Подготовка к школе с младшего дошкольного возраста.
Консультации для родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_shkole_s_mladshego_doshkolnogo_vozrasta.doc | 36 КБ |
podgotovka_ruki_k_pismu_detey_doshkolnogo_vozrasta_2.doc | 37.5 КБ |
gotovim_ruku_k_pismu.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка к школе с младшего дошкольного возраста.
Преемственность предполагает единый процесс, ее целью является обеспечение полноценного личностного развития, физиологического и психологического благополучия ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.
Задача детского сада – воспитание и развитие ребенка (развитие его мотивационной сферы, мышления, памяти, внимания и др.), а не обучение его простейшим школьным навыкам. Ведущей деятельностью дошкольного возраста, как известно, является игра. Без игровой деятельности невозможно полноценное психическое развитие ребенка-дошкольника. Готовность к школьному обучению возникает как результат полноценного проживания ребенком дошкольного периода детства, предполагающим наличие ведущей игровой деятельности. А также всех традиционных видов детской деятельности, которыми дети занимаются в своем коллективе самостоятельно и со взрослыми.
Основной целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — умение ориентироваться в социальной действительности, любознательность, инициативность, умение самостоятельно принимать решения, произвольно и логически мыслить, творчески самовыражаться.
Согласно В.В.Давыдову, «современный, развитый тип детства отличается развернутой и четкой дифференциацией входящих в него возрастов (младенчество, ранний возраст, дошкольное детство, младший школьный возраст и др.). В таком виде он должен быть прожит и пережит каждым ребенком. Это обеспечивает саму перспективу социокультурного роста человечества и личностного роста человека». Недаром существует разделение дошкольного детства на младший, средний, старший дошкольный возраст, каждый из которых самобытен и должен быть прожит ребенком полноценно, взросление должно происходить своевременно и постепенно, от возникновения простейших форм содействия и сочувствия ближнему до первоначального формирования способности проверять свои отношения с ним нравственными мерками. От создания элементарных образов действительности силой детского воображения до построения развернутой и внутренне гармоничной смысловой картины мира. От проблесков первых осмысленных переживаний до развитого в посильных для ребенка границах умения владеть собой и своим поведением, соподчинять свои мотивы под углом определенной цели, т.е. действовать произвольно и целесообразно.
Конечно, тема преемственности наиболее актуальна в старшем дошкольном возрасте, однако непрерывный процесс обучения и воспитания начинается буквально с первых дней жизни ребенка, и тот факт, что ребенок должен пройти все ступени развития последовательно, позволяет нам говорить об актуальности данного вопроса и в других возрастных группах, в частности во второй младшей группе детского сада. Естественно, мы не учим детей необходимым в школе знаниям и умениям, но мы создаем предпосылки для учения уже в столь раннем возрасте, с учетом возрастных возможностей детей. Скажем, занимаясь художественным творчеством (лепкой, рисованием), развивая мелкую моторику рук и элементарное умение правильно держать карандаш, мы готовим руку ребенка к письму. Чтение художественной литературы формирует усидчивость, тренирует память, внимание, мышление, а небольшие пересказы содержания текста тренируют навыки построения грамотной монологической речи. Многообразие дидактических игр позволяет нам сделать знакомство с окружающим миром интересным и увлекательным, что обуславливает хорошее усвоение материала ребенком. В сюжетно-ролевых, ситуативных играх ребенок легко усваивает нормы и правила поведения в обществе, элементарные правила этикета, умение следовать правилам. В процессе коллективной деятельности дети учатся взаимоуважению, взаимовежливости. Формирование элементарных математических представлений позволяет нам уже в раннем возрасте помочь ребенку выстраивать ассоциативные цепочки, уметь объединять и обобщать по различным признакам (цвет, длина, высота, размер, количество, форма и т.д.), в возрасте 3-4 лет дети уже свободно могут считать до 3х и имеют представление о том, как пишутся цифры. Очень важно также, что именно в этом возрасте у детей формируется речь и от того, насколько качественно проходит учебно–воспитательный процесс, во многом зависит грамотность речи ребенка. Детям данной возрастной группы свойственно подражательство, это касается и речи и поведения, поэтому так важно наблюдать, беседовать с ними, собственным примером демонстрировать как грамотность речи, так и способы поведения и взаимоотношений между людьми.
