ОГЭ физика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ФИ_ОГЭ ДЕМО_2018 | 489.25 КБ |
Экспериментальное задание по физике на ОГЭ | 14.72 КБ |
Образец выполнения экспериментального задания № 23 по физике на ОГЭ | 244.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Экспериментальные задания по ГИА
Л.Р.№1. Измерение плотности вещества
Используя стакан, воду, измерительный цилиндр, весы, разновес, определите плотность цилиндра№ (1или3). Проделайте необходимые измерения и вычисления и определите плотность вещества. Результаты измерений и вычислений запишите в отчетную таблицу.
В бланке ответов:
1) опишите порядок выполнения эксперимента;
2)запишите формулу для расчета плотности твердого тела;
3) запишите результаты измерений и вычислений в отчетную таблицу.
Л.р. №2. Измерение выталкивающей силы.
Используя динамометр школьный с пределом измерения 4Н (с=0,1Н), стакан с водой, цилиндр №____(1или3) соберите установку для определения выталкивающей силы (силы Архимеда), действующей на цилиндр.
В бланке ответов:
1) сделайте рисунок экспериментальной установки;
2) запишите формулу для расчета выталкивающей силы;
3) укажите результаты измерений веса цилиндра в воздухе и веса цилиндра в воде;
4) запишите численное значение выталкивающей силы.
Л.р. №3. Измерение жесткости пружины.
Используя штатив с муфтой и лапкой, (пружину) два динамометра, линейку и три груза, соберите экспериментальную установку для определения жесткости пружины. Определите жесткость пружины, подвесив к ней один, два, три груза. Для определения веса грузов воспользуйтесь динамометром.
В бланке ответов:
1) сделайте рисунок экспериментальной установки;
2) запишите формулу для расчета жесткости пружины;
3) укажите результаты измерения веса грузов и удлинения пружины;
4) запишите численное значение жесткости пружины.
Л.р. №4. Исследование зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины.
Используя штатив с муфтой и лапкой, (пружину) два динамометра, линейку и три груза, соберите экспериментальную установку для исследование зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины. Определите жесткость пружины, подвесив к ней один, два, три груза. Для определения веса грузов воспользуйтесь динамометром.
В бланке ответов:
1) опишите порядок выполнения эксперимента, сделайте рисунок экспериментальной установки;
2) укажите результаты прямых измерений силы упругости и смещения в виде таблицы;
3) постройте график зависимости силы упругости от деформации пружины;
4) сформулируйте качественный вывод о зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины.
Л.р.№5. Измерение коэффициента трения скольжения.
Используя каретку (брусок) с крючком, динамометр, два груза, соберите установку для определения коэффициента трения скольжения между кареткой и поверхностью стола.
В бланке ответов:
1) сделайте рисунок экспериментальной установки;
2) запишите формулу для расчета коэффициента трения скольжения;
3)укажите результаты измерения веса каретки с грузом и силы трения скольжения при движении каретки с грузами по поверхности стола;
4) запишите численное значение коэффициента трения скольжения.
Л.р.№6. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления.
Используя деревянный брусок с крючками на нити, динамометр, 2 груза массой по (100+_20г, направляющую рейку исследуйте зависимость силы трения от силы нормального давления.
В бланке ответов;
1) опишите порядок выполнения эксперимента;
2) запишите найденное значение коэффициента трения для каждого измерения;
3) постройте график зависимости силы трения от силы нормального давления;
4) сделайте вывод о характере зависимости силы трения от силы нормального давления.
Л.р.№7. Измерение сопротивления проводника.
Используя источник питания постоянного тока 4,5В, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор №_(1или2), соберите экспериментальную установку для определения электрического сопротивления резистора.
В бланке ответов:
1) нарисуйте электрическую схему эксперимента;
2)запишите формулу для расчета электрического сопротивления;
3)укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,5А;
4)запишите численное значение электрического сопротивления.
Л.р.№8. Определение работы электрического тока
Используя источник питания постоянного тока 4,5В, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор №_(1или2), соберите экспериментальную установку для определения работы электрического тока на резисторе при силе тока0,5А в течение 10 минут.
