Транслирование моего опыта работы в педагогических коллективах

 Гусманова Эльза Фларитовна

Предварительный просмотр:

Су Джок терапия

в логопедической работе

Учитель-логопед

 Гусманова Эльза Флариовна

Су Джок терапия в логопедической работе.

ЧТО ТАКОЕ СУ ДЖОК?

 В переводе с корейского языка Су означает кисть, Джок – стопа. Таким образом, Су Джок терапия - это метод лечения с использованием кистей и стоп. В строении кисти и стопы проявляется удивительное подобие строению человеческого тела. В теле человека можно выделить туловище и пять выступающих частей – голову с шеей и четыре конечности. Посмотрев на свою кисть, мы видим, что кисть тоже состоит из ладони и пяти выступающих частей – пальцев.

 Большой палец, состоящий из двух фаланг, напоминает голову и шею. Каждая из четырёх конечностей тела состоит из трех частей. В руке выделяют плечо, предплечье и кисть; в ноге – бедро, голень и стопу. Каждый из четырёх пальцев кисти, со второго по пятый, состоит из трёх фаланг. Эти и другие признаки подобия подтверждают, что большой палец соотносится с головой, второй и пятый – с руками, а третий и четвёртый – с ногами. Среди всех частей тела стопа наиболее подобна кисти и находится на втором месте по степени подобия телу. Подобие является свидетельством глубоких внутренних связей, существующих между телом, кистью и стопой, и объясняет те большие возможности Су Джок терапии, которые испытали на себе уже тысячи людей.

Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющие нарушения речи.

Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

Эффект их применения зависит от компетенции педагога. Умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психо-физиологический комфорт детям во время занятия, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее. Таким образом, терапевтические возможности нетрадиционной медицины содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.

На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много. Наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием в логопедических целях можно и нужно использовать Су Джок терапию, которая активизирует развитие речи ребенка. Су Джок терапия — это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время. С помощью шариков («ежиков») и колец удобно массировать пальцы в целях благотворного влияние на весь организм. Это позволяет повысить потенциальный энергетический уровень ребенка, обогащает его знания о собственном теле, развивает тактильную чувствительность.

Су Джок терапия.

Цели:

  • Нормализовать мышечный тонус,
  • Опосредованно стимулировать речевые области в коре головного мозга.

Су Джок терапия, последнее достижение восточной медицины. Этим может овладеть каждый человек и, не обращаясь к врачу и медикаментам, помочь себе и своим близким. Системы соответствия всех органов тела на стопах и кистях, это «дистанционное управление», созданное для того, чтобы человек мог поддерживать себя в состоянии здоровья с помощью воздействия на определенные точки.

 Исследования невропатологов, психиатров и физиологов показали, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук. Поэтому Су Джок терапия активизирует развитие речи ребенка.

Эффективность применения нетрадиционных методов терапии во многом зависит от их сочетания с традиционными средствами коррекции. В процессе такого сочетания ребенок исподволь постепенно овладевает необходимыми речевыми навыками и умениями.

 Пальчиковая игра «Черепаха» (у детей в руках Су Джок).

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Шла большая черепаха

И кусала всех от страха,

(дети катают Су Джок между ладоней)

Кусь, кусь, кусь, кусь,

(Су Джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на Су Джок, перекладывая из руки в руку).

Никого я не боюсь

(дети катают Су Джок между ладоней).

Пальчиковая игра «Ёжик»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож.

(дети катают Су Джок между ладонями)

На спине иголки

(массажные движения большого пальца)

очень-очень колкие.

(массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал,

(массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал,

(массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже

(массажные движения мизинца)

на ежа похожи

(дети катают Су Джок между ладонями).

Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

- Мальчик-пальчик,

Где ты был?

(надеваем кольцо  Су Джок на большой палец)

- С этим братцем в лес ходил,

(надеваем кольцо  Су Джок на указательный палец)

 -С этим братцем щи варил,

(надеваем кольцо  Су Джок на средний палец)

-С этим братцем кашу ел,

(надеваем кольцо  Су Джок на безымянный палец)

-С этим братцем песни пел

(надеваем кольцо  Су Джок на указательный палец).

Список литературы

1.           Аммосова Н. С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе: Логопед, № 6, 2004. – С.78 -82.

2.           Крупенчук О.И. Уроки логопеда: Пальчиковые игры / Крупенчук О.И. - Литера, 2008 – С. 32.

3.           Новиковская  О. А. Ум на кончиках пальцев: веселые пальчиковые игры / О.А. Новиковская - М. АСТ, 2007 С. 94

4.           Османова Г.А Новые игры с пальчиками для развития мелкой    моторики: Популярная логопедия / Османова Г.А – КАРО, 2008 – С. 160

5.           Пак Чжэ Ву Вопросы теории и практики Су Джок терапии: Серия книг по Су Джок терапии / Чжэ Ву Пак - Су Джок Академия, 2009  -  С. 208  

6.           Светлова И. Развиваем мелкую моторику. – М., 2002. – С. 72


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа села Амзя городского округа города Нефтекамск Республики Башкортостан «ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР 3 УРОВНЯ НА МАТЕРИАЛЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР» Учитель-логопед Гусманова Эльза Фларитовна Нефтекамск,2017г

Слайд 2

Актуальность -ограниченность лексического состава, неправильное или неточное понимание и употребление слов детьми с ОНР отражается на эффективности их общения с окружающими, на возможности более точного и выразительного оформления содержания своих мыслей; -дети с ОНР, нуждаются в специальной логопедической помощи, направленной на коррекцию лексико-семантической стороны речи.

