Главные вкладки
Васильева Лариса Леонидовна
Сайт учителя русского языка и литературы
Профессия: Учитель
Профессиональные интересы: Проектная и исследовательская работа по предмету, ФГОСы
Увлечения: кулинария
Регион: Нижегородская область
Место работы: МБОУ "Школа №1"
Звание, ученая степень: Заслуженный учитель Российской Федерации
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/vasileva-larisa
Заслуженный учитель Российской Федерации, Почётный выпускник ГГУ им. Лобачевского, учитель высшей категории.
О себе
Эссе
А можно быть Учителем…
«Можно строить дома. Это хорошо. Можно сажать деревья. Это тоже хорошо. А можно быть Учителем. Это, по-моему, всего лучше».
Как сейчас вижу эти написанные красивым круглым почерком строчки из моего сочинения на вступительном экзамене в ГГУ. И до сих пор удивляюсь, как я смогла раскрыть такую непростую тему «Поэзия – та же добыча радия»! Казалось бы это «свободная» (как тогда говорили) тема должна была быть нацелена на осмысление титанического труда поэта. А я, провинциальная школьница, осмелилась раскрыть её на примере труда учителя-словесника, который способен не только понять добытое колоссальным трудом меткое слово поэта, но и «зажечь» им сердца детей. Думаю, что приёмную комиссию подкупили именно дерзкая искренность моего сочинения и безоглядное стремление к мечте – стать Учителем.
Кем быть? Такого вопроса для меня не стояло. Я всегда, как помню себя, играла «в школу». Объектами моего «воспитания» были сначала куклы, потом – подружки и младший брат. А ещё… чёрно-белые фотографии киноактёров, разложенные парами под стеклом на моём письменном столе, классный журнал, сделанный из тетради в клеточку, и… оценки, которые я ставила (себе! за свои же собственные ответы!), вызывая «к доске» Вячеслава Тихонова, Эллу Леждей, Людмилу Гурченко…
Истфил университета… Наше доброе старенькое здание на площади Минина… «Общага» на Ульяновке… Картошка, песни под гитару… И наши преподаватели (какие имена!) Борис Николаевич Головин, Инна Константиновна Полуяхтова, Ариадна Николаевна Алексеева, Серафим Андреевич Орлов, Всеволод Алексеевич Грехнёв. Они стали для меня важной ступенькой, примером безоглядной преданности своему Делу. Им хотелось подражать.
Школа… Я помню её красногалстучной, барабанной, комсомольски-задорной… Я знаю её бунтующей, потрясаемой забастовками… Я видела её растерянной, переживающей изменения в жизни. И, наконец, – обновляющейся, осмысливающей перемены. Я знаю школу разной. Но всегда, во все времена главным и неотъемлемым звеном школьной жизни был Учитель, работа которого – «та же добыча радия: в грамм добыча – в год труды». И особая миссия в школе, по-моему, принадлежит учителю-словеснику, задача которого – «смывать блестящими словами грязь с души». В его арсенале – великое богатство, Литература, которую М. Горький (совсем не случайно!) называл Человековедением.
Да… Можно строить дома. Это хорошо. Можно сажать деревья. Это тоже хорошо. А можно быть Учителем. Это, по-моему, всего лучше.
Выпускница 1974 года истфила ГГУ
Заслуженный Учитель Российской Федерации
Васильева Лариса Леонидовна.
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Романы Тургенева
Моё портфолио
Васильева Л. Л. почти 35 лет работает в средней школе №1 г. Семёнова. На протяжении 10 лет она возглавляла кустовое методическое объединение учителей русского языка и литературы, которое было победителем Областного смотра методических объединений и награждено грамотой Департамента. Долгое время Васильева Л. Л. являлась членом экспертной группы по аттестации учителей и членом районной медальной комиссии.
Практическая значимость педагогической деятельности Васильевой Л. Л. в рамках РМО несомненна. Её уроки отличаются глубокой продуманностью, всегда интересны, строятся на научной основе и рассчитаны на глубокую работу мысли школьников. В течение ряда лет Васильева Л. Л. практикует изучение программного материала по русскому языку с помощью опорных конспектов. Такой подход ставит изучение курса русского языка на научно-исследовательскую основу, позволяет проходить программу с опережением, больше времени отводить на закрепление сложных тем курса, развивает монологическую речь учащихся.
Васильева Л. Л. часто выступает на заседаниях РМО, делясь своим опытом с коллегами. В её выступлении на районной конференции словесников «Русский язык в системе гуманитарного образования» нашло отражение современное состояние русского языка и были обозначены некоторые подходы к проблеме преподавания его в школе.
Судьба школьного курса русского языка, а также задачи, которые стоят перед учителем-словесником в рамках подготовки учащихся к ЕГЭ, заставили Васильеву Л. Л. выйти на кафедру русского языка НИРО с предложением своего тематического планирования уроков в 10-11-х классах. Это планирование нацелено на углублённое и ёмкое повторение, систематизацию и обобщение программного материала в рамках подготовки учащихся к ЕГЭ. За победу в этом областном конкурсе Васильева Л.Л. награждена Дипломом I степени.
Васильева Л. Л. давно и успешно работает в старших классах. На её счету много медалистов и победителей предметных олимпиад. В 2005-2006 уч. году Парфёнова Екатерина (11 кл.) – III место в районной олимпиаде по русскому языку, Воробьёва Татьяна (11 кл.) – победительница районных научных чтений по литературе. Обе выпускницы закончили школу с серебряной медалью. В 2006-2007 уч. году Маркина Яна (11 кл.) – III место в районной филологической олимпиаде. Она стала победительницей I тура областной олимпиады по русскому языку «Таланты земли Нижегородской» и поступила на филологический факультет ННГУ имени Лобачевского. В 2007-2008 уч. году Калякина Нина (10 кл.) – II место в районной олимпиаде по литературе. В 2008-2009 уч. году – Калякина Нина (11 кл.) – III место в районной олимпиаде по литературе.
