Возможности роботехнического набора "Робомышь" и мнемотехники в речевом развитии детей
На странице ппредставлен материал, который может быть полезен студентам, обучающимся по специальности 44.02.01 Дошкольное образование и осуществляющим подготовку к педагогической практике в ДОУ,включившего в образовательное пространство роботехнический набор "Робомышь". А также предствлены материалы по использованию мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста.
На странице ррпредставлен интересный опыт работы детских садов Челябинской и Тюменской области.
Данные материалы особенно актуальны в рамках урока учебной практики по теме " Разработка игровых упражнений и заданий, направленных на активизацию словаря детей дошкольного возраста с использованием цифровой образовательной среды и приёмов мнемотехники".
"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Видеоинструкция по Робомыши | 496.21 КБ |
Робомышь_тематическое поле комплект 1_инструкция | 496.21 КБ |
Опыт ДС Тюменской области_Робомышь в речевом развитии | 19.59 КБ |
mnemotehnika.docx | 1.2 МБ |
Картотека игр по развитию словаря | 1.15 МБ |
Лексическая тема " Весна" | 22.19 КБ |
Памятка студенту | 297.18 КБ |
Индивидуальная карточка записи упражнения | 12.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Опыт Овчинниковой Анастасии Сергеевны, воспитателя МБДОУ «Детский сад Семицветик».
«Использование робота «Робомышь» в речевом развитии у детей дошкольного возраста», г. Новый Уренгой, ЯНАО, Тюменская обл.
«Внедрение информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательный процесс имеет много преимуществ. В поисках новых современных, игровых, информационно-коммуникационных технологий, а также с целью разнообразить творческую и речевую деятельность детей, мы обратились к использованию нового игрового оборудования – роботу «Робомышь».
Робот «Робомышь». – это программируемый робот, который прост в управлении, соответствует требованиям безопасности и имеет эстетический внешний вид.
Игры с роботехникой помогают разнообразить образовательную деятельность, предлагают совершать больше двигательных активностей, активизирует внимание, зрительную концентрацию за движущимся предметом. Все это позволяет улучшить функционирование речевых органов и оказывать положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.
Учитывая все вышеперечисленные нюансы я начала использовать робота «Робомышь» в своей практике по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.
Получились следующие результаты:
– увеличилась познавательная, речевая активность;
– формируется устойчивый интерес к «исследованию» материала,
– появляется желание у воспитанников выполнять задачу самостоятельно;
– обогащается словарь, развивается речь грамматически правильно построенная;
–проявляется творческая инициативность, развивается общая ручная умелость, ориентировка на плоскости и пространственное мышление…
…Предлагаю вашему вниманию несколько игр:
- Лексическая тема: «Сад – огород». Предлагаем поиграть в игру «Посчитай-ка».
Учим ребенка согласовывать числительные с существительными в роде и числе.
Например: один огурец – два огурца- …. – пять огурцов одно ведро- два ведра- … - пять ведер одна корзина – две корзины- … - пять корзин
Создавая программы для робота «Робомышь», выполняя игровые задания, ребенок учится ориентироваться в окружающем его пространстве, тем самым развивается пространственная ориентация воспитанника. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. В ходе работы активизируется речь. Играя, ребенок совершенствует навыки образования новых слов, изменения слов по числам и падежам, усваивает грамматическую сочетаемость слов, практически усваивает структуру предложения.
- Игра «Один – много».
В ходе игры учим ребенка образовывать имена существительные во множественном числе.
Например: яблоко – яблоки, лимон – лимоны, груша – груши.
- Игра «Варим варенье». В центре поля размещаем изображение пустой банки, через две клетки вправо – картинка персиков, через две клетки влево – слив, две клетки вверх – груш, две клетки вниз –малины.
Учим ребенка образовывать относительные прилагательные от имен существительных.
Например: персик (варенье какое?) – персиковое
слива – слИвовое
груша – грУшевое
малина - малиновое
Как вы понимаете, для каждой игры необходимо изготавливать тематический коврик, чтобы минимизировать материальные затраты использую вариативный коврик. Я взяла ватман начертила поле в 25квадратов, (размер одного квадрата 12,5см на 12,5 см). На нем нет изображений, он разделен на квадраты. Один квадрат, это один шаг «мыши». Сверху стелю прозрачную клеенку, толщиной 0,5 см. Возможности его безграничны, что позволяет решать образовательные задачи по любой тематике, стоит только выложить необходимый картинный материал или фигурки (манекены) различной тематики. Для привлечения интереса детей к играм используем плоскостные изображения предметов, используем фотокартинки предметов, предлагаем ребенку самому нарисовать, слепить, собрать из конструктора предметы и размещаем их на поле.»