Слайд 3

Задачи 1 Изучить и проанализировать специальную литературу по проблеме исследования. 2 Исследовать состояние лексики у старших дошкольников с ОНР 3 уровня. 3 Установить особенности лексики у старших дошкольников с ОНР 3 уровня. 4 Подобрать специальные приемы логопедической работы над развитием лексики и провести экспериментальное обучение. 5 Установить эффективность проведенного обучения. 6 Оформить методическое руководство по коррекции лексической стороны речи у старших дошкольников с ОНР 3 уровня.

Слайд 4

Цель Изучение особенностей и возможных методов и приемов формирования лексики у старших дошкольников с ОНР 3 на материале дидактических игр

Слайд 5

Объект У ровень развития лексических категорий родного языка старших дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи 3 уровня

Слайд 6

Предмет Определение эффективных приемов и методов работы по развитию лексики у старших дошкольников с ОНР 3 уровня с использованием дидактических игр

Слайд 7

Гипотеза Формирование лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня будет более эффективной при условии учета ведущего вида деятельности детей данного возраста.

Слайд 8

Диаграмма 1 Результаты обследования понимания речи (в процентах)

Слайд 9

Диаграмма 2 Результаты обследования активного словаря (в процентах)

Слайд 10

Диаграмма 3 Сравнительный анализ результатов обследования понимания речи (в процентах )

Слайд 11

Диаграмма 4 Сравнительный анализ результатов обследования активного словаря (в процентах)

Слайд 12

Сравнительный анализ результатов обследования экспериментальной и контрольной групп Диаграмма 5 Экспериментальная группа

Слайд 13

Диаграмма 6 Контрольная группа

Слайд 14

Благодарю за внимание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Какова же роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей? В настоящее время серьезной проблемой является развитие речи детей.Не секрет ,что в наше время развитие средств массовой информации сильно сократило общение друг с другом во многих семьях. Однако даже самые лучшие детские передачи или обучающие игры на компьютере не могут заменить общения родителей со своими детьми. Оно было и остается важнейшим условием развития у ребенка нормальной речи .Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.

Слайд 3

В нашем детском саду проблема по развитию речи актуальна. Очень много детей нуждаются в коррекционной ,логопедической помощи . В начале учебного года были обследованы дети старших и подготовительных групп ,в количестве 96 детей. Обследование звукопроизношения показало, что 56 детей старшего возраста с нарушениями речи нуждаются в помощи учителя-логопеда. На логопункт зачислены 29 детей подготовительных к школе групп .Работа ведется по развитию артикуляционного аппарата, дыхания, звукопроизношению, развитие связной речи, работа со сложными словами ,по развитию фонематического слуха.

Слайд 4

. Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий. Советы, замечания и рекомендации логопед записывает в индивидуальном порядке.

Слайд 5

Отмечу, что существуют определенные правила работы в домашних тетрадях: - тетради забираются на выходные, возвращаются в понедельник; - задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и пр.) выполняются карандашами; - весь речевой материал должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания; - задания должны быть прочитаны ребенку; все задания выполняются до конца. задания на автоматизацию звуков (закрепление звуков) можно повторять ,так как идет закрепление поставленных звуков

Слайд 6

Практические советы по развитию и коррекции речи детей

Слайд 8

Поделюсь практическими советамим,упражнениями,играми для автоматизации звуков в речи,развития фонематического слуха,грамматических категорий,словаря, связной речи, мелкой моторики. Игра «Веселые шифры» Закрепление правильного произношения звуков.Предлагаю вам фигурки,каждая фигура обозначает определенный слог(треугольник-са,квадрат –со,круг- су) Игра «Подпрыгни –присядь», игра на дифференциацию звуков С-Ш,называем слова, со звуком С присядаем,со звуком Ш-подпрыгиваем) Игра «Хлопушки» хлопаем на заданный звук Игра «Наоборот»

Слайд 9

Игра «Звук заблудился». Предлагаю вам послушать Незнайкины стихотворения и сказать, где он ошибся. Отпустил Емеля щуку в печку, Ну а сам полез на речку. *** Рисует Петя кошку Машку, А мама Пете варит каску. *** Сидит на дереве корона, А у царя на голове – ворона. *** Вот какой котёнок Мишка: Он поймал большую шишку!

Слайд 10

Подводя итог нашей беседы можно сказать, что использование данных логопедических игр способствует ,развитию речи ребёнка ,автоматизации звуков, развитию слухового восприятия, попутно – развитию внимания, памяти, пространственной ориентировки. Учите, играйте, развивайте! Желаем успеха!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель-логопед Гусманова Эльза Фларитовна МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА АМЗЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД НЕФТЕКАМСК РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН Основная документация учителя-логопеда на дошкольном логопункте Нефтекамск,2017 г

Слайд 2

Блоки Нормативный блок Блок планирования Диагностический блок Блок рабочей документации Методический блок

Слайд 3

Положение о логопедическом пункте Должностная инструкция учителя-логопеда Инструкция по охране труда Паспорт логопедического кабинета Программа по коррекции речевых нарушений Трудовой договор Нормативный блок

Слайд 4

Перспективный план коррекционной работы на учебный год Ежедневные календарные планы коррекционно-образовательной работы Планы индивидуальной и подгрупповой работы с детьми План самообразования Блок планирования

Слайд 5

Речевые карты на каждого ребенка, Журнал логопедического обследования Список детей, представляемый в ПМПК Карта сопровождения ребенка при поступлении в школу Диагностический блок

