Внеклассные мероприятие по музыке

Монгуш Анаймаа Дуктуговна

 1. «В гостях у Феи Музыки»

2.  Музыкальная викторина "Гармония музыки"

3. " Торээн Тывам аялгазы"

4. Музыкальные инструменты в загадках

5. " Музыкальная страница"

6. " Авыралдыг авам сенээ"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 г. АК-ДОВУРАКА ИМЕНИ ТАМДЫН-ООЛ СЕСЕНМАА САЯТЫЕВНЫ – ГЕРОЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА

Разработка внеклассного мероприятия.

Музыкальный праздник для 1 классов

«В гостях у Феи Музыки»

РАЗРАБОТАЛА: учитель  музыки

 Монгуш Анаймаа Дуктуговна.

АК-ДОВУРАК – 2017-2018 г

Музыкальный праздник для 1 классов

«В гостях у Феи Музыки»

Здравствуйте, ребята! Как много вас сегодня здесь собралось и все вы , нарядные и красивые, пришли на наш праздник «Посвящение в юные музыканты».

- Поднимите руку те, кто любит музыку? Спасибо, я вижу, что почти все вы любите этот удивительный вид искусства - музыку.

Мы сегодня к нам в гости пригласили Фею. Но это не простая Фея, она живёт в далёкой волшебной стране .Её к нам послала Королева Мелодия .

(Звучит музыка П.И.Чайковского, входит Фея)

Фея: -Здравствуйте, ребята! Я на самом деле необычная Фея, ведь живу я в одном

из самых чудесных королевств на свете.

Поэтому я и появилась под звуки прекрасной музыки, которую написал известный русский композитор Петр Ильич Чайковский. Видите, у меня в руках волшебный жезл. Стоит только мне взмахнуть им, как зазвучит красивая музыка. Она расскажет нам о необычных странах, познакомит с героями и красавицами. И все это будет нарисовано только удивительной красоты звуками, которые сочинили и придумали для вас самые настоящие волшебники-композиторы. Так называют людей, которые сочиняют музыку. Только у меня к вам есть одна просьба. Музыка это очень хрупкий предмет'. Если зашуметь в то время, когда звучит музыка, все ее волшебство исчезнет. Поэтому давайте договоримся сразу вот о чем: когда начнет звучать музыка, постарайтесь сидеть тихо-тихо,. Вот послушайте, какая музыка зазвучит сейчас.

(Взмахивает жезлом. Начинает звучать начало пьесы «Лебедь» К. Сен-Санса. Затем музыка несколько приглушается и затихает.)

Знаете, как много прекрасных музыкальных мелодий сочинено композиторами всего мира. Со временем вы научитесь понимать и ещё больше любить музыку, конечно, если будете упорно трудиться и овладеете знаниями, которые являются ключами ,открывающими прекрасный мир музыки .И поведут вас в этот сказочный мир два ключа ,не простых, а музыкальных!

.

(Звучит музыка по выбору постановщика).

Два ключа, две закорючки. Интересные две штучки. Ими дверь ты не откроешь, Их и в руки не возьмешь. Не от шкафа платяного, Не от Мишки заводного.

А скажу вам наперед.

Два ключа от звуков — нот.

(Из дверей школы выходит Скрипичный ключ).

Познакомьтесь — ключ Скрипичный.

Развеселый , симпатичный.

На 2-ой всегда линейке

Он сидит, как на скамейке.

(Выходит Басовый ключ).

Есть еще и ключ Басовый.

Он и добрый и суровый

. На 4-ой он линейке

Место с краю занимает.

Ноту Фа октавой малой

Ключ Басовый открывает.

Скрипичный Ключ:

Я приглашаю вас в мой храм искусств,

Я — самый важный в нем,

Кто не знаком со мной, тому придется худо.

А ну-ка отгадайте, как меня зовут?

Дети (хором): Скрипичный ключ.

Басовый ключ:

Я — брат Скрипичного ключа,

Во всем его помощник.

Со мной подружитесь вы, но немного позже.

Скрипичный ключ:

Я — важный ключ,

Хозяин нотных книжек

Я открываю дверь вам в мир чудес!

Но сам без нот, я ничего не значу.

Я приглашаю к вам на праздник вот этот нотный хоровод. (входят ноты)

Нота До:

Мы звуки музыки,
Нас нотами зовут.
А кто как называется,
Мы вам расскажем тут.

Скрипичный ключ:

Каждая нота имеет свое имя. Запомните, как их зовут. (Показывает на каждую ноту и называет ее название.) До, ре, ми, фа, соль, ля, си. Давайте выучим имена нот. (Повторяет с ребятами названия нот.) Чтобы вам легче было запомнить их имена, попробуйте запомнить несложный стишок:

Басовый ключ:

До, ре, ми, фа, соль, ля, си,

Кошка едет на такси.

Заплатила сто рублей

И поехала в музей.

А веселые котята

К ней уселись позади

И проехали бесплатно.

До, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Скрипичный ключ:

Запомнили? Давайте повторим этот стишок вместе со мной еще раз. (Повторяет с ребятами стихотворение.)

Фея:

Вот видите, ребята, какой веселый человек наш Скрипичный ключ.

Только скажет нотам он: «Быстро стройтесь в ряд!»

И бегут к нему все ноты, и встают подряд.

Ключ скрипичный ноты строит по порядку тесно

Тот, кто их потом споет, тот получит песню

Надо сказать, что петь ноты, не так просто. Но, я думаю, что постепенно мы это делать научимся. А пока послушаем песню про ноты, и про то, как их зовут.

Ключ:

Эта песенка интересна тем, что в ней к названию каждой нотки сочинен маленький стишок. Например,

До - воробышка гнездо.

Ре - деревья во дворе.

Ми - котенка покорми.

Фа - в лесу кричит сова.

Фея:

С такими стихами ребята названия нот запомнят легко.

Ключ:Я думаю, что они их уже запомнили.

Фея:Тогда они смогут подпевать названия нот в припеве этой

песни.

( Звучит исполнение песни композитора Р. Роджерса из мюзикла

«Звуки музыки».)

Нота До:

Нужны мы композитору,
Он нами управляет,
Он превратит нас в музыку,
В какую пожелает.

