Внеклассная работа
Внеклассные мероприятия для 7 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Мы-граждане России" | 24.13 КБ |
Дорога ошибок не прощает! | 86.59 КБ |
Судьба нашей планеты в наших руках! | 71.39 КБ |
Как не угодить в социальные сети. | 30.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательное занятие в школе "Мы - граждане России"
Цели занятия:
1. Познакомить детей с понятиями «гражданин», «свобода», «право», «обязанность».
2. Формирование представления о правах и обязанностях людей, единстве прав и обязанностей.
Форма занятия: диалог.
Ход занятия
«Быть человеком – значит чувствовать
свою ответственность».
Сент- Экзюпери.
Организационная часть.
Приветствие детей, настрой детей на работу.
Основная часть.
1. Беседа «Гражданин – кто это?»
Жизнь человека можно сравнить с лестницей, по которой идёт восхождение от детства к зрелости. Привычные ступени – из года в год, от детства к школе, из класса в класс. Кажется , переходить с одной ступени на другую легко и естественно. Впитываешь новые впечатления, новые переживания, новые знания, новые мысли, новые влияния. Поднимаясь по ступенькам, с предыдущей на следующую, человек набирает человеческую высоту, подходит к рубежу, когда начинает осознавать своё собственное отношение к жизни, чтобы занять и отстаивать определённую позицию. Этот процесс настолько важен, настолько серьёзен и значителен, что его по праву называют вторым рождением – рождением гражданина.
Слово «гражданин» в толковом словаре В.И. Даля трактуется так ; «гражданин – член общины или народа, состоящий под одним общим управлением; каждое лицо или человек из составляющих народ, землю, государство». Слово гражданин происходит от русского слова «горожанин», «городской житель».
Ещё гражданином называют человека, достигшего социальной зрелости. Что значит достичь социальной зрелости? (ответы детей).
Социальная зрелость – это процесс постепенного и разностороннего вовлечения в общественную жизнь. Для того чтобы достичь социальной зрелости, необходимо воспитывать в себе социальные качества, без которых не мыслим образованный, деятельный и развитой человек.
Скажите, можно ли назвать социально зрелым человеком, который бы не признавал общественно установленных правил и законов? (ответ детей)
Который отрицал бы нравственные нормы? (ответ детей)
Который был безразличен к жизни страны? (ответ детей)
Который бы не стремился идти в ногу со временем? (ответ детей).
Безусловно, вы верно ответили на эти вопросы : нет, не может.
Как вы думаете, с какого возраста человек становиться гражданином? (ответы детей).
Если вы родились в России и ваши родители – граждане этой страны, то вы являетесь гражданами этой страны с рождения.
2. Знать права, не забывать об обязанностях.
В наше время гражданин, который принадлежит к постоянному населению государства, подчиняется его законам и имеет определённые права и обязанности Права и обязанности закреплены в главном документе нашей страны. Как вы думаете, что это за документ? (предположения детей). Конечно же это Конституция РФ.
Жизнь человека — не просто физическое существование. Конституция предусматривает, что государство обязано создавать для жизни человека благоприятные условия и охранять достоинство личности. Внесение в Конституцию такого морально-этического. фактора имеет тот практический смысл, что подчеркивает идею личности как высшей ценности в обществе.
Права и обязанности всегда проявляются в коллективе, обществе, во взаимодействиях людей. Но не все взаимодействия людей становятся общественными. Они начинаются там, где какие –либо взаимодействия повторяются.
Давайте рассмотрим и такие примеры.
Вы попросили у товарища ручку, он дал её. Кто-то пригласил вас на футбольный матч. Кто – то не пришёл на ваше семейное торжество. Как вы думаете, что в них общего? (ответы детей)Общее в них – единичный, неповторяющийся характер.
А теперь сравните другие примеры. Родители заботятся о своих детях, а дети уважают родителей и будут заботиться о них, когда станут взрослые. Народ становиться на защиту своей родина при нападении врага. Все граждане, достигшие совершеннолетия начинают самостоятельную трудовую жизнь. В этих примерах прослеживается повторяющийся характер взаимодействия. Их общество закрепляет, фиксирует: одни становятся обычаями, другие – законами, определяющие правила поведения.
Все правила поведения делятся на категории. Первая категория вбирает всё то, что человек должен сам сделать для других – это его обязанности.. Вторая определяет, что другие должны сделать для него – это его права.
Наши права и обязанности охватывают все сферы жизни людей.
Права делятся на:
- личные права: обеспечивают неприкосновенность личности и жилища, тайну переписки и личной жизни; право на защиту.
- социальные права дают всем гражданам право на труд и отдых, право на материальное обеспечение в старости; право на бесплатное здравоохрание и образование; право иметь личную собственность и наследовать её.
- политические и гражданские права гарантируют свободу слова и печати; право объединяться в общественные организации и союзы; право избираться и быть избранным.
Граждане РФ обязаны:
- соблюдать Конституцию РФ.
