Кружковая работа "Говорушки"

Кирюба Татьяна Николаевна

Дошкольное детство - время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально-практическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство.

Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители.

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и в средней школе.

Уровни речевого развития детей одного возраста бывают различными. Особенно ясно эти различия выступают именно в среднем дошкольном возрасте. Работа по воспитанию звуковой культуре речи должна включать формирование правильного произношение звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности. У детей среднего дошкольного возраста важно сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка.

В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов, обозначающих свойства и качества предметов, действия с ними, их функциональные признаки. Наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе, что обусловлено рядом факторов, в том числе и средой, в которой живет, воспитывается и обучается ребенок. Вместе с тем у детей наблюдается особая чувствительность, восприимчивость к звукам речи, вот почему этот возраст очень важен для обучения элементам грамоты. Дети овладевают практически правильным произношением всех звуков родного языка. У них формируется осознание своих произносительных умений.

Речь– это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.

Удовлетворять потребность детей в речевом общении – одна их важнейших педагогических задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл govorushka_kiryuba.docx127.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Седельниковский детский сад №2»

Седельниковского муниципального района омской области

                                 

                                            

                                                         Утверждаю:

Заведующий МБДОУ

«Седельниковский детский сад №2»

_________И. Ф. Глебова

 « ____»_________ 2022 г.

C:\Users\User\Desktop\b0d6512f-7b24-57b5-a1f3-386de853e0ad.jpg

Разработала:

Кирюба Татьяна Николаевна

Воспитатель

с. Седельниково 2022г.

Оглавление:

Содержание программы:

  1. Пояснительная записка
  1. Организационные условия реализации программы
  1. Учебно – тематический план
  1. Календарно –тематический план
  1. Содержание программы
  1. Ожидаемые результаты
  1. Методические условия реализации программы
  1. Диагностический инструментарий

     5.  Список литературы

  1. Пояснительная записка

Дошкольное детство - время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально-практическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство.

Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители.

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и в средней школе.

Уровни речевого развития детей одного возраста бывают различными. Особенно ясно эти различия выступают именно в среднем дошкольном возрасте. Работа по воспитанию звуковой культуре речи должна включать формирование правильного произношение звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности. У детей среднего дошкольного возраста важно сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка.

В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов, обозначающих свойства и качества предметов, действия с ними, их функциональные признаки. Наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе, что обусловлено рядом факторов, в том числе и средой, в которой живет, воспитывается и обучается ребенок. Вместе с тем у детей наблюдается особая чувствительность, восприимчивость к звукам речи, вот почему этот возраст очень важен для обучения элементам грамоты. Дети овладевают практически правильным произношением всех звуков родного языка. У них формируется осознание своих произносительных умений.

Речь– это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.

Удовлетворять потребность детей в речевом общении – одна их важнейших педагогических задач.

Актуальность программы:

В условиях современности главной задачей дошкольного образования является подготовка к школьному обучению. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом навёрстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе.

Дети дошкольного возраста с удовольствием слушают стихотворения, поют песни, отгадывают загадки, рассматривают иллюстрации к книгам, любуются подлинными произведениями живописи и очень часто задают вопросы: а как, а почему, а смогу ли я? И ведь не секрет, что в настоящее время всё больше детей имеют речевые проблемы. А почему не соединить желание ребёнка попробовать самому что – то придумать, сделать с желаниями взрослых – научить красиво и грамотно говорить ребёнка. И поэтому так актуальна на сегодня задача речевого развития детей и развитие его коммуникативных способностей.

Основные принципы реализации программы:

-принцип преемственности, который осуществляется в двух формах: линейной и концентрической. Решение каждой речевой задачи (воспитание звуковой культуры, формирование грамматического строя, словарная работа, развитие связной речи) осуществляется, прежде всего, линейно, поскольку от группы к группе постепенно усложняется материал внутри каждой задачи, варьируются сочетаемость упражнений, их смена и взаимосвязь;

-принцип взаимосвязи - обогащение и активизация словаря, формирование грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи, развитие элементарного осознания языковых явлений;

-принцип наглядности обеспечивает создание наглядных представлений о предметах и явлениях окружающего мира, от которых зависит эффективность обучения родному языку, данный принцип осуществляется при помощи лингвистических (контекст, толкование новых слов, подбор синонимов и антонимов) и экстралингвистических средств (изобразительные средства, невербальные средства, демонстрация предметов и наблюдение явлений окружающей действительности);

-принцип доступности и посильности реализуется в делении речевого материала на этапы и в подаче его небольшими дозами, соответственно возрастным особенностям становления речи детей;

-принцип обеспечения активной речевой практики выражается в том, что язык усваивается в процессе его употребления, речевой практики, речевая активность является одним из основных условий своевременного речевого развития ребенка - это не только говорение, но и слушание, восприятие речи, данный принцип предусматривает создание условий для широкой речевой практики всех детей в разных видах деятельности;

Большинство занятий построено по тематическому принципу, упражнения и высказывания детей начинают, продолжают и развивают одну тему.

Цель программы: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности детей, развитие фонематического слуха.

Задачи программы:

- развивать умение говорить и слушать;

- развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих;

- обогащать активный и пассивный словарь;

- развивать звуковую культуру речи детей;

- развивать умение анализировать звуковую сторону устной речи.

- развивать артикуляционный аппарат;

- совершенствовать интонационную выразительность речи;

- способствовать развитию графических навыков,

- формировать навыки самоконтроля и самооценки,

- развивать мелкую моторику;

- воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

2. Организационные условия реализации Программы:

Возрастные особенности группы детей:

Возраст 4 – 5 лет – период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и стал спокойнее, послушнее. Более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру.

В этом возрасте у ребенка активно проявляется стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности – заявление о своих правах, потребностях, попытки установить свои правила в своем близком окружении.

Ребенок начинает понимать чувства других людей и сопереживать. Начинают формироваться основные этические понятия, которые ребенок воспринимает не через то, что ему говорят взрослые, а исходя из того, как они поступают. 

Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, мечтаний, где он получает возможность стать главным героем, добиться недостающего признания и т.п.

 Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. Он задействует свое магическое мышление, чтобы обрести ощущение безопасности. Но безудержность фантазий может порождать самые разнообразные страхи.

От внутри семейных отношений ребенок переходит к более широким отношениям со сверстниками. Совместные игры становятся сложнее с сюжетно – ролевым наполнением (игры в магазин, в войну, разыгрывание сказок и т.д.). Дети дружат, ссорятся, мирятся, помогают друг другу, обижаются, ревнуют. Все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.

Активная любознательность заставляет детей задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить и обсуждать различные вопросы. Их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.

Эмоциональное предпочтение родителя другого пола максимально выраженное в 4 года. Девочки нежно любят отцов, особенно если походят на них внешне, а мальчики испытывают эмоциональное влечение к матери. Подобный эмоциональный опыт отношений между людьми найдет свое дальнейшее развитие в браке, когда супруги проявят друг к другу те же чувства любви, которые они испытали по отношению к родителям другого пола в детстве.

Периодичность занятий: 1 раз в неделю.

Продолжительность занятий:10-15 минут.

Наполняемость группы: 10 человек

Организационная форма: групповая.

2.1. Учебно – тематический план

№ п/п

Название темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

«В мире животных»

1

-

1

2

«Овощи и фрукты»

1

-

1

3

«Деревья»

1

-

1

4

«Грибы»

1

-

1

5

«Моё село»

1

-

1

6

«Моя семья»

1

-

1

7

«Домашние птицы»

1

-

1

8

«Одежда и обувь»

1

-

1

9

«Зима»

1

-

1

10

«Зимующие птицы»

1

-

1

11

«Человек. Части тела»

1

-

1

12

«Новый год»

1

-

1

14

«Зимние забавы»

1

-

1

15

«Профессии»

1

-

1

16

«Мебель»

1

-

1

17

«Материалы и инструменты»

1

-

1

18

«Защитники Отечества»

1

-

1

19

«Продукты питания»