Ре: В тихую.
Ми: Напевную.
Фа: В грустную.
Соль: Душевную.
Ля: В звонкую.
Си: В весёлую.

Ре: И в маршеобразную

Создает он музыку
Всякую, разную.

Нота До:

Мы Ваши верные друзья,

Нам друг без друга жить нельзя.

Мы в жизни, встретимся не раз —

Любите, знайте, пойте нас

Скрипичный ключ: Тише, тише!

Басовый ключ: Что случилось?

Скрипичный ключ: А разве ты не слышишь? Послушай!

(Доносится музыка Римского-Корсакова "Шахерезада").

Это же она!

Басовый ключ: Да, да! Конечно, это она!

Вместе, торжественно:

Королева Мелодия! (Входит Королева Мелодия).

Королева Мелодия:

Мое королевство не сложно найти,

Каждый, кто хочет, отыщет пути.

Туда, где талант подружились и труд,

Туда, где хорошие песни поют.

Мое Королевство открыто для всех,

Кто музыку любит, песню и смех,

Кто любит трудиться,

Кто любит мечтать,

Кто хочет учиться только на "пять".

Королева:

Здравствуйте, ребята! Мое королевство ждет вас. Мы все — и нотки, и наши друзья Скрипичный и Басовый ключи, с нетерпением ждали сегодняшней встречи. Нам очень хотелось узнать, какое оно, новое поколение.

(В исполнении первоклассников звучат песни, стихи о музыке.)

Скрипичный ключ:

А сейчас начнется самый торжественный момент нашего праздника — посвящение в юные музыканты.

Басовый ключ:

Первоклассники, встаньте!

Королева:

Каждый из вас должен повторить за мной последние слова клятвы. Слушайте и повторяйте!

Ключи:

Слушайте и повторяйте!

(Королева зачитывает клятву:)

1. Клянемся учиться на "5",

Занятия не пропускать!

Ребята: Клянёмся, клянёмся, клянёмся!

2.Задания все выполнять,

И лень от себя отгонять!


Ребята: Клянёмся, клянёмся, клянёмся!

3.А трудно — не вешать свой нос,

Пусть даже обидно до слез.


Ребята: Клянёмся, клянёмся, клянёмся!

4.Со своим инструментом дружить,

И музыку свято любить

Ребята: Клянёмся, Клянёмся, Клянёмся!

5. В мир музыки смело вперед

И с нею к вам радость придет!

Нота Ре:

Без музыки, без песенки, нельзя на свете жить!

Всегда мы будем с музыкой песенкой дружить!

Королева:

Ну что ж, ребята, вы заслужили, чтобы моя музыкальная
шкатулка открыла свой секрет. ,

(Открывается шкатулка и звучит песня "Музыкальная шкатулка". Из шкатулки достают испеченные скрипичные ключи с ленточкой и одевают всем первоклассникам на шею).



Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

по музыке для 5 классов


Музыкальная викторина

«Гармония музыки»


hello_html_m4fa4118c.jpg




Цель: создание условий, способствующих повышению творческой активности учащихся, расширению их музыкального кругозора, пробуждению интереса ко всем видам музыкальной деятельности.

Задачи:

Актуализация знаний учащихся о музыкальных терминах.

Развитие концентрации и устойчивости внимания при выполнении заданий.

Совершенствование координации движений и свободного перемещения в пространстве.

Развитие творческого воображения учащихся.

Оборудование:  карточки; музыкальный центр, музыкальное сопровождение; картинки с нотами.

Участники: две команды по 4-6 человек.

Ход мероприятия:

Ведущий: Добрый день, уважаемые ребята. Мы начинаем музыкальную игру “Музыкальные ребята» и приглашаем всех окунуться в прекрасный мир музыки. Везде, где трудится или отдыхает человек, звучит музыка. Наверное, каждый из вас задавал себе вопрос: «Что такое музыка?». Что же это такое, как вы считаете?

Ответы участников.

Древние философы утверждали, что музыка - это величайшая сила. Она может заставить человека любить и ненавидеть, убивать и прощать. Она помогает поднять настроение, поддерживает в трудную минуту. Музыка обладает какой-то особой силой воздействия на человека. Люди знали об этом и не сомневались, что в звуках музыки скрыто волшебство и таинство, благодаря которому музыка управляет их действиями и чувствами.

Ведущий: А теперь, пожалуйста, придумайте название команды.

Ведущий: Уважаемые игроки, давайте с вами познакомимся!

Вступление: Звучит мелодия, затем фанфары.

Ведущий: за каждый правильный ответ команда получает нотку, побеждает тот, кто больше соберет нот.

Ведущий: В первом туре мы проведём разминку - я буду задавать вопросы по очереди каждой команде, а вы постарайтесь дать как можно больше правильных ответов.

1 конкурс. РАЗМИНКА

1.Пять веревочек висят,

С них сто птичек голосят. (нотный стан и ноты)

2. Нота говорит: "Мерси!",

Ездит только на такси,

Обожает мокасины,

Силачей и апельсины. (нота си)

3. Эта нота там, где дождик,

Сладости и подорожник,

С ней и радость, и задор,

С ней добрее командор. (нота до)

4. Эта нота есть в гуляке,

И в каляке, и в маляке,

В землянике на полянке,

А еще в стеклянной склянке. (нота ля)

5. Знает нота, что она

Населяет мир одна. (нота ми)

6. На пяти проводах

Отдыхает стая птах. (нотный стан и ноты)

7. Эта нота в каждом доме,

В каждой будочке живет.

То лежит она в ладони,

То на лодочке плывет. (нота до)

8. Нота мчит на бал в карете,

Плещет в море и в реке,

Есть она и в винегрете,

И в ремне, и в теремке. (нота ре)

9. Нота водится в камине,

Ест миндаль и ходит в мини,

Может мину заложить

И в милиции служить. (нота ми)

10. Нота на консоль встает

И сольфеджио поет. (нота соль)

Ведущий: Первый тур закончен. Жюри объявляет результаты 1 тура.

Звучат ФАНФАРЫ

2 конкурс «УЗНАЮ ПО ОПИСАНИЮ»

Ведущий: По описанию песни вы должны её отгадать.

