Обобщение передового педагогического опыта

Сидорова Марина Евгеньевна

Обобщение педагогического опыта потеме "Развитие творческого потенциала учащихся на уроках информатики через использование проектной деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta_sidorova_mbou_kazatskaya_sosh.doc147 КБ

Предварительный просмотр:

Сидорова Марина Евгеньевна

Управление образования

администрации Яковлевского района

Развитие творческого потенциала учащихся на уроках информатики через использование проектной деятельности

Автор опыта: Сидорова Марина Евгеньевна  

Учитель информатики

МБОУ «Казацкая СОШ»

2017


Содержание:

Информация об опыте……………………………………………………3

Технология опыта………………………………………………………..12

Результативность опыта…………………………………………………14

Библиографический список……………………………………………..16

Приложение к опыту……………………………………………………..17  

1. Тема опыта

«Развитие творческого потенциала учащихся на уроках информатики через использование проектной деятельности».

2. Условия возникновения и становления опыта

Основная цель школы - способствовать умственному развитию учащихся, раскрывать их творческий потенциал, обеспечивать разносторонние условия для формирования индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.  Развитие творческого потенциала школьников на уроках информатики будет эффективнее при реализации проектной деятельности, включающей в себя:

  • применение методов, содействующих развитию у учащихся инициативы, активности и самостоятельности. Особая роль в решении этой задачи принадлежит проблемному обучению.
  • включение элементов исследования в различные виды учебной деятельности учащихся;
  • приобщение к изобретательству на уроках и внеклассных занятиях;
  • выполнение индивидуальных учебных заданий творческого характера.

Проектная деятельность в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Казацкая средняя общеобразовательная школа  Яковлевского района Белгородской области» -  это целая система, которая начинается с небольших творческих дел начальных классах и заканчивается большими социальными проектами в старшем звене.

Учащиеся 8-9-х и 10-11-х классов постоянно готовят проекты различной направленности, как по учебным предметам, так и социально-значимые, а лучшие проекты участвуют в районных конкурсах, например, таких как "Лига интеллектуальных игр Яковлевского района «Будущее на 5+", районный этап конкурса «Компьютер – новый век» и т.д.

3. Актуальность опыта

Значимость внедрения  проектной деятельности  в практику работы школы базируется на потребности реализации государственных образовательных стандартов, которые предъявляют новые требования к результатам освоения учащимися основной образовательной программы. В основу ФГОС второго поколения заложены идеи, предполагающие воспитание гражданина современного общества, креативно мыслящего, умеющего находить выходы из нестандартных ситуаций в постоянно меняющихся условиях и способного к саморазвитию на протяжении всей своей жизни.  Это обуславливает необходимость организации образовательного процесса, направленного на поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом учащемся. Результатом работы учителя становится активная, творческая деятельность учащегося. Школа и учитель должны отвечать интересам, увлечениям и потребностям ученика, а увлечены они компьютерными технологиями.  Опыт преподавания позволил мне увидеть противоречия в массовой практике между стремлением личности к творчеству, оригинальности, самовыражению и обязательными требованиями к уровню подготовки учащихся на всех ступенях образования. Другим противоречием является противоречие между требованиями современного общества к знаниям выпускников в области информационных технологий и количеством учебного времени в программах, отведенного на их изучение. Эти противоречия побудили меня к разработке своей системы обучения, направленной на раскрытие творческого потенциала учеников посредством информационных технологий. В основе этой системы лежат технология проблемного обучения, системно-деятельностный подход и использование метода проектов.

4. Ведущая педагогическая идея.

        В своей работе особое место отвожу применению проектной технологии. При систематическом спланированном применении метода проектов в качестве составляющей части образовательного процесса, возможно создать условия для:      

  • формирования и развития внутренней мотивации учащихся к более качественному изучению предмета информатика;
  • повышения мыслительной активности учащихся и приобретения навыков логического и алгоритмического мышления;
  • совершенствования коммуникативных компетенций;
  • развития индивидуальных особенностей учащихся, творческого потенциала, их самостоятельности, активности, потребности в самообразовании;
  • изменения роли учителя в образовательной среде;
  • более результативного решения задач образования, развития и воспитания личности учащегося.

