Программа наставничества "Путь к успеху" (форма ученик-учитель)
Личностное развитие высокомотивированного ребенка, через участие в общественной деятельности, создание и реализацию социально-значимых проектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_nastavnichestva_chegodaeva_-_boyko.doc | 143.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества» города Губкинского
Рассмотрена на педагогическом совете МБУ ДО «ДДТ» от «_16_» _01_ 2023 г. Протокол № __2__ | Утверждена приказом № _______ от «_____» ________________ 2023 г. Директор МБУ ДО «ДДТ» ________________ М.М. Костенко |
Программа наставничества
«Путь к успеху!»
(форма «учитель – ученик»)
Направленность: социально-гуманитарная
Возраст, на которых рассчитана программа: 15-17 лет.
Срок обучения 1 год.
Составитель: Чегодаева Настасья Валерьевна,
педагог-организатор МБУ ДО «ДДТ»,
высшая квалификационная категория
г. Губкинский, ЯНАО
2023 г.
Содержание
- Паспорт программы …………………………………………… стр. 3
- Пояснительная записка ………………………………….…….. стр. 5
- Этапы реализации…………………………………………….... стр. 6
- Условия реализации…………………………………………..... стр. 8
- Методическое обеспечение …………………………………… стр. 8
- Тематическое планирование ……………………………….… стр. 8
- Список литературы ………………………………………….…. стр. 10
Паспорт программы
Полное название программы | Программа наставничества «Путь к успеху вместе!» (форма наставничества «учитель – ученик») |
Нормативная база реализации программы | Письмо Минпросвещения России от 23.01.2020 года №МР-42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций (вместе с "Методическими рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися"), Целевая модель наставничества МБУ ДДО «ДДТ», Приказ №6/1 от 11.01.2022 «О внедрении Целевой модели наставничества ОО». |
Цель программы | Личностное развитие высокомотивированного ребенка, через участие в общественной деятельности, создание и реализацию социально-значимых проектов. |
Задачи программы | Обучающие: - стимулирование мотивации к получению знаний о социально-значимой деятельности и активной жизненной позиции; - формирование умения анализировать результаты, устанавливать причинно-следственные связи; - формирование умения работать по предложенным инструкциям. Воспитательные: - воспитание творчески активной и самостоятельной личности с нравственной позицией; - привитие настойчивости, трудолюбия, целеустремленности, ответственности в достижении намеченной цели; - повышение эмоциональной и социально-бытовой готовности к самостоятельной жизни; - формирование умения работать над проектом, исследовательской работой. Развивающие: - развитие эмоциональной сферы; - развитие умения довести решение задачи до работающей модели; - развитие умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений; - развитие словарного запаса и навыков общения. |
Срок реализации программы Количество часов | 1 год 36 часов (1 раз в неделю) |
Адресат программы (для какого возраста, какой социальной группы детей) | 15-17 лет |
Этапы реализации программы | 1. Подготовка нормативной базы, информирование об участии в программе наставничества, привлечение социальных партнеров программы. 2. Организация совместной деятельности наставника и наставляемого. 3. Мониторинг и оценка эффективности реализации программы. |
Планируемые результаты: | - Повышение социальной активности у наставляемого; - Количественный и качественный рост успешно реализованных социально-значимых проектов; - Повышение навыков формулировать и излагать мысли, добиваться цели; - Повышение уровня трудолюбия, целеустремленности и ответственности. - Умение принимать решения и брать на себя ответственность. |
Пояснительная записка.
Актуальность.
Наставническая деятельность является одним из приоритетных направлений в системе образования РФ. Такая деятельность очень важна и актуальна для высокомотивированных детей.
Период становления и взросления у подростков не всегда проходит без проблем. Особенно часто они возникают у детей с высокоразвитыми внутренними и внешними потребностями. Таким детям хочется быть успешными во всех областях деятельности. Они хотят и умеют получать знания и применять их на практике, участвовать и побеждать в конкурсах, быть социально-полезными и значимыми.
