Моя педагогическая философия
Предварительный просмотр:
Уча других, мы учимся сами.
ЛуцийАнней Сенека
Меня зовут Лидия Сергеевна Мурзайкина. Я 3 года работаю в школе и учу детей. Могла ли я подумать много лет назад, что школа, из которой мы - юные мечтатели, так хотели быстрее выпорхнуть во взрослую жизнь, станет мне вторым домом, что у меня будет так много детей, которые назовут меня «классной мамой» и что учителя, на которых я смотрела с благоговейным трепетом, станут моими коллегами и друзьями? Ах, судьба, как круто ты иногда поворачиваешь нашу жизнь.
Поворот первый: кажется такой далекий 1989 год. Я - выпускница средней школы. Сданы экзамены, на руках аттестат. И передо мной много дорог, а выбрать надо одну. Да так, чтобы на всю жизнь! И я решаюсь. Поступаю в педагогический институт на факультет «Химия, биология и естествознание». Выбор института не был случайным. Моими школьными учителями были Никитенко Людмила Петровна- учитель русского языка и литературы, а так же Дуесбеков Батырбай Урумбаевич- учитель истории. Именно они повлияли на мой профессиональный выбор. Стать таким замечательным учителем – вот, что стало моей мечтой. Я так хотела, как и мои любимые учителя, все знать, все уметь, а главное - учить этому других. Мои замечательные родители одобрили выбор и годы учебы, и потом, когда начала работать, помогали мне, как бы трудно им ни было. Спасибо им за это!
Студенческие годы - самое прекрасное время. Столько нового, интересного и все так радостно и ново, и смотришь на все трудности сквозь розовые очки молодости. Моя первая педагогическая практика проходила в городской школе. Вспоминаю волнительный трепет первых уроков... Даже помню темы первых данных мною самостоятельных уроков. Голова кружилась от счастья. Я – учитель!!! Хотелось учить, творить, дерзать. Моя мечта начала обретать реальные очертания.
Поворот второй: уже не столь далекий 1994 год. После окончания педагогического колледжа я не мыслила себе другого пути – только школа. Многие мои сокурсники ушли из профессии. Я же видела себя только учителем.
Помню свой первый рабочий день. Ох, какой он был трудный! Проработав в школе месяц, я поняла, что все школьные и даже институтские годы я не имела полного и правдивого представления о том, какова на самом деле выбранная мною профессия. Все это время я видела и знала только красивую картинку: смотрящие на учителя пытливые детские глаза, я у доски рассказываю им что-то важное и интересное, тишина в классе... На самом же деле за всем этим - ежедневный, постоянный, кропотливый труд учителя. Как много, оказывается, нужно для того, чтобы состояться как педагог! Нельзя испугаться, нельзя уйти после первых трудностей, нельзя быть слабой. Надо было остаться и работать дальше, набираясь опыта, сил и терпения. Чарльз де Линт сказал: «Перенесённые трудности закаляют нас, делают нас тем, что мы есть». Все, что несколько лет назад виделось только в розовом свете, изменилось. Мир приобрел свои реальные цвета, и они оказались настолько яркими и разнообразными! А главное, что моё стремление преодолеть все трудности профессии, желание идти только вперед к своей мечте и стать настоящим Учителем осталось неизменным.
Поворот третий: 2018 год. Надо же… 3 года прошло. Мгновенно, мимолетно, как будто и не было. Страхи развеялись, мысли пришли в порядок. Теперь я понимаю, что не ошиблась, что выбранный мною в юные годы путь стал моей судьбой. Я – Учитель! И не мыслю себя кем- то еще. Мне нравится дело, которым я занимаюсь. Еще несколько столетий назад И. Кант сказал: «Работа – лучший способ наслаждаться жизнью». Я наслаждаюсь ею, заряжаюсь поддержкой моих учеников, делюсь с ними эмоциями и переживаниями, вижу, как они меняются из года в год и как они меняют меня.
В моей школе бывает всё: радость побед и горечь поражения, взлёты и падения, тепло учительских глаз и свет детских улыбок, бессонные ночи и уроки детских открытий. Тому, кто не постиг тайны учительской работы, она покажется будничной: тетради, журналы, уроки. А на самом деле она радостная, потому что со мной рядом самые чистые, искренние и порядочные люди - дети. Каждый родитель доверяет мне самое ценное – своего ребенка и ждет не только, того что я научу его премудростям науки, что ребенок получит высокие баллы на ОГЭ и ЕГЭ, а того, что я помогу прожить ему все 11 школьных лет с желанием учиться, с удовольствием от общения с друзьями, педагогами, что я помогу юному человеку найти свое место в жизни и определиться с призванием. В представлении родителей настоящий учитель это – умный, грамотный, компетентный, опытный педагог, являющийся авторитетом и для него, и для его ребёнка. А ещё справедливый и честный, приходящий на помощь, когда трудно, могущий подсказать и посоветовать. Думаю, это еще не полный перечень качеств, которые хотят видеть в учителе родители учеников. И я им должна соответствовать.
Переступая порог школы, я попадаю в другой мир и оказываюсь подхваченной бурным круговоротом кипучей детской жизни. Ведь в школе живешь, как на вулкане. Все кипит, бурлит, периодически происходят мини извержения. Здесь огорчения перемежаются с яркими положительными эмоциями и сменяют друг друга мгновенно. Но это мне нравится. Без любви к своему делу, без любви к детям невозможно быть хорошим учителем. Педагог без любви к ребенку – все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета.
Если задаться вопросом: «Что важно для учителя в его работе?» - уверяю, однозначных ответов вы не услышите. По моему мнению, одна из важнейших составляющих в учительской работе - это ценность человеческого общения. Знания накапливаются, расширяются, совершенствуются. Опыт, как говорят, приходит, шлифуется. А вот суметь понять ребенка, простить шалости и неготовность к уроку, помочь не только разобраться в трудностях предмета, но и в жизненных трудностях, научить не запутаться, не замыкаться в себе – вот, что действительно важно! Я должна уметь рассмотреть в каждом его лучшие стороны, принять его любого - старательного и оболтуса, усидчивого и гиперактивного, схватывающего все на лету и немножко тугодума, полюбить его только за то, что он ребенок – и это тоже важно! Любовь, уважение – вот главные «киты» человеческого общения. «Ошибки работы педагога менее заметны, чем врачей, но тоже очень дорого обходятся государству». Так сказала героиня фильма «Ирония судьбы или С легким паром». И она права. Наши ошибки - самые серьёзные, самые жизненные, так как они ранят душу ребёнка, заставляя его страдать. Это остается с человеком уже на всю жизнь. Учитель не только учит, он воспитывает. Он, как строитель, строит самое сложное и самое ценное на свете - внутренний мир настоящего человека. Он конструирует, разрабатывает новые педагогические технологии, внедряет их, постоянно совершенствует процесс – процесс всестороннего развития человека. Это очень сложно, ответственно, но безумно интересно. Такая работа не терпит в школе людей несправедливых, равнодушных, «случайных». Наверное, потому и стала учителем, несмотря на то, что есть профессии более «денежные» и менее «ответственные». Стала, потому и иду по жизненному пути с порядочными и неравнодушными людьми – своими коллегами и, конечно же, с детьми – искренними и чистыми душами.
Сегодняшние ученики отличаются от тех, которые учились в далекие 90-ые, недавние 2000 –ые. Каждый класс - это другой класс и он не похож на предыдущий. Дети меняются, и я не должна отставать от времени и от детей. «Я воспитываю их, а они стараются перевоспитать меня». Современные дети мало играют в коллективные игры, мало читают, мало общаются друг с другом. Живое общение им заменил Интернет, компьютерные игры, виртуальный мир новых технологий. А что же делать мне, учителю? Совершенствоваться как профессионалу. Это очень важная составляющая профессии учителя. В своей педагогической деятельности наряду с традиционными технологиями активно я использую элементы развивающих и личностно-ориентированных педагогических технологий, что позволяет мне развивать личность ученика в соответствии с его способностями, интересами и возможностями, а учащимся достигать определенных успехов в учебе. Эффективной образовательной технологией, которую я использую на своих уроках, является информационно-коммуникационная технология. Использование ИКТ при обучении позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка, усиливает мотивацию обучения. Использование проектной деятельности позволяет решить многие задачи, стоящие перед школой и педагогом в частности. Он помогает мне научить ученика самостоятельно приобретать необходимые знания, применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем; самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии (в частности информационную); четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить; грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические и логические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем); самостоятельно работать над развитием собственного интеллекта, культурного уровня. Обучение в сотрудничестве, обучение в малых группах давно используется в педагогике и имеет место в моей практике. На уроках учащиеся много работают с текстом учебника. Задания достаточно разнообразны и зависят от уровня подготовки ученика.
Заканчивая свой рассказ, хочу вернуться к началу моего эссе. Когда- то я приняла очень важное в своей жизни решение: «Я буду учителем!». Образ идеального учителя – моих наставников, которым и я обязательно хотела стать для своих учеников, стал отправной точкой моей профессиональной жизни. Спустя многие годы я понимаю: профессию выбрала верно. Когда я вхожу к ребятам, то первое что я вижу, это множество глаз, в одних настороженность, в других -интерес, в третьих - надежда, в чьих-то - пока равнодушие. Какие они разные! У каждого своя идея, свой особый мир, который нельзя разрушить, которому надо помочь раскрыться. Я не знаю, кем станет каждый из них в будущем, главное -помочь и поддержать сегодня и воспитать уверенность в себе, умение найти выход из любой ситуации. Суметь научить ребенка почувствовать себя способным к преодолению трудностей не только в учебе, но и в жизни. Это и есть счастье!
Меняются времена, сменяют друг друга поколения, меняются взгляды людей. Но профессия учителя вечна. Дети приходят, становятся взрослыми, уходят. А педагог остается. Я сама определила для себя свои жизненные и профессиональные приоритеты, сама сделала выбор своей профессии и тех принципов, которыми буду в ней руководствоваться. Я сама для себя решаю, какие ценности будут сопровождать меня в жизни. И я должна научить этому выбору тех, кого нам доверяют. Василий Розанов говорил: «Школа – это в первую очередь учитель, во вторую очередь учитель и в третью очередь учитель. А потом всё остальное». Я горжусь, что я - Учитель! Как хорошо, что я - УЧИТЕЛЬ!