Лекция №4. Презентация на уроках физики.

Пеньковская Татьяна Викторовна

 

  Учителя, применяющие презентации в  Power Point отмечают, что это приводит к целому ряду положительных эффектов: облегчается процесс усвоения материала, урок обогащается эмоциональной окрашенностью, возрастает уровень наглядности, повышается интерес к предмету, учащиеся легче усваивают учебный материал.

 

План лекции:

  1. Презентация на уроке физики.
  2. Практика реализации идей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lekciya_no4..doc46 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_no6.doc59.5 КБ
Office presentation icon prezentaciya_1.ppt729 КБ
Office presentation icon prezentaciya_2.ppt2.87 МБ
Office presentation icon prezentaciya_no3.ppt2.52 МБ
Файл laboratornye_raboty_7_klass.rar2.69 МБ

Предварительный просмотр:

Лекция №4

План:

  1. Презентация на уроке физики.
  2. Практика реализации идей.

1 Презентация на уроке физики.

      Мультимедийная презента́ция (от лат. praesentatio — общественное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного) — информационный или рекламный инструмент, позволяющий пользователю активно взаимодействовать с ним через элементы управления. Цель мультимедийной презентации — донести до целевой аудитории полноценную информацию об объекте презентации в удобной форме. Презентация представляет собой сочетание текста, гипертекстовых ссылок, компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда (но не обязательно всё вместе), которые организованы в единую среду. Кроме того, презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации.

   В зависимости от места использования презентации различаются определенными особенностями:

- презентация, созданная для самостоятельного изучения, может содержать все присущие ей элементы, иметь разветвленную структуру и рассматривать объект презентации со всех сторон. Реализуется, как правило, с использованием элементов гипертекста.

- презентация, созданная для поддержки какого-либо мероприятия или события отличается большей минималистичностью и простотой в плане наличия мультимедиа и элементов дистанционного управления, обычно не содержит текста, так как текст проговаривается ведущим, и служит для наглядной визуализации его слов.

- презентация, созданная для видеодемонстрации, не содержит интерактивных элементов, включает в себя видеоролик об объекте презентации, может содержать также текст и аудиодорожку. Разновидностью такой презентации является рекламный ролик.

- презентация, созданная для электронной рекламной рассылки, создается с минимальным применением инструментов мультимедиа в целях уменьшения объема письма.

- презентация в формате приложения для мобильных телефонов и смартфонов создается с учетом просмотра на портативных устройствах (небольшой размер экрана, ограничения по объему памяти и т. п.) и может рассылаться посредством MMS-сообщений или по каналу bluetooth.

   Есть и другие типы презентаций. Но вне зависимости от исполнения каждая самостоятельная презентация должна четко выполнять поставленную цель: помочь донести требуемую информацию об объекте презентации.

                Применение презентаций на уроках физики:

В последнее время учителя физики стали активно применять на уроках физики презентации, которые делают сами, используя Power Point. Сейчас практически ни один открытый урок не проходит без применения таких презентаций. А всегда ли это оправдано?

Статистика применения презентаций.

   Анализ применения информационных технологий учителями физики за последний год выявил тенденцию увеличения количества уроков, на которых применяются презентации, выполняемые учителями самостоятельно.

Положительные эффекты применения презентаций.

   По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование презентаций на уроках высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения учебного материала.

  Учителя, применяющие презентации в  Power Point отмечают, что это приводит к целому ряду положительных эффектов: облегчается процесс усвоения материала, урок обогащается эмоциональной окрашенностью, возрастает уровень наглядности, повышается интерес к предмету, учащиеся легче усваивают учебный материал.

   К положительным примерам применения презентаций можно отнести примеры, когда они создаются учащимися для подведения итогов собственной научно-исследовательской или проектной работы. В данном случае презентация необходима.

Отрицательные эффекты применения презентаций.

   Отрицательных моментов применения презентаций может быть очень много. Часть из них заключается в том, что многие учителя не знают эргономические нормы создания презентаций. К этому относятся, в первую очередь:

  1. Соответствие последовательности логических ударений оптимальному порядку изучения информации.
  2. Наличие не более одного логического ударения: краснота, яркость, обводка, мигание, движение.
  1. Оптимальность контраста изображения и текста  по отношению к фону
  2. Учет цветовой палитры и цветовых переходов. (Нельзя синими буквами писать по фиолетовому фону).
  3. Яркость цветов объектов по отношению к фону. Необходимо равномерное распределение яркости, яркостный контраст не менее чем 60%.  
  4. Вставка движущихся текстов, выскакивающих иллюстраций недопустима.
  5. Недопустимо применение агрессивной визуальной среды, например, сплошного поля, на котором расположены однотипные объекты.