Не менее важным аспектом является создание благоприятных условий для пребывания ребенка в ДОУ, особенно это касается малышей, которые перешли во вторую младшую группу из ясельной группы или же пришли в сад впервые. От того, насколько комфортно ребенок будет себя чувствовать в саду, зависит его желание и склонность к обучению и воспитанию, его стремление приходить в образовательное учреждение (ДОУ, затем школу) с радостью и интересом к получению новых знаний.
Личность, характер ребенка начинает формироваться в раннем детстве, и последовательное прохождение каждого возрастного этапа оказывает влияние на все последующие. В возрасте 3-4 лет дети учатся играть, но в игре уже осуществляется некий учебный процесс. Таким образом, мы в процессе игры ненавязчиво помогаем малышам овладеть необходимыми им в будущем знаниями, умениями и навыками, а радость, которую они испытывают, играя в многочисленные интересные игры, обеспечивает усвоение необходимого материала и, с другой стороны, - желание узнавать новое и овладевать новыми умениями, что уже является элементарными предпосылками для учения.
Предварительный просмотр:
Подготовка руки к письму детей дошкольного возраста
Подготовка руки к письму - это обязательный этап в обучении ребенка. Многие неопытные родители не знают, с чего начинать подготовительный этап. В связи с этим обучение нередко заканчивается ссорой с ребенком. Как следствие, возникает нежелание учиться. В дальнейшем такие дети чувствуют себя в общеобразовательном учреждении неуверенно. Чаще всего они имеют низкую успеваемость и неаккуратный почерк. В нашей статье присутствует информация, которая позволит понять родителям, как правильно подготовить ребенка к письму.
Специальные игрушки
Письмо - это сложный для изучения детьми навык. Освоить его сразу может не каждый ребенок. Подготовка руки к письму - один из наиболее сложных процессов, который должен быть пройден до систематического обучения. Написание букв требует слаженной работы руки и всего тела. У детей младшего возраста мелкая моторика развита на недостаточном уровне. Мышцы рук в этот период еще слабы. Важно ребенка младшего возраста подготовить к письму, а не обучать ему. Надо создавать такие условия, которые позволят детям получить практический опыт.
С чего должна начинаться подготовка руки к письму?
3 года - это лучший возраст для того, чтобы начать первый этап обучения. На сегодняшний день существует множество игрушек, благодаря которым можно с легкостью подготовить ребенка к написанию букв.
В трехлетнем возрасте дети еще плохо ориентируются в пространстве, и работа с прописью им не подходит. Именно поэтому игрушки позволяют весело и интересно получить новые навыки. Одной из игрушек, которые помогают подготовить ребенка к письму, является юла. С ней знаком каждый, но вот ее положительные качества известны далеко не всем. Благодаря такой игрушке можно освоить несколько методик захвата. Движения кистей рук вниз и вверх укрепляют их. При знакомстве ребенка с юлой необходимо научить его раскручивать игрушку всей рукой. Ее понадобится напрягать и удерживать в одном положении. Со временем ребенка необходимо научить раскручивать игрушку тремя пальцами. Тренировки с юлой всегда оказываются эффективными, поскольку детей завораживает процесс ее движения.
Всем также известна игрушка волчок. Она достаточно схожа с юлой. Однако для ее вращения необходимо выполнить резкое круговое движение кистью руки, держа ручку тремя пальцами. Волчок бывает разных размеров. Наиболее маленькие модели можно найти в шоколадных яйцах с сюрпризом. Подготовка руки к письму с такой игрушкой более эффективна. Однако для того, чтобы ее раскрутить, необходима определенная сноровка и ловкость. Для большей эффективности ребенок может соревноваться с родителями или сверстниками. В таком случае для детей такое необычное обучение будет более привлекательным.