В условиях информатизации учебного процесса, метод проектов является незаменимым приёмом приобщения ученика к творчеству, т.к. исследования разного уровня мотивируются работой на компьютере, что вызывает повышенный интерес у детей. Кроме того, с помощью проектного метода обучения создаются условия для  повышения уровня значимости знаний по информатике. Это достигается за счет совместной учебно-познавательной, творческой или игровой деятельности учащихся-партнёров, которые имеют общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Использование персонального компьютера и информационно-коммуникационных технологий, разнообразных форм обучения (ученические конференции, уроки-исследования, деловые игры и т.д.) организуются с учётом особенностей процесса обучения в классах с малой наполняемостью.

5. Длительность работы над опытом – более 5 лет, и с каждым годом открываю для себя новые приемы, формы и методы работы.

6. Диапазон опыта

Диапазон опыта представлен системой урок - внеклассная работа - внеурочная деятельность учащихся.

7. Теоретическая база опыта

Проектная технология – это педагогическая технология,  ориентированная не на интеграцию фактических знаний,  а на их применение и приобретение новых.

Метод проектов в информатике интересен спектром его применения на уроках различных типов и на разных этапах урока. Этот метод является мощным методическим приемом, который помогает педагогу решать различные педагогические и дидактические задачи.

Цель проектного обучения – создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление.

Исходные теоретические позиции проектного обучения:

1) в центре внимания – учащийся, содействие развитию его творческого потенциала;

2) образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для учащегося, что повышает его мотивацию в учении;

3) индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого учащегося на свой уровень развития;

4) комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций учащегося;

5) глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях;

6) приобретается навык оптимального использования персонального компьютера как обучающего средства.

Работа по методу проектов — это, относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса — учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту — совершенно иные.

Выделим основные этапы проектной деятельности:

  • Подготовительный
  • Проектировочный
  • Практический
  • Аналитический
  • Контрольно-коррекционный
  • Заключительный

Подготовительный

Цель: постановка цели, мотивация участников проектной деятельности.

Содержание деятельности: создание проблемной ситуации, выбор темы проекта, постановка целей и задач.

Проектировочный

Цель: планирование.

Содержание деятельности: подготовка плана деятельности, распределение заданий в работе с учетом выбранной позиции, анализ сроков на реализацию проекта.

Практический

Цель: получение продукта проектной деятельности за счет выполнения определенных действий.

Содержание деятельности: исследование, накопление, систематизация и обработка данных, описание результатов, графическое представление результатов.

Аналитический

Цель: рефлексия.

Содержание деятельности: анализ и самоанализ по соответствию планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы.

Контрольно-коррекционный

Цель: коррекция

Содержание деятельности: анализ достижений и ошибок, поиск способов коррекции ошибок.

Заключительный

Цель: защита проекта.

Содержание деятельности: представление содержания работы, обоснование выводов.

Следует отметить, что каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный результат.

Классификация проектов

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей.

  • по характеру результата
  • по форме
  • по характеру доминирующей в проекте деятельности
  • по профилю знаний
  • по характеру координации
  • по уровню контактов
  • по количеству участников
  • по продолжительности
  • по типу объекта проектирования

По характеру результата:

  • исследовательский (информационный) проект
  • обзорный проект
  • продукционный проект
  • организационные проекты

По форме:

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Тематика обширна. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Исследовательский проект по структуре аналогичен научному исследованию. Он содержит обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, анализ полученных результатов. Предпочтения отдаются методам современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Результатом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в Интернете.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.

Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т. п. Результат проекта остаётся открытым до самого окончания.

По профилю знаний:

1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом - учитель другой дисциплины.

Такие проекты могут проводиться (с определенными оговорками) в рамках классно-урочной деятельности.

2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы.

По характеру координации:

  • с открытой (явной) координацией. В таких проектах координатор проекта ненавязчиво направляет работу его участников, организует, в случае необходимости отдельные этапы проекта или деятельность отдельных его участников.
  • со скрытой координацией. В таких проектах координатор выступает как полноправный, но как один из многих участников проекта.  

По характеру контактов между участниками:

  • внутриклассными;
  • внутришкольными;
  • региональными (разного масштаба);
  • межрегиональными (в рамках одного государства);
  • международными.

Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.

 По количеству участников:

  • личностные;
  • парные;
  • групповые.

По продолжительности:

  • мини-проекты;
  • краткосрочные;
  • недельные;
  • долгосрочные (годичные).

Каждый проект различного типа имеет практически одинаковую структуру. Это позволяет целостно оценивать проект любого типа и любой тематики.

Мини-проекты, могут укладываться в один урок или применяться на каком-то этапе урока.

Пример: проект «Журналист» (9 класс); работа в группах; продолжительность — 20 минут (10 минут на подготовку, по 2 минуты на презентацию каждой группы).

