НОД "Ветерок, ветер, ветрище"

Кирюба Татьяна Николаевна

НОД по опытно - экспериментальной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_pro_veter.docx27.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности

«Ветерок, ветер, ветрище»

для детей подготовительной группы.

Цель: знакомство со свойствами ветра.

Задачи:

-создавать условия для развития интереса к опытно – экспериментальной деятельности

- формировать представления о ветре и его свойствах 

- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта

- воспитывать желание к экспериментальной  деятельности

Предварительная работа:

• Наблюдение за ветром на прогулке;

• Игры с султанчиками, вертушками, мыльными пузырями;

• Разучивание стихотворения (Г. Лагздынь) «Ветерок»;

• П. /и «Северный и южный ветер», чтение сказки Ушинского «Солнце и ветер»

Виды детской деятельности:познавательно-исследовательская, коммуникативная

Материалы и оборудование: презентация, мешочки для шумелок, свистульки, бутылки разных размеров, барабан, трубочки и баночки с песком, полиэтиленовые пакеты, вертушка, фен, вентилятор, шарик, перья

Ход НОД:

Орг.  момент

-Ребята, я сегодня по дороге в детский сад встретила Винни-Пуха. Он передал вам шарик и сказал, что если вы догадаетесь, что находится внутри шарика, то узнаете много интересного. Хотите?

-А как можно узнать, что внутри шарика? (Посмотреть, потрясти, послушать). Посмотрели, потрясли, послушали – ничего не видно, не слышно.

-А как ещё? (Развязать). Давайте проверим, я развяжу, а вы подставите ладошки.

-Так есть что-то в шарике или нет? (воздух)

-Ребята, воздух всегда вокруг нас, им дышат люди, животные и растения. Всем нужен воздух. Мы его не видим, но его перемещение можно почувствовать: подуйте на ладошку. Чувствуете? Если помахать ладошками, то тоже можно почувствовать воздух.  А как же называется движение воздуха?

(движение воздуха  называется ветром)

Вот о нём мы сегодня и поговорим  (садятся на стулья)

Основная часть. Беседа.

- Бывает так, что вдруг открылась форточка, улетела с головы шляпа. Кто это так с нами шутит? (ветер)

Я хочу вам рассказать одну интересную историю.

Жил-был на свете один фотограф, и у него был волшебный фотоаппарат. Он мог фотографировать им всё красивое, необычное и невидимое. И как-то раз у него получились такие фотографии ветра-невидимки.

Посмотрите на экран. 1-2слайд

Опыт «Видимый – невидимый»

-Вы видите ветер? (Ветер невидим)  Но мы видим движение предметов от ветра.

Видите, наклонились деревья, полетели семена одуванчика.

Положите  на ладошки пёрышки. Давайте подуем на них. 

(Дети дуют на пёрышки, они улетают)

А теперь подуйте друг на друга. Что вы чувствуете? (ветер)

Что помогло нашим пёрышкам улететь?(ветер)садятся

Ветер невидим, но его можно обнаружить,почувствовать.

-Есть такой предмет, который помогает двигать воздух?

С помощью какого предмета можно двигать воздух? (с помощью веера)3слайд

А вы знаете, что очень давно дамы использовали веер для создания искусственного ветра, чтобы освежить себя.

-А где можно встретить ветер? (на улице)

-Ребята, как вы думаете, а дома мы можем встретить ветер? С помощью чего мы можем сделать ветер дома? (С помощью вентилятора и фена)4слайд

 Включает по очереди вентилятор, затем фен, дети подходят к бытовым приборам. 

-Подойдите поближе.

- Вы что-то чувствуете? (Мы почувствовали ветерок)

-Расскажите, какой ветер дует из вентилятора, из фена?(прохладный  и тёплый ветер)  садятся на стулья

-Ребята,что вы делаете, когда у вас мёрзнут руки? (Мы подносим руки ко рту и на них дуем, широко открыв рот)

- Давайте погреем наши руки.

-Какой ветерок вы почувствовали на ладошке? (Мы почувствовали тёплый ветерок)

-А сейчас подуйте на ладошки, сделав губы трубочкой.

-А теперь какой вы почувствовали ветерок на ладошке?( прохладный ветерок)

-Какой ветер дует летом?  (тёплый)

-А какой ветер дует зимой? (холодный)

Значит, каким может быть ветер?(ветер может быть тёплым и холодным.)

-Ребята, а как вы думаете, можно ли поймать ветер?

- Попробуйте поймать ветер от вентилятора. Получается? (нет)

-А я вам покажу, как можно поймать  ветер с помощью простого полиэтиленового пакета.

(Воспитатель подставляет пакет к вентилятору, ловит ветер).

-Хотите попробовать? Берите по пакетику и ловите ветер.(Дети ловят ветер в пакеты).Вот так мы поймали ветер.

-Ребята, а вы знаете какой вкус у ветра?

-Давайте ртом вдохнём ветер, стоя у вентилятора. (Дети вдыхают ветер ртом)

-Вы почувствовали вкус ветра? (нет)

-Значит у  ветра нет…… вкуса.

-А сейчас вдохните ветер носом. Вы почувствовали, чем пахнет ветер?(Ветер ничем не пахнет)

-У ветра нет ……запаха.

