Семинар-практикум "Играя, развиваем речь"
Семинар - практикум "Играя, развиваем речь" был проведен с родителями на районном методическом объединение педагогов психологов и учителей - логопедов муниципального района Уфимский район по теме «Повышение качества логопедической и психологической коррекции через систему работы с родителями детей, имеющих речевые недостатки»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_-_praktikum.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
Центр развития ребенка детский сад «Ромашка» с. Михайловка
Муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан
ОТКРЫТОЕ МЕРОПРИЯТИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ 5- 6 ЛЕТ, ИМЕЮЩИЕ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ В ФОРМЕ
СЕМИНАРА – ПРАКТИКУМА «ИГРАЯ, РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ»
НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИЕ
ПЕДАГОГОВ ПСИХОЛОГОВ И УЧИТЕЛЕЙ - ЛОГОПЕДОВ
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА УФИМСКИЙ РАЙОН
«ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ РЕЧЕВЫЕ НЕДОСТАТКИ»
Подготовили:
педагог – психолог Киреева Б.Р.
учитель – логопед Гайнетдинова И.Р.
17.02.2014г
Здравствуйте, уважаемые родители! Очень рады видеть Мы сегодня пригласили Вас на семинар – практикум и очень рады видеть всех. Тема нашей встречи «Играя, развиваем речь».
И нашу встречу хотим начать со слов В. Сухомлинского «Годы детства – это прежде всего воспитание сердца. Воспитание не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка».
Выступление психолога об актуальности темы семинара: «Большинство взрослых не придают особого значения детской игре, считая её чуть ли не второстепенным занятием. К примеру, расспрашивая ребёнка о прожитом в детском саду дне, родители интересуются обычно, что делалось на занятиях, как ребёнок спал или что ел. С каждым годом всё больше времени тратит ребёнок на посещение развивающих кружков, занятий по подготовке к школе, соответственно, всё меньше времени отводится игре.
Игра является ведущей деятельностью дошкольника, и именно в ней должны формироваться важнейшие новообразования, но при этом она занимает всё меньше места в жизни детей.
Особое внимание уделяется творческому характеру игры, её содействию развитию воображения, мышления, речи ребёнка. А наблюдая за игрой, можно многое сказать об уровне развития ребёнка в целом. Ведь в ней он может проиграть беспокоящие его фантазии, ситуации, переживания, в том числе трудности во взаимопонимании с родными.
В игре ребёнок учится осваивать различные роли. Это умение будет очень полезно ему уже при поступлении в школу, когда он будет знакомиться с новой для него ролью ученика. А во взрослой жизни ему придётся включаться в роли: мужа, отца, представителя той или иной профессии, что не всегда удаётся. Но, сталкиваясь в жизни с трудностями, взрослые не видят их истоков в собственном детстве, поэтому не уделяют внимания ролевому развитию детей: умению проигрывать различные по статусу и содержанию роли.
Однако, это вовсе не означает, что взрослым совсем не следует вмешиваться в детскую игру. Далеко не всегда сам ребёнок способен придумать такую игру, которая отвечает его возможностям и развивает способности. Нередко взрослые оставляют детей наедине с игрушками, т.к. считают, что они сами знают, как играть. Но даже самые полезные игрушки не могут подсказать ребёнку, как с ними играть. Чтобы игра стала действительно развивающей деятельностью дошкольника, ему сначала нужно научиться играть, а уже после этого он сможет творчески развивать, дополнять и даже придумывать новые игры. А научить может только тот, кто уже умеет играть и знает интересные игры.
Игру можно рассматривать как своеобразную форму общения взрослого с детьми, в процессе которой взрослый одновременно является и организатором и участником игры. В каждой самой простой игре обязательно есть правила, которые организуют и регулируют действия ребенка.
Особенности игровой деятельности детей 5 – 6 лет – коллективная игра со сверстниками, ролевой диалог, игровая ситуация
Данный семинар – практикум полезен родителям. Ваше участие в нем позволит повысить свою психологическую культуру, логопедические знания и надеемся, Вы будете применять используемый опыт в общении со своим ребенком».
ПЕДАГОГ – ПСИХОЛОГ: Сегодня мы вас приглашаем в волшебную страну «Играландию».
Прежде чем отправиться в путешествие, давайте познакомимся и поприветствуем друг друга. Назовите свое имя, как бы вам хотелось, чтобы мы сегодня называли вас, и дополните фразу: «Я отправляюсь в путешествие и возьму с собой…» - назовите предмет, начинающийся на первый звук вашего имени. Каждый следующий участник после того, как предложит свой вариант продолжения фразы, повторяет все, что было сказано до него. Например: «Я Буляк, я отправляюсь в путешествие и беру с собой блокнот». Следующая за ней говорит: «Я Ольга. Я отправляюсь в путешествие и беру с собой одежду. Буляк взяла блокнот»
Игра-задание: Ну, а сейчас я предлагаю вам необычное задание: вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете, так, как сказано, то выставляете фишку красного цвета, не всегда - жёлтого, никогда - синего.