Часть некачественных презентаций обусловлена тем, что учителя не знакомы с техническими возможностями программы Power Point и не умеют делать:

  1. Гиперссылки на интерактивные модели, поэтому учителя часто прерывают презентацию и переходят к демонстрации интерактивной модели из мультимедийного курса, либо вообще отказываются от демонстрации моделей.
  2. Вставку анимаций и моделей, выполненных в Flash.
  3. Вставку видеофрагментов и звука.
  4. Вставку готовых тестов, например, в параметризованном виде.

Встречаются и чисто методические ошибки учителей:

  1. Вставка в презентации текста, который полностью проговаривается учителем на уроке и ничем не отличается от текста в учебнике.
  2. Замена рисования чертежей и схем готовыми рисунками и чертежами может приводить к затормаживанию развития мышления.

   Все это приводит к тому, что необходимо специальное обучение учителей физики оптимальному применению одного из направлений ИКТ - презентаций на уроках.

  1. Практика реализации идей.

   Самый непродуктивный, утомительный и распространенный способ повторения - традиционно-репродуктивный. Когда высшей учебной доблестью становится дословное повторение за учителем или книгой. Но есть и другое повторение - активное и развивающее. Главный принцип такого повторения - переход от репродукции к деятельности по применению полученных знаний в измененных условиях. Повторение можно сделать более интересным и привлекательным, если разнообразить формы его проведения. Одна из таких форм - использование презентаций на заданную учителем тему. Учащиеся, как правило, хорошо владеют приемами создания презентаций. Использование их делают обычный урок более наглядным, изученный материал еще раз просматривается и обсуждается с учащимися.

 Например: на первом уроке в 7 классе учитель предложил выполнить следующее домашнее задание (по выбору):

  1. Проведите дома эксперимент. Поставьте на плиту небольшую кастрюлю с водой. Опишите свои наблюдения за нагреванием воды. Будьте осторожны! Не доводите воду до кипения, не дотрагивайтесь до нагретой кастрюли, не опрокиньте ее.
  2. Подготовьте сообщение о любом астрономическом наблюдении, выполненном на Земле или в космосе.

   На очередном уроке лучшие работы будут  представлены авторами и заслужили высокую оценку своих товарищей по классу и учителя.

Обратите внимание учащихся на то, что продолжительность публичной защиты не более 5-7 минут. Подобное использование презентаций на уроках создает условия для активной познавательной деятельности учащихся, помогает систематизировать знания, способствует формированию современной физической картины мира.

   Представляю Вашему вниманию презентации к лабораторным работам, которые предстоит выполнять семиклассникам.

 Возможно, не только мне приходится сталкиваться с тем, что в первое время ученики   затрудняются  выполнять даже наиболее простые работы, просят помощи при выполнении практически каждого этапа работы.

  Именно поэтому,  пришла идея сделать процесс  выполнения работ «наглядным», акцентируя внимание детей на важных моментах, что, возможно, позволит им избежать некоторых распространенных ошибок  и  уменьшит количество вопросов.

   Для удобства «перемещения» по  презентации в « содержании» есть возможность перехода непосредственно к  любой  работе, а с последней страницы  каждой работы можно перейти к содержанию.

   Надеюсь, ресурс окажется полезным.

   (См. вложения)

http://www.zavuch.info/component/mtree/estestvennie/phisica/presentfisika  -  здесь разработаны презентации для уроков физики по всем темам

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое мультимедийная презентация?
  2. Положительные и отрицательные эффекты применения презентаций.
  3. Эргономические нормы создания презентаций.



Предварительный просмотр:

Приложение 6.

Создание мультимедиа компонентов с помощью гиперссылок

Мультимедиа компонент может быть выполнен в программе MS PowerPoint с использованием гиперссылок. Программа PowerPoint предназначена для создания презентации проектов, докладов, обучающих семинаров, электронных демонстрационных материалов, учебных пособий, дидактических игр. Программная система PowerPoint входит в программный пакет Microsoft Office. Программные средства подготовки мультимедиа компонентов типа PowerPoint  позволяют оформить представляемую информацию в едином стиле с использованием анимации, видеоэффектов, звуковых и видео файлов, гиперссылок, улучшающих ее восприятие, и помогают разработать само вступление, урок.

Типичная информация, подготовленная в Power Point, представляет собой последовательность слайдов, содержащих основные положения, необходимые таблицы, формулы, схемы, диаграммы и рисунки.

