Главные вкладки
Черняева Светлана Николаевна
Народное творчество, как приобщение обучающихся к русской народной культуре.
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…» Д.С. Лихачев
В молодом поколении все чаще замечается безнравственность, потеря интереса к культуре. Все, что годами копили и сохраняли наши деды, к сожалению, стремительно теряется. В погоне за модой, новшествами, мы забываем культуру своего народа. Перенимая культуру запада, мы порой не знаем, как жили наши предки, как работали, как отдыхали, как отмечали праздники, о чем думали. Мы должны вернуть утраченные ценности, восстановить связь времен, так как, забывая о своем культурном прошлом, обычаях, традициях, мы выбираем путь к бездуховности. Именно культура родного народа должна стать неотъемлемой частью души каждого ребенка, и лечь в основу его воспитания, как полноценной гармоничной личности и гражданина своей Родины.
С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности. Старая поговорка гласит: «Всё новое – хорошо забытое старое». Действительно, исследователями отмечено, что часто человек и человечество возвращается к, казалось бы, давно оставленным положениям, в истинность которых уже перестали верить. Народная культура – предмет, который человек должен постигать на протяжении всей жизни – от первых шагов. Чем раньше мы начинаем вводить детей в мир народной культуры, тем лучших результатов добиваемся.
Главная цель моей работы – формирование в эстетическом сознании учащихся ценностей русской национальной культуры, традиций, источником которых является, в том числе, и русская народная песня.
Задачи:
Познакомить детей с разнообразием жанров русского народного музыкального творчества;
Дать представление о традициях русского фольклора;
Воспитывать чувство любви к Родине, к родному краю, народной культуре, воспитывать умение оценивать подлинные художественные ценности предметов и явлений русской народной культуры;
Заинтересовать и привлечь к поисковой работе, созданию проектов, изготовлению пособий, участию в фольклорных праздниках.
Актуальность темы нашего семинара обусловлена тем, что духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся является первостепенной задачей современной системы образования в нашей стране, представляют собой важный компонент социального заказа для образовательной сферы. «Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, чёрствых к добру, беспамятных к прошлому», – подчёркивал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – «а для всего этого нужны знания, нужна интеллигентность, дающаяся гуманитарными науками...».
В процессе усовершенствования современной системы образования в настоящее время со всей остротой встаёт вопрос об оптимальных связях между урочной и внеурочной деятельностью учащихся общеобразовательной школы. Именно во внеурочной деятельности становится возможным реализовать задачи дополнительного образования разной направленности, в том числе народно-музыкального.
На сегодняшний день можно отметить тенденцию роста школьных кружков, в условиях которых, как правило, организуются коллективы различных направленностей учащихся. Но, как показывает практика, в эти коллективы дети часто приходят без должной подготовки. Вместе с тем, школьные коллективы нередко возглавляют неопытные руководители, которые считают, что основная цель - подготовка программ к концертным выступлениям.
Однако проблема организации народного воспитания учащихся в процессе рабочей деятельности в общеобразовательной школе требует своей дальнейшей методической разработки и поиска практических решений.
Всё это обусловило выбор темы нашей работы и её цель
В заключении хотим отметить, что приобщение дошкольников к истокам народной культуры влияет не только на духовную сферу ребёнка, наполняет жизнь яркими красочными впечатлениями от встречи с народной песней, сказкой, красивыми предметами народно- прикладного искусства.