Основы православной культуры

Букина Алла Владимировна
Рабочие программы.  Разработки уроков, презентации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по основам православной культуры в 4 классе

Тема урока: «Милосердие и сострадание»

Цель: создать условия для ознакомления с понятиями «милосердие», «сострадание»; создать условия для  осмысления этих понятий и выяснить, какими же качествами должен обладать милосердный и сострадательный человек. Продолжить формирование умения любить окружающих нас людей, хотеть делать и совершать добрые поступки, видеть в каждом человеке «Бога».

Задачи:

  • ознакомление с представлением о милосердии и сострадании;
  • усвоение понятий: милосердие, сострадание, жестокосердие, ближний;
  • осознание значимости заботливого, сострадательного и милосердного отношения к людям;
  • уметь слушать собеседника, вести диалог;
  • постараться научиться не проходить мимо чужой беды;
  • усвоить качества, которыми должен обладать милосердный и сострадательный человек.

Планируемые результаты

Личностные:

  • Воспитание доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные:

  • Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.
  • Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникаций.
  • Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную точку зрения.

Предметные:

  • Познакомить с этимологией и смыслом слов «милосердие», «сострадание»; научить понимать христианское значение слова «ближний».
  • Развивать установку личности поступать по совести.

Виды деятельности: беседа, подводящий к теме диалог, смысловое чтение, самостоятельная работа с источниками информации, работа в малых группах, работа в паре, мини- инсценировка, устные сообщения учащихся, выполнение творческих проектов.

Основные термины и понятия: милосердие, сострадание, ближний, милостыня.

Методы: проблемно-поисковый, словесный, наглядный, практический.

Тип урока: Открытие новых знаний.

Оборудование:

  1. Рисунки учащихся на тему: «Помощь в трудную минуту тем, кто нуждается».
  2. Мультимедийная презентация к уроку.
  3. Раздаточный материал.
  4. Учебник «Основы православной культуры». А. В. Кураев    М. Просвещение 2016г.
  5. Толковые словари  русского  языка  С. И. Ожегова, В. И. Даля.

Ход  урока:

  1. Организационный момент.

- Ребята, давайте настроимся на хорошую благодатную работу на уроке. Давайте каждый  подарит частичку своего тепла, улыбнитесь друг другу! Я очень рада видеть, что не осталось ни одного равнодушного лица. Наш класс просто расцвёл от улыбок.

  1. Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации.

- Ребята, я предлагаю вам рассмотреть несколько картинок.  (На слайде картинки, на которых изображены добрые дела людей) (Слайд 1-2)

- Какие чувства у вас возникают, глядя на эти картинки? (Жалость, грусть, печаль, желание также помочь нуждающимся). Что бы вам хотелось сделать?

- Выберите из ряда  слово, которое соответствует содержанию увиденного.

Зависть, эгоизм,  милосердие,  жестокость, злость,  равнодушие. (Слайд 3)

- Объясните свой выбор.

- Как вы думаете, о чём сегодня будем говорить на нашем уроке? (О милосердии) (Слайд 4)

III. Самоопределение к учебной деятельности. Постановка темы урока.

- Предположите тему урока (Милосердие)

- Молодцы! Сегодня тема урока «Милосердие и сострадание».

- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке? (Что такое милосердие? Что такое сострадание? Как проявляется милосердие? Кто нуждается в милосердии?)

- А еще вы узнаете:  Кого называют ближним? Как христианин должен относиться к людям?

IV. Открытие новых знаний.

1. Исследовательская работа.

- Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие

- Давайте попробуем разобраться, как получилось слово «милосердие».

- Назовите корень  этого слова.

- Верно, в слове «милосердие» два корня: корень «мил» и корень «серд», что значит, милое сердце. А какое это сердце?

Милое сердце, это сердце, которое милует, любит, жалеет, прощает.(Слайд 5)

-  Милосердие и сострадание…  Чем близки эти слова? Чем отличаются?

- Где мы можем узнать значение этих слов? (в толковых словарях русского языка)

- Я предлагаю провести исследовательскую работу по группам. Найдите определения этих слов в словарях русского языка С.И. Ожегова, В.И. Даля.