Слайд 6

Блок рабочей документации Циклограмма деятельности Журнал учета посещаемости Тетради для индивидуальных домашних заданий учителя-логопеда Тетрадь движения детей на логопункте Журнал индивидуально-подгрупповой работы Журнал взаимодействия логопеда и воспитателя Журнал взаимодействия логопеда и родителей

Слайд 7

Методический блок Портфолио учителя-логопеда (грамоты,дипломы,благодарности) Собственный педагогический опыт: публикации, исследования, презентации, конспекты занятий, консультации, игры, пособия,анкеты

Слайд 8

Журнал движения детей № Дата обследования Ф.И.О. ребенка Дата рождения Дом. адрес Состояние речи Заключение Когда взят на занятие Дата выпуска Куда направлен

Слайд 9

Тетрадь консультаций и бесед с родителями № Ф.И.О. родителя Дата проведения Должность, место работы Тема, содержание беседы Решение Подпись

Слайд 10

Журнал индивидуально-подгрупповой работы логопеда дата Ф.И ребенка АГ,массаж лица,языка,пальцев рук,мимические упражнения Развитие фонематических представлений и фонематического слуха Этап работы над звуком

Слайд 11

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА

Слайд 2

ОКОШКО

Слайд 3

ЗАБОРЧИК - ДУДОЧКА

Слайд 4

ЧАСИКИ

Слайд 5

КАЧЕЛИ

Слайд 6

ЧИСТИМ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ

Слайд 7

КАТУШКА

Слайд 8

МАЛЯР

Слайд 9

ЛОШАДКА

Слайд 10

ГРИБОК

Слайд 11

БАРАБАН



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа села Амзя городского округа города Нефтекамск Республики Башкортостан

Консультация для воспитателей

«Игры для  детей  с ФФН»

Учитель-логопед

Гусманова Э.Ф

Нефтекамск,2018г

     Сегодня на консультации мы поговорим  о играх для детей  с ФФН.

     Нормальная речь осуществляется благодаря речевому слуху, речевому дыханию и артикуляции.

     Для того чтобы научиться правильно произносить звуки, ребёнок должен уметь точно воспринимать их на слух. Эта способность правильно слышать и узнавать звуки называется речевым или фонематическим слухом. Речевой слух чем-то сродни музыкальному. Благодаря музыкальному слуху ребёнок может отличать один музыкальный звук от другого, благодаря речевому слуху он распознаёт звуки речи и различает их между собой.

     С помощью речевого слуха ребёнок учится произносить звуки. Он слышит какой-то конкретный звук речи и пытается его воспроизвести, интуитивно подбирая для этого различные варианты произнесения.

     У некоторых детей речевой слух изначально не развит. По этой причине они не могут научиться правильно произносить звуки.     

  
    ФФН  – несформированность звуковой стороны речи, характеризующаяся фонетическими и фонематическими дефектами, т.е. у детей имеет место расстройство произносительной стороны речи и особого фонематического слуха, способствующего различению и узнаванию фонем родного языка.Физиологический слух и интеллект у детей с ФФН сохранны! 

     Структура дефекта при ФФН характеризуется несформированностью звуковой стороны речи, нарушением дифференциации звуков, сходных по артикуляторным и акустическим признакам.

     Общее количество дефектно произносимых звуков при ФФН может достигать 16-20.

     Прямым следствием нарушенного звукопроизношения у ребенка с ФФН является неспособность овладеть фонематическим анализом: выделить звуки на фоне слова, определить их количество и последовательность. Детям с ФФН с трудом дается произнесение слов со стечением согласных и многосложных слов.

     Лексический запас и грамматический строй речи при ФФН обычно в пределах нормы, однако при специальном обследовании могут выявляться ошибки в словоизменении, согласовании частей речи, употреблении предлогов.

     Предлагаю Вам несколько упражнений   для детей  с ФФН

1 Ребёнок после однократного прослушивания выполняет словесные инструкции взрослого (без показа!) Для правильного их выполнения ребёнку необходимы концентрация внимания, устойчивость, переключаемость и достаточный объём слухового внимания.

- прикрой ладонями глаза

- прикрой ладонями уши

- подними правое плечо

- подними левую руку

- согни левую ногу

- правой рукой коснись правого плеча

- левой ладонью прикрой левое ухо

- правой рукой возьмись за левый локоть

- правую руку к плечу, левую вперёд

- поверни голову вправо, а левую руку поставь на пояс

- указательным пальцем левой руки дотронься до носа, а пальцами правой руки возьми себя за правое ухо


2. Если действия, названные взрослым, могут происходить в реальной жизни «бывает»- ребёнок приседает, если «не бывает»- ребёнок стоит на месте.

- корова летает

- лошадь выступает в цирке

- рыба бежит к реке

- курица даёт молоко

- воробей чирикает

- кукушка ловит кошку

- мама моложе дочки

- папа старше сына

- собака ведёт мальчика на поводке

- в холодильнике жарится яичница

- у кошки родились утята

- мальчики играют в футбол

3Если сочетания слов реальны «бывает» - ребёнок поднимает руки вверх, если «не бывает» - ребёнок стоит на месте.

- синий помидор

- красное яблоко

- сладкая селёдка

- тяжелая сковородка

- пластмассовая кастрюля

- шоколадный медведь

- полосатый котёнок

- мягкий утюг

- холодный суп

- глубокая лужа

- горячее мороженое

- мелкая тарелка

4 Ребёнок внимательно слушает название объекта. Если взрослый называет маленький объект, ребёнок соединяет ладошки вместе, если названный предмет большой - ребёнок разводит руки в стороны.

