Презентации по литературе
Презентации по литературе для 5-11 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_klass-mtsyri.pptx | 1.68 МБ |
8_klass-buninkavkaz.pptx | 779.25 КБ |
drevnerusskaya_literatura.podvig_otroka.pptx | 668.05 КБ |
brodyachaya_sobaka.pptx | 1.29 МБ |
bunin._podsnezhnik.pptx | 1.76 МБ |
dobro_i_zlo_v_narodnyh_skazkah.pptx | 2.79 МБ |
korolenko._v_durnom_obshchestve.pptx | 1.69 МБ |
Биография И.А Крылова | 940.35 КБ |
kuprin-chudesnyy_doktor.ppt | 814.5 КБ |
lyubovnaya_lirika_nekrasova.ppt | 2.79 МБ |
m.v.lomonosov_2.ppt | 2.85 МБ |
marshak_s.ya_.ppt | 1.03 МБ |
Презентация для 11 класса | 1.33 МБ |
literatura_b.l.pasternak.pptx | 1.3 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Одна, но пламенная страсть»
Романтический идеал свободы
«Ты слушать исповедь мою сюда пришёл? Благодарю»
«Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил!»
«О, я как брат обняться с бурей был бы рад!»
«Я был чужой для них навек!»
«И с этой мыслью я засну и никого не прокляну!..»
Подведем итог
Домашнее задание
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Любовь!? И.А.Бунин Рассказ «Кавказ»
Любовь - это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить и все же она у тебя остается. /Л.Н. Толстой / Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. /И.С. Тургенев / Любовь, любовь гласит преданье: союз души с душой родной, их съединенье , сочетанье и роковое их слиянье И поединок роковой. И чем одно из них нежнее в борьбе неравной двух сердец, тем неизбежней, грустно млея оно изноет наконец. Ф.Тютчев
Бунин Иван Алексеевич почетный академик Российской Академии Наук, был дважды награждён Пушкинской премией, в 1933 году стал первым из русских писателей лауреатом Нобелевской премии . Почему И.А. Бунина считают мастером прозы? Обладает ли И.А. Бунин творческой индивидуальностью как писатель-прозаик? Является ли рассказ Бунина "Кавказ” образцом художественной прозы?
Рассказ • текст - повествование • случай из жизни • произошел с автором или другим человеком
Рассказ этот впервые был опубликован в конце 1937 года, в парижской эмигрантской газете «Последние новости». В сущности, именно он и открывает знаменитый бунинский цикл, следуя там непосредственно за рассказом с тем же самым названием — «Тёмные аллеи».
Работа с текстом Название Проблематика Композиция Время Пространство Герои Язык
Герои Сколько? Кто? Какие?
Счастье? Любовь, красота, счастье… да полно — счастье ли?.. Счастье. «На закате часто громоздились за морем удивительные облака; они пылали так великолепно, что она порой ложилась на тахту, закрывала лицо газовым шарфом и плакала: ещё две, три недели — и опять Москва»… «Она радостно плакала, глядя на них»… Счастье — пусть и тревожное, непрочное, временное, пусть даже и «неправильное», пусть даже и краденое. Счастье… Валентин Антонов
Финал Бесстрастный , в стиле газетного репортажа, финал. Безжалостный — словно напоминание о цене счастья. Счастья пусть и тревожного, непрочного, временного и даже «неправильного» — но всё равно ведь прекрасного . Валентин Антонов
Бунин о любви счастье одного может привести к трагедии другого любовь – это необыкновенная сила л юбовь не только большое счастье, выпавшее на долю человека, но и чувство, которое очень часто приносит страдание и боль
Стилистические фигуры Антитеза – Оксюморон (греч. "остроумно-глупое”) – это стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое: горькая радость; звонкая тишина; красноречивое молчание. Изобразительно-выразительные средства: Эпитет – … Сравнение – … Олицетворение – … Метафора – …
Выводы Почему И.А. Бунина считают мастером прозы? Обладает ли И.А. Бунин творческой индивидуальностью как писатель-прозаик? Является ли рассказ Бунина "Кавказ” образцом художественной прозы?
Иван Алексеевич Бунин – одно из самых ярких имен русской литературы ХХ века. Он по праву является мастером прозы, потому что прекрасный язык, образность, точность, сила воображения, выразительная живописность, тонкий психологизм – это лишь некоторые черты его творчества, уходящего корнями в русскую классику
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Начало письменности связано с крещением Руси в 998 году.
Братья Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку.
Житие Поучение. Слово Вместе с письменностью на Русь пришли различные жанры византийской христианской литературы.
.
В Киеве был создан «Древнейший Киевский свод»
Записывают то, что происходит в настоящее время, указывают год, месяц, число и даже день недели. Такие записи получили название погодных. Повествование начиналось словами «В лето…» отсюда и название «Летопись». Летопись. Погодная запись.
В 1073 г. монах Киево-Печерского монастыря Никон Великий, используя «Древнейший Киевский свод», составил «Первый Киево-Печерский свод».
В результате нескольких переработок возникает летописный свод, который мы сейчас называем «Повесть временных лет». Нам она известна по более поздним летописным сводам — Лаврентьевской и Ипатьевской летописям.
Летописи сложны по составу. В них есть погодные записи — краткие и развернутые; рассказы о походах и смерти князей, сведения о затмениях солнца, луны, об эпидемиях и пожарах. В летописи включались тексты грамот, договоров, переложения устных исторических преданий, жития, поучения.
В русской культуре летопись играет очень важную роль: она помогает людям узнать историю своего народа, узнать что такое добро и зло, как надо и как не надо поступать человеку.
Словарная работа Печенеги - союз кочевых племён, сложившийся предположительно в VIII – IX веках Отрок - младший княжеский дружинник в Древней Руси Затворилась Ольга в Киеве — приказала закрыть, затворить ворота. Изнемогали люди от голода и жажды — не могли больше терпеть голод и жажду. Ладья — большая лодка. Тужить — горевать Стан печенегов — становище, походный лагерь печенегов.