Работа в группах

1 группа работает со значением слова «милосердие»,

2 группа – со значением слова «сострадание».

- Зачитайте значения слов  

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Сострадание – сочувствие другому страданию, участие, возбуждаемое горем, несчастьем другого человека

- Скажите, по отношению к кому мы должны быть милосердны и проявлять чувство сострадания?

- Узнав значение слова, давайте подумаем, какие душевные качества присущи милосердному человеку? (Доброта, великодушие, бескорыстие, сочувствие, сопереживание, человеколюбие).

Работа в парах

- А теперь поработаем в парах. (На каждой парте карточка  с утверждениями)

- Вычеркните те утверждения, которые нельзя отнести к милосердию (Приложение № 1)

- Совершая добрые дела, многие люди ожидают похвалы, благодарности. И не получив этого, сами стараются к месту и не к месту напомнить об этом. Я предлагаю послушать стихотворение А. Барто

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение А. Барто «Друг напомнил мне вчера…» (Приложение № 2)

- Как вы считаете, надо ли рассказывать, что ты поступил милосердно, сострадал кому – либо?

Вывод: Верно, оказание помощи своим родным, друзьям, незнакомым людям, животным должно быть бескорыстным, а не за похвалу, не на показ.

V. Работа  с учебником. С 61-62.

- Милосердие,  доброта, забота о своих ближних играют важнейшую роль в жизни человека. Одним из важнейших элементов веры христианства является представление о том, что Бог всемилостив. Его Сын, Иисус Христос, многократно учил своих приверженцев тому, что они должны отдавать людям все, что имеют. Иисус учил, что всякий добрый или наоборот, дурной поступок, который мы совершаем в отношении другого человека, обращен к Богу.

Однажды Иисуса Христа спросили: «Какая самая главная среди множества заповедей?» Он сказал: «Важнее всего любовь к Богу и к человеку. Люби ближнего, как самого себя». И тогда ему задали непростой вопрос: «А кто мой ближний?». Христос же на заданный ему вопрос ответил притчей о добром самарянине.

Сначала, ребята, чтобы все вам было понятно, мы проговорим с вами все незнакомые слова

2. Словарная работа (Слайд 6)

Притча - рассказ с нравоучением.

Священник-священнослужитель в  храме - посредник между Богом и человеком

Леви́ты - часть евреев, из  левитов набирались служители (певчие, музыканты, стража и т. д.)  в Иерусалимском храме.

Левит - священнослужитель низшего духовного сана у древних евреев.

Самарянин - означает чужак, человек другой веры.

Самарянин - представитель этнической (связанное с принадлежностью к какому-нибудь народу, с его культурой) группы, которую евреи не признают единоверцами.

Работа с притчей.

- Я предлагаю прочитать в учебнике на с. 61 – 62 «Притчу о добром самарянине» . Попытаемся понять, что же такое доброта и милосердие в понимание христиан. Во время чтения текста постарайтесь выбрать в нем отрывки, которые

радуют вас, потому что вы согласны со сказанным (+)

печалят вас, потому что так поступать тяжело (-)

Работа с текстом

- Какой вопрос был задан Христу?

-Что ответил Христос?

- Кто шёл по такой же дороге, что и несчастный человек?

- Какое качество проявили проходящие мимо прохожие? (Равнодушие)

- Что сделал каждый из них?

- Кто оказался ближним пострадавшему человеку?

- Ребята, как бы вы ответили на вопрос: «А кто мой ближний?»

- Продолжите фразу «Ближний для меня – это…………» (ответы детей)

- Давайте проверим ваши предположения с выводами в учебнике на с. 62 «Притча Христа означает: ближний – тот, кто не оставит тебя в беде. И еще ближний – это тот, кто нуждается в твоей помощи»

Если человеку больно становится неважно, какая у него вера или цвет кожи. Даже если человек виноват перед тобой, все равно в минуту, когда он попал в беду, надо забыть обиды и протянуть ему руку помощи.

- Этой притчей Господь показал , что свою милость мы должны оказывать любому человеку, который нуждается в нашей помощи.

У этой притчи есть и другое значение. Самаряне были людьми, которых иудеи считали язычниками и презирали. Однако, помощь попавшему  в беду иудею оказал именно самарянин, проявивший сочувствие и милосердие.

Физкультминутка.

- Вы хорошо трудились, а сейчас давайте немного отдохнем.

-А сейчас я предлагаю отдохнуть и выполнить упражнения физкультминутки.

Прилетели ангелочки-

Становились на носочки!

Вверх руками потянулись

И друг другу улыбнулись.

Крылышки расправили-

В стороны направили,

Наклонились до земли,

Словно тяжести несли.

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Поскакали в высоту,

Чтобы там поймать звезду.

Глубоко вздохнули,

Плечи развернули,

Повели руками

Чуть над головами.

А теперь им всем пора

Делать добрые дела.  

VI. Первичное закрепление.

- Испокон веков  в людях ценились такие  качества, как доброта, сострадание, милосердие, и в народном устном творчестве немало пословиц  и поговорок, свидетельствующих об этом. Я предлагаю разделиться на 4 группы, собрать разрозненные части поговорок   (Приложение № 3)

- Проверь себя.

- Объясните поговорку Милостивому человеку и Бог подает.

- Одно из дел милосердия — милостыня.

 Это помощь другому человеку из жалости к нему. Христос говорил: «всякому просящему у тебя – дай». А святой Дорофей пояснял: когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведенного твоим добрым поступком. Остальное добро ты причинил самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее.

- Ребята, как вы думаете человек рождается милосердным или становится им?

- Легко ли стать милосердным?

- Как вы думаете, ребята, можно ли научиться милосердию и состраданию? (ответы детей)

- Действительно, милосердию можно научиться. Сначала человек должен заставлять себя совершать добрые дела, даже если ему тяжело или не очень хочется. А затем милосердие станет привычным и естественным. Старец Амвросий Оптинский говорил: ««Если хочешь иметь любовь, то делай дела любви, хотя сначала и без любви».

- А встречались ли в реальной жизни такие люди, которые проявляли истинное милосердие истоком которого являлась бескорыстная любовь к ближнему?

- Одним из ярких примеров может служить деятельность организации Международный красный крест, в котором несут свою службу сестры милосердия.  

- Кто такие сестры милосердия? Кому они помогают (Слайд)

Дополнительно.  Истории о сестрах милосердия.

Иулиана Муромская

В конце 16 века в дворянской семье в городе Муроме жила святая Ульяна. Еще будучи девочкой, она шила из лоскутков одежду и раздавала ее нищим. Когда Ульяна вышла замуж, она по-прежнему помогала нищим. Пришли голодные времена на Русь. Ульяна тайком уносила из дома еду и раздавала голодным. Когда в доме не осталось ни одного кусочка хлеба, святая Ульяна Муромская стала его печь из коры деревьев. Нищие, которым она его раздавала , говорили, что вкуснее хлеба не ели никогда.

Елизовета Федоровна

Великая княгиня Елизавета Федоровна ухаживала за ранеными солдатами. Княгиня была сестрой русской императрицы.

VII этап  Включение в систему знаний и повторения (4 мин)

  1.  “Знаменательные дни милосердия и сострадания”

На слайде высвечиваются даты знаменательных дней: 

9 мая – День Победы.

12 мая - Международный День сестры милосердия.

1 июня - Международный день защиты детей.

9 июня – Международный день друзей.

1 октября - День пожилых людей.

4 ноября  - День народного единства.

16 ноября – День толерантности.

3 декабря - Международный День инвалидов.

- Ребята, обратите внимание на слайд. Вы видите особые даты, которые отмечаются многими людьми.

- Неужели о доброте, чуткости, милосердии, сострадании и сопереживании, необходимо вспоминать только в эти дни?

- Чтобы воспитать в себе милосердие, нужно увидеть в другом человеке себя, свои тревоги, заботы, т.е. поставить себя на место другого человека. Тогда вы поймете, как тяжело нуждающемуся человеку. Милосердие требует приложение труда, хлопот, беспокойства, нередко отказа от своих благ и ограничения своих желаний. Стать милосердным человеком и быть им очень трудно.

2. Домашнее задание

1. На память о сегодняшнем уроке вы получаете вырезанную из бумаги ладонь человека. На этой ладони написаны слова народной мудрости: «Не оскудеет рука дающего!» Разберитесь вместе с родителями, какой смысл заложен в этой мудрости. Что значит слово «оскудеет?» Подумайте, кому нужна ваша помощь сейчас и окажите её вовремя.

2. Игра  «Волшебная рука». Обведите на листе свою руку и напишите на пальчиках свои хорошие качества, а на ладошке – то, что хотелось бы изменить в себе.

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

В заключение урока я хочу предложить вам «Рецепт счастья»

 Возьмите чашу терпения. Налейте туда полное сердце любви. Бросьте две пригоршни щедрости. Плесните туда же юмора. Посыпьте добротой, добавьте как можно больше веры и все это хорошо перемешайте. Потом намажьте на кусок отпущенной Вам жизни и предлагайте всем, кого встретите на своем пути!

- Вспомните, с каких слов мы начали урок?

- Чему научились?

- Что вас поразило на сегодняшнем уроке?

- Над чем заставил задуматься этот урок?

Приложение № 1

Подать милостыню;  прощать от сердца обиды;  накормить голодного;  дать из-за боязни показаться другим жадным; предупредить об опасности;  подарить то, что самому  негоже;  утешить печального, плачущего;  не мстить за зло; напоить жаждущего;  дать в обмен на что-то;  одеть бедного;  сделать доброе ради похвалы или благодарности; помочь немощному  по хозяйству;  отдать игрушку брата; поделиться последним куском хлеба;  творить добро не на показ;  посетить больного;  дать добрый совет.

Приложение №2

Друг напомнил мне вчера,
Сколько сделал мне добра:

Карандаш мне дал однажды
(Я в тот день забыл пенал),
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.

Я упал и весь промок,
Он мне высохнуть помог.

Он для милого дружка
Не жалел и пирожка —
Откусить мне дал когда-то,
А теперь поставил в счет.

Не влечет меня, ребята,
Больше к другу. Не влечет.

Приложение №3

Будь милостив к младшим и слушайся старших.

Настоящий воин тот, у кого есть милосердие.

Хочешь себе добра, не делай никому зла.

Милостивому человеку и Бог подает.



Предварительный просмотр:

Приложение  к ООП ООО

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 1 г. Майского»

                                                     Автор: Букина  Алла Владимировна,

                                                     учитель начальных классов

                                                      МКОУ «Гимназия №1 г Майского»,

                                        высшая квалификационная  категория

2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа  по факультативному курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и модулю «Основы православной культуры», концепции духовно – нравственного воспитания  для 5 класса  составлена на основе Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 ФЗ,  в соответствии ФГОС НОО, на основе основной образовательной программы МКОУ «Гимназия №1 г. Майского», положения о рабочей программе педагога гимназии.

Рабочая программа составлена для учебника А. В. Кураева (Основыправославных культур- М.: Просвещение 2016г.)

В соответствии с Образовательной программой «Гимназии №1 г. Майского» на изучение курса «Основы Духовно- нравственной культуры народов России»  по модулю «Основы православной культуры» в5 классе отводится 34 учебных  часа, из расчета 1 час в неделю.

    1 четверти   -  8ч.
           2 четверти   -  8ч.
           3 четверти   -  10ч.
           4 четверти   -  8ч.

Цели курса:

- духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства сопричастности к героическому прошлому России, ценностям отечественной культуры посредством освоения знаний об исторически сложившихся системах этических норм и ценностей православной культуры;

- формирование устойчивого интереса к богатому православному культурному наследию;

- формирование ценностных ориентиров через ознакомление с основными этапами жизни и деятельности выдающихся православных подвижников.

Основные задачи комплексного учебного курса:

- знакомство обучающихся с основами православной культуры;

- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе;

- формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

- развитие способностей младших школьников к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

-Курс ОДНК будет содействовать интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, родителей, учителей) в национальную мировую культуру.

