Методическая копилка. Уроки по ФГОС.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) во главу угла ставит развитие личности ребенка. Данная задача требует от учителя нового подхода к организации процесса обучения. Урок, как и было раньше, остается основной единицей обучающего процесса. Но теперь изменились требования к проведению урока, предложена другая классификация уроков. Специфика системно-деятельностного подхода предполагает и другую структуру урока, которая отличается от привычной, классической схемы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Курсы по теме «ФГОС. Системно - деятельностный подход в преподавании русского языка и литературы»
С 20.01.2014 по 08.02.2014
Учитель Манерова П.В.
НСО, г.Бердск
МАОУ Ш-И «Лицей-интернат №7»
Технологическая карта.
Класс: 5
Предмет: русский язык.
Тема: Прямое и переносное значение слова.
Цели деятельности | Ознакомить учащихся с понятием прямое и переносное значение слова, научить различать прямое и переносное значение слова, употреблять в речи слова в переносном значении |
Тип урока | Объяснение нового материала |
Планируемы результаты | Предметные: знать понятия прямое и переносное значение слова; уметь различать прямое и переносное значение слова; сравнивать статьи в толковом словаре. Метапредметные: овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.. Личностные: понимание определяющей роли русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования. |
Методы и формы обучения | Наблюдение над языком, создание проблемных ситуаций. Индивидуальная, парная. Фронтальная. |
Оборудование | Интерактивная доска, компьютер, проектор. |
Наглядно-демонстрационный материал | Презентация по теме урока. |
Основные понятия и термины | прямое значение слова и переносное значение слова |
Организационная структура (сценарий) урока.
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, Задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма организации совзаимодействия | Формируемые умения УУД | Контроль результатов учебной деятельности |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. | Вступительное слово. - Сегодня на уроке постарайтесь показать свои знания по разделу «Лексика». Задания помогут вам развить наблюдательность, свою речь, обогатить словарный запас. | Слушают учителя. Участвуют в диалоге с учителем; размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. | Фронтальная. | Личностные: положительно относятся к учению, к познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: осознают познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия. | Листы обратной связи |
2. Актуализация и пробное учебное действие | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Терминологический диктант, взаимопроверка | Терминологический диктант. Задание: по толкованию определите слово (задание и ключ на слайде)
| Выполняют задание, оценивают работу товарищей | Фронтальный опрос | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Письменные работы |
3. Выявление места и причины затруднения. | Работа с текстом, ответы на вопросы. | Создаёт проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают недостаточность своих знаний и желание активно преодолевать возникшие противоречия в процессе учебной деятельности(самостоятельно или при незначительной помощи учителя) (текст на слайде) - Какое значение имеет слово “золотой” в следующих стихотворениях А.С.Пушкина и И.Никитина? 1) Белка песенки поет 2) Золотые нивы, В чём сходство и отличие данных слов? Почему нива названа поэтом «золотой»? Скажите, важно ли точно понимать высказывание? | Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний у них недостаточно для полных ответов. | Индивидуальная, групповая | Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний Коммуникативные: задают вопросы с целью получения для решения проблемы информации | Устные ответы; вопросы для уточнения информации. |
Физкультминутка. «Часики» Работают пальцы, кисти рук, локти, вся рука. | ||||||
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Подбор своих примеров, составление связных рассказов. Знакомство с теоретическим материалом по теме. | Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими её на себя. - Лучше понимать других людей нам поможет знание о способности слова иметь прямое и переносное значение. Чтение теоретического материала. | Воспринимают теоретическую информацию, осваивают термины, формулируют цель урока вместе с учителем. | групповая | Личностные: осознают свои возможности в учении, способность оценивать свои успехи или неуспехи в учении. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют необходимые действия и операции. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных познавательных задач. | Вопросы для уточнения информации |
5. Творческая практическая деятельность | Раскрыть сущность новых понятий , усвоение новых способов учебной деятельности учащихся. Практическая работа по группам. | Задание по группам. Укажите, в каких примерах прямое значение, а в каких переносное? Тяжелый чемодан, тяжелый характер. железная дисциплина, железный гвоздь. Обоснуйте свой ответ, используя теоретический материал учебника. | Объясняют причины переносного значения слова | Фронтальная, Индивидуальная, групповая. | Личностные: объясняют значение слова Познавательные: сравнивают информацию Регулятивные: конкретизируют учебные действия | Практическая работа. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Анализ работ. Выполнение обучающих работ на основе текстов учебника или сборников дидактического материала. | Работаем далее в группах. Игра. Две команды. Кто быстрее? Ваша задача – найти в таблице ошибки. Обоснуйте свой ответ. (на слайде таблица из 2-х столбиков: в первом прямое значение слова, во 2 – переносное; в каждом столбике есть ошибочно записанные слова) Учитель организует и сопровождает деятельность учащихся по освоению лингвистического термина, контролирует правильность выполнения заданий. | Участие в обучающей игре, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, выполняют упражнения. | Индивидуальная, групповая. | Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза. Устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы, осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления; самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: формулируют Собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Листы с заданием, листы с самопроверкой. |
7. Включение в систему знаний и повторение | Объяснительный диктант. Самопроверка и обсуждение работ учащихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание. | Задание: объясните орфограммы, подчеркните основы предложений и укажите, в каком значении употреблены глаголы (в прямом или переносном). Найдите олицетворение в тексте. (Ключ на слайде) Дождь уснул. От солнца же поднялась суета ветра, взъерошились деревья, забормотали травы и кустарники. И даже сам дождь снова встал на ноги, разбуженный щекочущей теплотой, и собирая своё тело в облака. Учитель создаёт условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом. | Выполняют задание, оценивают свои работы по ключу; в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод. | фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умение использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: адекватно оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки. | Письменные работы. |
8. Рефлексия учебной деятельности | Заключительная беседа по вопросам. | - Что нового узнали на уроке? - Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? - Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? - Дайте оценку нашей работе (ученикам предлагается взять карточку с грустным или улыбающимся лицом и принести учителю). | Определяют своё эмоциональное состояние на уроке, заполняют дневники достижений. | Индивидуальная. | Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования; стремятся к приобретению новых знаний и умений. Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений. Регулятивные: оценивают свою работу. | Листы обратной связи. |
Предварительный просмотр:
Курсы по теме «ФГОС. Системно - деятельностный подход в преподавании русского языка и литературы»
С 20.01.2014 по 08.02.2014
Учитель Манерова П.В.
г.Бердск
МАОУ «Лицей-интернат» лицей №7
Пояснительная записка к уроку.
Урок литературы по теме: «Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел. Отражение качеств идеального народного героя».
Данный урок – это урок ознакомления с новым материалом. Тема изучается в разделе «Древнерусская литература».