1

-

1

20

«Весна. Приметы весны»

1

-

1

21

«8 Марта – Женский день»

1

-

1

22

«Посуда»

1

-

1

23

«Электроприборы»

1

-

1

24

«Зоопарк. Животные жарких стран»

1

-

1

25

«Космос»

1

-

1

26

«Перелетные птицы»

1

-

1

27

«Транспорт»

1

-

1

28

«Насекомые»

1

-

1

29

Школьные принадлежности»

1

-

1

30

«Первоцветы»

1

-

1

31

«Лето»

1

-

1

2.2. Календарно – тематический план

месяц

Тема

Программное содержание

Октябрь

«В мире животных»

1. Артикуляционная гимнастика «Как язычок пил чай с друзьями»

(см. Н.В. Рыжова стр. 6-7)

2. Пальчиковая гимнастика: «В лесу».

3. Подвижная игра: «Лиса-чудница».

4. Упражнения «Сдуй бабочку»; «Звукоподражания животным»

5. Игра-имитация «Заячья зарядка»

(см. Ладутько Л.К.,стр.69, зад.5 )

- Учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; развивать движения органов артикуляционного аппарата;

- Развитие пальчиковой моторики;

- Развитие общей моторики;

- Формирование навыков речевого дыхания; умение изменять голос по силе и высоте;

- Закрепление навыков правильного звукопроизношения, выразительного интонирования речи;

- Снятие эмоционального напряжения

«Овощи и фрукты»

1. Артикуляционная гимнастика «Как язычок отметил день рождения»

 (см. Н.В. Рыжова стр. 7-9)

2.Пальчиковая гимнастика «Изобрази»

4. Комплекс упражнений «Ракета»

5. Стихотворение «Сапожки»

6. Игра «Клубочек»

- Учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; развитие движений органов артикуляционного аппарата;

- Развитие пальчиковой моторики;

- Развитие общей моторики;

- Формирование навыков речевого дыхания;

- Развитие речевого слуха и памяти;

- Снятие эмоционального напряжения;

«Деревья»

1. Артикуляционная гимнастика «Как язычок ходил в гости к белочке»(см. Н.В. Рыжова стр. 9-10)

2. Игра с мячом «Скажи наоборот»

3. Игра «Кто больше назовет слов, относящихся к осени?

4. Чистоговорка ((Нищева Н.В. Стр 100)

- Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; развитие движений органов артикуляционного аппарата;

- Употребление сравнительной степени наречий;

- Употребление падежных форм существительных во множественном числе;

- Развитие памяти.

«Грибы»

1. Артикуляционная гимнастика «Как язычок варил грибной суп»

(см. Н.В. Рыжова стр. 10-11)

2. Пальчиковая гимнастика «Грибы»

3. Отгадывание загадок по теме

4. Игра «Удачливый грибник» (Нищева Н.В. Стр 161)

- Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; развитие движений органов артикуляционного аппарата;

- Развитие пальчиковой моторики;

- Различать и употреблять предлоги;

- Употреблять существительные в родительном падеже множественного числа.

Ноябрь

«Моё село»

1. Артикуляционная гимнастика «Как язычок строил дом»

 (см. Н.В. Рыжова стр. 37-39)

2. Пальчиковая гимнастика «Дом»

3. Игра «Здесь и там»

4. Речевая игра «Великан и гномик»

- Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; развитие движений органов артикуляционного аппарата;

- Развитие пальчиковой моторики;

- Употреблять существительные во множественном числе;

- Употребление существительных  в уменьшительно-ласкательной форме.

«Моя семья»

1. Артикуляционная гимнастика «Как язычок нашел друга» (см. Н.В.Рыжова стр. 19-20)

2. Пальчиковая гимнастики «Моя семья»

3. Этюд «Дружная семья»

4. Игра «Мой дом»

- Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; развитие движений органов артикуляционного аппарата;

- Развитие пальчиковой моторики;

- Снятие эмоционального напряжения;

- Развитие пространственных представлений;

- Побуждать вступать в игровое и речевое взаимодействие.