Полная версия статьи находится по адресу : https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2023/05/14/ispolzovanie-robota-robomysh-v-rechevom-razvitii-u-detey
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Лексическая тема: Весна
Словарь по теме:
Предметный: месяц, март, апрель, май, оттепель, проталины, лужи, ручьи,
льдины, скворечник, птицы (перелётные), гнёзда, почки, листочки,
подснежники, грядки, клумбы, солнце, лучи, семена, гром, молния.
Глагольный: наступила, пришла, трещит, ломается, журчат, пробивается, набухают, расцветают, просыпается, прилетают, щебечут, поют, вьют гнёзда, выводят птенцов, сверкает, гремит, греет.
Признаков: ранняя, поздняя, теплая, холодная, долгожданная, радостная, дождливая, звонкая, шумный, журчащий, перелётные, проворные, голосистые.
Наречия: ласково, тепло, дождливо, весело, плавно, быстро.
Грамматический строй
1. «Почемучка?» (установление элементарных причинно - следственньгх связей)
Почему весной тает снег? (Снег тает, потому что пригревает солнышко)
Почему бегут ручьи?
Почему тает лед?
Почему трескается лед?
Почему набухают почки?
Почему лопаются почки?
Почему прилетают птицы?
Почему радуются люди?
Почему люди одеваются легче, чем зимой?
2. «Подбери слово» (подбор прилагательных к слову весна)
Весна какая? - ранняя, поздняя, дружная, красивая, долгожданная, дождливая, сухая, солнечная, шумная, цветущая, холодная, теплая.
3. «Сосчитай» (согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже):
Одна сосулька, две сосульки, пять сосулек.
(солнце, скворец, дерево., почка, листок, сугроб, ручей, проталина, подснежник, лужа, льдинка, грач)
4. «Исправь ошибку» (употребление сложных предложений с союзом потому что)
Засветило солнышко, потому что стало тепло.
Пришла весна, потому что прилетели грачи.
Тает снег, потому что бегут ручьи.
Поговорите с ребенком о признаках весны. Ранней весной солнце начинает прогревать почву, снег тает, на реках начинается ледоход. На кустах и деревьях распускаются почки. Начинают зеленеть листья вербы, ольхи, осины, клена, березы. На опушках появляется первая травка. С приходом весны появляется много корма и для зверей, поэтому весной у них рождаются детеныши. Весной возвращаются перелетные птицы, все птицы весной вьют гнезда, где высиживают птенцов. Просыпаются насекомые и их личинки. Поздняя весна наступает в мае, это пора цветения черемухи, сирени, яблони, абрикоса и других фруктовых деревьев. На лугах зацветают красный клевер и ландыши.
Большинство птиц в мае уже высиживают птенцов, а соловьи только прилетели из дальних стран. Солнышко пригревает все ярче, идут весенние дожди. Скоро лето…
Игра «Расскажи что происходит в природе весной»
Взрослый называет существительное, а ребенок рассказывает, что происходит с ним весной. Например, «птицы» — прилетают перелетные птицы, все птицы начинают вить гнезда и т.д.
Игра «Назови ласково»
Солнце-солнышко, лужа- лужица
Дождь — луг —
Цветок — земля-
Облако — роща-
Птица — вода-
Птенец — дерево-
Жук — ветка-
Гнездо- капля —
Трава — росток —
Лист — ручей —
Игра «Один- много»
Гнездо – гнезда перо — перо-
Дерево- птенец — детеныш —
Ветка- лист- зверь —
Почка- песня- цветок —
Игра «Весной бывает – не бывает»
Воробьи возвращаются из жарких стран.
Птицы вьют гнезда.
На деревьях распускаются почки.
Птицы улетают в теплые края.
Листья желтеют и опадают.
Листья распускаются.
Расцветают цветы.
На реке тает лед
Солнышко светит все ярче.
Сильный мороз.
Появляется первая травка.
Становится тепло.
Люди собирают урожай.
Люди сажают рассаду в огородах и саженцы деревьев в саду.