Специфика курса

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность» и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса.

Общая характеристика учебного предмета

Основной особенностью учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является его интегративный характер. Его содержание взаимосвязано с другими предметами основной школы, с внеклассной работой, проводимой в школе, с воспитанием детей в семье.

Отбор содержания курса осуществляется в соответствии с ФГОС, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. При этом учитываются возрастные возможности школьников и их собственный социальный опыт, направленность материала на выработку у учеников эмоционально-ценностного отношения к изучаемому (людям, их поступкам, религиозным, нравственным заповедям и т.д.). Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской идентичности и воспитание патриотических чувств к своей Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества), исторической памяти.

Материал курса представлен на «микроуровне» и «макроуровне». В первом случае, это – малая Родина, этническая группа, семья, культурные  и религиозные традиции, помогающие  школьникам актуализировать, имеющие у них знания, расширить и углубить их, получив (на уровне данной ступени образования) представления об исторических корнях и традициях народа, к которому принадлежит семья учащегося. Во втором – актуализация представлений о России в целом, как многонациональном, поликонфессиональном  государстве, с едиными для всех законами, общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями.

Культурологическая направленность курса предполагает приобщение учащихся к культурному наследию народов нашей страны  путём обращения к:

– географии России (сведения о природе и населении);

– истории России и народов её населяющих;

– нравственным заповедям традиционных российских религий;

– произведениям литературы, искусства, историческим источникам, фольклору народов России, СМИ.

Знания, которые получает ученик в начальной школе от класса к классу, как бы накладываются друг на друга, включаются  в прочные ассоциативные связи. Известно, что материал оптимально усваивается не когда он абсолютно нов, а когда он включается в уже известное, имеющее корни в сознании учащегося, его воображении.  Этому способствует и то, что школьный возраст – период интенсивной социализации, обогащения познавательной и эмоционально-ценностной сфер личности ребёнка. Школьники не относятся бесстрастно к сообщаемым сведениям, своим наблюдениям, им свойственно эмоциональное отношение к фактам, поступкам людей, деление их на добрых и злых, плохих и хороших. Положительный нравственный пример из прошлого или настоящего пробуждает у  школьников стремление к подражанию, способствует нравственному воспитанию.

Школьники ориентированы на персонифицированные идеалы – яркие, привлекательные образы людей, содержащиеся в истории нашей страны, религиозных и культурных традициях народов России. Они побуждают учеников к эмоциональному отношению к событиям прошлого и настоящего, их участникам, обогащают нравственный опыт личности. Детям особенно интересны люди, жившие в другую эпоху, действующие в иных, чем нынешние условиях. Понять этих людей, увидеть нравственный пример в их поступках – один из приёмов нравственного воспитания школьников.

В формировании духовно-нравственных основ народов России большое значение имеет диалог  школьников с одноклассниками, учителем, родителями и другими родственниками.  Диалог в данном случае:

- является источником новых знаний, актуализации, обобщения и систематизации изученного материала;

- способствует формированию эмоционально-личностного отношения к обсуждаемому материалу,  выработке собственной системы ценностей, активизации процессов мышления учащихся;

- развивает культуру общения, повышает интерес к учебе.

Диалоговой форме общения на уроках и дома способствуют интерактивная познавательная деятельность, в первую очередь задания под условными знаками «Работай в паре», «Работай в группе», а также беседы на темы, которые дают возможность включить в работу детей их родителей и других родственников.

При изучении курса у школьников развиваются познавательные способности: извлекать и анализировать (с учётом возраста) различного вида информацию, представленную в учебнике, справочной и дополнительной литературе,  Интернете и др.) для ответа на вопросы, подготовки небольших сообщений; анализировать и описывать памятники культуры (жилища, культовые объекты, произведения искусства и т.д.);сравнивать бытовые объекты (жилища, одежду и т.д.), авторское и своё отношение к литературным героям, реальным событиям и людям; приводить мотивированные оценочные суждения о поступках людей, их поведении, положительных качествах личности и т.д.

Предметом внеклассной работы может быть региональный и местный материал, который формирует чувство причастности, к тому, что рассматривается на уроках, способствует эмоционально окрашенному восприятию природных, исторических и культурных объектов. Возможны экскурсии в краеведческий или художественный музей, к местам этнографических, культурных и других памятников, на предприятия художественных промыслов и т.д.; беседы с очевидцами событий (исторических, культурных), с родными и близкими национальных героев.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Освоение школьниками учебного модуля «Основы православной культуры» должно обеспечить:

  • понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
  • формирование первоначальных представлений об основах православной культуры;
  • формирование уважительного отношения к различным духовным и светским традициям;
  • знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
  • укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развитие культурных и духовных ценностей.

Формы организации учебного процесса

Форма организации учебной деятельности учащихся на уроке: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Формы организации урока:

урок с элементами самостоятельной и практической работы,

исследовательский метод,

проектирование,

уроки - экскурсия,

наблюдение,

путешествие,

выставка,

заочная экскурсия,

деловые и ролевые игры,

различные викторины и другие конкурсные события.

Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция.

Подобная организация учета  компетенции для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.

Основные виды учебной деятельности

Иметь представления о понятиях: Богатство России. Малая Родина. Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица. Президент. Государственные символы. Духовные традиции. Познакомиться с историей возникновения и распространения православной культуры. Родина. Христианство. Православие. Изучить основы духовной традиции православия. Ориентироваться в основных понятий православной культуры Познакомиться с определениями основных понятий православной культуры, со священным писанием православной культуры. Уметь устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Обратить  внимание на взаимосвязи между религиозной (православной) культурой и поведением людей.

Ориентироваться в основных понятий православной культуры. Иметь представление о понятиях: Русская пасха. Пасха Христова. Пасхальная полночь. Пасхальный гимн.Пасхальное яйцо. Ориентироваться в описании основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. Познакомиться определения: Раскаяние. Совесть Познакомиться  с десятью основными заповедями. Познакомиться с  определениями: Самарянин. Милосердие.Сострадание. Милостыня. Иметь представление о понятиях: Грех. Неосуждение Уметь описывать различные явления православной духовной традиции и культуры. Познакомиться  с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений Излагать свое мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей и общества Показать  уровень усвоения учебного материала Иметь представление о развитии православной культуры в истории России Иметь представление о развитии православной культуры в истории России Анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры Получить представления о Святых и о их предназначении. Иметь представление о понятиях: : Добродетель. Вера. Надежда. Любовь. Стремиться к толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций Уметь приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий Участвовать в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать свое мнение Готовить сообщения по выбранным темам (теме)

Планируемые результаты

изучения модуля "Основы православной культуры"

Личностные УУД

Учащиеся научатся:

  • основам российской гражданской идентичности, чувству гордости за свою Родину;
  • образу мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, пониманию и сопереживанию чувствам других людей, начальным формам регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Регулятивные УУД

Учащиеся научатся:

  • определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на занятии;
  • учить высказывать своё предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях;
  • проводить личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:

  • доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

Учащиеся получат возможность научиться:

  •  привлекать родителей к совместной деятельности;
  • уметь решать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Познавательные УУД

Учащиеся научатся:

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
  • находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Требования к метапредметным результатам:

Учащиеся научатся:

• способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

• умению планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

• адекватному использованию речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных  познавательных задач;

• осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

• навыкам смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

Учащиеся получат возможность научиться:

• логическим действиям анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

• слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

 • определять общие цели и пути её достижения, уметь договориться о распределении ролей в совместной деятельности;

 • адекватно оценивать поведение свое и окружающих.

Требования к предметным результатам:

Учащиеся научатся:

• понимать и принимать ценности: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

• основам светской и религиозной морали, понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

Учащиеся получат возможность научиться:

• первоначальным  представлениям о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

• ценностям нравственности и духовности в человеческой жизни

Содержание учебного предмета.

Раздел I. Введение в православную духовную традицию.

  • Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.
  • Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.
  • Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.
  • Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые.
  • Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия.
  • Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть.
  • Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.
  • Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху.
  • Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.
  • Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.
  • Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.
  • Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.
  • Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение.
  • Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм.
  • Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.
  • Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений.
  • Подведение итогов. Выполнение праздничного проекта.