«Домашние птицы»

1. Артикуляционная гимнастика «Как Мишка искал мед» (см. Н.В.Рыжова стр. 22-24)

2. Речевая игра «Кто кем был»

3. Пальчиковая игра с музыкой «Пять утят»

4. Игра «Кто лишний и почему»

- Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; развитие движений органов артикуляционного аппарата;

- развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний;

- развитие пальчиковой моторики;

- учить выделять лишнее;

«Одежда и обувь»

1. Артикуляционная гимнастика «Как язычок гулял в лесу»  (см. Н.В.Рыжова стр. 24-25)

2. КРД «Помогаем маме»

3. Отгадывание загадок по теме

4. Игра с мячом «Скажи ласково»

5. Игра: «Чья это вещь?» (Нищева Н.В. Стр 163)

- Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; развитие движений органов артикуляционного аппарата;

- закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции;

- Образование притяжательных прилагательных с помощью суффикса –ин-

Декабрь

«Зима»

1. Артикуляционная гимнастика «Как язычок навещал любимых питомцев»

2. Игра «Доскажи словечко»

3. Пластические этюды «Зима»

4. Упражнение «Вьюга»

5. Игра «Бывает - не бывает» (Нищева Н.В. Стр 165)

- Учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики;

- Изменение существительных по падежам; правильное употребление потребление предлогов;

- Снятие эмоционального напряжения;

- Развитие речевого дыхания и голоса;

- Развитие внимания.

«Зимующие птицы»

1. Артикуляционная гимнастика «Снеговики радуются морозу»

2. Звукоподражание птицам

3. Игра «Назови ласково»

4. Игра «Объясни слова Незнайке» (Нищева Н.В. Стр 166)

- Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики;

- Развитие пальчиковой моторики;

- Развитие речевого дыхания и силы голоса;

- учить употреблять слова в уменьшительно-ласкательной форме;

- учить объяснять трудные слова.

«Человек. Части тела»

1. Артикуляционная гимнастика «Как язычок спас ворону от кошки»(см. Н.В. Рыжова стр. 40-41)

2. Пальчиковая гимнастика с музыкой «Разминка»

3. Речевая игра «Для чего?»

4. Игра «Найди ошибку Незнайки и скажи правильно»

5. Игра «Один-много» (Нищева Н.В. Стр 74)

- Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики;

- Развитие пальчиковой моторики;

- учить отвечать полными предложениями;

- развивать внимание;

«Новый год»

1.Артикуляционная сказка «Новый год»

2. Обыгрывание ситуации «Новый год»

3. Пальчиковый театр «Теремок» (Нищева Н.В. Стр 356)

- Учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики;

- Развитие пальчиковой моторики;

- Учить изображать действия сказочных персонажей и зверей;

 - Формирование всех компонентов речи через инсценировку сказки.

Январь

«В мире сказок»

1. Артикуляционная сказка «Маша и медведь»

2. Пальчиковая игра «Про курочку Рябу»

3. Пальчиковый театр «Репка»

4. Дидактическая игра «Угадай сказку» (Нищева Н.В. Стр 458)

- Учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики;

- Развитие памяти и мелкой моторики;

- Формирование всех компонентов речи через инсценировку сказки;

- Учить отгдывать сказку по иллюстрациям.

«Зимние забавы»

1. Артикуляционная сказка «Однажды в зимний день»

2. Пальчиковые игры по мотивам народных сказок «Теремок»

3. Этюды «Что ты будешь делать на прогулке»Нищева Н.В. Стр 602

- Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики;

- Снятие эмоционального напряжения;

- Развитие памяти и мелкой моторики;

«Профессии»

1.Артикуляционная гимнастика

2.Пальчиковая гимнастика

3.Речевая игра с мячом «Кто чем занимается»

4.Игра «Кто чем работает»Нищева Н.В. Стр 170

- Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики;

- Развитие памяти и мелкой моторики;

- закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкости;

Февраль

«Мебель»

1. Артикуляционная гимнастика

2. Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире»

3. Игра «Какая это мебель»

4. Загадки по теме

- Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики;

- Развитие памяти и мелкой моторики;

- Учить отгадывать загадки;

- Развивать память, внимание.

