Блажец Валентина Владимировна

сайт учителя химии

Моя профессия – лучшая в мире!

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: современные педагогические технологии

Увлечения: воспитание дочери, чтение, музыка, кошки, компьютер и многое другое

Регион: Ставропольский край

Населенный пункт: г. Пятигорск

Место работы: МБОУ "Центр образования №9"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/valentina-vladimirovna-blazhets
Жить - вот ремесло, которому нужно обучить ребенка...
Жан-Жак Руссо

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Вас приветствует  Блажец Валентина Владимировна, учитель химии. Надеюсь здесь обогатиться  и поделиться знаниями и опытом.

О себе

      Как библейская истина звучат для меня слова, сказанные В.О.Кольцовым: «Чтобы  быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь». Мне повезло: я преподаю самый увлекательный, самый интересный, самый волшебный предмет, который нельзя не любить - ХИМИЯ.

Утром бегу на любимую работу, к моим ученикам! Вечером спешу домой, к моим любимым: дочке, мужу и кошке!

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Их много.....

Мой взгляд на мир

 

Если работать, то хорошо,

Если быть честным, то до конца,

Если принципиальным, то в меру,

Если шутить, то к месту,

Если быть тактичным, то всегда.

Моё портфолио

Химия дает в руки человеку огромные возможности и силы, но при этом требует грамотного, ответственного их использования.

На вопрос: «Кем Вы работаете?» я всегда с гордостью отвечаю: «Учителем!».  Да, я горжусь, что работаю в школе. Для меня «УЧИТЕЛЬ» не просто слово, профессия, работа - это мое призвание, моя жизнь. 

Я -  учитель, привыкла проводить уроки так: «Пришел, увидел, победил...» и удивил. Удивил детей таинственностью  науки химии. Удивил учеников легкостью и интересом изучения химии. Удивил ребят огромными возможностями человека, который знает химию. Удивил всех своей заинтересованностью, стремлением, творчеством. Удивил своим  желанием научить, передать свои знания и любовь к химии.

Каждый год на «Последнем звонке», видя слезы на глазах выпускников, ловлю себя на мысли, что я, наверное, уже состоявшийся  учитель. Но первого сентября, придя в класс к новым ученикам и видя в 
их глазах огромный, неподдельный  интерес к себе и своему предмету, я понимаю, это - ОНИ, для кого необходимо здесь и вновь доказывать, что я - УЧИТЕЛЬ. Стараться доказывать так, чтобы тебе поверили и 
пошли за тобой.

За годы работы я поняла, что не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и умелом применении всего того, что знаешь, чему учишь. Каждый раз уходя домой, думаешь, а что будет завтра, как сделать так, чтобы твой урок запомнился? Удивить, рассмешить или, может быть, напугать? Увы, сегодня химия для многих – предмет не первостепенной важности. Как найти и подобрать то, что поможет сделать процесс обучения интересным, творческим, запоминающимся? Уверена, что только, вызвав светлые чувства и положительные эмоции, можно создать комфортный климат на уроке.

Учителю необходимо постоянно стремиться выйти за рамки предмета и посмотреть даже на самую «химическую» проблему под углом зрения общей культуры. Считаю себя скорее педагогом, чем предметником. Думаю, что нельзя «уходить с головой» в щелочи и кислоты. Химия должна помочь ребятам в реальной жизни.

Как не просто учителю сегодня разобраться в выборе программы, учебника, методического пособия. В результате долгих раздумий, детальном анализе многообразия учебников химии, многолетнего опыта работы, я остановилась на программе и учебниках О.С. Габриеляна, хотя меня не все в них устраивает.

Все начинается с урока. Как его построить, чтобы можно было реализовать все его учебно-воспитательные функции? Для творчески работающего учителя самый главный судья и даже ученик – он сам. Педагог должен не только знать свой предмет, но и ориентироваться в околопредметных сферах, тогда он сможет дать те универсальные знания, которые не затеряются в потоке мелких фактов, деталей. Какие наиболее важные, приоритетные подходы к процессу обучения я ставлю во главу своей системы работы? Это -

1. Дифференцированный подход – необходимое условие каждого урока. Задание должно быть достаточно легким, чтобы не отпугнуть ученика, не вызвать в нем страх, но одновременно и достаточно сложным, чтобы воспитать в ученике культуру труда. Главное, чтобы труд был результативным .