- муравей

- слон

- булавка

- комната

- дом

- озеро

- иголка

- изюм

- море

- пчела и т.д.

5 «Чем отличаются слова?».

 Логопед предлагает детям рассмотреть пару картинок и назвать изображённые на них предметы (кит – кот, жук – сук, шар – шарф, Маша – каша, горка – норка и т.д.). Дети должны определить с помощью наводящих вопросов педагога разницу в звучании этих слов.
6 Игра «Телефон». Дети сидят в ряду друг за другом. Логопед называет слог или серию слогов (напрмер, са-су-со, па-па-са и т.д., состоящие из звуков, не нарушенных в произношении детей) на ушко первому ребёнку. Серия слогов передаётся по цепочке и последний ребёнок произносит её вслух. Последовательность цепочки меняется.
7 Игра «Какой слог отличается?». Логопед произносит серию слогов (например, ну-ну-но, сва-ска-сва, са-ша-са и т.д.) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других.
8«Озорные звуки». Логопед (воспитатель) читает детям двустишие и предлагает детям определить, какие звуки «озорничают», и сказать слово правильно:
Тащит мышонок в норку
Огромную хлебную горку (корку).

Русская красавица
Своей козою (косою) славится.

На глазах у детворы
Крысу (крышу) красят маляры.

Закричал охотник: «Ой!
Двери (звери) гонятся за мной!»

Я рубашку сшила шишке (мишке),
Я сошью ему штанишки.

Лежит лентяй на раскладушке,
Грызёт, похрустывая пушки (сушки).

Тает снег. Течёт ручей.
На ветвях полно врачей (грачей).

Белокрылые хозяйки,
Над волной летают сайки (чайки).

9 «Исправь меня»

Цель: развитие фонематического слуха, восприятия, внимания, умения различать слова, отличающиеся одной фонемой.

Читаем любые детские стихи. В одном из слов заменяем/пропускаем/добавляем лишнюю букву. Ребенок должен услышать ошибку. Например:

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лампочки погреть.

***

Кот плывет по океану,

Кит из блюдца ест сметану.

***

Стужа. Снег. Метут метели. Тёмной ночью бродят двери..

Своей младшей дочке Тосе заплетает мама ... осы.

 

Для маленьких детей можно предложить игры:

«Где звучит?», «Что звучит?», «Угадай по голосу»



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по

использованию здоровьесберегающих

технологий в коррекционноразвивающей

работе с детьми с ОВЗ

М В Еромыгина

Здоровье детей — одна из главныхценностей семьи и государства.

По определению Г. Сигериста,«здоровым может считаться человек,

который отличается гармоническим

развитием и хорошо адаптирован к

окружающей его физической и социаль-

ной среде». Поддержание и укрепление

психического и физического здоровья

подрастающего поколения — важней-

шая задача родителей и педагогов.

К сожалению, в последнее десятилетие

количество детей с проблемами со-

матического и психического характера

постоянно увеличивается.

Это вызвано рядом факторов:

— хронический психогенный стресс у

родителей, закрепленный генетически;

— ухудшение экологической обста-

новки (некачественная вода, химические

добавки в продуктах питания);

— значительное ограничение дви-

гательной активности (длительное пре-

бывание перед телевизором, компью-

терные игры);

— высокий процент курящего на-

селения;

— факторы анамнеза;

— неблагоприятные социальные

факторы.

Большинство детей, поступающих в

ДОУ компенсирующего вида, наряду с

основным диагнозом — ЗПР или ОНР —

имеют в анамнезе хронические

заболевания, соматическую ослаблен-

ность, неврозы, нарушения характера, то

есть находятся на границе здоровья и

болезни. Воспитанники отличаются

нервной истощаемостью, чрезмерной

утомляемостью, замкнутостью, вспыль-

чивостью, гиперактивностью. Эти осо-

бенности приводят к трудностям в

общении и в обучении детей.

По мнению физиологов, дошкольный

возраст относится к критическим

периодам развития ребенка в связи с

нарастанием силы и подвижности нервных

процессов. На фоне формирования ВНД у

детей происходит эмоциональное

перенапряжение, поэтому педагоги

сталкиваются с такими проявлениями

поведения детей, как смена настроения,

повышенная раздражительность,

плаксивость. Дети грызут ногти, крутят

волосы, плохо засыпают, много и

бесцельно двигаются. Эти особенности

воспитанников ДОУ компенсирующего

вида существенно снижают

продуктивность непосредственной

образовательной деятельности учителя-

логопеда и учителя- дефектолога. Поэтому

актуальность внедрения

здоровьесберегающих технологий в ДОУ

компенсирующего вида обусловлена

необходимостью повышения

эффективности коррекционно-

развивающей работы с детьми с ОВЗ.

Внедрение здоровьесберегающих

технологий в ДОУ способствует не только

сохранению и укреплению здоровья детей

с проблемами в развитии, но и улучшению

адаптивных и компенсаторных

возможностей детского организма.

Задачи коррекционно-развивающей

работы с внедрением здоровьесбере-

гающих технологий.

1.        Повышение умственной и физи-

ческой работоспособности.

2.        Охрана нервной системы, снятие

психического и нервного напряжения.

3.        Формирование умения регулиро-вать мышечный тонус, освобождение от мышечных зажимов.

4.        Стимулирование речевых зон коры

головного мозга.

5.        Формирование орального прак-

сиса.

6.        Совершенствование общей и

мелкой моторики.

7.        Повышение резервов дыхательной

системы.

8.        Профилактика нарушений зрения.

9.        Создание благоприятного эмоцио-

нального фона.