«Материалы и инструменты»

1. Артикуляционная гимнастика

2. «Составление простых предложений по демонстрации действий»

3. Игра «Один-много»Нищева Н.В. Стр 457

- Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики;

- развивать связную речь, мышление, тонкую и общую моторику, ловкость, координацию движений.

«Защитники Отечества»

1.Артикуляционная гимнастика

2.«Составление простых предложений по демонстрации действий»

3.Игра «Что делают»

4.Игра «Кому это нужно для службы»Нищева Н.В. Стр 298

- Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики;

- Развивать связную речь, мышление, тонкую и общую моторику, ловкость, координацию движений.

- закрепление знаний о военных профессиях.

«Продукты питания»

1. «Пальчиковые игры по мотивам народных сказок «Про курочку Рябу»

2. Игра «Как называется»

3. Чистоговорка

4. Игра «Что делали с этим продуктом»Нищева Н.В. Стр 421

- Развитие памяти и мелкой моторики;

- Образование прилагательных;

- Употребление глагольных форм

Март

«Весна. Приметы весны»

1. Пальчиковые игры «Домики для пальчиков»

2. КРД «Шаловливые сосульки»

3. Игра «Ответь правильно»

 4. «Скажи наоборот»Нищева Н.В. Стр 172

- Развитие памяти и мелкой моторики;

- Учить отвечать полным предложением;

- Употребление слов с противоположным значением.

«8 Марта – Женский день»

1. Пальчиковая игра «Наши мамы»

2. Игра «Назови ласково»

3. «Расскажи, какая твоя мама»

Нищева Н.В. Стр 172

- Развитие памяти и мелкой моторики;

- Учить составлять рассказы, использовать в речи распространенные предложения.

«Посуда»

1. Пальчиковые игры по мотивам народных сказок «Кот, петух и лиса»

2. Игра «Какая у нас есть посуда?»

3. «Где живут продукты»

Нищева Н.В. Стр 164

- Развитие памяти и мелкой моторики;

- Развивать речь, правильно употреблять в речи предлоги.

«Электроприборы»

1. Пальчиковая игра «Что за шум на этой кухне»

2. Игра «Какой у нас есть прибор?»

 Нищева Н.В. Стр 15

- Развитие памяти и мелкой моторики;

- Учить отвечать полным предложением;

- Употребление слов с противоположным значением.

Апрель

«Зоопарк. Животные жарких стран»

1. Артикуляционная сказка «Зоопарк»

2. Пальчиковая игра с музыкой «У жирафов»

Нищева Н.В. Стр 156

- Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; развитие движений органов артикуляционного аппарата;

«Космос»

1. Логопедическая гимнастика

2. Пальчиковая гимнастика «Звездочет»

3. Игра «Посылка»

 Нищева Н.В. Стр 366

- Укрепление мышц артикуляционного аппарата;

- Развитие пальчиковой моторики;

- Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной речи.

«Перелетные птицы»

1. Логопедическая гимнастика

2. Пальчиковая гимнастика «Прилетели к нам грачи»

3. Игра «Посылка»

Нищева Н.В. Стр 63

- Укрепление мышц артикуляционного аппарата;

- Развитие пальчиковой моторики;

- Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной речи.

«Транспорт»

1. Игра-лото: «Транспорт»

2. Подвижная игра: «В гости» (см. Н.П.Мещерякова «Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников»)

3. Комплекс упражнений «Ракета»

4. Подвижная игра «Выбирай машину»

- Укрепление мышц артикуляционного аппарата;

- Развитие пальчиковой моторики;

- Развитие динамической координации крупной моторики; 

- Формирование навыков речевого дыхания;

- Развитие воображения и
ассоциативно-образного мышления;

Май

«Насекомые»

1. Артикуляционная сказка «Божья коровка»

2. Пальчиковая игра с музыкой «Паучок»

3. Упражнение «Звукоподражания насекомым»

4. Загадки

Нищева Н.В. Стр 194

- Укрепление мышц артикуляционного аппарата;

- Развитие пальчиковой моторики;

- Формирование навыков речевого дыхания; умение изменять голос по силе и высоте;

«Школьные принадлежности»

1. Пальчиковая гимнастика «В портфеле»

2. Игра «Сосчитай до 5»

3. Загадки

4. Игра «Заверши предложение»

Нищева Н.В. Стр 145

- Развитие памяти и мелкой моторики;

- Согласование существительных с числительными.

