Главные вкладки
Велигорова Татьяна Анатольевна
Сайт воспитателя
Профессия: Воспитатель
Профессиональные интересы: Воспитание у детей любви к живой природе
Увлечения: Животный мир
Регион: Московская область
Населенный пункт: г.Химки
Место работы: МБДОУ Д/С К/В №28 "Ручеёк"
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/veligorova-tatyana-anatolevnaО себе
Я работую в детском саду воспитателем в группе с детьми раннего возраста с мая 2003 года.
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Книги о животных.
Мой взгляд на мир
Жизнь человека неразрывно связана с природой. К.Д.Ушинский утверждал: "Природа есть один из могущественных агентов в воспитании человека..."
Я считаю, что приобщать детей к таинствам и красотам природы необходимо с раннего возраста .Наблюдая за поведением и повадками животных, можно научить ребёнка эффективным способам взаимодействия с окружающим, преодоления страхов, одиночества, агрессивности, замкнутости. У животных есть чему поучиться.
.
Мои достижения
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида № 28 «Ручеек»
Д О К Л А Д
НА МУНИЦИПАЛЬНОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ
ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ГРУПП РАННЕГО ВОЗРАСТА
ТЕМА: «ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С ОБЪЕКТАМИ
ЖИВОЙ ПРИРОДЫ»
Подготовила воспитатель
2 квалификационной
категории Велигорова Т.А.
Проведено 25 .01.2012 г.
Г.о. Химки, мкр. Сходня
Всё начинается с детства и все в детстве закладывается. Жизнь человека немыслима без сохранения природы и здоровья.
Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.
Основными задачами экологического воспитания дошкольников являются следующие:
- развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления их с явлениями природы;
- формировать обобщенные представления о признаках природных объектов и явлений, устанавливать простейшие связи между ними;
- воспитывать у детей чуткое отношение ко всему живому (растениям, животным);
- развивать эстетическое восприятие природных явлений;
- воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру;
- приобщать детей к выращиванию растений в уголке природы и на огороде, клумбе, ухаживанию за рыбками в аквариуме.
Человечество и природа неотделимы друг от друга и тесно взаимосвязаны. К.Д.Ушинский утверждал: «Природа есть один из могущественных агентов в воспитании человека, и самое тщательное воспитание без участия этого агента всегда будет отзыватьсясухостью, односторонностью, неприятной искусственностью».
Живое общение с природой, непосредственный контакт с объектами животного и растительного мира представляет собой комплексную деятельность, включающую наблюдения, любование, оценочные
суждения, действия по уходу за растениями и животными.
Эти формы организации воспитания детей позволяют обогащать их знаниями о взаимосвязях, существующих в природе; воспитывать духовные, нравственные и волевые качества: дружбу и взаимопомощь,доверие, инициативу, ответственность, внимательность, наблюдательность, выдержку, коллективизм.
Родная природа является эффективным средством всестороннего развития ребенка.
С раннего возраста важно приобщать детей к таинствам и красотамприроды.
Важным средством приобщения ребенка к миру природы являютсяпрогулки, где можно познакомиться с явлениями живой и неживой природы, рассказать о жизни и разнообразии растений и животных.
Приобщать ребенка к природе можно с помощью различных игр с природным содержанием: дидактических, настольно-печатных, словесных и т.д.
В холодное время года можно вместе с детьми подкормить птиц, сделать кормушку своими руками.
Предложить родителям посетить вместе с детьми Зоопарк, Уголок им.Дурова и т.д.
Используя наблюдения за поведением и повадками животных, можно научить ребенка эффективным способам взаимодействия с окружающим, преодоления страхов, одиночества, замкнутости, агрессивности и беспомощности. У животных есть чему поучиться.
Многие дети мечтают о кошечке, или собачке, или хотя бы рыбке или птичке. Возможность поиграть, поговорить, повоспитывать, погладить домашних животных необходима детям, особенно когда
взрослые очень заняты.