Таким детям необходима помощь педагога-наставника, для координации деятельности и создания условий для успеха и самореализации такого подростка. Взрослый и опытный педагог, готовый поделиться своими знаниями, умеющий общаться и понимать внутренний мир ребенка, выявлять проблемы и недостатки, корректировать их.
Педагогическая целесообразность.
В ходе реализации программы наставничества решаются следующие педагогические задачи:
- формирование у ребенка гармоничных представлений о себе и своих способностей;
- гармоничное развитие ребенка, привитие навыков самоактуализации и саморазвития, стремления к дальнейшему развитию своего личностного, физического и интеллектуального потенциала;
-выработка эффективных способов взаимодействия ребенка – семьи – наставника;
Отличительные особенности программы.
Программа является универсальной и подходит для всех высокомотивированных детей в возрасте 15-17 лет. Основным направлением взаимодействия наставник - наставляемый является экологическая деятельность. В ходе реализации программы выстраивается индивидуальная траектория взаимодействия с ребенком и с его семьей, которая помогает достичь наибольшего результата.
Форма наставничества: учитель – ученик.
Принципы наставничества:
-Принцип воспитывающего обучения;
-Принцип ориентации на успех;
- Принцип ориентации на зону ближайшего развития.
Методы работы и педагогические технологии.
- квест-технология;
- технология педагогического сопровождения;
- проектно-исследовательская деятельность;
- информационно-коммуникационные технологии;
- педагогика сотрудничества;
- проекты;
-анкетирование;
- совместная деятельность;
- общественно-полезная работа.
Формы подведения итогов реализации программы.
- диагностика эмоционального состояния;
- мониторинг личностных качеств на входе, середине и конце реализации программы;
- результативность участия в конкурсах;
- количественный показатель общественной деятельности.
Этапы реализации программы.
Этап | Срок реализации |
Проведение анкетирования наставника и наставляемого на начало работы | Январь 2023 г. |
Подготовка необходимых условий для реализации | Январь 2023 г. |
Составление индивидуального плана наставляемого | Январь 2023 г. |
Работа наставнической пары по реализации индивидуального плана | Январь – декабрь 2023 г. |
Завершение наставничества | Декабрь 2023 г. |
Мониторинг и оценка эффективности реализации программы | Январь 2024 г. |
План-сетка программы
Наименование | Цель | Сроки |
Диагностические мероприятия | Выявить потребности ребенка. | Январь 2023 г. |
Работа с родителями | Наладить контакт с семьей, выявить особенности взаимоотношений для дальнейшей деятельности. | Февраль 2023 г. |
Участие в общегородских и общественных делах | Привить качества личности, необходимые для активной жизненной и гражданской позиции | Январь-декабрь 2023 г |
Проектная деятельность | Развить умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений | Март - май 2023 г. |
Участие в конкурсах | Формирование портфолио достижений наставляемого | На протяжении реализации всей программы |
Условия реализации программы.
Кадровые ресурсы:
- педагог-организатор;
- педагог-психолог.
Материально-технические ресурсы:
- мультимедиа проектор;
- интерактивная доска;
- ноутбук;
- МФУ
Информационные ресурсы:
- сайты;
- сервисы;
- базы данных;
- электронные библиотеки.
Методическое обеспечение.
- Тестовые материалы для выявления высокомотивированных детей;
- Подборка ролевых игр для наставников и наставляемых;
- Индивидуальный план работы с наставляемым;
- Методические пособия по итоговой рефлексии;
- Мониторинговые таблицы.