- Учить отгадывать загадки и объяснять ответ;

- Учить дополнять предложения.

«Первоцветы»

1. Артикуляционная сказка «Ландыш»

2. Пальчиковая гимнастика «Цветы»;

3. Загадки на тему

4. Дидактическая игра «Назови цветы правильно»

Нищева Н.В. Стр 278

- Укрепление мышц артикуляционного аппарата;

- Развитие пальчиковой моторики;

- Учить отгадывать загадки и объяснять ответ

«Лето»

1.Артикуляционная сказка «Летний денек»

2.Пальчиковая гимнастика «Дождик»

3.Составление рассказа «Что я буду делать летом»

Нищева Н.В. Стр 324

- Укрепление мышц артикуляционного аппарата;

- Развитие пальчиковой моторики;

- Учить составлять описательные рассказы, используя в речи распространенные предложения

2.3. Содержание программы

Весь курс программы ориентирован на получение детьми дополнительных знаний по речевому развитию.

Занятия содержат познавательный материал, соответственно возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, звукоподражание,  речевые игры   и др.), необходимыми для развития речи ребенка, которые закрепляются в повседневной жизни.

Особое внимание уделяется интонационной выразительности речи. В инсценировках дети учатся говорить разными голосами и с разными интонациями (повествовательной, вопросительной, восклицательной). Для выработки хорошей дикции, четкого и правильного произношения как отдельных слов, так и предложений широко используется специальный материал: чистоговорки, потешки, считалки, небольшие стихотворения  – которые дети произносят с разной силой голоса и в разном темпе. При отгадывании загадок дети могут определить, есть ли заданный звук в отгадке.

Особое внимание уделяется правильному пониманию слов, их употреблению и дальнейшему расширению активного словаря. Продолжается работа по активизации словаря детей: названий предметов, их качеств, свойств, действий (существительные, прилагательные, глаголы), уточняются обобщающие понятия (игрушки, одежда, мебель, овощи, посуда). Дети могут назвать действия, связанные с движением игрушек, животных, подобрать определения к заданным словам (снег, снежинка, зима).

Дети учатся понимать смысл загадок, сравнивать предметы по размеру, цвету, подбирают не только действия к предмету (лейка..., утюг..., молоток... нужны для того, чтобы...), но и предметы к тому или иному действию (поливать можно... цветы, грядки на огороде; гладить можно... платье, брюки... одежду).

В средней группе проводится большая работа по обучению разным способам словообразования разных частей речи. Детей учат соотносить названия животных и их детенышей, употреблять эти названия в единственном и множественном числе и в родительном падеже множественного числа (утенок – утята – не стало утят; зайчонок – зайчата – много зайчат; лисенок – лисята – нет лисят). Упражняясь в образовании названий предметов посуды, дети осознают, что не все слова образуются одинаково (сахар – сахарница, салфетка – салфетница, но масло – масленка и соль – солонка).

Работа с глагольной лексикой помогает детям освоить элементарные правила синтаксиса. Составляя с глаголами словосочетания и предложения, дети учатся строить связные высказывания. Для этого проводятся специальные игры и упражнения («Закончи предложение», «Зачем тебе нужны...?»).

В пересказывании литературных произведений дети передают содержание небольших сказок и рассказов, как уже знакомых, так и впервые прочитанных на занятии.

В рассказывании по картине дети учатся составлять небольшие рассказы и подводятся к составлению рассказов из личного опыта (по аналогии с содержанием картины). Рассказывание об игрушке проводится сначала по вопросам взрослого, затем вместе с взрослым, а после этого и самостоятельно. Эти виды рассказывания предполагают обучение разным типам высказывания: описанию, повествованию и некоторым компонентам рассуждения (выявлению причинной связи: «Мне нравится зима, потому что...»).