Дружина — отряд воинов на службе у князя. Воевода — предводитель дружины. Княжичи — дети князя. Умчим — быстро перевезем. Я муж его (князя) — я служу князю. Пришел в сторожах — возглавил передовой отряд. Отчина — владение, которое досталось по наследству от отца. Сокрушался — сильно печалился. Прогнал печенегов в поле — прогнал печенегов в степи в междуречье Днепра и Волги, где они обитали.
Цитатный план Цитата — точная выдержка из какого-нибудь текста.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Заголовок слайда Пункт 1 Пункт 2 Пункт 3 Выделенный пункт 1 Выделенный пункт 2 Выделенный пункт 3
В арт-кафе «Бродячая собака»
И медленно, пройдя меж пьяными, Всегда без спутников, одна, Дыша духами и туманами, Она садится у окна. И веют древними поверьями Ее упругие шелка, И шляпа с траурными перьями, И в кольцах узкая рука. И странной близостью закованный, Смотрю за темную вуаль, И вижу берег очарованный И очарованную даль.
Быть поэтом - это значит то же, Если правды жизни не нарушить, Рубцевать себя по нежной коже, Кровью чувств ласкать чужие души. С.А.Есенин
Спасибо за внимание! Не забывайте «Бродячую собаку», заглядывайте на огонёк, открывайте сердца свои русской поэзии!
Использованные материалы С.Бавин , И.Семибратова. Судьбы поэтов Серебряного века. Москва. «Книжная палата». 1993г. Интернет – ресурс «Поэты Серебряного века приглашают...» http://yandex.ru/images/ Источник фона презентации сайт: http://fotki.yandex.ru/ » «
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Подснежник Выглянул подснежник в полутьме лесной Маленький разведчик, посланный весной. Пусть еще над лесом властвуют снега, Пусть лежат под снегом сонные луга, Пусть на спящей речке неподвижен лед – Раз пришел разведчик и весна придет. Екатерина Серова
Рассказ И. А. Бунина «Подснежник»
Иван Алексеевич Бунин Его творчеством восхищались многие писатели и поэты: Т. Манн, Р. Ролан, М. Горький, К. Паустовский, А. Твардовский и другие.
Была когда-то Россия, был снежный уездный городишко , была масленица – и был гимназистик Саша, которого милая, чувствительная тётя Варя, заменившая ему родную мать, называла подснежником. Была оттепель, стояли тёплые и сырые дни, русские, уездные, каких было уже много, много в этом старом степном городишке, и приехал к Саше отец из деревни. О ком же идёт речь в рассказе? В чём особенность выделенных слов? С какой целью автор их употребляет?
Опережающие вопросы Каким вы себе представляете отца Саши? Опишите его.
Отец приехал из глухой, занесённой сугробами усадьбы и, как всегда, остановился на Елецком подворье, в грязных и угарных номерах. Отец – человек большой и краснолицый, курчавый и седеющий, сильный и моложавый. Он ходит в длинных сапогах и в романовском полушубке, очень тёплом и очень вонючем, густо пахнущем овчиной и мятой. Он всё время возбуждён городом и праздником, всегда с блестящими от хмеля глазами. Совпали ли ваши представления об отце с авторским изображением героя? Назовите художественное средство, которое использовано автором в выделенном словосочетании
А Саше всего десять лет, и поистине подобен он подснежнику не только в этих мерзких номерах Елецкого подворья, но и во всём уездном мире. Он такой необыкновенный, особенный? Нет, ничуть не особенный: разве не каждому даёт бог то дивное, райское, что есть младенчество, детство, отрочество? Как вы понимаете выделенные слова?
На нём новая длинная шинель, светло-серая, с белыми серебряными пуговицами, новый синий картуз с серебряными пальмовыми веточками над козырьком: он ещё во всём новичок! И до чего эта шинель, этот картуз, эти веточки идут к нему, - к его небесно-голубым, ясным глазкам, к его чистому, нежному личику, к новизне и свежести всего его существа, его младенчески-простодушного дыхания, его доверчивого, внимательного взгляда, ещё так недавно раскрывшегося на мир божий, и непорочного звука голоса, почти всегда вопросительного . Психологический портрет – это описание внешности героя, с указанием на черты его характера
Опережающие вопросы Предположите, как будут проводить время отец и сын?
Размышляем о прочитанном Что является для Саши, «живущем на хлебах», праздником в скучной обыденности?
Что ощутили главные герои рассказа, выходя из дымного трактира на воздух?
На какую деталь портрета мальчика обращает внимание автор, когда отец с сыном оказываются в трактире? И, однако, как незаметно летит этот счастливый день, как блаженно и широко раскрыты лазурные детские глаза!
Размышляем Как эти слова «…лазурные детские глаза» связаны с названием рассказа? Можно ли сказать, что мальчик не должен быть в трактире?
Антитеза - противопоставление
Работаем по тексту ( в парах) С чем связано «великое горе» Саши, которое посетило его в понедельник? Какие слова говорит на прощанье Сашеньке отец?
Работаем в творческих группах Напишите ответ на вопрос: «Почему Бунин назвал рассказ «Подснежник»?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сказки чаще всего рассказываются детям, потому что именно дети впитывают в себя те уроки, которые заложены народом в сказки. В сказках добро всегда побеждает зло. Добро всегда получает награду за свои поступки. «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!» А.С . Пушкин
Как же изображал народ эти два понятия: добро и зло ? Все герои сказки строго подразделяются на положительных и отрицательных. Положительные герои: Иванушка-дурачок, Иван-царевич, Иван-крестьянский сын, Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Марья Моревна и другие герои.
Положительным героям в сказках всегда помогают силы природы, позволяя справиться с трудными задачами, возникшими на их пути.
Мужские образы в сказках всегда наделены прежде всего внешней красотой, наблюдательностью, смекалкой, храбростью, добротой и отзывчивостью.