Краткосрочные проекты требуют выделения 3-4 уроков.

На уроках осуществляется координация деятельности участников проектных групп, а основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома. Пример, проект «Выбор профессии – дело серьезное» (9 класс); работа в группах; продолжительность — 4 урока. 1-й урок: определение состава проектных групп; определение задания проектных групп — сбор информации по своим элементам. 2-й урок: отчеты групп по собранной информации, определение продуктов и форм презентации. 3-й и 4-й спаренные уроки: презентация готовых проектов, их об суждение и оценка.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. На их выполнение необходимо около 30-40 часов и постоянное присутствие участии руководителя. Возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.). Все это в сочетании с глубоким «погружением» в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной деятельности. Например, «Создание мультфильма» (6 класс), «История развития клавиатуры» (8 класс), интегрированный проект по математике и информатике «Живой градусник» (Приложение 2).

Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект — от определения проблемы и темы до презентации (защиты) выполняются во внеурочное время. Например, проект «Портфолио ученика» (9 класс); газета «Наш класс» (8 класс); проект «Создай свой дизайн школьного сайта» (10 класс).

По типу объекта проектирования:

  • морфологическое (проектирование вещей);
  • социальное (проектирование социально-морфологических объектов);
  • экзистенциальное (проектирование личностного развития в процессе построения своей судьбы).

Формы продуктов проектной деятельности.

Важной организационной задачей в процессе проектной деятельность является выбор формы продукта проектной деятельности. От этого в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта - презентабельной и убедительной, а предложенные решения полезными для решения выбранной социальной значимой проблемы.

Рассмотрим несколько возможных продуктов проектной деятельности: Web-сайт, атлас, атрибуты несуществующего государства, бизнес-план, видеофильм, выставка, газета, журнал, законопроект, коллекция, макет, модель, мультимедийный продукт, пакет рекомендаций; публикация, справочник, учебное пособие и т.д.

Телекоммуникационный проект

Важное место в образовательной деятельности школы занимают телекоммуникационные региональные и международные проекты.

Телекоммуникационные проекты оправданы педагогически в тех случаях, когда в ходе их выполнения:

  • предусматриваются множественные, систематические, разовые или длительные наблюдения за тем или иным природным, физическим, социальным и другим явлением, требующие сбора данных в разных регионах для решения поставленной проблемы;
  • предполагается сравнительное изучение, исследование того или иного явления, факта, события, происшедших или имеющих место в различных местностях для выявления определенной тенденции или принятия решения, разработки предложений;
  • требуется сравнительное изучение эффективности применения различных способов решения одной проблемы, одной задачи для выявления наиболее эффективного, приемлемого для любых ситуаций, решения, т.е. для получения данных об объективной эффективности предлагаемого способа решения проблемы;
  • необходима коллективная разработка практической или творческой идеи;
  • предполагается провести увлекательные совместные компьютерные игры, соревнования.

Роль учителя в проектной деятельности

При использовании метода проектов изменяется роль учителя. Из носителя знаний и информации, сообщающего учениками то, что по его мнению, они должны знать, пассивно усвоив, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению поставленной задачи, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников.

В ходе руководства проектом учитель может примерить на себя несколько ролей: энтузиаст (повышает мотивацию учащихся, поддерживает, поощряет и направляет их в сторону достижения цели), консультант и координатор всего группового процесса, эксперт (анализирует результат выполненного проекта), специалист, руководитель.

Система действий учителя и учащегося на разных стадиях работы над проектом.

Выбор темы проекта

Учитель выбирает возможные темы и предлагает их учащимся

Учащиеся обсуждают и принимают общее решение

Выделение подтем

Учитель предварительно вычленяет подтемы, принимает участие в обсуждении с учащимися

Каждый ученик выбирает одну из них

Формирование творческих групп.

Определение форм выражения итогов проектной деятельности

Учитель участвует в обсуждении

Учащиеся в группах, а затем в классе рассматривают формы представления результата деятельности.

Разработка проекта

Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность

Учащиеся осуществляют поисковую деятельность

Оформление результатов

Учитель консультирует, координирует работу

Учащиеся по группам оформляют результаты

Защита проекта

Учитель организует экспертизу с помощью жюри

Учащиеся докладывают о результатах своей работы.

Рефлексия

Учащиеся осуществляют рефлексию процесса

Использование проектов в школьном курсе информатики целесообразно, если перед нами стоит задача научить ребенка пользоваться компьютером и применять компьютерные технологии в повседневной жизни.