2.4.Ожидаемые результаты:

  • развитие словарного запаса ребенка, грамматического строя, связной речи, автоматизация поставленных звуков в речи детей.
  • развитие артикуляционного аппарата.
  • совершенствование внимания, усидчивости, памяти, мышления, творческого воображения и других психических процессов, и качеств, необходимых для жизни и обучения.
  • взаимодействие всех его анализаторных систем: зрительных, слуховых и пространственного восприятия, осуществляется их формирование.

3. Методические условия реализации программы

Формы организации: кружковое занятие

Методы:

Словесные методы:

  • эвристические беседы, дискуссии;
  • пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок;
  • вопросы к детям;
  • использование художественного слова;

Наглядные методы:

  • показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;
  • показ способов действий;

Практические методы:

  • включение игровых упражнений;
  •  инструкция для выполнения самостоятельных упражнений
  • Многократное выполнение посильных физических упражнений
  • Метод аналогий (в программе обучения широко используется метод аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), где педагог, используя игровую атрибутику, образ, активизирует работу правого полушария головного мозга ребенка, его пространственно-образное мышление, способствуя высвобождению скрытых творческих возможностей подсознания);

Приёмы:

  • игровой приём (основным методом обучения детей дошкольного возраста является игра, так как игра - это основная деятельность, естественное состояние детей дошкольного возраста. Каждая игра имеет в своей основе определенную цель, какое-либо задание. В процессе игры дети знакомятся с окружающей жизнью, уточняют и осмысливают свои представления о мире);

  • Беседы-рассуждения, знакомство с правилами гигиены и безопасности, упражнения для частей лица, дыхательная гимнастика, точечный массаж, самомассаж, коррегирующая гимнастика, пальчиковая гимнастика, закаливающие комплексы для носа и других частей лица, подвижные игры, физкультминутки.

Педагогические технологии:

  • Здоровьесберегающие технологии (включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом).
  • Технология исследовательской деятельности.
  • Технология сотрудничества (реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок»). 
  • ТРИЗ(Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий).
  • Игровая технология (Главная цель игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей).

Методическое обеспечение программы:

1) Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. – М.: Просвещение, 1999.

2) Рыжова Н. В. «Артикуляционная гимнастика для малышей»

3)  Нищева Н. В. Развитие связной речи детей дошкольного возраста с 2 до7 лет.

4) Ладутько Л.К.  «Ребёнок познаёт рукотворный мир»

        

Работа с родителями:

Месяц

Формы работы с родителями

октябрь

Акция «Подари книги детям».

ноябрь

Консультация для родителей: «Зачем нужно развивать речь?»

декабрь

Родительское собрание «Дидактические игры в речевом развитии детей»

январь

Консультация для родителей «Как правильно играть в дидактические игры»

февраль

Выставка «Книги – помощники в воспитании культуры поведения»

март

Консультация «Домашняя библиотека».

апрель

Обмен опытом «Как я развиваю речь своего ребенка»

май

Информационный блок: «Почему взрослым необходимо следить за своей речью»

4. Диагностический инструментарий

1. Назови предметы, изображенные на картинке одним словом:

- чайник – блюдце – тарелка - кастрюля … /посуда/

- куртка – шапка – свитер - брюки…/одежда/

- тапочки – сандалии – туфли – ботинки - сапоги…/обувь/

- огурец – помидор – капуста – картофель - морковь …/овощи/

-яблоко – груша - апельсин - банан …/ фрукты/

Цель: Выявить понимание конкретных существительных, обозначающих конкретные понятия, понимание и употребление в своей речи обобщающих понятий.

Материал: картинки с изображением: посуды, одежды, обуви, овощей, фруктов

Критерии: ребенок правильно называет и показывает предметы – 3 балла

                  допускает 1 – 2 ошибки – 2 балла

                  допускает 3 и более ошибок – 1 балл

 

2.Назови предметы, которые можно назвать этим словом: животные, игрушки, мебель

Цель: Выявить понимание конкретных существительных, обозначающих конкретные понятия, понимание и употребление в своей речи обобщающих понятий.