Пальчиковая игра «Весна»
К нам весна лишь заглянула
(потянуть руки вперед)
В снег ладошку окунула
(руки согнуты в локтях, «окунуть» ладошки
то тыльной, то лицевой стороной)
И расцвел там нежный
(руки от локтей до запястий соединить,
кисти сложить в форме цветка)
Маленький подснежник
(пальцы раскрываются, словно подснежник)
Составить короткий рассказ о весне.
- Какое время года наступило? Назови весенние месяцы (для старших дошкольников и младших школьников)
- Какое солнце весной? Что происходит весной со снегом?
- Что происходит с деревьями, травой и цветами весной?
- Что происходит с птицами и животными?
- Какой труд выполняют люди весной?
- Нравится ли тебе весна? Почему?
«Какой, какая, какое, какие».
Солнышко (какое?) – яркое, весеннее, лучистое, теплое.
Травка (какая?) – молодая, зеленая, первая.
Весна (какая?) – долгожданная, ранняя, теплая, поздняя.
Небо (какое?) – голубое, высокое, яркое.
Облака (какие?) – легкие, белые, пушистые
«Продолжи предложение».
На дереве гнездо, а на деревьях? (гнёзда)
На ветке почка, а на ветках? (почки)
Поет птица, а поют? (птицы)
Сосулька капает, а сосульки? (капают)
Подснежник красивый, а подснежники? (красивые)
Бежит ручей, а бегут? (ручьи)
«Назови одним словом».
Цветок, распускающийся сразу после таяния снега. – Подснежник.
Место, где стаял снег и открылась земля. — Проталина
Теплая погода с таянием снега, льда. – Оттепель.
Первый цветок, появившийся ранней весной. – Первоцвет.
Падение капель оттаявшего снега. — Капель.
- Стихи про весну.
Где ты, солнышко, проснись! — Сосулька, сосулька,
Где ты, скворушка, вернись! Скажи мне, о чем
Сыпать снег зима устала. Ты плачешь так горько
Кап, кап, кап! Весна настала! Под нашим окном?
Е. Карганова. Сказала сосулька,
Сквозь слезы вздыхая:
По весне набухли почки — Я плачу о том,
И проклюнулись листочки. Что на солнышке таю.
Посмотри на ветки клена- Н. Красильников
Сколько носиков зеленых!
Т. Дмитриев Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
К нам весна шагает быстрыми шагами. И в полях звенит ручей,
И сугробы тают под ее ногами. Если солнце ярче светит,
Черные проталины на полях видны. Если птицам не до сна,
Верно, очень теплые ноги у весны. Если стал теплее ветер,
И. Токмакова. Значит к нам пришла весна!
Е.Карганова.
Пальчиковая гимнастика
Солнышко, золотое донышко — пальчики касаются большого пальца,
Гори ясно, чтобы не погасло — пальчики касаются большого пальца,
Побежал в саду ручей — указательным и средним пальцами бегают по столу,
Прилетели сто грачей — скрещивают кисти и изображают машущие крылья,
А сугробы тают — работают кистями, сжимая кулачки,
Цветочки подрастают — потрясти пальцами над головой.
К нам весна лишь заглянула — потянуть руки вперед,
В снег ладошку окунула — руки согнуты в локтях, «окунуть» ладошки
то тыльной, то лицевой стороной,
И расцвел там нежный — руки от локтей до запястий соединить,
кисти сложить в форме цветка,
Маленький подснежник — пальцы раскрываются, словно подснежник.
Весенний дождь
(Н. Полякова)
Поутру надел на ножки (Наклониться к полу.)
Дождь хрустальные сапожки.
Где наступит сапожок, (Топнуть одной ногой, затем – другой.)
Там раскроется цветок. (Руки вверх, кисти рук, — как лепестки цветов.)
От дождя травинки (Опустить руки, выпрямиться.)
Распрямили спинки. (Отвести плечи назад, встать прямо.)
