Нравственно-патриоическое воспитание в моей группе.

Любарец Елена Валериевна
Родина: большая и малая...

Я узнал, что у меня

Есть огромная родня:

И тропинка, и лесок,

В поле каждый колосок,

Речки, небо надо мною -

Это все мое, родное!

В. Орлов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Устное народное творчество как средство воспитания гуманных чувств.

Устное народное творчество активно воздействует на чувства и разум ребенка, развивает, его восприимчивость, эмоциональность. Недостаточное развитие этих качеств у ребенка, приводит к искусственному ограничению его возможностей, к воспитанию человека, который не чувствует, не понимает, слепо следует усвоенным правилам поведения.

В детском саду, нередко, на занятиях чтением решаются только задачи развития речи и поэтического слуха ребенка. Такое узкое использование художественного произведения, сводящееся к механической передаче содержания текста, лишает ребенка возможности осознать и почувствовать его нравственную глубину.

Устное народное творчество должно чаще использоваться, как средство развития человечности, гуманных качеств личности: добра и справедливости, чувства гражданственности.

Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности.

Детская книга должна рассказать ребенку о добре и зле.

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером. А также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки показывают:

- как дружба помогает победить зло;

- как добрые и миролюбивые побеждают;

- что зло наказуемо.

Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек это красная девица - умница. А для мальчиков – добрый молодец – сильный, смелый, бесстрашный.

Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определяет его как личность.

Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают.

Во всех сказках есть персонажи, которые помогают положительному герою сохранить свои моральные ценности. Этот персонаж всегда появляются в тот момент, когда герой находится в безнадежном и отчаянном положении, из которого его спасти может только глубокое размышление или удачная мысль. Но так как из–за внутренних или внешних причин герой не может справиться с этим сам, знания приходят в форме персонифицированной мысли, например, в форме проницательного старца. Старец не только помогает положительному персонажу сохранить свои моральные ценности, но и сам олицетворяет такие моральные качества, как добрая воля и готовность помочь.

Материалом для народных сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Не только малые дети, но и взрослые, старики любили слушать сказки во время сенокоса, у костров.

Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются приходящими, временными. За ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.

Народное творчество – это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Народная мудрость, заключенная в сказках, потешках, прибаутках, загадках, поговорках на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант народа, любовь к родному языку.

Дети очень чутки к меткому народному слову. Они используют в своей речи отдельные образные выражения, заимствованные из фольклора, запоминают, и с удовольствием читают потешки, загадывают загадки, слушают сказки.

В детском фольклоре особое место занимают считалки, потешки, дразнилки. Их так много, как детей на земле, потому что каждый ребенок, играя, может придумать свои слова. Но какой – то стишок оказался  наиболее удачным и его начинают повторять другие.

В русском фольклоре к драматическим действиям относятся и драматические сценки, пьесы, а так же кукольный театр. Основным отличием народных драматических действ является соединение слова, напева, исполнения, синтетичность драматических действий включает в себя и создание костюмов, и использование декораций, а, нередко, и пляску, исполнение требует употребления жестов и мимики.

Изучение фольклора осуществляется через участие детей в детских календарных праздниках и развлечениях. Весной мы встречаем и провожаем масленицу, зазываем Весну, закликаем птиц.

Во время экскурсий и наблюдений за природными явлениями, я учу детей соотносить увиденное в природе с народными приметами.

В старшем дошкольном возрасте, одновременно с развитием восприятия художественного слова, я развиваю в детях творческие способности и одновременно с этим их эстетические и гуманные чувства.

Таким образом, устное народное творчество является важным и неотъемлемым звеном в воспитании патриотических чувств.



Предварительный просмотр:

Дошкольное детство, как важнейший период становления духовно-нравственных основ личности ребенка.

В детстве начинается длительный процесс познания – познания и умом и сердцем тех нравственных ценностей, которые лежат в основе человеческой морали.

Мораль – традиционная содержательная форма общественного сознания и отношений, одобряемая и поддерживаемая общественным мнением. Социальная суть морали появляется в функции сдерживания или стимулирования поступков, составляющих поведение.

