В сочинении анализируются произведения писателей 20 века, участников войны.
Вложение | Размер |
---|---|
Сочинение о войне | 18.37 КБ |
Окружной этап заочного конкурса «Человек и война».
Человек в горниле Великой Отечественной войны.
(эссе)
Папырина Юлиана Николаевна
1997 года рождения
Ученица 11 класса СОШ № 1
Руководитель: Васильева Лариса Леонидовна
89524447255
г. Семенов
2014 г.
Человек в горниле Великой Отечественной войны.
… Началась война, то есть совершилось
противное человеческому разуму и всей
человеческой природе событие.
Л. Толстой.
…Меня интересует, в первую очередь, не сама война, даже не ее быт и технология
боя,… но, главным образом, нравственный
мир человека, возможности его духа.
В. Быков.
Война… Великая Отечественная война… Нам не пришлось пережить те страшные годы, не довелось всем сердцем ощутить утрату дорогих и близких людей. Лишь страницы книг, архивные документы да кадры кинохроник рассказали нам о страшных и жестоких временах. Просто удивляешься, как могли выжить люди в этих условиях?! Грозные годы войны легли кровавым пятном на историческое полотно нашего Отечества. До сих пор слово «война» задевает душу каждого.
Очень часто к этой теме обращаются поэты и писатели. Многие из них воспевают подвиги героев, великую мощь нашей Родины. И только редкие книги заставляют задуматься об отдельном человеке как личности. Среди таких произведений «Обелиск», «Знак победы» и «Карьер» В. Быкова, «Живи и помни» В. Распутина, «Горячий снег» Ю. Бондарева, «Люди или нелюди» В. Тендрякова.
Лев Толстой назвал войну «противным человеческому разуму и всей человеческой природе событием». И это правда. Ведь на войне происходит деградация человека как личности. Недаром Владимир Тендряков в своем рассказе «Люди или нелюди» задается вопросами: «Что такое добро? Что такое зло? Как добро и лютая жестокость могут уживаться в одном человеке?»
Дядя Паша и Якушин – герои рассказа – нормальные люди. Они могут поделиться пайкой хлеба с товарищем, с риском для жизни вытащить из под огня раненого. Человеческое им присуще. «Немец начал войну, трупы в степи – его вина, велика к нему ненависть, даже у поэта в стихах: «Убей его!» А солдат Якунин делит свою кашу с немецким пареньком Вилли, случайно попавшим к русским со своей полевой кухней. Война в разгаре, рядом линия фронта, с той и с другой стороны нацелены пулеметы, а двое забыли вражду: Голова к голове, ложка за ложкой и хлеб пополам.
Землянка на короткое время укрыла солдат от войны: не надо прятаться, выслеживать, убивать. И дядя Паша с Якушиным стали теми, какими были в мирное время. Нет, они не притворялись добрыми. Они были ими! Но сам факт войны толкнул их на жестокость. Встретившись с ледяными колоколами из человеческих трупов, эти люди доходят до крайности и берут на себя ответственность казнить человека таким же страшным способом. Ледяные колокола – случай из ряда вон выходящий, вызывающий необычные чувства. А они в свою очередь толкают на необычные действия.
Тендряков показывает войну как страшный процесс превращения человека в садиста и задается вопросом: «Кто мы, люди или нелюди?» Да, война ожесточает человека. «Не смей жалеть, и не смей лишка думать – война! Огрубей и очерствей, стань деревом!» - так требовали жестокие годы. Но война пройдет, а черствость и жестокость останутся. Те, кто выжил, будут жить. Но как? Разучились жалеть, страдать, стали равнодушны. Как жить потом – «порченым среди порченых»?
Такие вопросы волнуют не только Владимира Тендрякова, на них пытается ответить и Светлана Алексиевич, молодость которой прошла на полях сражений. Ее книга «У войны не женское лицо», основанная на письмах женщин, прошедших через горнило войны, подтверждает слова Бориса Васильева, который считает, что женщина – это воплощенная гармония, а война – всегда дисгармония». «Мужчина, он мог вынести. Он мужчина. А от как женщина могла, я сама не знаю. Я теперь как только вспомню, то у меня уже потрясение, а тогда все могла: и спать рядом с убитым, и сама стреляла, и кровь видела, очень помню, что на снегу запах крови как-то особенно сильный», - вспоминает снайпер Тамара Михайловна Степанова.