Женские образы в сказках наделены невероятной красотой, про них говорят «что ни в сказке сказать, ни пером описать» . Они мудры и трудолюбивы, заботливы и добры. Поэтому к ним на выручку всегда приходят умные, смелые и прекрасные герои.
А вот зло в сказках всегда изображается страшным, безобразным. Оно сначала обладает невероятной силой. Но смелость и ум героев помогают победить его в неравной борьбе. Отрицательные герои сказок: Кощей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч – чаще всего именно эти герои являются воплощением зла.
Слушая сказки, каждый ребенок сразу же решает для себя, что такое хорошо, а что такое плохо. И стремится подражать добрым героям. Так формируются понятия: добро и зло. Кашу кушай, сказку слушай да на ус наматывай! Умом-разумом смекай ,
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Владимир Галактионович Короленко родился в семье судьи в г.Житомире, на Украине. С детства хорошо знал русский, польский и украинский языки. Повзрослев, стал писателем, который поступал, как велит ему голос совести, никогда не заменяя своим нравственным принципам .
Он был удивительным человеком, его называли «нравственным гением» русской литературы. Владимир Галактионович был сторонником революционного преобразования государства, стремился улучшить жизнь простого народа, боролся с царским самодержавием. В наказание за это много раз отбывал ссылку. В одной из них, в Якутии (1881 – 1884), и была написана повесть «В дурном обществе».
«В дурном обществе»
Словарная работа Убежище - это место, где можно укрыться, найти спасение от чего-нибудь. Слово ютиться означает помещаться на небольшом пространстве, иметь пристанище в тесном помещении. Кров - слово высокого стиля, обозначает жилище, приют. Потомок - человек по отношению к своим предкам. Короленко пишет о «потомках слуг графского рода», то есть о детях и внуках тех, кто когда-то служил графу. Выражение «дурная слава» употребляют, когда хотят сказать, что о ком-то или о чём-то говорят много плохого. Короленко пишет: «Гора, изрытая могилами, пользовалась дурной славой». Суровое лицо - угрюмое, сердитое лицо.
Место описываемых в произведении событий – город Ровно, где Короленко учился в третьем классе реальной гимназии. Город назван в повести Княжье-Вено . В образе судьи писатель воспроизвел некоторые черты своего отца, который был уездным судьей в провинциальных городках и для которого поистине рыцарская честность была привычной и естественной.
Жанр произведения Жанр произведения «В дурном обществе» - повесть. Повесть – один из видов эпического произведения. В отличие от рассказа, где всего одна сюжетная линия, и от романа, в котором множество сюжетных линий и героев, в повести обычно два-три центральных героя и несколько сюжетных линий.
Сюжетная линия – это ряд событий, происходящих с одним героем. В этом произведении две сюжетные линии: линия жизни Васи (смерть матери, одиночество, отношения с отцом, бродяжничество) и линия жизни семьи Тыбурция (борьба за существование, воровство, жизнь в часовне, болезнь Маруси). Пересечение этих линий приводит к изменениям Васиной жизни и в жизни этой семьи.
Узнай героев повести:
Главный герой Мать Васи умерла, когда ему было шесть лет. С этого времени мальчик чувствовал постоянное одиночество. Отец слишком любил мать, когда она была жива, и не замечал мальчика из-за своего счастья. После смерти жены горе мужчины было таким глубоким, что он замкнулся в себе. Все считали Васю бродягой и негодным мальчишкой, и отец тоже привык к этой мысли.
В эпизоде с куклой главный герой показан как человек, полный доброты и сострадания.
В повести противопоставляются Маруся и Соня. Такое противопоставление называется антитезой. Маруся – худенькая маленькая девочка четырех лет. Маруся и Соня Валек и Маруся
История дружбы После встречи с Валеком и Марусей Вася почувствовал радость от нового знакомства. Ему понравилось беседовать с Валеком и приносить подарки Марусе. Но по ночам у него сжималось сердце от боли сожаления, когда мальчик думал о сером камне, который высасывает из Маруси жизнь.
Жизнь среди серых камней «Сонные, заплесневелые пруды», «серые заборы», «подслеповатые, ушедшие в землю хатки» - с первых страниц повести серый цвет создает образ городка, живущего мелкой жизнью, в которой нет ярких чувств и событий. Подземелье, где живут Валек и Маруся, каменное и тоже серое. «Серый камень высосал из нее жизнь», - говорит Короленко, употребляет это выражение, когда хочет сказать, что Марусю убивает нищета и безрадостная жизнь.
Вася и Соня приходили на могилку Маруси потому что для них образ Маруси стал символом любви и человеческого страдания. Урок милосердия и любви к людям
Домашнее задание: Проиллюстрировать эпизод повести подготовить пересказ проиллюстрированного эпизода
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Когда один из величайших русских баснописцев, поэт, переводчик и писатель Иван Андреевич Крылов был ещё совсем маленьким, он, конечно, и не догадывался, что будет стоять в самом центре Петербурга, в виде бронзового памятника, украшая ландшафты знаменитого Летнего сада. Крылов родился в Москве 2 (13) февраля в 1769 году, но практически весь период его творчества пришёлся на жизнь в Петербурге. Крылов - автор более 200 басен.
Иван Андреевич Крылов родился в семье бедного армейского офицера. Семья очень часто переезжала с места на место. В 1775 году отец Крылова покинул военную службу и, поселившись в Твери, устроился работать мелким чиновником. Именно тогда у отца будущего баснописца появилась возможность дать сыну неплохое образование - Иван учился вместе с детьми в семье тверского губернатора.
Отец Крылова умер, когда тому было всего десять лет. Пришлось начать работать, где придётся, чтобы поддерживать семью. Когда Крылову исполнилось четырнадцать лет, он переехал в Петербург, поступил на работу в Казенную палату и тогда же он начал пробовать свои силы в литературе - сочинять комедии.
