Тесты и олимпиадные задания
Тестовые и олимпиадные материалы по русскому языку и литературе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Контрольно-измерительные материалы по русскому языку
для учащихся 5 классов
I вариант
1. Укажите правильную фонетическую транскрипцию слова вьюжит:
1) [вй'ужыт] 2) [в'ужит]
3) [в'южыт] 4) [вужыт]
2. Укажите слово с ударением на втором слоге:
1) километр 2) положила
3) звоните 4) понял
3. Укажите группу слов, в которой нельзя перенести оба слова:
1) опять, дует 2) его, яркий
3) спел, пеньки 4) свои, обед
4. Укажите группу однокоренных слов:
1) поезд, поездка, поезда 2) корм, кормить, кормовой
3) горка, горелый, пригореть 4) солдат, солдатский, воевать
5. В бланк ответов выпишите слова и разберите их по составу:
выдумка, сосновый, посолил
6. Прочитайте предложение:
На гладких листьях берез блестит роса.
Выпишите из предложения в бланк ответов:
а) слова с проверяемым безударным гласным в корне, напишите к ним проверочные слова
б) слова с проверяемым парным согласным в корне, напишите к ним проверочные слова
7. Укажите слово с разделительным мягким знаком:
1) печ… 2) п…ёт
3) кон…ки 4) об…ехал
8. Укажите слово, в котором не надо писать мягкий знак:
1) дрож… 2) стереч…
3) горяч… 4) поёш…
9. Укажите словосочетание, в котором правильно написан предлог с другими словами:
1) отсадил от цветка 2) повернулся кней
3) не лезь подмашину 4) завысоким забором
10.Укажите верное утверждение:
- Имена существительные не изменяются по падежам.
- Имена существительные изменяются по падежам и числам.
- Имена существительные изменяются по родам.
- Имена существительные относятся к I и II спряжению.
11.Укажите слово, которое правильно употреблено в форме мн.ч. Р.п.:
1) много делов 2) пять килограммов
3) пара ботинков 4) нет туфлей
12. Укажите сочетание слов, в которых правильно написаны буквы в окончаниях:
1) на листьев яблони 2) по тропинке к речки
3) в городе на площади 4) у соседей по площадки
13. Укажите словосочетание, в котором правильно определены род и падеж имен существительных и прилагательных:
1) по горячему песку (м.р., Т.п.) 2) красивую ветку (ж.р., Р.п.)
3) у дальнего озера (ж.р., В.п.) 4) в широком поле (ср.р., П.п.)
14. Укажите словосочетание, в котором правильно написано окончание имени прилагательного:
1) в зимнюю стужу 2) по лисьиму следу
3) над зеленами полями 4) от жаркова ветра
15. Укажите, в какой строке неверно указаны грамматические признаки глаголов:
1) рисуешь – наст.вр., 2л.,ед.ч., I спр.
2) слышать – неопр.форма, ед.ч., I спр.
3) закружат – буд.вр., 3л., мн.ч., II спр.
4) потеряла – пр.вр., ед.ч., ж.р.
16. Укажите словосочетание, в котором правильно написано окончание глагола :
1) шепчеш на ухо 2) видем в темноте
3) хорошо лечат 4) ищит в лесу
17. Укажите группу, в которой все слова являются местоимениями:
1) он, на, ты 2) вами, мне, не
3) их, но, тебе 4) ей, мы, они
18. Укажите предложение, в котором правильно поставлены запятые:
1) Вода в реках, и озерах была теплая, но мутная.
2) Вода в реках и озерах была теплая но мутная.
3) Вода в реках и озерах была теплая, но мутная.
4) Вода в реках и озерах была теплая но, мутная.
19. В бланк ответов выпишите все словосочетания из предложения:
В вечернем воздухе разносился аромат цветов.
Прочитайте текст и выполните задания 20 – 23
На старом дереве аисты свили гнездо скоро у них появились птенцы весь день родители носили им из болота лягушек и золотых рыбёшек радовались аистята вкусной еде они благодарно хлопали широкими крыльями к осени птенцы выросли.
(По И.Соколову-Микитову)
20. Укажите количество простых предложений в тексте
1) 4 предложения 2) 5 предложений
3) 3 предложения 4) 6 предложений
21. В бланк ответов из текста выпишите предложение, соответствующее характеристике:
повеств., невоскл., распр., с однород. членами
22. В бланк ответов из третьего предложения текста выпишите словосочетание сущ.+прил., в котором прилагательное употреблено в переносном значении
23. В тексте найдите словосочетание широкими крыльями и подберите к прилагательному синоним и антоним. Запишите получившиеся словосочетания в бланк ответов.
Контрольно-измерительные материалы по русскому языку
для учащихся 5 классов
II вариант
1. Укажите правильную фонетическую транскрипцию слова подъём:
1) [падём] 2) [подй'ом]
3) [пад'йом] 4) [падй'ом]
2. Укажите слово с ударением на втором слоге:
1) торты 2) начать
3) центнер 4) статуя
3. Укажите группу слов, в которой нельзя перенести оба слова:
1) твоя, огонь 2) юный, моет
3) деньки, съезд 4) семья, боец
4. Укажите группу однокоренных слов:
1) горе, горевать, горелый 2) белый, белить, белые
3) жара, жаркий, жарить 4) доктор, врач, врачебный
5. В бланк ответов выпишите слова и разберите их по составу:
перевозка, раскрасил, травяной
6. Прочитайте предложение:
Холодный ветерок гонит по дорожке листья берез.
Выпишите из предложения в бланк ответов:
а) слова с проверяемым безударным гласным в корне, напишите к ним проверочные слова
б) слова с проверяемым парным согласным в корне, напишите к ним проверочные слова
7. Укажите слово с разделительным мягким знаком:
1) л…динки 2) рож…
3) об…явил 4) ш…ёт
8. Укажите слово, в котором не надо писать мягкий знак:
1) мыш… 2) стрич…
3) могуч… 4) звениш…
9. Укажите словосочетание, в котором правильно написан предлог с другими словами:
1) отплыл от берега 2) подошел кнему
3) не попади вокно 4) увидел удруга
10. Укажите верное утверждение:
- Имена существительные относятся к 1, 2, 3 склонению.
- Имена существительные изменяются по родам.
- Имена существительные не изменяются по падежам.
- Имена существительные изменяются по временам.
11. Укажите слово, которое правильно употреблено в форме мн.ч. Р.п.:
1) шесть грамм 2) нет носков
3) пара сапогов 4) много облак
12. Укажите сочетание слов, в которых правильно написаны буквы в окончаниях:
1) на цветков ромашки 2) по дороги от дяди
3) в тетради у дочери 4) рисунки в тетрадки
13. Укажите словосочетание, в котором правильно определены род и падеж имен существительных и прилагательных:
1) зимним вечером (м.р., Д.п.) 2) под большим окном (ср.р., Т.п.)
3) знакомую картину (ж.р., Р.п.) 4) у старого дерева (ж.р., Р.п.)
14. Укажите словосочетание, в котором правильно написано окончание имени прилагательного:
1) от строгова учителя 2) по медвежьий тропе
3) над сложнами задачами 4) в синее море
15. Укажите, где неверно указаны грамматические признаки глаголов:
1) построили – пр.вр., мн.ч.
2) водим – наст.вр., 1 л., мн.ч., II спр.
3) затянешь – буд.вр., 2 л., ед.ч., I спр.
4) стелить – неопр. форма, ед.ч., II спр.
16. Укажите словосочетание, в котором правильно написано окончание глагола :
1) поможеш товарищу 2) тащат с трудом
3) держем в руках 4) знаит правила
17. Укажите группу, в которой все слова являются местоимениями:
1) она, тебе, да 2) нас, по, оно
3) ты, его, вы 4) я, не, они
18. Укажите предложение, в котором правильно поставлены запятые:
1) Листья на деревьях и кустах были зеленые, но мелкие.
2) Листья на деревьях и кустах были зеленые но мелкие.
3) Листья на деревьях, и кустах были зеленые, но мелкие.
4) Листья на деревьях и кустах были зеленые но, мелкие.
19. В бланк ответов выпишите все словосочетания из предложения:
На далеком горизонте показались отблески зари.
Прочитайте текст и выполните задания 20 – 23
Стояла в саду большая яблоня осенью упали с нее спелые яблоки птички и зверьки быстро съели их некоторые зернышки попали в землю весной из одного семени выросло маленькое деревце через десять лет созрели на яблоньке румяные яблоки.
(По К.Ушинскому)
20. Укажите количество простых предложений в тексте
1) 4 предложения 2) 6 предложений
3) 3 предложения 4) 5 предложений
21. В бланк ответов из текста выпишите предложение, соответствующее характеристике:
повеств., невоскл., распр., с однород. членами
22. В бланк ответов из последнего предложения текста выпишите словосочетание сущ.+прил., в котором прилагательное употреблено в переносном значении
23. В тексте найдите словосочетание большая яблоня и подберите к прилагательному синоним и антоним. Запишите получившиеся словосочетания в бланк ответов.
Предварительный просмотр:
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников
по русскому языку
Задания
8 класс.
- Обозначьте ударный слог в словах.
Завсегдатай, зубчатый, оптовый, обеспечение, христианин, хозяева, торты, пуловер, красивее, каталог, эксперт, квартал, черпать цемент, форзац, жалюзи, втридорога, балованный, верба, коклюш, феерия, углубить, туфля, арахис.
Итого 6 баллов
2. Буква Ё впервые была предложена к употреблению в 1783 году, а активно употребляться стала только с 1795. Кто же впервые предложил Ё к использованию?
А) Е.Дашкова В)ЕкатеринаII
Б)Н.Карамзин Г) В.Тредиаковский
Итого 1 балл
3. В современном русском языке часто нарушаются орфоэпические нормы в словах:
Горчичник, булочная, античный, конечно, нарочно, библиотечный, скучно, яичница копеечная.
Укажите, в каких словах согласно орфоэпическим нормам сочетание букв -ЧН- произносится как:
А) [чн ];
Б) [шн];
В) возможны два варианта произношения [чн - шн].
По 0,5 балла за каждый верный пример.
4. В каких из перечисленных слов пишутся двойные согласные?
Артил…ерия, гал…ерея, драм…атический, гум…анизм, кол…ичество,
кавал…ерия, пьес…а, интел…ект, дрож…и.
Итого 2 балла
- Распределите по столбикам слова, ориентируясь на корневую гласную.
Обезб_ливать, сосредот_чивать, подыт_живать, укор_чивать, зад_бривать, осп_ривать, обусл_вливать, узак_нивать, осв_ивать, усв_ивать, удост_ивать, уполном_чивать.
Итого 3 балла
6. Иногда под одной звуковой оболочкой прячутся похожие друг на друга, как близнецы, разные суффиксы и приставки. Кажется, что суффикс один, но на самом деле их несколько.
Даны слова: горошина, соломина, баранина, домина, толщина, ветрина (ветер), глубина, лососина, осетрина, изюмина, газетина, жемчужина, волчина, величина.
Разделите эти слова на группы, объединенные суффиксом, имеющим одно и то же значение. Определите значение суффикса в каждой группе слов.
Итого 6 баллов
7 Какие из перечисленных глаголов относятся к первому спряжению: захотеть, вертеть, выбежать, подержать, прочитать, грести?
1 балл
8. .Выпишите все словосочетания из текста, определите виды синтаксической связи в словосочетаниях.
Был вечер. Задувал неприятный ветер, и было холодно… Но сверху снега не шло, и было не очень темно: за облаками вставала луна.
Б.Зайцев
Итого10 баллов
9.Какой смысловой признак положен в основу русских слов Родина и Отечество, английского motherland, немецкого Faterland, испанского patria, французского patrie? Каково семантическое различие между этими словами?
Итого 4 балла
10. Я глядел (во)все стороны ож..дая увид..ть грозные б..ст..оны башни и вал; но (н..)чего (не)видал кроме деревушки окруже(н,нн)ой бревенч..тым забором. 2. С одной стороны стояли три или четыре скирда сена (полу)занесе(н,нн)ые снегом с другой скривившаяся мельница с лубочными крыльями лениво опущ..(н,нн)ыми. 3. Где(же) крепость? Спросил я с удивлением 4.Да вот она отвечал ..мщик указывая на деревушку и с этим словом мы в нее в..ехали. <… > 5.Я велел ехать к к..м..нданту и через минуту к..битка ост..новилась перед деревя(н,нн)ым дом..ком выстро..(н,нн)..м на высоком месте близ деревя(н,нн)ой(же) церкви.
6. …Я вошел в чистеньк..ю комнатку убра(н,нн)..ю (по)стари(н,нн)ому. 7.В углу стоял шкаф с посудой; на стене в..сел диплом оф..церский за стеклом и в рамке; около него красовались лубочные картинки предст..вляющие взятие Кистрина и Очакова так(же) выбор невесты и погр..бение кота.
1.Назовите автора и произведение, из которого взят отрывок.
2.Расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
3.Из предложения 7 выпишите грамматическую основу.
4.Укажите, какой частью речи является слово (по)стари(н, нн)ому, разберите его по составу.
Макс. 10 баллов
Итого: 49 баллов
Ключи 8 класс.
1. ЗавсегдАтай, зубчАтый, оптОвый, обеспЕчение, христианИн, хозЯева, тОрты, пулОвер, красИвее, каталОг, экспЕрт, квартАл, чЕрпать, цемЕнт, фОрзац, жалюзИ, втрИдорога, балОванный, вЕрба, коклЮш, феЕрия, углубИть, тУфля, арАхис.
За одно слова 0,25 балла.
Итого 6 баллов
2. А) 1 балл
3. А) Слова, где произносится [ЧН ] - античный, библиотечный.
Б) Слова, где произносится [ШН] – горчичник, конечно, нарочно, скучно, яичница.
В) Слова, где возможны оба варианта: булочная, копеечная [ЧН] монета, копеечная [ШН] душа.
По 0,5 балла за каждый верный пример.
4. Артиллерия, интеллект, дрожжи.
Итого 2 балла
5. Обезболивать, укорачивать,
сосредоточивать, задабривать,
подытоживать, оспаривать,
обусловливать, осваивать,
узаконивать, усваивать,
уполномочивать, удостаивать,
Итого 3 балла
6. 1) Суффикс обозначает один предмет из ряда одинаковых, который собирательно называет слово без суффикса (ряд горошин составляет кучу гороха) (горошина, соломина, изюмина, жемчужина);
2) -ин- образует от названий животных существительные, обозначающие мясо этих животных (баранина, лососина, осетрина);
3) суффикс имеет увеличительное значение (домина, ветрина, газетина, волчина);
4) значение опредмеченного признака (толщина, глубина, величина).
По 0,5 балла за верно определённую группу + по 1 баллу за верно сформулированное значение суффикса.
Максимальное количество баллов – 6баллов.
7. К первому спряжению относятся глаголы прочитать и грести. Глаголы вертеть и подержать – второго спряжения (так называемые глаголы исключения). Глаголы захотеть и выбежать - разноспрягаемые.
Итого 1 балл
8. Неприятный ветер – согласование;
не шло сверху – примыкание;
не шло снега – управление;
темно не очень – примыкание;
вставала за облаками – управление.
10 баллов – по 1 баллу за каждый правильный ответ; по 1 баллу за верно выписанное словосочетание; по 1 баллу за определение вида связи.
Итого 10 баллов.
9.В основу номинации слова Родина положен признак рождения, материнства; Родина ассоциативно связано с родной землей, природой, народом. Таким же по происхождению является англ. motherland. 2. В основу номинации слова Отечество положен признак отцовства; Отечество ассоциативно связано с государством, верой отцов, культурой. Такими же по происхождению являются немецк. Faterland, исп. patria, франц. patrie.
По 1баллу – за значение, по 1баллу- за объяснение.
Итого 4 балла
10. Я глядел во все стороны, ожидая увидеть грозные бастионы, башни и вал; но ничего не видал, кроме деревушки, окруженной бревенчатым забором. С одной стороны стояли три или четыре скирда сена, полузанесенные снегом, с другой – скривившаяся мельница с лубочными крыльями, лениво опущенными. «Где же крепость?» - спросил я с удивлением. «Да вот она», - отвечал ямщик, указывая на деревушку, и с этим словом мы в нее въехали.<…> Я велел ехать к коменданту, и через минуту кибитка остановилась перед деревянным домиком, выстроенным на высоком месте, близ деревянной же церкви.
...Я вошел в чистенькую комнатку, убранную по – старинному. В углу стоял шкаф с посудой; на стене висел диплом офицерский за стеклом и в рамке; около него красовались лубочные картинки, представляющие взятие Кистрина и Очакова, также выбор невесты и погребение кота.
1.А.С.Пушкин «Капитанская дочка» - 2 б.
2.До 5 баллов – по нормам оценки.
3.[стоял шкаф]; [висел диплом]; [красовались картинки]. – 1 б.
4.До 2 б. За верное определение части речи – 1б, за правильный разбор по составу – 1б.
Макс. 10 баллов
Итого: 49 баллов
Предварительный просмотр:
Олимпиада по русскому языку в 6 классе. ( начало года)
№ задания | Формулировка задания и критерии оценивания | Максимальное количество баллов |
1. | Расставь ударение в словах: Торты, позвонишь, прибыл, положил, средства. За каждый правильный ответ: 1 балл | 5 |
2. | Добавь к каждому из данных слов букву, чтобы получилось новое слово. Запиши получившиеся слова. Рубка, стол, клад, лапа, укус. За каждый правильный ответ: 1 балл | 5 |
3. | Нам пришла шифровка. Помоги понять смысл текста, перепиши его в первоначальном варианте. Приглашаю тебя на свадьбу дочери. Том № жесть пот корой. Зеленая тверь налево. Дам будет много костей. Моя точка Дома в вате. Шаль, что из-за тел не могу тебя встретить. Бока. Сахар За каждое расшифрованное слово 0,5 балла. | 7 |
4. | Отметь слова, в котором буквы я, е, ё, ю передают 2 звука.
а) лето б) счетчик в) подъезд г) поздняя д) юный За каждый правильный ответ 1 балл. | 3 |
5. | Прочитай стихотворение, выпиши слова, родственные слову «вода». Дождик льёт — кругом вода, Мокнут столб и провода. Мокнут кони и подвода, Дым над крышами завода, От бегущих быстро вод Задрожал водоотвод. Протекает небосвод — На земле водоворот. А по лужам у ворот Дети водят хоровод. | 3 |
6. | Запиши слова, значение которых определено через исходное слово. а) «тот, кто обманывает» б) «маленький огурец» в) «слегка горький» г) «тот, кто читает» д) «там, где растёт малина» За каждый правильный ответ 1 балл. | 5 |
7. | Составь и запиши слово, используя следующие подсказки: Слово имеет такой же корень, как и в слове сказка, суффикс такой же, как и в слове извозчик, приставка такая же, как и в слове расход. | 3 |
8. | Ученик списывал художественную миниатюру Фёдора Абрамова под названием «Февраль» и что-то напутал. Замени выделенные слова антонимами и восстанови авторский текст. В конце февраля осень сделала свой последний налет. С елей и сосен дождем смыло снег, и те опять повяли. И грустно и волнующе запахло замерзшим кедром. За каждое правильно заменённое слово 1 балл. | 6 |
9. | Выдели главное слово (с нейтральным оттенком) в данном ряду: Хныкать, реветь, рыдать, плакать, выть, кричать, скулить | 1 |
10. | Докажи, что перед тобой абсолютно разные слова. слизала — слезала | 3 |
11. | Восстанови фразеологизм по данной его части, запиши получившиеся сочетания. а) заклятый … б) закадычный … в) … баклуши За каждый правильно восстановленный фразеологизм 1 балл. | 3 |
12. | Отметь существительные, которые употребляются только в форме множественного числа. а) ромашки б) брюки в) овощи г) пироги д) сутки | 2 |
13. | Отметь, в каком ряду во всех словах пишется буква И: 1) рисовать в альбом.., в тетрад.., в тетрадк.. | 1 |
14. | Вставь пропущенные буквы. Люди пишут, а время ст...рает, Всё ст...рает, что может ст...реть. Но скажи — если слух ум..рает, Разве должен и звук ум...реть? За каждую правильно вставленную букву 1 балл. | 5 |
15. | Вставь пропущенные буквы: а) реж..шь б) отвеча..шь в) ман..шь г) барабан..шь д) вид..шь За каждый правильный ответ 1 балл. | 5 |
16. | Вставь пропущенные буквы: а) в..лосок б) ф..нари в) с..лат г) в..трина, д) ч..совщик За каждый правильный ответ 1 балл. | 5 |
17. | Вставь букву Т там, где необходимо: а) Вкус_ный б) Свис_нул в) Мес_ность г) Гиган_ский д) Поз_ний За каждый правильный ответ 1 балл | 5 |
18. | Вставь пропущенные буквы. а) бур(?)ян б) об(?)явить в) с(?)есть г) бар(?)ер д) раз(?)единить За каждый правильный ответ 1 балл | 5 |
19. | Вычеркни лишнее слово в данном ряду: Растущий, прорастающий, простейший, росточек; | 1 |
20. | Вставь пропущенную букву: а) предл…гать ничью б) прил…жение к журналу в) популярное изл…жение г) густо р…сти д) маленький р…сток За каждый правильный ответ 1 балл | 5 |
21. | Вставь пропущенную букву а) трудолюбивые пч..лы б) спелый крыж..вник в) ж..лтый одуванчик, г) мягкая ш..рстка д) ровный ш..в За каждый правильный ответ 1 балл | 5 |
22. | Отметь ряд слов, в котором пропущена буква И:
| 1 |
23. | Подчеркни выделенные слова как члены предложения. Когда кошка оплакивает мышь, не верь ей. | 2 |
24. | Из данного предложения выписаны словосочетания. Отметь ошибочные варианты. Изредка снег срывался с ветвей и падал на землю тяжёлыми хлопьями. а) изредка снег; б) снег срывался; в) срывался с ветвей; г) на землю; д) падал на землю; е) изредка срывался; ж) падал хлопьями; з) тяжёлыми хлопьями. За каждый правильный ответ 1 балл. | 3 |
25. | Расставь в тексте знаки препинания. Конь вышел вытянул голову заржал. Филька разломил буханку посолил хлеб из солонки и протянул лошади. Конь помотал головой подумал а потом осторожно вытянул шею и взял из рук мальчика мягкими губами. Съел один кусок обнюхал Фильку и взял второй кусок. Филька ухмыляется сквозь слёзы. Конь жуёт хлеб фыркает. Все улыбаются радуются. Только старая сорока сидит на раките и трещит. Всем известно, что сорока — самая болтливая птица на свете. | 6 |
26. | Расставь предложения в правильной последовательности, чтобы получился текст. 1) Они раскачивались и шумели. 2) Сосны толпились у берега 3) Одна сосна даже приподнялась на цыпочки, так что стали видны её толстые крепкие корни. 4) Ветки у них сбежались к верхушкам, чтобы увидеть всё, что за лесом. 5) Сосны вытягивались вверх, вытягивались и стали самыми стройными, высокими деревьями в лесу. | 5 |
Максимальное количество баллов за олимпиаду — 100.
1 место — 90-100 баллов.
2 место — 80-89 баллов.
3 место — 70-79 баллов.
№ задания | Ответы к заданиям |
1. | тОрты, позвонИшь, прИбыл, положИл, срЕдства. |
2. | трубка, столб, склад, лампа, уксус. |
3. | Приглашаю тебя на свадьбу дочери. Дом № шесть под горой. Зеленая дверь налево. Там будет много гостей. Моя дочка Тома в фате. Жаль, что из-за дел не могу тебя встретить. Пока. Захар |
4. | в, г, д |
5. | Вода, водоотвод, водоворот |
6. | а) обманщик б) огурчик в) горьковатый г) читатель д) малинник |
7. | рассказчик |
8. | В начале февраля весна сделала свой первый налет. С елей и сосен дождем смыло снег, и те опять зазеленели. И весело и волнующе запахло оттаявшим кедром. |
9. | плакать |
10. | Кошка слизала всю сметану. Кошка долго слезала с дерева. |
11. | а) заклятый враг б) закадычный друг в) бить баклуши г) пропускать мимо ушей д) развесить уши |
12. | б), д) |
13. | 3) |
14. | Люди пишут, а время стирает, Всё стирает, что может стереть. Но скажи — если слух умирает, Разве должен и звук умереть? |
15. | а) режешь б) отвечаешь в) манишь г) барабанишь д) видишь |
16. | а) волосок б) фонари в) салат г) витрина, д) часовщик |
17. | а) Вкусный б) Свистнул в) Местность г) Гигантский д) Поздний |
18. | а) бурьян б) объявить в) съесть г) барьер д) разъединить |
19. | простейший |
20. | а) Предлагать ничью б) Приложение к журналу в) популярное изложение г) густо расти д) маленький росток |
21. | а) трудолюбивые пчёлы б) спелый крыжовник в) жёлтый одуванчик, г) мягкая шёрстка д) ровный шов |
22. | 2) |
23. | Когда кошка (подлежащее) оплакивает мышь (дополнение), не верь ей. |
24. | а) , б), г) |
25. | Конь вышел, вытянул голову, заржал. Филька разломил буханку, посолил хлеб из солонки и протянул лошади. Конь помотал головой, подумал, а потом осторожно вытянул шею и взял из рук мальчика мягкими губами. Съел один кусок, обнюхал Фильку и взял второй кусок. Филька ухмыляется сквозь слёзы. Конь жуёт хлеб, фыркает. Все улыбаются, радуются. Только старая сорока сидит на раките и трещит. Всем известно, что сорока — самая болтливая птица на свете. |
26. | 2, 1, 4, 3, 5 |
Предварительный просмотр:
Олимпиада по русскому языку в 8 классе (начало года)
- Расставьте ударения в следующих словах:
Дефис, жалить, досуха, свитер, шинель, звонит, договор, изобретение, балую.
- Подберите не менее трех синонимов к каждому слову.
Отважный, холодный, друг, дом, говорить.
- Придумайте к данным существительным определения – действительные причастия настоящего времени.
Облако, солнце, ветер, ребенок, заяц, обезьяна.
- Придумайте слова с указанными ниже морфемами (частями слова). Укажите, какая это часть речи.
- ащ - - ущ -
- ем - вш -
- ешь - т -
- им - ём
- а - - вши –
- В каком слове количество букв и звуков совпадает?
- Семь; 2) ёж; 3) прелестный; 4) боюсь; 5) сеют.
- Какое слово образовано с помощью приставки и суффикса одновременно?
- Помолодеть; 2) премиленький; 3) белоручка; 4) столовая; 5) подножный.
- С какой частью речи не употребляются предлоги?
- Причастие; 2) имя прилагательное; 3) местоимение; 4)глагол; 5)имя
числительное.
- Подберите прилагательные – определения к словам.
Какаду, какао, кофе, мозоль, рояль.
- Как вы понимаете выражения?
Собачья жизнь, собака на сене, вот где собака зарыта, жить как кошка с собакой.
- Что означают выражения?
Голубой уголь, голубой континент, белое золото, черное золото.
11.Напишите миниатюру «Русский язык».
Ответы к заданиям олимпиады в 8 классе
1. Дефис, жалить, досуха, свитер, шинель, звонит, договор.
2. Отважный – смелый, храбрый, мужественный, бесстрашный, неустрашимый,
безбоязненный, бестрепетный.
Холодный – морозный, ледяной, студеный, стылый, мерзлый.
Друг – товарищ, приятель, друг-приятель, побратим (разг.), кореш, корешок (прост.),
наперсник, сторонник.
Дом – жилище, жилье, обиталище, логово, строение, здание.
Говорить – болтать, шептать, объясниться, изъясниться.
3. Определения – действительные причастия настоящего времени могут быть следующими: летящее облако, палящее солнце, поющий ветер, смеющийся ребенок, убегающий заяц, прыгающая обезьяна.
4. Кричащий – причастие пишущий – причастие
рисуем – глагол сидевший – причастие
пишешь – глагол увитый – причастие
клеим – глагол поём – глагол
5. Боюсь.
6. Подножный.
7. Глагол.
8. Красивый какаду, сладкое какао, черный кофе, сухая мозоль, концертный рояль.
9. Собачья жизнь – очень плохая; собака на сене – ни себе, ни людям; вот где собака зарыта – в этом заключается загадка; жить как кошка с собакой – жить недружно, постоянно ссориться.
10. Голубой уголь – природный газ; голубой континент – романтический образ; белое золото – хлопок; черное золото – нефть.
Предварительный просмотр:
Олимпиада по русскому языку для 7 класса
Задание 1. Сколько раз звук [г] встречается при чтении предложения: На вокзале его встретил друг.