Светлана Алексиевич рассказывает о тех юных девочках – солдатка, которые наравне с мужчинами защищали свою Родину. У каждой из них была своя дорога на фронт. Но побуждение одно – спасти Родину.
Все было на войне: смерть, страх, тяжелая работа. И было женское долготерпение, любовь, верность и нежность. В госпитальную палату в землянку приходил с женщиной кусочек уюта, пусть это даже был прозрачный букетик подснежников в консервной банке, занавесочка из портянки, чистое белье или просто женский голос. Они напоминали о доме и прежней жизни.
Девушки, юные девочки… Они брали с собой на фронт чемоданы с конфетами, туфли на высоких каблуках. Они должны были, они старались остаться женщинами, и в тоже время им надо было утвердить свое равноправие среди мужчин, доказать, что они тоже могу быть солдатами: не испугаются, не заплачут, все выдержат и сумеют воевать.
Война не только забрала молодость у совсем еще юных девчонок, побелила их виски сединой, у многих – отняла материнство. Лишила девочек самого великого женского счастья…
Снова и снова приходишь к мысли, что война портит человека, выжимает из него все человеческое. Недаром снайпер Степанова вспоминает, что когда она спокойно убила первого немца, рядом сказали: «Из этой человека уже не будет»… Война разрушает не только дома и мосты. Она разрушает человека, его понятия о добре и зле, любви и ненависти. «Мне ненавистно утверждение личности жестокостью, но я за насилие над злом, и в этом вижу смысл добра. Когда в мой дом врываются с оружием, чтобы убивать, сжигать, наслаждаться видом пожара и разрушения, … я должен убивать, ибо слова здесь – пустой звук», - говорит генерал Бессонов в романе. Ю. Бондарева «Горячий снег».
Рисуя в повести «А зори здесь тихие» незначительный в масштабах войны эпизод, Б. Васильев изображает минувшую войну в ее страшном, уродливом несоответствии с самой сущностью человека. Каждая из девушек – зенитчиц до войны жила «нетерпеливым предчувствием ослепительного счастья». Каждая из них рождена была, чтобы продолжить род человеческий. Но вместо этого они вынуждены убивать и сами погибнуть, так и не выполнив своего предназначения.
Жаль девчат…, но не меньше жаль и мальчишек, кремлевских курсантов (240 человек, и все одного роста – 183 см!!!) из повести Константина Воробьева «Убиты под Москвой». Жутко уже от самого названия, страшного в своей определенности. В иных местах, читая повесть, хочется загородить этих молодых ребят, вооруженных «новейшими винтовками» СВТ, которые годны были только для парадов. Все у этих ребят было в первый раз. Первые погибшие товарищи и первый убитый в рукопашной схватке враг; первый бой и первый безумный, животный страх смерти; впервые испытанное чувство полного душевного опустошения после страшной гибели роты и после собственного малодушия и первый - один на один – бой с немецким танком. «Невероятная явь войны» явилась неожиданностью не только для молоденьких бойцов и лейтенантов, но в значительной степени и для командиров. Потому-то, видимо, не смог до конца сориентироваться в сложившейся ситуации бравый и решительный командир, капитан Рюмин, любимец и идеал курсантов, застрелившийся после гибели роты.
Сцена гибели роты написана Воробьевым поразительно сильно. Смерть мальчишек в железном кольце немецких танков ужасает, ужасает именно своей правдивостью, своим реализмом.
От этой повести, как от самой войны, болит сердце, и хочется лишь единственного - чтобы это никогда не повторилось.
«Я не святой – в рай меня не пустят. Я и не грешник, а в аду побывал», - так пишет в своих воспоминаниях о войне Б. Васильев.
«В самых адских котлах побывав», прошли войну от звонка и до звонка и многие другие писатели – фронтовики: К. Симонов, Ю. Бондарев, В. Астафьев, В. Быков, В. Кондратьев. Как бы за них за всех безмерным страданьем К. воробьев заглавием другой, своей повести – «Это мы, Господи!». В нем слышится голос – стон тех, кто прошел все «круги ада» и кто отстоял нашу победу.
Никто меня не любит
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью
Сладость для сердца
У меня в портфеле
Большое - маленькое