Раздел II. Православие в России.

  • Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение.
  • Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности.
  • Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.
  • Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые.
  • Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях.
  • Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие.
  • Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство.
  • Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.
  • Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы.
  • Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.
  • Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.
  • Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен.
  • Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
  • Повторительно - обобщающий урок по второму разделу.
  • Итоговая презентация творческих проектов учащихся.
  • Итоговая презентация творческих проектов учащихся

Тематическое планирование

Название тем

Кол-во часов

Кол-во

проектов

Тема 1. Россия - наша Родина

Тема 2. Культура и религия.

Тема 3. Человек и Бог в православии.

Тема 4. Православная молитва

Тема 5. Библия и Евангелие.

Тема 6. Проповедь Христа.

Тема 7. Христос и его Крест

Тема 8. Пасха.

Тема 9. Православное учение о человеке.

Тема 10. Совесть и раскаяние.

.

Тема 11. Заповеди.

Тема 12. Милосердие и сострадание.

Тема 13. Золотое правило этики

Тема 14. Храм.

.

Тема 15. Икона.

Тема 16. Творческие проекты учащихся

Тема 17. Подведение итогов.

Тема 18. Как христианство пришло на Русь.

Тема 19. Подвиг.

Тема 20. Заповеди блаженства.

Тема 21. Заповеди блаженства.

Тема 22. Зачем творить добро?

Тема 23. Чудо в жизни христианина.

Тема 24. Православие о Божьем суде.

Тема 25. Таинство Причастия.

Тема 26. Монастырь.

Тема 27. Отношение христианина к природе.

Тема 28. Христианская семья.

Тема 29. Защита Отечества.

Тема 30.Христианин в труде.

Тема 31.Любовь и уважение к Отечеству.

 Тема 32.Подготовка к творческим работам учащихся.

Тема 33.Итоговая презентация творческих работ учащихся.

Тема 34. Итоговая презентация творческих работ учащихся.

Итого:

34ч

Календарно – тематическое планирование

Модуль «Основы православной культуры»

№ темы

Наименование тем

Кол-во

часов

Дата проведения    

план

факт

1 четверть

1. Россия - наша Родина

5б  

5в   16.09

2. Культура и религия.

5в   23.09

3. Человек и Бог в православии.

5в  30.09

4. Православная молитва

5в   07.10

5. Библия и Евангелие.

5в   14.10

6. Проповедь Христа.

5в   21.10

7. Христос и его Крест

5в   28.10

8. Пасха. Православное учение о человеке.

5в   28.10

2 четверть

1.Православное учение о человеке.

5в   11.11

5г  

2. Совесть и раскаяние.

5в   18.11

5г  

3. Заповеди.

5в   25.11

4. Милосердие и сострадание.

5б    02.11

5в   02.11

5. Золотое правило этики

5в   09.12

6. Храм.

5в  16.12

7. Икона.

5в  23.12

8. Творческие проекты учащихся. Подведение итогов.

5в  30.12

3 четверть

10ч

1. Как христианство пришло на Русь.

5в  13.01

2. Подвиг.

5в  20.01

3. Заповеди блаженства.

5в   27.01

4. Заповеди блаженства.

5в  03.02

5. Зачем творить добро?

5в  10.02

6. Чудо в жизни христианина.

5б  17.02

5г  17.02

7. Православие о Божьем суде.

5в  24.02

8. Таинство Причастия.

5в  03.03

9. Монастырь.

5в  10.03

10. Отношение христианина к природе.

5б  17.03

5в   24.03

4 четверть

1. Христианская семья.

5в  07.04

2. Защита Отечества.

5в   14.04

3.Христианин в труде.

5в   21.04

4.Любовь и уважение к Отечеству.

5в   28.04

 5.Подготовка к творческим работам учащихся.

5в   05.05

6. Итоговая презентация творческих работ учащихся.

5в   12.05

7. Итоговая презентация творческих работ учащихся.

5в   19.05

8.  Резервный урок.

5в   26.05