Основные принципы использования

здоровьесберегающих технологий в ДОУ

компенсирующего вида:

— доступности (использование здо-

ровьесберегающих технологий в соот-

ветствии с возрастом детей);

— систематичности (реализация оздо-

ровительных мероприятий постоянно);

— оптимальности (разумно сбалан-

сированная психофизическая нагрузка);

— последовательности (последо-

вательное усложнение и увеличение

нагрузки);

— комплексного воздействия на все

анализаторы;

— совместного педагогического воз-

действия (учителя-логопеда, воспитателя,

родителей).

Организация коррекционно-развивающей

работы с использованием здоро-

вьесберегающих технологий:

— ознакомление педагогов ДОУ и

родителей с комплексом оздоровительных

мероприятий;

— накопление практического мате-

риала;

— составление годового планирования

работы;

— организация непосредственной

образовательной деятельности с детьми с

использованием здоровьесберегающих

технологий;

— работа с родителями (консультации,

беседы, практикумы);

— внесение изменений и дополнений в

развивающую среду ДОУ;

— выступление с анализом проделан-

ной работы на итоговом педсовете ДОУ;

— выступление с анализом достижений

детей на психолого-медико- педагогическом

консилиуме ДОУ.

Описание

здоровьесберегающих

технологий

Ароматерапия — терапевтическое воз-

действие запахов на организм человека

(запах эфирных масел, хвои, фруктов, ягод).

Запахи способны управлять рабо-

тоспособностью и настроением человека,

повышают концентрацию внимания, усили-

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА

вают процессы запоминания. Эфирные

масла используются в минимальных дозах

(1—2 капли), так как у детей могут быть

аллергические реакции на запахи.

Артикуляционная гимнастика — комплекс

специально подобранных упражнений для

подвижности речевых органов с целью

тренировки их мышц. Выполнение

артикуляционной гимнастики развивает

силу и координацию, переключаемость

артикуляционных движений, что спо-

собствует не только формированию

звукопроизношения, но и улучшению

общего звучания речи, ее темпа, ритма,

разборчивости.

Биоэнергопластика — синхронные

ритмичные движения артикуляционного

аппарата и кисти руки. Совместные дви-

жения руки и артикуляционного аппарата

помогают активизировать распределение

биоэнергии в организме. Это оказывает

благотворное влияние на активизацию

интеллектуальной деятельности детей (А.

В. Ястребова, О. И. Лазаренко).

Отмечаются положительные изменения в

виде улучшения работоспособности,

внимания, памяти, мышления, речи.

Гимнастика для глаз — комплекс

упражнений, направленный на тренировку

глазных мышц и сохранение зрения детей.

Включение упражнений из комплекса

гимнастики для глаз в непосредственную

образовательную деятельность учителя-

логопеда и учителя-дефектолога

способствует снятию зрительного на-

пряжения и профилактике нарушений

зрения детей.

Дыхательная гимнастика — комплекс

упражнений, направленный на развитие

физиологического и речевого дыхания.

Дыхательная гимнастика способствует

насыщению кислородом коры головного

мозга и улучшению работы всех центров, а

также профилактике и лечению

заболеваний дыхательной системы

(обструктивный бронхит, астматический

бронхит, бронхиальная астма).

Музыкотерапия — воздействие музыки

на организм человека с терапевтическими

целями. В дошкольном возрасте

восприятие отдельных музыкальных

произведений и звуков природы спо-

собствует достижению седативного или

возбуждающего эффекта в зависимости

от цели педагога. Учитель-логопед может

использовать следующие приемы

музыкальной терапии.

— прослушивание музыкальных про-

изведений;

— ритмичные движения под музыку;

— сочетание музыки с работой по

развитию ручного праксиса;

— пропевание чистоговорок под

музыку.

Пальчиковая гимнастика — комплекс

упражнений, способствующий формиро-

ванию произвольных, координированных

движений пальцев рук. Уровень развития

речи у детей находится в прямой за-

висимости от степени развития тонких

движений пальцев рук (М. М. Кольцова).

Ежедневная систематическая пальчиковая

гимнастика способствует улучшению

работы речевых центров коры головного

мозга.

Пескотерапия — работа детей с песком,

стабилизирующая эмоциональное

состояние детей. Этот вид терапии

развивает тонкую моторику, стимулирует

тактильные ощущения, нормализует

мышечный тонус. Песок и теплая вода

обладают релаксирующим действием.

Вместо песка можно использовать другие

сыпучие материалы: морскую гальку,

семена арбуза, фасоль, горох, крупы,

макаронные изделия.

Игры на координацию речи с движением

— игровая деятельность, направленная на

развитие общей моторики детей.

Двигательная активность улучшает

работоспособность, эмоциональное

состояние детей, активизирует внимание,

память, мышление. Движения

способствуют развитию физиологических

систем растущего организма.

Психогимнастика — комплекс

специально подобранных этюдов, на-

правленных на развитие и коррекцию

эмоционально-личностной сферы ребенка.

Вызывание у ребенка здоровьесоздающих

эмоций (интереса, радости, спокойствия,

сочувствия, удивления) улучшает

психическое здоровье детей.

Психогимнастика способствует преодо-

лению страха, тревожности, агрессивности,

дети учатся сопереживать. В

непосредственной образовательной

деятельности учителя-логопеда психо

гимнастика помогает при установлении

продуктивного контакта с гиперактивными

детьми.

Расслабляющие упражнения (релак-

сация) — коррекционный прием, направ-

ленный на снятие мышечного и эмоцио-

нального напряжения у детей. Умение

расслабляться и регулировать мышечный

тонус помогает детям с заиканием,

неврозами, высокой тревожностью.