Материал: картинки с изображением: медведь, лиса, белка, заяц, волк; машина, кукла, пирамида, и т.д., стол, стул, диван, шкаф.

Критерии: ребенок правильно называет и показывает предметы – 3 балла

                  допускает 1-2 ошибки – 2 балла

                  допускает 3 и более ошибок – 1 балл

3.Как можно сказать ласково: сын, гриб, дом.

Цель: Знание и умение употреблять существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Материал: картинки

Критерии: ребенок правильно называет – 3 балла

                  допускает 1 ошибку – 2 балла

                  допускает 2 и более ошибок – 1 балл

4.Помоги животным найти своих детенышей: у зайца - ….., у белки - ……, у медведя  - ……, у волка - ……

Цель: умение образовывать названия детенышей животных

Материал: картинки с изображением  животных и их детенышей.

Критерии: ребенок правильно называет и показывает картинки с животными – 3 балла

                  допускает 1 - 2 ошибки – 2 балла

                  допускает 3 и более ошибок  – 1 балл

 

5. Скажи правильно:

                              Книга. У Тани много …..

                              Дерево. В лесу много …..

                              Кукла.  У Оли нет …..

Цель: умение употреблять существительные в форме родительного падежа множественного

         числа.

Материал: картинки с изображением названных предметов

Критерии: ребенок правильно называет – 3 балла

                  допускает одну ошибку – 2 балла

                  допускает 2 ошибки – 1 балл

6.Мышка очень любит сыр. Найди все кусочки сыра в ее комнате и расскажи мышке, где находится каждый кусочек.

Цель: Понимание предложно – падежных конструкций с предлогами: В, НА, ЗА, ПОД.

Материал: картинки

Критерии: ребенок правильно понимает значение предлогов: В, НА, ЗА, ПОД – 3 балла

                  допускает одну ошибку – 2 балла

                  допускает 2 ошибки – 1 балл

7.Назови какого цвета предметы: шар - …, ведро - …, платье - …, машина -..

Цель: умение согласовывать прилагательные с существительными в единственном числе.

Материал: картинки

Критерии: ребенок правильно называет    – 3 балла

                  допускает одну ошибку – 2 балла

                  допускает 2 ошибки – 1 балл

8.Скажи правильно:

                    У меня есть карандаш. /ручка/

                    У меня нет …

                    Я рисую …

                    Папа пишет …

Цель: выявить умение употреблять существительные в косвенных падежах без предлога.

   Материал:

   Критерии: ребенок правильно называет - 3 балла

                  допускает одну ошибку – 2 балла

                  допускает 2 ошибки – 1 балл

Инструкция к проведению:

Перед каждым заданием на стол выкладывается набор картинок, подобранный к данному вопросу.  

1.  Ребенку предлагается выбрать картинки к данным лексическим темам и назвать их.

2.  Предложить ребенку выбрать картинки, относящиеся к определенной группе.

3.  Предложить ласково назвать предметы, изображенные на картинке.

4.  Предложить ребенку найти соответствующую картинку и назвать детеныша животного.

5.  Предложить ребенку правильно сказать слово во множественном числе.

6.  Предложить помочь мышонку найти кусочки сыра в комнате с использованием предлогов.

7.  Предложить назвать предмет, и сказать какого он цвета.

8.  Предложить назвать, чьи это предметы.

Итоговая оценка:

                             21 – 24 баллов - высокий уровень

                             15 – 20 баллов - средний уровень

                             8-14 баллов - низкий уровень

5.  Список литературы:

1) Андреасова М. Народная игра как средство формирования готовности дошкольников к речевому общению.//Дошкольное воспитание 2007, №3

2) Болотина Л.Р., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. – М.: Айрис пресс, 2006.

3) Бондаренко А.К. Дидактическая игра в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.

4) Мещерякова Н. М.  «Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников»)        

5)  Бондаренко А.К.  «Словесные игры в детском саду»