Каждый вечер уделяю время на игры с детьми
- Рассказываю о своих играх в детстве
- Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребёнком
- Купив ребёнку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры
- Слушаю рассказы, ребёнка об играх и игрушках в детском саду
- Изготавливаем игрушки своими руками
- Не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, т.е. не лишаю его на время игры или игрушки, если он провинился.
- Часто дарю ребёнку игру, игрушку
- Если на вашем столе больше красных фишек, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Играете с ребёнком на равных. Ведь игра - это самое интересное в жизни ребёнка. Попробуем в этом убедиться и отправиться в страну «Играландию». (Звучит музыка, включаем проектор ночного неба на телеэкране появляется волшебная страна) У АЙСЫЛУ
Посмотрите здесь столько много игрушек Игра «Угадайте, какую игрушку выбрал бы ваш ребёнок?»
Мамы должны из десяти игрушек выбрать ту, которую предпочёл бы их ребёнок. Далее показываем родителям слайды с фотографиями детей, и те видят, совпал ли их выбор с выбором ребёнка.
Игрушки нас не отпустят, пока мы с ними не поиграем
Игра «Что изменилось» Предлагаем рассмотреть игрушки, которые лежат на столе и запомните их, в течение 10-15 секунд. Затем просим отвернуться, а тем временем уберите одну игрушку или поменяйте их местами. Когда открывают глаза по нашему сигналу, спрашиваем, что же изменилось.
УЧИТЕЛЬ – ЛОГОПЕД: В стране Играландия живет Доктор Айболит, любимый герой наших детей. Он рекомендует играть с детьми и приглашает Вас поиграть в следующие игры…
Рекомендация №1 делать с детьми артикуляционную гимнастику ежедневно. А как правильно выполнять упражнения нам покажут, специалисты, приехавшие на наше мероприятие со всего района. А вы, уважаемые родители повторяйте за нами.
Вышла погулять Лягушка…..
1. «Лягушка»
Растяни в улыбке губы Описание: Растянуть губы в улыбке, чтобы
И пропой тихонько: «И-и-и» ты. были видны верхние и нижние зубы
Зубки все у нас видны
Сверху, снизу, посмотри!
Услышал её песенку Слоненок и поспешил к ней….
2. «Слоненок»
Губы вытяни вперед Описание: Губы вперед трубочкой, зубы
Покажи-ка хоботок почти сомкнуты
И спокойно спой слону:
«Ууууууу!»
И стали они петь вместе…
3. «Улыбочка» - «Хоботок»
«И-у, и-у»,- Описание: Чередовать упражнения
Тихо песенку пою, «Улыбочка» - «Хоботок» в одном ритме Тихо песенку пою:
«И-у, и-у» .
Вместе они пошли в гости к своему другу Бегемотику….
4. «Бегемотик»
Открываем рот пошире, Описание: Спокойно открыть рот.
Держим: раз, два, три, четыре Язык лежит за нижними резцами.
Если прыгает язык,
«Ааа» поем, и он лежит!
Во дворе у Бегемотика стояли качели и друзья стали на них кататься…
5. «Качели»
Сели дружно на качели Описание: Улыбнуться, открыть рот. И качели полетели: Широкий язык поднимать за верхние Вверх- вниз, вверх-вниз зубы, затем опускают за нижние
Только крепче ты держись!
Тут мама Бегемотика позвала друзей пить чай с блинами….
6. «Блинчик»
Утром рано мы встаем Описание: Улыбнуться, открыть рот
Вкусные блины печем Широкий расслабленный, язык
Ручейком по сковородке лежит на нижней губе
Тесто растекается…..
Посмотри, какой красивый
Блинчик получается
Друзья помогли маме разлить чай в чашечки….
7. «Чашечка»
Блинчик на губе лежал, Описание: Из положения «Блинчик»
Вдруг поднялся, не дрожал. поднять язык загибая
Поднимал наверх края - боковые края
Это «чашечка» моя!
После чая друзья побежали играть дальше на улицу.
Рекомендация №2 Играть в игры на развитие фонематического слуха
Доктор Айболит предлагает поиграть в игру «Определи место звука в слове».
Я буду называть слова со звуком «ш»
-если услышите его в начале слова – топайте
-если услышите его в середине слова – хлопайте
- если услышите его в конце слова – кивните головой.
Подробнее об играх на развитие фонематического слуха можно будет узнать в очередном выпуске журнала «Речевая полянка».
Рекомендация №3
Делать дыхательную гимнастику. Развивайте силу, направленность воздушной струи.