Педагогическая функция состоит в том, что с ее помощью дети осваивают мир социальных отношений, происходит процесс адаптации ребенка к общественной жизни, мораль помогает удерживать ребенка в рамках господствующих норм и правил поведения. Таким образом, мораль – отточенный поколениями нравственный закон, определяющий ценностные основы жизнедеятельности человека, воспринимаемый им не как догма, а как осознанная необходимость.

Нравственно – моральные качества личности – первая ступень формирования нравственного и морального человека, которая закладывается в детстве. Поэтому главная цель педагога – создание условий для приобщения детей к нравственно - патриотическим ценностям, а также воспитание готовности следовать им.

Первый опыт морального поведения складывается у ребенка в процессе общения с взрослыми. Потребность в общении – важная социальная потребность, и взрослый является источником, удовлетворяющим эту социальную потребность ребенка.

Быть гражданином – значит сознательно и активно выполнять гражданские обязанности и гражданский долг пред обществом, Родиной, Обладать такими качествами личности, как патриотизм и интернационализм, гуманное отношение к людям, добросовестное отношение к труду. Зачатки этих качеств надо формировать в ребенке как можно раньше. С первых лет жизни пробуждать в нем любовь к родной земле, воспитывать черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином.

Малыш впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд», «долг», «честь». «Родина».

Что следует иметь в виду, воспитывая у ребенка дошкольного возраста первые чувства гражданственности? Какие в этой связи стоят перед педагогом и родителями задачи?

Воспитание гражданина – это многогранный процесс, охватывающий целый комплекс задач: воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу; формировать в нем чувство хозяина – бережное отношение к родной природе и всему живому, недрам земли и общественному достоянию, хлебу и продуктам питания; вызывать в ребенке чувство гордости за достижения страны; воспитывать любовь и уважение к людям труда; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни, традициям; формировать чувство интернационализма, уважение и симпатии к народам, населяющим нашу страну.

Чувство Родины… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. И вид из окна на проспект, и панорама родного города, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками. И родная природа – все это Родина. Сколько открытий делает ежедневно малыш! Они овеяны особым эмоциональным отношением, которое проявляется только в детстве. И, хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль в становлении личности. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек, чем он изумляется и что вызывает отклик в его душе.

Задача взрослых – отбирать из массы впечатлений, получаемых ребенком, те, которые наиболее доступны ему: ближайшее окружение, природа и мир животных родного края; труд людей на благо общества, на процветание Родины; отношения людей, раскрывающих ребенку наш образ жизни (товарищество, оптимизм, вера в человека…); общественные события, факты, к которым привлекают внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывать интерес, будить воображение.

Что доступно пониманию ребенка дошкольного возраста, что его может волновать и вызывать интерес?

Прежде всего, это места, где он родился и живет. Родная природа… один из сильных факторов воспитания любви к Родине. От любования ее красотой, бережного отношения к миру природы до понимания преобразующей роли труда человека в природе – все это источники формирования любви к родному краю.

Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь, так как в ее образе  воплощается Родина. Как ни велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился и вырос, где ходил в детский сад и школу, где играл с ребятишками в снежки и катался с ледяной горки.

Воспитывая у людей любовь к природе, мы одновременно развиваем у него эстетическую отзывчивость на все прекрасное в окружающей действительности, стремление ценить и беречь труд людей как источник красоты. Недаром В.А. Сухомлинский придавал исключительное значение воспитанию красотой: «От любования прекрасным и пониманию прекрасного – к созданию прекрасного стремлению жить по законам красоты: через красивое - к человечному». Таков, по его мнению, путь к достижению единства эстетического и этического в становлении личности, которое должно проявляться у ребенка не только в чувствах, но и в красоте поведения, и в отношении с людьми.

Наши дети живут в трудовой атмосфере. Ребенок видит трудовую жизнь города: строители возводят многоэтажный дом, рабочие расширяют автомагистраль. В детском саду воспитатель и няня, заведующая и повар, врач и медицинская сестра выполняют свои обязанности. Наблюдая за трудом взрослых, ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей. Требует от них слаженности, взаимопомощи, четкости знания своего дела, что труд взрослых надо беречь.

Эти понятия дети осмысливают с помощью взрослого. Здесь важны специально организуемые наблюдения за трудовой деятельностью, умение привлечь их внимание к нужному объекту, доходчивое разъяснение, меткое слово, помогающее маленькому человеку вникнуть в суть происходящего.