Предварительный просмотр:
Особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста. Словарный запас (словарь детей)- обобщённое количество слов, понимаемых и употребляемых ребёнком в речи. Что такое активный и пассивный словарный запас? Все слова, которые знает ребенок, являются его словарным запасом (лексиконом). Притом те слова, которые ребёнок понимает, но сам не произносит, относятся к пассивному словарю. А те слова и фразы, которые постоянно использует в повседневной речи, входят в активный словарь. Нормы формирования активного словаря ребенка дошкольного возраста выглядят следующим образом: к концу первого года жизни появляются первые слова (10−15 слов), 1.г-5 годам — 100, к 2 годам — 300−400 слов, к 3 годам — 1000−1500 слов, а в 6-7 лет активный словарный запас составляет от 3500 до 5000 слов. Какую роль играет словарный запас в развитии речи детей? Богатый словарный запасом является основой для развития речи в целом, в том числе связной. | Мнемотехника в развитии речи детей. Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи. Эта технология органично встраивается в воспитательно-образовательный процесс используется при реализации задач всех образовательных областей: "Речевое развитие", "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Физическое развитие". Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается рисунок, таким образом мы зарисовываем схемами весь текст. Глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко воспроизводит текстовую информацию. Мнемоквадрат – это отдельная карточка — изображение с закодированной информацией. Рисунок в квадрате обозначает, либо одно слово, либо словосочетание, либо простое предложение. Это может быть, как предмет, так и действие. Мнемодорожка – это последовательность четырех или более мнемоквадратов, расположенных линейно. Рисунок в каждом квадрате, соответствует одному слову или словосочетанию. Опираясь на изображения, ребенок составляет историю из нескольких простых предложений (рисунок). Мнемодорожку можно нарисовать самим или использовать для этого компьютерный графический редактор. Мнемодорожки можно построить на темы: о птицах, об игрушках, о насекомых, об одежде, об овощах и фруктах, о временах года и т. д. |
Усложнять изображение персонажа, вводить его графический вид надо постепенно. Переводить картинки частично в графический вид можно с детьми второй младшей группы во 2-й половине года. Тогда же в практике могут появиться мнемотаблицы. Символы мнемотехники: геометрические фигуры, знаки, силуэты, пиктограммы. Основные этапы работы по технологии I этап: Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами. На начальном этапе педагог предлагает и объясняет детям значение символов. Детям лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов. Например, елочка (какая) – колючая (рисунки елки и ежа). Позже, когда дети научатся хорошо мыслить образно, можно подключать их к работе над символами. Можно предлагать детям помочь «спрятать» какое-либо слово в картинку. Например, как нарисовать слово «сильный»? Дети предлагают разные варианты символических изображений, и потом выбирается наиболее удачный вариант, подходящий к данному слову, например, «муравей». На этом этапе работы можно проводить с детьми игры типа: «Подскажи словечко», «Найди пару», «Скажу по – другому» (синонимы) – старший дошкольный возраст, «Скажи наоборот» (антонимы) – старший дошкольный возраст II этап: На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2- 4 символов. Например, при описании предметов детям предлагается символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот прием хорошо использовать для работы с загадкой. На этом же этапе учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов. III этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами. Необходимо начинать работу с простейших мнемотаблиц, описывающих стихотворение, описательный рассказ, какую - либо жизненную ситуацию. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные изображения, так как у детей остаются в памяти цветные образы: одуванчик жёлтый, мышка серая и т. п. . | Примерный словарь-минимум детей 5-7 лет Лексическая тема: Весна Предметный: месяц, март, апрель, май, оттепель, проталины, лужи, ручьи,льдины, скворечник, птицы (перелётные), гнёзда, почки, листочки, подснежники, грядки, клумбы, солнце, лучи, семена, гром, молния. Глагольный: наступила, пришла, трещит, ломается, журчат, пробивается, набухают, расцветают, просыпается, прилетают, щебечут, поют, вьют гнёзда, выводят птенцов, сверкает, гремит, греет. Признаки: ранняя, поздняя, теплая, холодная, долгожданная, радостная, дождливая, звонкая, шумный, журчащий, перелётные, проворные, голосистые. Наречия: ласково, тепло, дождливо, весело, плавно, быстро. Игра «Расскажи, что происходит в природе весной». Взрослый называет существительное, а ребенок рассказывает, что происходит с ним весной. Например, «птицы» — прилетают перелетные птицы, все птицы начинают вить гнезда и т.д.
Игра «Назови ласково». Солнце-солнышко, лужа- лужица, дождь-…, луг -…, цветок-..., земля-…, облако-…, роща-..., птица-…, вода-…, птенец-…, жук-…, ветка. «Какой, какая, какое, какие». Солнышко (какое?) – яркое, весеннее, лучистое, теплое. Травка (какая?) – молодая, зеленая, первая. Весна (какая?) – долгожданная, ранняя, теплая, поздняя. Небо (какое?) – голубое, высокое, яркое. Облака (какие?) – легкие, белые, пушистые. «Продолжи предложение». На дереве гнездо, а на деревьях? (гнёзда). На ветке почка, а на ветках? (почки). Поет птица, а поют? (птицы). |