1. Песня о длительном путешествии маленькой девочки в яркой шапочке («Если долго – долго» - Песня Красной Шапочки)

2. Песня о содержании головы, которая для маленького медвежонка не представляет особой ценности (Песня Вини Пуха)

3. Песня по слогам о деревянном человечке (Бура – ти – но)

4. Песня о самом радостном празднике, который бывает раз в году. («День рождения» Песня крокодила Гены)

5. Песня о зеленой красавице. ( «В лесу родилась елочка»)

6. Песенка о мальчике, который не любил работать. (Антошка)

7. Песня о трагической смерти маленького насекомого. («В траве сидел кузнечик»)

8. Песня об одинокой красавице. («Во поле березка стояла»)

Ведущий: Второй тур закончен. Жюри объявляет результаты 1 тура.

Звучат ФАНФАРЫ

3 конкурс «УГАДАЙ МЕЛОДИЮ»

На доске висят 5 категории песен, каждая команда выбирает понравившуюся категорию. Кто быстрее угадает мелодию, тому будет принадлежать право выбора следующей категории. За каждую угаданную мелодию, команды получают один балл.

«Если друг оказался вдруг»

«Скажите как его зовут»

«Школьные годы»

«Мама - первое слово»

«Мульти – пульти»

Песни: (1: «От улыбки. Крошка енот», «Дорога добра. Маленький мук»; «Буратино. Золотой ключик», «Леди совершенство. Мери Попинс»; «Любимая школа», «Чему учат в школе»; «Мама. Из фильма мамонтенок», «Мама. Песенка козы»; «Бременские музыканты», «Летучий корабль» )

Ведущий: Третий тур закончен. Жюри объявляет результаты 1 тура.

Звучат ФАНФАРЫ

4 конкурс «ИСПРАВЬ ОШИБКИ»

В этом задании участникам команд предлагается найти ошибки в статье Сидорова Пети, которую он написал для школьной газеты.


«Сидорову Пете поручили написать в школьную газету статью о концерте, который проходил в доме культуры. Петьке на концерт идти было лень. «Да ну его, решил он, чего я там не видел? И так напишу». И появилась в школьной газете очень странная статья…


«В воскресенье в Доме Культуры состоялся концерт классической музыки. Первым номером выступал большой академический хор. Зрители расселись по местам, дирижер взмахнул своей палочкой и хор запел.

Мощно, сочно звучали сопрано мужских голосов. Им вторили легкие, подвижные басы женских голосов. Музыка завораживала, восхищала, а для большей убедительности музыкального образа певцы сопровождали свое пение плавным, красивым танцем.

Следующим номером было симфоническое произведение. Певцы взяли в руки инструменты и расселись по местам. Сколько разных инструментов зазвучало сразу! Здесь были нежные скрипки и задорные балалайки, томные гитары и суровые контрабасы, звонкие тарелки и громогласные домры.

Ведущую партию исполняли фаготы, остальные инструменты им аккомпанировали. Нежные высокие звуки голосов фаготов ласкали слух. Слушатели долго кричали «браво» и не отпускали музыкантов со сцены. В заключение концерта прозвучало любимое произведение П. И. Чайковского «Рассвет на Москве-реке» из музыкальной сказки «Петя и волк». Замечательный получился концерт!»

Ведущий: Четвертый тур закончен. Жюри объявляет результаты 1 тура.

Звучат ФАНФАРЫ

5 конкурс «МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗАСТАВКА»

Ведущий: Все вы любите смотреть телевизор, а потому вам знакомы многие передачи. Едва заслышав музыкальную заставку, вы уже знаете, какая передача начнется. Сейчас мы проверим, насколько вы внимательны. Оценивается в 1 балл.

1. В мире животных

2. Здоровье

3. Поле чудес

4. Умники и умницы

5. Лучше всех

6. Битва экстрасенсов

7. Пока все дома

8. Кто хочет стать миллионером

9. Угадай мелодию

10. КВН

Ведущий: Пятый тур закончен. Жюри объявляет результаты 1 тура.

Ведущий.

Ведущий: Дорогие друзья, давайте подведем итоги сегодняшней нашей встречи: 1место заняли 5 «в» класс,2 место заняли 5 «а» класс, и 5 «б» класс. Звучат фанфары. Ведущий вручает каждому победившей команде Грамоты .

Справка

о проведенном мероприятии среди 5 классов

Музыкальная викторина «Гармония музыки»

Дата проведения:20.01.2018 г

Ответственный:учитель музыки Монгуш А.Д.

Цели: создание условий, способствующих повышению творческой активности учащихся, расширению их музыкального кругозора, пробуждению интереса ко всем видам музыкальной деятельности.

Задачи; Актуализация знаний учащихся о музыкальных терминах.

Развитие концентрации и устойчивости внимания при выполнении заданий.

Совершенствование координации движений и свободного перемещения в пространстве.

Развитие творческого воображения учащихся.

Предмет (направление): Музыка

Охват детей: 3 команды каждом команде участвовали по 5-4 учащихся. Общий 18 учащихся.

Этапы (названия или краткое содержание): 1 этап; РАЗМИНКА

                  2 этап «УЗНАЮ ПО ОПИСАНИЮ»

          3 этап «УГАДАЙ МЕЛОДИЮ»

         4 этап ИСПРАВЬ ОШИБКИ»

                     5 этап «МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗАСТАВКА»

Положительные аспекты: Все команды очень активно и дружно участвовали, и хорошо знали все заданные вопросы.

Выводы и рекомендации: В итоге заняли 1 место 5«в» класс .2 место заняли 5 «а» и 5 «б» классы. Все команды  молодцы!

F:\Фотки для сайта аттестации Монгуш А.Д\IMG_20180120_112139.jpgF:\Фотки для сайта аттестации Монгуш А.Д\IMG_20180120_112317.jpg

F:\Фотки для сайта аттестации Монгуш А.Д\IMG_20180120_112356.jpgF:\Фотки для сайта аттестации Монгуш А.Д\IMG_20180120_112424.jpg

F:\Фотки для сайта аттестации Монгуш А.Д\IMG_20180120_113311.jpgF:\Фотки для сайта аттестации Монгуш А.Д\IMG_20180120_113315.jpg


Справку составил учитель музыки: Монгуш А.Д.

Дата:20.01.2018 уч.год.



Предварительный просмотр:

Музыкальные инструменты в загадках.

