Мои публикации
Скачать:
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум «Педагогические задачи и ситуации. Метод кейсов».
Цель: познакомить педагогов с одним из проблемных методов, методом ситуаций, предполагающим рассмотрение и решение педагогами реальных ситуаций из жизни и практической деятельности.
План:
- Приветствие.
- Разминка.
- Введение. Метод кейсов.
- Коллективный разбор ситуаций.
- Рефлексия
- Упражнения для повышения энергетического потенциала.
- Приветствие.
Комплекс упражнений для снятия эмоционального напряжения педагогов.
Упражнение «Разогревки - самооценки»
цель: снятие напряжение усталости, создание атмосферы психологического и коммуникативного комфорта, пробуждение интереса к коллегам по работе.
Участвуют все педагоги.
Задания:
⮚ если вы считаете, что ваше эмоциональное состояние помогает общению с окружающими, похлопайте в ладоши;
⮚ если вы умеете слышать только хорошее, независимо от того, какие звуки произносятся вокруг, улыбнитесь соседу;
⮚ если вы уверены, что у каждого человека свой индивидуальный стиль внешних проявлений эмоций, дотроньтесь до кончика носа;
⮚ если в магазине вы отвергаете предложенную одежду, не примеряя только потому, что вам не улыбнулся продавец, покачайте головой;
⮚ если вы полагаете, что при обучении эмоции не столь важны, закройте глаза;
⮚ если вы не можете удержаться от спора, когда люди не согласны с вами, топните ногой;
⮚ если вы полагаете, что преобладающий знак ваших эмоций зависит только от внешних стимулов, подмигните;
⮚ если вы выражаете гнев тем, что стучите кулаком по столу, повернитесь вокруг себя;
⮚ если вы можете удивить знакомых неординарным поступком, помашите рукой;
⮚ если вы входя в незнакомую комнату и знакомясь с кем –то, мгновенно ощущаете неприязнь или расположение, прикройте рот рукой;
⮚ если вы считаете, что не всегда получаете то хорошее, что заслуживаете, подпрыгните;
⮚ если вы уверены, что переживаемые вами отрицательные эмоции имеют для вас только нежелательные последствия, кивните головой;
⮚ если вы верите в то, что эмоции ваших воспитанников зависят от того эмоциональны ли вы, потанцуйте.
2.Разминка
Предлагаем вам разобрать по две ситуации в подгруппе.
Ситуация 1
Миша и Паша 5 лет начали драться на улице. Что делать воспитателю?
Решение: Воспитателю нужно перевести драку в игру. Например, предложить им поиграть в
боксеров, собрать всех детей вокруг, как будто это зрители.
Ситуация 1.1
Дети самостоятельно играют игрушками. Когда пришло время убирать все
игрушки на свои места, один из ребят этого не захотел делать. Воспитатель подошла к мальчику и спросила:
– Ваня, почему ты не положил игрушки на место?
Мальчик помолчал, затем отвечает воспитателю:
– Я дома никогда их не убираю.
– А почему ты их никогда не убираешь? - спросила мальчика воспитатель. – Это делает мама.
Что на ваш взгляд является неправильным в поведении родителей мальчика, а именно его
мамы? Почему Ваня так повёл себя в группе?
Решение.
Ребёнок поступил с игрушками в группе так же, как у себя дома, потому что «это делает мама». Мальчик привык, что дома за него убирают игрушки. И он соответственно думает, что и в детском саду это тоже будут делать за него. Но у ребёнка необходимо развивать самостоятельность не только самому играть, но и убирать всё на свои места. Нужно приучать его с малых лет к порядку, к тому, чтобы ребёнок понимал, что если он что-то взял сам, то и положить на место должен тоже он сам.
Ситуация 2
Во время сон часа Аня 4 лет отказывается ложиться спать без мамы. Что делать воспитателю?
Решение: Воспитательнице нужно поговорить с Аней и объяснить, что мама в это время тоже ложиться спать, и скоро она придет.
Ситуация 2.2
Света (6 лет) посещает подготовительную группу детского сада. Она умеет читать, писать, любит танцевать, петь, декламировать. Мама ею гордиться, а Света – сама собой. Как-то, идя домой вместе с мамой, девочка сказала: «Завтра в садик не пойду! Мне дают
задания трудней, чем другим, чтобы я не знала, как ответить».
Как отреагировать маме?
Решение:
1. Подумать о возможных причинах, повлиявших на отношения Светы к ситуации в детском саду.
2. Поддержать дочку: 1«Правильно, ты же у меня самая умная. А если ты не знаешь ответа –
давай вместе узнаем / возможные источники информации/».
3. Обратить внимание! Возможно постоянная чрезмерная похвала дочки
вызвала неуверенность в первых неудачах.
Ситуация 3
После обеда дома мама начинает убирать со стола, мыть посуду. Дочка взяла
свою тарелку и понесла к раковине. Мама забрала у неё тарелку и сказала:
– Маша, не бери ничего, я сама сейчас быстро всё приберу. Иди лучше мультик посмотри.
Маша послушалась маму и ушла.
Что в данной ситуации мама девочки сделала неправильно? Как было бы лучше поступить в
этом случае?
Решение: Маме не следовало говорить такую фразу дочке, так как по ситуации мы видим, что
дочь хотела помочь маме убрать со стола. Это похвально. Необходимо развивать и
формировать у ребёнка трудолюбие, самостоятельности у него.
Ситуация 3.3
В детском саду наступил «День дежурного» по группе. Воспитатель
спрашивает у детей:
– Ребятки, кто сегодня хочет быть в роли дежурного, поднимите руку?
Ребята начали бойко поднимать руки и громко выкрикивать. Однако воспитатель поставила
дежурным только одного из детей, по своему усмотрению, не объяснив свой поступок, почему
выбрала именно его, а не кого-то другого.
В результате, все остальные дети начали ругаться между собой, а двое мальчиков даже
подрались.
Что педагог в данной ситуации сделала неправильно? Почему дети начали себя так вести? Как
возможно разрешить сложившуюся проблему?