Как показал опыт, применение проектного обучения возможно не только в виде больших комплексных проектов, но и при освоении отдельных элементов компьютерных технологий. Например, при изучении текстового редактора MS Word. После краткого изучения элементов текста (страница, абзац, символ, шрифт и пр.) учащийся получает образец готового текста, который ему необходимо воспроизвести. Школьник приступает к подготовке документа, имея образец, но, не зная в деталях, как это делать. При подготовке документа у него возникают вопросы: как сделать что-то? как получить такой-то результат? Отвечая на них, учащемуся, приходится самостоятельно осваивать те или иные приемы работы с редактором. Следующий шаг  сравнение образца с тем, что получилось у школьника, и, если необходимо, коррекция и доделывание. После подготовки первого документа ученику выдается следующий, более сложно оформленный текст и т. д. Такая работа ведётся в 10-х классах, которые изучают компьютерное редактирование.

Удобным средством для применения проектной технологии является графический редактор. Школьники достаточно быстро находят нужные инструменты и приемы создания рисунка. Учащимся предлагается тема проекта, например, «Моя школа», «Мое село», «Моя семья» и т.д. Такая работа ведётся уже со 2-го класса.

Опыт использования проектного похода показал, что он вполне применим при изучении большинства тем «пользовательского» раздела школьного курса информатики. Он позволяет:

  • организовать не изучение компьютерных технологий, а их освоение в процессе практического использования компьютера;
  • прививать школьнику навыки самостоятельного овладения незнакомыми компьютерными средствами;
  • реализовать самостоятельный выбор учащимся удобного для него стиля изучения тем или приемов работы.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что метод проектов, возможно применять на уроках информатики в каждом классе, но в различной форме. Темы проектов необходимо подбирать с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. И, по-моему, он вполне себя оправдывает. Хотелось бы пользоваться им чаще, но не каждая тема курса «Информатики» имеет такую возможность. Есть темы, при изучении которых, эффективнее использовать традиционные уроки.

8. Новизна опыта

- в обосновании совокупности педагогических условий, обеспечивающих эффективность использования проектной деятельности для развития творческого потенциала учащихся на уроках информатики;

- в организации системы классно-урочных занятий и внеклассной работы, основанной на применении проектной деятельности, обеспечивающей эффективность развития творческого потенциала.

9. Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта

Изучение информатики во 2-4 классах осуществляется в процессе внеурочной деятельности (УМК Матвеева Н.В., Челак Е.Н.), 5-6 класс (УМК Босова Л.Л., Босова А.Ю), 8-11 класс (УМК Макарова Н.В.).

10. Технология опыта

10.1. Цель педагогического опыта: раскрыть возможности проектной деятельности для развития творческого потенциала учащихся на уроках информатики.

10.2. Задачи, способствующие достижению данной цели:

  1. выявить и обосновать педагогические условия наиболее эффективного использования проектной деятельности для развития творческого потенциала учащихся на уроках информатики;
  2. выявить наиболее приемлемую форму введения проектной деятельности на уроках информатики;
  3. дать рекомендации по организации проектной деятельности на уроках информатики.

10.3. Организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с поставленными целями и задачами

Внедряя метод проектов в классно-урочную систему организации учебно-воспитательного процесса, надо помнить, что:

  • проектное обучение, внедряемое в уже существующую предметную классно-урочную систему организации учебно-воспитательного процесса, не может и не должно подменять собой содержательное предметное обучение.
  • проектное обучение должно быть построено на принципах сосуществования и взаимодополнения по отношению к предметной системе.
  • к моменту выполнения первого проекта у учащихся должны быть сформированы элементы проектной деятельности. Приступать к работе над проектом можно только тогда, когда ученики смогут работать почти на всех этапах самостоятельно или с небольшой консультативной помощью.
  • организовывать надо такие учебные проекты, которые решали бы и задачи освоения программного материала.
  • учебных проектов, реализуемых в учебном году, не может быть много. Оптимальное количество 1–2.

10.4. Описание содержания обучения

Методы, формы, средства и виды деятельности, используемые в данном опыте, последовательность их применения и обоснование  выбора:

Методы – элементы проектной деятельности, освоенные как общешкольные (надпредметные), соединяются в общее проектное умение в процессе работы над проектом на специально организованном уроке. Проектный урок, включает в себя или целиком состоит из работы над проектом.

Формы – групповое обучение под руководством учителя, самостоятельное добывание знаний учащимися, лекции, беседы, дискуссии, практика, информационно-коммуникационные формы занятий, нетрадиционные уроки, внеклассные мероприятия по предмету, проектно-исследовательская деятельность учащихся.

