Материалы для родителей
Консультации, памятки, родительские собрания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotov_li_rebyonok_k_shkole.docx | 28.04 КБ |
книга правил по математике | 1.86 МБ |
книга правил по русскому языку | 1.75 МБ |
Предварительный просмотр:
Что включает в себя понятие «Ребёнок готов к школьному обучению».
В понятие «готовность к школе», входят такие компоненты как:
1) Мотивационная, личностная готовность, в которую входит "внутренняя позиция школьника".
2)Волевая готовность.
3) Интеллектуальная готовность.
4) Достаточный уровень развития зрительно-моторной координации.
5) Физическое здоровье.
Конечно будущему первокласснику не обойтись без развитого восприятия, мышления, воображения, обеспечивающих сознательное усвоение и применение школьных знаний.
1.) Мотивационная, личностная готовность, в которую входит "внутренняя позиция школьника». Все дети хотят идти в школу. Большинство родителей сразу ответят, что их дети хотят идти в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть.
Прежде всего желание ПОЙТИ в школу и желание УЧИТЬСЯ существенно отличаются друг от друга. Дети хотят идти в школу. потому что туда ходят их друзья, в школе есть классы. учительница. у ребенка будет портфель с учебниками.
Однако они не осознают важности учёбы и готовы прилежно трудиться.
Дошкольник не осознаёт, что ему придется пожертвовать игрой или прогулкой, для того чтобы сделать уроки. Но в принципе он знает и принимает тот факт, что. уроки НУЖНОделать. Именно это стремление СТАТЬ ШКОЛЬНИКОМ, выполнять правила поведения школьника и иметь его права и обязанности и составляет «внутреннюю позицию школьника".
2.Волевая готовность -необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идет не только об умении слушаться, хотя выполнять определенные правила школьного распорядка тоже важно, сколько об умении слушать, вникать, в содержание того, о чем говорит взрослый.
Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив свои непосредственные желания и побуждения.
3.Родители считают, что перед поступлением в школу, важна интеллектуальная готовность. Что же это такое? Это обучение детей навыкам письма, чтения, счета. Конечно эти навыки у ребенка должны быть. Но главное -это наличие у ребенка более высокого уровня психологического развития, которое обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления. Даёт возможность ребенку читать, писать, считать, решать задачи "про себя", то есть во внутреннем плане.
4.Сенсорная и двигательная готовность детей.
Слышит ли рука глаз?
У дошкольника должно быть сформировано умение внимательно рассмотреть предмет, картинку, выделить отдельные детали. Но нам нужно обратить внимание не только на отдельные движения рук и глаз. но на их координация между собой, то есть на зрительно-двигательную координацию. Ребёнку в процессе учебы часто надо одновременно смотреть на предмет и списывать или срисовывать то, что он в данный момент рассматривает.
Поэтому важны согласованные действия глаза и руки, важно, чтобы пальцы слышали ту информацию, которую им даёт глаз.
5.Не может быть успешного ученика без физического здоровья. Только здоровый ребёнок может стать талантливым. А значит, мы должны сохранить и укрепить здоровье ребёнка.
Рекомендации.
Для тренировки волевой готовности хороши графические диктанты, в которых дети рисуют в определенной последовательности кружки, квадраты, треугольники и прямоугольники под диктовку воспитателя или по заданному образцу.
Для этого необходимо, чтобы ребенок мог сосредоточится, на инструкции, которую получает от взрослого. При этом обязательно попросить ребенка повторить ваши слова., чтобы убедиться в том, что ребенок всё услышал и правильно понял.
Можно дать задания вычеркивать или подчеркивать определенную букву или геометрическую фигуру в предложенном тексте. Эти упражнения развивают внимание детей. их умение сосредоточиться на задании, а также их работоспособность.
Если ребенок не может сосредоточиться, волевая регуляция у ребенка отсутствует, и он не готов к школьным занятиям.
Интеллектуальная готовность.
Данные методы не требуют специальной подготовки. Достаточно быть внимательным к детям и иметь время для занятий и игр с ними.
