки зрения этой науки, есть 4 стратегии поведения в конфликтах: приспособление, избегание, сотрудничество, соперничество. Их характеристики занесены в таблицу (показывает на экран)
Приспособление | Избегание | Соперничество | Сотрудничество |
Поиск решения, устраивающего обе стороны | Стремление добиться своего за счет другого | Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого | Уклонение от принятия решений |
Люди, неуверенные в себе | Сильные, зрелые, уверенные в себе люди | Мирные, уступчивые люди | Люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные |
Аргументы (плюсы и минусы) в пользу выбора разных стратегий поведения в конфликтах
Стратегия | Плюсы | Минусы |
Избегание | Когда хочешь выиграть время, конфликт может разрешиться сам собой | Проблема остается неразрешенной |
Компромисс | Когда другие стратегии неэффективны | Ты получаешь только часть того, на что рассчитывал |
Сотрудничество | Когда есть время и желание разрешить конфликт удобным для всех способом | Требует много времени и сил, успех не гарантирован |
Приспособление | Когда хорошие отношения для тебя важнее, чем твои интересы; когда правда на стороне другого | Твои интересы остались без внимания, ты уступил |
Соревнование | Когда правда на твоей стороне; когда тебе во что бы то ни стало надо победить | Эта стратегия может сделать тебя непопулярным |
Наиболее эффективный способ разрешения конфликта тот, при котором выигрывают обе стороны!
Правила эффективного поведения в конфликте:
- Остановись! Не торопись реагировать!
- Дай себе немного времени, чтобы оценить ситуацию!
- Откажись от установки: "Победа любой ценой!"
- Подумай о последствиях выбора!
Когда ты очень раздражен, разгневан…
- Дай себе минуту на размышление и, что бы ни произошло, не бросайся сразу "в бой".
- Сосчитай до десяти, сконцентрируй внимание на своем дыхании.
- Попробуй улыбнуться и удержи улыбку несколько минут.
- Если не удается справиться с раздражением, уйди и побудь наедине с собой некоторое время.
Таким образом, при избегании ни одна из сторон не достигает успеха. При соперничестве и приспособлении одна сторона оказывается в выигрыше, а другая проигрывает. И только при сотрудничестве в выигрыше оказываются обе стороны.
В школах верховой езды не хвалят наездника, который может удержаться на вздыбленной лошади, как вы думаете почему? (Под опытным жокеем лошадь никогда не встанет на дыбы.) Так же и с конфликтами. Конечно, умным, знающий человек найдет выход из любого положения, но мудрый человек в него не попадет. А значит, мудрый не доведет отношения до конфликта.
- Золотое правило общения: всегда поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали с тобой.
А чтобы не ошибиться в выборе стратегии поведения, нужен жизненный опыт, мудрость и знания. Самое главное, чтобы обе стороны желали разрешения конфликта.
Советы психолога:
- Разберитесь в истинных причинах и сосредоточьте внимание на проблеме и на том, как ее разрешить.
- В прощении ваше освобождение от того негатива, который накопился в результате конфликта.
- Дайте возможность партнеру высказаться, внимательно его выслушайте.
- Предоставьте собеседнику психологическую паузу для снятия эмоционального накала.
- Признавайте свои ошибки до того, как собеседник начнет вас критиковать.
- Не спешите реагировать на чужое раздражение.
- Идите на все возможные компромиссы.
- Не критикуйте личность партнера. Никогда не наносите эмоциональный ущерб личности.
- Уступайте в мелочах, чтобы добиться победы в главном.
- Создайте возможность достойного выхода из конфликта, чтобы сохранить время и здоровье.
- Не избегайте конфликтов (они неизбежны!), а старайтесь их разрешить или избежать отрицательных последствий.
- Помните, что безвыходных ситуаций не бывает.
Формула успешного решения школьных конфликтов
- Доброжелательность.
- Установить причину конфликта, стараясь услышать друг друга, и правильно понять друг друга.
- Тактичность.
- Разговор по существу.
- Поиск компромисса
- Способность признать свою ошибку;
- Соблюдение чужого персонального пространства
- Правильный выбор роли
- Умение слушать и слышать друг друга
- Справедливость.
Справедливость выше правды, но выше справедливости милосердие…
Если бы наше общество жило по закону “око за око”,
весь мир был бы незрячим.
Выполнение антистрессового упражнения
Ведущий: Для поддержания стабильного психологического состояния у вас и родителей, а также для профилактики различных профессиональных психосоматических расстройств важно уметь забывать, как бы «стирать» из памяти конфликтные ситуации.
Сейчас мы проведем с вами упражнение на «стирание» антистрессовой ситуации. Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги. Карандаши, ластик. Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация, символ и т.д. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно «стират»ь с листа бумаги представленную ситуацию. «Стирайте» до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и «стирайте» до ее полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.
В результате выполнения антистрессовых упражнений восстанавливается межполушарное взаимодействие и активизируется нейроэндокринный механизм, обеспечивающий адаптацию к стрессовой ситуации и постепенный психофизиологический выход из нее.