Работая с учащимися по подготовке к ЕГЭ, она осуществляет индивидуальный и дифференцированный подход. Зачётная система и разработанные ею диаграммы говорят о компетентном подходе учителя к образованию учащихся. Одна из немногих в районе Васильева ведёт элективные курсы в старших классах «Слово–образ–смысл: филологический анализ литературного произведения» и «Основы делового общения».
Учащиеся Васильевой Л. Л. – постоянные участники Всероссийского конкурса по русскому языку «Русский медвежонок». Результаты, которые показывают ребята, заслуживают уважения: в 2008-2009 учебном году из 29 участников 7-х классов 13 учащихся – это ученики 7 «C» класса, учителем и классным руководителем которого являлась Васильева Л. Л.. Они заняли первые 7 мест, набрав от 82 до 99 баллов (90,58% – 98,75%). Лучший результат по 11 классам показала Калякина Нина, набрав 82 балла (93,14%). Ученица 10 класса Волина Ирина набрала 112 баллов (99,92%), заняв 1-3 место в регионе и став дипломанткой этого конкурса.
В 2010-2011 учебном году Васильева Лариса Леонидовна работала в классах среднего звена. По итогам года в этих классах она показала самый высокий по школе процент качества знаний. Учащаяся 6 «А» класса Ляшкова Елизавета стала дипломанткой всероссийского конкурса «Русский медвежонок», заняв первое место в области, а ученица 5 «В» класса Ежова Елена во всероссийском конкурсе «Золотое Руно» заняла первое место по России.
Вместе со своими учениками Васильева Л. Л. увлечённо занимается научно-исследовательской работой. Так в 2008-2009 учебном году на районном конкуре научно-исследовательских работ «Ступень в будущее» ученики 10 класса Лебедев Алексей и Золина Татьяна успешно защитили свои работы, заняв соответственно II и III места. Их работы рекомендованы районной комиссией для участия в областной научно-исследовательской конференции, а также в VI областной конференции «Под знаком Пушкина». Эти ребята – дипломанты областного конкурса чтецов «Болдинская осень».
Исследовательской работой занимается Васильева Л. Л. и со своими семиклассниками. Их творческий проект «Наши деды – славные победы» занял I место в районном конкурсе и представлен на областной конкурс. Авторами этого проекта стали 21 учащийся класса и их родители. Проект представляет собой 12 исследовательских работ по изучению своей семейной родословной с целью выявления участников Великой Отечественной войны. Проект нашёл реализацию в литературно-музыкальной композиции, подготовленной учащимися и родителями класса под руководством Васильевой Л. Л., и имел несомненный результат в деле гражданско-патриотического, семейного и эстетического воспитания.
Из всего вышесказанного видно, что учитель широко использует современные образовательные технологии: развивающее и проблемное обучение, разноуровневую и коллективную систему обучения, исследовательские и проектные методы обучения, лекционно-семинарско-зачётную систему обучения в старших классах и технологию игровых методов и обучение в сотрудничестве в среднем звене. В процессе обучения предмету и во внеклассной работе Васильева Л. Л. использует информационно-коммуникационные технологии.
Заслуживает интереса и работа Васильевой Л. Л. как классного руководителя. В течение трёх лет подряд по итогам учебного года ей присуждалось звание «Лучший классный руководитель». В её классе создан и поддерживается благоприятный психологический климат, атмосфера товарищества, взаимопомощи, толерантности. В классе нет неуспевающих, а успеваемость и качество знаний учащихся – одни из самых высоких по школе. Классный руководитель каждому нашёл дело по душе. Один из первых классных часов каждого учебного года – «Кружки, которые тебя ждут». Учащиеся класса активно заняты во внеурочное время: учатся в музыкальной и художественной школах, посещают спортивные секции и кружки по интересам.
Самоуправление в классе находится на хорошем качественном уровне. Среди учащихся класса нет правонарушений. Ребята класса – активные участники не только школьных, но и городских, районных и областных мероприятий. Так, например, Грязнова Татьяна вместе со своей мамой участвовала в зональном конкурсе семейного творчества «Россия – Родина моя».
Классный руководитель осуществляет постоянное взаимодействие с родителями учащихся, которое проявляется в разных формах: разнообразные родительские собрания, открытые уроки и мероприятия для родителей, совместные поездки в театр и на отдых, КВНы и концерты. В 2007-2008 учебном году команда КВН из родителей и детей класса заняла II место в районе. Все мероприятия, подготовленные Васильевой Л. Л., авторские: будь то литературно-музыкальная композиция по книге Мельникова-Печерского «В лесах», семейная викторина «Счастливый случай», литературно-музыкальные композиции «Через года – помните!», «Край наш песенный тих и прост», «Музыка, природа и поэзия в творчестве Тургенева», «Я помню руки матери моей» и др..
Ученики Васильевой Л. Л. – активные участники творческих конкурсов (районные и областные конкурсы «Свежий ветер», «Объективка на…», «Овеянный славой флаг наш и герб»). Их публикации часто можно встретить на страницах районной газеты «Семёновский вестник».
Всё это стало результатом многолетней работы Васильевой Л. Л. над темой самообразования «Развитие творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время».
В 2010 году Васильевой Ларисе Леонидовне было присвоено звание «Почётный выпускник историко-филологического факультета ННГУ им. Лобачевского».
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты