организация досуга в общежитии
Предварительный просмотр:
Статья «Организация досуга в общежитии»
Крупина Т. А. воспитатель общежития Новокузнецкого училища (техникума) олимпийского резерва.
Проблема развития творческих способностей была и остаётся одной из важнейших проблем человеческого общества. Особую актуальность она приобретает в современном обществе, ибо образование как ресурс науки и труда, техники и искусства претерпевает коренные изменения, связанные с необходимостью адаптации к быстро меняющимся динамичным условиям. Кроме того, это связано с постоянно лавинно увеличивающимся потоком информации, требующим от человека не только обширных знаний, но и более креативного уровня развития мышления. Хочу напомнить, что креативность – это способность подходить к любому процессу творчески. Это качество, которое в какой-то мере присутствует у всех людей.
Формирование креативных способностей проживающих в общежитии тесно связано со сферой досуга, система организации которой в учебном заведении предполагает выявление, развитие и формирование широких и устойчивых интересов воспитанников.
Организуя жизнедеятельность учащихся, воспитателю общежития важно акцентировать своё внимание на видах и формах деятельности, которые способствуют самоутверждению личности, формированию мировоззрения, помогают сплотить коллектив в общежитии.
Главное в организации досуга воспитанников не в том, чтобы их отвлечь от пустого времяпровождения, а занять, развлечь и вызвать ответную мысль, побудить к творческому поиску, разбудить стремление повысить культурный уровень, расширить круг интересов, приобрести навыки самостоятельной организации свободного времени. Практика работы в общежитии с воспитанниками показала, что если воспитатель акцентирует внимание на создание и укрепление традиций, то мероприятия в рамках этих традиций проходят на высоком уровне и дают значительный педагогический эффект.
Уже несколько лет подряд я провожу в стенах училища выставки работ «Осенняя ярмарка талантов», которые сделаны руками воспитанников, занимающихся в Центре Развития Творческих Способностей (ЦРТС). ЦРТС был организован мной в 2005году, а в 2010 мы его переименовали в «Волшебный мир творчества». Мои коллеги – воспитатели вносят свой вклад в развитие многообразия видов декоративно-прикладного творчества.
Приходят туда все желающие дети, вне зависимости от способностей. Участие в работе кружка поможет воспитаннику почерпнуть много поучительного, углубить свои знания, заполнить досуг. Занятия в «Волшебном мире творчества» несут в себе огромный воспитательный заряд, ибо воспитание творчеством решает не только учебные, но и нравственные задачи.
Формирование состава коллектива творческой мастерской провожу после сбора информации о поступивших учеников в общежитии. Количество воспитанников занимающихся зависит от всякого рода объективных условий, однако, наиболее оптимальны занятия с 2-3 подростками одновременно. определенной Я обязательно учитываю складывающийся психологический микроклимат, опираясь на учащихся, которые имеют тягу к творчеству. Эти дети являются моими ближайшими помощниками.
Однако нельзя закрывать доступ мальчикам и неподготовленным ребятам, так как будет потеряна воспитательная цель.
Тематика занятий основывается на тщательно продуманном плане работы. Так было выбрано направление работы «Соленое тесто», «Вышивка крестом», «Акварель». В последние два года стали заниматься открытками ручной работы в технике «скрапбукинг» и «квиллинг». Тематику заданий выбираю такую, которая выполнима в течение одного учебного года и представляет собой интерес для ребят. При выборе работ учащимся предоставляется полная свобода мышления, авторское исполнение, а также изменения определенных схемных решений по мере необходимости. В некоторых случаях я даю задания на дом (во время отъезда домой на выходные дни, каникулы или сборы) с периодической проверкой хода работы и необходимой консультацией.
Выполняя рисунок акварелью или вышивку, учащийся нередко приходит к необходимости изменения своей работы в отдельных деталях. На этой стадии творческие элементы являются необходимым условием деятельности подростка. При работе над большой темой ( схемой, рисунком) опытные члены творческой мастерской, сталкиваясь с проблемной ситуацией, предлагают своё решение, нередко весьма оригинальное. В некоторых случаях я разрешаю небольшие поделки, изготовленные самими детьми, взять домой для личного пользования. Это не только стимулирует труд учащихся, но и создаёт благоприятный психологический микроклимат в мастерской.
Что даёт работа в «Волшебном мире творчества»?
Во-первых, развитие творческой увлеченности каждого участника художественной деятельностью, снятие эмоционального стресса после трудных тренировок, да и просто пообщаться со своими сверстниками.
Во-вторых, дети расширяют и углубляют свои знания и умения.
В-третьих, занятия в творческой мастерской позволяют учиться и выполнять сложные и объемные работы с соленым тестом, вышивке крестом, приобретать навыки при создании высокохудожественных работ по флористике, делать открытки и пригласительные к праздникам, проходившим в училище.
В – четвёртых, развивается коллективизм, умение работать в группе. Совместное творчество - это прекрасная возможность добиться внимания воспитанников и заложить прочную основу для общения. Рукоделие ведь может стать хобби для них на всю жизнь.
Я всегда помню, что подросток не может долго сосредоточиться на одной работе, он просто устаёт. Поэтому я предусматриваю кратковременное переключение с одного вида деятельности на другой (например, делаем поделки из соленого теста, а затем возвращаемся к исходной работе).
Члены коллектива мастерской также принимают участие в общественной жизни училища - оказываем помощь учителям в проведении предметных недель (неделя русской словесности, естественных наук), оформляем к праздникам помещение училища, проводим традиционные выставки к «8 Марта», «Осенние ярмарки талантов» где они проявляют свои таланты и возможности.
В моих планах на будущее в работе творческой мастерской «Волшебный мир творчества» освоить основные приёмы и навыки новых видов декоративно – прикладного творчества: составления коллажей в технике «Терра», холодный фарфор и валяние игрушек из шерсти.
Воспитанники, занимающиеся в мастерской, как правило, успешны в спорте и учебе. Пусть в наших детях всегда горит огонь творчества! Он всегда будет согревать и нас, педагогов!
Комментарии
Какая замечательная работа
Какая замечательная работа!Голосую с удовольствием!Буду рада узнать Ваше мнение!http://nsportal.ru/node/667020