- защищать отечество.
- беречь памятники истории и культуры.
- бережно относиться к природным богатствам.
- платить законно установленные налоги и сборы.
3. Игра «Я имею право…».
Ребятам предлагается, передавая мяч по кругу закончить фразу «Я имею право…».
4. Быть гражданином значит быть свободным.
Нет такого народа, который бы не сражался за свободу – свободу от порабощения, от любого вида угнетения.
Каждый из вас наверняка мечтает стать взрослым. Ведь взрослым можно делать всё, что захочется, полная свобода!
Упражнение «Свобода – это…».
Представьте, что вы выросли, стали совершеннолетними. Каким бы человеком вы себя чувствовали? (ответ детей). Конечно же свободным.
Я вам приведу несколько мнений о том, что такое свобода, а вы выберете, то, что вам кажется правильным.
Педагог раздаёт листки с высказываниями каждому на парту.
Свобода – это возможность делать всё, что хочешь.
Свобода – это независимость от кого –либо.
Свобода – это отсутствие стеснений, ограничений.
Свобода – это невседозволенность.
Свобода – это возможность выбора.
Дети выбирают свой вариант ответа, а затем объясняют почему?
В толковом словаре русского языка слово свобода обозначает – своя воля, простор, возможность действовать по – своему; отсутствие стеснения, неволи, подчинения чужой воле, рабства.
В главном документе нашей страны - Конституции Российской Федерации описаны все свободы граждан России.
1. Право на свободу и личную неприкосновенность.
2. Свобода мысли и слова.
3. Свобода совести и вероисповедания.
4. Свобода передвижения и выбора места жительства.
5. Свобода совести и вероисповедания.
6. Свобода творчества и преподавания.
Работа в группах.
Мы сейчас разделимся на три группы. Каждая группа должна объяснить, как вы понимаете, наши свободы (каждая группа берёт по два пункта из вышеприведённых).
Обсуждение мнений детей.
Приобретая жизненный, опыт вы всё больше и больше будете понимать, что полной абсолютной свободы не бывает. Что касается, поведения, наших поступков и действий, то всегда имеются ограничения.
Заключительная часть.
Как видите, права, свободы и обязанности представляют собой монолитный сплав гуманных, справедливых, человеколюбивых начал. На них построено наше государство. Поэтому соблюдение законов, выполнение обязанностей надо понимать не только как следование юридическим, правовым нормам, нарушать которые – нарушать закон, но и как требования нашей нравственности.
Предварительный просмотр:
1. Выход тройки со знатной дамой.
Голос за кадром:
1. В России дорожное движение регулировалось царскими указами. Так, в указе императрицы Анны от 1730 года говорилось: «Извозчикам и прочим всяких чинов людям ездить, имея лошадей в упряжи, со всяким опасением и осторожностью, смирно. А тех, кто не будет соблюдать сих правил, — бить кнутом и ссылать на каторгу».
В конце XVIII века появились первые «самодвижущиеся повозки» — автомобили. Ездили они очень медленно, впереди каждого автомобиля должен был идти человек с красным флагом или фонарём и предупреждать встречные кареты и всадников. А скорость движения не должна была превышать 3 километра в час.
2. Прошли века, всё поменялось… Повозки сменились автомобилями, которых становилось всё больше и больше. Поэтому в 1909 году на Международной конференции в Париже была принята Конвенция по автомобильному движению, которая установила единые правила для всех стран. Эта Конвенция ввела первые дорожные знаки, установила обязанности водителей и пешеходов. Современным правилам дорожного движения почти 100 лет, но многие люди ведут себя так, как будто они видят их впервые...
3. Сценка «Зин, а Зин». Высоцкого «Разговор у телевизора». Зина.
Ой, Вань, смотри, какая прелесть там!
Она мигает мне глазком. (Показывает на светофор.)
Как пригодилась бы в хозяйстве нам,
Давай возьмём мигалку в дом.
Здесь от неё всё мало толку,
А мы б украсили ей ёлку
Или поставили б на полку,
А может, сделать ночничок?
А чё? Ничё!
Ваня.
Мигалка эта здесь 100 лет висит,
Неужто не видала до сих пор?
Он ведь за движением следит,
Зовётся просто: светофор!
Ну, Зин, даёшь!
Домой возьмёшь...
С тобой умрёшь! 3 р
(Зина с Ваней одновременно поворачивают головы, как бы следя за движением проезжающей машины)
Зина.
Ой, погляди-ка, это «Вольво», что ль,
Что за машина, что за вид такой!
Не то что «Запорожец» твой –
Он метр едет, два стоит.
Одно лишь радует, что наш, -
Хоть и стоит хламит гараж, хламит гараж!
Ваня.
Ты, Зин, на грубость нарываешься,
Чем «ЗАЗ» тебе не угодил?
Ведь ты в машинах разбираешься,
Как в женских платьях крокодил.
Мой «Запорожец», точно, Зин,
Как президентский «Лимузин».
