"Звук Ц"
Характеристика, правильная артикуляция, упражнения для подготовки данного артикуляционного уклада, приемы постановки, упражнения по автоматизации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ts.doc | 56 КБ |
Ссылка на видео по постановке и автоматизации звука Ц | 11.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Как произносится звук Ц в норме.
Звук Ц (в русской транскрипции [тс]) - согласный, глухой, твердый. Образуется путем слияния звуков [т] и [с] в единый звук. Звуков, парных ему по звонкости и мягкости в русском языке нет.
При произнесении звука [тс] органы артикуляции занимают следующее положение:
- губы слегка растянуты в улыбке, так что обнажаются верхние и нижние резцы;
- зубы сближены, образуя щель 1-2 мм;
- кончик языка широкий, находится в нижней части нижних передних зубов;
- боковые края языка приподняты и плотно смыкаются с верхними боковыми зубами;
- спинка языка в своей передней части на долю секунды плотно смыкается с верхними альвеолами, как при произношении [т], после чего образует с ними (в. альвеолами) узкую щель для выхода струи воздуха, как при произношении [с];
- воздушная струя сильная, толчкообразная, проходит посередине языка и при поднесении тыльной стороны ладони ко рту ощущается как холодная;
- мягкое небо плотно прижато к задней стенке глотки, не давая воздуху уходить в нос;
- голосовые связки разомкнуты, не образуют голос.
Способы постановки звука
Способ постановки
ОТСУТСТВИЕ ЗВУКА:
По подражанию:
а) Тактильное ощущение: поднести руку ребенка тыльной стороной ко рту логопеда, чтобы при быстром произнесении звука [ц] он ощутил удар воздушной струи.
б) Выполнить упражнения: «Забор» — «Окно» «Мост». Кончиком языка упереться в нижние перед- ние зубы. Спинка языка выгнута, касается верхних передних зубов. Чтобы спинка языка лучше соприка- салась с нёбом, боковые края языка зажимаются зу- бами и остаются зажатыми в момент вдоха и в мо- мент выдоха, кончик языка свободен. Вдохнув, вы- дохнуть воздух коротким сильным толчком при одновременном отрывании кончика языка от нижних передних зубов. Струя воздуха проходит посередине языка, положение зубов не меняется, губы напряже- ны и растянуты в улыбке, т. е. положение «Забор». Слышится короткий звук [ц] — «Кузнечик».
в) То же, но без зажатия боковых краев языка.
[Ц] – песенка синички, «Тихо, дети расшумелись»
Попробуем поставить звук [Ц] по подражанию. Сядьте к зеркалу. Возьмите ладошку малыша и поднесите её к своему рту. Произнесите утрированно на сильном выдохе: «Ц-ц-ц - …». Ребёнок при этом должен почувствовать удары холодного воздуха о ладошку. Обратите внимание крохи на правильное положение языка и губ (они приоткрыты в улыбке). Пусть скопирует все Ваши действия и повторит: «Ц-ц-ц -…». Возможно, понадобится несколько повторов, или занятий, чтобы всё получилось. Закрепите результат, повторяя слоги: ца-ца-ца, цо-цо-цо, цу-цу-цу, цы-цы-цы, це-це-це. При произнесении этих прямых слогов губы должны принимать положение следующего за ним гласного звука. На первом этапе произношение ещё утрированное и напряжённое. Но постепенно всё встанет на свои места, и артикуляция станет непринуждённой.
Ребенку предлагается образец произношения звука в сочетании с игровыми образами (лошадка цокает копытцами, девочка просит не шуметь и т.п.); одновременно используется зрительный контроль за правильной артикуляцией, тактильные (осязательные) ощущения.
От опорного звука:
а) Из положения «Мост» произносить подряд: «тсс», «тсс», «тсс», убыстряя темп: «тсс», «тсс», «ц».
б)Из положения «Лопата» прикусить переднюю часть языка в слоге: «ат» и подуть, получится «ат—с = ац».
Смешанный способ:
Выполнить упражнения: «Забор» — «Окно» «Мост». В положении «Мост» — «Забор» придерживать язык шпателем, произносить звук [т] — прикусывая зубами переднюю часть языка, а затем произносим [с]. Сначала эти звуки произносятся отдельно, а потом слитно.
Примечание: при постановке звук [ц] ребенку не называют, а заменяют названием упражнения «Кузнечик».
Так как положение органов артикуляции звуков «С» и «Ц» очень похоже, звук «Ц» довольно легко ставится на основе правильно произносимого звука «С», но требует дополнительной работы с кончиком языка, так как его движения при произношении всех упомянутых звуков очень схоже. Поэтому важно объяснить ребёнку принцип работы кончика языка при произнесении каждой отдельной буквы, для большей наглядности прибегая к их сравнению.
Как только ребёнок начал правильно произносить изолированный звук «Ц», необходимо сразу же приступить к его автоматизации.