В бланке ответов:
1) нарисуйте электрическую схему эксперимента;
2) запишите формулу для расчета работы электрического тока;
3) укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,5А;
4) запишите численное значение работы эл.тока.
Л.р.№9. Определение мощности электрического тока в проводнике.
Используя источник питания постоянного тока 4,5В, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор №_(1или2), соберите экспериментальную установку для определения мощности резистора.
В бланке ответов:
1) нарисуйте электрическую схему эксперимента;
2) запишите формулу для расчета мощности электрического тока;
3) укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,5А;
4) запишите численное значение мощности эл.тока.
Л.р.№10. Исследование зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника.
Используя источник питания постоянного тока 4,5В, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор №_(1или2), соберите экспериментальную установку для исследование зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника.
В бланке ответов:
1) опишите порядок выполнения эксперимента;
2) запишите найденное значение силы тока и напряжения для каждого измерения;
3) постройте график зависимости силы тока от напряжения ;
4) сделайте вывод о характере зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника.
Л.р.№ 11. Измерение оптической силы линзы
Используя собирающую линзу №_(1или2), линейку длиной 20-30см, экран, рабочее тело определить фокусное расстояние и рассчитайте оптическую силу линзы.
В бланке ответов:
1) сделайте рисунок экспериментальной установки;
2) запишите формулу для расчета оптической силы линзы;
3) укажите результаты измерения фокусного расстояния линзы;
4) запишите численное значение оптической силы линзы.
Л.р.№ 12. Исследование зависимости периода или частоты колебаний математического маятника от длины нити
Используя штатив с муфтой и лапкой, шарик с прикрепленной к нему нитью, линейку и часы с секундной стрелкой, соберите экспериментальную установку для исследования зависимости периода или частоты колебаний математического маятника от длины нити. Определите время для 30 полных колебаний и посчитайте период колебаний для трех случаев, когда длина нити равна соответственно 1м,0,5ми 0,25м.
В бланке ответов:
1) сделайте рисунок экспериментальной установки;
2) укажите результаты прямых измерений числа колебаний и времени колебаний для трех длин нити маятника в виде таблицы;
3) посчитайте период колебаний для каждого случая и результаты занесите в таблицу;
4) сформулируйте качественный вывод о зависимости периода свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.
Л.р.№13 Проверка правила для электрического напряжения при последовательном соединении двух проводников
Используя источник тока (4,5В), вольтметр, ключ, соединительные провода, резисторы, обозначенные R1 и R2, проверьте экспериментально правило для электрического напряжения при последовательном соединении двух проводников.
В бланке ответов:
1) нарисуйте электрическую схему экспериментальной установки;
2) измерьте электрическое напряжение на концах каждого из резисторов и общее напряжение на концах цепи из двух резисторов при их последовательном соединении;
3) сравните общее напряжение на двух резисторах с суммой напряжений на каждом из резисторов, учитывая, что погрешность прямых измерений с помощью лабораторного вольтметра составляет 0,2В.Сделайте вывод о справедливости или ошибочности проверяемого правила.
Л.р.№14 Проверка правила для силы электрического тока при параллельном соединении двух проводников (резисторов)
Используя источник тока (4,5В), амперметр, ключ, соединительные провода, резисторы, обозначенные R1 и R2, проверьте экспериментально правило для силы электрического тока при параллельном соединении двух проводников.
В бланке ответов:
1) нарисуйте электрическую схему экспериментальной установки;
2) измерьте силу электрического тока, прошедшего через каждый резистор и общую силу электрического тока в неразветвленной цепи при параллельном соединении резисторов;
3) сравните общую силу тока в неразветвленной цепи с суммой сил токов на каждом резисторе, учитывая, что погрешность прямых измерений с помощью лабораторного амперметра составляет 0,05 А. Сделайте вывод о справедливости или ошибочности проверяемого правила.