К тому же мало «жрёт» бензин,
Ты помолчала б лучше, Зин!
Зина.
Ой, Вань, смотри, сколько народу тут,
Людьми все улицы кишат,
Как муравьи, туда-сюда снуют,
По беленьким полосочкам спешат.
Не помню, кто-то там сказал,
Что наша жизнь - сплошной вокзал.
Ой, мне дядя что-то показал
Или ручкой просто помахал?
Какой нахал!
Ваня.
Ты, Зин, смотри вокруг внимательно,
Ведь ты, как танк громадный, прёшь.
С таким успехом обязательно
Ты под машину попадёшь!
Зина.
Чего пример нам брать с народу,
Ну, прям народный институт.
Пускай идут все к переходу,
А я пойду, сказала, тут.
Мне туфли жмут,
За мною, шут! 2 р
Мне туфли жмут, 4 р.
Звуки тормозов столкнувшихся машин, разбитого стекла и свистка инспектора. Выходит сотрудник ГИБДД и подходит к нарушителям.
3-й ведущий.
Чтоб не случилась на дороге беда,
Сотрудник ГИБДД на посту всегда.
Зина.
Хочешь, я угадаю, как тебя зовут?
(Ваня оттаскивает её, и в ужасе говорит)
Ваня.
Ведь это инспектор,
Попали мы, Зин.
Зина:
Давай побыстрей от него убежим.
Ваня:
Нет, поздно, и надо ж так было влипнуть!
Зина.
Ну, виноваты, подумаешь, диво,
Зато я прелестна и очень красива,
А это мужчина…
Ваня:
Стоп!
Ты понимаешь хоть,
Кто такой инспектор?
(Зина отрицательно качает головой)
4. Выход ЮИД
Все ребята.
Красиво улыбается
Но строго говорит,
Он знает в совершенстве
Дорожный алфавит.
Зина с Ваней.
Ну а мы такие глупые.
Совсем-совсем не знаем правил!
Простите, виноваты мы!
Инспектор.
И большим, и маленьким -
Всем без исключения,
Нужно знать и соблюдать
Правила движения!
А сейчас на первый раз
Вам - предупреждение!
Хоть применяй свисток, хоть львиный рык,
Не понимают некоторые дорожный всё ж язык!
- Хорошо, что я не один, у меня есть отличные помощники!
Команда ЮИД: «Бонд»
Наш девиз: Будьте осторожны на дороге!
Нам всем ясно,
Что главное в дороге – безопасность.
Кто, если не мы, (хором) сила поколения.
Кто, если не мы, (хором) за правила движения,
Кто, если не мы, (хором) отряд десятилетия,
Кто, если не мы, (хором) на годы, на столетия.
Кто, если не мы, (хором) единая команда,
Кто, если не мы, (хором) законов пропаганда,
Кто, если не мы, (хором) все правила осилим,
Кто, если не мы, (хором) гордость России!
Все: Слушайте и запоминайте!
Песня на мотив «Черный кот»
Жил да был светофор на углу,
Много видел людей на веку.
Нарушителям всем говорит,-
Что ошибок любых не простит.
Подожди, не торопись:
Желтый свет загорелся – стой и жди!
А зелёный горит -
Все открыты дороги - пути!
Жил да был светофор на углу,
Подчинялись все люди ему.
Если красный горит, все стоят,-
Это знает любой из ребят.
Говорят, не повезет,
Кто на красный свет
Дорогу перейдет,
А у нас наоборот -
На зеленый только
Класс наш и идёт!
Инспектор:
Эту парочку мы спасли, ошибки исправили.
Вместе: – А ВОТ ДОРОГА ОШИБОК НЕ ПРОЩАЕТ!
1. И мы сейчас это докажем своим стихотворением.
2. Посвящается детям, пострадавшим на дорогах…
3. У дорожной обочины,
На фонарном столбе,
Ветер треплет и треплет
Букетик цветов.
4. Неживые цветы говорят:
- Где-то здесь
Прервалась цепочка
Детских следов…
5. Шел ребенок домой,
Мама ждет и сестра,
И тетрадки, и книжки
– Завтра в школу с утра…
6. Рев мотора, визжат тормоза…
Страх и боль у ребенка в глазах…
Мама плачет, и куклы грустят,
И тетрадки, и книжки в портфеле лежат.
7. Товарищи взрослые!
Будьте добры и бдительны
Ведь вы тоже и мамы, и папы,
А не только водители!
8.Берегите детей на дорогах страны!
На дорогах гибнуть мы не должны!
1: Сегодня!
2: Здесь!
3: В этом зале!
4: Мы постарались доказать…
5: Все доступно рассказать…
6: Театрально показать…
7: А главное - убедить и призвать!..
8: Не забывайте…
9: Соблюдайте…
10: Уважайте…
Вместе: Правила дорожного движения!
Танцевальная заставка под мелодию песни М. Дунаевского "Ежедневно меняется мода".