Задание 2. Замените подчёркнутые слова синонимичными фразеологическими оборотами: прочитать книгу до конца, уехать далеко, быстро бежать по коридору, уйти ни с чем.
Задание 3. Напишите 5 пословиц, в которых употребляется числительное семь.
Задание 4. Подберите синонимы к разным значениям слова «испытывать» в следующих фразах: испытывать мотор автомобиля; испытывать затруднения в учёбе.
Задание 5. У каких глаголов суффикс находится после окончания? Приведите 2-3 примера.
Задание 6. Составьте несколько предложений с таким расчётом, чтобы в них слово «язык» употреблялось в разных значениях.
Задание 7. Расставьте ударение в словах: баловаться, заржаветь, кроить, клеить, положить, сердиться, ходатайствовать, ободрить, облегчить, договор, звонишь.
Задание 8. Отгадай слова:
1) С буквой «Д» я – время суток, Не сочтёшь во мне минуток. Коль на «Т» заменишь «Д», Буду я с тобой везде. Стану шастать по пятам, По дорожкам и кустам. Куда ты – туда и я, Не прогонишь ты меня. | 2) Часть первая – согреет дом, Есть в тепловой машине. Вторая – на лице мужском. Всё слово – в море синем… Хотя простое полотно, Но судно двигает оно. | 3) Меня разыскивают все, Когда дефект есть в колесе. Шофёру каждому в дороге Могу я пользу принести. Но поменяй местами слоги- И буду я в лесу расти. |
Задание 9. Выполните морфемный разбор всех слов. У подчеркнутых слов выполните словообразовательный разбор: вешалка, бесконечный, денёчек, приморский, шахматистка.
Задание 10. Какие фонетические изменения нужно произвести в словах, чтобы следующие существительные превратились в глаголы: воз, нос, пыл, быт, даль, быль, пример.
Задание 11. Вставьте пропущенные буквы: иску..ный, иску..тво, д..ликатный, ко..екц..я, еж..вый, парч..вый, исти..ый.
Задание 12. Объясните смысл следующих фразеологизмов: бить баклуши, сесть в калошу, длинный язык, чесать язык, яблоко раздора, шить белыми нитками.
Задание 13. Приведите 5 примеров неологизмов.
Ответы на вопросы олимпиады для 7 класса
Задание 1. 1 раз (1 балл).
Задание 2. Прочитать книгу до конца (от корки до корки), уехать далеко (за тридевять земель), быстро (сломя голову) бежать по коридору, уйти ни с чем (с пустыми руками): по 1 баллу за каждую правильную замену (всего 4 балла).
Задание 3. По 1 баллу за каждую пословицу (всего 5 баллов).
Задание 4. Испытывать (проверять на прочность) мотор автомобиля; испытывать затруднения (затрудняться) в учёбе: по 1 баллу за каждый правильный вариант (всего 2 балла).
Задание 5. У возвратных, например: умываешься, улыбаюсь: 1 балл за термин и 1 балл за примеры (всего 2 балла).
Задание 6. Язык – речь, язык – анатомический орган, язык – блюдо, язык – «пленный», язык – стиль: по 1 баллу за каждое значение (всего 5 баллов).
Задание 7. Баловаться, заржаветь, кроить, клеить, положить, сердиться, ходатайствовать, ободрить, облегчить, договор, звонишь: по 0,5 балла за каждое правильное слово (всего 5,5 баллов).
Задание 8. 1) День – тень. 2) Парус. 3) Насос – сосна: по 1 баллу за каждое правильное слово (всего 5 баллов).
Задание 9. Веш-а-лк-а, бес-конеч-н-ый (бесконечный от конечный при помощи приставки), ден-ёч-ек-□ (от денёк при помощи суфф. –ек- ), при-мор-ск-ий, шахмат-ист-к-а (от шахматист при помощи суфф. –к-): по 1 баллу за правильный морфемный разбор и по 1 баллу за словообразовательный (всего 8 баллов).
Задание 10. Воз ([в] заменить на [в,]), нос ([н] заменить на [н,]), пыл ([п] заменить на [п,]), быт ([т] заменить на[т,]), даль ([л,] заменить на [л]), быль ([л,] заменить на [л]) , пример ([р] заменить на [р,]). В некоторых словах твёрдые согласные заменить на мягкие, в некоторых словах – наоборот: за правильный ответ 1 балл, за написанные пары слов для аргументации по 0,5 балла за каждую пару (всего 4,5 балла).
Задание 11. Искусный, искусство, деликатный, коллекция, ежовый, парчовый, истинный: по 0,5 балла за каждое правильное слово (всего 3,5 балла).
Задание 12. Бить баклуши (лентяйничать), сесть в калошу (попасть в досадное положение), длинный язык (болтливый язык), чесать язык (много болтать), яблоко раздора (причина ссоры), шить белыми нитками (обвинять в недоказанном): по 0,5 балла за каждый правильный ответ (всего 3 балла).
Задание 13. По 1 баллу за неологизм (всего 5 баллов).
Всего 53,5 баллов
Предварительный просмотр:
Олимпиада по русскому языку для 8 класса
Часть 1. Вопросы и задания
1. Кто из лингвистов и в какой работе впервые описал новую часть речи, назвав её категорией состояния?
2. Расставьте ударение в словах:
Апостроф, асимметрия, камбала, плодоносить.
3. Определите, какой частью слова является буквенное сочетание – Ей в
следующих словах:
Дождей, сшей, саней, сильней, воробей, змей, красивей.
4. Расположите слова в порядке их образования. Составьте соответствующую
схему, например: доход – доходный – доходность.
Минуточка, ежеминутно, минутный, минута, ежеминутный, минутка
5. Подберите по два синонима к словам:
Наружность, цепи, известие, смелый.
6. Объясни разницу в лексическом значении слов:
Ответный – ответственный
Тактичный – тактический
Освоить – усвоить
Как называются такие слова?
7. Исправьте ошибки, допущенные в употреблении фразеологических оборотов. Объясните суть каждой ошибки.
- Наш класс успешно закончил полугодие, проделав сизифов труд.
- Ему воскуряли дифирамбы.
- Нам не удалось одержать реванш над командой из другой школы.
- Он работал, опустив рукава.
8. Объясните происхождение слова «счастье».
9. Укажите способ связи слов в словосочетаниях:
Удивительная тишина, кофе по-турецки, нашёл среди цветов, каждый из присутствующих.
Часть П. Работа с текстом
Прочитайте предложенный текст и выполните приведенные ниже задания
(1) По грязному снегу только что освобождённой станицы наш солдат вёл взятого в плен немецкого офицера. (2) Офицер ранен, рука на перевязи, под меховой каскеткой — молодое, обросшее, испуганно заискивающее лицо.
(3) Из проулочка навстречу им, шатаясь от возбуждения от минуту назад пережитой атаки, выбежал коренастый солдат в распахнутом ватнике с прижатым к груди раскалённым стрельбой автоматом. (4) Злые, чёрно-угольные глаза солдата неистово блеснули на пленного, зыркнули на конвоира; цигарка, зажатая в зубах, горячо разгоралась, он жадно затягивался, не выпуская дым, а глотая хриплыми вдохами.
(5) — Куда ведёшь курву? — выплёвывая докуренную до губ цигарку, крикнул он задохнувшимся голосом. — (6) Куда, я тебя спрашиваю?
(7) — В штаб. (8) Раненый он… (9) Сдался вот. (10) Веду…
(11) — Чего раненый? (12) Где? (13) Чего раненый? (14) Симулянт! (15) Гад ползучий! (16) Фашистская сволочь! (17) Церемониться, мать его в душу! (18) А ну!..
(19) Коренастый, оскалясь, подскочил к пленному и вдруг со всей силой рванул повязку на руке немца, отдирая её с треском бинтов, лопнула перевязь.
(20) — Их есть не фашист!.. — закричал немец, с ужасом отшатываясь, видя кровь, проступившую сквозь полусодранный бинт на руке. — Камрад!
(21) Он сморщился, заплакал, сгибаясь от боли и нянча свою окровавленную кисть, как ребёнок.
(22) — Их есть… камрад!..
(23) — Я те дам “камрад”! — прохрипел солдат и, не снимая ремень автомата с шеи, сбоку полоснул короткой очередью в перекошенное страхом и болью лицо немца, понявшего свою смерть лишь в последний момент.
(24) Он, мокро и коротко хлюпнув носом, вскинул дикие, отталкивающие неизбежное глаза, но сказать ничего не успел — брызнули кровь и мозги на снег, истоптанный, исчернённый колёсами, копытами, сапогами.
(25) — Ты что? (26) Очумел? (27) Зачем, а? — бормотал конвоир, бледный, весь трясясь, стуча зубами, растерянно, судорожно вытирая рукавом шинели забрызганный красными сгустками подбородок.
(28) — Нюня ты! (29) Баба с мокрым подолом! — крикнул низкорослый солдат. — (30) Таких, как ты… самих надо! 31) Они б тебя в плену конфеточками кормили!.. На вот им!..
(32) И, хлопая себя по ширинке, хрипло и страшно захохотал, как безумный.
(33) Они вместе пошли по дороге. 34) Конвоир, спотыкаясь, оглядывался. (35) Его колотила дрожь. (36) Он не мог выговорить ни слова.
(37) Потом из ближней хаты вышел старик, глянул из-под ладони вслед удалявшимся солдатам, поглядел на убитого немецкого офицера, покачал головой, забормотал печально, тихо:
(38) — Эх, война, война. (39) А ведь мать у него, должно, где есть. (40) Эвон молодой какой, прости Господи…
(41) И, жалостливо вздыхая, стянул сапоги с убитого, затем, подумав, и шерстяные носки снял.
(42) Есть периоды в человеческой истории, когда добро и зло ходят в обнимку, шатаясь от жестокого хмеля.
(Ю. Бондарев)
Задания:
- Озаглавьте текст.
- О чём повествуется в рассказе?(2-3 предложения)
- Какой вопрос задаёт автор? Что его волнует? (2-3 предложения)
- Определите стиль текста (Аргументируйте своё мнение)
- Определите тип текста (Аргументируйте своё мнение)
- Напишите сочинение-рассуждение (объемом 100-130 слов) на тему «Совместимы ли война и гуманизм по отношению к врагу?» (Ю. Бондарев).
РУССКИЙ ЯЗЫК. 8 класс
Ключи к вопросам и заданиям
Часть 1
- Л. В. Щерба
Оценивание. 1 балл за фамилию лингвиста, 1 балл за название работы. Максимум 2 балла.
- АпострОф, асимметрИя, кАмбала, плодоносИть
Оценивание. 1 балл за слово. Максимум 4 балла
- Дождей, саней - окончание
красивей, сильней - суффикс
сшей, воробей, змей – частью корня
Оценивание. 1 балл за слово. Максимум 6 баллов
- Минута – минутный – ежеминутный – ежеминутно
Минута – минутка - минуточка
Оценивание. 1 балл за каждую схему. Максимум 2 балла
- Наружность – вид – внешность - облик
Цепи – оковы – узы - путы
Известие – извещение – весть – новость - сообщение
Смелый – бесстрашный – храбрый - отважный
Оценивание. 1 балл за каждую строку. Максимум 4балла
- Ответная (статья, реакция) – ответственный (человек)
Тактичный (собеседник) – тактический(приём, задача )
Освоить (передовую технологию) – усвоить(пищу, лекарство)
ПАРОНИМЫ
Оценивание. 1 балл за каждую строку, 1 балл за название. Максимум 4балла
- - Наш класс успешно закончил полугодие, проделав сизифов труд. (Сизифов труд – это труд бесполезный, поэтому фразеологизм нельзя применять в случаях, когда речь идёт об успехах.)
- Ему воскуряли дифирамбы. (Смешаны части двух фразеологизмов: воскурять фимиам и петь дифирамбы.)
- Нам не удалось удержать реванш над командой из другой школы. (Смешение двух фразеологизмов: одержать победу и взять реванш.)
- Он работал, опустив рукава. ( Нарушение целостности фразеологического оборота «работать спустя рукава».)
Оценивание. 1 балл за каждую исправленную ошибку, 1 балл за объяснение. Максимум 8баллов
- Счастье – от общеславянского часть, образовано с помощью приставки съ –в значении « хороший»: буквально «хорошая часть, доля»
Оценивание. 2 балла
- Удивительная тишина –согласование
кофе по-турецки – примыкание
нашёл среди цветов – управление
каждый из присутствующих - управление
Оценивание. 4 балла
Максимальное количество баллов за первую часть – 36.
Часть П
- «Война». 1балл
- Ю. Бондарев в рассказе повествует о жестоком, антигуманном поступке советского солдата, в злобе расстрелявшего пленного немецкого офицера. 1 балл
- «Совместимы ли война и гуманизм по отношению к врагу?» - задаётся вопросом писатель. И с горечью отвечает, что иногда есть такие «периоды в человеческой истории, когда добро и зло ходят в обнимку, шатаясь от жестокого хмеля». 1балл
- Художественный. 1балл,за каждый аргумент 1 балл. Максимум 4бала
- Повествование. 1 балл, за каждый аргумент 1 балл. Максимум 4 балла
- Сочинение конкурсанта должна представлять собой связный, целостный и завершенный текст. (100-130 слов). В нем должно быть представлено понимание учеником позиции писателя Ю. Бондарева.
Оценивание: при соблюдении вышеуказанных требований ─ до 10 баллов; при некорректном построении текста (несоблюдение жанровых требований, связности и других текстовых признаков, наличие большого количества ошибок ─ больше пяти) снимается до 7 баллов.
Максимальное количество баллов за вторую часть – 21.
МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ЗА ВСЮ РАБОТУ – 57 .
Предварительный просмотр:
Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по русскому языку
в 2015/2016 учебном году
5 класс (на начало года)
Максимально возможный балл – 26
Время на выполнение заданий – 60 мин.
1. Расставьте ударения в словах.
Квартал, свекла, щавель, договор, баловать, включишь, звонишь, облегчить, досуг, углубить.
2. Сколько звуков в словосочетании «тонкошеее животное»? Почему?
3. Выписать в один столбик родственные слова, в другой — формы одного и того же слова.
Лес, лесник, прелесть, лесной, перелесок, лесники, лесенка, лесничий, лесничество, слесарь.
Родственные слова | Формы одного и того же слова |
4. Приведите пять фразеологических оборотов со словом «рука». Объясните их значения.
5. Определите род существительных. Подберите к ним прилагательные, согласуя их с существительными. Заполни таблицу.
Существительное | Прилагательное | Род |
Лебедь | ||
Зайка | ||
Мышь | ||
Картофель | ||
Бандероль | ||
Мозоль | ||
Тюль | ||
Фасоль | ||
Шампунь | ||
Овощ | ||
Рояль |
6. Подчеркнуть грамматическую основу в следующих предложениях:
А. Дерево червь изнутри точит.
Б. Конёк режет лёд.
В. Весло задевает водоросли.
Г. Мастер чинит телефон.
Д. Встретить ночь готовится природа.
7. Вопросительное предложение Строительство жилого дома завершено? можно превратить в повествовательное, заменив вопросительный знак точкой. А какие вопросительные предложения нельзя превратить в повествовательные таким путем? Привести два примера.
8. Можно ли безударную гласную в слове «береза» проверить словом «белый»? Объясните.
КЛЮЧИ
Максимально возможный балл – 26
1. Расставьте ударения в словах.
Квартал, свекла, щавель, договор, баловать, включишь, звонишь, облегчить, досуг, углубить.
Ответ: кварта́́л, све́кла, щаве́ль, догово́р, балова́ть, включи́шь, звони́шь, облегчи́ть, досу́г, углуби́ть.
Оценка: по 0,2 балла за каждое слово.
Итого — 2 балла.
2. Сколько звуков в словосочетании «тонкошеее животное»? Почему?
Ответ: 20. Последние две буквы в словах обозначают по два звука: [э] и [j].
Оценка: за ответ — 1 балл; за объяснение — 2 балла.
Итого — 3 балла.
3. Выписать в один столбик родственные слова, в другой — формы одного и того же слова.
Лес, лесник, прелесть, лесной, перелесок, лесники, лесенка, лесничий, лесничество, слесарь.
Родственные слова | Формы одного и того же слова |
Ответ:
Родственные слова | Формы одного и того же слова |
Лес | Лесник |
Лесник | Лесником |
Лесной | Лесники |
Перелесок | |
Лесничий | |
Лесничество |
Оценка: по 0,5 балла за каждое правильно указанное слово.
Итого — 4,5 балла.
4. Приведите пять фразеологических оборотов со словом «рука». Объясните их значения.
Ответ:
Рукой подать — рядом, близко.
Работать не покладая рук — работать усердно.
Легкая рука — о том, кто приносит удачу.
Правая рука — надежный помощник.
Чужими руками жар загребать — присваивать чужой труд.
NB: возможны другие варианты.
Оценка: по 0,5 балла за каждый указанный фразеологизм, по 0,5 балла за объяснение его значения.
Итого — 5 баллов.
5. Определите род существительных. Подберите к ним прилагательные, согласуя их с существительными. Заполни таблицу.
Существительное | Прилагательное | Род |
Лебедь | ||
Зайка | ||
Мышь | ||
Картофель | ||
Бандероль | ||
Мозоль | ||
Тюль | ||
Фасоль | ||
Шампунь | ||
Овощ | ||
Рояль |
Ответ:
Существительное | Прилагательное | Род |
Лебедь | Белый | Мужской род |
Зайка | Трусливый | Мужской род |
Мышь | Полевая | Женский род |
Картофель | Свежий | Мужской род |
Бандероль | Тяжелая | Женский род |
Мозоль | Больная | Женский род |
Тюль | Красивый | Женский род |
Фасоль | Спелая | Женский род |
Шампунь | Новый | Мужской род |
Овощ | Вкусный | Мужской род |
Рояль | Черный | Мужской род |
NB: возможны другие варианты прилагательных.
Оценка: по 0,2 балла за верное определение рода, по 0,2 за верно подобранное согласованное прилагательное.
Итого — 4,4 балла.
6. Подчеркнуть грамматическую основу в следующих предложениях:
А. Дерево червь изнутри точит.
Б. Конёк режет лёд.
В. Весло задевает водоросли.
Г. Мастер чинит телефон.
Д. Встретить ночь готовится природа.
Ответ:
А. Дерево червь изнутри точит.
Б. Конёк режет лёд.
В. Весло задевает водоросли.
Г. Мастер чинит телефон.
Д. Встретить ночь готовится природа.
Оценка: по 0,3 балла за каждый верно определенный главный член предложения.
Итого — 3 балла.
7. Вопросительное предложение Строительство жилого дома завершено? можно превратить в повествовательное, заменив вопросительный знак точкой. А какие вопросительные предложения нельзя превратить в повествовательные таким путем? Привести два примера.
Ответ:
Если в предложении есть слова «когда», «разве», «почему», «неужели» (возможны другие варианты), то предложение нельзя сделать повествовательным: Разве строительство жилого дома завершено? Когда строительство жилого дома завершено?
Оценка: по 1 баллу за каждый приведенный пример.