В Петербурге Крылов познакомился с Г . Р. Державиным , оказавшим покровительство молодому литератору. Крылов начал литературную деятельность как драматург, занимался журналистикой. В 1809 вышла в свет первая книга басен Крылова, после которой его слава стала быстро расти. В 1812 - 1841 Крылов служил в Публичной библиотеке, много сделав для организации ее русского отдела.
Простые люди того времени горячо полюбили творения великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова. На протяжении двух веков басни до сих пор не забыты и читаемы русским народом. Сам Николай Васильевич Гоголь назвал когда-то работы Крылова «Книгой мудрости народа».
. Крылов стал героем многочисленных анекдотов и легенд и, прозванный "дедушкой Крыловым", слился в сознании современников со своими баснями. Однажды н а набережной Фонтанки Крылова догнали три студента. Один из них нараспев произнес: — Туча идет. Очевидно, он намекал на тучную фигуру незнакомого им старика. — И лягушки заквакали, — в тон озорнику ответил Крылов.
Однажды Иван Андреевич Крылов слушал оперу, а его соседом оказался какой-то меломан, забывший, что в театре он не один (он притопывал в такт музыке, подпевал певцам одним словом, мешал слушать). — Безобразие! — сказал довольно громко Крылов. — Это относится ко мне? — оживился сосед. — Ну как вы могли такое подумать, — ответил ему Крылов. — Это относится к тому господину на сцене, который мешает мне слушать вас.
Умнейший человек и талантливый баснописец Иван Андреевич Крылов очень любил поесть. Обедая , Иван Андреевич клал себе на тарелку столько каждого блюда, сколько в нее помещалось. Вставая из-за стола, он, помолившись на образа, всегда произносил: 'Много ли человеку надо?' — чем вызывал всеобщий хохот.
Как-то у Ивана Андреевича разболелся живот ,. Конечно, лекарство он пошел искать на кухню. Обед еще был не готов, и Крылов велел 'подать, что есть'. Ему налили тарелку щей, но Иван Андреевич 'случайно' заметил тарелку с пирожками, одиноко стоявшую на буфете. Пирожки тоже пошли в качестве лекарства. Сначала он съел один, съел другой, и ему показалось, что они очень горчат. Приглядевшись повнимательнее к 'спасительным' пирожкам, он увидел, что все они уже аж зеленью покрылись. Крылов быстренько обдумал ситуацию и решил, что если уж помирать, то от шести пирожков, а не от двух, и 'прикончил' оставшуюся выпечку, разбавив ее щами.
Строки Крылова стали пословицами, крылатыми словами . А . С . Пушкин назвав его "истинно народным поэтом". Умер великий писатель в Петербурге 21 ноября 1844 года. Перед смертью Крылов приказал раздать всем, кто придет на его похороны, по экземпляру его нового издания басен на память, что и было исполнено.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Урок внеклассного чтения в 6 классе. на тему: "Во всяком случае лучше надеяться, чем отчаиваться". (по рассказу А.И.Куприна "Чудесный доктор").
А.И.Куприн ( 1870-1937 ). При мысли о Куприне хочется сразу сказать: добрый талант. Все произведения писателя пропитаны этой бесконечной добротой или, говоря его же словами, любовью ко всему живому- к дереву,собаке,воде,земле, человеку,небу. О.Михайлов
Рождество- рожденье; годовщина рожденья; память; день памяти Рождества Христова. ( В.И.Даль). Рождество- Христианский праздник, рождение Христа. ( С.И. Ожегов).
это особый вид рассказов, которые выделяются сходными сюжетами: несчастный, обездоленный человек на Рождество чудесным образом встречает своё счастье. Рождественский рассказ-
У автора В котором происходили 1) У витрины 4 2)Расспросы о походе 5 3) В подвале 6 4) Увольнение Мерцалова 1 5) Болезнь детей 2 6) Смерть дочери 3 7) Встреча с Пироговым 7 8) Чудесное спасение 8 9) Рассказ Григория Мерцалова 9 Части рассказа:
Задание для 1 группы: - выпишите из текста рассказа ключевые слова,характеризующие мальчиков. В сцене " У витрины" В сцене " В подвале" - прокомментируйте свои наблюдения 1. 2.
У витрины: Хохатали Толкали друг друга Приплясывали от мороза Забыли о поручении В подвале: Сердце сжалось от недетского страдания молчали Вывод: Поведение героев меняется. Они чувствуют резкую разницу в жизни.
Задание для 2 группы: - охарактеризуйте поведение доктора Пирогова: 1. 2. "В парке." "В подвале."
Доктор Пирогов: В парке: Вежливый Лицо внушало доверие Не перебивал Заглядывал в глаза, Желая проникнуть в глубь души Вскочил « Едемте скорее!» В подвале: Ласково погладил Убедительный голос Распорядился о дровах, сомоваре, пище, лекарстве Дал совет «Не падайте никогда духом».
Чудо- всякое явление,кое мы не умеем объяснить по известным нам законам,- диво,необычайная вещь или явление, случай:неожиданное и противное предвидимой возможности,едва сбыточное. ( словарь В.И.Даля.) Чудо- нечто незабываемое, сверхъестественное, вызывающее. (словарь С.И.Ожегов)
Чудо Доктор Пирогов "Подождите"...Не волнуйтесь! Расскажите мне всё по порядку и как можно короче. Может быть,вместе мы придумаем что-нибудь для вас..." Пища "На три рубля,полученные от доктора,он (Мерцалов) успел купить за это время чаю,сахару, булок и достать в ближайщем трактире горячей пищи." Помощь словом "Дай бог,чтобы наступающий год немного снисходительнее отнёсся к вам,чем этот,а главное-не падайте никогда духом". Сюрприз "Когда он (Мерцалов) возвратился, его ожидал сюрприз: под чайным блюдцем вместе с рецептом чудесного доктора лежало несколько крупных кредитных билетов". Лекарство "Вот с этой бумажкой вы войдете в аптеку... давайте через два часа по чайной ложке..." Поддержка -Ну,полно,полно,голубушка,- заговорил доктор,ласково погладив женщину по спине. -Встаньте-ка!Покажите мне вашу больную."Что-то ласковое и убедительное звучало а его голосе..."