 

В руки ты его берёшь, то растянешь, то сожмёшь,

Если это повторять, начинает он играть.

Сбоку клавиши ряды, чтобы петь на все лады.

Не рояль и не тромбон.  Это что?  

                                                               http://kabmuz.elanskaya.edusite.ru/images/p22_akkordeon.jpg                                   (Аккордеон)

 

Рояль с баяном подружились и навсегда объединились.

А ты названье угадаешь содружество мехов и клавиш?

                                                                                                   (Аккордеон)

 

Он по виду брат баяна, где веселье, там и он.

Я подсказывать не стану. Всем знаком…                       

                                                                                                   (Аккордеон)

 

Чуть побольше, скрипочки, а поёт пониже,

Деревянный бочок, четыре струнки и смычок.                

                                                                   http://kabmuz.elanskaya.edusite.ru/images/p22_al-t.jpg                                       (Альт)

 

В струнно-смычковых звучу постоянно,

 Мой голос - не бас и  не сопрано.

                                                                                                          (Альт)

Звенят серебряные струны как будто струйки водяные,

И на волнах качая шхуны, резвятся ветры удалые!

И ветер, и волну морскую – все струны нам изображают.

Все звуки музыки рисуют. Какой же инструмент играет?

Зовут его красиво, звонко, но не Татьяна и не Марфа.

А звуки нежны, струны тонки. Наш инструмент зовётся…

                                                                         http://kabmuz.elanskaya.edusite.ru/images/arfa.png                                      (Арфа)

 

Богиня инструментов всех –  звучит журчанье, шелест.

По струнам пальцы пролетят – что даже птицы замолчат. 

                                                                                                          (Арфа)

 

Слог первый без труда даётся – так мера площади зовётся.

А слог второй узнает тот, кто назовёт одну из нот.

                                                                                                           (Арфа)

 

Треугольник, три струны – звуки звонкие  важны.

Собой хвалиться я не смею, всего лишь три струны имею!

Но я тружусь, я не лентяйка. Я озорная…                             

                                            http://kabmuz.elanskaya.edusite.ru/images/p22_balalayka.jpg                                  (Балалайка)

 

Ой, звенит она, звенит, всех игрою веселит,

А всего – то три струны ей для музыки нужны.

Кто такая? Отгадай-ка! Ну, конечно…                               

                                                                                                   (Балалайка)

 

Треугольная доска.  А на ней три волоска.

Волосок – тонкий, голосок – звонкий.                                  

                                                                                                   (Балалайка)

 

Три струны, а звук какой! С переливами, живой.

Узнаю его в момент –  самый русский инструмент.           

                                                                                                   (Балалайка)

 

 Струн дано мне очень мало, но пока что мне хватало!

 Струны ты мои задень и услышишь: длень, длень, длень!

 Ну-ка, кто я? Отгадай-ка! Озорная…                                    

                                                                                                   (Балалайка)

                                                      

Самый шумный инструмент, круглый и большой.

Если палочкой ударишь –  раздаётся гром!                           

                                                http://kabmuz.elanskaya.edusite.ru/images/p22_baraban.jpg                               (Барабан)

 

 

Кто в оркестре всем поможет? Сложный ритм стучать он может.

Ритм любой из разных стран! Кто же это?                              

                                                                                                     (Барабан)

 

Есть у нас весёлый друг, обожает громкий стук,

Бей его сто раз подряд, он ударам только рад.

Не драчун и не буян, просто это…                                                     (Барабан)

 

У него рубашка в складку, любит он плясать в присядку.

Он и пляшет, и поёт – если в руки попадёт.

Много пуговиц на нём с перламутровым огнём.

Весельчак, а не буян. Голосистый мой …              

                 http://kabmuz.elanskaya.edusite.ru/images/p22_bayan.jpg                     (баян) 

Три медных подруги –  три лучших подруги.

В оркестре они помогают друг другу. Играют подруги то громко, то тихо,

Их медные платья закручены лихо.

                                    http://kabmuz.elanskaya.edusite.ru/images/p22_valtorna.jpg                                 (Валторны)

 

Инструмент – как огромная скрипка. Звук густой, как баритон.

Музыкант играет сидя. Как, друзья, зовётся он?                    

                                          http://kabmuz.elanskaya.edusite.ru/images/p22_violonchel-.jpg            (Виолончель, виолончелист)

 

Смычком по струнам проведу и сразу в сказку попаду.

Мне дивный инструмент поможет по – разному звучать он может:

То нежно, ласково, легко, то низко, сочно, глубоко.

Он звуком бархатным поёт и сразу за душу берёт,

Не контрабас и не свирель, зовут его…                                        (Виолончель)

 

Смычок таинственно скользит, мелодия прекрасная звучит,

А музыкант себе сидит на стуле, водя смычком по струнам,

Ту мелодию творит. Инструмент его прекрасный

Назовите поскорей, чуть поменьше контрабаса

Имя ей…                                                                                     (Виолончель)

 

Бычий пузырь, деревянные трубочки, дудочкой это не назовёшь.

Но если историю музыки знаешь, взглянув на рисунок,

Ты всё поймёшь.

На этой картинке

Мы видим…                                                                               

                                           http://kabmuz.elanskaya.edusite.ru/images/p22_volyinka.jpg                                     (Волынку)

 

Кнопок стройные рядочки –  он баяну младший брат.

И на свадьбе и в оркестре - так сыграет – всякий рад!         (Гармонь)

 

А это что за чудеса? В лесу мы слышим голоса,

Ребята у костра сидят, поют, и на неё глядят.

Чтобы она вдруг зазвучала, щипни струну ты для начала,

А струн бывает семь иль шесть, её достоинств нам не счесть.

Всем под неё легко поётся, скажите, как она зовётся?          (Гитара)

 

Этот струнный инструмент зазвенит в любой момент –

И на сцене в лучшем зале, и в походе на привале.                 (Гитара)

 

Французы музыкальный инструмент высоким деревом давным–давно прозвали.

Задумчивей его в оркестре нет, за нежный голос инструменту имя дали,

А был простым пастушеским,  рожком пел песни он когда–то над лужком.

                                                                                                      (Гобой)

 

Больше скрипки в десять раз, инструмент тот - …                 (Контрабас)

 

Музыкант смычок берёт, к инструменту он идёт.