Предварительный просмотр:
Образец выполнения экспериментальных заданий (механические,электромагнитныеявления)
на ГИА по физике
Содержание
- Требования к выполнению экспериментального задания на ГИА по физике 3
- Примеры выполнения экспериментальных заданий (механические, электромагнитные явления) на ГИА по физике 5
- Примеры экспериментальных заданий, используемые в демонстрационных вариантах ГИА 2008 – 2011 17
Литература 19
Приложение
- Перечень комплектов оборудования для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений в 2011 году (в новой форме) по физике 20
- Инструкция по правилам безопасности труда для учащихся при проведении экзамена в кабинете физики 22
- Требования к выполнению экспериментального задания на ГИА по физике
Экспериментальное задание 22 проверяет:
1) умение проводить косвенные измерения физических величин:
- плотности вещества,
- силы Архимеда,
- коэффициента трения скольжения,
- жесткости пружины,
- оптической силы собирающей линзы,
- электрического сопротивления резистора,
- работы и мощности тока;
2) умение представлять экспериментальные результаты в видетаблиц или графиков и делать выводы на основании полученныхэкспериментальных данных:
- зависимость силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины;
- зависимость периода колебаний математического маятника отдлины нити;
- зависимость силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника;
- зависимость силы трения скольжения от силы нормального давления;
3) умение проводить экспериментальную проверку физическихзаконов и следствий:
- проверка правила для электрического напряжения при последовательном соединении резисторов,
- проверка правила для силы электрического тока при параллельном соединении резисторов.
Задание 22 третьей части являются заданиями высокого уровнясложности и проверяют умение использовать законы физики в измененнойили новой ситуации при решении задач, а также проводитьэкспериментальные исследования.
Примерное время на выполнение заданий составляетот 20 до 30 минут.
Используется непрограммируемый калькулятор иэкспериментальное оборудование. Полный перечень материалов иоборудования приведен в Приложении 1.
Каждый комплект сформирован для выполнения задания однимэкзаменуемым. В аудитории при проведении экзамена используется четыреэкзаменационных варианта и при этом предлагается четыре экспериментальных
задания (два по механике и два по электричеству или по оптике). Например, ваудитории на 16 экзаменуемых могут использоваться одновременно 4 комплекта№1 (измерение плотности вещества), 4 комплекта №4 (измерение коэффициентатрения) и 8 комплектов №5 (измерение сопротивления резистора, измерениемощности электрического тока).
- Примеры выполнения экспериментальных заданий (механические, электромагнитные явления) на ГИА по физике
- Измерение плотности вещества
Используя рычажные весы с разновесом, мензурку, стакан с водой, цилиндр №2, соберите экспериментальную установку для измерения плотности материала, из которого изготовлен цилиндр №2.
В бланке ответов:
- Сделайте рисунок экспериментальной установки для определения объема тела;
- запишите формулу для расчета плотности;
- укажите результаты измерения массы цилиндра и его объема;
- запишите числовое значение плотности материала цилиндра
Образец оформления работы:
1. Схема экспериментальной установки:
2),
, ,
3)
4)
- Измерение выталкивающей силы
Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: динамометр школьный с пределом измерения 5 Н (с = 0.1 Н), стакан с водой, цилиндр стальной на нити V = 13 см3, m = 35 г, обозначенный №1, цилиндр латунный на нити V = 13 см3, m = 110 г, обозначенный №2. Соберите экспериментальную установку для измерения выталкивающей силы.
В бланке ответов:
- нарисуйте схему эксперимента;
- запишите формулу для расчета выталкивающей силы;
- укажите результаты измерения;
- запишите численное значение выталкивающей силы.
1. Схема экспериментальной установки:
2)
3)
Вес тела в воздухе | Вес тела в воде |
4) Выталкивающая сила
- Измерение жесткости пружины
Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: штатив, динамометр со шкалой, закрытой миллиметровой бумагой, набор грузов известной массы. Соберите экспериментальную установку для определения жесткости пружины.
В бланке ответов:
- нарисуйте схему эксперимента;
- укажите результаты измерения;
- постройте график зависимости силы упругости от удлинения;
- запишите численное значение жесткости пружины.