" Просто чудо совершил этот святой человек".
Домашнее задание: 1. Составьте лингвокультурологический словарик к одному из ключевых слов. 2. Напишите сочинение- миниатюру. "В какие чудеса следует верить?"
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Любовная лирика Некрасова была несколько необычной для современников. Это лирика прозы жизни, прозы любви с размолвками и взаимными упреками.
В центре любовной лирики – Панаевский цикл, посвященный Авдотье Яковлевне Панаевой, с которой 22-летний Николай познакомился в 1842 году. В столичную красавицу был влюблен молодой Ф.М. Достоевский.
С мужем, повесой и кутилой, у Авдотьи Яковлевны не складывались отношения, и вскоре молодой Некрасов добился расположения девушки. Вскоре Николай Некрасов выкупил вместе с Иваном Панаевым журнал «Современник», и молодые люди поселились втроём в одной квартире. Авдотья Яковлевна, оставаясь официальной супругой Панаева, стала гражданской женой Некрасова. Их незаконные отношения продолжались 15 лет. Вероятно, в 1847 году, когда Панаева стала женой (гражданской) Некрасова и они написали совместный роман «Три страны света», появились строки: Когда горит в твоей крови Огонь действительной любви, Когда ты сознаешь глубоко Свои законные права, — Верь, не убьет тебя молва Своею клеветой жестокой! Постыдных, ненавистных уз Отринь насильственное бремя И заключи — пока есть время — Свободный, по сердцу союз.
Тяжело переживал Некрасов и смерть их общего сына, прожившего всего лишь несколько часов: « Душа моя уныла и слаба» … Ни гордости, ни веры благодатной Постыдное бессилие раба! Ей все равно — холодный сумрак гроба, Позор ли, слава, ненависть, любовь, Погасла и спасительная злоба, Что долго так разогревала кровь. Я жду... но ночь не близится к рассвету, И мертвый мрак кругом... и та, Которая воззвать могла бы к свету, — Как будто смерть сковала ей уста! Лицо без мысли, полное смятенья, Сухие, напряженные глаза…
Панаева, прототип героини его любовной лирики, предстала независимой, сильной, своенравной и неприступной. Характер лирической героини проявляется «в разных, неожиданных даже, его проявлениях, самоотверженный и жестокий, любящий и ревнивый, страдающий и заставляющий страдать». Герой же, напротив, человек рефлектирующий, склонный к мнительности, подозрениям, унынию, озлоблению («Застенчивость»). Герой потерял надежду, веру в будущее, но вместе с тем пытается понять причины его «бессилия обидного». Он готов подарить своей возлюбленной целый мир, но при встрече с ней он потерян.
Отношения между любящими стали в лирике Некрасова более сложными: духовная близость сменяется размолвкой и ссорой, герои часто не понимают друг друга, и это непонимание омрачает их любовь.
О “страницах любви” у Н. Некрасова говорят робко, пытаясь растворить их в гражданской лирике. Трагическое восприятие жизни, сострадание ближнему, беспощадная рефлексия и в то же время безудержная жажда счастья — вот отличительные черты поэзии Некрасова. Окружающая действительность может быть сурова не только по отношению к затаенной любви, но и к той, которая уже стала реальностью. В стихотворении “Тяжелый год — сломил меня недуг...” мир предстает в очень важных измерениях и обозначениях: беда — счастье — борьба — “жизнь без счастья” — враг — друг — любимая. Героиня была самым надежным оплотом, но все-таки “не пощадила”. Причина этого не столько в ней самой, сколько в объективных обстоятельствах, в общей несчастливости жизни. Поэт не обвиняет, а оправдывает свою избранницу: Истерзана, озлоблена борьбой... Страдалица! Стоишь передо мной...
В начале лирический герой предстает перед нами отчаявшимся, готовым к самоубийству, но затем возвращается счастье взаимности, а с ней и полнота жизни. Однако развязка оказалась неизбежной. Любовь ушла, и все вокруг утратило привлекательности. Человеческие чувства не защищены от вторжения враждебного мира. Непредсказуемость судьбы создает ощущение трагизма. В изумительной лирической миниатюре “Прости”, по форме напоминающей заклинание (благодаря анафорическому повтору слова “не помни”), прослеживается зависимость любви от хода жизни: Прости! Не помни дней паденья, Тоски, унынья, озлобленъя, — Не помни бурь, не помни слез, Не помни ревности угроз!
Герой наделен благородной памятью, ему горька мысль о расставании с былым. Он хочет, чтобы общее прошлое осталось светлым и в памяти его возлюбленной. Развитие авторской мысли интересно тем, что чувство признательности к пережитому истолковано как возможность избежать болезненного разрыва. Тот, кто любил, должен быть внимательным и терпеливым. Он не имеет права сходить с пьедестала, на которой возвела его любовь. Благородством сердца измеряеются и апогей и закат чувства. Поэтому последние строки звучат как завещание: Но дни, когда любви светило Над нами ласково всходило И бодро мы свершали путь, — Благослови и не забудь!
“ Любви светило” наделяется свойствами живого существа: оно “ласково всходило”, согревало душу, сердце, вселяя в них надежду на возможность преодолеть все неурядицы жизни. Эта метафора делает слова поэта особенно проникновенными. Таким образом, прочитав даже немногие стихотворения, нельзя не согласиться с утверждением, что Н. Некрасов внес в русскую литературу новые поэтические открытия сокровенных тайн сердца.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Михаил Васильевич Ломоносов. Слово о поэте. Анализ стихотворения «Случились вместе два Астронома в пиру…» -
Цели: 1.Знакомство с жизнью и деятельностью Ломоносова. 2. Подготовка к восприятию стихотворения «Случились вместе два Астронома в пиру…» и создание читательского опыта. 3.Развитие навыков анализа литературного произведения, логического мышления.