Решение: В данной ситуации мы видим, что любовь к труду у детей достаточно развита. Что
же следует отметить? Воспитатель, прежде всего как педагог должна была объяснить ребятам
свой поступок. По тому, как дети наперебой стали тянуть руки и выкрикивать, можно судить об их трудолюбии, однако воспитателю было бы лучше поступить несколько иначе, а именно:
выбрать дежурного, а остальным спокойно объяснить, что в другой день будет дежурить
кто-то другой, и что все из ребят побудут в роли дежурного. Таким образом, у детей будет
развиваться чувство ответственности за то, что они делают, и делают по очереди. Педагогу
важно уметь решать внутригрупповые конфликты, и желательно не доводить до их
возникновения.
Ситуация 4
Петя во время прогулки на улице в детском саду каждый раз измазывается в
грязи.
Что делать воспитательнице?
Решение: Нужно поговорить с родителями о том, чтобы они предложили Пете каждый день
стирать свою испачканную одежду.
Ситуация 4.4
В общении со своими детьми родители часто сравнивают их с другими детьми.
Нинина мама, довольная поведением дочери, часто говорит: «Ты у меня все умеешь, ты лучше
всех», «Ты у меня – самая красивая».
А вот мама Тани, желая, чтобы ее дочь была организованнее и развивалась лучше, говорит: «Все дети, как дети, только ты у меня ненормальная», «Посмотри, какая умница Катя. Все у нее получается, а у тебя...»
Обе мамы желают добра своим детям, но кто из них добьется лучшего результата в воспитании?
Есть ли зависимость направления «проектирования» поведения детей от особенностей личности самих мам?
Решение. Обе мамы своих детей сравнивают с другими детьми, но первая мама применяет
позитивное сравнение, а вторая мама -негативное. Тем самым «проектирование» поведения
Нины и Тани разное.
Если мать - уверенный в себе человек, то, как правило, она хвалит своего ребенка и выделяет
его среди других детей положительно. Это способствует повышению социального статуса
ребенка и занятию благоприятного места в системе межличностных отношений со
сверстниками.
Если мать - человек неуверенный, ощущающий себя в чем-то хуже других людей, к своему
ребенку она будет относиться так же, передавая ему свою собственную неуверенность.
Ребенок такой матери будет иметь низкий социальный статус.
Вообще, лучше сравнивать поведение детей с его же собственным, которое было вчера, в
прошлом.
3. Введение
Структура педагогических ситуаций внешне проста. В нее входит педагог, обучающийся, их эмоционально-интеллектуальное взаимодействие. Но такая простота обманчива, так как оно проявляется в совместном действии двух сложных внутренних миров педагога и обучающегося не всегда могут быть разрешены немедленно.
Современное образование требует разработки и внедрения все новых методов обучения. На Западе, а в последнее время и в странах Восточной Европы все более часто в учебном процессе применяются проблемные методы обучения (Problem-based learning), которые гармонично дополняют традиционные методы и позволяют мотивировать учеников и студентов к учению в гораздо большей степени, чем скучные лекции или традиционные уроки.
Проблемный метод также как и метод активного обучения, обучения в сотрудничестве – один из наиболее широко используемых и эффективных методов в современном начальном, среднем и высшем образовании. Идеи, которые легли в основу данного метода имеют богатую историю по меньшей мере с момента использования элементов данной методики в Медицинской школе Гарвардского университета (Harvard University) в середине 19 века.
Одним из проблемных методов является метод кейсов или метод ситуаций, предполагающий рассмотрение и решение педагогами реальных ситуаций из жизни и практической деятельности.
Кейс-метод (кейс-стадии, метод ситуаций) - техника обучения, использующая описание реальных экономических и социальных ситуаций (от англ. case - «случай»).
Он может быть назван методом анализа конкретных ситуаций. Суть метода довольно проста: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций (от английского «case» - случай). Учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Кейс направлен на формирование практических навыков решения проблемной ситуации, приближенной к жизни. Кейс-метод формирует креативность мышления, гибкость в принятии решений, способствует развитию soft skills: умения работать в команде, убеждать и искать компромиссы.
Педагогический процесс можно рассматривать как непрерывную цепь взаимосвязанных, взаимопродолжающихся педагогических ситуаций. Это наиболее подвижные, быстро поддающиеся изменению элементы процесса обучения.
Анализ проблемы состоит из следующих шагов:
1. Предварительное описание проблемной ситуации;
2. Вычленение конкретной задачи из проблемной ситуации;
3. Построение абстрактной модели конкретной задачи, формулировка противоречия;
4. Построение абстрактной модели решения задачи, представление ИКР (идеального конечного результата);
5. Выявление ресурсов и выход на конкретное решение;
6. Формулирование подзадач, которые необходимо решить для реализации предлагаемого решения;
7.Повторение цепочки рассуждений для решения выявленных подзадач с шага № 3;
8. Рефлексия.
3. Коллективный разбор ситуаций
Ситуация "Об отверженном ребёнке"
В группе детского сада есть отверженный ребёнок, с которым дети не хотят общаться и играть. Объяснить своё отношение к данному ребёнку дети не могут. Мальчик тихий и спокойный, в конфликты не вступает. Нужно найти способ повернуть детей к отверженному мальчику.
СЛАЙД
1.Исследовательская задача:
• Что есть? - есть группа детей и отдельный мальчик, с которым не хотят играть,
• Что не устраивает? - дети игнорируют мальчика, не принимают в игры,
• Что нужно? - чтобы дети приняли мальчика в круг общения.
2.Прогнозная задача: помочь мальчику войти в детское общество
3.Изобретательская задача:
- выявить способности мальчика, значимые для других детей;
- подобрать поручения для этого ребёнка, от выполнения которых зависят другие дети.
- поручение одно, но ежедневное и практически необходимое детям.
4.Идеальный конечный результат: научить ребёнка делать то, чего не умеют остальные дети, например, завязывать шнурки. И отправлять к нему за помощью во время сборов на прогулку. Постоянно подчёркивать стремление мальчика оказать другим детям помощь, побуждать детей благодарить за оказанную услугу. После снятия основного напряжения дать мальчику задание: научить завязывать шнурки других детей.
Самотоятельная работа групп
Ситуация №1.
Мальчик 5-ти лет гиперактивен. Он не может заниматься спокойными видами деятельности, на занятии вертится, шумит, не усваивает материал, отвлекает других детей.