2. Подходя к отбору и содержанию урока, к логике его построения, можно выделить два главных принципа обучения – дедуктивность (сначала рассматриваются более общие вопросы, затем – частные) и цикличность изучения материала с постоянным его усложнением. Очень важно научить ученика видеть общее в частном, рассуждать, делать умозаключения, выводы. Я стараюсь конструировать задания таким образом, чтобы при их выполнении ученику требовалось высказывать свои суждения, подтвердить или опровергнуть выдвигаемую гипотезу, сделать умозаключения на основании фактов или теорий.

3. Все дети разные, поэтому на уроках я использую личностно-ориентированный подход в обучении, который проявляется через такие аспекты, как:

* Использование в работе взаимо- и самоконтроля;

* Использование методик, при которых учащиеся составляют опорные конспекты;

* Организация индивидуальной работы с отдельными учащимися на фоне самостоятельно работающего класса или групп;

* Индивидуализация домашнего задания;

* Использование проектных технологий;

* Организация исследовательского эксперимента;

* Постановка проблемы и поиск ее решения (проблемный метод);

* Организация самостоятельной поисковой деятельности школьников посредством постепенного усложнения заданий от репродуктивных до творческих.

Личностно-ориентированное обучение способствует динамике качества знаний, учебных умений и навыков учащихся.

Я никогда не отказываю ученику в попытке продемонстрировать свои знания по предмету, поэтому в школьной олимпиаде может участвовать любой желающий.

4. Чтобы добиться высокого результата в обучении, а этого хочет каждый учитель, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-коммуникационные технологии.

На протяжение всех лет моей работы в школе для меня актуален вопрос: как учить детей? Как развивать у учащихся внутреннюю мотивацию к обучению химии? Свои уроки я планирую таким образом, чтобы они способствовали приобретению навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, умений анализировать факты, обобщать и делать логические выводы Самостоятельно найденный ответ – маленькая победа ребенка в познании сложного мира природы, придающая уверенность в своих возможностях, создающая положительные эмоции, устраняющая неосознанное сопротивление процессу обучения.

Учитель должен преподносить содержание предмета учащимся не как готовое задание, а как систему познавательных задач, решая которые, учащиеся самостоятельно формулируют теоретические положения. Я использую различные формы познавательных заданий: вопросы, упражнения, расчетные и экспериментальные задачи, дидактические игры, алгоритмические предписания, химические диктанты, тесты разного типа, поисковую сеть Интернет, виртуальный эксперимент, создание учащимися компьютерных презентаций.

На мой взгляд, наиболее приемлемая для реализации таких задач форма урока – беседа с элементами проблемно-поискового подхода, переходящая в дискуссию. Вопросы, на которые учащимся предстоит ответить в ходе урока, формулирую таким образом, чтобы они позволяли создавать ситуации неожиданности, конфликта, предположения, опровержения. Уверена в том, что каждый ответ ученика ценен тем, что это результат рожденной его собственной мысли. Нет беды в том, что ответ на какой-либо вопрос не найден сразу. Нерешенная задача будет постоянно побуждать к поиску решения, создавать дополнительную мотивацию к познанию.

Проблемно-поисковый подход удачно реализуется при проведении химического эксперимента. Одно дело просто провести химическую реакцию, совсем другое – провести химическое исследование. Много времени отвожу на проведение практических и лабораторных работ. Убеждена, что только, дав возможность ученику попробовать себя в роли исследователя, экспериментатора, можно добиться усвоения учебного материала. Теория без практики ничто, поэтому химический исследовательский эксперимент - частый гость на моих уроках.