Замкнутым, робким, нерешительным детям животные нередко заменяют друга: им доверяют тайны, печали и радости, демонстрируют свои достижения и способности. Своим существованием рядом с
ребенком животные сглаживают его проблемы, страхи, помогают общаться с окружающим.
Важным аспектом экологического воспитания является формирование понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта) формирования элементарных умений правильного взаимодействия с растениями и животными, участия в деятельности по созданию для них нужных условий. Воспитание детей не станет экологическим, если уже в этом возрасте они не поймут: растению на окне нужна вода, попугаю в клетке – зерна и вода, березе на участке – вода, а воробьям зимой – крошки хлеба. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами, наглядными способами функционирования в совершенно определенных условиях – это и есть ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, которые являются основой правильного отношения к живым существам, правильного взаимодействия с ними.
Правильное отношение к живым существам проявляется в добровольном и активном участии детей в совместной со взрослым деятельности, направленной на поддержание необходимых для обитателей зеленой зоны условий и на общение с ними. Такая деятельность должна быть окрашена положительными эмоциями малышей активным восприятием всего того, что говорит и делает воспитатель.
Технология экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста построена на использовании персонажей широко известных русских народных сказок, которые знакомы малышам и которые они с удовольствием вновь и вновь слушают и обыгрывают.
Задача сказочных героев – вызвать положительные эмоции и интерес к природным явлениям.
В период адаптации детей к новым для них условиям детского сада отвлечь ребенка от переживаний можно с помощью общения с объектами природы. Например, подвести плачущего малыша к аквариуму, в котором плавает большая яркая рыба: «Давай посмотрим, кто у нас тут живет? Кто плавает в воде? Какая красивая рыба!» У малыша пробуждается интерес к новому для него объекту – объекту природы.
Эффективным направлением помощи в эмоциональном развитии детей является метод АНИМАЛОТЕРАПИИ – использование домашних животных и их символов (образы, рисунки, игрушки).
В работе с детьми анималотерапия тесно связана с эффективными методами психокоррекции: сказкотерапией, куклотерапией, игротерапией и др.
В анималотерапии предпочтение отдается «социализированным», домашним животным: лошадям, кроликам, кошкам, собакам, хомячкам, свинкам, - всем тем, кто научился «прилично себя вести» в человеческом обществе.
Животные оказывают «незримую» психологическую помощь: расширяют круг общения, компенсируют одиночество, снимают психо-эмоциональное напряжение, дают положительные эмоции.
Возможность поиграть , поговорить, погладить домашних животных необходима детям. Замкнутым, робким, нерешительным детям домашние животные заменяют друга: им доверяют тайны,
печали и радости, а мягкие игрушки-зверушки – любимое снотворное средство малышей.
Через взаимодействие с домашними животными у детей формируется способность сочувствовать и сопереживать, понимать состояние окружающих, т.е. ЭМПАТИЯ, качество, необходимое для успешного общения.
Знания о животных дети приобретают разными путями: через книги и картинки, рассказы взрослого и кинофильмы. Но особое значение в дошкольном детстве имеет непосредственное общение с природой – наблюдение. Правильно организованные наблюдения учат ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать. Именно на их основе и рождаются самостоятельные суждения, умение обобщать, замечать изменения, постепенно накапливать и углублять знания.
Наблюдение – важнейший метод познания животного мира.
Наблюдения в младшей группе направлены, прежде всего, на уточнение и обогащение представлений детей о внешнем виде животного(основные части тела, покров, цвет, величина) и его проявлених (движения, питание, издаваемые звуки).
Детям младшего возраста целесообразно предлагать конкретные и четко и коротко сформулированные вопросы, которые уточнят их представления о названии животного (кто это?), его проявлениях (что делает?) и внешнем виде (какое оно?). Необходимо задавать наводящие вопросы, в которых есть варианты ответа. Например, «Уши кролика длинные или короткие?», «Кролики бывают разного цвета: белые, серые, черные. Посмотрите, какого цвета шерсть нашего кролика», «Вот здесь в миске я приготовила все, что любит кролик. Скажите, что он есть».