Тематическое планирование
№ п\п | Наименование темы | Количество часов | ||||
Теория | Практика | Контроль | Всего | |||
1 | Изучение интересов и склонностей обучающихся. Формирование списков обучающихся. Анкетирование, собеседование. | - | 1 | - | 1 | |
2 | Диагностика родителей и индивидуальные беседы. | - | 1 | - | 1 | |
3 | Подготовка к онлайн-конкурсу ПТО | - | 1 | - | 1 | |
4 | Участие в онлайн-конкурсе ПТО | - | 1 | - | 1 | |
5 | Организация патриотического мероприятия с участниками СВО | 0,5 | 0,5 | - | 1 | |
6 | Проведение патриотической встречи с участником СВО | - | - | 1 | 1 | |
7 | Индивидуальное занятие по организации социальных акций | 1 | - | - | 1 | |
8 | Разработка положения о проведении социальной акции. | - | 1 | - | 1 | |
9 | Организация и проведение социальной акции «Подари улыбку» | - | - | 1 | 1 |
10 | Понятие «конструктивный проект» | 0.5 | 0.5 | - | 1 |
11 | Построение плана действий | 0,5 | 0,5 | - | 1 |
12 | Проект – это «пять «П»». Поиск информации | 0,5 | 0,5 | - | 1 |
13 | Работа с собранной информацией. Работа по разработке вариантов проекта. | 0.5 | 0.5 | - | 1 |
14 | Звездочка обдумывания | 0,5 | 0,5 | - | 1 |
15 | Технологическая карта. | 0,5 | 0,5 | - | 1 |
16 | Практикум по реализации проекта | - | 1 | - | 1 |
17 | Изготовление продукта проекта | - | 1 | - | 1 |
18 | Оформление документации | - | 1 | - | 1 |
19 | Презентация проекта | - | 1 | - | 1 |
20 | Изучение технологии «Мастер-класс» | 1 | - | - | 1 |
21 | Написание мастер-класса | - | 1 | - | 1 |
22 | Проведение мастер-класса | - | - | 1 | 1 |
23 | Общественная деятельность, участие в конкурсах | - | - | 12 | 12 |
24 | Рефлексия, контроль удовлетворенности родителей и наставляемого. Диагностика | 1 | 1 | - | 2 |
Итого: | 6,5 | 14,5 | 15 | 36 |
Список литературы
Для педагога
- Анцупов, С.В. Индивидуальные учебные планы в профильном обуче-нии: практика, успехи, проблемы / С.В. Анцупов, Т.Н. Богданова, Е.В. Иваненко// Школьные технологии. - 2009. - №1. - С.116-121.
- Артемова, Л.К. Образовательно-профессиональный маршрут старшеклассников: проблемы, пути реализации/ Л.К. Артемова //Профильная школа. - 2008. - №6. - С. 47- 54.
- Башмаков, М. Индивидуальная программа: [Об индивидуальном маршруте обучения и попытке составить нормативный документ, отражающий этот метод, пишет академик РАО, профессор Марк Башмаков]. - (Электронный ресурс). http://zdd.1september.ru/2005/04/10.htm
- Бессолицына, Р. Индивидуальный учебный план: проектирование, выбор, организация обучения/ Р. Бессолицына, А.Ходырев //Директор школы. - 2009. - №4. - С.58-63.
- Будинкова, В.С. Индивидуальные учебные планы профильного обуче-ния учащихся общеобразовательных учреждений/ В.С. Будинкова //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - №4.
- Гавриленко, С.С. Индивидуально-образовательный маршрут: [алгебра и начала анализа]/ С.С. Гавриленко// Математика в школе. - 2007. - №3.
Для учащегося
- Турчанинова, Ю. Индивидуальная образовательная траектория по-техасски / Ю.Турчанинова //Директор школы. - 2005. - №8. - С.55-59.
- Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка / Эрика Ландау; пер. с нем. А.П. Голубева; науч. ред. рус. текста Н.М. Назарова. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 144 с.
- Щебланова Е.И. Неуспешные одаренные школьники / Е.И. Щебланова. – М.; Обнинск: ИГ–СОЦИН, 2008. – 212 с.