На уроке учитель использует материалы учебника, репродукцию картины В.М.Васнецова «Нестор-летописец», информацию о книгах Древней Руси из различных источников.
Цель урока: познакомить учащихся с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере древнерусского текста “Сказание о белгородском киселе”. Весь ход урока, система вопросов и заданий продуманы с учётом базовых национальных ценностей Концепции духовно-нравственного воспитания: понимание мировоззрения автора; развитие национального и гражданского самосознания; формирование убеждённости в незыблемости нравственных законов; верность традициям своих предков; преданность Родине, её истории и культуре, готовность к защите её свободы.
Планируемые результаты:
личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству;
метапредметные: умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, выделять причинно-следственные связи в устных ответах, формулировать выводы; умение самостоятельно организовать собственную деятельность, оценивать её; умение работать с разными источниками информации, находить её и использовать в самостоятельной деятельности;
предметные: понимание ключевых проблем произведений древнерусской литературы; понимание связи литературного произведения с эпохой написания, выявление в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; умение анализировать литературное произведение, определять его принадлежность к одному из литературных жанров, понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать героев; воспринимать на слух литературное произведение.
Технологическая карта изучения темы
Предмет: литература
Класс: 6
Автор УМК: В.Я.Коровина
Тема: «Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел. Отражение качеств идеального народного героя.
Тип урока: Изучение нового материала.
Цели урока: познакомить учащихся с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере “Сказания о белгородском киселе”.
Планируемый результат | Предметные умения | УУД |
Осознанно воспринимать и понимать текст. Формирование умения читать, комментировать, анализировать и интерпретировать текст. Понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. Характеризовать героев. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры. Формирование собственного отношения к произведению, его оценка. Собственная интерпретация текста. Формирование умения пересказывать текст с учётом жанра произведения. Создавать устные монологические высказывания; уметь вести диалог. | Личностные: - совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к Отечеству, языку, культуре; - использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.). – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремление к совершенствованию собственной речи; – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремление к совершенствованию собственной речи; – потребность в самовыражении через слово; – устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении. Регулятивные: - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; - владение осовами самоконтроля, самооценки, понятия решений, и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Познавательные: – самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух; – излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; – пользоваться словарями, справочниками; – осуществлять анализ и синтез; – устанавливать причинно-следственные связи; – строить рассуждения. Коммуникативные: – уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; – уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; – уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; – уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; – осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека; – оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога; – высказывать и обосновывать свою точку зрения; – слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; – задавать вопросы. | |
Основные понятия | Летопись, летописание, летописец, сказание. Сюжет, композиция. | |
Организация пространства. | ||
Межпредметные связи | Формы работы | |
Искусство (живопись) История Русский язык | Работа с текстом. Работа в парах. Работа в группах. | ЭОР Текст Учебник Словари |
Этапы урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | |
1 этап. Организационно-мотивационный. | ||||||
Выводит учащихся на самостоятельную формулировку темы, помогает учащимся сформулировать цели и задачи. | Через домашнее задание (статья «Книги в Древней Руси»), наводящие вопросы формулируют тему, цели и задачи урока. | Планировать путь достижения цели, ставить познавательные задачи. | Взаимодействуют с учителем во время беседы. | Слушать собеседника, строить высказывание. | Принимают решения и осуществляют выбор в учебной и познавательной деятельности. | Уметь планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой. |
2 этап. Актуализация знаний. | ||||||
1 Направляет учащихся на мотивацию по результатам работы и создаёт проблемную ситуацию. 2. Учитель организует заполнение страницы в рабочей тетради. | Через рассмотрение картины В.М.Васнецова «Нестор-летописец» беседуют по вопросам: Что мы видим на картине? Как изображен летописец? Какова главная мысль этой миниатюры? и выходят на новые понятия: летопись, летописец, летописание, сказание. | Объяснение новых понятий. летопись, летописец, летописание, сказание. | Взаимодействие между учителем и учащимися. Работа со словарями, словарными статьями. Работа в тетради. Поиск информации. | Слушать собеседника, высказывать своё мнение. Вычитывать нужную информацию. | Осуществляют самоконтроль. Осуществляют самоконтроль | Принимать и осуществлять учебную задачу. Работать по плану, сверяя свои действия с целью. |
3. Выразительно читает текст сказания. | Слушают текст, отвечают на вопросы. | Осознанно воспринимать и понимать текст. | Взаимодействуют с учителем во время беседы. | Слушать собеседника, высказывать своё мнение. | Осуществляют самоконтроль. | Работать по плану, сверяя свои действия с целью. |
3 этап. Работа в группах. | ||||||
1 Организует работу в парах. 2 Организует работу с микротекстами. Консультирует обучающихся. | Работают с текстом сказания, находят ответы на вопросы; Формулируют тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; дают характеристику героям. | Формирование умения читать, комментировать, анализировать и интерпретировать текст. Понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. Характеризовать героев. | Работа в группах. | Рефлексия действий всех участников группы. Проводят взаимооценку знаний. | Контролируют результат работы. | |
4 этап. Творческое задание. | ||||||
Организует помощь при работе с различными источниками дополнительной информации. | Работают со словарями, интернет-ресурсами, иллюстрациями, со статьёй Д.С.Лихачёва. | Формирование умения добывать информацию, интерпретировать её, высказывать своё мнение. | Работа в группах по интересам (по выбору задания). | Рефлексия действий всех участников группы. | Осуществляют самоконтроль. | Развитие навыков самооценки. |
5 этап. Рефлексия. | ||||||
1 Организует обсуждение результатов работы. 2 Организует обсуждение проблемного вопроса и поставленной цели. 3 Оценивает результаты урока. | Представляют результаты работы группы, участвуют в обсуждении. | Осознанно строить выводы. | Высказывают собственное мнение о проделанной работе и достигнутом результате. | Проводить рефлексию. | Заслушивают результаты одноклассников и могут проанализировать личные достижения. | Развитие навыков самоконтроля. |
6 этап. Домашнее задание. | ||||||
Объясняет сущность домашнего задания. Предоставляет выбор разноуровневых заданий. А)Подготовьте художественный пересказ «Сказания о белгородском киселе», используя устаревшие слова. Передайте точно начало и концовку сказания. Найдите верные интонации для пересказа древнерусского произведения. Б) Подготовьте инсценирование текста. В)Напишите сочинение-миниатюру на тему: «Чем интересно современному читателю «Сказание о белгородском киселе»? | Самостоятельно выбирают уровень для выполнения домашнего задания. | Осуществлять актуализацию полученных знаний в соответствии с заданием. | Работают дома с литературным текстом | Умение принимать решение, делать выбор. | Планируют свои действия в соответствии с самооценкой. | Адекватно осуществлять самооценку. |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей № 7»
МАОУ «Лицей №7», г. Бердск
Автор: Манерова Полина Викторовна,
учитель русского языка и литературы
Составлено: 10.01.2017
Классы: 9-е
ФГОС
Промежуточная аттестация
Литература 9 класс. Итоговая контрольная работа.