Назовём мы как сейчас в оркестровой яме бас?                      (Контрабас)

 

Деревянные ладошки, а звучат, как будто ложки.

Ну–ка дайте мне ответы, как зовутся?                                      (Кастаньеты)

 

Это что за инструмент? Ясно музыка звучала,

В чёрный фрак всегда одет, пуговицы из металла.

Есть на нём утиный клюв, может птицей прокричать.

Но запомни: не подув, музыку нельзя сыграть!

Голос чистый, голос ясный, ты запомнил или нет?

Этот инструмент прекрасный называется…                             (Кларнет)

 

Мы ворчуны, мы самые большие из семьи смычковых,

Но симфонический оркестр, как без нас?

Не сможет передать всей красоты гармонии, а имя наше …                            

                                                                                                         (Контрабас)

 

Отпускаем молоточки, на железные листочки

И летит весёлый звон. Что звенит?                                             (Металлофон)

Это что за инструмент высотою в целый дом?

В трубы, в дерево одет, украшения на нём.

Голосов имеет много это звучный великан

Он то ласковый, то строгий, а зовут его…                                (Орган)

 

Инструмент то с давних пор украшал собой собор.

Украшает и играет, весь оркестр заменяет.                              (Орган)

 

Я стою на трёх ногах, ноги в чёрных сапогах.

Зубы белые, педаль. Как зовут меня?                                        (Рояль)

 

У какого инструмента есть и струны, и педаль?

Угадать его несложно, это звонкий наш …                              (Рояль)

 

Приложил к губам я трубку – полилась по лесу трель.

Инструмент тот очень хрупкий, называется…                         (Свирель)

 

Движенья плавные смычка приводят в трепет струны.

Мотив звучит издалека, поёт про вечер лунный.

Как ясен звуков перелив, в них радость и улыбка,

Звучит мечтательный мотив. Я называюсь…                           (Скрипка)

 

Как будто девушка запела, и в зале словно посветлело.

Скользит мелодия так гибко. Затихло всё: играет…                (Скрипка)

 

В руках неумелых скрипит, о мастере старом грустит.

Чарует, волнует, искрится, поёт волшебница…                       (Скрипка)

 

В симфоническом оркестре  её голос самый главный,

Самый нежный и певучий, коль смычком проводишь плавно.

Голос трепетный, высокий узнаём мы без ошибки.

Назовите-ка, ребята, инструмент волшебный…                     (Скрипка)

 

Знайте они с барабаном соседи. Сделаны они из меди.

Вовремя нужно руками взмахнуть, звонко ударить, потом отдохнуть.

Партия их не пустяк, не безделка, в музыке тоже бывают…    (Тарелки)

 

В самый сказочный момент  вступит этот инструмент.

Но совсем не каждый знает, что в оркестре он играет!

Тихо, нежно зазвенит, будто всё посеребрит.

А затем умолкнет скоро по сигналу дирижёра.

Знает это каждый школьник.  Что такое...      (Треугольник)

 

Меня не каждая включает партитура,

Но в геометрии я важная фигура     (Треугольник)

Деревянные пластинки, разноцветные картинки,

Стучат, звенят – плясать велят!        (Трещотки)

 

Этот медный духовой то короче, то длиннее.

Ведь кулису он имеет! Громче всех в оркестре он.

Как зовут его?           (Тромбон)

 

Звучит сигнал, на бой зовёт!

Вставай, солдат, она поёт!          (Труба)

 

Деревянный духовой, не кларнет и не гобой,

Низким голосом поёт, называется…       (Фагот)

 

Весёлая птичка в орешнике пела,

Лесного ручья где–то струйка звенела,

А, может, в траве колокольчик звенел?

А, может, не птичка, а ветер свистел?

Весёлую, звонкую песенку лета

Пропела волшебная дудочка…     (Флейта)

 

Чудесная трубочка, не простая дудочка,

Бывает золотой, фарфоровой, костяной,

Изумительно поёт, всех в концертный зал зовёт.      (Флейта)

 

Форте – громко, пиано – тихо. Кто наигрывает мне?

Без ошибки, без изъяна. Ну, конечно…          (Фортепиано)

 

Если мы на ней играем, струны мы перебираем.

Инструмент совсем не хитрый,

Знают все, что это…          (Цитра)

 

Инструмент, как пианино, но гораздо меньше он.

Вместо струн внутри пластины, слышен звонкий перезвон,

Если клавиш кто коснётся. Как же инструмент зовётся?             (Челеста)

 

 

                           

Загадки о музыке.

 

Ну, а если все танцуют, песен и в помине нет,

То такое представленье называется…                                      (Балет)

 

Низким голосом медведь может громко зареветь.

Слышно льва, хоть он не близко. Его голос тоже низкий.

Назовите мне сейчас самый низкий голос…                           (Бас)

 

Мальвина всех разбудит рано высоким голосом – сопрано.

Мандолина, театр, сцена… Голос Пьеро – тенор.

А Карабас – Барабас? Его рычанье – это…                              (Бас)

 

Ярко зал весь засверкал, приглашает всех на бал,

Попрошу ответить вас, что за танец этот…                              (Вальс)

 

Вот мелодия звучала, вдруг куда – то убежала.

Но потом опять явилась, в кружева принарядилась

Отдохнув, пошла плясать, каблуками ударять.

И, кружась, подмигивать и в басах подпрыгивать!

Вот так изменение – всем на удивление!

Изменение, новация – это значит…                                            (Вариация)

 

Взмахнёт волшебник палочкой и музыка звучит.

Палочка застынет и весь оркестр замолчит.

Палочка подскажет, кому пора вступать,

Палочка укажет, как музыке звучать.

Палочка волшебная оркестром управляет,

А как назвать волшебника? Кто, ребята, знает?                         (Дирижёр)

 

На параде дружно, чётко воины шагают.

Ну, а в музыке шаги – Как их называют?                                    (Доли) 

                                                  

Если двое музыкантов инструменты в руки взяли

И всем зрителям на радость вдвоём спели иль сыграли

Так вот спели иль сыграли, что доволен целый свет,

То такое выступленье называется…                                              (Дуэт)

 

Веселятся музыканты, улыбнулся дирижёр,

Лад, в котором мы играем, называется…                                      (Мажор)

 

Если в нашей пьесе тучи, дождик льёт во весь опор,

Это лад ужасный грустный, называется…                                     (Минор)

 

Семь ребят на лесенке заиграли песенки.                                         (Ноты)

В кассе мы билет купили и вчера в театр ходили.