Немаловажную роль в обучении играют и музыкальные инструменты. Например, барабан тренирует сгибательные и разгибательные мышцы кистей. Для того чтобы улучшить подвижность детских пальцев, необходимо отдавать предпочтение клавишным и струнным музыкальным инструментам. К ним можно отнести балалайку, гитару, пианино и подобные.
Мозаика привлекает многих детей. Благодаря небольшому размеру деталей такая игрушка формирует мелкую моторику рук. Для сбора узоров и рисунков важно использовать только два пальца.
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковую гимнастику можно проводить с первых дней жизни. Важно выполнять упражнения ежедневно. Сначала необходимо сделать массаж всех пальцев рук. Если ребенок не может выполнить упражнение самостоятельно, ему должны помочь родители. Необходимо начинать с кончиков пальцев. Потребуется сделать поглаживающие, круговые и растирающие движения. Продолжительность такого массажа составляет 2-3 минуты. Его необходимо проводить до и после работы с ручкой или карандашом. Такой массаж можно проводить детям любого возраста. Благодаря ему улучшается подвижность пальцев. Во время работы ребенок должен сделать несколько волновых движений кистями рук. Благодаря этому дети могут отдохнуть и с новыми силами продолжить обучение письму. После окончания работы необходимо встряхнуть пальцами.
Предварительный просмотр:
Рисование — это не только творчество. Для того чтобы рисунки получались аккуратными, необходимо тренировать мелкую моторику рук. И чем больше малыш тренируется, тем лучше у него получается!
С первого раза любому ребенку очень сложно провести прямую линию, нарисовать ровную геометрическую фигуру, аккуратно закрасить или заштриховать изображение. Однако многократно повторяя эти действия, малыш закрепляет свои графические навыки (то есть определенные положения и движения руки), и с каждым разом результат улучшается и улучшается.
Попробуйте сами нарисовать, например, ровный круг. Повторите изображение 10 раз. Какой круг получился лучше — первый или последний?
Так и кроха может улучшать свои результаты, тренируя руку с помощью простых заданий.
Мамины уроки
Попробуйте дома поупражняться с малышом, предлагая ему несложные задания.
1. Обведи по точкам.
Вам понадобится лист бумаги, на котором точками намечено изображение какого-либо предмета. Предложите малышу дорисовать предмет, соединяя точки линиями. Затем можно его раскрасить. Такие задания часто публикуются в различных детских журналах, развивающих пособиях и на сайтах для родителей. Однако при желании вы можете подготовить их и сами. На это потребуется всего несколько минут. Возьмите любое простое изображение (удобнее всего использовать детские раскраски), положите сверху лист тонкой писчей бумаги (такой, чтобы изображение слегка просвечивало) и проставьте точки по контуру рисунка. Мелкие детали (например, мордочку животного, лицо принцессы) можете перерисовать целиком. Аналогичные заготовки легко выполнить на компьютере в графическом редакторе (например, Adobe Photoshop).
2. Штриховки.
Нарисуйте контур любого простого предмета (яблока, мяча, цветка) и предложите ребенку полностью заштриховать его. При этом следите за тем, чтобы все штрихи располагались в одном направлении.
3. Раскраски.
Наверное, самое любимое всеми детьми занятие. Если вы хотите не просто доставить малышу удовольствие, а именно развить его графические навыки, обращайте внимание крохи на то, что раскрашивать карандашом надо в одном направлении, красками — либо в одном направлении, либо накладывая мазки по форме предмета, вылезать за контур не желательно. Чтобы малышу было интереснее, выбирайте раскраски на его любимые темы.
4. Лабиринты.