Класс | Предмет | Уровень класса (базовый, специализированный, углубленное обучение) |
9 | литература | базовый |
Общая характеристика
Форма промежуточной аттестации | Общее количество заданий | Количество заданий базового уровня | Количество заданий повышенного уровня |
Контрольная работа | 16 | 14 | 2 |
Критерии оценивания
90-100% | 80-89% | 51-79% | <50% |
5 (отлично) | 4 (хорошо) | 3 (удовлетворительно) | 2 (неудовлетворительно) |
Высокий уровень (ВУ) | Повышенный уровень (ПУ) | Базовый уровень (БУ) | Ниже базового уровня (НБУ) |
Описание
Номер задания | Планируемый результат из Рабочей программы | уровень | Баллы | Время выполнения |
6 8 13 14 | Особенности языка и стиля писателя. | Б Б Б Б | 1 1 1 1 | 2 2 2 2 |
1 4 | Определять родо-жанровую специфику худож . произведения. | Б Б | 1 1 | 2 2 |
2 | Объяснять своё понимание проблематики произведения. | Б | 1 | 4 |
3 5 7 10 11 12 | Анализировать литерат . произведения разных жанров. | Б Б Б Б Б Б | 1 1 1 1 1 1 | 2 2 2 2 2 2 |
9 | Пользоваться основными теоретико-литерат . понятиями. | Б | 1 | 2 |
15 16 | Умения воспринимать произведение как художественное целое. | П П | 3 3 | 5 5 |
Ответы:
задание | вариант 1 | вариант 2 | балл |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 | г Главная идея произведения заключена в "золотом слове" Святослава; объединение русских земель для защиты Руси. в б в в в в г г б в в б г (+ рассуждения учащегося) (примерный ответ) Булгакова волнует тема ответственности науки за результаты своих экспериментов. Его волнует небывалый социальный эксперимент, результатом которого его организаторы предполагали видеть нового человека. Последствия эксперимента оказались неожиданными и трагичными. Писатель показывает, что получится , если насильно вмешиваться в природу. Булгаков с большим скептицизмом смотрел на попытки искусственного и ускоренного воспитания « нового человека». Показана неготовность общества послереволюционной эпохи уважать труд, культуру, знания. Безграмотные Шариковы оказались идеально приспособлены для новой жизни и власти. Именно они готовы хозяйничать, не умея этого делать, хотят «всё взять и поделить». Превратить собаку в человека, очеловечить зверя – это та же рискованная и безуспешная операция, какую проделала революция, вырвав человека из звериного быта, из духовного и политического рабства и объявив его хозяином жизни. Это против природы. Не случайно слухи об операции профессора Преображенского ассоциируются в сознании обывателя со «светопреставлением». | б конфликт между «веком нынешним» и «веком минувшим» (или между Чацким и фамусовским обществом). в б в в в в г г б в в б г (+ рассуждения учащегося) (примерный ответ) Булгакова волнует тема ответственности науки за результаты своих экспериментов. Его волнует небывалый социальный эксперимент, результатом которого его организаторы предполагали видеть нового человека. Последствия эксперимента оказались неожиданными и трагичными. Писатель показывает, что получится , если насильно вмешиваться в природу. Булгаков с большим скептицизмом смотрел на попытки искусственного и ускоренного воспитания « нового человека». Показана неготовность общества послереволюционной эпохи уважать труд, культуру, знания. Безграмотные Шариковы оказались идеально приспособлены для новой жизни и власти. Именно они готовы хозяйничать, не умея этого делать, хотят «всё взять и поделить». Превратить собаку в человека, очеловечить зверя – это та же рискованная и безуспешная операция, какую проделала революция, вырвав человека из звериного быта, из духовного и политического рабства и объявив его хозяином жизни. Это против природы. Не случайно слухи об операции профессора Преображенского ассоциируются в сознании обывателя со «светопреставлением». | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 3 |
Контрольная работа 9 класс
I вариант
1. Назовите произведение, являющееся первой реалистической комедией в русской литературе.
а) «Недоросль» Д. И. Фонвизина
б) «Трумф или подщипа» И. А. Крылова
в) «Ревизор» Н. В. Гоголя
г) «Горе от ума» А. С. Грибоедова
2 Какая главная идея произведения «Слово о полку Игореве». В чьих словах она заключена?
3. Укажите произведение, в котором главный герой идейно противопоставлен всем действующим лицам.
а) «Евгений Онегин» А. С. Пушкина
б) «Песня про... купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова
в) «Горе от ума» А. С. Грибоедова
г) «Мертвые души» Н. В. Гоголя
4. Определите жанр «Мертвых душ» Н. В. Гоголя.
а) роман
б) поэма
в) повесть
г) песнь
5. Стихотворение «К***» («Я помню чудное мгновенье») А. С. Пушкина посвящено:
а) М. Н. Раевской
б) Е. Н. Карамзиной
в) А. П. Керн
г) Е. П. Бакуниной
6. О каком произведении идет речь в следующих строках?
Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то какой огромный, какой оригинальный сюжет!... Вся Русь явится в нем!... Огромно, велико мое творение, и не скоро конец его.
а) «Евгений Онегин» А. С. Пушкина
б) «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова
в) «Мертвые души» Н. В. Гоголя
г) «История государства Российского» Н. М. Карамзина
7. Какое произведение было названо В. Г. Белинским «энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением»?
а) «Мертвые души»
б) «Недоросль»
в) «Евгений Онегин»
г) «Горе от ума»
8. Как называется тип композиции в романе «Евгений Онегин»?
а) кольцевая
б) последовательная
в) зеркальная
г) циклическая
9. Укажите верное определение комедии как литературного жанра.
а) один из видов старинного драматического искусства, основанный на показе смешных, утрированно юмористических и нарочито грубых бытовых ситуаций
б) небольшое произведение, предназначенное для сцены, беззлобно высмеивающее отдельные частные явления в общественной или личной жизни человека
в) один из видов драматических произведений, в котором характеры героев раскрываются в безвыходном положении, в неравной, напряженной борьбе, обрекающей их на гибель
г) один из видов драматического произведения, в котором отражается смешное и несообразное в жизни, осмеивается какое-либо нездоровое общественное или бытовое явление, смешные черты человеческого характера
10. Сюжет романа «Герой нашего времени» основывается на отдельных, не связанных между собой фрагментах. Что объединяет самостоятельные части романа?