Мы во все глаза глядели! Весь спектакль артисты пели.

Слаженно оркестр играл, от певцов не отставал.

Мы в ладоши хлопали, все мы любим…                                          (Оперу)

 

Я – ваша подруга, я ваша – попутчица,

В  пути без меня ничего не получится.

Со мною, друзья, всегда интересно.

Узнали кто я? Ну, конечно же…                                                       (Песня)

 

После знаков ключевых цифры выставляют.

Каждый должен знать о них, что обозначают?                                (Размер)

 

Большой музыкальный рассказ про долгую жизнь человека

Мы с вами услышим сейчас, как будто промчаться два века.

Почувствуем радости час, борьбу и тревоги узнаем…

Симфонического оркестра рассказ как мы называем?                     (Симфония)

 

Чей это красивый голос звонок так, высок и чист?

Это в хоре запевала, называется…                                                      (Солист)

 

Оркестр молчит, только скрипка звучит.

Одной только скрипке слово! Оркестр молчит,

Только скрипка звучит, ведь скрипка играет…                                 (Соло)

 

Весь оркестр играет вместе! Чудо слово не забудьте!

Если весь оркестр играет, то зовётся это…                                         (Тутти)

 

Чисто, ровно мы поём. Слышен в хоре…                                            (Унисон)

 

Оперу мы слушать будем.

Нам певцы расскажут сказку:

Про злодея – Черномора,

Про борьбу, добро и ласку…

К пульту дирижёр выходит,

Открывает партитуру.

Мы со сцены глаз не сводим,

Зазвучала…                                                                                             (Увертюра)

                          

 

 

 

 

                                                                 

                                                                      

             

 

Стихи о музыкальных инструментах и о музыке.

Арфа.

У арфы струн ужасно много, капризна арфа – недотрога.

Чтобы мелодию сыграть, все струны надо перебрать.

 

Рояль.

Рояль много клавиш имеет и струн. У каждой струны – молоточек-игрун.

У клавиш два цвета – чёрный и белый. Пианист на рояле играет умело.

 

Рояль.

Посмотри-ка, у рояля крышка есть, и есть педали,

На спине крыло большое, словно парус над волною.

Много чёрных, белых клавиш – сразу их не сосчитаешь!

 

Скрипка.

У скрипки голос звонкий, четыре струнки тонких,

По ним смычок гуляет и звуки извлекает.

 

Струнно-щипковые инструменты.

Шесть или семь струн у гитары, у балалайки только три.

Щипково-струнными зовутся и та, и эта посмотри:

Чтобы струна вдруг зазвучала щипни её ты для начала

 

Фортепиано.

А по – другому рояль зовут странно, чудно, непонятно –  фортепиано.

И пианино так называют. А «пиано» - «тихо», «тихонько».

Клавиш коснись рукою легонько. Слышишь, рояль начинает звучать?

И громко, и тихо он может играть

 

Бекар.

Вот бекар – знак непростой:  музыкальный постовой.

За порядком наблюдает, эти знаки отменяет

 

Бемоль.

Что за знак написан тут? Для чего он, как зовут?

- Звать меня бемоль, друзья.   Понижаю ноту я.

- А скажи, на сколько? - На полтона только.                 

 Вальс.

Танцор партнёршу подхватил, и в вихре вальса закружил.

Чтоб вальс красиво станцевать давай под музыку считать.

Движенья лёгкие, смотри: шажок, другой! И раз, два, три!

 

Диез.

Ну, а это что за знак? Чем усердно занят так?

- Я диез, Бемоля брат. Сообщить вам очень рад

Про свою работу – повышаю ноту.

- А скажи, насколько? - На полтона только.

 

Динамические оттенки (Е. Королёва).

Здесь живёт кот Василий. Ленивый кот!

Острые зубы и толстый живот.

Очень ТИХО всегда он ходил.

ГРОМКО, настойчиво кушать просил,

Да ЧУТЬ ПОТИШЕ на печке храпел –

Вот вам и всё, что он делать умел.

Кот как раз видит сон вот такой,

Будто затеял с мышами с мышами он бой.

ГРОМКО крича, он их всех исцарапал

Своими зубами, когтистою лапой.

В страхе тут мыши ТИХО взмолились:

-Ой, пожалей, пощади, сделай милость!

Тут ЧУТЬ ПОГРОМЧЕ воскликнул кот: «Брысь!» -

И врассыпную они понеслись.

А на самом деле в то время,

Когда наш кот Василий спал, происходило вот что.

Мыши ТИХО вышли из норки,

ГРОМКО хрустя, съели хлебные корки,

А потом ЧУТЬ ПОТИШЕ смеялись над котом,

Они ему хвост завязали бантом.

Василий проснулся,

ВНЕЗАПНО ГРОМКО чихнул,

К стене повернулся и снова заснул.

А мыши лентяю на спину забрались,

До вечера ГРОМКО над ним потешались.

 

«Динамические оттенки» (Н. Кончаловская).

Две латинских буквы тут. Эти буквы знать дают:

ЭФ (     ) где громче, ПЭ (Р) где тише, композитор так и пишет.

Там, где стрелка вот такая, ты играешь, затихая.

Повернулась стрелка вдруг – надо здесь усилить звук.             

 

Жига.

Танец «Яблочко» на судне русские матросы пляшут.

Ну, а Англии считают: «Нам милее жига наша».

 

«Звонкий день» (Б.Заходер).

Взял Топтыгин контрабас:

 - Ну-ка, все пускайтесь в пляс!

Ни к чему ворчать и злиться,

Лучше будем веселиться!

Тут и волк на поляне заиграл на баяне:

-Веселитесь, так и быть! Я не буду больше выть!

Чудеса, чудеса! За роялем – Лиса,

Лиска-пианистка, рыжая солистка!

Старик Барсук продул мундштук:

До чего же у тромбона превосходный слух!

От такого звука убегает скука!

В барабаны стук да стук зайцы на лужайке.

Ёжик-дед и ёжик-внук взяли балалайки.