Самомассаж кистей и пальцев рук —

активное механическое воздействие на

нервные окончания с помощью различных

приспособлений: массажных шариков,

шестигранных карандашей, сосновых и

ольховых шишек, грецких орехов, щеток

массажных, прищепок, бигуди,

иппликатора Кузнецова. Кинестетические

импульсы, идущие от пальцев рук,

изменяют функциональное состояние коры

головного мозга, усиливают ее

регулирующую и координирующую

функции.

Сопряженная гимнастика — комплекс

упражнений, сочетающий пальчиковую и

артикуляционную гимнастику (театр

пальчиков и языка). Динамичное выпол-

нение упражнений для рук, ног, пальцев,

языка, губ способствует синхронной работе

полушарий головного мозга, развитию

способностей детей.

Точечный массаж и самомассаж (су-

джок-терапия, аурикулотерапия) —

механическое воздействие на реф-

лексогенные зоны организма с целью

поддержания здоровья человека.

Су-джок-терапия — это массажноеСу-джок-терапия — это массажное

воздействие на биологически активные

точки кисти и стопы. Аурикулотерапия — это

массажное воздействие на биологически

активные точки ушной раковины. Кисть

руки, стопа и ушная раковина — мощные

рефлексогенные зоны, состоящие в

контакте со многими внутренними

органами и системами организма. Методы

су-джок и аурикулярного массажа

безопасны, эффективны, просты в

применении, доступны для детей. Сеансы

точечного массажа помогают развиваться

всем системам организма, усиливают

концентрацию внимания, улучшают

интеллектуальные возможности,

поддерживают организм в здоровом

состоянии.

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА

Примерное годовое планирование работы учителя-логопеда с использованием здоровьесберегающих технологий

Сроки Мероприятия Работа с родителями

1-й период (сентябрь,

октябрь, ноябрь)

1.        Мягкий адаптационный период, организация щадящего режима в ДОУ и дома.

2.        Пальчиковая гимнастика. 3. Дыхательная гимнастика. 4. Артикуляционная гимнастика. 5. Подвижные игры. 6. Пескотерапия. 7. Релаксация. 8.

Музыкотерапия

1.        Консультация «Как организовать здоровый

полноценный сон ребенка». 2. Беседа «Развиваем

пальчики — стимулируем речь». 3. Практикум для

родителей «Зачем нужна артикуляционная

гимнастика и как ее делать»

2-й период (декабрь,

январь, февраль)

1.        Артикуляционная гимнастика. 2. Дыхательная гимнастика. 3. Гимнастика для глаз. 4. Биоэнергопластика. 5. Самомассаж кистей и пальцев рук. 6.  Психогимнастика. 7. Ароматерапия. 8. Хромотерапия. 9. Подвижные игры. 10.

Релаксация. 11. Музыкотерапия

1.        Консультация «Как сохранить зрение ребенка». 2.

Беседа «Влияние цвета и запаха на здоровье детей».

3.        Практикум «Приемы самомассажа».

3-й период (март,

апрель, май)

1.        Дыхательная гимнастика. 2. Гимнастика для глаз. 3. Сопряженная гимнастика.

4.        Подвижные игры. 5. Самомассаж кистей и пальцев рук.

6.        Точечный массаж и самомассаж (су-джок-терапия, аурикулотерапия).

7.        Психогимнастика. 8. Ароматерапия. 9. Хромотерапия. 10. Музыкотерапия. 11.

Пескотерапия

1.        Консультация «Компьютер: за и против».

2.        Беседа «Что такое кинезотерапия». 3. Практикум

«Су-джок-терапия. Аурикулотерапия»

(июнь) 1. Пескотерапия. 2. Подвижные игры. 3. Ароматерапия. 4. Хромотерапия. 5.

Психогимнастика. 6. Музыкотерапия. 7. Пальчиковая гимнастика. 8. Дыхательная

гимнастика. 9. Релаксация

1.        Консультация «Рекомендации по развитию

дыхания и мелкой моторики в летний период». 2.

Презентация «Здоровьесберегающие технологии в

ДОУ»

Планирование совместной работы учителя-логопеда и воспитателя по овладению детьми навыками самооздоровления

Название здоровьесберегающих

технологий

Кто проводит Место в режиме дня Видовая спецификация по эффекту

1.        Артикуляционная гимнастика Учитель-логопед Индивидуальные и подгрупповые занятия Формирование орального праксиса

Воспитатель Утренняя гимнастика.

Индивидуальная работа по заданию

учителя-логопеда

Дети В самостоятельной деятельности

2.        Дыхательная гимнастика Учитель-логопед Индивидуальные и подгрупповые занятия Формирование физиологического и речевого

дыхания, повышение резервов дыхательной системы Воспитатель Гимнастика перед обедом. Гимнастика

после сна

3.        Пальчиковая гимнастика Учитель-логопед Индивидуальные и подгрупповые занятия Стимуляция речевых зон коры головного мозга

Воспитатель Утренняя гимнастика. Гимнастика перед

обедом

Дети В самостоятельной деятельности

4.        Гимнастика для глаз Учитель-логопед Подгрупповые занятия Тренировка глазных мышц

Воспитатель Игры

Дети В самостоятельной деятельности

5.        Игры на координацию речи с

движением

Воспитатель Утренняя гимнастика, прогулка Повышение работоспособности, создание по-

ложительного эмоционального фона Учитель-логопед Непосредственная образовательная

деятельность

Дети В самостоятельной деятельности

6.        Психогимнастика Учитель-логопед Непосредственная образовательная деятельность Снятие неблагоприятных эмоциональных факторов

7.        Релаксация Учитель-логопед Непосредственная образовательная

деятельность

Снятие нервного и мышечного напряжения

Воспитатель Подготовка ко сну

8.        Музыкотерапия Учитель-логопед Непосредственная образовательная

деятельность

Повышение умственной работоспособности, охрана

нервной системы

9.        Пескотерапия Учитель-логопед Непосредственная образовательная деятельность Снятие нервного и мышечного напряжения

10.        Ароматерапия Учитель-логопед Индивидуальные и подгрупповые занятия Повышение умственной работоспособности, охрана

нервной системы Воспитатель Подготовка ко сну

11.        Хромотерапия Учитель-логопед, вос-

питатель

Индивидуальные и подгрупповые занятия Создание благоприятного эмоционального фона,

повышение работоспособности

12.        Биоэнергопластика Учитель-логопед Индивидуальные занятия Формирование орального праксиса, стимулирование

речевых зон коры головного мозга

13.        Сопряженная гимнастика Учитель-логопед Непосредственная образовательная

деятельность

Развитие орального праксиса, стимулирование

речевых зон коры головного мозга

Воспитатель По заданию учителя-логопеда (коррек-

ционный час)

14.        Самомассаж кистей и пальцев рук Учитель-логопед Индивидуальные и подгрупповые занятия Стимулирование речевых зон коры головного мозга

Воспитатель Гимнастика после сна

Дети В самостоятельной деятельности

Родители Дома

15.        Точечный массаж (су- джок-

терапия, аурикулотерапия)

Учитель-логопед Индивидуальные и подгрупповые занятия Стимулирование рефлексогенных зон организма,

охрана здоровья детей

Дети В самостоятельной деятельности

Родители Дома

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА

Хромотерапия — терапевтическое

воздействие цвета на организм человека.

Энергия цвета оказывает положительное

действие на психику ребенка, может

создавать определенный эмоциональный

фон, обладает стимулирующим,

активизирующим, расслабляющим, успо-

каивающим эффектом. Учитель-логопед

может использовать следующие приемы.

— создание фона освещения и фона

зрительного восприятия;

— применение сигналов нужного

цвета;

— проведение занятия из цикла

«Разноцветные сказки» Н. В. Нищевой;

— использование элементов изо-

терапии;

— игры с воздушными шариками и

мыльными пузырями.

Оценка результатов,

диагностика

ДЛЯ диагностики уровня овладения

детьми навыками самооздоровления

критерием оценки может служить степень

самостоятельности выполнения упражнений:

— в самостоятельной деятельности —

3 балла;

— совместной деятельности — 2

балла;

— организованной деятельности —

1 балл.

Диагностика показала, что воспи-

танники овладели навыками самооздо-

ровления в совместной деятельности

(средний балл — 2), повысился уровень

физической и умственной работоспо-

собности воспитанников.

Результаты внедрения

представленного опыта

1.        Положительная динамика состоя-

ния здоровья детей (пропущено по бо-

лезни в год 1 ребенком в 2010 г. — 17,5

дней; в 2011 г — 11,1; в 2012 г. — 9.4 по

ДОУ; по группе — 3,1).

2 Накопление практического мате-

риала по здоровьесберегающим техно-

логиям (создание картотеки).

3.        Создание презентации «Здоро-

вьесберегающие технологии в ДОУ».

4.        Участие во 2-м Всероссийском

конкурсе междисциплинарных проектов и

программ в области здоровьеформирую-

щих и здоровьесберегающих технологий

(Центр внедрения социальных инноваций,

г. Ярославль, протокол заседания

экспертного совета от 08.08.2012).

Практический материал

За основу своей работы учителя-

логопеда в ДОУ компенсирующего вида я

принимаю «Примерную программу

коррекционно-развивающей работы в

логопедической группе для детей с общим

недоразвитием речи (с 3 до 7 лет)» Н. В.

Нищевой.

Картотека игр, упражнений, этюдов с

применением здоровьесберегающих

технологий создана с использованием

методической литературы издательства

«ДЕТСТВО-ПРЕСС»:

— Картуишна М. Ю. Зеленый огонек

здоровья (гимнастика для глаз,

самомассаж, дыхательная гимнастика,

релаксация);

— Бурлакина О. В. Комплексы

упражнений для формирования пра-

вильного речевого дыхания (дыхательная

гимнастика);

— Нищева Н. В. Веселая артикуля-

ционная гимнастика;

— Волошина И. А. Артикуляционная

гимнастика для девочек; Артикуляционная

гимнастика для мальчиков;

— Бушлякова Р. Г. Артикуляционная

гимнастика с биоэнергопластикой;

— Быкова Н. М. Игры и упражнения

для развития речи (пальчиковая

гимнастика, игры на координацию речи с

движением);

- Зажигиш 0. А. Игры для развития

мелкой моторики рук с использованием

нестандартного оборудования;

— Блыскина И. В. Логопедический

массаж (су-джок, аурикулотерапия);

— Гаврищева А. Б., Нищева Н. В.

Логопедические распевки, музыкальная

пальчиковая гимнастика, подвижные игры;

- Новиковская О. А. Сборник раз-

вивающих игр с водой и песком для

дошкольников;

— Нищева Н. В. Разноцветные сказки;

Новые разноцветные сказки

(хромотерапия);

— Харченко Т. Е. Бодрящая гимнастика

для дошкольников (самомассаж,

элементы дыхательной гимнастики,

релаксация).