План урока. 1. Биографическая справка о М.В.Ломоносове. 2.Знакомство со стихотворением. 3.Словарная работа. 4.Историческая справка. 5.Обсуждение прочитанного. 6. Итог урока
МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ (1711 – 1765) (Урок литературы 5 класс)
Историк, ритор, механик, минералог, художник и c тихотворец, он всё испытал и всё прошёл. А.С.Пушкин
Словарная работа Историк – специалист по истории, т.е. совокупности наук, изучающих прошлое человеческого общества. Ритор – в Древней Греции и Риме: оратор, а также учитель красноречия. Минералог – специалист в науке о минералах.
ДЕТСТВО Родился 21 ноября 1711 года в Архангельской губернии в д. Денисовка близ Холмогор в семье крестьянина-помора.
Грамоте обучил Михаила дьячок местной церкви. Страсть к знаниям, тяжёлая обстановка в семье заставили Ломоносова принять решение - оставить родной дом и отправиться в Москву. В МОСКВУ Холмогоры Москва
ГОДЫ УЧЁБЫ В 1730 году поступил в Славяно-греко-латинскую академию в Москве, где он не только приобрёл вкус к научным занятиям, но изучил латинский язык, ознакомился с тогдашними науками и учебными дисциплинами.
В начале 1736 как один из лучших студентов Ломоносов был направлен в университет при Петербургской академии наук Несмотря на тяжёлые условия жизни, любознательный юноша с первых дней прибытия в Академию проявил огромный интерес к наукам.
А осенью 1736 г. трое лучших студентов, в том числе Ломоносов, были отправлены Академией Наук в Германию, для обучения математике, физике, химии философии и металлургии. МАРБУРГ Студент немецкого университета
В 1741 г. Ломоносов вернулся в Россию. Научные интересы Ломоносова были поистине всеохватывающими. Ему принадлежат работы в области физики, химии, астрономии, географии, филологии. НАУКА Диплом профессора химии
В 1748 он создал химическую лабораторию, в которой проводил научные исследования, в том числе разрабатывал состав стекла, фарфора и смальты, которую использовал для своих мозаик, созданных в 1751. Ломоносов в своей химической лаборатории.
МОЗАИЧНЫЕ КАРТИНЫ М.В.Ломоносов показывает свои работы императрице
М.В.Ломоносов. Полтавская баталия. Мозаика.
В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян. МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Умер Ломоносов в Петербурге 4 апреля 1765. Могила Ломоносова в Александро-Невской лавре
«Случились вместе два А стронома в пиру» Случились вместе – Спорили в жару - Круг Солнца ходит – Как ты о сем сомненье рассуждаешь? – Жаркова (сущ) - Встретились вместе. Жарко, горячо спорили. Вокруг Солнца ходит. Как ты рассуждаешь, что думаешь об этом спорном вопросе? Жаркого (жаркое – жареное кушанье, обычно мясное
Никола́й Копе́рник (1473 -1543) — польский астроном, математик и экономист. Наиболее известен как автор средневековой гелиоцентрической системы мира. Гелиоцентрическая система мира
Кла́вдий Птолеме́й (ок. 87—165) — древнегреческий астроном, математик, музыкальный теоретик и географ. Жил в Александрии, где проводил астрономические наблюдения. Геоцентрическая система мира
Кто такие Коперник и Птолемей? Когда они жили? Могли ли они реально встретиться друг с другом? Как вы думаете, почему в стихотворении Ломоносова Коперник и Птолемей встречаются? Где они встречаются? В чём противоположность взглядов учёных? К кому обращается хозяин дома, чтобы разрешить этот спор? Как повар решает этот спор? В чём проявилось содружество наук (филологии, астрономии) и быта в стихотворении? ОБСУДИМ ПРОЧИТАННОЕ
Домашнее задание. 1. Выразительно читать стихотворение. 2.Найти и выписать слова, которые сейчас не употребляются и объяснить их значение.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Самуил Яковлевич Маршак (1887-1964) русский поэт; переводчик; драматург; литературный критик.
Самуил Яковлевич Маршак родился 22.11.1887 в Воронежской губернии в семье заводского техника, талантливого изобретателя.
Первый раз произведения Самуила Яковлевича Маршака напечатали в 1907 году. Это были лирические стихи и переводы. Самуил Яковлевич по праву считается, мастером художественного перевода, замечательным драматургом и одним из создателей детской литературы.
А началось всё, когда Маршаку было всего 4 года, уже тогда он пытался сочинять стихотворные строчки. В 12 лет Самуил Яковлевич писал целые поэмы.
Самуил Яковлевич Маршак всю жизнь был добрым другом детей. В своих произведениях он учил ребят радоваться красоте поэтического слова. Показывал, что стихами можно рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки.
Первая детская книга Самуила Яковлевича Маршака называлась — «Детки в клетке» и была выпущена в 1923 году. Его произведения для детей - это краткие рассказы в стихах. Вряд ли сегодня найдётся ребёнок, незнакомый с творчеством Самуила Яковлевича Маршака.
Первые детские стихи поэт написал о самых маленьких и для самых маленьких. Герои многих произведений Самуила Яковлевича Маршака – животные. Рассказывая о них, писатель подразумевает поступки людей и взаимоотношения между ними.
На творческих встречах Самуил Яковлевич Маршак любил читать детям свои стихи. Его популярность может поспорить разве что со славой Корнея Ивановича Чуковского.