Итого — 2 балла.
8. Можно ли безударную гласную в слове «береза» проверить словом «белый»? Объясните.
Ответ: можно, основываясь на этимологическом анализе. Слово «береза» образовано от очень древнего корня бе- со значением «блеск, белизна». Тот же корень в слове «белый».
Оценка: 0,1 балла за ответ «можно», 2 балла за объяснение.
Итого — 2,1 балла.
Общая сумма баллов — 26 баллов.
Предварительный просмотр:
Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку
Класс 6
Год 2015-2016
ФИО учителя (составителя олимпиадных заданий) Глумова Н.А.
Дата составления заданий 14.09.15.
Максимальный балл за работу – 45 баллов.
Время выполнения работы – 60 минут
- В каком слове количество букв и звуков совпадает?
А) Мать
Б) беречь
В) вернешься
Г) ясли
Д) боюсь - Выберите варианты слов, в которых ударение падает на последний слог.
а) стройна б) правдивее в) суровее г) далека д) ленивее
- В какой паре слов нет рифмы?
А) документ-инструмент
Б) обидно-завидно
В) алфавит-позвонит
Г) торты-мосты - Укажите пример с нарушением речевой нормы.
А) прилягте
Б) ехайте
В) повтори́м
Г) хотите
- Отыщите, в каком ряду во всех словах нужно вставить букву е.
а) Как постел…шься, так и высп…шься.
б) Где стро…шь, там и ро…шь.
в) Розы кол…тся, а пчелы жал…тся.
г) Человек все ум..ет: он и паш…т, он и се…т.
д) Дождь вымоч…т, а солнышко высуш…т.
6. К каждому слову найти свой синоним.
1. невежда | а. странно, несуразно |
2. невежа | б. буйство |
3. неистовство | в. грубиян |
4. незыблемый | г. несокрушимый |
5. нелепо | д. неуч |
- Анаграмма — перестановка букв в слове, создающая новое слово (например, роман — норма). Образуйте новые слова от предложенных:
ТЬМА, БАНКА, КОЧАН, МОШКАРА, ШЛЮПКА
- Какими частями речи могут быть следующие слова. Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы было ясно, какая это часть речи.
Стих, печь, жаркое - Выполните морфемный разбор слов:
Осинка, царапинка, снежинка, осетринка, тропинка, корзинка, росинка, приморский.
- Объясните значение выделенных слов (отрывок из «Сказки о царе Салтане»
…Идут витязи четами,
И, блистая сединами,
Дядька впереди идет
И ко граду их ведёт.
- Составьте пары антонимов из фразеологизмов:
не разлей вода, повесить нос, до седьмого пота, как кошка с собакой, денежный мешок, угасшее светило, спустя рукава, ни гроша за душой, восходящая звезда, воспрянуть духом
- Завершите сказку.
Однажды на светлой солнечной лужайке собрались несколько существительные: Небо, Дорога, Сказка, Песня, Здоровье. Стали они высказывать друг другу свои обиды на литераторов, учителей, школьников, что дали они им в друзья постоянные прилагательные, от которых никто не может отделаться.
- Я во всех сочинениях голубое, безоблачное, - вздыхало Небо.
- А ко мне привязалось слово ровная, да еще как стрела, а какая я ровная? – чуть не плакала дорога.
Ключи.
- Д – 1б.
- А, Г - 2б.
- 3 – 1б
- Б – 1б.
- Г - 1б.
1. невежда | а. неуч |
2. невежа | б. грубиян |
3. неистовство | в. буйство |
4. незыблемый | г. несокрушимый |
5. нелепо | д. странно, несуразно |
5 б.
- Мать, кабан, ночка, ромашка, плюшка. -5 б.
- Стих – глагол, существительное;
печь - глагол, существительное;
жаркое - прилагательное, существительное – 6 б (по 0, 5 б. за каждый ответ + 0,5б. за предложения).
- Осин-к-а, царап-ин-к-а, снеж-ин-к-а, осетр-ин-к-а, троп-инк-а, корзин-к-а, рос-инк-а, при-мор-ск-ий. – 4 б. (по 0,5 б. за каждый ответ)
- Витязи - воины, четами- парами, сединами- седыми волосами, ко граду – к городу. – 4б.
- Не разлей вода - как кошка с собакой,
повесить нос - воспрянуть духом,
до седьмого пота - спустя рукава,
денежный мешок - ни гроша за душой,
угасшее светило - восходящая звезда. – 5 б.
- Всего - 10 баллов (от 1 до 5 за грамотность; от 1 до 5 за содержание)
Всего баллов: 45 баллов
Предварительный просмотр:
Олимпиадные задания по русскому языку 8 класс (начало года)
1.Расставьте ударения в следующих словах:
Динспансер, премировать, красивее, положил, досуха, балую.
2. От следующих глаголов в неопределённой форме образуйте возможные формы причастий прошедшего времени.
Смотреть, сидеть, наблюдать, вести. нести, кричать.
3. Определите, являются ли грамматически одушевлёнными следующие слова: дуб, кедр, мертвец, матрёшка.
4.Подберите к каждому из следующих слов синоним с таким расчётом, чтобы, поставив их в том же порядке, можно было по начальным буквам прочесть пословицу. О какой пословице идёт речь?
Тын, поощрение, войска, мелодия, чужеземец, кушанье, физкультурник, хата, шлюпка, иносказание.
5.Найдите корень в словах: беседка, бестолочь, безделка, бездна, бесёнок.
6.Докажите, что слово эфиоп нерусского происхождения.
7. Исправьте ошибку в следующем примере. Укажите причину неправильного построения предложения.
Задача была решена неверно благодаря арифметической ошибке.
8.Замените данные ниже словосочетания фразеологизмами.
Очень быстро (бежать), очень тесно, очень темно, очень мало.
9.Замените данные слова фразеологизмами : опытный, плачущий, молчать, хвалить, обманывать, исчезать.
10. Найдите ошибку в предложении. Исправьте её и запишите предложение правильно.
Подходя к лесу, мне стало холодно.
Ответы:
1.ДиспансЕр, премирОвать, красИвее, положИл, дОсуха, балУю
2.Смотреть-смотревший, сидеть – сидевший, наблюдать – наблюдавший, вести-ведший, нести- несший, кричать – кричавший
3.Дуб, кедр- неодушевлённые, матрёшка, мертвец- одушевлённые
4. Забор, награда, армия, напев, иностранец, еда, спортсмен, изба, лодка, аллегория.
Знание- сила.
5.БЕСЕДка, бесТОЛОЧЬ, безДЕЛка, БЕСёнок.
6.Эфиоп- слово нерусского происхождения, так как для русского языка не характерны: начальное э; звук ф в начале слова.
7.Задача была решена неверно из-за арифметической ошибки.
8.Сломя голову, как сельди в бочке, хоть глаз коли, как кот наплакал
9.Собаку съел, глаза на мокром месте, в рот воды набрать, петь дифирамбы, обвести вокруг пальца, как сквозь землю провалиться.
10. Когда я подходил к лесу, мне стало холодно.
Предварительный просмотр:
Тестовые задания
1. От какого глагола не образуется действительное причастие настоящего времени?
А) проходить
Б) видеть
В) рапортовать
Г) посмотреть
2. В каком предложении НЕ пишется слитно с обоими словами?
А) Одет он (не)лепо, (не)по-нашему.
Б) Уходя из дома, (не)оставляйте (не)выключенные электроприборы.
В) Выглядел он (не)ряшливо и говорил (не)искренне.
Г) (Не)набив шишек, (не)научишься кататься на велосипеде.
3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НИ?
В чертогах Снежной королевы Каю казалось, что лучше ему (1)где быть (2) может. Он (3)мало (4) беспокоился о своей судьбе.
А) 1, 4
Б) 1
В) 1, 2, 3, 4
Г) 1, 3
4. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
А) Вот раздалося (КУ)КУ (В)ДАЛЕКЕ.
Б) (В)СЛЕДСТВИЕ сильных морозов занятия отменили, (ЗА)ТО можно было выспаться.
В) (НЕ)СМОТРЯ на то что был поздний час, (КОЕ)ГДЕ в окнах горел свет.
Г) Я (ТО)ЖЕ научился решать задачи (НА)ПОДОБИЕ треугольников.
5. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
А) насух..
Б) снов..
В) к..литка
Г) акв..рель
6. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
А) балУясь
Б) досЫта
В) килОметр
Г) нАчавший
7. В каком примере не нарушена речевая норма?
А) напишущий изложение
Б) аэрозоль для моли
В) уверенность в победе
Г) поделиться о впечатлениях
8. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
А) Это был трудный путь, и люди, утомлённые им, падали духом.
Б) Алёша так неожиданно бросился на шею к кухарке, что она упустила из рук Чернушку, которая от страха взлетела на кровлю сарая и там продолжала кудахтать.
В) Тьма заполнила комнату, камин потух, и тени пропали, а гномы продолжали играть.
Г) Злая мачеха вскочив, об пол зеркальце разбив, в двери прямо побежала и царевну повстречала.
9. В каком наречии на месте пропуска пишется буква А?
А) досрочн..
Б) измученн..
В) искос..
Г) влев..
10. Какое наречие пишется слитно?
А) (по)молодецки
Б) (в)миг
В) (где)то
Г) (с)налёту
Открытые вопросы
Вопрос 1
Определите количество букв и звуков в словах.
Неуютно, неприязнь, пожелание, взволнованный, отъехать, январь.
Вопрос 2
Расставьте ударение в словах:
Дефис, звонишь, договор, торты, процент, каталог, прибыл, положил, черпать, средства, досуха, втридорога.
Вопрос 3
Какими русскими словами-синонимами можно заменить заимствованные слова?