Развитие внимания:
- развивать слуховое внимание с помощью дидактических игр,
- часто менять формы деятельности,
- использовать на занятиях элементы игры,
- приучать проговаривать инструкцию несколько раз,
- почаще наблюдать и обсуждать с детьми услышанное и увиденное,
- учить сознательно направлять внимание в соответствии с целью,
- учить сосредотачиваться на известной деятельности, концентрировать свое внимание на ней, не отвлекаясь,
- создавать средства-стимулы, которые будут организовывать внимание ребенка,
- для развития внимания использовать игры с правилами и игры- драматизации.
Игры и упражнения:
- «Да и нет не говорите, черный с белым не носите». Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет»,
- игры-головоломки,
- загадки,
- «Найди отличия»,
- «Найди два одинаковых предмета»,
- «Будь внимателен». Выполнение гимнастических упражнений по словесной команде,
- «Волшебное слово», Взрослый показывает упражнения. А ребенок их повторяет только в том случае, если взрослый говорит: «Пожалуйста»,
- «Где что было». Ребенок запоминает предметы, лежащие на столе; затем он отворачивается. Взрослый передвигает предметы, а ребенок затем указывает, что изменилось,
- «Назови, что ты видишь». Ребенок за 1 минуту должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате.
- «Карлики и великаны». Ребенок должен выслушать словесную инструкцию взрослого. Не обращая внимания на его действия.
Развитие памяти:
- развивать умение произвольно вызывать необходимые воспоминания,
- обучать культуре запоминания,
- учить вспоминать последовательность событий,
- учить использовать при запоминании мнемотехнические приемы,
- учит использовать образ, как средство развития произвольной памяти,
- учить повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания. Использовать связи при припоминании,
- способствовать овладению умением использовать для запоминания вспомогательные средства.
Игры и упражнения:
- «Запомни предметы». Учить запоминать и воспроизводить информацию,
- «Детектив». Развивать произвольное запоминание; ребенок в течение 15 минут рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил,
- «Пирамида». Развивать кратковременную механическую память. Взрослый называет ребенку сначала одно слово, ребенок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, ребенок повторяет их, далее – три слова, ребенок повторяет и т.д.
- «Что ты видел на каникулах» Взрослый задает ребенку вопросы о происходящих на каникулах событиях,
- «Следопыт». Взрослый показывает ребенку предмет и говорит, что сейчас спрячет его в комнате; ребенок должен найти спрятанный предмет,
- «Одежда» ребенок должен вспомнить, в каком порядке он надевал предметы одежды утром,
- «Нарисуй такой же». Взрослый рисует на листе бумаги какой-либо простой предмет, затем лист переворачивается, и ребенок должен нарисовать такой же предмет,
- «Я положил в мешок». Взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы, ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке,
- «Короткий рассказ». Взрослый читает короткий рассказ, ребенок должен пересказать его,
- «Башня». Ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур, ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать,
«Фигурка из палочек». Взрослый выкладывает фигурку из палочек, ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же.
Развитие восприятия:
- учить детей различать предметы на ощупь,
- формировать умение выделять признаки в предмете,
- учить соотносить предметы по величине,
- учить способам распознающего наблюдения,
- развивать наблюдательность, учить внимательно и последовательно рассматривать предметы и явления,
- помогать осмысливать связь между объектами и воспринимать изображение в целом,
- формировать умение составлять из частей целое,
- учить выбирать предметы и соотносить их величину по словесному описанию. Действовать в соответствии со словесной инструкцией,
- различать основные признаки разных времен года,
- учить ориентироваться в пространстве с помощью плана-схемы,
- закреплять пространственные представления: слева, справа, вверху, внизу, перед, за, между, рядом,
- формировать сенсорные эталоны формы,
- способствовать развитию умения анализировать предмет. Выделять в нем мелкие детали,
- способствовать развитию понимания связи рисунка с действительностью.