С.Маршак Санкт - Петербург 1909 Из фотоальбома семьи Самуила Яковлевича Маршака
С.Я. Маршак (слева в верхнем ряду) в кругу родных и друзей 1906
Яков Миронович Маршак отец Евгения Борисовна Маршак мать
С.Я. Маршак (слева) - ученик Острогожской гимназии с товарищем 1900
С.Я. Маршак (справа) со старшим братом Моисеем Яковлевичем Маршаком Лето 1905
С.Я. Маршак (слева впереди) - ученик Ялтинской мужской гимназии - среди товарищей 1906
С.Я. Маршак с отцом и братьями. Стоят (слева направо): Самуил Яковлевич и Илья Яковлевич. Сидят: Яков Миронович и Моисей Яковлевич 1910
София Михайловна Маршак жена
Слева направо: сестра С.Я. Маршака Сусанна, дочь Натанель, жена София, С.Я. Маршак Финляндия 1915
Иммануэль Самойлович Маршак сын
Пушкин не обидится! Как-то Самуил Яковлевич Маршак в шутку спросил своего пятилетнего сына: «Чьи сказки тебе больше нравятся — мои или Александра Сергеевича Пушкина?» Мальчик сначала ничего не ответил. Тогда Самуил Яковлевич сказал: «Ты может свободно высказать свое мнение, так как «Пушкин не обидится». Мальчик, видимо, понял шутку, еще немного подумал и сказал: «Тогда обидишься ты». Из воспоминаний Самуила Яковлевича Маршака
Дом на Чкаловской Большая часть жизнь Самуила Яковлевича связана с Москвой. Об этом напоминает памятная доска, установленная на доме № 14/16 по улице Чкалова, где он жил и работал.
Памятник на могиле С.Я. Маршака С. Я. Маршак скончался 4 июля 1964 года в Москве
Источники информации: http://moikompas.ru/compas/Marshak - биография и фотоальбом С. Я. Маршака http://moikompas.ru/img/compas/2008-10-18/marshak/64234286_orig.jpg памятник на могиле Маршака http://russia.rin.ru/pictures/5680.jpg - фото С. Я. Маршак http://lib.gmsib.ru/pic/pages/52_421.jpg - фото С. Я. Маршака http://www.lenagold.ru/fon/clipart/v/vflo/flovin123.jpg - жена С. Я. Маршака С. М. Маршак http://s-marshak.ru/photo/family/family.htm - фотоархив семьи С. Я. Маршака Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70 000 слов/ Под ред. Н. Ю. Шведовой. - 22-е изд., стер.- М., Рус. яз., 1990 http://www.lenagold.ru/fon/clipart/k/knig/kniga02.jpg - картинки уголки http://www.lenagold.ru/fon/clipart/f/fonr/fonar01.jpg - картинки уголки http://moikompas.ru/img/compas/2008-10-18/marshak/95642654_orig.jpg - фото С. Я. Маршака http://moikompas.ru/img/compas/2008-10-18/marshak/52380345_orig.jpg - рисунок «Папа с сыном» http://s-marshak.ru/photo/leningrad/leningrad05.jpg - С. Я. Маршак, 1927 http://s-marshak.ru/photo/molodost/molodost16.jpg - фото с отцом и братьями http://s-marshak.ru/photo/detstvo/detstvo02.jpg - С.Я. Маршак. Острогожск, 1899 г. http://s-marshak.ru/photo/detstvo/detstvo23.jpg - С.Я. Маршак в кругу родных и друзей. 1906 http://s-marshak.ru/photo/detstvo/detstvo01.jpg - С.Я. Маршак. 1889 http://s-marshak.ru/photo/detstvo/detstvo05.jpg - С.Я. Маршак ученик Острогожской гимназии с товарищем. http://s-marshak.ru/photo/detstvo/detstvo20.jpg - С.Я. Маршак со старшим братом Моисеем Яковлевичем http://s-marshak.ru/photo/detstvo/detstvo21.jpg - С.Я. Маршак ученик Ялтинской мужской гимназии - среди товарищей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1889 - 1966 Значительность личности, а также красота, изящество внешнего облика Анны Ахматовой всегда были притягательны для фотографов и художников самых разных направлений. Её снимали множество раз, чаще всего писатель Павел Лукницкий. Галерею портретов создал известный фотомастер М. Наппельбаум.
Анна Горенко (Анна Ахматова) Евпатория. 1905 г. Первое стихотворение я написала, когда мне было 11 лет…. Училась я в Царскосельской женской гимназии. Сначала плохо, затем гораздо лучше, но всегда неохотно.
Анна Горенко (Анна Ахматова) с братьями Андреем, Виктором и сестрой Ией. В центре – мать Инна Эразмовна (урождённая Стогова). Киев. 1909 г.
В имении Гумилёвых Слепневе. 1912 г. В центре Анна Ахматова, слева от неё Мария Кузьмина-Караваева, справа – Елизавета Юрьевна Кузьмина-Караваева («Мать Мария») и Дмитрий Дмитриевич Бушен.
Анна Ахматова в Слепневе. 1913 г. На одном из экземпляров этой фотографии сохранилась надпись: «Это я пишу «Чётки».
Дай мне горькие годы недуга, Задыханья, бессонницу, жар, Отыми и ребёнка, и друга, И таинственный песенный дар – Так молюсь за твоей литургией После стольких томительных дней, Чтобы туча над тёмной Россией Стала облаком в славе лучей. Петербург. 1915 г. Н. С. Гумилёв, Лёва Гумилёв (сын Гумилёва и Анны Ахматовой) А. Ахматова. Царское Село. 1916 г.
Анна Ахматова. Петроград. 1922 г. Шепчет: «Я не пожалею Даже то, что так люблю, - Или будь совсем моею, Или я тебя убью». Надо мной жужжит, как овод, Непрестанно столько дней Этот самый скучный довод Чёрной ревности твоей. Февраль 1922 г.
Анна Ахматова. Ленинград.1924 г. Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух. Осень 1917 г.
И ты мне всё простишь: И даже то, что я не молодая, И даже то, что с именем моим, Как с благостным огнём тлетворный дым, Слилась навеки клевета глухая. 1925 г. А. Ахматова и Н.Н.Пунин. Ленинград. Фонтанный дом. 1927 г.
Анна Ахматова в Детском Селе. 1925 г.
Анна Ахматова в усадьбе Шервинских Старки. 1936 г.