Подхватили белочки медные тарелочки:

-Дзинь- дзинь! – Трень-брень! Очень звонкий день!

 

Квартет.

Вот четыре музыканта замечательно играют.

Этот маленький оркестрик все квартетом называют.

Мажор и минор.

Жили – были два соседа: До-минор и До-мажор.

И всегда у них беседа превращалась в жуткий спор.

Говорит Минор Мажору  с осужденьем и тоской:

 «Разве можно без разбору веселиться день-деньской?

Мне совсем не до улыбки: нужно поиграть на скрипке,

Подмести в квартире пол, а потом накрыть на стол».

Возразил Мажор Минору: «Это всё не для меня.

У меня весёлый норов и другой порядок дня.

Для начала – погулять, пообедать и поспать.

А потом - опять игра не отпустит со двора».

Ты – прыгун», - пропел Минор.

 «Ты – ворчун», - Сказал Мажор.

От рассвета до заката длится этот разговор.

Помогите им, ребята, разрешите этот спор.

 

Марш.

Вот отряд большой шагает разрешите этот спор.

По широкой мостовой, маршировке помогает

Барабанный чёткий бой ждёт их доблесть,

Ждёт их слава, и глядит на них страна

Левой…Правой… Левой…Правой… Раз, два! Раз, два!

 

Ноты.

ДО – Дом убирает и охраняет,

РЕ – на Речке весь день пропадает,

МИ – Миндаль в саду собирает,

ФА – Фасолью Фасад украшает,

СОЛЬ – СОЛЬю с хлебом знакомых встречает,

ЛЯ – гуЛЯет всегда на поЛЯне,

СИ – Сидит целый день на диване,

ДО – в Домике весело нотам живётся –

Видно не зря он ОКТАВОЙ зовётся.

 

Ноты.

До, ре, ми, фа, соль, ля, си, кошка едет на такси.

Заплатила сто рублей и поехала в музей.

А весёлые котята к ней уселись позади

И проехали бесплатно. До, ре, ми, фа, соль, ля, си.

 

Нота «соль».

А теперь, дружок, изволь, познакомься с нотой «соль».

Точный адрес ноты той: «Нотный стан – этаж второй».

 

Опера.

Это что за представленье, людям всем на удивленье?

Вроде бы спектакль идёт, но любой артист – поёт!

Вот так чудо – расчудесное, разговаривают… песнями!

Такой спектакль, где все поют, в театре оперой зовут!

 

Полька.

А вот весёлый праздник полька! Здесь счёт другой. Раз, два и только.

Чтобы не кружилась голова, считаем мы: «Раз, два! Раз, два!»

 

Ритм (из «Нотной азбуки» Н.Кончаловской)

Слушай, слушай, различай звук короткий и протяжный,

Чувство ритма развивай, это очень, очень важно!

Всё вокруг для нас привычно, каждый звук для нас не нов.

Но послушай, как ритмично ходит маятник часов:

Тик-так! Тик-так! Тик-так! Тик-так!

Вот суворовцы шагают по широкой мостовой,

Маршировке помогает барабанный чёткий бой.

Ждёт их доблесть, ждёт их слава и глядит на них Москва,

Левой…Правой…Левой…Правой…Раз, два! Раз, два! Раз, два! Раз, два!

 

Регистр (Н.Кончаловская).

У рояля много клавиш! Ты их все звучать заставишь.

В крайних слева бас гудит, будто он всегда сердит.

В крайних справа звук высок, будто птичий голосок.

В средних клавишах как раз тот же голос, что у нас.

 

Скрипичный ключ.

Нотный стан тут на замке. Ключ – у ноты «соль» в руке.

От замков ключи различны, у неё же  - «Ключ скрипичный».

Это ключ  - совсем особый – открывает нотный стан,

Приглашает всех садиться аккуратно по местам.

 

Скрипичный ключ.

Ключ скрипичный самый главный называется ключ «соль».

Открывает нотный стан он, нотной азбуки – король.

 

Скрипичный ключ.

Строчка в пять линеек, как пальцы у руки,

И на каждой линии написаны значки.

А в начале строчки – знак необычный.

В музыке все знают – это ключ скрипичный.

Командир скрипичный ключ всеми управляет,

Потому и ноты ключ этот уважают.

 

Скрипичный ключ.

Только скажет нотам он: «Быстро стройтесь в ряд!»

И бегут к нему все ноты и встают подряд.

Ключ скрипичный ноты строит по порядку тесно

Тот, кто их потом споёт, тот получит песню.

 

Трио.

Если музыканты сели и втроём играть взялись,

А потом им все кричали: «Замечательно!» и «Бис!»,

То такое исполненье, когда трое выступают,

Музыканты во всем мире, словом трио называют. 

 

 

Шумовые звуки (Е. Королёва).

Все на свете дети знают, звуки разные бывают.

Журавлей прощальный клёкот, самолёта громкий ропот,

Гул машины во дворе, лай собаки в конуре,

Стук колёс и шум станка, тихий шелест ветерка.

Это звуки шумовые. Только есть ещё другие:

Не шуршания, не стука – музыкальные есть звуки.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательое учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 г. Ак-Довурак Республики Тыва

Внеклассное мероприятие

«Музыкальная страничка»

Монгуш  Анаймаа Дуктуговна

учитель первой категории.

г. Ак-Довурак-2015г

Внеклассное мероприятие

«Музыкальная страничка».

В игре могут принять классы -  параллели по 5 участников. Можно выбрать ведущего игры и членов жюри.

Конкурс1. Собери имя исполнителя.

Участникам предлагается подобрать к фамилиям известных российских и тувинских исполнителей их имена.

Шатунов

Маша

Распутина

Кристина

Газманов

Валерий

Савичева

Верка

Билан

Олег

Сердючка

Юля

Орбакайте

Валерий

Газманов

Юра

Меладзе

Дима

Салчак

Андрей

Кошкендей

Айдаш

Кара-оол

Айдын

Барынмаа

Анчы

Арыг

Игорь

Монгуш

Софья

Конкурс 2. Собери название группы.

Игроки в течении 1 минуты должны составить полные названия музыкальных групп.