Наблюдения с детьми младшего дошкольного возраста недлительны по продолжительности. Начинать занятие можно с загадки , небольшого стихотворения о животном , а заканчивать показом картинок с изображением животного с детенышами или его жилища, места обитания.
Все методы и формы работы, которые мы применяем в процессе организованной образовательной деятельности детей по ознакомлению с явлениями живой и неживой природы, очень важны. Так мы знакомим ребенка с миром, в который он пришел.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида № 28 «Ручеек»
Организованная образовательная деятельность в первой младшей
группе по разделу программы «Познание»: формирование
целостной картины мира, расширение кругозора
Тема: «Знакомство детей с кроликом»
Подготовила воспитатель
2 квалификационной
категории Велигорова Т.А.
Проведено 25.01.2012 г.
Г.о. Химки, мкр. Сходня
ЦЕЛИ: уточнить представление детей о кролике, его внешнем виде, направлять внимание детей на сравнение кролика и кошки, на различие в длине передних и задних ног кролика, активизировать словарь, мышление, воспитывать желание заботиться о животных.
МЕТОДЫ: наблюдение, объяснение.
МАТЕРИАЛЫ: мягкая игрушка кошка, корм для кроликов, морковка,капуста.
СВЯЗЬ С ДРУГИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОБЛАСТЯМИ:
«Коммуникация», «Физическая культура», «Безопасность» (формирование предпосылок экологического сознания)
ХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Воспитатель: Ребята, отгадайте такую загадку:
Длинное ухо, комочек пуха,
Прыгает ловко, грызет морковку.
Кто это? Правильно, заяц (кролик). Сегодня к нам в гости пришел кролик Кто это? (Дети повторяют слово «кролик»). На кого похож кролик? (На зайца). Но зайцы живут в лесу. А это – домашнее животное. Это – кролик. Давайте его рассмотрим. (Воспитатель берет кролика на руки). Шерстка у него очень мягкая. Какого цвета у нашего кролика шерстка? (Черная). Правильно. Вы можете его потрогать, только гладьте кролика аккуратно, тихонько, потому что он очень пугливый. Кролик вас не знает. Чтобы его не напугать, будем гладить кролика по очереди и заодно знакомиться с ним.
Я – кролик, а тебя как зовут? (Алиса). Потрогай Алиса кролика. Какая у него шерстка? (Мягкая). А какого цвета? (Черная). Дети по очереди гладят кролика и называют свои имена. Воспитатель: Вот мы и познакомились с нашим кроликом. Скажите, какие уши у кролика? (Большие, длинные). Правильно, молодцы! А какой у него хвост? (Маленький, короткий).
А сейчас, я положу кролика в его клетку. (Воспитатель возвращаеткролика в клетку).
Кролик – домашнее животное, поэтому он живет в клетке. Это – его домик. Кролик любит все грызть. Посмотрите, прутики у клетки металлические, чтобы кролик не мог перегрызть их и убежать. Ведь сейчас зима, на улице очень холодно и наш кролик может замерзнуть. Пол в клетке покрыт сухой травой. Она пахнет и кролику это нравится, он может ее погрызть. А еще в клетке есть поилка с чистой водой, чтобы кролик ее пил.
Давайте посмотрим, что есть наш кролик.(Воспитатель показывает коробку с кормом, высыпает содержимое коробки на тарелку.) Это специальный корм, который продается в зоомагазине. А что еще любит наш кролик? Посмотрите, что это? (Морковка). А какого она цвета? (Оранжевая). Правильно, молодцы! А что еще вы видите на столе? (Капуста). Да, это капуста.