1. Схема экспериментальной установки:
2) Fупр = mg = Р ; Fупр = kx ; => k = Р/x
3)график зависимости силы упругости от удлинения
x= 50 мм = 0,050 м
Р = 2 H
4) k = 2/0,05 = 40 Н/м
- Исследование зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины
Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: штатив, динамометр со шкалой, закрытой миллиметровой бумагой, набор грузов известной массы. Соберите экспериментальную установку для исследования зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины
В бланке ответов:
- нарисуйте схему эксперимента;
- укажите результаты измерения веса грузов и удлинения для трех случаев в виде таблицы (или графика);
- сформулируйте вывод о зависимости силы упругости, возникающей в пружине от степени растяжения пружины.
1. Схема экспериментальной установки:
2.
3. График зависимости силы упругости от удлинения
m, кг | 0,1 | 0,2 | 0,3 |
Fт, H | 1 | 2 | 3 |
Δl, м | 0,03 | 0,07 | 0,1 |
Fупр, Н | 1 | 2 | 3 |
Вывод: Сила упругости пружины прямо пропорциональна растяжению пружины: чем больше растяжение пружины, тем больше сила упругости.
- Измерение коэффициента трения скольжения
Для выполнения этого задания используется лабораторное оборудование: деревянный брусок (100 г), деревянная доска, динамометр. Соберите экспериментальную установку для определения измерения коэффициента трения деревянного бруска по горизонтальной поверхности линейки.
В бланке ответов:
- нарисуйте схему эксперимента
- запишите формулу для расчета коэффициента трения
- укажите результаты измерения
- запишите численное значение коэффициента трения скольжения
1) Схема экспериментальной установки:
2), ,
3),
,
4)
- Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления
Для выполнения этого задания используется лабораторное оборудование: деревянный брусок (100 г), деревянная доска, динамометр. Соберите экспериментальную установку для исследования зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления.
В бланке ответов:
- нарисуйте схему эксперимента
- запишите формулу для расчета коэффициента трения
- укажите результаты измерения
- сформулируйте вывод о зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления
1) Схема экспериментальной установки:
2) , ,
3) Результаты измерений
m, кг | 0,1 | 0,2 | 0,3 |
N = Fтяж = mg | 1 | 2 | 3 |
Fтр | 0,4 | 0,8 | 1,2 |
4) Вывод: сила трения пружины прямо пропорциональна силе нормального давления: чем больше сила нормального давления (масса тела), тем больше сила трения.
- Измерение сопротивления проводника
Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: источит, тока (4,5 В), вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор, обозначенный R1. Соберите экспериментальную установку для определения электрического сопротивления резистора. При помощи реостата установите в цепи силу тока 0,5 А.
В бланке ответов:
- нарисуйте электрическую схему эксперимента;
- запишите формулу для расчета электрического сопротивления;
- укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,5 А;
- запишите численное значение электрического сопротивления.
1) Схема экспериментальной установки:
2) ,
3) ,
4)
- Измерение работы электрического тока
Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: источник тока (4,5 В), вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор, обозначенный R1. Соберите экспериментальную установку для определения электрического сопротивления резистора. При помощи реостата установите в цепи силу тока 0,5 А.
В бланке ответов:
- нарисуйте электрическую схему эксперимента;
- запишите формулу для расчета работы электрического тока;
- укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,5 А за 1 мин;
- запишите численное значение работы электрического тока.
1) Схема экспериментальной установки:
2)
3) Результаты измерений:
I, А | U, В | t, с |
0,5 | 3 | 60 |
4) A = 0.5А·3В·60с = 90Дж
- Измерение мощности электрического тока в проводнике
Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: источник тока (4,5 В), вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор, обозначенный R1. Соберите экспериментальную установку для измерения мощности электрического тока в проводнике. При помощи реостата установите в цепи силу тока 0,5 А.
В бланке ответов:
- нарисуйте электрическую схему эксперимента;
- запишите формулу для расчета мощности электрического тока;
- укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,5 А;
- запишите численное значение мощности.