Средства – компьютеры, мультимедийный проектор, мультимедийные пособия, сеть Интернет, электронные образовательные ресурсы, библиотека электронных наглядных пособий.

Виды деятельности:

  • Мыследеятельностные: выдвижение идеи, проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия.
  • Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности, изготовление наглядной презентации результатов деятельности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе.
  • Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус.
  • Поисковые: находить информацию по каталогам, проводить контекстный поиск, в гипертексте, в Интернете, формулирование ключевых слов.
  • Информационные: структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск.

Обоснование выбора – данные формы работы повышают эффективность как урока, так и работы ученика, экономят время, что дает возможность больше уделить внимания на выработку навыков, позволяют использовать разные формы обучения, что делает процесс обучения более интересным, позволяют за короткие сроки менять различные виды деятельности, закрепляют и развивают общеучебные навыки и умения самостоятельной работы, активизируют познавательную деятельность и развивают творческие способности учащихся.

Необходимые ограничения и запреты:

Ни в коем случае нельзя процесс обучения оставлять без внимания, контроль со стороны педагога должен постоянно осуществляться за работой учащихся. Но учитель выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентного консультанта и помощника. Эта роль значительно сложнее и требует от учителя более высокого мастерства.

11. Результативность опыта

Сочетание нескольких технологий, применяемых мною на уроке, позволяет сделать каждый урок увлекательным и особенным. При таком подходе общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, способствует развитию творческих способностей каждой личности, формированию компетенций, позволяющих свободно ориентироваться в мире стремительно развивающихся информационных технологий. Суть моей работы заключается в создании условий для раскрытия творческого потенциала учащихся через привлечение их к использованию информационных технологий и программных средств. Ведущей является идея максимальной помощи учащемуся через организацию творческой деятельности.

Отслеживание результатов велось путем непосредственного наблюдения за учебно-воспитательным процессом, желания учащихся принимать участие в различных творческих конкурсах по информатике. Педагогический эксперимент, проводимый в 8-9, и в 10-11кл. 2014-2016 гг. в нашей школе показал, что реализация метода проектов на практике приводит к развитию творческого потенциала учащихся. Деятельностная основа обучения, каковой является метод проектов, способствует развитию интеллектуальных, коммуникативных и творческих умений, а также помогает становлению таких черт характера, как ответственность, любознательность, целеустремленность, настойчивость, толерантность, умение работать в команде.

Проектная деятельность помогает мне создавать творческую, доброжелательную атмосферу на уроке, а ребенку поверить в свои силы. Без сомнения, проекты являются одним из способов самовыражения ребенка, способствуют его самореализации, развитию творческого потенциала.

Уровень развития метода проектов зависит от интеллектуальных усилий трёх взаимодействующих сторон: учащихся с незаглубленной познавательной активностью, учителей, постоянно работающих в поиске и взращивании одарённости, и администрации, желающей, чтобы всё это процветало. При благоприятном соединении всех этих составляющих можно воспитывать плеяды творческих специалистов, учёных, певцов и художников. Но, несомненно, главным двигателем в этом процессе является учитель. Проект должен заполнить наши мысли и чувства. Школьников не обманешь. Они любую фальшь в нас чувствуют без приборов и индикаторов.

Библиографический список

  1. Минюк Ю. Н. Метод проектов как инновационная педагогическая технология / Ю. Н. Минюк // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.).  –  Казань: Бук, 2014.
  2.  Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. / Т.Новикова // Народное образование, - № 7, 2000.
  3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н.Ю.Пахомова. - М.: АРКТИ,2003.
  4. Пахомова Н.Ю. Методология учебного проекта / Н.Ю.Пахомова. – Учитель №1, 2000г.
  5. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.  
  6. Савенков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе / А.И.Савенков. - М: Сентябрь, 2001.
  7. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И.С.Сергеев.– М.: АРКТИ, 2004.
  8. Слободчиков В.И. Основы проектирования развивающего обучения / В.И.Слободчиков. - Петрозаводск, 1996.
  9. Ставрова О.Б. Использование компьютеров в школьных проектах / О.Б.Ставрова. – М.: «Интелект-Центр». 2005 – 96 с.
  10. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А.Ясвин. - М., 1997.

Приложение к опыту

  1. Приложение №1 – поурочные планы
  2. Приложение №2 – проекты по информатике
  3. Приложение №3 – творческие работы учащихся