Главные вкладки
Методическая разработка сценария профориентационного марафона "Мир профессий"
Методическая разработка сценария профориентационного марафона "Мир профессий" содержит задания и упражнения, которые могут быть использованы в комплексе, как отдельное мероприятие (мероприятие внеурочной деятельности, мероприятие в рамках работы ОДОД), а так же могут быть включены по отдельности в уроки учитклями-предметниками или в классные часы, посвященные теме ранней профориентации.
данные профориентационные задания и упражнения позволдяют реализовать задатки и способности (лидерский и интеллектуальный потенциал, организаторские умения, развиваются находчивость, внимательность), а так е спосбсьтвует расширению предсьавлений о мире профессий, развивают эрудицию.
Сценарий профориентационной игры "Мир профессий" был апробирован и с успехом проводится уже много лет как внутришкольный, районный и городской конкурсы для учащихся 5-7 классов с усложнением задваний в соответствии с возрастной категорией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка на тему: | 279.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Жирнова Марианна Александровна,
педагог-психолог Районного центра профориентации учащихся ОУ
при ГБОУ школа №102 Выборгского района
Френкель Мария Владимировна,
педагог-психолог Районного центра профориентации учащихся ОУ
при ГБОУ школа №102 Выборгского района
Профориентационные игры
Условия и эффективность проведения в рамках дополнительного образования
Аннотация
Основной задачей школы была и остается социализация ребенка, т.е. помощь в усвоении социального опыта и овладении им. На наш взгляд, наиболее эффективным средством социализации является игра. Именно она позволяет реализовать задатки и способности – лидерский и интеллектуальный потенциал, организаторские умения, развивать находчивость, внимательность, мышление, фантазию. Профориентационные игры служат решению не только этих задач, но и способствуют расширению представлений о мире профессий и развивают эрудицию.
Использование игр в профориентации
Профессиональное самоопределение – одна из важнейших задач в жизни человека. Вопрос выбора профессии встает перед каждым человеком неоднократно.
В процессе обучения в школе учащиеся проходят несколько этапов профессиональной ориентации. На каждом возрастном этапе профессиональное самоопределение имеет свои особенности. В начальной школе (1-4 классы) у детей должно формироваться понимание роли труда в жизни человека и общества, добросовестное отношение к труду. Для учащихся 5-7 классов характерен поиско-зондирующий этап. В этот период решаются задачи формирования у подростков профессиональной направленности, осознание ими своих интересов, способностей, ценностных ориентаций, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. На ориентирующем этапе (8-9 классы) у подростков должны быть сформированы умения, необходимые для профессионального выбора, они должны определиться с выбором дальнейшей образовательной траектории. И, наконец, в 10-11 классах учащиеся корректируют и реализуют свои образовательно-профессиональные планы через более углубленное изучение профильных дисциплин. Таким образом, к концу старшей школы должен быть завершен выбор дальнейшего образовательного маршрута. Успешность выбора будет зависеть от качества той работы, которая была проведена ранее – в начальной и средней школе.
Следовательно, приоритетной целью для специалиста по профориентации в образовательном учреждении становиться создание оптимальных условий для реализации данных возрастных задач.
Современная система Российского образования находится в состоянии модернизации, что влечет за собой изменение приоритетов – на первый план теперь выходит формирование у обучающихся ключевых компетенций, развитию которых в огромной степени способствует игровое взаимодействие. Обязательным компонентом образования становится внеурочная деятельность, которая так же должна быть направлена на обучение, воспитание и всестороннее развитие учащихся.
В игре, как естественной форме обучения, изначально заложен огромный потенциал – она стимулирует познавательную активность учащихся, дает возможность получить знания в доступной форме, на практике приобрести навыки принятия решения, способствует формированию умения работать в команде. В игре формируется интерес к знаниям, расширяется информационное поле учащихся. Так же игровая деятельность, сочетаясь с трудом и учением, способствует формированию характера и развитию воли и интеллекта (А.И. Горькой).
Таким образом, использование игры, как активного метода обучения, способствует повышению эффективности профориентационной работы и соответственно – самоопределению.
Специфика игры заключается в том, что ее можно использовать как элемент работы, включая в урок, как самостоятельную единицу, организуя внеклассные мероприятия профориентационной направленности, а также игра может являться компонентом программ по внеурочной деятельности в ОУ. При этом разнообразие профориентационных игр так велико, что они могут использоваться как в начальной школе (на этапе знакомства с миром профессий), так и в работе со старшими школьниками (при формировании осознанного выбора дальнейшей стратегии образования).
Ниже приведены примеры профориентационных игр, которые могут быть использованы как учителями-предметниками на своих уроках, так и специалистами школ – психологами, педагогами-организаторами и другими. Основной целью этих игр является расширение у участников знаний о мире профессий или актуализация уже имеющихся знаний о профессиях.
- Снежный ком
Задание: назвать профессию (специальность, должность), начинающуюся на последнюю букву предыдущей. Например: экскурсовод – дровосек – кондитер – режиссер – реставратор и т.д.
- Профессия на букву
Задание: назвать профессию на названную ведущим букву.
Начинать следует с простых букв, по которым легко называть профессии (буквы: м, н, о...), постепенно предлагая участникам более сложные буквы (ч, ц, я...).
- Профессии – омонимы
Задание: назвать слова, имеющие 2 значения, одно из которых – название профессии.
Примеры:
- Не только чемоданчик для документов, но и специалист по международным отношениям – Дипломат
- Не только детская игра, включающая в себя набор деталей, но и работник, занимающийся разработкой новых устройств и изделий – Конструктор
- Он/ Она
Задание: дать название профессии в мужском или женском роде.
Примеры:
- Она - балерина, он - … танцовщик.