1) Схема экспериментальной установки:
2)
3) Результаты измерений:
4) P = 0.5А·3В = 1,5Вт
- Исследование зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника
Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, амперметр, ключ, реостат,
соединительные провода, резистор, обозначенный R1, соберитеэкспериментальную установку для исследования зависимости силыэлектрического тока в резисторе от напряжения на его концах.
В бланке ответов:
1) нарисуйте электрическую схему эксперимента;
2) установив с помощью реостата поочередно силу тока в цепи 0,4 А, 0,5 А и0,6 А и измерив в каждом случае значения электрического напряжения наконцах резистора, укажите результаты измерения силы тока и напряжениядля трех случаев в виде таблицы (или графика);
3) сформулируйте вывод о зависимости силы электрического тока в
резисторе от напряжения на его концах.
1) Схема экспериментальной установки:
2) Результаты измерений:
3) Вывод: при увеличении силы тока в проводнике напряжение,возникающеена концах проводника, также увеличивается.
- Экспериментальная проверка правила для электрического напряжения при последовательном соединении двух проводников
Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, ключ, соединительные провода,резисторы, обозначенные R1 и R2, проверьте экспериментально правило дляэлектрического напряжения при последовательном соединении двухпроводников.
В бланке ответов:
1) нарисуйте электрическую схему экспериментальной установки;
2) измерьте электрическое напряжение на концах каждого из резисторов иобщее напряжение на концах цепи из двух резисторов при ихпоследовательном соединении;
3) сравните общее напряжение на двух резисторах с суммой напряжений
на каждом из резисторов, учитывая, что погрешность прямых измеренийс помощью лабораторного вольтметра составляет 0,2 В. Сделайте выводо справедливости или ошибочности проверяемого правила.
1) Схема экспериментальной установки:
2) Напряжение на резисторе R1: U1 = 2,8 В.
Напряжение на резисторе R2: U2 = 1,4 В.
Общее напряжение на концах цепи из двух резисторов: Uобщ= 4,1 В.
3) Сумма напряжений U1 + U2 = 4,2 В.
4) Вывод: общее напряжение на двух последовательно соединенных резисторахравно сумме напряжений на контактах каждого из резисторов.
- Экспериментальная проверка правила для силы тока при параллельном соединении двух проводников
Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, ключ, соединительные провода, резисторы, обозначенные R1 и R2, проверьте экспериментально правило для силы тока при параллельномсоединении двух проводников.
В бланке ответов:
1) нарисуйте электрическую схему экспериментальной установки;
2) измерьте силу тока на каждом из резисторов и общуюсилу тока в цепи при их параллельном соединении;
3) сравните общуюсилу тока в цепи с суммой сил токов на каждом из резисторов, учитывая, что погрешность прямых измерений с помощью лабораторного амперметрасоставляет 0,05А. Сделайте вывод о справедливости или ошибочности проверяемого правила.
1) Схема экспериментальной установки:
2) Сила тока на резисторе R1: I1 = 0,2А.
Сила токана резисторе R2: I2 = 0,1А.
Общаясила тока в цепи: Iобщ= 0.3А.
3) Сумма сил токаI1 + I2 = 0.3А.
4) Вывод: Сила токана двух параллельно соединенных резисторах равно сумме сил тока на каждом из резисторов.
- Измерение оптической силы линзы
Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: собирающая линза,линейка длиной 20–30 см с миллиметровыми делениями,
экран,рабочее поле. Соберите экспериментальную установку для измерения оптической силы линзы.
В бланке ответов:
- нарисуйте схему эксперимента;
- запишите формулы для измерения оптической силы линзы;
- укажите результаты измерения;
- запишите численное значение фокусного расстояния.
1) Схема экспериментальной установки:
2)
3) 2 F = 12см; F = 6 см = 0,06 м
4)
- Исследование зависимости периода или частоты колебаний математического маятника от длины нити
Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: штатив с муфтой и лапкой, шарик на нити, измерительная лента, секундомер (часы с секундной стрелкой). Соберите экспериментальную установку для исследования зависимости периода или частоты колебаний математического маятника от длины нити.