Созидательная сила труда открывается ребенку не только благодаря тому, что он увидел и услышал, но и в результате собственного участия в общественно – полезных делах. Если ребенок вместе со взрослыми посадил деревце на ближайшей улице или в детском саду, участвовал в субботнике, приводя в порядок двор, то он скорее сможет ощутить свою причастность к трудовым делам людей, проявить бережное отношение к народному достоянию.

От того, какими глазами ребенок увидел окружающее, что поразило его воображение, какие уроки извлек он из объяснений о событиях современности и историческом прошлом страны, зависит становление личности. Без исторических сведений невозможно пробудить интерес детей к Родине, заложить начала патриотических чувств.

Особое значение имеет рождающее «чувство истории». Действительность раскрывается перед детьми не только в ее сегодняшних проявлениях, но и в фактах, связанных с прошлым России. У маленького гражданина появляется возможность сравнить то, что есть, с тем, что было.

Старший дошкольник должен осознать: наша страна – мощная и мирная держава, ее защитники всегда на страже мира и готовы дать отпор любому врагу.

Педагог и родители помогают открыть Родину маленькому человеку, показывая ему связь его детства с героическим прошлым старшего поколения. Разговор на эту тему не сложен для старшего дошкольника – все дело в доходчивых словах и ярких фактах.

Пусть не все поймет ребенок сейчас, но след в его сердце останется, а позже он осмыслит цену завоеванного для него счастья.

Подобные уроки мужества особенно полезны в воспитании мальчиков. Это они – будущие мужчины, а, значит. И будущие воины, должны уметь охранять родную землю и чистое небо нашей Родины. Не менее важны уроки мужества и девочкам. Они – будущие женщины – должны растить достойных сыновей, а, если потребуется, то и уметь воодушевить их на защиту Отчизны.

Важно подвести ребенка к пониманию: мы победили в тяжелой битве с фашистами, потому что люди любят свою Отчизну.

Быть гражданином России – это непременно быть интернационалистом. Одна из задач воспитания – развивать у ребенка эмоционально – положительное отношение и чувство симпатии ко всем народам, населяющим нашу страну.

Правильное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка под влиянием взрослых, благодаря постоянному соприкосновению с окружающей средой и общественными событиями. Ребенок становится свидетелем многих интересующих его явлений.

Воспитывать хозяев страны – проблема нравственной и социальной значимости. Сегодняшние дети завтра станут распоряжаться огромными материальными ресурсами. Природными богатствами, землей, техникой. Это обязывает педагога и родителей уже сейчас заботиться о формировании в ребенке будущего хозяина, которому присущи такие качества, как бережливость, чувство созидания, добросовестное отношение к труду и народному добру. Из наших детей должны вырасти не только хорошие люди, но и трудолюбивые, честные, экономные хозяева.

Бережливость, хозяйское отношение к общественному имуществу вырастают из трудолюбия. Труд для других – источник формирования общественного сознания. Ребенок в трудовой деятельности постигает важные понятия: если все дружно трудятся – работа спорится; что одному не под силу, всеми вместе легко преодолевается.

Каждому ребенку становится близка каждая мысль: все, что окружает тебя – твое, мое, наше. Оно принадлежит всем, в том числе и тебе. И это надо беречь.

Осознание этого не только предостережет ребенка от эгоистичного, потребительского отношения к народному достоянию, но и поможет созидателем и хранителем всех богатств, которые принадлежат народу и служат общему благу.

Чувство долга… оно начинается с сознания необходимости делать то и поступать так, как этого требует общество. Чувство долга к родителям, учение проявить сыновнее внимание тогда, когда это необходимо, в более поздние годы, не приходит к человеку вдруг. Это чувство формируется всей предшествующей жизнью.

Подчиняясь общим законам семьи, не нарушая общего течения жизни взрослых, ребенок приобретает первоначальный опыт заботливости, внимания и уважения к делам старших, на практике доходит до понимания, что такое права и обязанности каждого члена семьи – большого и маленького.

Чувство долга по отношению к родителям глубоко социально, складывается оно по крупицам и вместе с взрослением ребенка перерастает в чувство более высокое – чувство долга по отношению к обществу, Родине.