Чангы

Анай-хаак

Агым

Азия

Ят

даш

Центр

хая

Кара

ха

отпетые

Фай

ногу

министр

хай

мошенники

премьер

свело

Конкурс 3. Составь название песни.

Участникам предлагается за 3 минуты собрать из отдельных букв пять названий песен. Рядом указаны исполнители данных песен. За каждое правильное отгаданное слово участникам присуждается 2 или 3 балла.

оподзн

Наталья Подольская

лайле

 Виктория Дайнеко

ракыб

«Фабрика»

рециныс

«Братья Грим»

тдевост

Юра Шатунов

тпос

Юля Савичева

Конкурс 4. Мульти-пульти.

В ходе этого конкурса участникам надо вспомнить некоторые мультфильмы и песни, которые в них исполнялись, в течении 2 минут команды подбирают песни к мультфильмам, и каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Название мультфильма

Название песни

«Ёжик и междвежонок»

Ничего на свете лучше нету

«Пластилиновая ворона»

Голубой вагон

«Летучий корабль»

Мы бандито

«Крошка енот»

Кабы не было зимы

«Бременские музыканты»

А может быть, ворона

«Крокодил Гена»

От улыбки станет всем светлей

«Зима в Простоквашино»

Бабки-ежки

«Приключения капитана Врунгеля»

Облака-белогривые лошадки

Конкурс 5 Песня.

В этом конкурсе  участникам предстоит спеть песню.

Подведение итогов.



Предварительный просмотр:

Класс шагы «Авыралдыг авам сенээ» (концерт).

Сорулгазы: а) чырык черде ава ышкаш эргим кижи чок дээрзин унелеп ооредир.

        б) хэрээжен кижилерге эриг-баарлыг , чымчак-сеткилдиг болурун кижизидер.

Дерилгези : улегердомактар, номнар, чуруктар.

Онаалга:шулуктерни ооренир, миниишкиннин чагаазын бижиир.

Кичээлдин чорудуу:

-Экии, эргим иелер! Бурунгу тывалар ие-кижини бурган дижир чораан. Чырык чер кырында кижинин иези дег хайыралдыг чуве чок. Иезинин сеткилин хомудаткан  тол кирер чер тыппас  дижир. О ол-даа , кыс-даа кижи торээн иезинин адын дорт адавас турган .

Ие кижи ог – булезинин одаанын ээзи ажы-толунун ажаакчызы, кижизидикчизи. Ол чаш ажы-толун чырык чер кырынга чаяап, эмиинин аа  суду – биле   доруктуруп , азырап , опей ырын ырлап , саанын саап, аъш-чемин белеткеп, идик-хевин даарап, кижи бурузун кижи кылдыр остуруп азырап каар.

   Ава дугайында чеже-чеже чогаалчылар, шулукчулер эки состерин ооруп четтиргенин илеретпээн дээр боор.

Ынчангаш дараазында Санчы Деспил-оол Донгаковичтин «Бурган дээр мен» деп шулуун номчуур-дыр бис.

  Ава кижи эригбаарлыг,

Алдын хун дег унемчелиг,

Ааткыыжын чайгап чорааш,

Ажы – толун азырап каар .

Оглу–кызы албан ужун

Ол бо черже унуптерге,

Оруун актап судун оргуп,

Одун козеп манап орар.

Оорга мойну бушкуйгуже

Олут чыдын, тамчык билбес

Ава ышкаш эргим кижи

Айдын черден тывылбас боор.

Ынчангаштын аваларга

Ыры, шулук эгээртинмес

Бодум хуумда аваларны

Бодаракы Бурган дээр мен.

    Ынчангаштын ам дараазында ава кижиге тураскааткан кожумактарны силернин уругларынар, ажы-толунер ырлап кууседир-дир.

Айым–биле хунум ышкаш

Айдын чырык чуве-ле чок

Авам-биле ачам ышкаш

Авыралдыг улус-ла чок.

Алаш-биле  Хемчик ышкаш

Агым суглуг хемнер кайдал?

Авам-биле ачам ышкаш

Авыралдыг улус кайдал?

Айдын чырык турза-даа-ла

Алдын хунге кайыын чедер

Ал-ла дунма турза-даа-ла

Авайымга кайыын чедер.

Иштии хойнум элей  бээрге

Иле тыртып бээр авам

Иштим-баарым ийлей бээрге

Эде суйбап бээр авам.

Улуг хойнум  орлу бээрге

Улай тыртып  бээр авам

Ужу бажым аарый бээрге

Эдэ суйбап бээр авам.

Аштап келгеш аакталыр

Аштыг чемниг авам кайдал

Донуп келгеш домактаныр

Тоннуг-хептиг авам кайдал?

    Кожамыктарны холчок чараш ырладывыс, ам улегер домактарны кайы- хире билирэвес бис аваларывыска коргузуп корээлинер?

  Ада созун ажырып болбас ( уруглар улаштырар)

  Ие созун ижип болбас.

       Булут аразындан хун кара чылыг,

       Улус аразындан ие кара чымчак.

  Ава кижи толум дээр

Ажы-толу авам дээр.

   Ынчангаш бистин клазывыс шагында  база-ла хой ажы-толдун иези, бистин башкывыс Сержи Сержин Хомушкуевна аалдап келген-дир оолдар, адыштан часкап тургаш уткуп аалынар.(башкы авалар дугайында шулуктерни, Лидия Хорагаевна Ооржактын «Авам караа»деп ырызын ырлап кууседир). Оон-биле  чергелештир  мен база «Авам» деп ырыдан ырлай кааптайн.

    Ынчангаш клазывыс шагын туннеп  тура «Кады чор  сен авай» деп ырыда ие кижи Кара-Кыс Намзатовна Мунзуктун ава кижинин эриг чымчак сеткилин, ажы-толге ынакшылын,чагыгсостерин бижип турарын эскерип болур бис . («Кады чор сен,авай» уруглар ырлаар).     Ам дараазында силерге ажы-толунернин «Миниишкиннин чагааларын» улеп бээр-дир мен авалар.

                       Ава - дээрге алдын хунум

                       Ава – дээрге чурээм  оду

                      Аваларны алдаржыдып

                     Алдын холун ошкап чорунар.

Клазывыс шагынга келгенинер дээш улуу-биле ооруп четтирдивис, оруунар ак-ла болзун,чоруунар будуп чорзун.