а) ничего
б) хронологическая последовательность событий
в) место действия
г) главный герой
11. Какой литературный тип представлен образом Печорина?
а) тип «маленького человека»
б) тип «лишнего человека»
в) байронический герой
г) тип самодура
12. Укажите, кому из героев комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» принадлежат следующие слова.
Безродного пригрел и ввел в мое семейство,
Дал чин асессора и взял в секретари,
В Москву переведен через мое содейство,
И будь не я, коптел бы ты в Твери.
а) Чацкий
б) Молчалин
в) Фамусов
г) Репетилов
13 Чей портрет описан в следующем отрывке (М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)?
Он был среднего роста, стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов... Пыльный бархатный сюртучок его, застегнутый только на две нижние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно чистое белье, изобличавшее привычки порядочного человека; его запачканные перчатки казались сшитыми по его маленькой аристократической руке, и когда он снял одну перчатку, то я был удивлен худобой его бледных пальцев. Его походка была небрежна и ленива; но я заметил, что он не размахивал руками - верный признак некоторой скрытности характера...
а) доктор Вернер
б) Максим Максимыч
в) Г. А. Печорин
г) Казбич
14. По данному описанию жилища определите, кому оно принадлежит.
Дом господский стоял одиноко на юру, открытом всем ветрам; покатость горы была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны две-три клумбы... Была видная беседка с деревянными голубыми колоннами и надписью: «Храм уединенного размышления».
а) Плюшкин
б) Манилов
в) Собакевич
г) Коробочка
15. Укажите, какую роль играют в произведении Н. В. Гоголя «Мертвые души» лирические отступления.
а) они рассказывают о судьбе писателя
б) в них содержится авторское отношение к описываемым событиям
в) в них дается характеристика отдельных персонажей
г) в них воплощена вера писателя в будущее России и русского народа
Почему вы так считаете? Дайте полный ответ, подтверждая свои мысли примерами из текста.
16. Вспомните произведение М.А.Булгакова «Собачье сердце». Как вы считаете, какие проблемы волнуют автора « Собачьего сердца»? Дайте полный ответ на вопрос.
Контрольная работа 9 класс
II вариант
1. Произведения древнерусской литературы – это (отметь лишнее):
а) «Повесть временных лет».
б) «Слово о полку Игореве».
в) «Повесть о Петре и Февронии Муромских».
г) «Евгений Онегин».
2. Какой конфликт лежит в основе сюжета комедии «Горе от ума»?
3. Кто в комедии «Горе от ума» А.С.Грибоедова страдает от своего ума?
а) Фамусов
б) Софья
в) Чацкий
г) Молчалин
4. «Евгений Онегин» - это…
а) Поэма
б) Роман в cтихах
в) Повесть
г) Стихотворение
5. Кто из героинь романа “Евгений Онегин ”
Дика, печальна, молчалива,…
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой …
А) Ольга
Б) няня Татьяны
В) Татьяна
Г) мать Татьяны и Ольги
6. Где происходит действие пьесы «Горе от ума»?
А) в городе Н
Б) в доме Чацкого
В) в доме Фамусова
г) в имении Горичей
7. Как называется критическая статья к комедии «Горе от ума»?
А) «Луч света в темном царстве»
Б) «Что такое «обломовщина»?»
В) «Мильон терзаний»
г) «Что делать?»
8. К какому литературному направлению относится повесть «Бедная Лиза»?
а) Романтизм
б) Реализм
в) Сентиментализм
г) Классицизм
9. К какому жанру относится произведение Н.В.Гоголя «Мёртвые души»?
а) Баллада
б) Былина
в) Рассказ
г) Поэма
10. Кто из героев назван «прорехой на человечестве» в произведении Н.В.Гоголя «Мёртвые души»?
а) Манилов
б) Коробочка
в) Ноздрёв
г) Плюшкин
11. У кого в кабинете всегда лежала книжка с закладкой на 14 странице (Н.В.Гоголь «Мертвые души»)?
А) у Коробочки
Б) у Манилова
В) у Плюшкина
Г) у Собакевича.
12. О ком следующие строки: «И точно она была хороша: высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали вам в душу…»
а) Вера
б) Княжна Мери
в) Вера Бэла
г) Незнакомка
13 О ком из героев идет речь (М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»):
« Славный был малый, смею уверить вас, только немного странен.Ведь , например, в дождик в холод весь день на охоте…А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет ,что простудился…»
А) Грушницкий
Б) Максим Максимыч
В) Печорин
Г)Доктор Вернер
14. Кому из героев соответствует приведенная характеристика (Н.В.Гоголь «Мёртвые души»):
«Он ему на этот раз показался похожим на средней величины медведя…для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями он ступал и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги».
А)Ноздрев
Б) Коробочка
В) Собакевич
Г) Манилов
15. Укажите, какую роль играют в произведении Н. В. Гоголя «Мертвые души» лирические отступления.
а) они рассказывают о судьбе писателя
б) в них содержится авторское отношение к описываемым событиям
в) в них дается характеристика отдельных персонажей
г) в них воплощена вера писателя в будущее России и русского народа
Почему вы так считаете? Дайте полный ответ, подтверждая свои мысли примерами из текста.
16. Вспомните произведение М.А.Булгакова «Собачье сердце». Как вы считаете, какие проблемы волнуют автора « Собачьего сердца»? Дайте полный ответ на вопрос.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Этапы урока в рамках системно-деятельностного подхода Актуализация знаний. Целеполагание. Планирование. «Открытие» нового знания. Реализация плана. Рефлексия.
Актуализация знаний Основные задачи учителя: Деятельность учителя Деятельность учащихся Развитие произвольного внимания и памяти учащихся; поощрение познавательных интересов и инициативы учащихся. Предлагает формулировку темы, вызывающую противоречивую реакцию класса. Проводит «мозговой штурм» Для выработки согласованной формулировки темы. Принимают или отторгают предлагаемую формулировку темы. Участвуют в «мозговом штурме», вырабатывают общую формулировку. Опора на имеющиеся знания, способы действия для применения в новых условиях; Создаёт ситуацию, требующую использовать ранее полученные знания и опыт деятельности. Активируют ранее полученные знания и опыт деятельности. Формирование культуры общения, сотрудничества. Предоставляет фрагментарный материал, позволяющий осуществить переход к изучению нового материала. Работают с предложенным материалом.