Трасса, дискуссия, авеню, маэстро, фиаско, шеф.
Вопрос 4
В какой из приведенных пар фразеологизмов отношения иные, чем в остальных?
Тертый калач – стреляный воробей,
два сапога пара – одного поля ягоды,
ни рыба ни мясо – ни богу свечка ни черту кочерга,
сесть на мель – сесть в калошу,
что есть духу – во все лопатки.
Вопрос 5
Школьники, живущие и обучающиеся в России, могут сказать, что они знают русский алфавит от А до Я. А что могли бы сказать о знании своего алфавита ученики Древней Греции? А Древней Руси?
Творческие задания
Задание 1
Запишите слова, которые образуются, если прочитать в обратном порядке транскрипцию слов:
Люк, ожог, киль, араб, лёд, краб.
Задание 2
Найдите среди фразеологизмов искаженные и исправьте ошибки. Объясните, что означают эти фразеологизмы..
Делать из комара слона, выносить сор из избы, два валенка пара, заблудиться в трех осинах, кошку съел, кот наплакал, комар носа не подточит.
Задание 3
Учитель на уроке русского языка предложил ученикам объяснить значение слов. Правильно ли они это сделали? Если в толковании допущены ошибки, исправьте их.
Барышник – человек, который не работает, а ухаживает за барышнями.
Приказчик – тот, кто издает приказы.
Лапотник – медведь, у которого болят лапы.
Задание 4
В книге Л. Кэрролла «Алиса в Стране Чудес» героиня говорит «А не пролечу ли я всю землю насквозь? Вот будет смешно! Вылезаю, — а люди вниз головой! Как их там зовут?.. Антипатии, кажется?» Что имела в виду Алиса, употребляя слово антипатии? Как бы вы назвали людей, живущих на противоположной стороне земли? Как называется словарь, который помог бы ей их назвать?
Задание 5
Перед вами предложение на непонятном языке, которое, однако, построено по законам русского языка. Слова, употребленные в нем, также имеют русские приставки, суффиксы, окончания. Сделайте синтаксический разбор предложения, морфемный и морфологический разбор всех слов. Расставьте необходимые знаки препинания.
Кусодка нырво подзикала мызянаясь отпакать мылюту.
Ответы на тесты
Тестовое задание | № 1 | № 2 | № 3 | № 4 | № 5 |
Ответ | Г | В | Г | Б | А |
Тестовое задание | № 6 | № 7 | № 8 | № 9 | № 10 |
Ответ | А | В | Г | В | Б |
Ответы на открытие вопросы
Ответ на вопрос 1:Неуютно – 7 букв, 8 звуков, неприязнь – 9 букв, 9 звуков, пожелание – 9 букв, 10 звуков, взволнованный – 13 букв, 12 звуков, отъехать – 8 букв, 7 звуков, январь – 6 букв, 5 звуков
Ответ на вопрос 2:ДефИс, звонИшь, договОр, тОрты, процЕнт, каталОг, прИбыл, положИл, чЕрпать, срЕдства, дОсуха, втрИдорога.
Ответ на вопрос 3:Трасса — дорога, дискуссия — спор, авеню — улица, шеф – начальник, маэстро – крупный музыкант, живописец, фиаско – неуспех, полная неудача
Ответ на вопрос 4:
Все пары фразеологизмов, кроме СЕСТЬ НА МЕЛЬ – СЕСТЬ ВКАЛОШУ, — синонимы. Сесть на мель – попасть в трудное положение, а сесть в калошу – поставить себя в неловкое положение.
Ответ на вопрос 5:В Древней Греции – от альфы до омеги. В Древней Руси – от аза до ижицы.
Ответы на творческие задания
Пример ответа на творческое задание №1:Куль, кожа, лик, пара, толь, парк
Пример ответа на творческое задание №2Два сапога пара – похожи друг на друга (обычно по своим качествам, свойствам, положению и т.п.); стоят друг друга, один другого не лучше.
Заблудиться в трех соснах – не суметь разобраться в чем-нибудь простом, не суметь найти выход из самого несложного затруднения.
Собаку съел – имеет большой опыт, навык, основательные знания в чем-либо.
Пример ответа на творческое задание №3
Барышник – тот, кто занимается перепродажей ради барыша — прибыли; перекупщик.
Приказчик – тот, кто занимается торговлей по доверенности хозяина магазина, выполняет его поручения торгового характера; служащий помещика, управлявший помещичьим хозяйством и исполнявший различные хозяйственные поручения.
Лапотник – тот, кто делает, продает лапти; тот, кто ходит в лаптях, крестьянин.
Пример ответа на творческое задание №4
Судя по употребленному слову антипатии с греческой приставкой анти (anti), обозначающей противоположность или враждебность чему-либо, Алиса могла иметь в виду, например, антилюдей, антиангличан.
Словарь антонимов фиксирует группировки слов с противоположным значением.
Пример ответа на творческое задание №5
Кусодка нырво подзикала, мызянаясь отпакать мылюту.
Кусод — к –(а) – существительное женского рода в форме единственного числа, именительного падежа
нырв — о — наречие
по — дзик – а – л – (а) – глагол 1 спряжения в форме изъявительного наклонения, прошедшего времени, женского рода, единственного числа
мызян- а – я – сь – деепричастие несовершенного вида
от — пак — а — ть – глагол 1 спряжения в форме инфинитива
мылют – (у) – существительное женского рода в форме единственного числа, винительного падежа.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ТЕСТЫ ПО РУСКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМАМ
«ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ. МЕСТОИМЕНИЕ»
- Определите, в какой пословице нет отрицательного местоимения:
А) Завистливый ни о ком хорошего слова не скажет.
Б) Ничьими похвалами не возносись.
В) Не в свои сани не садись.
Г) Ничего не делая , мы учимся дурным делам.
- Укажите, каким числительным выражен знаменатель дробного числительного:
А) количественным В) собирательным
Б) порядковым Г) составным
3. Назовите числительное среди слов, имеющих числовое значение:
А) десяток В) вдесятером
Б) десятитысячный Г) удесятерить
4. Укажите, какое местоимение не имеет именительного падежа:
А) себя Б) тебя В) меня Г) его
5. Подберите синоним к местоимению – архаизму ОНЫЙ.
А) такой Б) самый В) этот Г) тот
6) Определите, в каком словосочетании местоимение ИХ не является личным:
А) их вещи В) встретить их
В) попросить их Г) обнадежить их
7) Укажите, какие числительные имеют категорию числа:
А) количественные В) порядковые
Б) собирательные Г) дробные
8) Укажите, какие числительные изменяются так же, как существительные III склонения:
А) от 5 до 20 В) от 1 до 4
Б) от 100 до 500 Г) от 600 до 900
9. Укажите неверное утверждение:
А) местоимения могут указывать на количество предметов, не называя их;
Б) все местоимения изменяются по числам;
В) относительные местоимения служат для связи придаточной части с главной в сложноподчиненном предложении;
Г) местоимение – знаменательная часть речи.
10. Укажите, сколько собирательных числительных в русском языке:
А) 10 Б) 9 В) 8 Г) 7
11. Укажите, в каком фразеологизме нет возвратного местоимения:
А) выйти из себя В) представлять собой
Б) так себе Г) сами с усами
12. Укажите, чем отличается склонение местоимений САМ, САМЫЙ в косвенных падежах:
А) окончанием В) окончанием и ударением
Б) ударением Г) ничем
13. Укажите, в каком ряду все слова являются числительными:
1) трое, трехтысячный, тремястами, тридцатый, трехсотмиллионный;
2) тридцатый, тройка, трехметровый, три пятых, втрое;
3) тремстам, утроить, натрое, трехэтажный, три десятых, утроенный;
4) трех тысячах, утроив, трёхмиллиардный, тремя, трижды.
А) в первом Б) во втором В) в третьем Г) в четвертом
14. Укажите, какой разряд числительных есть в татарском языке, но нет в русском языке:
А) количественные В) приблизительные
Б) порядковые Г) собирательные
15. Укажите, какие числительные имеют категорию числа:
А) количественные В) дробные
Б) собирательные Г) порядковые
16. Укажите неверное утверждение:
А) имя числительное может быть любым членом предложения;
Б) все числительные изменяются по падежам, числам и родам;
В) числительные обозначают количество или порядок предметов при счете.
Г) при склонении числительных от 50 до 80 изменяются обе части.
17. Укажите, в каком стиле преимущественно употребляются собирательные числительные:
А) обиходно-бытовой В) официально-деловой
Б) научный Г) публицистический
18. Укажите правильную форму творительного падежа количественного числительного:
А) четырехстами В) четыремстам
Б) четыремстами Г) четырьмястами
19. Определите, в какой строчке есть местоимение другого разряда:
1) этот, такой, тот, таков, столько:
2) тебя, себя, меня, нами, вас, вами;
3) ничьими, никого, ни о каких, ни с чем;
4) нечто, какой-нибудь, некоторый, несколько, что-либо.
А) в первой строчке В) в третьей строчке
Б) во второй строчке Г) в четвертой строчке
20. Укажите, в какой форме стоит существительное при дробном числительном:
А) родительный падеж ед.ч. В) именительный падеж ед.ч.
Б) родительный падеж мн.ч. Г) именительный падеж мн.ч.
21. Укажите, в каком предложении местоимение употреблено неверно:
А) Мать дала сыну его игрушки.
Б) Одноклассник пригласил нас к себе в гости.
В) Мне указали на свои ошибки.
Г) У неё не было той книги, которую я просила.
22. Определите, в каком предложении находится местоимение со следующими морфологическими признаками: относительное, Тв. п., ед. ч.
А) Каждая мать гордилась бы таким сыном.