Ежедневно меняется мода
Пешеход, как всегда, тороплив,
Но из моды никак не выходит,
Наш любимец - автомобиль.
В ожиданье побед всевозможных
Мы спешили на праздник сюда.
ПДД день и ночь изучали
И сроднились с ЮИД навсегда.
(отвернулись)
Ну что сказать, ну что сказать,
Что ПДД должны все люди знать,
Все люди знать,
Их строго соблюдать!!!
Ну что сказать, ну что сказать,
Что ПДД должны все люди знать,
Все люди знать,
Их строго соблюдать!!!
Время строит огромные замки,
Заполняют Авто города!
И волнуются папки и мамки,
Дожидаясь детей со двора!
На дорогах ЮИД помогает,
Чтоб на всех перекрестках страны
Знать, что жизни нас путь не лишает,
ПДД применять все должны!
Ну что сказать, ну что сказать,
Что ПДД должны все люди знать,
Все люди знать,
Их строго соблюдать!!!
Ну что сказать, ну что сказать,
Что ПДД должны все люди знать,
Все люди знать,
Их строго соблюдать!!!
Предварительный просмотр:
Классный час «Судьба нашей планеты в наших руках»
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию разработку классного часа «Судьба нашей планеты в наших руках». Данный материал будет полезен классным руководителям среднего и старшего звена.
Цель мероприятия: Воспитание нового поколения жителей Земли, главная цель которых, сохранить планету "здоровой".
Задачи:
1. Информирование учащихся о глобальных экологических проблемах современного мира;
2. Информирование учащихся о экологических проблемах Пермского края;
3. Выявление экологических проблем в своём районе;
4.Воспитание экологической культуры детей, чувства ответственности за свое отношение к природе, совершаемые поступки по отношению к ней;
Форма проведения: проблемно-диалогическая беседа классного руководителя с учащимися.
Вступительное слово классного руководителя
Мы с вами живём на планете Земля и в любое время года радуемся каждому дню, строим планы на будущее. А что же нас ждёт впереди? Сегодня поговорим об очень актуальных проблемах, которые касаются каждого человека, о экологических проблемах нашей планеты. Российский писатель В.Г.Распутин писал: «Экология стала самым громким словом на земле, громче войны и стихии. Оно характеризует собой одно и то же понятие вселенской беды, никогда прежде не существовавшей перед человечеством».
2017 год объявлен годом экологии в России. Сделано это для того, чтобы привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны.
27 декабря 2016 года в Кремле Президент РФ Владимир Путин провел заседание Государственного совета по вопросу "Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений", которое официально дало старт Году экологии в России. На заседании были рассмотрены роль и место России в решении глобальных экологических проблем, а также основные задачи долгосрочного экологически устойчивого развития России, такие как снижение рисков деградации окружающей среды и исчерпания природных ресурсов, ликвидация накопленного экологического вреда, внедрение современных чистых технологий на производстве, снижение выбросов вредных веществ. На заседании Госсовета был представлен итоговый проект концепции экологически устойчивого ("зеленого") развития РФ до 2030 года с перспективой до 2050 года.
Информационный блок
Выдающийся русский учёный, естествоиспытатель В.И. Вернадский был обеспокоен отношением человека к природе: «Человечество на Земле и окружающая его живая и неживая природа составляют нечто единое, живущее по общим законам природы. Человек совершил огромную ошибку, когда возомнил, что может отделить себя от природы и не считаться с её законами».
Быстрый прогресс науки и техники с одной стороны позволил удовлетворить все потребности человеческого общества, с другой стороны ухудшил условия его существования. В результате на Земле появилось множество экологических проблем.
Двое заранее подготовленных учеников перечисляют основные глобальные экологические проблемы современного мира:
1. Вырубка лесов. Леса обогащают атмосферу столь необходимым для жизни кислородом и поглощают диоксид углерода. Они играют основную роль в круговороте воды. Обезлесение продолжается во всём мире с большой скоростью. Ежегодно теряется 13 миллионов гектаров леса, тогда как вырастает только 6 миллионов гектаров. За каждую секунду исчезает с лица планеты лес с размером футбольное поле.
2. Разрушение озонового слоя. Выбрасываемые в атмосферу фторированные и хлорированные углеводороды и галогенные соединения разрушают структуру слоя. Он истощается и это приводит к образованию озоновых дыр.
3. Сокращение биоразнообразия. По оценкам специалистов ежегодно исчезает 10-15 тысяч разновидностей организмов. В Красную книгу России по состоянию 2000 года занесены 415 видов животных.
4. Загрязнение воды. За последние десятилетия большинство рек и озер мира было превращено в сточные канавы и отстойники.
5. Перенаселение. Земля не может выдержать такое огромное количество людей. Ведь рост численности людей - это и рост использования природных ресурсов, рост площадей под сельскохозяйственные и промышленные нужды, рост количества вредных выбросов, рост количества бытовых отходов.