Игры и упражнения:
- «Перевертыши». Превратить круг, треугольник, квадрат в любой рисунок,
- «Как пройти к зайке», «Путешествие по комнате», «Куда пойдешь, что найдешь». Ориентировка в пространстве по плану-схеме,
- «Звезды на небе». Соотношение схематических изображений созвездий «Орел», «Лебедь», «Рыба» с художественными,
- «Узнай форму». Узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры,
- «Найди отличия». Учить находить отличия у похожих предметов,
- «Построй по росту». Построить предметы в ряд соответственно их высоте,
- «Сложи картинку». Составить из частей целую картинку,
- «О чем я говорю?». Взрослый описывает какой-либо предмет, а ребенок должен угадать. О каком предмете идет речь,
- «Какое время года?». Взрослый называет время года, а ребенок называет его признаки,
- «Угадай предмет». Взрослый рисует пунктирной линией или точками очертание предмета, ребенок должен узнать предмет.
Развитие мышления:
- развивать умственные способности через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности,
- учить составлять группу из отдельных предметов,
- учить выделять предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению,
- учить понимать смысл литературного произведения, воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов,
- учить сравнивать предметы,
- учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами,
- побуждать делать самостоятельные выводы,
- учить отвечать на вопросы. Делать умозаключения,
- создавать сложно организованную среду, чтобы ребенок мог взаимодействовать с разными предметами,
- способствовать познанию свойств различных материалов. Их функционального потенциала, созданию образов, моделей реальных предметов посредством изобразительной деятельности (лепки, аппликации, рисования и т. д.),
- способствовать осмыслению содержания жизненных ситуаций, подражанию и проигрыванию их с заменой одних объектов другими,
- учить устанавливать причинно-следственные связи,
- развивать мышление, используя сказки, поговорки, метафоры, образные сравнения,
- учить выделять и связывать те стороны ситуации, свойства предметов и явлений, которые существенны для решения поставленной задачи,
- способствовать переходу к решению задач в уме.
Игры и упражнения:
- «Разложи картинки». Учить усматривать последовательность событий,
- «Закончи слово». Учить заканчивать слово по начальному слогу,
- «Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру». Учить классифицировать предметы по признакам и назначению,
- «Творческий подход». Ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет,
- «Антонимы». Ребенку называют слово, а он должен назвать противоположное по смыслу. Например, «тяжелый – легкий», «сильный – слабый», и др.
- «Уникуб», «Лото», «Домино», мозаики, конструкторы,
- загадки.
Сенсорная и двигательная готовность.
В развитии такой координации важно дать ребёнку, образец, который он должен срисовать, копировать. Помогает так же конструирование особенно Развитию зрительно – моторной координации способствуют графо – моторные игры и упражнения:
«Дорисуй круги на картинках»;
«Обведи фигурки точно по линиям, не отрывая карандаш от бумаги»;
«По морям, по волнам»;
«Машина на дороге»
«Дети заблудились»;
«Листья».Раскрась кленовый лист красным карандашом, березовый желтым, а рябиновый лист обвести по контору зеленым карандашом.
Для развития зрительно – моторной координации также целесообразно использовать дидактические игры:
различные мозаики;
пазлы (разные по величине и количеству);
игры «Наряди куклу в бусы», «Кто скорее вденет шары в нитку» (нанизывание бус, шаров, пуговиц);
ниткография;
· конструкторы («Лего», и т. д.)
«Выложи фигуры» (выкладывание на плоскости);
Шнуровки(на ботинках, сапожках, пальто, платье и. т.д.);
«Выложи рисунок из спичек (семян, пуговиц, и т. д.); Игры с природным материалом: «Выложи узор», «Сделай как я!» (из палочек и природного материала);
игры с пластилином;
игры с бумагой, оригами;
«Нарисуй пальчиком на песке»; «Рисование на снегу»
«Обведи и закрась» (с использованием трафаретов);
«Заплети косичку»;
«Диктант» (нарисуй квадрат в верхнем правом углу и т. д.).
«Сложи двумя руками пуговицу в коробку».
Бисероплетение.
Для развития зрительно – моторной координации эффективно использовать настольные игры:
«Футбол», «Баскетбол», «Бильярд»; «Хоккей», «Настольный теннис».
Игры на прослеживание движения объектов (на развитие глазодвигательной функции)
«Прокати шар в ворота»;
«Попади в цель»;
«Позвони в колокольчик»;
«Набрось кольцо»;
· «Поймай мяч»;
«Проследи за движением флажка (фонарика, султанчика)»;
· «Лабиринты».
Различные штриховки:
рисунков;
геометрических фигур;
букв;
цифр.
Для более эффективного совершенствования тактильных и моторно-двигательных функций, а также для развития зрительно-моторной координации имеет место такое направление работы как работа с иглой.
В него включены два вида работы:
- обкалывание контура изображённого предмета;
- коррекционное вышивание.
-вязание на спицах и крючком.
При формировании зрительно – моторной координации целесообразно переходить к следующему наиболее ответственному направлению в работе – формированию навыков написания элементов школьного письма в тетради.
Это наиболее трудоёмкая и сложная работа проводится с детьми старшего дошкольного возраста.
Для осуществления этого направления в работе также необходимо использование игровой формы для создания зрительного образа элементов букв. Дошкольнику ближе и больше нравятся игровые действия, чем монотонная, однообразная деятельность. И в отличии от школьной методики характерным в таких занятиях является включение в структуру занятий графической игры, о чём свидетельствуют названия заданий:
«Бегут рельсы как река - заповедны берега»;
«Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы, проедет поезд запоздалый»;
«Все вагончики бегут, зацепившись там и тут»;
«Не заметил сразу он, влез в оцепленный вагон»;
«Мы в вагоне все сидим и в окошечки глядим».
Постепенно, незаметно игровая задача свёртывается и на первый план выступает дидактическая. Система заданий (с постепенным их усложнением) даёт возможность последовательно усваивать необходимые навыки овладения письмом.
Задания включают:
- микроориентировку в тетради и на листе бумаги;
- ознакомление с разлиновкой;
- работу в пределах границ линии;
- совершенствование зрительно-моторной координации и мелкой мускулатуры пальцев.
Под влиянием целенаправленного обучения и воспитания с использованием предложенных средств развивается и совершенствуется зрительно – двигательная и моторная координация: ребёнок овладевает сложными, тонко дифференцированными движениями. У него вырабатываются навыки пользования таких инструментов, как, карандаш, кисть, ножницы.
по заданному образцу.
Физическое здоровье.
Этому способствуют: утренняя гимнастика, физкульт. минутки, занятия по физическому развитию, побудки после дневного сна. ходьба по тропе здоровья. закаливающие мероприятия (дневной сон без маек. умывание прохладной водой, ежедневные прогулки, активный отдых детей и родителей на свежем воздухе в выходные дни,) индивидуальные занятия, посещение спортивных секций.
Нужно обязательно чередовать все интеллектуальные занятия с занятиями по физической культуре, музыкальными занятиями. Следим за выполнением режима дня.
Ребёнок, придерживающийся принципа «могу, хочу и буду», будет учиться хорошо. Для этого мы должны повысить учебную мотивацию ребёнка.
Готовность к школьному обучению формируется постепенно. В течение пребывания детей в детском саду педагоги заботятся о полноценном физическом, умственном, психологическом, нравственном и эстетическом их развитии.
На занятиях воспитатели создают у детей эмоциональную установку на предстоящее занятие, сообщают им цель и мотив деятельности, используя проблемные вопросы и ситуации. В процессе труда, игры и других видов деятельности дети приобретают и закрепляют знания, а также развивают психику и способности, без которых невозможно успешное обучение в школе.
Невозможно успешное обучение в школе и без формирования у ребёнка качеств личности, ответственности и самостоятельности.
Повышается уровень готовности старших дошкольников к школьному обучению при формировании у детей положительного отношения к предстоящему обучению. а именно:
посещение школы детьми;
беседы о школе;
чтение художественной литературы о школе;
рисование на тему «школа»;
рассматривание картин о школе, учениках, школьных предметах и др.;
просмотр мультфильмов о школе;
сюжетно-ролевая игра «Школа».
Обеспечить всестороннее развитие ребёнка и правильную подготовку его к школе могут только объединенные усилия воспитателей и родителей. Семья первая и наиболее важная среда развития ребёнка.
Сегодня перед детским садом стоит задача – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком. Помочь им стать своему ребёнку настоящим другом и авторитетным наставником в преддверии школы. Тесное взаимодействие родителей и воспитателей обеспечивают нашим малышам двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь и в детском саду, и дома.