Работа в PowerPoint

  1. Запустите Microsoft Power Point  (Пуск – Программы – Microsoft Power Point  или щелкните правой кнопкой мыши по белому полю папки, в которой Вы хотите создать презентацию. Когда откроется контекстное окно выберите команду Создать - Презентацию Power Point ).
  2. В появившемся документе Power Point нажмите левой кнопкой мыши меню Формат – Разметка слайда. Когда появится дополнительное окно с правой стороны, выберите левой кнопкой мыши Титульный слайд (обычно он стоит первым).
  3. Нажмите левой кнопкой мыши меню Формат – Оформление слайда. Когда появится дополнительное окно с правой стороны, выберите левой кнопкой мыши подходящий фон для слайда из представленного ряда.
  4. Щелкните левой кнопкой мыши в рамку с надписью Заголовок слайда и введите текст (например, название урока)
  5. Щелкните левой кнопкой мыши в рамку с надписью Подзаголовок слайда и введите текст (например, свое имя и фамилию).

Попробуйте: можно изменить размер рамки, потянув узловые точки левой кнопкой мыши. Потянув за рамочку, можно переместить всю область с текстом в любую часть слайда.

Изменить Шрифт текста, его Размер и Цвет можно нажав левой кнопкой мыши меню Формат – Шрифт, предварительно выделив текст левой кнопкой мыши. Когда откроется окно, выберите в колонке Шрифт нужный шрифт текста, в колонке Начертания – начертание, в колонке Размер – размер текста и в команде Цвет - цвет текста, нажав левой кнопкой мыши на знак  

  1. Для того чтобы создать новый слайд надо выбрать меню Вставка - Создать слайд.  Для слайда №2 выберите разметку слайда Заголовок и текст как указано в п. 2.
  2. Щелкните левой кнопкой мыши в рамку с надписью Заголовок слайда и введите текст (например, название подтемы урока).
  3. Щелкните левой кнопкой мыши в рамку с надписью Текст и введите текст (например, перечислите основные вопросы, над которыми  будете работать в ходе урока).

Попробуйте: Сделайте выравнивание текста по центру или по ширине. Для этого нажмите левой кнопкой мыши меню Формат – Выравнивание, предварительно выделив текст.

  1. Создайте слайд №3, как указано в п. 6. Для слайда № 3 выберите разметку слайда Заголовок, текст и объект как указано в п. 2
  2.  Щелкните левой кнопкой мыши в рамку с надписью Заголовок слайда и введите текст (например, Виды растений).
  3.  Щелкните левой кнопкой мыши в рамку с надписью Текст и введите текст (например, перечислите виды растений в столбик).
  4.  Щелкните левой кнопкой мыши в меню Вставка – Рисунок – Из файла  и выберите подходящий рисунок.

Чтобы выбрать рисунок нажмите на кнопкутам, где написано слово Папка и укажите Мои рисунки или диск (Е) если рисунок на CD – диске. Можно выбрать  диск (С) в нем выберите левой кнопкой мыши Programs File, нажав 2 раза. В Programs File выберите Microsoft Office, так же нажав 2 раза. В Microsoft Office выберите Clipart или соседние папки. Когда откроется Clipart выберите левой кнопкой мыши рисунок и нажмите команду Вставить.

Аналогично можно добавить Фильм, Звук, Диаграмму или Таблицу.

Попробуйте: Рисунок можно увеличить, уменьшить или перетащить, нажав на него левой кнопкой мыши и потянув за узловые точки левой кнопкой мыши. Потянув за выделенный рисунок, можно переместить его в любую часть слайда, а повернуть картинку можно  с помощью зеленой точки.

Удалить рисунок можно выделив его, и нажав кнопку Delete на клавиатуре.

Увеличьте рисунок на размер слайда, и нажмите на него правой кнопкой мыши, выбрав левой кнопкой мыши команду Порядок – На задний план

  1. Создайте слайд №4, дубликат слайда №3. Для этого выберите левой кнопкой мыши команду Вставка – Дублировать слайд.
  2. Удалите слайд №4, нажав на него левой кнопкой мыши, и выбрав ей же команду Правка – Удалить слайд.

Настройка анимации:

  1. Нажмите левой кнопкой мыши в меню команду Показ слайдов – Настройка анимации.
  2. Выделите заголовок текста и нажмите команду Добавит эффект – Вход – Появление с увеличением в правой стороне документа.
  3. Выделите весь текст или каждую строчку в отдельности и нажмите команду Добавит эффект – Вход – Вылет в правой стороне документа.
  4. Выделите рисунок нажав на него левой кнопкой мыши и нажмите команду Добавит эффект – Вход – Ромб (он может находиться в строке Другие эффекты) в правой стороне документа.
  5. Выделите заголовок текста и нажмите команду Добавит эффект – Выход – Жалюзи (может находиться в строке Другие эффекты) в правой стороне документа.
  6. Выделите весь текст или каждую строчку в отдельности и нажмите команду Добавит эффект – Выход – Ромб (может находиться в строке Другие эффекты) в правой стороне документа.
  7. Выделите рисунок нажав на него левой кнопкой мыши и нажмите команду Добавит эффект – Выход – Прямоугольник (он может находиться в строке Другие эффекты) в правой стороне документа.