6. Нефтяное загрязнение. В наши дни нефть, как энергетический ресурс, является одним из основных факторов развития экономики. Но добыча нефти, ее транспортировка и переработка неизменно сопровождается ее потерями, выбросами и сбросами вредных веществ, последствием которых является загрязнение окружающей среды.
7. Деградация земель. Почва - хранительница плодородия и жизни на Земле. Чтобы образовался ее слой толщиной в 1 см необходимо 100 лет. Но он может быть потерян всего за один сезон бездумной эксплуатации земли человеком.
8. Отходы. В природу ежегодно поступает более 50 млрд. тонн отходов энергетических, промышленных, сельскохозяйственных производств и коммунально-бытового сектора, в том числе от промышленных предприятий - более 150 млн. т. В окружающую среду выбрасывается около 100 тыс. искусственных химических веществ, из которых 15 тыс. требуют особого внимания.
Практический блок
Далее необходимо класс разбить на группы.
1. Учащиеся обсуждают «Экологические проблемы Пермского края» в группах (5-7 минут), выписывают региональные экологические проблемы фломастерами на листах бумаги, затем вывешивают на доску и защищают свои «мини-проекты». Классный руководитель корректирует и дополняет полученную информацию. Делают вывод.
Основные экологические проблемы Пермского края:
[/b]
• Загрязнение атмосферного воздуха (источники: промышленные предприятия, большое количество автотранспорта);
• Загрязнение водных объектов (источники: промышленные и сельскохозяйственные предприятия, шахты);
• Гибель и вырубка лесов (источники: незаконная вырубка, пожары, загрязнение и болезни лесов);
• Нарушенные земли (проблемными в плане возможного проведения рекультивации являются около 40% всех площадей нарушенных земель региона);
• Образование и накопление отходов производства и твердых бытовых отходов (ТБО).
Пермский край является одним из динамично развивающихся регионов России. Одна из наиболее серьезных экологических его проблем — образование и накопление отходов производства и потребления (ежегодно в крае их образуется порядка 46 млн. тонн). Значительную часть отходов производства составляют отходы добывающей промышленности — более 40 млн тонн в год. Объем ТБО составляет 1,2 млн. тонн. Ниже смотрите диаграмму состава ТБО.
2. Учащиеся обсуждают «Экологические проблемы своего посёлка и района» в группах (5-7 минут), выписывают экологические проблемы фломастерами на листах бумаги, затем вывешивают на доску и защищают свои «мини-проекты». Классный руководитель корректирует и дополняет полученную информацию. Делают вывод.
Основные экологические проблемы Гайнского района:
• Гибель и вырубка лесов (источники: незаконная вырубка, пожары, загрязнение и болезни лесов);
• Загрязнение водных объектов (на берегах рек выбрасывается мусор, в реки стекает вода из канализаций, из-за молевого сплава древесина засоряется дно больших рек и т.д.);
• Образование и накопление ТБО (на улицах районного центра много мусора. Много ТБО вывезено в леса, хотя имеется санкционированная мусорная свалка).
По статистике каждый из нас образует 300 килограммов ТБО в год.
3. Почему происходит увеличение образования ТБО?
Обсудили этот вопрос учащиеся в группах. Делают вывод:
Причин увеличения образования твердых бытовых отходов множество:
• рост производства товаров одноразового использования;
• увеличение количества упаковки;
• повышение уровня жизни;
• моральное, а не физическое устаревание вещей;
• отсутствие на сегодняшний день развитой инфраструктуры, связанной с обращением с ТБО;
• нерентабельность на сегодняшний день видов предпринимательской деятельности, связанной с вывозом и переработкой отходов;
• бытовая культура жителей;
• …
Довольно часто можно наблюдать картину: люди бросают мусор на улицах, не используя урны. Дети, разворачивая конфеты, тут же на газоне или тротуаре оставляют фантики. Взрослые люди, покурив, бросают окурки. Многие жители нашего посёлка не убирают территорию возле домов. Окружающие вынуждены лицезреть неопрятный вид улиц. А сколько же времени требуется на полное разложение отходов в окружающей среде?
• Стеклянная бутылка: 1млн. лет;
• Полиэтиленовый пакет: 500 – 1000 лет;
• Пластиковая бутылка: 500 – 1000 лет
• Окурки сигарет: 1 – 5 лет;
• Газеты: 1 – 3 месяца;
• Огрызки яблок: 1 – 2 месяца;
• Картонные коробки: до 3 месяцев;
• Бумага: 2 года;
• Алюминиевая банка: 500 лет;
• Старая обувь: до 10 лет;
• Резиновые покрышки: более 100 лет.
4. Итоги. Что может сделать каждый из нас, чтобы на нашей планете было чисто?
Учащиеся обсудили этот вопрос в группах. Делают вывод:
Спасение окружающей среды может казаться слишком большой проблемой, но можно начать с малого и медленно продвигаться дальше. Если каждый человек приложит даже минимальное усилие, весь мир очень быстро станет намного чище. И возраст этому не помеха.