В бланке ответов:
- нарисуйте схему эксперимента;
- запишите формулу периода колебаний маятника;
- укажите результаты измерения;
- Сделайте вывод о зависимости периода или частоты колебаний математического маятника от длины нити.
1) Схема экспериментальной установки:
2)
3) Результаты измерений:
№ опыта | l, м | t, с | n | T, с |
1 | 1 | 67 | 30 | 2,2 |
2 | 0,5 | 40 | 30 | 1,3 |
3 | 0,25 | 25 | 30 | 0,8 |
4) Вывод: период колебаний маятника прямо пропорционален длине маятника - чем больше длина маятника, тем больше период колебаний
- Примеры экспериментальных заданий, используемые в демонстрационных вариантах ГИА 2008 – 2011
- Определение максимальной скорости, которую ученик может сообщить щелчком ластику
Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: ластик, метровая линейка. Соберите экспериментальную установку для определения максимальной скорости, которую ученик может сообщить щелчком ластику.
В бланке ответов:
- нарисуйте схему эксперимента;
- запишите формулу для расчета времени падения и скорости;
- укажите результаты измерения;
- запишите численное значение скорости ластика
- Определение конечной скорости и ускорения шарика при его скатывании с наклонной плоскости
Для выполнения этого задания используется лабораторное оборудование: желоб лабораторный металлический длиной 1,4 м, шарик металлический диаметром 1,5-2 см, цилиндр металлический, секундомер, лента из мерительная, кусок мела. Соберите экспериментальную установку для определения конечной скорости и ускорения шарика при его скатывании с наклонной плоскости.
В бланке ответов:
- нарисуйте схему эксперимента;
- запишите формулу для расчета конечной скорости и ускорения;
- укажите результаты измерения;
- запишите численное значение конечной скорости и ускорения шарика.
- Определение равнодействующей двух сил, направленных под углом друг к другу
Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: три динамометра, металлическое кольцо, штатив, транспортир. Соберите экспериментальную установку для определения равно действующей двух сил, направленных под углом друг к другу.
В бланке ответов:
- нарисуйте схему эксперимента;
- укажите результаты измерения;
3) запишите численное значение равнодействующей двух сил.
- Проверка условия равновесия рычага
Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: рычаг съемный с осью, штатив, набор грузов массой 100 г динамометр. Соберите экспериментальную установку для проверки условия равновесия рычага. В бланке ответов:
- нарисуйте схему эксперимента;
- укажите результаты измерения;
- запишите численные значения моментов сил.
- Определение КПД наклонной плоскости
Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: штатив с лапкой и муфтой, деревянная доска, деревянный брусок массой 100 г, динамометр, измерительная лента. Соберите экспериментальную установку для определения КПД наклонной плоскости.
В бланке ответов:
- нарисуйте схему эксперимента
- запишите формулу для расчета КПД
- укажите результаты измерения
- Определение фокусного расстояния собирающей линзы
Для выполнения этого задания используется лабораторное оборудование: лабораторный комплект по оптике, линейка измерительная, источник тока, электрическая лампа, ключ, соединительные провода, экран. Соберите экспериментальную установку для определения фокусного расстояния собирающей линзы.
В бланке ответов:
- нарисуйте схему эксперимента;
- запишите формулы для расчета фокусного расстояния;
- укажите результаты измерений;
- запишите численное значение фокусного расстояния.
- Определение периода колебаний математического маятника
Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: штатив с муфтой и лапкой, шарик на нити, измерительная лента, секундомер (часы с секундной стрелкой). Соберите экспериментальную установку для определения периода колебаний математического маятника.
В бланке ответов:
- нарисуйте схему эксперимента;
- запишите формулы для расчета периода колебаний математического маятника;
- укажите результаты измерения;
- сравните численные значения периодов математических маятников.