Нам помогут следующие игры давайте поиграем в них:
Научим игрушку «летать» (игрушки на поддувание).
«Футбол с коктельными трубочками», «Буря в стакане», «Мыльные пузыри», «Поющий пузырёк».
Ну а теперь мы поблагодарим Доктора Айболита и отправимся дальше по стране «Играландия». И следующая остановка «Послушные пальчики»
Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
На этой остановке мы с вами познакомимся с играми для развития мелкой моторики:
- Игры с прищепками
- Молнии, шнурки, завязки, нитки, веревочки, застежки, пуговицы, ткани различных размеров, форм, цветов и текстуры
- Золушка - перебрать крупу.
- Карандаши
- Каляки-маляки". Берем поднос и рассыпаем по нему мелкую крупу (например, манку). Лучшей доски для рисования не придумаешь. Сначала взрослый рисует на "доске" линии, а малыш повторяет. Пусть это будут очень простые фигуры: квадраты, круги, зигзаги. Снеговик, домик, солнышко
- "Мозаика". Соберите пуговицы разных цветов и размеров. Их можно, во-первых, сортировать по диаметру, цвету и фактуре (гладкие-шершавые). Во-вторых, из них можно составлять картины, выкладывать на листе бумаге разные фигуры. Получается пуговичная мозаика
- Шарики Су-Джок – рефлексотерапия восточный метод.
Су Джок – это системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела, которые находятся на кистях и стопах. Их стимуляция оказывает заметное и профилактическое, лечебное действие. Расположены эти точки на кистях и стопах в строгом порядке, словно отражая в уменьшенном виде анатомическое строение организма. Как лечебное средство массаж был известен ещё в глубокой древности. При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и с сосудами. В рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на цнс? В результате чего повышается её регулирующая роль в работе всех систем и органов.
Ну а теперь нас ждет новая остановка «Волшебные мячики».
Предлагаю поиграть в игры на развитие речи с мячиками. Лучше, если мячики будут с резиновыми шипами. (Родители берут по мячику и на каждый слог по тексту перекладывают (перебрасывают) его из одной руки в другую)
ША-ША-ША – на-ша Ма-ша хо-ро-ша;
ШИ-ШИ-ШИ – Ми-ша с Ма-шей ма-лы-ши;
ШУ-ШУ- ШУ- помогите малышу;
ШО-ШО-ШО - говорим мы хорошо.
А теперь эти же чистоговорки проговорим с помощью пальцев одной руки, двух рук.
ПЕДАГОГ – ПСИХОЛОГ: «Играландия» волшебная страна, посмотрите, здесь даже обычный мешочек становится волшебным.
Игра «Я положил в мешок…»
Участники образуют круг. Перед ними на столе разложены мелкие предметы. Каждый по очереди берет один предмет и опускает его в мешок, сопровождая словами: «Я положил в мешок…». Следующий игрок говорит: «В мешке лежит… (называет предмет), а я кладу…». С каждым участником игры цепочка слов удлиняется.
В нашем таинственном мешочки, разные интересные вещи. Сейчас каждый из вас, не глядя – можно закрыть глаза, сможет достать из мешочка одну, любую, вещицу. И, так же, не глядя, только на ощупь нужно определить, что за предмет у вас в руках. И потом рассказать нам об этом предмете, все еще не глядя на него, как можно подробнее: не только назвать его, но и описать как можно больше его качеств и свойств – из чего он сделан, какая у него форма, поверхность, холодный он или теплый и т.д. Посмотреть на предмет можно будет только после моего разрешения, всем все понятно?
УЧИТЕЛЬ – ЛОГОПЕД: Следующая остановка «Угадайка»
Нетрадиционные игры в развитии речи детей:
Игры с прищепками
Игры с бахильницами
Игры с коробочками из под киндер-сюрпризов
ПЕДАГОГ – ПСИХОЛОГ: В страну «Играландию» заглянул солнечный лучик – это младший сынок солнца. Сейчас он светит нам в глаза. Закрываем их. Теперь он движется по лбу, щекам, носу, губам, подбородку. Погладьте лучик: на лбу, на носу, на щеках, на губах, на подбородке. Поглаживайте его аккуратно, чтобы не спугнуть! Сейчас он перебрался на макушку (гладим голову), затем шею, живот, руки, ноги. Солнечный лучик пробежал по нам с головы до пяток и выскользнул в окно. Но тепло и свет, которые он принес, остались с нами.
Всем участникам раздаем «лучи солнца» и предлагаем написать, что нового и интересного он узнал на семинаре об игре.
Обратная связь: Всем желающим предоставляется возможность высказать свое мнение об игре, что нового они узнали, сказать какие то пожелания, замечания, напутствующие слова
Играйте со своими детьми, получайте от этого удовольствие и результаты не заставят себя ждать!»