п.2.6. Мастер-классы
Мастер-класс по "Композиции постановке танца"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lektsiya_master_klassa.docx | 21.52 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧОРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ с. Хову- Аксы
668330, Республика Тыва, Чеди- Хольский кожуун, ул: комсомольская д.8. 8(394)5222308
Мастер класс на тему:
«Композиция постановка танца»
Подготовила преподаватель
хореографического отделения:
Ондар Надежда Сергеевна.
27.03.2018г.
Композиция – происходит от латинского «composition» - соединение, связь. Это понятие в равной степени относится как к целому хореографическому произведению, так и к определенному танцевальному этюду или танцевальной комбинации.
Композиция определяет взаимодействие художественных средств, используемых в хореографическом произведении. Вне единства композиции не существует. Единство - качество, необходимое для композиции. Ее задача способствовать созданию гармоничных художественных произведений. Композиция – это целостная художественно – выразительная система. Графически это можно изобразить так:
Композиция танца
Рисунок танца танцевальная лексика
(язык)
Музыка, костюм, свет, декорации, грим и т.д.
Гармоничное слияние всех этих композиционных компонентов и будет настоящим хореографическим произведением. Для достижения этой цели попробуем разобрать каждый компонент танца отдельно.
I.Начнем с рисунка танца. « Рисунок, - говорил Микеланджело, - есть высшая точка и живописи, и скульптуры и архитектуры, рисунок источник и корень всякой науки…», а мы добавим: в том числе хореографической. Рисунок танца организует движение танцующих, систематизируя их различные построения и перестроения, оказывает определенное психическое воздействие, и задача балетмейстера добиться, чтобы рисунок танца наиболее полно выражал ту мысль, то направление и тот характер, которые заложены в номере.
Рисунок должен длиться ровно столько времени, сколько необходимо для его восприятия зрителем, но он не должен «надоесть».
Это в полном мере относится и к каждому движению, и к комбинации.
Перечислим рисунки наиболее знакомые и простые, т.е часто применяемые: круг, круг в кругу, два, три круга, шеренга, колонна и т. д.
II. Текст танца (язык). Танцевальная лексика – это органическое сочетание танцевальные движения, жестов, поз, мимики в определенном драматургическом развитии.
Асимметричность построения рассматривается в следующих аспектах:
А) относительно мизансценической оси;
Б) построение танцевальной комбинации в продвижении по сценической площадке «влево-вправо», «вперед-назад».
Рассмотрим пять простых приемов танцевальной комбинации, а так их 17:
- Так называемые простой, который сроится по законам развития, от простого к сложному, и имеет начало и завершение, и обратный, зеркальный. Который идет с конца на начало.
- Прием переклички или повтор - этот прием используется для одного движения или нескольких комбинаций. Один движение сделал другой повторил. Пока не закончил движение у одного исполнителя, другой не вступает.
- Прием секвенции (лесенка) – требует повтора не менее 3,4 раз. Например: первая группа, вторая, третья. И опять первая, вторя, третья, и так далее.
- Прием «волна» - более быстрые секвенции, повторяется один раз.
Это не единственные приёмы построения композиции, а лишь основные, самые широкие и самые простые. На сегодняшний день существует масса приемов, которые выбирают для себя балетмейстеры в зависимости от жанра и вида их произведения. Но говоря об этом, не следует забывать, что есть постулаты, которые применяют независимо от чего. Для активизации зрительного восприятия используют такие приемы, как:
- увеличение или уменьшение количества исполнителей во время хореографического номера;
- ускорение и замедление темпа движения;
- яркая смена характера движений;
- смена характера движений;
- смена музыкального сопровождения.
Вывод:
- Постановочная работа начинается с составления плана, где отражается начало и окончание;
- Балетмейстер - репетитор обязан быть готовым к каждой репетиции. Он должен знать, над чем он будет работать с начала и что отложит на потом;
- Нежелательно отменять назначенные репетиции. Это может делаться только в крайнем случае. Стабильность репетиционного процесса - залог плодотворной работы коллектива;
- Участие балетмейстера в своих постановках нежелательно. Он должен видеть танец со стороны, из зрительного зала, чтобы иметь возможность оценить его, что-то добавить или убрать, изменить отдельные рисунки или движения.
Литература:
- Захаров Р. Сочинение танца. – М., 1983.
- Новерр Ж.Ж. Письма о танце. – М.: Искусство, 1965.
- Бухвостова Л.В. Щекотихина С.А. Композиция и постановка танца. – Орел. 2002.
- Васильев Б.Н. Мастерство хореографа. – Улан-Удэ. 2005.