п.2.10. Учебные программы
Учебные программы: Классический тане, Народно-сценический танец, Бальный танец, Подготовка концертых номеров, гимнастика, Ритмика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebnaya_programma_balnyy.doc | 132 КБ |
uchebnaya_programma_klassika_ondar_n.s.doc | 235.5 КБ |
uchebnaya_programma_ritmika.doc | 87.5 КБ |
istoriya_horeografii.docx | 27.38 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ
П. ХОВУ-АКСЫ
Рабочая программа
По предмету
«Бальный танец»
Хову-Аксы-2011г
Муниципальное образовательное учреждение
Дополнительное образование детей
Детская школа искусств
Хореографическое отделение
«Бальный танец»
«Утверждено» на заседании
Педагогического совета
МОУ ДОД ДШИ
П. Хову-Аксы
Протокол №_________
«___»__________2010г.
Составитель преподаватель
Ондар Н.С.
Хову-Аксы 2010г.
Пояснительная записка
Программа « Бальный танец» предназначена для учащихся ДШИ п. Хову-Аксы и рассчитана на 5 лет прохождения курса в режиме учебных занятий. Программа достаточно вариативна и позволяет проявить индивидуальный творческий подход.
В данной программе предоставлена авторская концепция в части набора и составления вариаций танцев по возрастам. Количество часов занятий для освоения каждого элемента указано примерно с учетом особенностей групп различного возрастного и количественного состава. По степени сложности можно рекомендовать для каждого возрастного состава свой примерный программный набор танцев. В никоторых танцах несколько вариаций, что позволяет применять их для различного возраста и степени подготовки. Таким образом, данная программа является достаточно гибкой и применима для введения ее как последовательно с нулевого класса, так и единовременно во все классы (считая программу 3-го класса программой второго года обучения).
Педагог ставит своей целью выучить и натренировать пары для участия в рейтинговых конкурсах бального танца. Открыть перед учащимся мир бального танца, приобщить их к этому прекрасному виду искусства и спорта одновременно, научить элементарным основам танца, т, е, создать фундамент для более серьезного увлечения, представляется необходимым.
Уже через несколько месяцев учащиеся овладевают минимальными навыками танца и способны показать свое умение на различных праздниках конкурсах. Проведение этих праздников вносит в процесс обучения элементы соревнования, работу на результат.
Танцуя в паре, ребенок многому учиться и многое приобретает: вырабатывается и развивается не только коммуникабельность, взаимовыручка, умение настроится на партнера, контроль над собой, но и культура общения в танце с преподавателем, со зрителем.
Главной особенностью данного курса является то, что наряду с популярными танцами он включает и бальные танцы, которые являются общепринятыми во всем мире. Их знает и умеет танцевать все цивилизованное общество, и они являются неотъемлемой частью общечеловеческой культуры. Учащееся постигают язык бального танца, с помощью которого могут общаться люди.
В течении всего курса учащееся знакомятся со следующими понятиями:
- позиции ног;
- позиции рук;
- позиции в паре;
- позиции в паре Европейских танцев;
- позиции в паре Латиноамериканских танцев;
- линии танца;
- направления танца;
- направления движения;
- углы поворотов.
Формы контроля: контрольные уроки, экзамены.
Примерный тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | |||
Пр | Идв | Беседа | Всего |
I «Хобби» ( дети 6-7 лет)
1.1. | Тема №1. Движения на развитие координации | 8 | 2 | 10 | |
1.2. | Тема №2 Движения по линии танца; | 8 | 8 | ||
1.3. | Тема № 3 Перестроения для танцев: | 8 | 8 | ||
1.4. | Тема № 4 Бесконтактные танцы | 16 | 4 | 1 | 21 |
1.5. | Тема № 5 Контактные танцы | 20 | 4 | 1 | 25 |
Всего | 60 | 8 | 4 | 72 |
II Класс «Д-0» (дети 7-8 лет)
2.1. | Тема № 1 «Вару-Вару» | 16 | 2 | 18 | |
2.2. | Тема № 2 « Сударушка» | 10 | 2 | 12 | |
2.3. | Тема № 3 «Разрешите пригласить» | 18 | 2 | 2 | 22 |
2.4. | Тема № 4 «Полька» | 18 | 2 | 20 | |
Всего | 62 | 8 | 2 | 72 |
III Класс «Д-1» ( дети 8-9 лет)
3.1. | Медленный вальс | 20 | |||
3.2. | Квик-степ | 20 | |||
3.3. | Венский вальс | 8 | |||
3.4. | Ча-ча | 20 | |||
3.5. | Самба | 20 | |||
3.6. | Джайф | 8 | |||
Всего |
IV Класс «Д-2» (дети 9-10 лет)
4.1. | Медленный вальс | ||||
4.2. | Квик-степ | ||||
4.3. | Венский вальс | ||||
4.4. | Ча-ча | ||||
4.5. | Самба | ||||
4.6. | Джайф | ||||
Всего |
V Класс «Е» (дети 10-12 лет)
5.1. | Медленный вальс | ||||
5.2. | Квик-степ | ||||
5.3. | Венский вальс | ||||
5.4. | Ча-ча | ||||
5.5. | Самба | ||||
5.6. | Джайф | ||||
Всего |
Содержание курса
Первый год обучения
Задача – научить слушать и понимать команды музыку, разнообразить набор привычных движений, развить координацию, чувство ритма, память, внимание, заинтересовать. В том числе решаются воспитательные задачи: подготовка к уроку, переключение то одного вида деятельности к другому в ходе урока.
Знать:
- о бальном танце.
Уметь:
- двигаться под музыку.
Тема №1. Движения на развитие координации.
Элементы асимметричной гимнастики,
Тема №2 Движения по линии танца;
- на носках, каблуках;
- перекаты стопы;
- высоко поднимая колени;
- выпады;
- ход лицом и спиной;
- бег с подскоками;
- галоп лицом и спиной в центр и со сменой ног.
Тема № 3 Перестроения для танцев:
- «линии»;
- «хоровод»;
- «шахматы»;
- «змейка»;
- «круг».
Тема № 4 Бесконтактные танцы развивают чувство ритма, координацию движений, умение двигаться под музыку, коммуникабельность. Отрабатывается визуальное введение в паре.
- Стирка (все по 8):
Стираем, полощем, выжимаем, встряхиваем, развешиваем,
устали
- Ракета (на 8 счета)
Вариант 1:
Пирожки, взлет ракеты, насос
Вариант 2:
Пирожки, взлет ракеты, помахали маме
- Слоненок (все по 8)
Рисуем уши, хобот у слоненка, танцевальный слоненок,
летающий слоненок.
Тема № 5 Контактные танцы: «Вару-вару», «Туяна».
В контактных танцах, помимо выше сказанного, отрабатывается контактное ведение и умение танцевать в паре.
- « Вару-Вару»
- Шаг приставка по одному в парах.
- Прыжки по одному в парах.
- Хлопушки по одному в парах.
- Шаг поворот по одному в парах.
- Полностью танец.
- « Туяна»:
- Упражнение м, м, б, б, м.
- Соскоки в точку 8,2.
- Полностью танец по одному и в паре.
Второй год обучения
Задача - еще более развить чувство ритма, музыкальность, пластику, координацию.
Научить танцевать в паре, используя визуальное и контактное ведение. Развить память, разнообразить набор привычных движений. В ходе урока решаются воспитательные задачи поведения в паре
Знать:
- ритмы танцев;
- позиции в паре;
- перенос веса.
Уметь:
- слушать музыку;
- умение контактное и визуальное ведение в паре;
- синхронность движений.
Тема№10« Вару-Вару»
- Шаг приставка по одному в парах.
- Прыжки по одному в парах.
- Хлопушки по одному в парах.
- Шаг поворот по одному в парах.
- Полностью танец.
Тема№11 «Сударушка»
- Шаг по линии танца по одному
- Движение рук
- Выход в парах
- Приглашение к танцу
- «Расходимся-сходимся»
- «Свечка»
Тема№12 «Разрешите пригласить»
1.основной ход по одному
2.упражнение с хлопком
3. бег на месте с продвижением вперед
Тема № 13 «Полька»
1.Галоп по л.т.
2. Каблучные
3. Повороты на подскоках
Третий год обучения
Осваиваются танцы более сложной координацией и ведением в паре.
Улучшаются позиции в паре, развивается память логическая и мышечная. Отрабатывается техника движений, достигается музыкальность и ритмичность. Прививается умение ориентироваться и вести себя на танцевальной площадке.
Знать:
- геометрию шагов;
- танцевальные позиции в паре.
Уметь:
- перенос веса;
- контактное ведение;
- ориентация в зале.
Тема № 14 «Медленный вальс»
- Закрытая перемена с правой ноги;
- Закрытая перемена с левой ноги;
- Четвертной поворот;
- Правый поворот;
- Левый поворот.
Тема №15 «Квик-Степ»
- Шаг «S»;
- Шаг «Q, Q»;
- Четвертной поворот;
- Локк степ.
Тема № 16 « Венский вальс»
- Правый поворот в пол музыку, соло;
Тема №17 «Ча-Ча»
- Основной;
- Чек;
- Четверть поворот;
- Алемана.
Тема №18 «Самба»
- Основное движение;
- Виск;
- Четверть поворот;
- Корта джака.
Тема № 19 «Джайф»
- Марш;
- Шоссе;
- Рокк.
Четвертый год обучения
Осваиваются достаточно серьезно 4 танцев программы бальных танцев; сложность танцев близка к классу начинающих. Венский вальс, Джайф идет как подготовка к классу «Е».
Решается воспитательная задача поведения в паре с партнером (партнершей), на площадке.
Знать:
- геометрию шагов;
- танцевальные позиции в паре.
Уметь:
- перенос веса;
- контактное ведение;
- синхронность движений;
- ориентация в зале.
Тема №20«Медленный вальс»
- Проходящая перемена с правой, левой ноги;
- Виск;
- Хезетейшен.
Тема №21 «Квик-Степ»
- Правый поворот;
- Левый поворот;
- Двойной локк спеп.
Тема № 22 «Венский вальс»
1. Правый поворот в пол музыку, в паре;
Тема № 23 «Ча-Ча»
- Чек с поворотом;
- Турецкое полотенце;
- Три ча-ча.
Тема №24 «Самба»
- Виск с продвижением в право, в лево;
- Бота фога;
- Самба ход;
- Вольта.
Тема № 25 «Джайф»
- Кик;
- Основное движение;
- Смена мест.
Пятый год обучения
Осваиваются 6 танцев по «Е» классу.
Увеличивается сложность вариаций, музыкальность, техничность. Учащиеся ориентируются в зале. Отрабатывается ведение в паре.
Знать:
- геометрию шагов;
- танцевальные позиции в паре;
- работы стопы, колена, бедер, корпуса.
Уметь:
- технику поворотов;
- контактное ведение;
- корпусное ведение;
- исполнение шагов в темпе;
- ориентация в зале;
- подача.
Тема №20 «Медленный вальс»
- Спин поворот;
- Волчок.
Тема №21 «Квик-Степ»
- Спин поворот ;
- Волчок.
Тема № 22 «Венский вальс»
- Правый поворот.
Тема №23«Ча-Ча»
- Открытый Хип твист;
- Веер;
- Клюшка.
Тема №24«Самба»
- Левый поворот;
- Штопор;
- Бота фога в закрытой позиции.
Тема №25 «Джайф»
- Спин поворот;
- Stop eh goy;
- Волчок.
Список литературы
1. Кортавых Н., Карпович О., Колобнец о. школа танцев для детей:
вальс, самба, ча-ча-ча, хип-хоп. – СПб.: «Ленинградское издательство»,
2011. – 244с.
2.
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дисциплина «Классический танец» является основой обучения, фундаментом для освоения всего комплекса хореографических дисциплин, базируется на освоении программы по предмету «Ритмика и танец» для подготовительных классов, в которую введено изучение первоначальных элементов классического танца.
Цели:
- развитие личности учащегося;
- социальная адаптация;
- формирование духовно-нравственных ценностей;
- укрепление здоровья;
- подготовка двигательного аппарата учащихся к исполнению танцевального материала различного характера, разнообразных жанров, различной степени технической трудности;
- воспитание трудолюбия;
Воспитание исполнительской культуры.
Задачи:
- формирование общей культуры, художественно-эстетического вкуса;
- активизация мышления, развитие творческого начала;
- активизация интереса к классическому танцу;
- совершенствование двигательного аппарата (развитие физических данных, исправление физических недостатков);
- развитие пластичности, координации, хореографической памяти, внимания, формирование технических навыков;
- воспитание силы, выносливости, укрепление нервной системы;
- формирование навыков коллективного общения;
- раскрытие индивидуальности.
Программа «Классический танец» состоит из 2-х разделов:
1. Дисциплина – классический танец - теоретический
2. Практические занятия
Первый раздел – теоретический, знакомит с общими понятиями учебной дисциплины «Классический танец», терминологией и спецификой музыкального оформления занятий.
Количество часов, предусмотренное на темы 2-го раздела, предполагается использовать в рамках практических занятий для более детального освоения материала.
Второй раздел – практический, содержит изложение программных упражнений их разновидностей в определенной последовательности. Он включает экзерсис у станка, экзерсис на середине зала, alleqro.
Особенность изложения практического материала заключается в разработке примерного комплекса упражнений с указанием метроритмических раскладок исполнения для каждого года обучения. В зависимости от подготовленности группы преподаватель может перенести изучение какого-либо элемента в тот или иной класс, не нарушая при этом общей последовательности освоения упражнений.
Особое внимание следует уделять движениям, предназначенным для факультативного прохождения. Их изучение рекомендуется в том случае, если возможности класса позволяют усвоить их качественно.
Предлагаемый курс обучения рассчитан на 6 лет (с 1-го по 5-ой классы). Для профессиональной подготовки учащихся к поступлению в среднее специальное учебное заведение по данному направлению предполагается введение 9-го класса.
По каждому году обучения разработаны программные требования, необходимые для определения конкретных учебных задач.
Реализация программы опирается на следующие принципы:
- постепенность развития профессиональных данных у учащихся;
- строгая последовательность в овладении материла;
- систематичность и регулярность занятий;
- целенаправленность учебного процесса и др.
По окончании курса обучения проводится экзамен.
Методические рекомендации
Урок классического танца рекомендуется проводить 2 раза в неделю по 1,5 академических часа в младших, средних и старших классах, т.к. программа освоения дисциплины рассчитана на 6 лет обучения.
Занятие, как правило, должно состоять из подготовительной, основной и заключительной частей и включать соответствующие разделы по мере их освоения (экзерсис у станка, экзерсис на середине зала, adaqio, alleqro)
Экзерсис у станка исполняется в начале урока и одной из основных его задач является разогрев мышц, суставов, связок. Упражнения классич6еского экзерсиса изучаются постепенно. Сначала – в медленном темпе, удобном для выработки внимания, памяти, эластичности ног и т.д., затем – с ускорением темпа.
Новые упражнения изучаются в «чистом виде», затем комбинируются в различных сочетаниях с другими. Все упражнения исполняются поочередно с правой и левой ноги.
На начальных этапах обучения экзерсису у станка отводится большая часть времени урока, впоследствии время для исполнения экзерсиса у станка сокращается за счет ускорения темпов исполнения и соединения отдельных движений в комбинации движений.
Одной из основных задач экзерсиса на середине зала является овладение устойчивостью, для чего необходимо правильное распределение центра тяжести корпуса на 2-х или 1-ой ноге.
На начальных этапах обучения экзерсис на середине зала используется не в полном объеме. Исполнение упражнений переносится на середину зала по мере их усвоения у станка, поэтому желательно, чтобы они исполнялись в «чистом виде» или в простейших сочетаниях (не более 2-х движений).
По мере освоения новых элементов у станка, увеличивается объем материала на середине зала. Вводится epaulement и часть движений исполняется в различных положениях epaulement.
На более поздних этапах обучения количество упражнений на середине зала сокращается за счет соединения движений в комбинации.
Особый раздел урока классического танца - alleqro. Его главная задача – овладение техникой прыжка без дополнительных усилий. Изучение alleqro следует начинать после того, как освоена постановка корпуса и выработана определенная сила и выворотность ног в demi-plie. Прыжки начинают изучать лицом к станку, затем переносят на середину зала.
Таким образом, полный урок постепенно развертывается в своем объеме по мере освоения материала. В начале обучения учащиеся делают только экзерсис у станка и на середине зала, соответственно программе. Усложнение в урок вносит изучение поз, на основе которых строятся элементарные adaqio, направленные на приобретение устойчивости. Постепенно все упражнения экзерсиса у станка переносятся на середину зала и исполняются в epaulement.
Новые упражнения в программе каждого года обучения сначала изучаются « в чистом виде», затем комбинируются в различных сочетаниях с другими упражнениями.
Последовательность упражнений в экзерсисах обязательна, главным образом, в младших классах, в дальнейшем она может корректироваться.
Значительную роль в художественном воспитании учащихся играет этюдная работа, которая осуществляется на основе пройденного материала. Небольшие танцевальные комбинации, простейшие классические образцы развивают выразительность и танцевальность.
При проведении урока необходимо руководствоваться следующими принципами:
- постепенно увеличивать нагрузку: от простых упражнений к более сложным;
- чередовать упражнения быстрые и медленные;
- темп исполнения упражнений должен быть сначала медленным с последующим ускорением;
- следить за свободным дыханием и самочувствием учащихся.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Главное внимание в младших классах (1-2 классы) следует уделять правильной постановке корпуса, рук, ног, головы, как основе равновесия и апломба; овладению первоначальными навыками координации движений, которые предполагают согласованность работы всех частей тела в пространстве и времени; развитию физических профессиональных данных учащихся.
Все упражнения в 1 классе начинают изучать стоя лицом к станку, держась за него двумя руками. Затем постепенно переходят к исполнению тех же упражнений, держась одной рукой за станок.
Для правильного усвоения выворотности ног ряд упражнений сначала изучается в сторону, позднее вперед и назад.
Все упражнения исполняются поочередно с правой, затем с левой ноги.
В 1 классе необходимо разъяснять учащимся понятия «опорной» и «работающей» ноги.
В средних классах (3-4 классы) необходимо продолжать работу по развитию двигательных функций: выворотности ног, гибкости корпуса, увеличению танцевального шага и прыжка. Основными задачами средних классов являются:
- развитие устойчивости и силы ног;
- развитие координации движений;
- развитие эластичности мышц и связок;
- развитие выразительности исполнения посредством исполнения простейших танцевальных комбинаций.
На этом этапе обучения учащиеся совершенствуют основные технические приемы исполнения движений, опираясь на знания и умения, полученные в младших классах.
В старших классах (5-6 классы) закрепляется освоение хореографической азбуки, фундамента, на котором развиваются движения классического танца. На этом этапе обучения главное внимание следует уделять правильности и чистоте исполнения упражнений, элементам художественной окраски движений, развитию выносливости и устойчивости. В этот период обучения возрастает физическая нагрузка, ускоряется темпы исполнения движений. Линия урока становится более непрерывной.
Основные методы работы педагога-хореографа на уроке – показ движений и словесное объяснение. Они являются главными проводниками требований преподавателя к учащимся. В разных классах показу и объяснении. Отводится различная роль. Изменяются функции показа и объяснения на разных этапах обучения.
На начальном этапе обучения (1-2 классы) показу придается исключительно большое значение, т.к. он дает первоначальное представление о движении. Поэтому показ должен быть предельно точным, конкретным и технически совершенным.
Словесное объяснение комментирует показ, выделяя наиболее важные моменты, а также служит для формирования основных понятий, необходимых на начальном этапе обучения (французская терминология, правила исполнения).
На следующем этапе обучения (3-4 классы) показ приобретает иной характер. Он становится более обобщенным, акцентирующим наиболее важные моменты обучения, особенно мышечную работу тела.
Словесный метод приобретает очень большое значение в связи с происходящим процессом осмысления исполнения. На этом этапе слово несет самую большую нагрузку.
На конечном этапе обучения (5-6 классы) показ и объяснение занимают меньше времени по сравнению с предыдущими этапами. Методы показа и объяснения варьируются в самых широких пределах, учитывая многообразие задач выпускных классов.
Таким образом, два важнейших метода – показ и объяснение – связаны с одним из центральных моментов обучения: активизацией мышления и развитием творческого начала в процессе напряженной физической работы по овладению танцевальными навыками.
Требования к проведению урока
Урок классического танца проводится в форме группового занятия (в среднем по 10 человек). Состав группы может быть смешанным (девочки и мальчики) или раздельным (состав учебных групп мальчиков допускается до 4-х человек).
При подготовке к уроку необходимо учитывать такие факторы, как
- объем материал;
- степень его сложности;
- особенности класса, как исполнительского коллектива.
При составлении плана занятия предполагается детальная разработка каждой части, где следует:
- определить новый материал для изучения, ввести его в различные комбинированные задания;
- наметить примеры (составить комбинации) для совершенствования накопленных знаний;
- определить музыкальный материал для каждой части занятия (размер и характер музыкального сопровождения, как к новым движениям, так и закреплению пройденного материала).
При проведении урока целесообразно выдерживать структуру занятия в целом и соизмерять длительность отдельных частей; сохранять динамичность темпа занятия, живость подачи материала, деловую атмосферу.
На практических занятиях очень важно:
- переводить на русский язык французские термины, принятые в классическом танце;
- объяснять назначение упражнения и правила его исполнения;
- обращать внимание учащихся на особенность упражнения, определяющую его сходство или различия с другими;
- равномерно распределять физическую нагрузку в течении всего занятия, соотносить статические и динамические нагрузки;
- чередовать работу различных групп мышц, развивать внимание и осознанный контроль за работой мышц;
- соотносить темпы выполнения отдельных заданий;
- воспитывать самостоятельность в выполнении учебных заданий.
Музыкальное оформление урока классического танца
Танец органически связан с музыкой. Без музыки немыслимы танцевальные композиции, так и тренажные упражнения, в том числе и упражнения классического экзерсиса.
В процессе учебной работы необходимо прививать учащимся умение слышать и понимать музыку. Нельзя допускать, чтобы музыкальное сопровождение являлось «фоном» урока, т.к. это приводит к безразличию музыкального восприятия. Правильно подобранный музыкальный материал должен помогать осваивать хореографический материал, соответствуя его характеру, ритмическому рисунку, темпу.
Для тренажных упражнений желательно использовать музыкальный материал квадратного построения, с четким ритмом и ярко выраженной фразировкой, чтобы учащиеся легко определяли музыкальные предложения, периоды и основное внимание уделяли правильности исполнения движений.
Музыкальное сопровождение по темпу следует подбирать так, чтобы при выполнении упражнений его не нужно было искусственно ускорять или замедлять. Ритмическая основа тренировочных комбинаций в основном должна совпадать с ритмическим рисунком музыкального сопровождения.
На первоначальных этапах изучения упражнений необходимо использовать музыкальное сопровождение с простым ритмическим рисунком. Позднее, на этапе совершенствования движения, ритмический рисунок может быть более разнообразным.
При сочетании движений следует сохранять общую линию мелодии, изменяя лишь ритмический рисунок внутри такта, оттеняя тем самым характер сочетаемых движений. В этом плане для тренировочных упражнений желательно использовать музыкальную импровизацию, т.к. грамотная, разнообразная импровизация в своей идеальной форме строго подчиняется заданной педагогом комбинации, повышая тем самым качество учебной работы.
В каждом классе в зависимости от возрастной категории и подготовленности группы музыкальное сопровождение урока классического танца различно: по темпу, ритмическому рисунку, динамической окраске.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||||||
Всего | 1 кл | 2 кл | 3 кл | 4 кл | 5 кл | 6 кл | ||
Раздел I. Дисциплина – классический танец | ||||||||
1.1 | Терминология классического танца | 8 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 |
1.2. | Основные требования классического танца | 2 | 2 | |||||
1.3. | Музыкальное сопровождение занятий классического танца | 6 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Итого по разделу: | 16 | 5 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | |
Раздел II. Практические занятия | ||||||||
2.1. | Экзерсис у станка | 179 | 48 | 42 | 33 | 24 | 18 | 14 |
2.2. | Экзерсис на середине зала | 147 | 20 | 24 | 23 | 24 | 26 | 30 |
2.3. | Alleqro | 28 | 20 | 24 | 20 | 20 | 22 | |
Итого по разделу: | ||||||||
Всего: |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение
Дисциплина «Классический танец» - основа обучения хореографии, фундамент для освоения любых танцевальных направлений. Целесообразность и жизнеспособность воспитания на основе классического танца на примерах ведущих профессиональных хореографических коллективах: ансамбль «Березка» (художественный руководитель М. Кольцова), ансамбль танцев народов мира под управлением И. Моисеева, театр современного танца «Тодес» (художественный руководитель А. Духова) и др.
РАЗДЕЛ 1. ДИСЦИПЛИНА – КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ.
Тема 1.1. Терминология классического танца.
Использование французской терминологии в классическом танце в связи с канонизацией системы классического танца, которая произошла во Франции. Парижская Академия танца (основанная в 1661 г.) – первое учебное заведение данной системы обучения.
Необходимость перевода на русский язык всех французских терминов в процессе обучения, объяснение их значения, характера исполнения, принадлежности использования.
Тема 2.2. Основные требования классического танца.
Основные требования классического танца: анатомо-физиологическое строение тела: выворотность, осанка, прыжок, танцевальный шаг, гибкость, музыкальный слух.
Выворотность, ее эстетические функции. Анатомические предпосылки выворотности, ее развитие.
Осанка, эстетические функции прямого корпуса и вытянутых ног. Необходимость правильной осанки для исполнения движений классического танца.
Прыжок как одно из выразительных средств классического танца, особенности исполнения в женском и мужском танце.
Гибкость, ее эстетические функции, развитие пластики тепа.
Музыкальность исполнения движений, развития чувства ритма.
Тема 1.3. Музыкальное сопровождение занятий классического танца.
Понятия: ритм, метр, темп, динамика, характер музыкального произведения.
Музыкальный материал, используемый на занятиях классического танца, как средство воспитания исполнителей. Использование классической музыки русских и зарубежных композиторов, или импровизации на ее основе.
Соответствие стиля и характера исполняемого движения музыкальному материалу.
РАЗДЕЛ 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
ПРОГРАММНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
1 класс
Учащиеся должны иметь представление:
- о классическом танце, его истоках;
Знать: - основные требования классического танца;
- названия движений (французская терминология), их перевод и значение;
Владеть: - постановкой корпуса, рук, ног, головы;
- элементарной координацией движений.
2 класс
Учащиеся должны:
Знать: - подготовительное движение рук –
- уровни подъема ног;
- понятие о вращательных движениях
- прыжки с двух ног на две;
Владеть: - координацией движений рук, ног, головы;
Уметь: - исполнить и закончить исполнение (закрывание руки в подготовительное положение).
3 класс
Учащиеся должны:
Знать: - правила исполнения основных движений классического танца;
- понятия
- рисунок положений рук в основных позах
- прыжки с двух ног на одну;
Владеть: - навыками устойчивости в позах классического танца;
- навыками закономерной координации движений рук и головы.
4 класс
Учащиеся должны иметь представление:
- об особенностях русской школы классического танца;
Знать: - типы координации движений: однонаправленные и разнонаправленные;
- уровни положений рук в маленьких позах, позициях;
- ракурсы исполнения движений;
Владеть: - устойчивостью в статике;
- навыками точной координации движений;
- профессиональным вниманием;
- самоконтролем;
Уметь: - исполнять движения грамотно и музыкально.
5 класс
Учащиеся должны знать:
- типы координации движений: одновременные и разновременные;
- движения – связки;
- закономерности переходов рук из одного положения в другое;
- элементы художественной окраски движений;
Владеть: - ощущением позы, ракурса, пространства;
- быстротой запоминания комбинаций;
- развитой силой и выносливостью;
- координацией движений в упражнениях на полупальцах;
- танцевальной манерой, пластикой классического танца.
6 класс
Учащиеся должны иметь представление:
- о классическом танце как выразительной системе хореографии;
Знать: - терминологию классического танца;
- метроритмические раскладки исполнения движений;
Владеть: - правильной балетной осанкой;
- культурой движений рук и ног;
- техникой прыжка;
- устойчивостью в динамике;
- развитыми природными данными;
- навыками музыкально-пластического интонирования;
- хореографической памятью;
Уметь: - работать в ансамбле.
- выполнять движения не только метод. грамотно, но и
выразительно.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. – Л.: Искусство, 1983.
- Балет. Энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1981.
- Бахрушин Ю.А. История русского балета. – М.: Просвещение, 1973.
- Блок А.Д. Классический танец. – М.: Искусство, 1981.
- Ваганова А.Я. Основы классического танца. – Л.: Искусство, 1981.
- Жданов Л. Школа большого театра. – М.: Планета, 1984.
- Кремшевская Г.Д. Агриппина Ваганова. – Л.: Искусство, 1981.
- Костровицкая В. 100 уроков классического танца. – П.: Искусство, 1972.
- Костровицкая В., Писарев А. Школа классического танца. – Л.: Искусство, 1976.
- Тарасов Н. Классический танец. – М.: Искусство, 1981.
- Ярмолович Л. Принципы музыкального оформления урока классического танца. – М.: Искусство, 1968.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Музыкально-ритмическое воспитание занимает важное место в системе художественно-эстетического образования.
Дисциплина «Ритмика и танец» является первой ступенью в хореографическом образовании. Ее освоение способствует формированию общей культуры детей, музыкального вкуса, навыков коллективного общения, развитию двигательного аппарата, мышления, фантазии, раскрытию индивидуальности. Предмет «Ритмика и танец» является базовым для овладения другими хореографическими дисциплинами: «Классический танец», «Народный танец», Бальный танец», Современный танец».
Цели программы:
- социальная адаптация детей;
- эстетическое развитие;
- формирование духовно-нравственных ценностей;
- воспитание трудолюбия;
- укрепление здоровья.
Задачи программы:
- воспитание музыкальных способностей;
- формирование двигательных навыков и умений;
- развитие физических данных, координации движения, пластичности, хореографической памяти, выносливости;
- формирование умений соотносить движения с музыкой;
- овладение свободой движения;
- активизация творческих способностей;
- воспитание любви и интереса к искусству хореографии;
- психологическое раскрепощение учащихся;
- приобщение к хореографическому искусству.
Программа состоит из 3-х разделов.
- Хореографическая азбука.
- Музыка и танец.
- танцевальные композиции.
Первый раздел предусматривает приобретение учащимися двигательных навыков и умений, овладение большим объемом новых движений, развитие координации, формирование осанки и физических данных, необходимых для занятий хореографией.
Второй раздел предусматривает приобретение учащимися знаний в области музыкальной грамоты, изучение средств музыкальной выразительности на основе танцевального движения, воспитание чувства ритма, музыкального слуха посредством ритмических упражнений и музыкальных игр.
Третий раздел предполагает изучение разноплановых танцев: образных, классических бальных танцев в современных ритмах и массовых композиций, которые могут стать основой репертуара для сценической практики.
Содержание разделов программы предполагает вариантность использования предлагаемого материала, (т.е. на каждом уроке используются задания всех разделов), выбор которого направлен на раскрытие способностей учащихся, формирование культуры поведения и общения, воспитание и реализацию творческого начала.
В программу включены методические рекомендации по организации и проведению занятий, использованию музыкального материала.
Изложенный в программе курс ориентирован на учащихся 7-9 лет, рассчитан на 2 года обучения и изучается параллельно с курсом музыкальной грамоты.
По каждому классу и разделу определены программные требования.
Формы и методы работы
Основной формой учебной работы является урок (состав группы в среднем 10 человек). Занятия могут проводиться раздельно с мальчиками и девочками (состав учебных групп для мальчиков допускается до 4-х человек).
Во время проведения урока возможна индивидуальная форма работы преподавателя с учащимся.
Важное значение для формирования детского коллектива имеет также работа по подготовке учащихся к концертному выступлению.
Основные методы работы:
- наглядный – практический качественный показ;
- словесный – объяснение, желательно образное;
- игровой – учебный материал в игровой форме;
- творческий – самостоятельное создание учащимися музыкально-двигательных образов.
Качество знаний, умений и практических навыков учащихся выявляются на контрольных уроках и дифференцированном зачете по окончанию курса.
Требования к организации и проведению контрольного урока, зачета.
- форма и содержание открытого урока определяется преподавателем;
- контрольный урок, зачет должен включать отдельные фрагменты всех разделов программы и представлять собой законченный по форме музыкальный и танцевальный материал, соответствующий требованиям класса;
- итоги контрольного урока, зачета обсуждаются преподавателями хореографических дисциплин.
Методические рекомендации
На уроках «Ритмики» учащиеся приобретают навыки музыкально-двигательной деятельности, осваивают простейшие танцевальные элементы.
Урок в подготовительных классах может проводиться 2 раза в неделю по 2 академических часа или 4 раза в неделю по 1 академическому часу.
Урок делится на 3 части: подготовительную или вводную, основную и заключительную.
Первая, подготовительная часть включает маршировку и разминку, построенные на простейших движениях, способствующие разогреву мышц, суставов и связок, желательно с элементами образности.
Вторая, основная часть – изучение элементов классического и народного танцев; основ музыкальной грамоты; танцевальных движений, их комбинирование; работу по развитию физических данных; работу над этюдами, композициями.
Третья, заключительная часть включает закрепление музыкально-ритмического материала в игре, танцевально-игровые упражнения.
У каждой части урока свои задачи.
Главная задача подготовительной части – организовать внимание учащихся, подготовить мышцы, суставы, связки к интенсивной физической работе.
Задачами основной части являются: формирование осанки (постановка корпуса, рук, ног, головы); развитие силы, выносливости, начальных элементов координации посредством освоения тренировочных и танцевальных движений, музыкального и выразительного их исполнения.
Задача заключительной части – снятие физического и нервного напряжения, подъем эмоционального тонуса посредством игры.
При проведении урока необходимо постепенно увеличивать нагрузку: от простых упражнений к более сложным, расчленяя каждое упражнение на элементы. При этом следить за свободным, правильным дыханием и общим самочувствием учащихся.
Не следует ставить задачу разучить большое количество движений за урок. Важно добиваться осмысленного, правильного, музыкального исполнения каждого задания урока.
С первых уроков важна работа над культурой исполнения движений.
Основные педагогические принципы в работе с детьми: доступность, системность, последовательность, учет возрастных особенностей, заинтересованность, перспективность.
Требования к музыкальному оформлению урока
Музыкальное оформление урока является основой музыкально-ритмического воспитания и влияет на развитие музыкальной культуры учащихся. Музыкальное оформление должно быть разнообразным и качественно исполненным, будь то работа концертмейстера или звучание фонограммы.
Музыкальное произведение (фрагмент) подбирается к каждой части урока, определяется его структура, темп, ритмический рисунок, характер. Мелодии должны быть простыми, но не примитивными и не монотонными.
В оформлении урока можно использовать:
- классическую музыку русских и зарубежных композиторов;
- народную музыку;
- музыку в современных ритмах.
Музыкальный материал должен быть:
- доступным по форме, жанру, стилю и характеру для восприятия детьми младшего школьного возраста;
- иметь выразительную мелодию и четкую фразировку;
- быть близким по содержанию детским интересам.
Примерный тематический план
Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
Всего | 1 класс | 2 класс | |
Введение | 1 | 1 | |
Раздел 1. Хореографическая азбука | |||
1.1. развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов | 22 | 12 | 10 |
1.2. Фигурная маршировка | 18 | 10 | 8 |
1.3. Элементы классического танца | 22 | 12 | 10 |
1.4. Элементы народного танца | 22 | 12 | 10 |
1.5. Балетная гимнастика | 24 | 12 | 12 |
Итого по разделу: | 108 | 58 | 50 |
Раздел 2. Музыка и танец | |||
2.1. Связь музыки и движения | 5 | 4 | 2 |
2.2. Темп музыкального произведения в танцевальных движениях | 18 | 12 | 6 |
2.3. Динамика и характер музыкального произведения в танцевальных движениях | 10 | - | 10 |
2.4. Метроритм, специальные упражнения | 22 | 12 | 10 |
Итого по разделу: | 56 | 28 | 28 |
Раздел 3. Танцевальные композиции | |||
3.1. Парные композиции | 38 | 18 | 20 |
3.2. Массовые композиции | 54 | 24 | 30 |
Итого по разделу: | 92 | 42 | 50 |
Всего: | 256 | 128 | 128 |
Содержание курса
Введение
Представление и хореографии, ее многообразии. Цели и задачи курса. Систематичность занятий, дисциплинированность на уроке. Значение специальной одежды для занятий танцем. Развитие музыкальности, координации и свободы движения, ловкости, выносливости и физической силы.
Раздел 1. Хореографическая азбука
Тема 1.1. Развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов
Развитие опорно-двигательного аппарата. Упражнения для различных частей тела: головы, шеи, плечевого пояса, рук, корпуса, ног. Подбор упражнений, способствующих разогреву мышц, развитию координации, скорости мышечных реакций. Ритмическая основа упражнений должна соответствовать музыкальному материалу.
Упражнения для головы, шеи и плечевого пояса:
- наклоны головы вперед, назад и в стороны;
- повороты головы вправо, влево;
- круговые движения головой по полукругу и по целому кругу;
- вытягивание шеи вперед и в стороны;
- подъем и опускание плеч вверх, вниз, вместе и поочередно;
- круговые движения плечами вперед и назад, двумя вместе и поочередно.
Упражнения для рук:
- подъем и опускание вверх-вниз;
- разведение в стороны;
- сгибание рук в локтях;
- круговые движения «мельница»;
- круговые махи одной рукой и двумя вместе;
- отведение согнутых в локтях в стороны.
Для кистей рук:
- сгибание кистей вниз, вверх;
- отведение вправо, влево;
- вращение кистей наружу, внутри.
Упражнения для корпуса:
- наклоны вперед в стороны;
- перегибы назад;
- повороты корпуса «пилка»;
- круговые движения в поясе;
- смещение корпуса от талии в стороны;
- расслабление и напряжение мышц корпуса (ронять корпус).
Упражнения для ног:
- полуприседания;
- подъем на полупальцы;
- подъем согнутой в колене ноги;
- разгибание и сгибание нога в коленном суставе вперед, в сторону;
- то же с приседанием;
- отведение нога, выпады вперед и в стороны;
- разворот согнутой в колене ноги.
Для ступней ног:
- сгибание и разгибание нога в голеностопном суставе;
- отведение стопы наружу в суставе, внутрь;
- круговые движения стопой.
Прыжки:
- на обеих ногах;
- на одной (по два, четыре, восемь на каждой);
- прыжок с просветом (из 6 позиции на 2 позицию и обратно);
- перескоки с одной ноги на другую с отведением работающей ноги на носок или пятку вперед и в стороны;
- подскоки;
- легкий бег.
Тема 1.2. Фигурная маршировка
Различные построения рисунков и фигур. Приемы перестроения из одной фигуры в другую. Развитие ориентировки в пространстве. Развитие чувства музыкального ритма и ритмичности движения. Использование различных видов шагов. Создание музыкально- двигательного образа на основе мелодии.
Виды рисунков танца: Виды фигур:
- круг; - круг в круге;
- змейка; - «звездочка»;
- цепочка; - «воротца»;
- квадрат; - сужение и расширение круга.
- колонна;
- шеренга;
- диагональ;
- зигзаг.
Виды шагов и ходов:
- танцевальный шаг с носка;
- шаг с пятки;
- шаг на полупальцах;
- приставной шаг;
- шаги на полуприседании;
- маршевый шаг;
- галоп;
- подскок;
- легкий бег с отбрасыванием ног назад, согнутых в коленях;
- лег «лошадки».
Тема 1.3. Элементы классического танца.
Изучаются на середине зала при неполной выворотности ног.
Постановка корпуса, ног, рук, головы:
- позиции ног 1,2,3;
- постановка стоп;
- позиции рук: подготовительное положение, постановка кисти, 1,3,2 (изучается последней, как наиболее трудная), музыкальный размер: 4/4 – 1 такт; ¾ - 4 такта;
- battement tendu в 1 и 3 позициях, музыкальный размер: 4/4 – 2 такта;
- demi – plie в 1 и 3 позициях, музыкальный размер: 4/4 – 2 такта;
- battement tendu et demi-plie в 1 и 3 позициях, музыкальный размер: 4\4 – 2 такта, (1 такт – на каждое движение);
- постановка корпуса, ног у станка (лицом к станку) в полувыворотных позициях;
- preparation для руки у станка (держась одной рукой за станок);
- наклон корпуса вперед, в сторону;
- трамплинные прыжки;
- понятие en face.
Тема 1.4. Элементы народного танца.
- положение рук на поясе;
- положения рук в паре (в русском, белорусском танце);
- шаг с приставкой;
- шаг с подскоком;
- притоп одинарный, тройной;
- галоп;
- подскок;
- «ковырялочка»;
- гармошка;
- полуприсядка с выносом ноги вперед и в сторону;
- присядка «мячик»;
- хлопки в ладоши;
- полька;
- простейшие хлопушки;
- вращение по точкам класса на месте.
Тема 1.5. Балетная гимнастика.
Упражнения для развития тела, физических данных. Упражнения предполагается исполнять на полу, на ковриках (партер). Задачи партерного экзерсиса: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц.
Партерный экзерсис:
- упражнения на напряжение и расслабление мышц;
- упражнения для исправления осанки;
- упражнения на укрепление мышц спины;
- упражнения на развитие выворотности ног, танцевального шага;
- упражнения на укрепление мышц брюшного пресса;
- упражнения на развитие подвижности голеностопного, коленного, тазобедренного суставов;
- упражнения, подготавливающие к классическому экзерсису.
Раздел 2. Музыка и танец
Тема 2.1. Связь музыки и движения
Взаимосвязь танцевального движения с музыкой. Понятие о строении музыкальной и танцевальной речи (мотив, фраза, предложение). Законченность мелодии и танцевального движения. Понятие о музыкальном вступлении и исходном положении танцующего. Начало исполнения движения после музыкального вступления. Отражение в движениях построения музыкального произведения. Понятие о трех музыкальных жанрах: марш – танец – песня. Знакомство с двухчастным и трехчастным построением музыкального произведения.
Тема 2.2. Темп музыкального произведения в танцевальных движениях
Понятие о музыкальных темпах. Классификация музыкальных темпов: медленный, быстрый, умеренный (изучается последним). Выполнение движений в различных темпах: переход из одного темпа в другой, ускорение и замедление заданного темпа, сохранение заданного темпа после прекращения звучания музыки.
Использование образных упражнений: «Листопад», «Снегопад» и др.
Музыкальные мифы: «Регулировщик движения», «Ищи свой цвет», «Бездомная птичка» и др.
Тема 2.3. Динамика и характер музыкального произведения в танцевальных движениях.
Понятие о динамике (forte, piano) музыкального произведения. Знакомство с динамическими контрастами в связи со смысловым содержанием музыкального произведения. Определение на слух динамических оттенков музыки. Выполнение движений с различной амплитудой и силой мышечного напряжения в зависимости от динамических оттенков.
Использование образных упражнений: «Ветер и ветерок», «Волны большие и маленькие», «Лес шумит» и др.
Музыкальные мифы: «Пасть акулы», «Медведь и мыши», «На болоте» и др.
Понятие о характере музыки (радостная, печальная, торжественная и др.). Ладовая окраска музыкального произведения (мажор, минор).
Использование образных упражнений: «Дождь и солнце», «Арлекин и Пьеро», «Несмеяна и Емеля» и др.
Этюды – импровизации на самостоятельное создание различных образов, развивающие творческую активность учащихся.
Тема 2.4. Метроритм, специальные упражнения.
Понятие о метре, ритме, ритмическом рисунке. Воспроизведение разнообразных ритмических рисунков с помощью хлопков в ладоши, притопов ног, позднее в сочетании с простыми танцевальными движениями.
Понятие сильных и слабых долей. Знакомство с музыкальными размерами: 2/4, ¾, 4/4.
Упражнения на акцентирование «сильной» первой доли такта: ударом мяча, притопом нот, хлопком в ладоши, прыжкам, передачей куклы, взмахом платка и т.д. На «слабые» доли исполнение движений менее сильных.
Понятие о длительностях (целые, половинные, четвертные, восьмые). Воспроизведение длительностей нот движениями:
- целая нота – полное приседание, круговое движение в поясе и др;
- половинная нота – полуприседание, круговое движение головой по полукругу и др;
- четвертая нота – шаг, подскок, прыжок и др;
- восьмая нота – различные виды беговых шагов и т.д.
Раздел 3. Танцевальные композиции.
Тема 3.1. Парные композиции
Знакомство с основными правилами поведения в парном танце:
- приглашение на танец;
- постановка исполнителей в паре;
- положение корпуса: лицом друг к другу, лицом по линии танца, лицом против линии танца, в повороте парой и др.;
- положения рук, взявшись за одну руку, за две руки, «крест-накрест», «воротца», «под руки» и др.
- ведущая роль партнера.
Воспитание уважительного отношения партнеров друг к другу. Развитие навыков исполнения парного танца.
Изучение образных танцев: «Веселая прогулка», «Мяу», «Дождя не боимся», «Пингвины», «Улыбка», «Топотки», «Осы», «Лебедушка», «Кузнечик» и другое (по выбору преподавателя).
Изучение сценических танцев:
«Забавы кота Леопольда»
Изучение танцев в современных ритмах: «Модный рок», «Стаккато», «Самбарино».
Тема 3.2. Массовые композиции.
Освоение композиционного пространства. Навыки коллективного исполнительства. Обогащение исполнительской выразительности. Понятие об ансамбле, как согласованном действии исполнителей.
Изучение массовых композиций: «Вальс шаров», «Марш друзей», «Валенки», «Цирковые лошадки», «Волшебный цветок», «Танец цыплят», «Летка-енка», «Мячики», «Ручеек», «Скок-скок, сапожок», «Закружилась карусель», «Как у наших у ворот стоит озеро воды», «Как у нас в Сибири» и другое (по выбору преподавателя).
ПРОГРАММНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
1 класс 1 раздел
- иметь представление о двигательных функциях отдельных частей тела (головы, плеч, рук, корпуса, ног);
- иметь первоначальные навыки движенческой координации, хореографической памяти;
- знать простейшие построения (фигуры и рисунки танца), уметь самостоятельно размешаться в танцевальном зале;
- знать позиции ног (полувыворотные), позиции рук;
- владеть различными танцевальными шагами.
2 раздел
- иметь представление о темпах и динамике музыкальных произведений, уметь их определять и отражать в движениях;
- знать понятия: вступление, начало и конец предложения, уметь своевременно начинать движение по окончании вступления;
- знать понятия «сильной» и «слабой» доли в такте и уметь выделить их соответствующими движениями;
- знать понятие метра и ритма;
- иметь навыки воспроизведения простейших ритмических рисунков с помощью хлопков в ладоши и притопов ног.
Раздел 3
- иметь представление о танцевальной композиции, выразительности исполнения разнообразных танцев;
- уметь ориентироваться на площадке танцевального зала;
- иметь навыки исполнения движений в различных ракурсах и рисунках танца;
- иметь навыки исполнения танцевальных комбинаций и композиций;
- иметь навыки коллективного исполнительства.
2 класс 1 раздел
- владеть первоначальными навыками постановки корпуса, ног, рук, головы;
- иметь навыки комбинирования движений;
- уметь перестраиваться из одной фигуры в другую;
- владеть различными танцевальными движениями, упражнениями на развитие физических данных.
2 раздел
- иметь представление о длительностях нот в соотношение с танцевальными шагами;
- знать понятие лада в музыке (мажор, минор) и уметь отражать ладовую окраску в художественных образах;
- владеть понятие простых музыкальных размеров 2/4, ¾, 4/4; уметь определять их на слух;
- владеть навыками воспроизведения разнообразных ритмических рисунков с помощью хлопков в ладоши и притопов ног в сочетании с простыми танцевальными движениями.
3 раздел
- иметь представление о массовой композиции, сценической площадке, рисунке танца, слаженности и культуре исполнения танца;
- уметь ориентироваться на сценической площадке;
- уметь самостоятельно создавать музыкально-двигательный образ;
- иметь навыки ансамблевого исполнения, сценической практики.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Барышникова Т. Азбука хореографии (Внимание: дети). – М.: Ральф,2000.
- Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. – Л.: Искусство, 1983.
- Бекина С. Музыка и движение. – М.: Просвещение, 1984.
- Васильева Т. Балетная осанка. Методическое пособие. – М.: Высшая школа изящных искусств.
- Зацепина К., Климов А. Народно-сценический танец. Учебно-методическое пособие. – М.: Искусство, 1976.
- Пинаева Е. Новые детские диско-танцы. Учебно-методическое пособие. – М.: ПБОЮЛ Монастырская М.В., 2003.
- Пинаева Е. Образные танцы для детей. Учебно-методическое пособие. – Пермь: ОЦХТУ «Росток», 2005.
- Пинаева Е. Польки, вальсы, марши для детей. Учебно-методическое пособие. – Пермь: ОЦХТУ «Росток», 2005.
- Пинаева Е. Танцы современных ритмов для детей. Учебно-методическое пособие. – Пермь: ОЦХТУ «Росток», 2005.
- Пинаева Е. Массовые композиции для детей. Учебно-методическое пособие. – Пермь: ОЦХТУ «Росток», 2005.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Предмет «Беседа» является очень важным в цикле специальных дисциплин учебного плана ДШИ, так как он дает возможность учащимся обобщить и осмыслить сведения о хореографии, полученные в процессе изучения других предметов, глубже разобраться в сложных явлениях, происходящих в искусстве, понять ту важную роль, которую оно играет в общественной жизни.
Настоящая программа является первой попыткой обобщения опыта преподавания предмет «История хореографического искусства» в школах искусств. При этом важно помнить, что программа определяет основной круг вопросов для изучения. Преподаватель же должен сам определить, насколько подробно и на каком уровне сложности следует излагать материал, чтобы он был доступен пониманию учащихся. Во время занятий ,дети должны усвоить основные понятия, необходимые для ориентировки в материале виды и жанры хореографии. Старшие учащиеся должны грамотно ориентироваться в существе процессов становления и развития балетного театра. Перед настоящей программой встала задача не только определить объем и последовательность изучения материала, но, и ввиду отсутствия учебного пособия по этому предмету, предоставить в распоряжение преподавателя конспект для подготовки к занятиям.
Программа состоит из трех разделов: зарубежный, русский и отечественный балет. В нее включен материал по историю развития народного танца, его формы, национальных особенностей.
В связи с тем, что в учебном плане экзамен по данному предмету не запланирован, четвертные, переводные и итоговые оценки выставляются на основе текущих оценок занятий учащихся.
Тематический план
№ | Наименование темы | Количество часов | |
1.1. | I Раздел Зарубежный балетный театр Танец первобытного общества | 3 | |
1.2. | Танцевальная культура древней Греции | 4 | |
1.3. | Танец эпохи Средневековья | 4 | |
1.4. | Танцевальная культура эпохи Возрождения | 5 | |
1.5. | Балет Франции XVIII века | 4 | |
1.6. | Танцевальная культура Англии XVI-XVII в.в. | 4 | |
1.7. | Балетный театр XVII в. До реформы Новерра | 4 | |
1.8. | Ж.Ж. Новерр и его реформы | 4 | |
1.9 | Балетный театр XXв. (краткий обзор) | 4 | |
Итого: | 36 |
1 | 2 | 3 |
2.1. | II Раздел Русский балетный театр Основные черты русского балета | 2 |
2.2. | Народные истоки русского балета | 4 |
2.3. | Возникновение и становление балетного театра в России (до конца XVIII в.) | 4 |
2.4. | Балетный театр России началаXIX в. | 5 |
2.5. | Романтизм в русском балете | 5 |
2.6. | Русский балет второй половины XIX в. | 7 |
2.7. | Русский балет на рубеже двух эпох (конец XIX-начало XX в.в.) | 7 |
2.8. | Русские сказки в Париже | 3 |
Итого: | 36 |
1 | 2 | 3 |
3.1. | III Раздел Отечественный балет Балетный театр 30-х годов | 7 |
3.2. | Советский балет в годы Великой Отечественной войны | 6 |
3.3. | Советский балет в послевоенные годы | 8 |
3.4. | Звезды русского Балета 2 части. DVD | 11 |
Итого: | 36 |
Содержание программы
I Раздел
Зарубежный балетный театр
Тема 1.1. Танец первобытного общества.
Связь первобытного искусства с трудовой деятельности человека.
Синкретический характер первобытного искусства: тесная взаимосвязь пения, танца, пантомимой игры.
Отражение в танце важнейших сторон жизни первобытного общества: труда, охоты, войны, религии.
Отражение в танце явлений природы.
Большое воспитательное и организующее значение танца в жизни.
Тема 1.2. Танцевальная культура Древней Греции.
Влияние древнегреческой культуры и искусства на развитие культуры и искусства человечества в последующие эпохи.
Гармоничное сочетание глубины содержания и совершенство формы в произведения античного греческого искусства, его гуманистическая направленность (на примере произведений скульптуры, архитектуры, прикладного искусства).
Тема 1.3. Танец эпохи Средневековья.
Влияние церковной идеологии на средневековую философию, литературу, искусство. Борьба церкви с народным танцевальным искусством
Народная танцевальная культура эпохи Средневековья. Связь танца с календарными играми, народными праздниками. Связь народного танца с трудом. Появление форм бытового танца (бранли и их характеристика).
Тема 1.4. Танцевальная культура эпохи Возрождения
Расцвет культуры в эпоху Возрождения. Рост популярности танцевального искусства, обогошение его видов и форм. Народное танцевальное искусство- источник новых танцевальных форм (менуэт, гавот, вольта, бурре). Различие народной и аристократической танцевальной культуры эпохи Возрождения их краткая характеристика.
Тема 1.5. Балет Франции XVIII века
Основание Королевской академии танцев (1661). Близость форм бытового придворного и сценического танца, канонизация танцевальных композиций и движений. Деятельность Шарля Луи Бошана, разработка системы сценического танца.
Развитие форм бытового придворного танца (куранта, менуэт, сарабанда, гавот, шакона и т.д.), манера исполнения, влияние придворного этикета, костюм.
Тема 1.6. Танцевальная культура Англии XVI-XVII в.в.
Богатство народных танцевальных традиций Англии. Богатство форм бытовых плясок, связь танца с календарными играми, празднествами (танец с подушками, контрданс, моррис).
Утверждение танца на театральных подмостках в придворном общедоступном театре, Шекспир и балетный театр, танец в пьесах Шекспира.
Тема 1.7. Балетный театр XVII в. до реформы Новерра.
Положение балетного театра в первой половине XVII века. Развитие танцевальной техники. Формирование хореографической школы, появление выдающихся исполнителей-профессионалов (Дюпре, Вестрисы отец и сын и другие).
Балет – составная часть оперных и драматических спектаклей, часто не связанных с их содержанием.
Тема 1.8. Ж.Ж. Новерр и его реформы.
Обоснование Новерром самостоятельности балетного танца, его отделения от оперы и драмы. «Письма о танце». Создание сюжетного балета, построенной по законам драматургии. Требования художественного единства всех компонентов спектакля- музыки, хореографии, сценического оформления, костюмов исполнителей.
Основные этапы творческой биографии Новерра (общие сведения).
Тема 1.9. Балетный театр XX в. (краткий обзор).
Возникновение новых течений в хореографии XX века. Танец модерн как обобщающее название течений, имеющих свои специфические особенности в различных странах.
Влияние русского танца «Русские сезоны» в Париже.
II Раздел
Русский балетный театр
Тема 2.1. Основные черты русского балета
Основные черты русского балета: яркая национальная самобытность, одухотворенность, глубина содержания, совершенство хореографической формы и техники исполнения. Связь профессионального балета с народным танцевальным искусством, его традициями. Связь с передовой русской культурой.
Тема 2.2. Народные истоки русского балета.
Традиции русского народного танцевального искусства. Отражение в народном танце явлений природы, труда, быта, нравов и обычаев народа, его национального характера.
Виды народной пляски – хоровод, парный танец, танец импровизация, перепляс их характеристика.
Тема 2.3. Возникновение и становление балетного театра в России (до конца XVIII в.)
Придворные театр во время Алексея Михайловича, первые балетные представления.
Реформы Пера I их влияние на имение быта русского общества, возникновение потребности в театре как общественном учреждении, ансамблей.
Тема 2.4. Балетный театр России начала XIXв.
Интенсивное развитие балетного искусства в России в первой четверти XIXв.
Подъем национальной культуры, науки, литературы, искусства. Развитие театрального искусства, процесс самоопределения театральных жанров.
Карл Дидло, его роль в развитии русского балета. Связь искусства Дидло с прогрессивными идеями эпохи декабристов.
Тема 2.5. Романтизм в русском балете.
Балет в 30-е годы XIX века. Романтизм – направление европейского искусства, возникшее на рубеже XVIII –XIX в.в. особенности русского романтизма. Приметы романтического стиля в театральных постановках, закономерность прихода романтизма на русскую балетную сцену.
Освоение русскими исполнителями стили и приемов романтического балета, синтез в их искусстве достижений двух направлений.
Тема 2.6. Русский балет второй половины XIXв.
Упадок творчества московской балетной труппы в 70-80-х годах. Пренебрежительное отношение к московскому балету со стороны руководства императорских театров. Понижение качества репертуара, отсутствие постоянного квалифицированного художественного руководства.
Значение творческого наследия Петипа для дальнейшего развития балета. Воплощение высоких нравственных образов в лучших творениях Петипа.
Тема 2.7.Русский балет на рубеже двух эпох (конец XIX-начало XX в.в.)
Общественно-политический подъем в России, определивший пути новых поисков в области искусства, его влияние на пути развития балета. Завершение эпохи балетного академизма, необходимость новых поисков в области художественных средств выразительности балетного театра. Борьба творческих течений в русском балете.
Краткие биографические сведения: А.Горский, М.Фокин.
Тема 2.8. Русские сказки в Париже.
Выход русского балета на мировую арену, признание его ведущей роли в Европе и Америке – результат «Русских сезонов».
Участие в «Русских сезонах» ведущих исполнителей русского балета (А.Павлова, Т.Карасавина, Е.Гельцер, В.Нежинский, С.Федорова, М.Мордкин и другие). Открытие миру высоких достижений русской культуры, ее живописи, музыки, хореографии – значительное событие в истории мирового искусства.
III Раздел
Отечественный балет
Тема 3.1.Балетный театр 30-х годов.
Место балета театральной культуре: рост его популярности. Попытки создания новых спектаклей на темы советской действительности. Слабость драматургии, схематизм образов, неубедительность хореографических решений, отсутствие художественной целостности спектакля – общие недостатки этих спектаклей.
Тема 3.2. Советский балет в годы Великой Отечественной войны.
Советское искусство на переднем крае борьбы за победу над врагом. Организация фронтовых театров и артистических бригад, активное участие артистов балета в их работе. Создание мастерами хореографии концертных номеров, хореографических композиций, миниатюр на военно-патриотическую тему.
Сохранение и дальнейшее совершенствование советского хореографического искусства в годы войны – результат работы его мастеров, высокая оценка их деятельности участниками войны.
Тема 3.3. Советский балет в послевоенные годы.
Всемирное значение победы советского народа в Великой Отечественной войне, спасение от гибели достижений отечественной и мировой культуры. Задачи восстановления народного хозяйства и дальнейшего строительство во всех областях общественной, экономической и культурной жизни страны, повышение роли искусства в деле воспитания масс. Активные поиски хореографических путей сближения с современностью, дальнейшее совершенствование и развитие формы спектакля.
Тема 3.4. Звезды русского Балета 2 части. DVD.
Майя Плисецкая, Владимир Васильев, Надежда Павлова, Вячеслав Гордеев, Екатерина Максимова, Марис Лиепа, Наталья Бессмертнова, Александр Богатырев.
К.Сен-Санс «Лебедь», Л.Минкус «Баядерка», Л.Минкус «Дон Кихот» и т.д.
Список использованной литературы.
- История хореографического искусства для хореографических отделений школ искусств. Москва 1985г.
- З. Осовицкая, А. Казаринова «В мире музыки». Москва «Музыка»1997г.
- В. Владимиров, А. Лагутин Музыкальная литература. Москва
«Музыка» 1986г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ
С. Хову-Аксы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ
«Беседа»