2. Целеполагание Основные задачи учителя: Деятельность учителя Деятельность учащихся формирование умений определять границу между знанием и незнанием; Предоставляет "конфликтный" материал, обеспечивает готовность к предстоящей деятельности. Формулируют проблему. обучение приёмам нахождения и формулировки проблемы, постановки частной познавательной задачи, выделения в задаче известных и новых компонентов; Предлагает справочный материал для поиска недостающей информации. Определяют, какой информации не достаёт для решения проблемы. Решают, где, как и в каком виде её можно получить. формирование стремления открыть знания, приобрести умения. Даёт материал «Алгоритм проектирования деятельности» для предварительного изучения при переходе к следующему этапу. Осознают необходимость принятия плана Предстоящей деятельности.
3. Планирование Основные задачи учителя: Деятельность учителя Деятельность учащихся обучение постановке цели, определение содержания и последовательности действий для решения поставленной задачи; Организует обсуждение материала «Алгоритм проектирования деятельности». Разъясняет положения, вызвавшие затруднения. Высказывают своё понимание материала «Алгоритм Проектирования деятельности». Задают вопросы. воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников; Инициирует разработку памятки «Распределение ролей в малой группе». Предлагает разделиться на малые группы. Разрабатывают памятку «Распределение ролей в малой группе». Работают в малых группах. формирование способности каждого ученика к участию в продуктивной работе в малых группах. Организует практическую работу по планированию деятельности по изучению темы в малых группах . Принимают план деятельности
4. "Открытие" нового знания Основные задачи учителя: Деятельность учителя Деятельность учащихся формирование основ теоретического мышления, умения находить общее и отличное, выявлять закономерности, делать обобщения; воспитание способности высказывать свою точку зрения способах решения практической задачи; Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует активное участие всех в поисковой деятельности. Обсуждают в группах варианты решения учебной задачи. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других, сообщают о результатах коллективной поисковой работы, отвечают на вопросы учеников из других групп. Фиксируют на бумаге, доске своё "открытие". формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи; Формулирует обобщенные вопросы: Что мы узнали нового? Отличается ли наш вывод от правила в учебнике? Выполнение, каких действий приведёт нас к решению учебной задачи? Оценивают правильность своих выводов, решений. Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов. формирование способности сравнивать свой вариант планирования с итоговым коллективно составленным алгоритмом; овладение приёмами самоконтроля правильности полученных результатов; Организует работу по коллективно составленному алгоритму. Обнаруживают закономерности, обобщают результаты наблюдения, составляют план действий - алгоритм. Представляют составленный алгоритм от группы.
5. Реализация плана Основные задачи учителя: Деятельность учителя Деятельность учащихся Поддержание интереса к деятельности. Предлагает задания на "новое« знание, побуждает учеников к определению и выбору видов работы по достижению целей урока, Проговаривают вслух алгоритм действий в ходе совместного выполнения типовых заданий. Текущее консультирование. помогает комментировать учебные действия "ведущему" («сильному» ученику), поддерживает интерес и познавательную активность учащихся. Создаёт условия для сотрудничества - работы в парах, группах. Отрабатывают действия, соответствующие мыслительным операциям анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Мониторинг деятельности малых групп Создаёт ситуации успеха для каждого. Осуществляют работу в малых группах.
6. Рефлексия Основные задачи учителя: Деятельность учителя Деятельность учащихся Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока; Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: Называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и Наиболее понравившиеся Эпизоды урока, высказывают оценочные суждения, определяют степень своего продвижения к цели. создание ситуации сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей. Организует индивидуальную работу по устранению ошибок. Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы. Вносят изменения в индивидуальные алгоритмы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ФГОС к планируемым результатам освоения ООП относит: № ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ ДЕЙСТВИЯ УЧЕНИКА 1 готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению, 2 сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, 3 наличие системы значимых социальных и межличностных отношений, 4 наличие системы ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, 5 наличие социальных компетенций, 6 сформированность правосознания, 7 способность ставить цели и строить жизненные планы, 8 способность к осознанию своей российской идентичности в поликультурном социуме.
ФГОС к планируемым результатам освоения ООП относит: № ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ ДЕЙСТВИЯ УЧЕНИКА 1 готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению, поощряет стремление к саморазвитию и личностному самоопределению ученика, 2 сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, стимулирует интерес к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, 3 наличие системы значимых социальных и межличностных отношений, знакомит с системой значимых социальных и межличностных отношений, 4 наличие системы ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, характеризует ценностно-смысловые установки, отражающие личностные и гражданские позиции, 5 наличие социальных компетенций, создаёт условия для обретения социальных компетенций, 6 сформированность правосознания, знакомит с правовыми нормами, 7 способность ставить цели и строить жизненные планы, ставит в позицию, требующую ставить цели и строить планы, 8 способность к осознанию своей российской идентичности в поликультурном социуме. знакомит с вариантами самоидентификации.
ФГОС к планируемым результатам освоения ООП относит: № ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ ДЕЙСТВИЯ УЧЕНИКА 1 готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению, поощряет стремление к саморазвитию и личностному самоопределению ученика, демонстрирует стремление к саморазвитию и личностному самоопределению, 2 сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, стимулирует интерес к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, проявляет интерес к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, 3 наличие системы значимых социальных и межличностных отношений, знакомит с системой значимых социальных и межличностных отношений, включается в систему значимых социальных и межличностных отношений, 4 наличие системы ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, характеризует ценностно-смысловые установки, отражающие личностные и гражданские позиции, демонстрирует ценностно-смысловые установки, отражающие его личностные и гражданские позиции, 5 наличие социальных компетенций, создаёт условия для обретения социальных компетенций, овладевает социальными компетенциями, 6 сформированность правосознания, знакомит с правовыми нормами, формирует собственное правосознание, 7 способность ставить цели и строить жизненные планы, ставит в позицию, требующую ставить цели и строить планы, ставит цели и строит жизненные планы, 8 способность к осознанию своей российской идентичности в поликультурном социуме. знакомит с вариантами самоидентификации. принимает тот или иной вариант самоидентификации.
ФГОС к планируемым результатам освоения ООП относит: № МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ ДЕЙСТВИЯ УЧЕНИКА 1 освоенные межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), 2 способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, 3 самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, 4 построение индивидуальной образовательной траектории.
ФГОС к планируемым результатам освоения ООП относит: № МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ ДЕЙСТВИЯ УЧЕНИКА 1 освоенные межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), в ходе учебного процесса демонстрирует приёмы работы с межпредметными понятиями и УУД, 2 способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, показывает границы и возможности использования приёмов работы с межпредметными понятиями в учебной, познавательной и социальной практике, 3 самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, учебную деятельность строит с учётом необходимости сотрудничества ученика с педагогами и сверстниками, 4 построение индивидуальной образовательной траектории. даёт алгоритм и обеспечивает условия для построения индивидуальной образовательной траектории.
ФГОС к планируемым результатам освоения ООП относит: № МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ ДЕЙСТВИЯ УЧЕНИКА 1 освоенные межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), в ходе учебного процесса демонстрирует приёмы работы с межпредметными понятиями и УУД, осваивает приёмы работы с межпредметными понятиями, 2 способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, показывает границы и возможности использования приёмов работы с межпредметными понятиями в учебной, познавательной и социальной практике, демонстрирует использование приёмов работы с межпредметными понятиями в учебной, познавательной и социальной практике, 3 самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, учебную деятельность строит с учётом необходимости сотрудничества ученика с педагогами и сверстниками, осознанно участвует в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, 4 построение индивидуальной образовательной траектории. даёт алгоритм и обеспечивает условия для построения индивидуальной образовательной траектории. осваивает приёмы построения индивидуальной образовательной траектории.
ФГОС к планируемым результатам освоения ООП относит: № ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ ДЕЙСТВИЯ УЧЕНИКА 1 освоенные в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, 2 освоенные виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, 3 сформированность научного типа мышления, наличие научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, 4 владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами работы.
ФГОС к планируемым результатам освоения ООП относит: № ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ ДЕЙСТВИЯ УЧЕНИКА 1 освоенные в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, обеспечивает усвоение запланированного объёма умений, специфических для данной предметной области, 2 освоенные виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, в процессе преподавания обучает способам получения нового знания в рамках учебного предмета, его преобразования и применения в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, 3 сформированность научного типа мышления, наличие научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, формирует исторический тип мышления, ориентирует в ключевых теориях, типах и видах отношений, 4 владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами работы. знакомит ученика с научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами работы.
ФГОС к планируемым результатам освоения ООП относит: № ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ ДЕЙСТВИЯ УЧЕНИКА 1 освоенные в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, обеспечивает усвоение запланированного объёма умений, специфических для данной предметной области, осваивает выбранный объём умений, специфических для данной предметной области, 2 освоенные виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, в процессе преподавания обучает способам получения нового знания в рамках учебного предмета, его преобразования и применения в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, осваивает способы получения нового знания в рамках учебного предмета, его преобразования и применения в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, 3 сформированность научного типа мышления, наличие научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, формирует исторический тип мышления, ориентирует в ключевых теориях, типах и видах отношений, Формирует представление о ключевых теориях, типах и видах отношений, 4 владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами работы. знакомит ученика с научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами работы. под руководством учителя овладевает научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами работы.
ФГОС к планируемым результатам освоения ООП относит: № ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ ДЕЙСТВИЯ УЧЕНИКА 1 практическое освоение основ проектно-исследовательской деятельности, 2 развитие стратегий продуктивного (смыслового) чтения и работа с информацией, 3 практическое освоение методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, 4 регулярное обращение в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.
ФГОС к планируемым результатам освоения ООП относит: № ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ ДЕЙСТВИЯ УЧЕНИКА 1 практическое освоение основ проектно-исследовательской деятельности, организует проектно-исследовательскую деятельность, 2 развитие стратегий продуктивного (смыслового) чтения и работа с информацией, обучает продуктивному (смысловому) чтению и работе с информацией, 3 практическое освоение методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, обеспечивает практическое освоение методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, 4 регулярное обращение в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций. учит использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.
ФГОС к планируемым результатам освоения ООП относит: № ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ ДЕЙСТВИЯ УЧЕНИКА 1 практическое освоение основ проектно-исследовательской деятельности, организует проектно-исследовательскую деятельность, осваивает навыки осуществления проектно-исследовательской деятельности, 2 развитие стратегий продуктивного (смыслового) чтения и работа с информацией, обучает продуктивному (смысловому) чтению и работе с информацией, осваивает приёмы продуктивного (смыслового) чтения и работы с информацией, 3 практическое освоение методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, обеспечивает практическое освоение методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, овладевает методами познания, используемыми в различных областях знания и сферах культуры, соответствующим им инструментарием и понятийным аппаратом, 4 регулярное обращение в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций. учит использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций. учится пользованию общеучебными умениями, знаково-символическими средствами, широким спектром логических действий и операций.
ФГОС к планируемым результатам освоения ООП относит: № РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ ДЕЙСТВИЯ УЧЕНИКА 1 сформированные способности ставить учебные цели и задачи, 2 умение планировать их реализацию, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, 3 способность контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, 4 способность вносить соответствующие коррективы в процессе выполнения работы.
ФГОС к планируемым результатам освоения ООП относит: № РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ ДЕЙСТВИЯ УЧЕНИКА 1 сформированные способности ставить учебные цели и задачи, учит ставить учебные цели и задачи, 2 умение планировать их реализацию, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, учит планировать реализацию цели и задач, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, 3 способность контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, обучает приёмам контроля и оценки своих действий как по результату, так и по способу действия, 4 способность вносить соответствующие коррективы в процессе выполнения работы. обучает приёмам диагностирования упущений в работе и корректировки плана работ.
ФГОС к планируемым результатам освоения ООП относит: № РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ ДЕЙСТВИЯ УЧЕНИКА 1 сформированные способности ставить учебные цели и задачи, учит ставить учебные цели и задачи, ставит учебные цели и задачи, 2 умение планировать их реализацию, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, учит планировать реализацию цели и задач, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, планирует реализацию цели и задач, осуществляет выбор эффективных путей и средств достижения цели, 3 способность контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, обучает приёмам контроля и оценки своих действий как по результату, так и по способу действия, контролирует и оценивает свои действия как по результату, так и по способу действия, 4 способность вносить соответствующие коррективы в процессе выполнения работы. обучает приёмам диагностирования упущений в работе и корректировки плана работ. находит упущения в работе и вносит коррективы в план дальнейшей деятельности.
ФГОС к планируемым результатам освоения ООП относит: № КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ ДЕЙСТВИЯ УЧЕНИКА 1 участие в организации и планировании учебного сотрудничества с учителями и сверстниками, 2 умение эффективно работать в группе и совершенствовать опыт такой работы, 3 соблюдение морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества, 4 практическое умение устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, 5 владение нормами и техникой общения, 6 определение цели коммуникации, оценка ситуации, учёт намерения и способа коммуникации партнёра, выбор адекватных стратегий коммуникации, 7 использование речевых средств в качестве инструмента для достижения поставленной цели в общении с партнёрами в соответствии с выбранной стратегией коммуникации.
ФГОС к планируемым результатам освоения ООП относит: № КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ ДЕЙСТВИЯ УЧЕНИКА 1 участие в организации и планировании учебного сотрудничества с учителями и сверстниками, создаёт условия для планирования учебного сотрудничества с учителями и сверстниками, 2 умение эффективно работать в группе и совершенствовать опыт такой работы, обучает эффективной работе в группе, 3 соблюдение морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества, оценивает соблюдение морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества, 4 практическое умение устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, планирует деятельность, предусматривающую установление и поддержание рабочих контактов с учителями и сверстниками, 5 владение нормами и техникой общения, знакомит с нормами и техникой общения, 6 определение цели коммуникации, оценка ситуации, учёт намерения и способа коммуникации партнёра, выбор адекватных стратегий коммуникации, обучает выбору адекватных стратегий коммуникации, 7 использование речевых средств в качестве инструмента для достижения поставленной цели в общении с партнёрами в соответствии с выбранной стратегией коммуникации. стимулирует использование речевых средств в качестве инструмента для достижения поставленной цели.
ФГОС к планируемым результатам освоения ООП относит: № КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ ДЕЙСТВИЯ УЧЕНИКА 1 участие в организации и планировании учебного сотрудничества с учителями и сверстниками, создаёт условия для планирования учебного сотрудничества с учителями и сверстниками, участвует в планировании учебного сотрудничества с учителями и сверстниками, 2 умение эффективно работать в группе и совершенствовать опыт такой работы, обучает эффективной работе в группе, выполняет функциональные обязанности в группе, 3 соблюдение морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества, оценивает соблюдение морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества, соблюдает морально-этические и психологические принципы общения, 4 практическое умение устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, планирует деятельность, предусматривающую установление и поддержание рабочих контактов с учителями и сверстниками, устанавливает и поддерживает рабочие контакты с учителями и сверстниками, 5 владение нормами и техникой общения, знакомит с нормами и техникой общения, демонстрирует знание норм и техники общения, 6 определение цели коммуникации, оценка ситуации, учёт намерения и способа коммуникации партнёра, выбор адекватных стратегий коммуникации, обучает выбору адекватных стратегий коммуникации, демонстрирует способность к выбору адекватных стратегий коммуникации, 7 использование речевых средств в качестве инструмента для достижения поставленной цели в общении с партнёрами в соответствии с выбранной стратегией коммуникации. стимулирует использование речевых средств в качестве инструмента для достижения поставленной цели. использует речевые средства в качестве инструмента для достижения поставленной цели.
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В КУРСЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Целью ОС «Школа 2100» является формирование функционально грамотной личности. Для выращивания функционально грамотной личности ведущую роль играют не столько предметные результаты, сколько личностные и метапредметные, что полностью соответствует новому стандарту.
Одно из ключевых понятий предметных программ, в том числе и по русскому языку, – линии развития ученика средствами предмета. Это совокупность связанных друг с другом умений, последовательное развитие которых обеспечивает достижение предметных результатов в аспекте формирования разных компетенций (коммуникативной, языковой и (или) лингвистической и культуроведческой). В программе этих линий восемь (см. программу по русскому языку и комментарии по использованию конспектов уроков). Кроме того, предмет «Русский язык» решает задачи достижения личностных и метапредметных результатов.
Средствами достижения личностных и метапредметных результатов по русскому языку могут служить:
1) текст (например, познавательного, нравственно-социального и культурного характера);
2) иллюстративный ряд (например, схемы, таблицы, модели правил, лингвистических определений);
3) продуктивные задания, т.е. вопросы, на которые в тексте учебников не содержится прямых ответов, в то же время там имеется информация, преобразуя которую (создавая для решения задачи собственную модель реальности), ученик может сформулировать свою версию ответа;
4) принцип минимакса – в учебнике (и конспектах) имеется как необходимый для усвоения основной материал, так и дополнительный. Минимум представлен в виде правил и определений, выделенных в учебнике в цветной рамке (оранжевого цвета), а также в виде ключевых слов в конце параграфа, которые либо даны в готовом виде, либо ученикам требуется определить (назвать) их самим. В конспектах работа с ключевыми словами предлагается на разных этапах урока в зависимости от цели и типа урока.
Предмет «Русский язык», наряду с достижением предметных результатов, нацелен на личностное развитие ученика, так как дает формирование «основы для понимания особенностей разных культур и воспитания уважения к ним», нацеливает на «формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность».1
С помощью другой группы линий развития (обогащение словарного запаса и грамматического строя речи, развитие умений устной и письменной речи, работа с текстом) он служит формированию коммуникативных универсальных учебных действий, так как обеспечивает «овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка, нормами речевого этикета и приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний».2
1 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М., 2011
2 Там же.
Также на уроках русского языка в процессе освоения системы понятий и правил у учеников формируются познавательные универсальные учебные действия.
Представим типовые задания (действия, материалы) по русскому языку, направленные на достижение личностных и метапредметных результатов.
Личностные результаты.
Посредством текстов учебника используется воспитательный потенциал русского языка; учащиеся приходят к пониманию необходимости беречь свой родной язык как часть русской национальной культуры; работать над развитием и совершенствованием собственной речи (система речевых упражнений: свободные диктанты, обучающие изложения и сочинения, их анализ, редактирование). Многие тексты упражнений учебников несут духовно-нравственный смысл, и, работая с ними, учитель не может пройти мимо нравственной оценки их содержания.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Развитие организационных умений на уроках русского языка осуществляется, прежде всего, через использование проблемно-диалогической технологии. Материал в учебнике, конспектах, презентациях, сопровождающих поурочные разработки, на уроках открытия нового знания структурирован так, чтобы для учеников была создана обстановка творческого поиска, умственного напряжения: даны проблемные ситуации, организовано наблюдение над материалом с помощью специальных вопросов и заданий (в презентациях обеспечена интерактивная наглядность, содержатся необходимые формулировки-схемы, модели, с которыми ученики должны сопоставить свои собственные выводы), работа осуществляется не только фронтально, но и в парах и группах.
Возрастосообразным является также использование проектной деятельности по самостоятельно выбранной теме. Многие темы рассматриваются в практическом аспекте, когда присвоенный учениками алгоритм постановки и решения проблем используется в жизненных ситуациях (жизненные, или компетентностные, учебно-практические задачи). Учитель в этом случае является консультантом.
Познавательные универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия формируются через использование технологии продуктивного чтения, присвоенную учениками систему приёмов понимания устного и письменного текста. Это могут быть:
– задания на извлечение, преобразование и использование текстовой информации (например, чтение таблицы, преобразование текста в таблицу, схему, выстраивание алгоритма по применению правила, составление по плану рассказа на лингвистическую тему и т.д.);
– использование разного ряда визуальных подсказок и ключей, формулировок проблемных вопросов, «иллюстративного» визуального ряда (представлены в учебнике, составляются самими детьми или даются в презентациях в интерактивном режиме);
– приёмы работы с правилами и определениями как учебно-научными текстами;
– система работы с различными словарями.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Коммуникативные умения используются и совершенствуются в ходе учебного взаимодействия в паре или группе учеников, проектной деятельности. Здесь можно выделить два направления: развитие устной научной речи (высказывания на лингвистические темы) и развитие комплекса умений, на которых базируется эффективное взаимодействие, основанное на восприятии (слушании) и понимании автора (собеседника). Чётко выстроенная в учебниках, методических рекомендациях система работы по развитию речи включает совершенствование орфоэпических навыков, количественное и качественное обогащение словарного запаса, оперирование стилистическими ресурсами языка, развитие связной устной и письменной речи.
II. Специфика предмета «Русский язык» и методические рекомендации по использованию конспектов уроков
Традиционно учителя готовили свои уроки, осмысливая и учитывая, прежде всего, предметные результаты. Поскольку новый стандарт ориентирует на метапредметные и личностные результаты, в разработке конспектов мы представляем именно эту новую составляющую и определяем оптимальные пути достижения этих результатов как в плане организации работы, так и решения учебно-познавательных и учебно-практических (жизненных) задач по русскому языку. Выполняя такие задания, ученики выходят за пределы привычного алгоритма действий и осуществляют умственное усилие по проектированию новых способов действий. Именно в этом случае и происходит развитие личности учащихся.
В соответствии с принятыми в стандартах и программе ОС «Школа 2100» положениями о целях и планируемых результатах деятельности учащихся считаем необходимым дать некоторые комментарии к поурочным разработкам.
1. Цель урока мы определяем, исходя из требований к деятельности учеников – чему они должны научиться, какими знаниями и умениями овладеть, поэтому цель формулируется как деятельность учеников, в процессе которой они овладевают определёнными умениями.
2. Поскольку центральную позицию в деятельности занимают метапредметные результаты, описываемые как универсальные учебные действия (УУД), то с них мы и начинаем формулировку целей. Они особо обозначены в целях урока, имеют маркировку М (метапредметные). Если эти результаты соотносятся с развитием познавательных УУД, то они представлены как М/п (метапредметные познавательные); если на уроке будут развиваться коммуникативные УУД, то они обозначаются М/к (метапредметные коммуникативные). В том случае если урок представляет особые возможности для личностного становления, осмысления важных духовных и нравственных понятий, этот результат будет обозначен буквой Л (личностный). Указанная маркировка будет сопровождать также весь ход урока и отражаться в специальной графе «Формирование УУД и технология оценивания».
3. Предметные цели каждого урока мы формулируем, исходя из содержания конкретного урока по той или иной теме. В качестве ведущей называем, как правило, одну предметную цель, которая в линиях развития (ЛР) в программе обозначена цифрой 1, 2 и т.д. Всего их восемь: 1ЛР – первичные навыки работы с информацией, 2ЛР – дальнейшее овладение родным языком, 3ЛР – умения различных видов устной и письменной речи, 4ЛР – овладение орфографией и пунктуацией, 5ЛР – понимание и анализ текстов, 6ЛР – знание о языке как основа речевой деятельности, 7ЛР – осознание себя носителями языка как части культуры, 8ЛР – развитие чувства языка.
В уроке обычно реализуется сразу несколько целей по линиям развития, но в формулировках мы, как правило, называем ведущую, основную.
4. Поскольку в структуру уроков открытия новых знаний положена технология проблемного диалога, которая направлена на формирование метапредметных результатов в аспекте развития регулятивных УУД, то специально выделять эту цель в уроке мы не будем. Но учитель должен научиться «вычитывать» М/р (метапредметные регулятивные УУД) как цель каждого урока в самой организации урока: в формулировании цели (основного вопроса) урока учениками, планировании ими деятельности, работе учеников по составленному ими самими или намеченному учителем плану, подведении итогов работы, оценивании деятельности самими учениками. Большинство уроков открытия нового знания сопровождают мультимедийные презентации, в которых отражены основные этапы данного типа уроков, поддерживаемые плашками оранжевого цвета – такими же, как в учебнике. Эти презентации крепятся к уроку и обозначены специальным значком.
5. Для повышения эффективности образовательного процесса в конспекты уроков, представленных на сайте, включены отсылки к материалам предметного диска с электронными ресурсами, которые позволяют сделать обучение наглядным и динамичным, т.к. представленные на диске ресурсы дают иллюстративный материал в виде моделей, схем, алгоритмов, таблиц, статичных и динамичных, которые дополняются (заполняются) в совместной работе и проверяются в интерактивном режиме. Кроме того, учителю в электронном формате предлагаются тесты и мини-опросы, которые проверяются также с помощью гиперссылок, что позволяет быстро проводить контроль и самооценивание. Таким образом, электронные ресурсы помогают реализовать технологию оценивания учебных достижений.
6. В начале урока для развития интереса к языку, повышения мотивации к его изучению мы предлагаем, как правило, какой-то познавательный, увлекательный материал в виде игр, загадок, стихотворных фрагментов, который так или иначе связан с изучаемыми явлениями или единицами языка. На наш взгляд, это задает особый тон урока, «привносит» в ткань учебного процесса эмоциональную составляющую, что поддерживает «вкус» и интерес к слову, формирует любовь к родному языку как ценности гармонии и красоты, общения и культуры.
7. В связи с тем что работа на уроке в соответствии с принципом минимакса ведётся с учётом разных уровней – необходимого (мини) и повышенного (макси), задания повышенного уровня в конспектах маркированы заглавной буквой П. Они не обязательны для выполнения всеми учениками, но при желании ознакомить с понятиями этого уровня и отдельнымии материалами можно весь класс. Задания макси не требуют обязательного контроля и проверки, оцениваются всегда на высоком уровне в словесной форме «отлично, молодцы» либо повышением балла, если ученики справились с ними.
В некоторых заданиях, выполнение которых требует особых умений, языковой интуиции, есть маркировка – буква М, которая ориентирует на максимальную сложность задания. Такое задание может быть предложено отдельным ученикам, имеющим языковые способности.
Также по уровням – необходимый (Н) и повышенный (П) – предлагаются задания для домашней работы.
8. Учителю следует помнить, что упражнения в учебнике (и конспектах) представлены избыточно, чтобы у учителя и учеников была возможность выбора материала для отработки умений и построения индивидуальной образовательной траектории. Для каждого упражнения указано ведущее умение, может быть дана общая рекомендация (устно, письменно, самостоятельно, в группе, коллективно, вырабатывается алгоритм и т.д.) Отбор упражнений, способы и приёмы работы учитель определяет сам, ориентируясь на возможности и потребности учеников. Помните: не всё, что указано в методических рекомендациях и содержится в учебнике, нужно обязательно выполнять всем ученикам!
Желаем успехов в работе!
© Баласс, 2012