Попробуйте: Выполните данную процедуру со всеми слайдами начиная с первого и заканчивая последним.

Смена слайдов:

  1. Нажмите левой кнопкой мыши на меню Показ слайдов – Смена слайдов.
  2. Там, где Скорость нажмите кнопку  и выберите Средне левой кнопкой мыши.
  3. Там, где Звук нажмите кнопку  и выберите подходящий звук левой кнопкой мыши.
  4. Там, где Смена слайдов нажмите левой кнопкой мыши в квадратик рядом со словом  По щелчку, если хотите в режиме полноэкранного просмотра презентации управлять сменой слайдов при помощи мыши самостоятельно, нажимая на левую кнопку мыши или нажмите левой кнопкой мыши в квадратик рядом со словом  автоматически, если хотите чтобы в режиме полноэкранного просмотра презентации  слайды сменялись автоматически. Если Вы выбрали Авто, то поставьте время (через сколько секунд должны меняться слайды) при помощи нажатия левой кнопкой мыши на кнопки.

Создание гиперссылок:

  1. Выделите, слово, цифру, текст или рисунок на слайде, на которые вы хотите сделать гиперссылку.
  2. Правой кнопкой мыши нажмите на выделенный фрагмент.
  3. В открывшемся меню выберите команду «Гиперссылка».
  4. В открывшемся окне (с левой стороны)  нажмите «Местом в документе».
  5. Когда откроется окно, выберите слайд, на который Вы хотите сослаться (например, слайд №5) и нажмите кнопку ОК (цвет текста должен поменяться, рисунок останется прежним. Вы сделали гиперссылку).  
  6. Нажмите на выделенный фрагмент левой кнопкой мыши и Вы перейдете по гиперссылке на указанный слайд.
  7. Сделайте на открывшемся слайде гиперссылку, чтобы вернуться назад к  изначальному слайду, повторив процедуру с п. 1.
  8. Чтобы гиперссылки работали в Смене слайдов снимите флажок по щелчку и автоматически на тех слайдах, где у Вас стоят гиперссылки (см. Смена слайдов выше).  

Попробуйте: Удалите гиперссылку нажав на выделенный фрагмент правой кнопкой мыши. В открывшемся меню выберите команду «Удалить гиперссылку». В этом же меню Вы можете изменить  или открыть «гиперссылку», выбрав нужную команду.

Показ презентации:

  1. Нажмите левой кнопкой мыши на меню Показ слайдов – Начать показ или F5.
  2. Переключайте слайды левой кнопкой мыши или стрелочками на клавиатуре
  3. Там, где стоят  гиперссылки, переключайте слайды нажатием левой кнопки мыши на сделанные гиперссылки.
  4. Чтобы выйти из режима просмотра нажмите клавишу Esc на клавиатуре.

Сохранение Презентации:

После того как вы закончили работать нажмите левой кнопкой мыши команду в меню Файл – Сохранить как. В открывшемся окне  там, где слово папка напишите Мои документы (если у Вас уже создана своя папка, то тогда впишите ее имя), а там где написано Имя файла впишите название Вашей презентации. После этого нажмите левой кнопкой мыши команду Сохранить.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эксперимент Домашнее задание ученика. 7 класс.

Слайд 2

Вначале эксперимента, когда я поставила кастрюлю с водой на огонь, никаких изменений не происходило.

Слайд 3

Через некоторое время на дне кастрюли образовались пузырьки с воздухом.

Слайд 4

Которые затем стали подниматься кверху.

Слайд 5

Спустя время маленькие пузырьки соединились и стали лопаться.

Слайд 6

Таким образом мы наблюдали кипение.

Слайд 7

А если это кипение, то вода достигла 100 с.

Слайд 8

Конец


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах (9 класс)

Слайд 2

Ускорение свободного падения Ускорение свободного падения на Земле зависит от: географической широты; формы Земли ( Земля приплюснута у полюсов ); пород земной коры; высоты над Землёй. При удалении от поверхности Земли сила земного тяготения и ускорение свободного падения убывают. Почему?

Слайд 4

Несколько способов определения ускорения свободного падения и исследование колебательного движения в условиях сильных и слабых гравитационных полей. 1 2 Свободно падающее тело . 3 Моделирование движения тела под действием гравитационных сил. Математический маятник.

Слайд 5

Продолжи предложение Я сегодня на уроке открыл для себя … Мне понравилось на уроке то, что… На уроке меня порадовало… Я удовлетворён своей работой, потому что… Мне хотелось бы порекомендовать… Если бы я был учителем, то …

Слайд 6

Рефлексия Заполнение концептуальной таблицы Обмен мнениями, цитаты из таблиц с рефлексией. Подведение итогов урока.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: