Самообразование
Самообразование это - образование, получаемое вне стен образовательных учреждений, с помощью самостоятельного изучения материала
Скачать:
Предварительный просмотр:
МКДОУ «Малиновский детский сад»
План работы по самообразованию
Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Воспитатель: Смитюх Н.Н.
п. Малиновка, 2015-2016 гг.
Актуальность темы
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.
По этому нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.
Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни, связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чуму он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует развитию личности в духе патриотизма.
Цель: формировать уважительное отношение к истории страны, к государственным символам, к собственной национальной культуре и культуре других народов.
Задачи:
- формировать чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким;
- формировать чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
- формировать представления о России как о родной стране;
- воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России;
- воспитывать гражданско-патриотические чувства посредством изучения государственной символики;
- стимулировать проявления познавательного интереса к явлениям истории и культуре России, продолжать знакомить с православными праздниками, традициями, символами крещения;
- обогащать первоначальные представления о людях разных национальностей, населяющих Россию, их равноправие.
Работа по нравственному воспитанию проводится регулярно и в системе. Большая роль отводится созданию условий, разнообразию приемов и методов в работе с детьми. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.
В своей работе используем различные технологии:
- игровые,
- информационные,
- коммуникативные,
- проблемные,
- развивающего обучения,
- консультативные,
- визуальные,
- проектные,
- ИКТ.
Принципы работы по патриотическому воспитанию:
- личностно-ориентированного общения;
- наглядности;
- последовательности;
- занимательности;
- от близкого к отдаленному;
- от общего к частному, где каждое частное выступает перед ребёнком как проявление чего-то общего (а не само по себе), что обеспечивает смысловую взаимосвязь между разными аспектами содержания;
- опора на опыт самих детей, реальные их дела и события в семье, детском саду, посёлке, стране;
- взаимодействие с семьями.
Этапы работы | Содержание работы | Cроки проведения | Формы работы | |
1 | Организационно-ознакомительный этап Цель: изучить литературу по нравственно-патриотическому воспитанию | - Анализ ситуации по выбранной проблеме - Подбор методической литературы по теме «Нравственно -патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» - Составление плана работы - Изучение вопросов организации и проведения занятий в д/саду (методическое пособие Л.В. Коломийченко, Г.И. Чугаева «Занятия для детей 6-7 лет», Н.Г. Пантелеева «Знакомим детей с малой Родиной») | Сентябрь Октябрь Ноябрь | Список методической литературы по теме: 1. Нравственно -патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. А.Я.Ветохина, З.С.Дмитренко. - «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО -ПРЕСС», 2009. 2. Мы живем в России. Гражданско - патриотическое воспитание дошкольников Зеленова, Н.Г . Пособие для воспитателей. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. 3. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Князева О. Л., Маханева М. Д., - Санкт - Петербург, 1999 год. 4. Воспитательная система «Маленькие россияне» Под ред. Т.И. Оверчук. – М., 2004. 5. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.М:ЦГЛ,2005. 6. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). -М.:УЦ «Перспектива»,2011. 7. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Авторы -составители: Антонов 3 Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В., Щербакова И.А. – М.: АРКТИ, 2003. - Перспективный план работы - Доклад по теме «Нравственно -патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Конспекты занятий с детьми: «Моя семья, мой дом, мой д/сад»; «Наша Родина», «Символика России»; игра-интервью «Что я знаю о родных»; игра-упражнение «Наши имена»; игра «Кто кем кому приходится»; игра «Собери герб» |
2 | Основной этап Цель: внедрить в работу подготовленный материал, организовать работу по проведению с детьми занимательных дел непосредственно образовательной деятельности | - Изучение вопросов организации и проведения занятий по ознакомлению с малой Родиной (методическое пособие Н.Г. Пантелеева «Знакомим детей с малой Родиной») | Декабрь Январь Февраль Март Апрель | - Проект «Родной дом» - Конспект занятий : Профессии «мужские», «женские» - Рассматривание фотоальбома «Мой поселок» - Игра «Колесо истории» - Знакомство с великими людьми России: «А.С. Пушкин-великий поэт», «Ю.А. Гагарин – первый космонавт», «Е. Чарушин – писатель, художник» - Чтение сказки А.С. Пушкина «О старике и золотой рыбке» - Чтение Е. Чарушина «Времена года» - Рассматривание иллюстраций «Космос» - Игра «Назови планету» - Беседа «Слава великих городов России» - Конспект занятия «Традиции России» - Рассматривание иллюстраций «Достопримечательности Москвы» - Лепка «Спасская башня» - Игровое упражнение «Мой город» - Беседа «Всемирные праздники» - Чтение сказки «Дружные люди» - Игра «Олимпиада» - Игра «Узнай планету» - Беседа «Культурное наследие» - Экскурсия в музей «Русская изба» - Беседа «Во что верили русские люди» - Игра «Посуда русских людей» - Народная русская игра «Горшки» - Рассматривание иллюстраций «Разные народы России» - Подвижная игра «У дядюшки Трифона» |
3 | Заключительный этап (диагностика результатов работы, самоанализ деятельности) | -Разработать карты мониторинга - Оформить практический материал (конспекты, консультации, доклады, анкеты и т.д.) | Май | - Проект «Великая победа» -Обобщение работы по организации занятий с детьми старшего дошкольного возраста |