-А теперь закройте глаза и вдыхайте ветер носом. (Воспитатель перед вентилятором чистит апельсин). Что вы почувствовали? Какой запах принёс вам ветер? (Запах апельсина)

- Ветер ничем не пахнет, но приносит разные запахи. (выключить вентилятор)

-А сейчас сделаем дыхательную гимнастику.

Любопытная Варвара

Смотрит влево, смотрит вправо.

Чем же пахнет – не понять,

Нужно носиком вдыхать. (вдох – выдох 3 р.)

-Ребята,на столе  лежат камешки. Потрогайте их. Какие они на ощупь? (твёрдые)

-А можно взять и потрогать ветер? (нет)

-Значит ветер не твердое тело, его нельзя сжать. 

Ветер может дуть с разных сторон. С помощью какого прибора можно определить откуда дует ветер.  Флюгер – это прибор для определения направления ветра.5 слайд

-Ребята, посмотрите на экран. Что вы видите? (пустыня) 6 слайд

-На что похож песок в пустыне? (на волны в море)

-Такие волны называются барханы. Ветер в пустыне свободно перемещается. При этом он подхватывает  песок и уносит его на большие расстояния. В результате образуются целые горы из песка – барханы.

        

Опыт с песком

-Мы сейчас тоже сделаем такие холмики-барханы. У вас на столах стоят стеклянные банки с песком. Банка закрыта крышкой. В крышку вставлена пластмассовая трубочка. Вам надо осторожно дуть в неё.У вас в баночках появятся холмики-барханы.(выполняют опыт).

-Вот так песок с помощью ветра гуляет по пустыне.

-А как вы думаете, умеет ли ветер работать? (да) А что он умеет делать?

Посмотрите. (Презентация работа ветра).

-Ветер надувает паруса кораблей, сушит белье, кружит мельницы и ветряки . Ветры переносят семена многих растений.7-11 слайд

А еще ветер приносит летом прохладу, очищает воздух от пыли, гари и копоти, которая выбрасывается в воздух фабриками, заводами и машинами.

- Ветер приносит пользу, но не всегда. Есть опасные ветры. Как они называются? Сильные и опасные ветры называются – буря, ураган, смерч.Бури могут быть снежными  и песчаными.12-13 слайд

-Ребята, как вы думаете, а ветер может перенести с места на место дом, теплицу, машину, вырвать с корнем деревья? (да,ветер бывает очень сильным)

-Такой ветер называется ураган «Торнадо», смерч. 14 слайд

Пыль с дороги захватил,

А потом, набравшись сил,

Завертелся, закружился

И столбом до неба взвился.

-Все эти ветры – смерчи, ураганы, бури, они разрушают всё, что им попадается на пути, приносят много бед и горя людям. Они налетают внезапно, без предупреждения. Но сейчас работают специальные службы, которые следят за передвижениями этих ветров через спутники и предупреждают людей о надвигающейся  опасности. Учёные создали приборы, измеряющие силу и направления ветра, они называются анемометры. 15 слайд

А сейчас вернёмся к истории про фотографа. У негобыл друг, и когда он увидел фотографии ветра - невидимки, то сочинил сказку-шумелку «Ветерок-ветрище». Хотите её послушать и принять участие в сказке? Подойдите к столу и возьмите себе инструменты. (пакеты, маленькие и большие бутылочки, свистульки, барабан). Вы внимательно слушайте сказку и постарайтесь подобрать инструмент.

Итак,  сказка начинается.

«Ранним утром выглянуло солнышко, запели птицы.(Дети дуют в свистульки).

Между листвой деревьев дул тихий, спокойный ветерок.(Дети шуршат полиэт. пакетами).

Затем ветер стал усиливаться, качать ветви деревьев, поднимать пыль с земли.

(Дети дуют в маленькие бутылочки).

Весь день ветер гонял тучи по небу, выл в трубы.

(Дети дуют в большие бутылки).

Ветрище поднял старую лодку, покружил её и бросил на землю. 

(Дети ударяют по барабану).

Он так резвился весь день, шумел  и выл.

(Дети дуют в бутылки, бьют в барабан).

Только под утро ветрище утих. Опять запели птицы, радуясь новому дню. (свистульки)

 А маленький ветерок шуршал листьями деревьев и зелёной травой на лугу». (шуршат пакетами).

Рефлексия. Итог занятия.

-Ребята, наша деятельность подошла к концу. Вам она понравилась?

О чём мы сегодня говорили? ( о ветре).

Кто помнит, что такое ветер? (это движение воздуха)

-Давайте еще раз вспомним, что мы узнали про ветер?  (ветер бывает тёплым и холодным, он невидим, но его можно почувствовать, у него нет вкуса и запаха, он не твёрдое тело)

Сильный ветер – это хорошо или плохо? Почему?(плохо – разрушает, хорошо –помогает плыть парусникам)

Слабый ветер – это хорошо или плохо? Почему?(освежает в жару, сушит дорогу после дождя, сушит бельё)

Холодный ветер летом  - это хорошо или плохо? Почему? (

-Чем особенно понравилось заниматься? О чём расскажете дома?