СЛАЙД
1.Исследовательская задача:
• Что есть? - гиперактивный ребёнок.
• Что не устраивает? - его излишняя подвижность мешает ему выполнять учебные задания, предлагаемые воспитателем.
• Что нужно? - чтобы ребёнок имел возможность выполнять задания для усвоения навыков.
2.Прогнозная задача: «Обратить вред с пользу»
3.Изобретательская задача:
- Выработать единый подход к ребенку, который окажется приемлемым и для родителей, и для педагогов.
- Выбрать эффективную стратегию, например, использовать тактильный контакт, т. е. в детском саду укладывая ребенка спать в тихий час, педагог, садясь рядом с ребенком, поглаживает его, произнося тихие и ласковые слова, снижая напряженность.
- излишняя подвижность ребёнка должна стать обязательным условием выполнения задания.
- дать ребенку почувствовать свою успешность в определенной деятельности.
4.Идеальный конечный результат: материал, с которым работает ребёнок, размещается в разных местах комнаты. Выполнив одно задание, ребёнок должен узнать (отгадать, прочитать по схеме и т. д., где "спрятано" следующее задание и переместиться в нужную часть помещения.
СЛАЙД
Ситуация №2
Часто можно видеть, как на занятиях, не успел еще педагог задать вопрос, а ребенок уже тянет руку – готов ответить. От нетерпения он трясёт рукой, встаёт с места, выкрикивает.
СЛАЙД
1.Исследовательская задача:
• Что есть? - нетерпеливый ребенок.
• Что не устраивает? –ребенок часто перебивает педагога и сверстников, давая личные оценки происходящему.
• Что нужно? – чтобы ребёнок не мешал образовательному процессу группы.
2.Прогнозная задача:
- сформировать моральное и нравственное сознание недисциплинированного ребенка, двигательную и волевую регуляцию.
3.Изобретательская задача:
- познакомить детей с правилами этикета с помощью литературных произведений юмористического характера.
- тренировать усидчивость и поощрять за спокойное поведение.
- отсаживать недисциплинированного ребенка за другой стол таким образом, чтобы он видел своих сверстников за работой. Такая «изоляция» почти всегда успокоительно действует на ребенка.
- установить правила поведения на занятиях и предупредить о последствиях их несоблюдения.
4.Идеальный конечный результат: «Я понимаю, что вам очень интересно и хочется сказать всем. Но чтобы слышать, что говорят товарищи, давайте договоримся, говорить будет тот, у кого в руках микрофон». В данном случае предмет в руках ребенка несет дополнительный тройной стимул — признак законной очередности, помощник свободного высказывания (мы взрослые сами частенько крутим что-нибудь в руке при важном разговоре) и реализованное право самостоятельно выбрать следующего говорящего
СЛАЙД
Ситуация №3
В любой возрастной группе можно встретить ребенка, который не уверен в себе. Прежде чем приняться за какое-либо дело, он несколько раз переспрашивает или долго смотрит как делают другие. Начинает он действовать, только когда взрослый подбадривает либо, когда никто не смотрит на него.
СЛАЙД
1.Исследовательская задача:
• Что есть? – робкий ребенок.
• Что не устраивает? - заниженное представление о собственных возможностях и способностях.
• Что нужно? – научить справляться с жизненными проблемами на данном возрастном этапе.
2.Прогнозная задача:
- научить ребенка не сомневаться в себе, своих возможностях и силах;
3.Изобретательская задача:
- выявить причину неуверенности в себе;
- научить частично преодолевать свою робость, обдумывая возможные альтернативы своих замыслов и поступков, ставя перед ним выполнимые задачи;
- повысить самооценку посредством игр для развития уверенности;
- подбадривать ребенка, стимулировать активность, накапливать его «багаж успехов».
- одобрять инициативу.
4.Идеальный конечный результат: ребенок проявляет инициативу при выполнении заданий и поручений взрослого. Накапливается «багаж успехов», а, следовательно, повышается самооценка. Ребенок научиться адекватно воспринимать критику. Станет эмоционально устойчив, может проявить лидерские качества. Закрепится позиция успешности.
СЛАЙД
Ситуация №4
Ребенок обладает очень хорошей памятью, поэтому легко запоминает
информацию, тексты, песни. При проведении праздников исполняя свою роль, суфлирует
роли других персонажей, чем мешает другим детям проявить себя, нарушает ход праздника.
СЛАЙД
1.Исследовательская задача:
• Что есть? – несдержанный, импульсивный ребёнок.
• Что не устраивает? – Не умеет сдерживать себя в разных ситуациях.
• Что нужно? – научить слушать других.
2.Прогнозная задача:
- научить ребенка не сомневаться в себе, своих возможностях и силах;
3.Изобретательская задача:
- Дать ребенку особую роль – суфлер. «Твоя задача: следить за тем, чтобы дети не забывали
свои слова во время выступления. Если ребенок забыл, ты ему тихонько подсказываешь».
- Беседа с ребенком до праздника «Как ведёт себя настоящий артист».
- Заинтересовать ребенка другими видами деятельности (кружковая работа, шахматы, шашки).
- Работа с родителями. Выяснить, как относятся родители к такому поведению ребенка.
Если родитель не осознает проблему, то найти точки соприкосновения по вопросам
формирования адекватной самооценки.
4.Идеальный конечный результат: ребёнок не мешает другим детям выступать, рассказывать стихи, отлично справляется с особой ролью «суфлера». Свою хорошую память с успехом применяет в игре в шахматы. Имеет адекватную самооценку.
5. Рефлексия
Особенности развития детей с новым типом сознания свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании и образовании, новых компетенций воспитателя.
6. Комплекс упражнений, которые способствуют повышению энергетического потенциала.
1. Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть правым глазом, потом – левым, повторить: «Я очень собой горжусь, я на многое гожусь».
2. Положив ладонь на грудь: «Я на свете всех умней»; вытянув руки над головой : «Не боюсь я никого»; напрячь ягодицы: «Чудо как я хороша»; расслабить ягодицы: «Проживу теперь до ста».
3. Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: «Я бодра и энергична, и дела идут отлично».
4. Потирая ладонь о ладонь, повторить: «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче».
5. Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуты в кольцо, повторить: «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего».
6. Положив на лоб левую ладонь, затем правую, повторить: «Я решаю любые задачи, со мной всегда любовь удача».
7. Руки на бедрах. Делая наклоны туловищем вперед – назад, повторить: «Ситуация любая мне подвластна. Мир прекрасен, и я прекрасна».
8. Руки на талии, делая наклоны вправо – влево, повторить: «Покой и улыбку всегда берегу, и все мне помогут и я помогу».
9. Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: «И все у меня получается».
10. Сжав кулаки, делая вращения руками: «На пути у меня нет преграды, все получится так, как надо».
-Схема Кейса - 4 (подгруппы)
- ситуации по 2 * 4 (подгруппы)
- ситуации 1 * 4 (подгруппы)
Анализ проблемы состоит из следующих шагов:
1. Предварительное описание проблемной ситуации;
2. Вычленение конкретной задачи из проблемной ситуации;
3. Построение абстрактной модели конкретной задачи, формулировка противоречия;
4. Построение абстрактной модели решения задачи, представление ИКР (идеального конечного результата);
5. Выявление ресурсов и выход на конкретное решение;
6. Формулирование подзадач, которые необходимо решить для реализации предлагаемого решения;
7.Повторение цепочки рассуждений для решения выявленных подзадач с шага № 3;
8. Рефлексия.
Ситуация "Об отверженном ребёнке"
В группе детского сада есть отверженный ребёнок, с которым дети не хотят общаться и играть. Объяснить своё отношение к данному ребёнку дети не могут. Мальчик тихий и спокойный, в конфликты не вступает. Нужно найти способ повернуть детей к отверженному мальчику.
СЛАЙД
1.Исследовательская задача:
• Что есть? - есть группа детей и отдельный мальчик, с которым не хотят играть,
• Что не устраивает? - дети игнорируют мальчика, не принимают в игры,
• Что нужно? - чтобы дети приняли мальчика в круг общения.
2.Прогнозная задача: помочь мальчику войти в детское общество
3.Изобретательская задача:
- выявить способности мальчика, значимые для других детей;
- подобрать поручения для этого ребёнка, от выполнения которых зависят другие дети.
- поручение одно, но ежедневное и практически необходимое детям.
4.Идеальный конечный результат: научить ребёнка делать то, чего не умеют остальные дети, например, завязывать шнурки. И отправлять к нему за помощью во время сборов на прогулку. Постоянно подчёркивать стремление мальчика оказать другим детям помощь, побуждать детей благодарить за оказанную услугу. После снятия основного напряжения дать мальчику задание: научить завязывать шнурки других детей.
Ситуация 1
Миша и Паша 5 лет начали драться на улице. Что делать воспитателю?
Ситуация 1.1
Дети самостоятельно играют игрушками. Когда пришло время убирать все
игрушки на свои места, один из ребят этого не захотел делать. Воспитатель подошла к мальчику и спросила:
– Ваня, почему ты не положил игрушки на место?
Мальчик помолчал, затем отвечает воспитателю:
– Я дома никогда их не убираю.
– А почему ты их никогда не убираешь? - спросила мальчика воспитатель. – Это делает мама.
Что на ваш взгляд является неправильным в поведении родителей мальчика, а именно его
мамы? Почему Ваня так повёл себя в группе?
Ситуация 2
Во время сон часа Аня 4 лет отказывается ложиться спать без мамы. Что делать воспитателю?
Ситуация 2.2
Света (6 лет) посещает подготовительную группу детского сада. Она умеет читать, писать, любит танцевать, петь, декламировать. Мама ею гордиться, а Света – сама собой. Как-то, идя домой вместе с мамой, девочка сказала: «Завтра в садик не пойду! Мне дают
задания трудней, чем другим, чтобы я не знала, как ответить».
Как отреагировать маме?
Ситуация 3
После обеда дома мама начинает убирать со стола, мыть посуду. Дочка взяла
свою тарелку и понесла к раковине. Мама забрала у неё тарелку и сказала:
– Маша, не бери ничего, я сама сейчас быстро всё приберу. Иди лучше мультик посмотри.
Маша послушалась маму и ушла.
Что в данной ситуации мама девочки сделала неправильно? Как было бы лучше поступить в этом случае?
Ситуация 3.3
В детском саду наступил «День дежурного» по группе. Воспитатель
спрашивает у детей:
– Ребятки, кто сегодня хочет быть в роли дежурного, поднимите руку?
Ребята начали бойко поднимать руки и громко выкрикивать. Однако воспитатель поставила дежурным только одного из детей, по своему усмотрению, не объяснив свой поступок, почему выбрала именно его, а не кого-то другого.
В результате, все остальные дети начали ругаться между собой, а двое мальчиков даже
подрались.
Что педагог в данной ситуации сделала неправильно? Почему дети начали себя так вести? Как возможно разрешить сложившуюся проблему?
Ситуация 4
Петя во время прогулки на улице в детском саду каждый раз измазывается в
грязи.
Что делать воспитательнице?
Ситуация 4.4
В общении со своими детьми родители часто сравнивают их с другими детьми.
Нинина мама, довольная поведением дочери, часто говорит: «Ты у меня все умеешь, ты лучше
всех», «Ты у меня – самая красивая».
А вот мама Тани, желая, чтобы ее дочь была организованнее и развивалась лучше, говорит: «Все дети, как дети, только ты у меня ненормальная», «Посмотри, какая умница Катя. Все у нее получается, а у тебя...»
Обе мамы желают добра своим детям, но кто из них добьется лучшего результата в воспитании?
Есть ли зависимость направления «проектирования» поведения детей от особенностей личности самих мам?
Ситуация №1.
Мальчик 5-ти лет гиперактивен. Он не может заниматься спокойными видами деятельности, на занятии вертится, шумит, не усваивает материал, отвлекает других детей.
Ситуация №2
Часто можно видеть, как на занятиях, не успел еще педагог задать вопрос, а ребенок уже тянет руку – готов ответить. От нетерпения он трясёт рукой, встаёт с места, выкрикивает.
Ситуация №3
В любой возрастной группе можно встретить ребенка, который не уверен в себе. Прежде чем приняться за какое-либо дело, он несколько раз переспрашивает или долго смотрит как делают другие. Начинает он действовать, только когда взрослый подбадривает либо, когда никто не смотрит на него.
Ситуация №4
Ребенок обладает очень хорошей памятью, поэтому легко запоминает информацию, тексты, песни. При проведении праздников исполняя свою роль, суфлирует роли других персонажей, чем мешает другим детям проявить себя, нарушает ход праздника.
Предварительный просмотр:
Тренинг для родителей будущих первоклассников
«Скоро в школу»
Подготовил:
педагог-психолог
МБДОУ д/с № 26
Туренко О.А.
Цель: Подготовка родителей к предстоящему обучению детей в школе.
Задачи:
1. Повышение компетентности родителей;
2. Представление родителям информации о возрастных особенностях ребенка предшкольного возраста;
3. Знакомство, сплочение группы, настрой на совместную работу;
4. Развитие навыков рефлексии у родителей.
Оборудование:
мяч, кукла, листы фломастеры, для заметок по количеству родителей.
Всем родителям предлагается написать своё имя на бейдже.
Ход: Здравствуйте уважаемые родители. Сегодня мы собрались для того, чтобы поговорить о том, что ждет вас в недалеком будущем. О школе, о подготовке к школе в вашей жизни наступает ответственный момент – скоро ваши дети станут школьниками. Это важное событие в их жизни. У них появятся новые обязанности, новые друзья, новые общения с взрослыми. Сейчас им как никогда понадобиться ваша помощь.
У тренинга есть правила: посадка в круг и свободный обмен чувствами. И в начале хотелось бы узнать, чего вы ожидаете от нашей встречи?
-Что вы сейчас чувствуете?
-Какое у вас настроение?
- «Знакомство» Начните, пожалуйста, ходить по комнате и здороваться с каждым за руку. При этом вы говорите простые слова: « Привет! Как твои дела?» Говорите только эти простые слова и больше ничего. Но в этой игре есть одно простое правило: здороваясь с кем-то из участников, вы можете освободить руку только после того, как другой рукой вы начнёте здороваться еще с кем-то. Иными словами, вы должны непрерывно быть в контакте с кем-либо из группы.
- Результаты анкетирования (эмоциональное восприятие родителями школы).
Проанализировав ваши ответы можно сделать вывод, что есть факторы, беспокоящие вас и мы постараемся сегодня с ними разобраться.
Сегодня мы с вами поиграем, поговорим и может быть вы измените свою точку зрения по некоторым вопросам.
Поступление в школу – переломный момент не только в жизни каждого ребенка, но и в целом для всей семьи. В каждой семье, где подрастает шестилетка, последний год перед школой заполнен не только приятными ожиданиями и волнениями, но и массой непривычных проблем и тревог. Каждый родитель задумывается о том, как сложится школьная жизнь ребенка, будет ли она радостной и успешной. Вас волнуют десятки вопросов, связанных с подготовкой ребенка к школьному обучению. Практика показывает, что многим родителям не хватает знаний об особенностях развития ребенка, об организации его жизнедеятельности в последние месяцы перед школой, о средствах, помогающих повысить желание ребенка идти в школу.
Мы, предлагаем вам маленькую помощь:
Для начала мы проведем небольшую разминку.
1. Упражнение «Снежный ком».
(Мяч передается от участника к участнику)
Тот, у кого в руках мяч, называет свое имя и качество, которое помогает ему в общении с ребенком. Следующий называет свое имя и качество и т.д.
2. Упражнение «Серьезный момент»
О том, что начало обучения ребенка в школе — один из самых серьезных моментов в его жизни, знают все. Но что значит «серьезный момент»? На этот вопрос я попрошу ответить вас.
Например: новый коллектив, новые знания, новая учительница, много новых впечатлений, новые обязанности, большие нагрузки.
3. Мини-лекция «Понятие готовности к школе»
Большая часть родителей оценивает начало обучения в школе как переломный этап в социально-психологическом плане. Это действительно так. Новые контакты, новые отношения, новые обязанности, новая социальная роль, иные условия. Но почему-то забывается, что школа — это большие физические и эмоциональные нагрузки. Изменяется вся жизнь — все подчиняется школе, школьным делам и заботам. Начало обучения очень напряженный период еще и потому, что школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, практически не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации физических и интеллектуальных сил. Трудно все: сам режим учебных занятий (с перерывами не «когда хочется», а через долгих 35—40 минут, и обилие новых впечатлений, которыми нельзя тут же поделиться, и эмоции, которые приходится сдерживать. Трудно не отвлекаться и следить за мыслью учительницы, трудно сидеть в определенной позе.
Итак, на ребенка в школе ложатся большие нагрузки (психологические, интеллектуальные, физические, за которые организм платит порой самой высокой ценой — здоровьем. У многих детей, особенно в первые недели или даже месяцы, возникают такие изменения в организме, которые позволяют говорить о «школьном шоке». Первоклассники пребывают в школе в состоянии информационного и эмоционального стресса. А мы, взрослые, к сожалению, не всегда видим и понимаем это. Вполне естественно встает вопрос: «Как подготовить ребенка к школьной жизни?»
Что делать? - Все родители должны знать о том, что для успешной адаптации к школьной жизни гораздо важнее, чем умение читать и считать, ребенку нужны психологическая стабильность, высокая самооценка, вера в свои силы и социальные способности. В этой ситуации очень важны установление теплых отношений ребенка с учителем и самое главное - поддержка родителей.
4. Упражнение «Идеальный родитель».
Родителям предлагается составить сборный портрет «идеального родителя». Психолог просит называть качества, которыми должен, на их взгляд, обладать идеальный родитель. Записываются все качества, не обсуждая. Затем, когда предложений больше не поступает, психолог зачитывает описание идеального родителя. (любовь, терпение, честность, искренность, ненавязчивость, уверенность в себе, дипломатичность, тактичность, последовательность требований и обещаний, уважение, ответственность, авторитетность, стрессоустойчивость, проявление интереса к жизни ребенка, умение решать проблемы, а не избегать их, умение разговаривать с ребенком, быть для ребенка опорой)
Далее родителям дают мишень, состоящую из 5 кругов, в центре находятся идеальные родители, в чем дальше от центра, тем дальше от идеала.
Воспитатель: Мы составили портрет идеального родителя, а теперь я прошу каждого подумать и отметить на мишени то место, где, по-вашему мнению, каждый из вас, находится сейчас по отношению к идеальному родителю.
(родители на своих листках красным фломастером отмечают себя, воспитатель предлагает отложить мишень)
Упражнение проходит без комментариев. Мишень сохраняют до окончания занятия, на котором отмечают свою позицию на этой же мишени другим цветом. (Изменилось ли мнение родителей.)
5. Упражнение «Мусорная корзина».
Цель: развитие навыков рефлексии, способности осознавать свои действия и слова по отношению к ребенку.
Воспитатель: На одном листе напишите качества, которые мешают вам общаться с ребенком, тормозят развитие его инициативы, самостоятельности, провоцируют конфликты. На другом листе напишите те качества, которые бы вы хотели приобрести взамен тех, которые мешают, которые бы приблизили вас к позиции идеального родителя, помогли бы в общении с ребенком (вне зависимости от того, могу я это сделать или нет)
Затем родителям предлагается смять (или порвать) листок с теми качествами, которые мешают, и выбросить его в мусорную корзину, а листок с позитивными качествами оставить.
6. Игра-ассоциация «Школа»
(Мяч передается от участника к участнику)
Итак, к школьной жизни должны быть психологически готовы не только дети, но и родители. Ведь от отношения родителей к школе напрямую зависят особенности школьной адаптации ребенка. Давайте поиграем. Подумайте, с каким словом у вас ассоциируется слово «школа»? Например, учеба. Следующий участник должен дать свою ассоциацию на слово «учеба» и т. д.
(Упражнение выполняется по кругу, участники передают мяч друг другу.)
После выполнения упражнения анализируются предъявленные ассоциации. Делается вывод: получена многообразная палитра ощущений, связанных с представлениями о школе. Они определяются опытом школьного обучения родителей.
7. Игровое упражнение «Инструкция»
Ваша вера в успех, спокойное ровное отношение помогут ребенку справиться со всеми трудностями. Одной из этих трудностей может стать выполнение словесных инструкций, т. к именно этот метод является неотъемлемой частью обучения детей в школе. Данное упражнение поможет осознать это и развить у ребенка умение слышать инструкцию.
"Инструкция".
Итак, «Нарисуйте столько кружочков, сколько месяцев в году. Подчеркните 1-й, 3-й и 5-й кружочек. Зачеркните 9-й и 10-й. Закрасьте столько кружочков, сколько дней в неделе».
Было интересно и немного удивительно для самих родителей, насколько по-разному они восприняли инструкцию и выполнили правильно не все. Тогда, как трудно это задание выполнить детям! Должны быть включены все мыслительные операции и процессы самоконтроля. Родители задумались!
Затем усложняем задание и проговариваем инструкцию полностью и только один раз: «Нарисуйте 10 квадратов, заштрихуйте 2-й, 4-й, 6-й и 8-й». Половина детей, как правило, выполняют правильно либо первую часть инструкции, либо вторую. Или подглядывают друг у друга, или просят повторить задание. Некоторые из родителей тоже запутались, какой же была инструкция?
8. Когда ребёнок проявляет себя так, как это нравится взрослым, когда он радует их, они, как правило, хвалят его и закрепляют эти проявления. Важно, чтобы педагоги и родители подкрепляли одно и то же поведение, в противном случае ребёнок почувствует себя в ситуации неопределённости и небезопасности: непонятно, почему одни значимые взрослые меня за это хвалят, а другие не замечают или даже ругают.
- Родители в парах обсуждают, за что они будут хвалить или ругать ребёнка, и выбирают по три самых значимых, на их взгляд, момента. Записывают на листах бумаги и потом предъявляют их группе.
9. Важная проблема – как научить ребёнка реагировать не конфликты, потому что в детской среде они обязательно будут. Некоторые родители считают, что конфликты недопустимы, они свидетельствуют о плохо организованном воспитании. Мы полагаем, что полное отсутствие конфликтов приведёт к изнеженности детей и как следствие, формированию у них неуверенности в себе.
- Родители делятся на пары и из детской позиции пытаются конструктивно разыграть ситуации конфликтов, предложенные им ведущим:
- Ребёнок поссорился с одноклассником из-за игрушки.
10. Важно не только научить ребёнка правильно действовать, но и самому грамотно реагировать на сообщение о случившемся у ребёнка конфликте. Мы полагаем, что главное здесь – не обещать ребёнку, наказать обидчика или обвинить его самого, но оказать ребёнку поддержку – ресурс, при помощи которого он смог бы разрешить конфликт самостоятельно.
- Каждый участник получает листок с жалобой ребёнка на случившийся конфликт. Ему необходимо предъявить группе свою реакцию.
Меня Саша дёргает за косы, у меня голова сразу болит!
Мама! Мне забили стрелку!
Меня обзывают дети!
Меня бьют мальчики после школы, забирают портфель!
Учительница кричит на нас всё время!
Я на перемене бегал по коридору, а меня наругали!
Я не хочу читать, а меня учительница заставляет!
Я не баловался, а меня наказали!
Учительница не разрешает мне пользоваться сотовым на уроке!
Меня не спрашивают на уроке! А я хочу отвечать!
10. Упражнение «100 способов похвалы»
Одним из залогов успешного обучения в школе является похвала, пусть даже за незначительные достижения ребенка! Похвала не только учителей, но и родителей! Психологически родители должны быть готовы не только к трудностям, но и успехам ребенка. Часто, хваля ребенка, взрослые словно боятся, что он зазнается или разленится, и добавляют ложку дегтя в бочку меда, например, «Хорошо, ты порадовал меня! Если бы еще так же радовал меня по математике» Но, даже хваля ребенка, взрослые часто используют небольшой запас слов. Мы предлагаем вам сейчас представить как вы будете похвалить своего ребенка.
(родители передают куклу друг другу и говорят похвалу)
Фраза. Слово
Молодец!
Правильно!
Хорошо!
Умница!
Замечательно!
Это лучшее из того, что у тебя получалось!
Я знала, что ты сможешь сделать это!
Я верю в тебя!
Ты умный, находчивый, сообразительный!
Сегодня у тебя получилось лучше, чем вчера!
Я горжусь тобой!
Супер!
Ты на правильном пути!
Браво!!!
Ты превзошел сам себя!
Ты очень многое можешь!
Что бы мы без тебя делали!
Я радуюсь твоим успехам!
Каждый может ошибаться! Попробуй еще!
Мои поздравления!
Хорошая работа!
Ты нас порадовал!
Отлично!
Это то, что надо!
Это намного лучше!
Удивительно!
Ты быстро учишься!
Так держать!
Прекрасно!
Это лучше всего!
Здорово! Продолжай работать в том же направлении.
Это первая ступенька на пути к успеху, но какая!
Я не смогла бы сделать лучше!
Еще немного времени, и у тебя получится!
У тебя огромный потенциал!
Ты постарался - и всё получилось!
Ты сделал это лучше всех!
Фантастика!
Поздравляю!
Ты взял ещё одну вершину!
Ты победил!
Ты смог преодолеть (робость, неуверенность...)!
С каждым днем у тебя получается всё лучше!
Невероятно!
Ты очень способный!
Восхитительно!
Сенсация!
Первоклассная работа!
Твой мозг поработал на славу!
Мне нравится ход твоих мыслей!
Ура!!! Первая высота взята!
Умничка! Я никогда в тебе не сомневалась!
Твой успех сегодня - лучший подарок учителю!
И ты говорил, что не сможешь? Оказывается, еще как получается!
Гениально!
Какое интересное решение!
Вот это класс!
Да ты просто ас в этом вопросе!
Молодчинка!
На тебя сегодня можно равняться!
С тебя можно брать пример!
Оценка 6 по 5-ти бальной системе!
Мне хочется слушать тебя снова и снова!
Я никогда не видела ничего лучшего!
Да тебя сегодня не узнать!
Родненький ты мой!
Виртуоз!
Асс! Я так рада за тебя!
Ты просто гений!
Потрясающе!
Гордость ты наша!
Я восхищена!
Сегодня ты достиг цели!
Молодец, потрудился на совесть!
Родители могут гордиться тобой!
Расскажи, как тебе это удалось!
Ты позволишь показать твою работу ... (на выставке, собрании, ...)?
Ты сегодня удивил всех!
11. «Школьное будущее моего ребенка»
- Тренинговое задание «Ребёнок»
- Возьмите в руки вот этого маленького человечка. Его зовут Артем. Проживите день с маленьким Темой.
- Утром мама подошла к Теме и стала его будить. Ему так не хотелось вставать, еще две минуточки он хотел поваляться в кровати. Мама стала кричать на ребенка за его непослушание. Теме стало так грустно, что его не понимают.
- Оторвите кусочек от мальчика.
- Но мальчик все же встал, умылся, надел новую рубашку и вышел к завтраку. Он подошел к папе, молча встал около него, ласково улыбнулся и покружился, чтобы папа оценил его новую рубашку. Но папа не заметил новой рубашки, оттолкнул Тему, закричав на него, что тот не садится завтракать. На душе у Темы стало еще грустнее.
- Оторвите кусочек от мальчика.
- Позавтракав, Тема собрался и пошел в школу. По дороге в школу на него залаяла огромная собака. Она громко рычала, потом подбежала к мальчику и напрыгнула на него, но не укусила, лишь испачкала новую рубашку. Радости это Теме не прибавило.
- Оторвите кусочек от мальчика.
- На крыльце школы Тема встретил своего друга Семена. Семен шел очень бодрый и веселый и вместо приветствия он сильно пнул портфель Темы так, что у портфеля оторвалась ручка. Наш Тема мужчина, а мужчины не плачут. Он сдержал слезы и пошел на урок.
- Оторвите кусочек от мальчика.
- А на уроке сегодня была контрольная работа. Тема так переволновался из-за всего произошедшего с ним с самого утра, что написал ее на двойку. Здесь настроение мальчика совсем упало.
- Оторвите кусочек от мальчика.
- Быстрыми шагами, в грязной рубашке, с портфелем без ручки и огромной двойкой шел Тема домой, он спешил, так как знал, что родителей нет дома. Всю дорогу он думал о том, что ему будет вечером за грязную рубашку, порванный портфель и двойку по математике. А вдруг мама с папой не заметят! Сердце ребенка билось с такой силой и болью, что готово было выпрыгнуть из груди. Вот знакомая улица, дом, подъезд, этаж, квартира. Дверь была открыта, Тема страшно испугался – родители были дома. Он вошел, на пороге стояла мама.
- Оторвите кусочек от мальчика.
А теперь посмотрите, что осталось от этого ребенка только за один день. Кто виноват в этом? И родители, и друзья, и школа и даже собака. А с чего начался день? Будьте внимательнее к своим детям, учитесь понимать их. Может лучше лишний раз не кричать, а просто тихо, ласково сказать, погладить и поцеловать. Это будет действеннее, чем окрики и толчки
Главный совет, который могут дать психологи родителям будущих первоклассников, — любите своего ребенка таким, какой он есть, уважайте его индивидуальность, будьте внимательными к его жизни, к его настроению, желаниям.
10. Я предлагаю вашему вниманию следующее упражнение, которое поможет приоткрыть завесу школьного будущего вашего ребенка. Я зачитаю несколько незаконченных предложений, которые вам необходимо завершить. Основное условие — заканчивать предложение необходимо сразу, долго не задумываясь. Здесь нет правильных или неправильных ответов, потому что любой из них позволит вам еще раз глубже взглянуть на отношения с ребенком и осознать свою роль в его жизни. (по 2 человека).
• Я всегда мечтал, чтобы в школе мой ребенок…
• Когда ребенок оказывается не на высоте, я…
• Когда моего ребенка хвалят, я…
• Когда ребенок пойдет в первый класс я…
• Когда он получит двойку или замечание, я…
• Я думаю, что в школе мой сын (дочь)…
12. Презентация «Скоро в школу»
Ни у кого не вызывает сомнения, что обучение в школе – тот первоначальный этап, с которого начинается осознанное вступление в нашу непростую жизнь. Оттого, насколько хорошо ребенок будет учиться в школе, зависит его самооценка, А от этой самооценки зависит его дальнейший успех в жизни, то, чего он сможет в ней добиться.
Очень важно, чтобы ребенок умел учиться самостоятельно, а не под угрозой родительского наказания, чтобы обучение вызывало у него интерес, желание что-то узнать самому, другими словами, чтобы у него было желание учиться. В этом случае, такой ребенок сохранит тягу к постижению новых знаний на всю жизнь, а это уже само по себе гарантирует успех. Но возможно это только тогда, когда ребенок не только физически, но и психологически будет готов в школе, чувствовать, т.е. будет чувствовать, что обучение в школе дается ему без особого труда, а не превращается в «муку тяжкую».
Вот поэтому так важно, чтобы Ваш ребенок был психологически готов к школе, и если вы видите что это не так ещё есть время пработать над этим.
Психологи рекомендуют в летний период прекратить все занятия, ребёнок должен отдохнуть морально и физически от занятий и выплнения различных заданий.
13. Итог упражнения «Идеальный родитель»
На мишени отмечают свою позицию другим цветом. (Изменилось ли мнение родителей.)
14. Участникам предлагается поделиться своими чувствами и мыслями по поводу тренинга
- Что вы сейчас чувствуете?
-Что понравилось?
-Что не понравилось? -Что бы вы хотели пожелать нашим участникам
Приложение 1
Памятка для родителей
Памятка родителям будущих первоклассников
- Поощряйте инициативу ребенка.
- Эмоциональный настрой ребенка должен быть положительным.
- Не ругайте за ошибки, не насмехайтесь.
- Не забывайте хвалить.
- Форма оценки (то есть указание на недостатки) должна быть в мягкой форме: «Ты действительно очень хорошо действовал, но пока получилось не совсем правильно».
- Необходима общая положительная оценка.
- Подробно вместе разбирайте ошибки.
- Обучение дошкольников следует проводить в игровой форме.
- Избегайте принуждения, которое сопровождается личными оскорблениями, например: «Садись занимайся, балбес». Это порождает неуверенность в себе и приводит к личным неудачам.
- Не старайтесь «натаскать» ребенка на выполнение отдельных заданий, не забегайте вперед и не начинайте проходить школьную программу.
- Учите ребенка думать, рассуждать, приучайте к пониманию, что достигнуть определенных результатов можно только затратив усилия.
- Закаляйте ребенка, укрепляйте его здоровье.
- Перед школой обязательно проконсультируйтесь с врачами- специалистами, педагогами, логопедом, психологом.
- Не перегружайте ребенка! Не требуйте невыполнимого! Утраченное здоровье ребенка вам никто не вернет.
- Помните «Нет плохих учеников, а есть плохие учителя».
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Тренинговое задание «Ребенок»
- Возьмите в руки вот этого маленького человечка. Его зовут Артем. Проживите день с маленьким Темой.
- Утром мама подошла к Теме и стала его будить. Ему так не хотелось вставать, еще две минуточки он хотел поваляться в кровати. Мама стала кричать на ребенка за его непослушание. Теме стало так грустно, что его не понимают.
- Оторвите кусочек от мальчика.
- Но мальчик все же встал, умылся, надел новую рубашку и вышел к завтраку. Он подошел к папе, молча встал около него, ласково улыбнулся и покружился, чтобы папа оценил его новую рубашку. Но папа не заметил новой рубашки, оттолкнул Тему, закричав на него, что тот не садится завтракать. На душе у Темы стало еще грустнее.
- Оторвите кусочек от мальчика.
- Позавтракав, Тема собрался и пошел в школу. По дороге в школу на него залаяла огромная собака. Она громко рычала, потом подбежала к мальчику и напрыгнула на него, но не укусила, лишь испачкала новую рубашку. Радости это Теме не прибавило.
- Оторвите кусочек от мальчика.
- На крыльце школы Тема встретил своего друга Семена. Семен шел очень бодрый и веселый и вместо приветствия он сильно пнул портфель Темы так, что у портфеля оторвалась ручка. Наш Тема мужчина, а мужчины не плачут. Он сдержал слезы и пошел на урок.
- Оторвите кусочек от мальчика.
- А на уроке сегодня была контрольная работа. Тема так переволновался из-за всего произошедшего с ним с самого утра, что написал ее на двойку. Здесь настроение мальчика совсем упало.
- Оторвите кусочек от мальчика.
- Быстрыми шагами, в грязной рубашке, с портфелем без ручки и огромной двойкой шел Тема домой, он спешил, так как знал, что родителей нет дома. Всю дорогу он думал о том, что ему будет вечером за грязную рубашку, порванный портфель и двойку по математике. А вдруг мама с папой не заметят! Сердце ребенка билось с такой силой и болью, что готово было выпрыгнуть из груди. Вот знакомая улица, дом, подъезд, этаж, квартира. Дверь была открыта, Тема страшно испугался – родители были дома. Он вошел, на пороге стояла мама.
- Оторвите кусочек от мальчика.
А теперь посмотрите, что осталось от этого ребенка только за один день. Кто виноват в этом? И родители, и друзья, и школа и даже собака. А с чего начался день? Будьте внимательнее к своим детям, учитесь понимать их. Может лучше лишний раз не кричать, а просто тихо, ласково сказать, погладить и поцеловать. Это будет действеннее, чем окрики и толчки.
Приложение 5
Анкета для родителей
«Эмоциональное восприятие родителями школы»
Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты.
1. Какова ваша позиция по отношению к учению (Что важнее?)
Оценки - Поведение -
2. Должен ли ребёнок получать определённую подготовку к школе в семье?
Да - Нет - Не знаю –
3. Ваша позиция в решении ребёнком школьных трудностей:
Усиление требований -
Возьмёте на себя основную нагрузку -
Как -то ещё проявите свою активность -
4. Как вы считаете, ваш ребёнок легко адаптируется к школе?
Да - Нет - Не знаю -
5. Испытываете ли вы страх перед новым этапом в жизни вашего ребёнка?
Да - Нет - Не знаю -
6. Есть ли у вашего ребёнка желание учиться в школе или вообще учиться?
Да - Нет - Не знаю -
7. Знакомы ли вы с литературой по подготовке ребёнка к школе
Да - Нет - Не помню -