Известное высказывание «Учитель всегда учится» характерно для педагогов нашего лицея. Нет учителя в лицее, кто бы в последние годы не приобщался к непрерывному совершенствованию. Большинство, в том числе и я, начали применять несколько лет назад информационные и коммуникационные технологии. Я училась и учусь использовать ИКТ с удовольствием. Сначала прошла курсы по овладению базового, затем и продвинутого уровней ИКТ. Следующим шагом стало изучение и овладение методикой урока с использованием ИКТ.

Сегодня учитель перестал быть единственным источником знаний школьника. На второе место среди источников информации вышли компьютер и Интернет. Поэтому резко возросла роль компьютера и Интернет в школе. Создание тандема учитель + компьютер делает учебный процесс более привлекательным. Благодаря анимации, звуковым и динамическим эффектам, учебный материал становится запоминающимся, легко усвояемым.

Компьютер оказывает помощь учителю и в систематизации дидактического материала, экономит время на оформление документации, позволяет делать это в соответствии с требованиями сегодняшнего дня. Невозможно без компьютера и в оформлении учебного кабинета.

Следующей моей ступенькой стали уроки с использованием ИКТ. Уроки с использованием электронных учебников, презентаций, электронных тестов, виртуального эксперимента, ресурсов Интернет представляют собой сплав новых информационных технологий с традиционными педагогическими.Использование компьютерных программ на уроке по химии позволяет увидеть то, что на обычном уроке невозможно: смоделировать химический процесс, провести опасную реакцию, увидеть динамическую модель работы химического завода или аппарата, поработать с отдельными атомами и молекулами, проверить свои знания независимым «экспертом» - компьютером.

Встает вопрос: где найти столько времени на уроке, так как традиционный курс химии остается без изменения? Администрация школы всегда идет навстречу учителям…..

На своих уроках и во внеурочной деятельности я использую следующие формы работы:

* урок-презентация;

* урок-исследование;

* тематический проект;

* электронная викторина;

* электронный урок;

* электронное тестирование;

* организация индивидуального обучения.

Постараюсь кратко описать эти уроки, так как они действительно новы и необычны, но интересны для части моих коллег.

Урок-презентация:

Активная роль на таком уроке принадлежит учителю. Основа урока – это изложение материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимационными схемами, анимационными и видео фильмами, объединенными вместе при помощи программы PowerPoint. К поиску материалов привлекаю учеников. В ходе урока такая презентация может демонстрироваться как с помощью мультимедиапроектора, так и на отдельных компьютерах.

Урок-исследование:

Это форма урока, при которой активная роль принадлежит учащимся. Основная цель такого урока: формирование навыков поиска информации в Интернет, ее анализа, структурирования, поведения итогов.

Электронное тестирование:

Это самоанализ и самооценка ученика. Для электронного тестирования учеников я использую готовые электронные тесты и создаю свои

Курсы «Современные педагогические технологии» помогли использовать в своей работе идеи развивающего обучения. Очень необычно, когда ребенок на уроке сам формулирует тему, ставит себе задачу и находит пути ее решения.

Я думаю, что учитель не должен замыкаться в себе. Это творческая личность, для которой важна оценка его труда, отношение к нему окружающих. Творчество всегда предполагает профессионализм. Не считаю зазорным участвовать в профессиональных конкурсах. Любой конкурс – это начало, точка отсчета, своеобразный способ «перевернуть» свою жизнь, подвергнуть достигнутое беспристрастному анализу коллег. Настоящий учитель не возгордится, а пойдет по пути самосовершенствования, где его могут поджидать не только новые достижения и успех, но и сомнения, а подчас, отчаяние. Но думающий, всегда ищущий учитель найдет в себе силы подняться, расправить свои плечи и пойти дальше рядом со своими коллегами, ради своих учеников, ради дела, которому служишь.

Каждый по-своему находит эти силы.Для меня…… Именно они помогают мне каждое утро просыпаться с добрым намерением отправиться на работу в родную школу, снова открыть двери кабинета химии и, наверное, в сорокатысячный раз сказать: «Доброе утро, ребята! Начинаем наш урок!»

Добавить грамоту в портфолио