"Инновационная деятельность на базе КФУ"
Моя инновационная разработка - "Инновационный подход в развитии вокально-хоровых навыков на уроках музыки в условиях ФГОС". В представляемой работе дан инновационный подход проведения урока музыки в общеобразовательной школе в использовании новых технологий в вокально-хоровой части урока в виде элементов хорового сольфеджио и приемов освоение навыков многоголосия. Особенность работы учителя музыки в общеобразовательной школе заключается в специальном отборе вокальных возможностей и уровней музыкальных способностей детей для приобщения учеников к хоровому музицированию. А для этого нужно научить всех детей грамотно петь, развивать вокально-хоровые навыки, развить музыкальный слух, привить музыкальный вкус. В процессе сложной системной вокально-хоровой работы у детей младшего возраста развиваются певческое дыхание, напевность и лёгкость звучания детского голоса, четкая артикуляция; также проводится работа над унисоном; происходит обучение отрывистому и плавному звуковедению; происходит выравнивание звучания голоса путём округления гласных, распеванию одного гласного на двух или нескольких звуках; вырабатываются азы двухголосного пения.
У детей среднего возраста в процессе вокально-хоровой работы происходит закрепление полученных навыков, выработка правильной дикции в подвижных и ритмичных; выработка навыков исполнения динамических оттенков, точного интонирования при движении голоса по полутонам. Происходит укрепление певческого дыхания, выработка навыков двухголосного пения.
Вокально-хоровая часть урока музыки состоит из трех основных компонентов – это распевание, хоровое сольфеджио, работа над репертуаром. В развитии вокально-хоровых навыков, хоровое сольфеджио - это инновационный технологический элемент урока музыки. Распевание, как один из разделов вокально-хоровой работы, помогает привить детям певческие навыки, объяснить роль певческого дыхания, показать приемы звуковедения, осуществить работу над нюансами и штрихами, а хоровое сольфеджио решает более сложные задачи. Для учащихся младших классов вокально-хоровые упражнения должны проводиться в игровой форме. Данная форма работы раскрывает процесс усвоения нового материала, заинтересованности, творчества в ходе урока.
На хоровом сольфеджио упражнения на многоголосие это усложненные знакомые одноголосные попевки. На хоровом сольфеджио игровые формы в работе над многоголосием могут быть самыми разнообразными. В итоге на уроке музыки инновационные технологии вокально-хоровой работы оказывают положительное влияние на развитие музыкального слуха и навыков многоголосного пения.