Б) С кем поведешься, от того и наберешься.
В) Других не суди – на себя погляди.
Г) Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет.
23. Определите, в каком ряду присутствует числительное не того разряда:
А) две тысячи сто пятнадцать, двести сорок пятый, триста двенадцать;
Б) пятьсот тридцать второй, две тысячи тринадцатый;
В) шесть целых семь десятых, восемь девятых, три четвертых;
Г) пять тысяч сто пятьдесят семь, девятьсот двадцать четыре.
24. Укажите, словосочетание, в котором числительное ОБА употреблено правильно:
А) в обоих руках Б) с обоими сестрами
Б) в обоих случаях Г) по обоим сторонам
25. Определите, в каком ряду все местоимения пишутся слитно:
А) не (с) кем, (ни) кем, не(от) кого, (ни)кого), какой(то);
Б) не(за)что, (ни)что, чей(то), не(к)кому, (никому);
В) (ни)чьими, (ни)какому), (ни)чему, (не) сколько, (ни)чем;
Г) чьими(либо), кое (о) чем, (не) который, (ни)кем).
26. Определите, в каком ряду нет ни одного числительного:
А) пятисотый, пятерка, пятнадцать, пятиметровый, пятеро;
Б) пять сотых, пятидесятимиллионный, пятиэтажка, пятьюдесятью;
В) пятимиллиардный, пять четвертых, пятидесятилетний, пятилетка;
Г) пятидесятиметровый, впятеро, пятерня, пятисотлетний.
27. Укажите, сколько падежных форм имеет числительное ПОЛТОРА:
А) две Б) три) В) четыре Г) пять
28. Укажите, в каком предложении выделенное местоимение не является подлежащим:
А) Люби того, кто не обидит никого. В) Что стерпится, то и сладится.
Б) Я – не ты. Г) Кто не сеет, тот и не жнет.
29. Укажите неверное утверждение:
А) сложные числительные пишутся раздельно;
Б) в предложении числительное может выступать в роли сказуемого;
В) в официально-деловом стиле, как правило, не используются личные местоимения;
Г) в составных количественных числительных склоняется не только каждое слово, но и каждая часть.
30. Укажите, в каком предложении допущена речевая ошибка, связанная с неправильным употреблением местоимения:
А) В классе только и говорили о его победе.
Б) Мне указали на свои ошибки.
В) Выберите блюдо по вашему вкусу.
II вариант
1. Определите, в какой пословице нет отрицательного местоимения:
А) Не в свои сани не садись.
Б) Ничьими похвалами не возносись.
В) Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива.
Г) Ничего не делая, мы учимся дурным делам.
2. Укажите, каким числительным выражен числитель дробного числительного:
А) количественным В) собирательным
Б) порядковым Г) составным
3. Назовите числительное среди слов, имеющих числовое значение:
А) семерка В) всемером
Б) семитысячный Г) семиэтажный
4. Укажите, какое местоимение не имеет именительного падежа:
А) тебя Б) себя В) меня Г) его
5. Подберите синоним к местоимению – архаизму СЕЙ
А) такой Б) самый В) этот Г) тот
6) Определите, в каком словосочетании местоимение ИХ не является притяжательным:
А) их вещи В) встретить их
В) их проект Г) их надежды
7) Укажите, какие числительные изменяются так же, как имена прилагательные:
А) количественные В) дробные
Б) собирательные Г) порядковые
8) Укажите, какие числительные изменяются так же, как существительные III склонения:
А) от 40 до 50 В) от 1 до 4
Б) от 5 до 20 Г) от 100 до 500
9. Укажите неверное утверждение:
А) местоимения могут указывать на количество предметов, не называя их;
Б) местоимения могут замещать только именные части речи;
В) вопросительные местоимения употребляются только в вопросительном предложении;
Г) местоимение – служебная часть речи.
10. Укажите, сколько собирательных числительных в русском языке:
А) 7 Б) 8 В) 9 Г) 10
11. Укажите, в каком фразеологизме нет возвратного местоимения:
А) сами с усами В) себе на уме
Б) так себе Г) ни себе ни людям
12. Укажите, чем отличается склонение местоимений САМ, САМЫЙ в косвенных падежах:
А) окончанием и ударением В) окончанием
Б) ударением Г) ничем
13. Укажите, в каком ряду все слова являются числительными:
1) двое, двухтысячный, двумястами, двадцатый, двухсотмиллионный;
2) двести, двойка, двухметровый, две пятых, вдвое;
3) двумстам, удвоить, надвое, двухэтажный, две десятых, удвоенный;
4) двух тысячах, удвоив, двухмиллиардный, двумя, дважды.
А) в первом Б) во втором В) в третьем Г) в четвертом
14. Укажите, какой разряд числительных есть в татарском языке, но нет в русском языке:
А) количественные В) собирательные
Б) порядковые Г) разделительные
15. Укажите, какие числительные имеют категорию числа:
А) количественные В) дробные
Б) порядковые Г) собирательные
16. Укажите неверное утверждение:
А) числительные 40, 90, 100 при склонении имеют две падежные формы;
Б) при склонении числительных от 200 до 900 изменяются обе части;
В) числительные обозначают количество или порядок предметов при счете.
Г) все числительные изменяются по падежам, числам и родам.
17. Укажите, в каком стиле преимущественно употребляются собирательные числительные:
А) официально-деловой В) обиходно-бытовой
Б) научный Г) публицистический
18. Укажите правильную форму творительного падежа количественного числительного:
А) тремястами В) трёхстами
Б) тремстами Г) тристами
19. Определите, в какой строчке есть местоимение другого разряда:
1) тот, такой, этот, таков, столько:
2) себя, тебя, меня, нами, вас, вами;
3) ничьими, никого, ни о каких, ни с чем;
4) нечто, какой-нибудь, некоторый, несколько, что-либо.
А) в первой строчке В) в третьей строчке
Б) во второй строчке Г) в четвертой строчке
20. Укажите, в какой форме стоит существительное при дробном числительном:
А) родительный падеж ед.ч. В) родительный падеж мн.ч.
Б) именительный падеж ед.ч. Г) именительный падеж мн.ч.
21. Укажите, в каком предложении местоимение употреблено неверно:
А) Мать дала сыну его игрушки.
Б) Одноклассник пригласил нас к себе в гости.
В) У неё не было той книги, которую я просила.
Г) Мне указали на свои ошибки.
22. Определите, в каком предложении находится местоимение со следующими морфологическими признаками: возвратное, винительный п., ед. ч.
А) Я сам расскажу о времени и о себе.
Б) С кем поведешься, от того и наберешься.
В) Других не суди – на себя погляди.
Г) Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет.
23. Определите, в каком ряду присутствует числительное не того разряда:
А) пять тысяч сто двенадцать, сто сорок пятый, четыреста двенадцать;
Б) пятьсот тридцать второй, две тысячи тринадцатый;
В) шесть целых семь десятых, восемь девятых, три четвертых;
Г) пять тысяч сто пятьдесят семь, девятьсот двадцать четыре.
24. Укажите, словосочетание, в котором числительное ОБА употреблено правильно:
А) обоими руками Б) с обоими сестрами
Б) в обоих случаях Г) по обоим сторонам
25. Определите, в каком ряду все местоимения пишутся слитно:
А) не (с) кем, (ни) кем, не(от) кого, (ни)кого), какой(то);
Б) не(за)что, (ни)что, чей(то), не(к)кому, (никому);
В) (ни)чьими, (ни)какому), (ни)чему, (не) сколько, (ни)чем;
Г) чьими(либо), кое (о) чем, (не) который, (ни)кем).
26. Определите, в каком ряду нет ни одного числительного:
А) семисотый, семерка, семнадцать, семиметровый, семеро;
Б) семь сотых, семидесятимиллионный, семиэтажный, семьюдесятью;
В) семимиллиардный, семь девятых, семидесятилетний, семилетка;
Г) семидесятиметровый, семерка, всемером, семисотлетний.
27. Укажите, сколько падежных форм имеет числительное ПОЛТОРАСТА:
А) пять Б) три В) две Г) четыре
28. Укажите, в каком предложении выделенное местоимение не является подлежащим:
А)Ты – не я . В) Что стерпится, то и сладится.
Б) Кто любит труд, того люди чтут. Г) Кто не сеет, тот и не жнёт.
29. Укажите неверное утверждение:
А) в предложении числительное может выступать в роли сказуемого;
Б) составные количественные числительные пишутся слитно;
В) в официально-деловом стиле, как правило, не используются личные местоимения;
Г) в составных количественных числительных склоняется не только каждое слово, но и каждая часть.
30. Укажите, в каком предложении допущена речевая ошибка, связанная с неправильным употреблением местоимения:
А) В классе только и говорили о его победе.
Б) В свои семьдесят лет он выглядит прекрасно.
В) Выберите блюдо по вашему вкусу.
Г) Мне указали на свои ошибки.
Ответы:
1 вариант: 1 В, 2 Б, 3Б, 4 А, 5Г, 6А, 7.В, 8 А, 9Б, 10Б, 11Г, 12Б, 13А, 14 В, 15 Г, 16 Б,
17 А, 18 Г, 19 Б, 20 А, 21 В, 22 Б, 23 А, 24 Б, 25 В, 26 Г, 27 А, 28 Б , 29 А, 30Б
2 вариант: 1 А, 2 А, 3Б, 4 Б, 5В, 6В, 7.Г, 8 Б, 9Г, 10В, 11А, 12Б, 13А, 14 В, 15 Б, 16 Г,
17 В, 18 А 19 Б, 20 А, 21 Г, 22 В, 23 А, 24 Б, 25 В, 26 Г, 27 В, 28 А, 29 Б, 30Г