«Способы работы над выразительностью слова в театрализованной игре»
Предварительный просмотр:
«Способы работы над выразительностью слова в театрализованной игре»
Консультация
Овладение родным языком, развитие и выразительность речи, является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения.
Свободное владение словом- какой глубокий в этом смысл! И сколько терпения, знаний, умений нужно педагогу чтобы самому научиться этому мастерству и обучить ребенка.
Если мы, взрослые, говорим односложно, так же говорят наши дети. И как выделяется тот дошкольник, с которым дома общаются хорошим, образным языком!
На занятиях я часто задаю детям вопросы: «Какое у вас настроение? Какое настроение в муз. произведении?» И слышу: «Нормальное, хорошее». Начинаем выяснять, а какое настроение бывает. И тогда появляются самые удивительные определения: грустное, нежное злое, задумчивое, ласковое.
Что же такое – «выразительное чтение» (выразительное слово)? Прежде всего это такое же самостоятельное искусство, как музыка, живопись, балет…Понимать. Чувствовать. Воссоздавать. Вот основа на которой строится обучение выразительности речи.
В процессе работы над худ. произведением (стихотворение, даже небольшое, может быть настоящим произведением) надо обязательно вызвать у ребенка сопереживание и понимание чувств автора. Тогда у него непременно возникает свое отношение к описываемому сюжету, и он не может остаться безучастным. Вот, к примеру, стихотворение Даниила Хармса
Удивительная кошка
Несчастная кошка порезала лапу,
Сидит и ни шагу не может ступить.
Скорей, чтобы вылечить кошкину лапу,
Воздушные шарики нужно купить!
И сразу столпился народ на дороге,
Шумит, и кричит, и на кошку глядит.
А кошка отчасти идет по дороге,
Отчасти по воздуху плавно летит!
В этом небольшом произведении целая гамма эмоций - и жалось к кошке, и поиск выхода, и найденный выход, и радость произошедшего чуда! Представьте себе картину – кошка с воздушными шариками! Дети совершенно по- разному реагировали на эту ситуацию. У одного отношение было насмешливо снисходительное. А другой страдал, как будто сам летел с воздушными шариками и раненой ногой. Это было их право так принять и воспроизвести описываемое событие. Прежде чем предложить что-то детям, мы сами должны понять, что в этом произведении главное, а что второстепенное. Читать стихи, прозу, делая неправильное логическое ударение, - то же самое, что фальшиво петь в песне.
Конечно, наши юные исполнители пока сами не в силах разобраться со стихотворным темпом, логическим ударением, значением знаков препинания, но они очень хорошо все почувствуют, если педагог сам точно представляет, о чем идет речь, и сможет правильно объяснить. Заставить ребенка громко и на всякий случай радостно прочитать стихотворение – это не так уж сложно. Если педагог использует старые информационно-объяснительный и репродуктивный методы, построенные на механическом воспроизведении интонаций, жестов, движений, мимики и копирования за взрослым, то это способствует выработке у детей потребности использования «рецептов», шаблонов. Дети не ищут пути решения творческой задачи, а лишь применяют знакомые схемы, что приводит к скуке и однообразию.
Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей — к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
В возрасте пяти - семи лет дошкольники начинают замечать литературные средства выразительности, делают первые попытки сознательного их использования в собственной речи. Необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем, не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. (чтение стихов, участие в театрализованных игра, инсценировках)
Играя роль, ребёнок может не только представлять, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. Эстетические переживания помогают ребёнку испытать восхищение теми проявлениями жизни, которые он раньше не замечал, и передать их с помощью движений, жестов, мимики и других средств выразительности. Формирование выразительности речи владение средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями.
Например, на первом этапе обучения предложить ребенку поздороваться с детьми от лица персонажа из знакомой сказки (зайчика, медведя, больной бабушки, злого волка и т.д.) Выяснить, почему медведь говорит медленнее зайчика, а голос бабушки тихий и с паузами.
В процессе целенаправленного обучения у детей постепенно формируется выразительная речь. Темп речи и качества голоса должны быть достаточно подвижны и гибки, чтобы выражать отдельные состояния и чувства, т. е. нужно уметь говорить и шепотом, и громко, и медленно, и быстро и т.д.. Нужно научить детей согласовывать силу своего голоса с окружающими условиями, беречь его: это имеет большой педагогический и гигиенический смысл.
Театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствованию звуковой стороны речи, а также развитию умения передавать свои эмоции с помощью средств выразительности. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью изъясняться ясно, четко и понятно. В интонациях, в подчеркивании отдельных слов, паузах, мимике, в смене силы и темпа голоса проявляется эмоциональность. Дети, действовуя от имени своего героя, учатся фантазировать, перевоплощаться.
Дидактическая игра
«Где мы были мы не скажем, а что делали – покажем».
Целю игры являлось выявление умений детей использовать невербальные средства выразительности, при передаче характерных признаков задуманного действия.
В ходе игры дети выбирали водящего с помощью считалки (на выбор детей). Водящий самостоятельно придумывал действие, которое будет показывать играющим.
Дети: – Где ты был? Что ты делал?
Водящий: – Где я был, я не скажу, а что делал – покажу.
Водящий показывал определённое действие, дети отгадывали его. Отгадав, выбирали нового водящего. Игра продолжалась. В конце игры дети выбирали сверстника, у которого лучше получилось выполнить правила игры (то есть, наиболее точно передать особенности задуманного действия), объясняли свой выбор.
Дидактическая игра «Скажи по-разному».
Целью игры: выявление умений детей интонационно передавать характерные особенности героев знакомых сказок.
В ходе игры предлажить детям на выбор иллюстрации к сказкам: «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Водящему предлагалось выбирать понравившуюся картинку, но не показывать её остальным детям. Затем он должен был проговорить реплику из сказки так, чтобы остальные игроки угадали героя и поняли, что это за сказка. Затем выбирался новый водящий. Игра продолжалась. В конце игры дети выбирали лучшего рассказчика, объясняли свой выбор. Перед игрой (в качестве предшествующей работы) провести беседа с детьми по содержанию сказок для уточнения характеров героев.
Дидактическая игра «Волшебный мешочек».
Целью игры было выявление умения детей сочетать вербальные и невербальные средства выразительности, при передаче характерных признаков конкретного объекта. То есть умение передавать особенности животных и их детёнышей не только с помощью интонации, мимики, а так же жестов и поз.
В процессе игры дети так же выбирали водящего с помощью считалки (на выбор детей). Заданием ведущего было на ощупь выбирать предмет в мешочке и изобразить его способом подражания (уточка – идёт вперевалочку, крылышки сложены за спиной, крякает; котёнок – идёт на четырёх лапках, умывается, зовёт маму-кошку, курочка зовёт к себе цыплят и т. п.). Остальные дети угадывали, кого же показывает водящий. Кто первым отгадает и объяснит свой ответ (Это уточка, так как Егор сложил руки назад – это крылья, идёт как уточка и крякает), становится ведущим. В конце игры дети выбирают игрока, наиболее точно передавшего характерные особенности того или иного животного, объясняют свой выбор. (Маша лучше всех показала маму-кошку, потому что строгим голосом звала к себе котят).
Антипина Е.А., Театрализованная деятельность в детском саду. М.,2009.
- Артемова Л.В., Театрализованные игры дошкольников. М.,1991.
- Белая А.Е., Мирясова В.И., Пальчиковые игры. М.,2002.
- Губанова Н.Ф., Театрализованная деятельность дошкольников. М.,2007.
- Маханёва М.Д., Театрализованные занятия в детском саду. М.,2001.
- Маханёва М., Театрализованная деятельность дошкольников.