Осип Мандельштам и Анна Ахматова Москва. 1934 г.
Анна Ахматова и Ольга Берггольц. 1946г.
Анна Ахматова. Голицыно. 1959 г.
Анна Ахматова получает международную литературную премию «Этна-Таормина» Италия. Катанья. 1964 г. А тебе ещё мало по-русски, И ты хочешь на всех языках Знать, как круты подъёмы и спуски И почём у нас совесть и страх
Я не переставала писать стихи. Для меня в них – связь с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных. Анна Ахматова «Коротко о себе».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План: 1. Биография Ранние годы Образование Личная жизнь Последние годы 2. Творческая жизнь 3. Вывод
Биография Борис Леонидович Пастернак - поэт , писатель и переводчик. Считается одним из крупнейших русских поэтов XX века . Первые стихи Пастернак опубликовал в возрасте 23 лет. В 1955 году Пастернак закончил написание романа « Доктор Живаго ». Через три года писатель был награждён Нобелевской премией по литературе , после чего был подвергнут травле и гонениям со стороны советского правительства и ряда коллег и был вынужден отказаться от премии.
Ранние годы Родился Борис Леонидович Пастернак 29 января (10 февраля) 1890 года в Москве в семье художника и пианистки. У Бориса было 2 сестры и брат. С возраста 13 лет Пастернак начинает сочинять музыку. Однако, не имея абсолютного слуха, он оставил занятия музыкой спустя шесть лет обучения.
Образование В 1909 году Борис окончил гимназию в Москве и поступил на историко-филологический факультет Московского университета на философское отделение. На скопленные матерью деньги Борис в 1912 уехал в Германию в Марбургский университет на летний семестр. Но охладев к философии, он бросает обучение и уезжает в Италию на несколько недель. Пастернак полностью отдается творчеству, которое стало делом всей его жизни. Вернувшись в Москву, Пастернак заканчивает обучение в университете в 1913 году.
Личная жизнь В 1921 году семья Пастернака покинула Россию. Пастернак женится на художнице Евгении Лурье в 1922 году, с которой гостит у родителей в Германии в 1922—1923 годы. А 23 сентября 1923 года в у них рождается сын Евгений (умер в 2012 году). Разорвав первый брак, в 1932 году Пастернак женится на Зинаиде Николаевне Нейгауз. С ней и ее сыном в 1931 году Пастернак ездил в Грузию. В 1938 году у них рождается общий сын Леонид (1938-1976). Зинаида умерла в 1966 году от рака. В 1946 году Пастернак познакомился с Ольгой Ивинской , которой поэт посвящал многие стихи и считал своей “музой”.
Последние годы В 1952 Пастернак пережил инфаркт, но, несмотря на это, он продолжал творить и развиваться. Борис Леонидович начал новый цикл своих стихотворений — «Когда разгуляется» (1956-1959) Это была последняя книга писателя. Неизлечимая болезнь – рак легкого, привела к смерти Пастернака 30 мая 1960 года. Поэт умер в Переделкино.
Творческая жизнь Первые стихи Пастернак написал в 1909 году, однако первое время он умалчивал о своем увлечении поэзией. Для того, чтобы войти в московские литературные круги, Пастернак вступает в поэтическую группу «Лирика». В 1920-1927 году Пастернак был участником литературного объединения “ЛЕФ” (Маяковский, Асеев, О.Брик и др.) В эти годы поэт публикует сборник “Темы и вариации” (1923), начинает работать над романом в стихах “ Спекторский ” (1925), который можно считать отчасти автобиографическим.
В 1931 Пастернак уехал в Грузию. Стихи, написанные под впечатлением от Кавказа, вошли в цикл “Волны”. (который впоследствии вошли в книгу “Второе рождение”). Живя здесь, писатель занимается переводами с грузинского языка, а также переводит Уильяма Шекспира, Гёте, Фридриха Шиллера и др. Перевод произведений с 1934 года стал регулярным и продолжался вплоть до смерти поэта. В 1935 году Борис Пастернак пишет письма Иосифу Сталину, в которых он заступился за мужа и сына Анны Ахматовой. Роман “Доктор Живаго” – вершина творчества Пастернака, как прозаика. Его он писал долгие 10 лет, завершив в 1955 году. Этот роман в 1958 году был опубликован за границей, Пастернак получил за него Нобелевскую премию. На родине же этот роман вызвал критику как со стороны власти, так и в литературных кругах. Пастернак был исключен из Союза писателей. Позже, в 1988 году роман был напечатан в журнале “Новый мир”.
Первые стихи Пастернака появились в печати в 1913. Он вошел в литературную группу «Центрифуга», находившуюся в русле футуризма. Его первый сборник стихов Близнец в тучах (1914) издали Асеев и Бобров, большую часть стихотворений первого сборника Пастернак включил во второй – Поверх барьеров (1917). Наибольшее признание принес Пастернаку третий сборник стихов Сестра моя жизнь (1922), возникший летом 1917, но вдохновленный не политическими событиями, а переживаниями природы и любви. Следующий сборник его стихов – Темы и вариации (1923), после которого критики признали в нем «самого значительного из молодых поэтов послереволюционной России».
С 1922 Пастернак публикует также прозу. Первый прозаический сборник Рассказы (1925) включает Детство Люверс, Письма из Тулы и Воздушные пути. За ним с 1929 появляется первая автобиографическая повесть Пастернака, посвященная памяти Рильке, Охранная грамота (1931). Во время Второй Мировой войны, когда несколько ослабилось давление на культуру, было позволено опубликовать два небольших новых сборника собственных стихов Пастернака. На ранних поездах (1943) и Земной простор (1945)
Вывод Пастернак Борис Леонидович (1890-1960) — русский писатель, поэт и прозаик XX века. Автор известного романа “Доктор Живаго”, множества переводов с других языков, сборников стихотворений, повестей, статей и эссе. Лауреат Нобелевской премии в области литературы.