- Литература
- КИМ ГИА-9 2011 г. ФИПИ [Электронный ресурс]//http://fipi.ru/binaries/1033/phys9_19_11_10.zip;
- Физика. Методическое письмо. ГИА 9 кл. 2009 г. [Электронный ресурс]// http://fipi.ru/binaries/949/fizmp92009.doc;
- Гутник, Е. М., Физика. 7 класс. Учебник для общеобразовательных школ / Е. М. Гутник, А. В. Перышкин. - М.: Дрофа, 2009. – 302 с.
- Зорин, Н.И. ГИА 2010. Физика. Тренировочные задания: 9 класс / Н.И. Зорин. – М.: Эксмо, 2010. – 112 с. – (Государственная (итоговая) аттестация (в новой форме).
- Перышкин, А. В., Физика. 8 класс. Учебник для общеобразовательных школ / А. В. Перышкин. - М.: Дрофа, 2009. – 196 с.
- Перышкин, А. В., Физика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных школ / А. В. Перышкин. - М.: Дрофа, 2009. – 302 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1.
Перечень комплектов оборудования для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений в 2011 году (в новой форме) по ФИЗИКЕ.
Для выполнения экспериментальных заданий используются комплекты оборудования на основе типовых наборов для фронтальных работ по физике (наборы лабораторные:«Механика», «Электричество» и «Оптика»,торговая марка «L-микро»).
Комплект оборудования по спецификатору | Внесенные изменения в перечень комплектов |
Комплект № 1 (измерение плотности вещества) | |
| |
|
|
|
|
Комплект № 2 (измерение выталкивающей силы) | |
|
|
| |
|
|
|
|
Комплект № 3 (измерение жесткости пружины; исследование зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины) | |
| |
| пружина жесткостью (30±1) Н/м, |
| |
| динамометр школьный с пределом измерения 5 Н (с = 0.1 Н), |
| |
Комплект № 4 (измерение коэффициента трения скольжения, исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления) | |
|
|
| |
| динамометр школьный с пределом измерения 5 Н (с = 0.1 Н), |
| |
Комплект № 5 (измерение сопротивления проводника, работы электрического тока, мощности электрического тока в проводнике; исследование зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника; экспериментальная проверка правила для электрического напряжения при последовательном соединении двух проводников; экспериментальная проверка правила для силы тока при параллельном соединении двух проводников) | |
| |
Комплект № 6 (измерение оптической силы линзы) | |
| |
Комплект № 7 (исследование зависимости периода или частоты колебаний математического маятника от длины нити) | |
|
Приложение 2.
ИНСТРУКЦИЯ
по правилам безопасности труда для учащихся
при проведении экзамена в кабинете физики
1. Будьте внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте указания
организатора экзамена.
2. Не приступайте к выполнению работы без разрешения организатора экзамена.
3. Размещайте приборы, материалы, оборудование на своем рабочем месте такимобразом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.
4. Перед выполнением работы внимательно изучите ее содержание и порядок
выполнения.
5. Для предотвращения падения стеклянные сосуды (пробирки, колбы) припроведении опытов осторожно закрепляйте в лапке штатива. При работес приборами из стекла соблюдайте особую осторожность.
6. При проведении опытов не допускайте предельных нагрузок измерительныхприборов.
7. При сборке экспериментальных установок используйте провода (снаконечниками и предохранительными чехлами) с прочной изоляциейбез видимых повреждений. Запрещается пользоваться проводником сизношенной изоляцией.
9. При сборке электрической цепи избегайте пересечения проводов.
10. Источник тока к электрической цепи подключайте в последнюю очередь.
Собранную цепь включайте только после проверки и с разрешения организатораэкзамена.
11. Не производите пересоединения в цепях до отключения источникаэлектропитания.
12. Пользуйтесь инструментами с изолирующими ручками.
13. По окончании работы отключите источник электропитания, после чегоразберите электрическую цепь.
14. Не уходите с рабочего места без разрешения организатора экзамена.
15. Обнаружив неисправность в электрических устройствах, находящихся поднапряжением, немедленно отключите источник электропитания и сообщите обэтом организатору экзамена.