Давайте угостим нашего кролика морковкой.(Воспитатель дает кролику морковку). Ребята, посмотрите, у кролика задние ноги длиннее, чем передние. Поэтому кролик не ходит, а прыгает. А вы умеете прыгать? Давайте превратимся в кроликов и попрыгаем! (Дети приставляют руки к затылку головы, имитируя уши кролика и прыгают на двух ногах).
Воспитатель: Очень хорошо, молодцы! Садитесь на стульчики. Давайте посмотрим кто еще к нам пришел в гости. (Воспитатель берет в руки мягкую игрушку кошку). Кто это? (Кошка). Правильно, это–кошка. У нее тоже мягкая, пушистая шерстка. А какие уши у кошки? (Маленькие) А у нашего кролика какие уши? (Большие, длинные). Правильно, у кошки уши маленькие, а у кролика – большие. А еще у кошки есть хвост. Какой он? (Большой , длинный). А у нашего кролика какой хвост? (Маленький, короткий). Умницы!
А теперь, ребята, скажите кто сегодня приходил к нам в гости? (Кролик, кошка). Правильно! Но нам пора прощаться с нашим кроликом и кошкой. Давайте скажем: « До свидания, кролик! До свидания, кошка!» Будем ждать их снова к нам в гости.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 28 «Ручеек»
Открытая организованная образовательная деятельность в первой
младшей группе по разделу Программы «Познание»: формирование
целостной картины мира, расширение кругозора
Тема: «Знакомьтесь: хомячок – пушистый бочок»
Подготовила воспитатель
Велигорова Т.А.
Г.о. Химки, мкр. Сходня
ЦЕЛИ: познакомить детей с обитателем живого уголка – хомячком. Расска-
зать об отличительных особенностях его внешнего вида, повадках,
способе содержания. Закрепить умение произносить звук «х» в
связной речи. Развивать познавательные способности, внимание.
Воспитывать эмоциональное отношение к зверьку, желание наб-
людать за ним, заботиться о животном. Познакомить детей с набо-
ром кормов для хомячка, обращать внимание на то, как зверек берет
еду лапками, прячет за щеки орехи или семечки.
МЕТОДЫ: наблюдение, объяснение.
МАТЕРИАЛЫ: клетка с хомячком, специальный корм для хомяков,
ветки дерева.
СВЯЗЬ С ДРУГИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОБЛАСТЯМИ:
«Коммуникация», «Физическая культура», «Безопасность»(формирование
предпосылок экологического сознания)
ХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВОСПИТАТЕЛЬ. Вносит клетку с хомячком.
Здравствуйте, ребята. С вами захотел познакомиться вот этот милый
зверек. Как вы думаете, кто это? (Ответы детей: мышка). Это не мышка,
это хомяк. Ребята, у вас у всех есть имена. Как тебя зовут? (Маша). А тебя
как зовут? (Никита). А у домашних животных есть клички. Давайте нашего
хомячка назовем Хомой. Вы согласны? Вот и хорошо.
Давайте рассмотрим нашего Хому внимательно. Подойдите поближе к
клетке. У хомячка есть голова, лапы, маленький хвостик. На голове есть
ушки, глаза, рот, нос. Покажите свои глазки, ушки, носик, рот (дети пока-
зывают свои части тела). Хорошо, молодцы. А теперь посмотрите как
красив наш Хома! Все тело его покрыто пушистой шерстью. Какого цвета
у него шерсть? Сам он рыженький, а животик у него – беленький. На
передние лапки хомячок надел «белые перчатки», а на задние лапки –
«белые носочки». Хвостик у него какой? Правильно, маленький, короткий.
Наш хомячок живет в клетке, Пол клетки усыпан опилками, Домашние
хомячки не умеют сами строить себе домики, не умеют находить пищу.