Постановка [Ц] возможна только после того, как звук [с] будет исправлен и войдет в речь ребенка. Ставят [ц] от [т] при опущенном кончике языка к нижним резцам и прижатой к верхним резцам передней части спинки языка. Ребенка просят произнести [т] с сильным выдохом. При этом как бы последовательно произносят [т] и [с]. Чтобы получить слитный звук с укороченным свистящим элементом, ребенку предлагают произносить обратный слог с гласным [а] (атс).
Когда трудно удержать язык у нижних резцов — механическая помощь. Зондом №2 логопед удерживает кончик языка у нижних резцов и просит произнести с сильным выдохом [та] (в момент выдоха слегка нажимаем на язык = [ц]).
При этом звуке зубы обнажены в «улыбке», сближены или сомкнуты. Струя воздуха идет одновременно на кончик языка и передние зубы. Кончик языка, упираясь в нижние зубы, резко спинкой поднимается к небу и также резко опускается. Струя воздуха прерывается: происходит смычка. Воздушная струя толчкообразно подается на передние зубы. Это можно ощутить тыльной стороной ладони. Струя воздуха холодная и трется о передние зубы.
Теперь пробуем с ребенком подражать «лопнувшему» шарику: «Т-сссс». Звук «Ц» состоит из двух: «Т» плюс «С». Если ребенок произносит эти звуки правильно и легко, то затруднений это не вызовет. Необходимо обязательно следить за «улыбкой» - зубки обнажать и верхние, и нижние. Кончик упирается в нижние зубки. Учим ребенка быстро производить смычку. Можно пользоваться термином «постреляй»-тс-тс. Звук «С» не тянется в этом случае. Он как и «Т» произносится отрывисто. Но когда у нас «лопнул» шарик, в этом случае можно «С» потянуть. Это делается для того, чтобы ребенок лучше прочувствовал струю воздуха и сам звук.
Нужно помнить, что иногда можно получить звук «С» от «Ц» при его длительном произношении: Ц=Т+ Ссссссс и отдельно его закрепляем.
Когда звук «Ц» ребенок произносит четко и изолированно, то приступаем к его автоматизации. Если не получается, то продолжайте, играя, подражать.
Когда ребенок правильно изолированно произносит звук «Ц», то приступаем к его автоматизации.
Этот звук лучше автоматизировать в словах, в которых он находится на конце.
Придумываем предложения с этими словами.
Учим с ребенком пословицы, загадки, стишки.
От артикуляционного уклада:
Ребенку предлагается воспроизвести артикуляционный уклад звука, применить правильную воздушную струю, определить наличие/отсутствие голоса; в результате должен получиться нормированный звук.
11. Постановка звука [Ц] от арт. уклада "Катушечка"
Предложить ребёнку открыть рот, кончиком языка упереться в нижние передние резцы, а язык приподнять и выгнуть так, чтобы передняя часть прижималась к нёбу. Язык касается верхних резцов спинкой. Без включения голоса произносить звук, имитирующий звук [Т] Произнесение звука происходит в момент размыкания, когда кончик языка отскакивает от нижних передних зубов под напором сильной воздушной струи выдыхаемого воздуха. Губы напряжены и растянуты в улыбке. Обязательно, контроль ладонью руки.
Постановка звука [Ц] от АТС
Звук [Ц] лучше ставить в обратных слогах. Ребёнка просят произнести звук [Т] с максимальныим выдохом. При этом, последовательно произности звуки [Т] и [С]..При этом звук [С] надо произносить протяжно. Потом включается звук [А], и ребёнка просят произнести сочетание [АТС] с сильным выдохом в момент перехода от [ А] к [ТС].
ГУБНО-ЗУБНОЙ СИГМАТИЗМ
На этот раз непослушание проявляет нижняя губа. Необходимо снять губную артикуляцию. Возможно, это удастся при помощи Вашего указательного пальца. Прижмите им нижнюю губку малыша к основанию нижних зубов (палец следует класть горизонтально). Попридержите капризулю, пока ребёнок будет произносить прямые и обратные слоги со звуком [Ц]. Через какое-то время Ваша помощь уже не потребуется.
Существует и другой способ борьбы с этим сигматизмом. Кроха демонстрирует ослепительную улыбку (видны верхние и нижние зубки). Вы большим и указательным пальцами фиксируете углы рта: голливудское сияние надо удержать как можно дольше! Не меняя положение губ, ребёнок, вслед за Вами, произносит слоги: ца-ца-ца, цы-цы-цы, це-це-це, ац-ац-ац, иц-иц-иц, ец-ец-ец. Как только нижняя губка научится вести себя пристойно, а звук [Ц] будет звучать ясно, «подпорки» убираются.
Предварительный просмотр:
Ссылка на видео постановки и автоматизации звука Ц