- Она - стюардесса, он - … стюард.
- Он - пилот, она - ... пилот.
- Угадай профессию
Задание: угадать название профессии по словам, которые имеют к ней отношение, слова называются по одному – от сложного (слова, имеющие отношение к нескольким профессиям) к простому (слова, однозначно относящиеся к одной профессии).
Примеры:
- смелость, сила, охрана, закон, безопасность, погоня, правопорядок, преступник – Полицейский.
- тишина, фонд, знания, каталоги, столы, эрудиция, читатели, книги – Библиотекарь.
- Анаграммы
Задание: переставить буквы в предложенных словах так, чтобы получились названия профессий. В качестве подсказки может быть указана буква, с которой должен начинаться правильный ответ и/ или характеристика отгадываемой профессии.
Примеры:
- терка => а Актер
(театральная и кинематографическая профессия);
- томат + голос => с Стоматолог
(зубной врач);
- риск + пачка => с Скрипачка
(женщина – музыкант);
Вариант игры: Говорящие фамилии
Задание: переставить буквы в фамилии, что бы получилось название профессии.
Примеры:
- Архипова=> Повариха
- Досадов => Садовод
- Катадов => Адвокат
- Ребусы
Задание: решить ребусы, получив название профессии или высказывание о труде в качестве ответа.
Примеры:
Рис. 1 – Повар | Рис. 2 – Доярка |
Рис. 3 – Поспешишь – людей насмешишь |
- Профессии – синонимы
Задание: назвать синоним предложенной профессии.
Примеры:
- стоматолог - ... (дантист, зубной врач)
- дрессировщик - ... (укротитель)
- стюардесса - ... (бортпроводница)
- Словарь профессий
Задание: соединить название профессии и ее описание.
Примеры:
Геолог | специалист, который изучает земную кору. |
Калькулятор | это не предмет, это человек, так называют бухгалтера, который определяет себестоимость или цену произведенной продукции. |
Метролог | специалист по контролю точности измерительной техники. |
Табл. 1
- Пословицы
Задание: соединить карточки, получив пословицу или поговорку о профессиях или о труде.
Примеры:
Без топора - не плотник, | без иголки - не портной. |
Какова пряха, | такова на ней рубаха. |
Мастером нельзя родится, | мастерству надо учиться. |
Табл. 2
Вариант игр с пословицами в форме теста: Дано начало пословицы и 4 варианта окончания. Игрокам необходимо выбрать верный вариант ответа.
Примеры:
- Терпенье и труд всё …
- разотрут
- оботрут
- перетрут
- притрут
- Землю красит солнце, а человека …
- парикмахер
- маникюрша
- гример
- труд
- Будешь ленится – узнаешь …
- кнут
- голод
- директора
- на ком жениться
- Самая – самая
Задание: назвать профессии, которые больше всего подходят заданной характеристике.
Примеры:
- Самая умная профессия
- Самая сладкая профессия
- Самая нежная профессия
- Отгадай профессию по ….
Задание: отгадать профессию по определенному признаку.
А. отгадать профессию по действию – предложенному глаголу.
Примеры:
- Строит – строитель
- Лечит – врач
- Стрижет – парикмахер
Б. отгадать профессию по орудию труда
Примеры:
- кисть, палитра, мольберт – художник
- градусник, стетоскоп, шприц – врач
- швейная машинка, нитки, ножницы – швея
В. отгадать профессию по походке – учащиеся по желанию демонстрируют походки представителей разных профессий (артист балета, военный, программист), остальные участники угадывают название профессии.
Представленные примеры игр являются универсальными с точки зрения возраста участников. В зависимости от возрастной группы и уровня подготовленности учащихся игровые задания-вопросы могут варьироваться от более простых к более сложным.
В рамках статьи невозможно осветить все профориентационные игры, поэтому мы предложили игры, которые не требуют специальной подготовки от проводящего их педагога. Различных ресурсов, предлагающих игры по профориентации великое множество, и любой заинтересованный специалист может пополнять свою картотеку самостоятельно.
Источники и литература
Литература
- Агеева, И. Д. Парад профессий: весёлые познавательные игры для учащихся 5-10 классов/ И. Д. Агеева// Последний звонок. – 2007. – № 7. – c. 3-8.
- Емельянова, Л. Угадай профессию/ Л. Емельянова// Читаем, учимся, играем. – 2006. – № 1. – c. 73-76.
- Коданева Л.Н. Поле чудес: Игры, конкурсы, викторины, творческие задания. 5-6 классы. – М.: АРКТИ, 2006. – 32 с. (Развитие и воспитание).
- Максимова И.П. Сценарии конкурсов, интеллектуальных игр, праздников, шоу-программ для средней школы. Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 352 с. (Библиотека учителя).
- Окинина, Г. В. Лабиринт профессий/ Г.В. Окинина// Читаем, учимся, играем. – 2006. – №7. – c. 67-69.
- Пашнина В.М. Игры и задания для умников и умниц к дням школьных наук. Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 288 с. (Здравствуй школа!).
- Толстик, С. Турнир "Клуб знатоков профессий": занятие для учащихся 9-х классов/ С. Толстик// Школьный психолог: Приложение к газете "Первое сентября". – 2007. – № 4. – c. 46-47.
Источники
- http://festival.1september.ru/search?searchid=1987306&text=%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F+%D0%B8%D0%B3%D1%80%D1%8B#
- http://nsportal.ru/shkola/
- http://pedsovet.su/index/0-39?searchid=1034006&text=%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F+%D0%B8%D0%B3%D1%80%D1%8B#
- http://www.pandia.ru/text/77/191/15647.php
- http://www.proshkolu.ru/user/avdeevacut/file/4496456/