Также использую собственные раз-

работки: точечный массаж, самомассаж

кистей и пальцев рук с помощью шариков

су-джок, сосновых шишек, прищепок,

массажных щеток, иппликатора Кузнецова

(разработано планирование по

лексическим темам).

Литература

1.        Акименко В. М. Новые логопеди-

ческие технологии. — Ростов н/Д, 2008.

2.        Асташина И. В. Логопедические

игры и упражнения для детей. — М., 2010.

3.        Выгодская И. Г., Пеллингер Е. А.,

Успенская А. П. Устранение заикания у

дошкольников в игровых ситуациях. — М.,

1993.

4 В помощь воспитателям ДОУ в

работе с родителями. Вып. 2: Здоровье и

физическое развитие ребенка / сост. Е. П.

Арнаутова, К. Ю. Белая. — М., 2009.

5.        Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. — СПб., 2010.

6.        Картушина М. Ю. Зеленый огонек

здоровья (старшая группа). — СПб., 2004.

7.        Коноваленко В. ВКоновален- ко С.

В. Индивидуально-подгрупповая работа по

коррекции звукопроизноше- ния. — М.,

1998.

8.        Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / под ред. Л. М.  Шипицыной. — СПб., 2003.

9.        Аободин В. Т., Аавренова Г. В., Аободина С. В. Как сохранить здоровье педагога. — М., 2005.

10.        Нищева Н. В. Разноцветные сказки.

— СПб., 2004.

11 Нищева Н. В. Система коррекци-

онной работы в логопедической группе для

детей с общим недоразвитием речи. —

СПб., 2005.

12.        Чистякова М. А. Психогимнастика. —

М., 1990.

13.        Ястребова А. В., Аазаренко О. И.

Хочу в школу! Система упражнений,

формирующих речемыслительную д



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа села Амзя городского округа города Нефтекамск Республики Башкортостан

 Семинар

«ПРОБЛЕМЫ В РЕЧИ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ»

Учитель-логопед

Гусманова Э.Ф

Нефтекамск,2018г

ПРОБЛЕМЫ В РЕЧИ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ

Важнейшим условием всестороннего полноценного развития ребёнка является правильная речь. Любое нарушение речи в той или иной степени может влиять на деятельность и поведение ребёнка, раскрытие его способностей, одарённости. Состояние речи также оказывает огромное влияние и на интеллектуальное развитие ребенка, т.к речь является одним из наиболее важных способов познания окружающего мира. Могут ли нарушения речи препятствовать развитию способностей и талантов ребёнка? — Все зависит от тяжести речевых нарушений и их специфики.

Давайте рассмотрим  лишь некоторые речевые проблемы у одаренных детей и способы их преодоления. Большинство исследователей обращают внимание на случаи дислексии у одаренных детей, которая характеризуется нарушением способностей к овладению чтением, от легких затруднений до весьма специфических проблем, например, неспособность ребенка перевести зрительные символы - буквы, изображенные на бумаге, в слова. Если не принять необходимые меры вовремя, страдает самооценка ребёнка, который видит успехи своих сверстников. Обычно дети шести-восьми лет свободно читают, в то время как более одаренные дети, страдающие дислексией, безнадежно отстают от них, начинают сомневаться в своих силах

Следующая речевая проблема это фонетическое нарушение речи -нарушение звукопроизношения. На развитие одарённости это не влияет. Проблема в том, что ребёнок начинает стесняться своего неправильного произношения и, в результате, отказывается от общения и познания нового.

Ещё одна из проблем это - фонетико-фонематические нарушения. Такие дети плохо определяют звуки на слух, не могут выделить основную мысль текста, быстро ответить на вопрос или сформулировать свой, потому что на распознавание слов тратится много сил, в результате чего внимание становится не устойчивым. При этом мышление практически не отличается от нормативных показателей. В этом случае нельзя торопить ребёнка, давая ему время на осознание предмета обсуждения и формулирование высказывания.

Одной из сложных проблем является - общее недоразвитие речи где нарушены все стороны речи: звукопроизношение, фонетическое восприятие, грамматические конструкции, слоговая структура и связная речь. В этом случае ребёнок плохо классифицирует предметы, не может выделить существенные признаки, плохо понимает и запоминает инструкции, не развито логическое мышление. Речь таких детей не является средством познания окружающего мира, а значит, им свойственна некоторая интеллектуальная пассивность.

Более серьёзный случай это - дизартрические нарушения, т.е. нарушения подвижности речевых органов. Дети с таким нарушением плохо различают пространственно-временные отношения, у них низкая работоспособность, более медленно протекают интеллектуальные процессы. Недостаточный объём словаря, отклонения в формировании умения передавать эмоции и воспринимать их.

Следующая из непростых проблем у одаренных детей - это заикание. Заикание – это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызыва-

емое судорогами в различных частях речевого аппарата. Среди одаренных детей часто встречаются заикающиеся дети, потому что быстрота мысли опережает её звуковое воспроизведение, дети начинают торопиться, запинаться или молчать, делают вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Нередко заикание у детей связано с рано развившейся речью, родители которых читают им слишком много стихов, сказок, обращаются с просьбой: «расскажи», «повтори».  Заикание может явиться причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей.

Не всегда дефект бывает ярко выражен и быстро распознаётся, иногда он носит «стёртый» характер. Ребёнок остаётся без своевременной помощи. Главное вовремя увидеть проблему, понять, поддержать и помочь одаренному ребенку справиться с речевой проблемой - это поможет ему избавиться от многих комплексов в будущем, связанных с обучением и общением.

Эмоциональная поддержка и помощь со стороны взрослых – необходимые условия успешного развития одарённых детей с речевыми трудностями.