Помочь пройти лабиринт какому-нибудь герою очень интересно! Вы можете взять готовый лабиринт (они часто встречаются в журналах и Интернете), или изготовить его сами. Для этого нарисуйте на листе бумаги извилистую „дорожку”, в начале которой располагается какой-нибудь сказочный герой, животное, человечек, а в конце — необходимый ему предмет. Например, Винни-Пуху может понадобиться добраться до меда, зайчику — схватить морковку, а человечку — вернуться домой. Предложите малышу помочь герою — взять карандаш и нарисовать внутри лабиринта правильный путь. Обращайте внимание на то, чтобы ребенок не поворачивал лист бумаги. Только в этом случае он станет тренировать различные повороты руки с карандашом и задание принесет пользу.
Однако какому маленькому непоседе захочется просто сидеть и рисовать одинаковые кружки или полоски много раз подряд?! Это же просто скучно! А можно ли превратить рутинные упражнения в нечто более увлекательное?
Играем и развиваемся
Чтобы ребенку было интересно, давайте обыграем полезные задания.
1. Помощники.
Просто так выполнять писать палочки и рисовать кружочки не интересно, а вот помочь зайчику или кукле не откажется ни один малыш! Разыграйте ситуацию, в которой какой-нибудь персонаж нуждается в помощи крохи. Например, к вам пришел голодный зайчик, и необходимо изготовить ему морковку (обвести, заштриховать и т.д.). А когда заяц наелся, захотел угостить друзей — надо много-много морковок! Или кукла просит украсить коврик полосками, построить забор вокруг домика (вот и тренировка рисования прямых линий). Или мишке нужно пройти через лес и ему нужна дорожка. Использовать ли разных персонажей или выбрать одну любимую игрушку, которая постоянно попадает в какие-то переделки — решать малышу.
2. Прятки.
Вам придется приложить усилия и нарисовать несколько персонажей на отдельных листах. Это — основа для новых заданий. Например, изобразите мышку в круглой норке. Расскажите, что за мышкой гонится кот, надо помочь ей спрятаться! Предложите малышу заштриховать круг-норку так, чтобы мышку не было видно и кот ее не нашел. Или изобразите хамелеона среди зеленой листвы — пусть кроха спрячет его, раскрасив зеленым цветом. Или рассадите жучков в нарисованной травке. Другое задание — надо посадить много-много травки станет замечательной тренировкой рисования прямых линий!
3. Стихи, загадки, песенки.
Предложите малышу отгадать загадку: „Красна девица сидит в темнице, а коса на улице”. Пусть обведет по точкам отгадку — морковку. Расскажите стишок про яблоко и предложите его заштриховать. Или наоборот — сначала ребенок выполняет задание, а потом вы рассказываете ему стишок.
4. Сочиняем сказку.
Предложите крохе обводить, раскрашивать или штриховать изображения по своему выбору, а затем придумайте сказку. К примеру, малыш заштриховал морковку, машину и девочку. Расскажите такую историю: „Жила-была девочка. И был у нее маленький зайчик. Однажды девочка хотела угостить его морковкой, но оказалось, что морковки дома нет. Тогда девочка попросила папу, чтобы он поехал на машине в магазин и привез морковку для зайчика...” Кроха наверняка захочет услышать длинную сказку, а для этого ему придется выполнить побольше заданий.
Тренировка для руки
Точками обозначьте на листе бумаги контур какого-либо животного или предмета и предложите ребенку, соединяя точки, нарисовать животное. Так приятно, когда из нагромождения точек вдруг вырисовываются слон, клоун или машина. К тому же, это одно из самых простых и полезных упражнений. Малыш не хочет его выполнять? Расскажите, что это поможет "расколдовать слоненка", "рассмешить клоуна".
Как создать шедевр
Почти все дошкольники любят рисовать. Но создать картину, которую не стыдно подарить бабушке или представить на конкурс в детском саду, нелегко. Для этого малышу понадобится помощь родителей. Вместе выберите сюжет будущего шедевра, продумайте композицию. Расскажите, что нужно сперва сделать карандашный набросок и только потом раскрашивать. Подробно объясняйте, что и как делать: „Сейчас мы раскрасим солнышко, а теперь проведем от него яркие лучики”. И не забудьте оформить работу — она будет смотреться лучше, если помещена в рамку.