Поэтому мы должны заботиться о них. Смотрите, в домике у него есть
готовый домик, где он спит, а также стоит колесо, где он будет крутиться,
ведь хомячки должны активно двигаться. Эти зверьки очень любопытны,
они с удовольствием исследуют новые предметы. Но с хомячками надо
обращаться очень осторожно. Они такие маленькие, их нельзя сжимать в
кулаке. Купать хомячков тоже нельзя. Они купаются сами, вылизывая себя.
А теперь Хома приглашает вас поиграть.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Хомячок, хомячок,
Покажи-ка свой бочок (Полуприседания с поворотами, руки на поясе).
А теперь на лапки
Ты надень перчатки! (Имитация движений).
В беленьких носочках
Прыгай по песочку! (Прыжки на двух ногах).
Съешь морковку на обед (Имитация действия).
И беги, запутав след! (Дети разбегаются).
Ой, сколько много стало у нас хомячков! А теперь, ребята, вы все превращайтесь обратно в девочек и мальчиков, садитесь на стульчики.
Ребята, расскажите, что вы любите кушать? (Ответы детей). А теперь
посмотрим, что ест наш хомячок. Подойдите к этому столику.(Воспитатель
показывает коробку со специальным кормом для хомяков, высыпает корм на тарелку, дети перечисляют то, что они видят и знают, воспитатель добавляет
названия: овес, крупа). Давайте я угощу нашегоХому орехом и семечками.
Посмотрите, как хомячок взял орех лапками и засунул его за щеку и семечки
тоже за щеку спрятал. Потом он все это спрячет в своем домике. Так он делает запасы. Когда в кормушке нет еды, хомячок достает свои запасы.
А еще на столе вы видите ветки дерева. Хомячку надо давать ветки, он
будет их грызть, чтобы стачивать зубы, которые у него постоянно растут.
А еще не надо забывать наливать в поилку свежей воды, чтобы наш Хома
пил.
А сейчас мы с вами расскажем стихотворение. Повторяйте за мной:
Хомячок халвы хотел, хмуро он на хлеб глядел,
Хомка-хомка, не хандри! На , скорей халву бери!
Хорошо, молодцы!
А теперь, ребята, скажите кто сегодня приходил к нам в гости? (Хомя-
чок). Правильно! А как мы его назвали? (Хома). Правильно! Нам пора прощаться с нашим Хомой. Давайте скажем:»До свидания, Хома!». Будем
ждать его снова к нам в гости.
Моё портфолио
Всё начинается с детства и все в детстве закладывается. Жизнь человека немыслима без сохранения природы и здоровья.
Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, осно-
Живое общение с природой, непосредственный контакт с объектами животного и растительного мира представляет собой комплексную деятельность, включающую наблюдения, любование, оценочные
суждения, действия по уходу за растениями и животными.
Важным средством приобщения ребенка к миру природы являются прогулки, где можно познакомиться с явлениями живой и неживой природы, рассказать о жизни и разнообразии растений и животных.
Приобщать ребенка к природе можно с помощью различных игр с природным содержанием: дидактических, настольно-печатных, словесных и т.д.
В холодное время года можно вместе с детьми подкормить птиц, сделать кормушку своими руками.
Предложить родителям посетить вместе с детьми Зоопарк, Уголок им.Дурова и т.д.
Эффективным направлением помощи в эмоциональном развитии детей является метод АНИМАЛОТЕРАПИИ – использование домашних животных и их символов (образы, рисунки, игрушки).
В работе с детьми анималотерапия тесно связана с эффективными методами психокоррекции: сказкотерапией, куклотерапией, игротерапией и др.
В анималотерапии предпочтение отдается «социализированным», домашним животным: лошадям, кроликам, кошкам, собакам, хомячкам, свинкам, - всем тем, кто научился «прилично себя вести» в человеческом обществе.
Животные оказывают «незримую» психологическую помощь: расширяют круг общения, компенсируют одиночество, снимают психо-эмоциональное напряжение, дают положительные эмоции.