Что делать? С чего начать?
• В первую очередь перестать мусорить самому и приучать к этому своих близких и друзей;
• Посёлковой администрации проводить акции: «Самая чистая улица»; «Дом образцового порядка», и т.д;
• Пользоваться пунктами приёма вторсырья (чёрные и цветные металлы сдавать в пункты приёма);
• Пищевые отходы и бумагу в сельской местности утилизировать в компостные ямы;
• Сократить использование одноразовой посуды;
• Ненужные вещи не выкидывать, а отдавать нуждающимся;
• …
5. Рефлексия. Обратная связь.
А сейчас я бы хотела, чтобы каждый из вас закончил одно из предложений.
• Я узнал, что…
• Я думаю, что после сегодняшнего разговора…
• Я надеюсь….
Предварительный просмотр:
Классный час на тему «Как не угодить в сети социальных сетей»
Представленная разработка классного часа рекомендована классным руководителям 7-9 классов. Данный материал призван объективно взглянуть на виртуальное общение подростков в социальных сетях. И задаться вопросом, так ли уж безопасна публичная откровенность?
Цель:
формирование объективного и критического отношения к социальным сетям.
Задачи:
• выяснить разницу между виртуальным и реальным общением людей;
• определить причины человеческих откровений в социальных сетях;
• разобраться, стоит ли выставлять личную жизнь напоказ;
• выявить признаки зависимости от виртуального общения;
• переосмыслить свое отношение к социальным сетям, исходя из цели личной безопасности.
Оборудование:
Проектор для показа презентации, ручки с листочками для тестирования.
Учитель. Слайд 1
Люди по наивности своей думают, что виртуальный мир существует сам по себе, как бы понарошку. Большинство общается в сети, часто даже не зная, кем на самом деле является их собеседник. Они не знают азов компьютерных технологий и не представляют, как выложенная в сеть информация может быть использована против них.
Давайте начнем с того, что зададимся вопросом, различно ли ваше поведение в соц. сети и в реальной жизни? (Слайд 2)
- как легко вы заводите и прекращаете отношения в сети?
- насколько вы откровенно высказываете свои мысли, планы, делитесь своим душевным состоянием?
- насколько смелыми и дерзкими могут ваши ответы людям, по сравнению с вашим общением в реальном мире?
- насколько вы хотите быть более интересным человеком, чем вы есть на самом деле?
(Учащиеся высказывают свои мнения).
Ваши ответы ясно показывают, что вы не осознаете, всей публичности вашей виртуальной жизни. В реальной жизни вы стесняетесь к доске выйти, чтобы ответить перед классом, разговариваете тихо и неуверенно. И уж конечно 100 раз подумаете, прежде чем сказать что-то откровенно. Но в сети вы не просто откровенны, вы как на ладони, вы просвечиваетесь насквозь. Не только перед друзьями, но перед всеми. Ваши фото, ваши посты, ваши лайки, ваши группы – они отражают вас, они раскрывают вас. Вы как на сцене огромного зала, где все ваши мысли и желания выставлены на показ. Как это происходит, мы и будем разбирать. В начале поговорим о том, почему мы откровенничаем в интернете. (Слайд 3)
Эгоцентризм и тщеславие.
Есть такой тип личности — истероидный или демонстративный. Такие люди склонны к театрализации. Активность в социальных сетях позволяет им постоянно обращать на себя внимание. Они уверены, что обязаны подарить миру свой «богатый внутренний мир».
Лайки и положительные комментарии тешат самолюбие таких людей. Они не терпят конкурентов, поэтому банят всех, кто не восхищается ими.
Истероиды — актёры, любят примерять на себя различные маски. Вот я дрянная девчонка, а вот я хозяюшка / вот я спортсмен, а вот я на крутой тачке.
Подмена понятий
Вторая причина - в личностном дефиците. Неуверенность в себе, отсутствие стабильности, проблемы в личной жизни — всё это человек пытается компенсировать через социальные сети.
Девушку, неуверенную в своей привлекательности и ценности, видно сразу: у неё 1 679 фотографий, множество альбомов, статусы а-ля «меня трудно найти, но легко потерять» и прочее.
Человека, неустроенного в жизни и зацикленного на успехе, тоже несложно вычислить. В его ленте только хорошие новости, бизнес-советы, рекомендации, как достичь успеха, и так далее. Он считает, что если его мир не идеален, то он недостоин любви.
Пары, демонстрирующие в соцсетях «идиллию», как правило, далеки от неё в жизни. Взаимные искренние чувства не требуют публичности. Напротив, люди стараются скрыть от посторонних то, что им дорого. Если мужчина или женщина постоянно пишет «Я люблю тебя» на стене партнёра вместо того, чтобы говорить это лично, значит, между ними нет контакта. В отношениях им важны не отношения как таковые, а статус «влюблён в такую-то» или «замужем за таким-то».
Действия «добавить в друзья», «удалить из друзей», создает ощущение, что в реальной жизни так же просто строятся отношения (ведь читать новости знакомого, а часто незнакомого человека, не значит дружить).
Высказывания под маской
В живом диалоге человек постесняется употреблять нецензурные выражения или откровенную критику, а в сети – нет, закрывшись под картинкой он смело вступает в полемику по любым вопросам.
Подмена реальных действий виртуальными
Такими как добавь на страницу свечу памяти по погибшим в авиакатастрофе, добавь георгиевскую ленточку, гвоздику и т.д. в честь Дня Победы, добавь цветы сакуры в помощь пострадавшим в Японии. Вместо реальной гвоздики ветеранам, вместо активной помощи благотворительным организациям и пострадавшим людям человеку в сети кажется, что он, добавив картинку, сделал дело.
А теперь вспомните свою страницу в социальной сети: насколько справедливы мои высказывания? (Учащиеся высказывают свое мнение)
Таким образом, социальные медиа выдают желаемое за действительное:
• у неуверенных в себе повышается самооценка;
• лузеры «приближаются» к своей мечте;
• а несчастные в любви получают иллюзию крепких отношений.
Признание окружающих, их любовь и внимание в умеренной степени нужны всем. Даже самодостаточный человек улыбнётся, увидев приятный комментарий под своим фото. Но в социальных сетях эта потребность зачастую приобретает гипертрофированный характер. Личности с неустойчивой самооценкой подсаживаются на лайки и комментарии, как на наркотик. Такие люди не любят себя и не видят своей ценности. Гармоничному человеку лайки и комментарии не нужны.
Вопрос к классу. Как вы думаете, почему не стоит размещать личные данные в соцсетях? (Слайд 4)
«Я не такая, я не такой» (Слайд 5)
Выкладывание личных фотографий может иметь негативные последствия. Опрометчиво выложенные на вашей странице фотографии с непристойными позами, откровенные фото, позорящие вас. Или подобные фото ваших друзей. Даже просто скаченные неприличные фото и выставленные на публичное обсуждение на вашей странице компрометируют вас и ваших родителей. Это же касается непристойных видеороликов, которые вы выставляете напоказ, думая, что это прикольно.
Но в один прекрасный день ваши родители или родственники или администрация учебного заведения может увидеть в сети ваши, так называемые приколы. Удаление фотографий может не помочь. Администраторы «ВКонтакте» честно предупреждают, что вся информация в Интернете находится в свободном доступе, невозможно полностью запретить другим пользователям ее копировать и выкладывать еще где-то. Единственный возможный способ полностью обезопасить себя — не размещать ничего в свободном доступе, не разрешать себя снимать, следить за своими личными данными».
Если же вы размещаете компрометирующее видео и фото на ваших друзей, вы попадаете под уголовную ответственность, вплоть до тюремного заключения.
Свои данные: номер телефона, домашний адрес, личные документы: паспорт, ИНН и др, сведения об имуществе, месте учебы. (Слайд 6)
у многих пользователей банковские карты привязаны к телефонным номерам, рекламодатели также с удовольствием воспользуются вашим номером. На оставленный в открытом доступе номер телефона может сыпаться «спам» или, например, сообщения от мошенников с требованием оплаты несуществующих кредитов.
Любое упоминание или намек на ваш домашний адрес ставит вас под угрозу. Злоумышленники могут использовать эту информацию, особенно если знают, в какие часы вас не бывает дома. Если вы не хотите стать жертвой грабежа, мошенничества и хакерских атак, то не указывайте свой домашний адрес. Тем более, нельзя публиковать фотографии с ценными вещами, которые находятся в квартире.
Не позволяйте себе писать сообщения, в которых вы жалуетесь на свою школу, учителей или одноклассников. Даже один негативный пост может испортить вам репутацию, так как ваши записи находятся в открытом доступе. Кроме того, помните, что говорите о своем отсутствии в школе. Известно немало случаев, когда «больной» ученик, выкладывал сомнительные фотографии своих развлечений, не понимая, что разоблачает себя.
Данные об отношениях.
Встречаетесь вы с кем-нибудь, одиноки или в ваших отношениях «все сложно» — не стоит выставлять эту личную информацию на ресурсах общего пользования. Статус, написанный на вашей странице об отношениях, может также притягивать киберпреступников.
Существует немало примеров, как доверчивые пользователи попадались в сети мошенников, «разводивших» их на откровенные разговоры, фотографии и другую информацию, которая в дальнейшем использовалась для шантажа.
Экстремальные хобби и вредные привычки.
Если увлекаетесь экстремальными видами спорта и часто подвергаете свою жизнь опасности, то об этом сообщать не нужно. Большинство руферов, бейс-джамперов и других экстремалов предпочитают создавать фейковые аккаунты, и это правильно.
В эпоху, когда Интернет превратился в глобальную базу данных, подобная информация может скомпрометировать вас в глазах страховой фирмы. Помимо страховых компаний все больше используют интернет для составления «портрета» клиента и банки.
Пока отмена страховок, отказ в выдаче кредитов или повышение процентных ставок на основании повышенных рисков для жизни заемщика в России еще не применялись. Однако в Европе известны подобные случаи из-за «несоответствия» страницы в социальной сети и описания в заявлении заемщика. Об этом следует помнить не только любителям экстрима, но и любителям «смолить как паровоз».
Публичные сообщения на вашей «стене».
Сообщения ваших друзей, знакомых или вовсе неизвестных людей, опубликованные на вашей «стене» также могут сыграть негативную роль в реальной жизни. Шутки «ниже пояса», «оскорбления», «обвинения», которые позволительны при непосредственном общении, не должны становиться достоянием общественности. Нельзя забывать, что подобные «шедевры» видит не только получатель, но и другие пользователи, не посвященные в тонкости вашего общения. Перед тем, как отправить очередное сообщение провокационного содержания, задумайтесь, не навредит ли оно вам и адресату. Кроме того, собственную «стену» надо регулярно проверять и, в случае появления, обязательно удалять подобные сообщения.
Желательно ограничить список пользователей, которым разрешена публикация сообщений на «стене». Помимо постов от друзей, «стену» могут засорять сообщения из сообществ, в которых вы состоите, и другой спам.
Группы, в которых вы состоите.
Группы и сообщества, в которых вы состоите – прямая ваша характеристика. Если в реальной жизни вас судят по вашим друзьям, то в виртуальной по группам. Экстремистские, эротические или порнографические, просто глупые – все они отражают ваше мировосприятие. Когда ваши непристойные интересы становятся известны всем, когда на вас станут показывать пальцем и смеяться над вами, вы, будучи скромными в реальной жизни, будете сильно переживать, вплоть до нервных расстройств.
К чему приводит подобная откровенность в социальных сетях? К появлению психологических проблем и всё большему разрушению реальных межличностных связей.
Можно разучиться общаться. Перестать быть самим собой, быть спонтанным. Ведь в Сети у вас всегда есть время на то, чтобы обдумать сообщение, чтобы подстроить его под свой образ.
Тест на зависимость от соцсетей.
Ответьте да или нет на каждое утверждение.
(Учащиеся слушают вопрос и отвечают)
1. Постоянно возникает навязчивая потребность просмотреть свои входящие сообщения, даже зная о том, что никто не должен был написать, вас всё равно тянет включить свой персональный компьютер и проверить это. А возможно вы вообще постоянно находитесь онлайн, даже на ночь не отключая интернет, чтобы не пропустить что-либо интересное.
2. Вы слишком много времени проводите у экрана своего монитора, и каждый раз, заходя в социальную сеть, обещаете себе, что пробудете там лишь пару минут, а в итоге с ужасом обнаруживаете, что прошло полдня. Вас тянет десятки раз на дню просматривать страницы друзей, в надежде, что хоть кто-нибудь из них обновил информацию.
3. Вы испытываете острое желание регулярно обновлять статус на своей странице, обсуждать с друзьями каждый свой шаг, фотографировать себя везде и всюду, и чаще выкладывать новые снимки. Вам важно, сколько людей посетило вашу страницу в течение дня, и как они прокомментировали ваши обновления.
4. Всё общение с друзьями происходит в основном через социальную сеть, вы уже забыли, когда видели их в последний раз.
5. Игра в различные приложения является хорошей альтернативой другим повседневным делам, вас затягивает этот процесс, вам важно пройти больше уровней и повысить рейтинг.
6. Вы испытываете жуткое раздражение, если по какой-либо причине не можете попасть на свою страничку в социальной сети. Вы будто становитесь оторванным от внешнего мира.
(Дети подсчитывают результаты. Большинство утверждений положительно – это говорит о зависимости).
Учитель.
Всё это говорит о том, что вы определенно склонны к затяжной зависимости от сетевых ресурсов. Но, даже если вы обнаружили у себя все признаки – не стоит отчаиваться, у вас всегда есть время взять себя в руки, нужно только вовремя суметь сказать себе «Стоп!».
Есть ли зависимые? Как им помочь??
• Старайтесь чаще встречаться с друзьями лично, звоните им больше по телефону.
• Приглашайте в гости, посетите вместе какое-нибудь уютное местечко, где можно хорошо провести время, и вы поймете, что это гораздо интересней, чем проводить свой вечер у монитора.
• Выберите для себя хотя бы один день недели, который вы непременно сможете посвящать живому общению.
• Чаще проводите свое время на свежем воздухе, найдите себе интересное занятие, которое отвлечет вас (например, купите абонемент в спортивный клуб, физические нагрузки помогут не только держать себя в форме, но и быть всегда в хорошем расположении духа).
На этом наш классный час подошел к концу. Хочется надеяться, что он поможет вам взглянуть на виртуальный мир более реально. И сделать его безопасным для себя.